результаты обучения географии по фгос

Образовательные результаты: Концепция ГО и ФГОС ООО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Образовательные результаты: Концепция ГО и ФГОС ООО

планируемые результаты обучения в материалах Концепции.

1) формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

Основное общее образование Географическое образование в основной школе должно:

– использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного предмета, позволяющего преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами: картографическими (в т.ч. ГИС, моделирование), иллюстративными (включая видео, компьютерную графику) и другими;

– воспитывать чувства патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики, в том числе за счет переработки и усиления курсов «География России» и «География родного края» в системе школьного географического образования;

– предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения высокого уровня географической культуры и географических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе, в том числе для решения практических задач;

– обеспечивать соответствие содержания примерных образовательных программ по географии, учебно-методических материалов, технологии и методики преподавания возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

– вестись по учебникам географии нового поколения, ориентированным на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, направленным на достижение конкретных результатов учебной деятельности, в том числе посредством развития навыков самостоятельной творческой работы обучающихся, ориентации на формирование умения учиться;

– реализовываться посредством дополнительных учебных материалов, электронных и печатных: хрестоматий, карт и атласов, словарей географических терминов, справочников и др.;

– предоставлять каждому учащемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения любого уровня географической подготовки с учетом индивидуальных потребностей и 8 способностей посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику электронных учебных пособий и использования дистанционных образовательных технологий

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной с учебными пособиями, книгами, доступными инструкциями и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и желательного отношения к другому человеку, его мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах, сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в отношении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю- жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

З) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы. Основные идеи концепции: школьная география должна соответствовать современному этапу развития общества, новому социальному заказу школе, современным достижениям географической науки, дидактике и методике преподавания географии.

Рекомендуют использовать новейшие документы, материалы, конкретные факты о реализации российской модели социально ориентированной рыночной экономики, многовекторности политики государства; включать учащихся в активную познавательную деятельность (выполнение практикумов, защиту проектов, участие в дискуссиях), в результате которой у них формируется объективное эмоционально-ценностное восприятие своей страны в окружающей среде.

Источник

Рабочая программа по географии ФГОС СОО 10-11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

результаты обучения географии по фгос. Смотреть фото результаты обучения географии по фгос. Смотреть картинку результаты обучения географии по фгос. Картинка про результаты обучения географии по фгос. Фото результаты обучения географии по фгос

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативноправовой документ для организации учебного процесса в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении.

Рабочая программа по географии для средней школы составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

— Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

— Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ Верх-Каргатская СОШ.

— Примерной программы по географии.

Данную рабочую программу реализуют учебники, рекомендованные МО РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и содержание которых соответствует ФГОС СОО.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

усвоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамичном изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Общая характеристика учебного предмета

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Место предмета в базисном учебном плане

География входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для среднего общего образования.

География в средней школе изучается в 10-11 классах.

Согласно учебному плану МКОУ Верх-Каргатская СОШ, общее число учебных часов за два года обучения —70, из них 36 ч (1 ч в неделю) в 10 классе и 34 ч (1 ч в неделю) в 11 классе.

Перечень учебно-методического комплекта по географии для 10-11 классов

— Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10-11 класса М., «Просвещение», 2018 г.;

— Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс с комплектом контурных карт;

— В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10-11 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2018г.

— Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. К учебному комплекту В.П. Максаковского 10-11 класс (М.:Просвещение), М.:

1. Планируемые результаты изучения курса «География»

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

— воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

-осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

-формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

-развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

-формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

-формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

В результате изучения учебного предмета «География» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования:

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям; – выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

–раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

– характеризовать географию рынка труда;

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда; – определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве; –оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде;

— сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

–составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе; – прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов; – анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

–выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

2. Содержание учебного предмета 10 класс.

(1 ч в неделю, всего 36 ч.)

Часть I. Общая характеристика мира (36часов)

Введение. География как наука. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Современные методы географических исследований. Структура учебника. Как работать с учебником.

Тема 1. Современная политическая карта мира (5 часов)

Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

Практическая работа № 2

Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

Контрольная работа № 1 по теме: «Современная политическая карта мира »

Тема 2. Природа и человек в современном мире (7 часов)

Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической

(окружающей) среде. Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.

Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран.

Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания. География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы.

Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения.

Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути.

Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООГГГ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.

Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по выбору).

Контрольная работа № 2 по теме: «Природа и человек в современном мире»

Тема 3. География населения мира (6 часов)

Понятие об урбанизации как о всемирном процессе.

Быстрые темпы роста городского населения. Формирование городских агломераций. Группировка стран мира по уровню урбанизации. Сельское население. Население и окружающая среда.

Практическая работа № 4

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Контрольная работа № 3 по теме: «География населения мира»

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 часов) Понятие о научно-технической революции (НГР). Характерные черты НТР.

Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии.

Главные направления развития производства. Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Отраслевая структура мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства. Территориальная структура хозяйства. Факторы размещения производительных сил. Практическая работа № 5

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

Контрольная работа № 4 по теме: «НТР и мировое хозяйство»

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (12часов)

Практическая работа № 6

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира. Контрольно-обобщающий урок по теме № 5 Урок-обобщение пройденного за год материала.

Итоговая контрольная работа за курс 10 классса.

(1 ч в неделю, всего 34 ч.)

Часть II. Региональная характеристика мира (30 часов) Тема 6. Зарубежная Европа (7 часов)

Общая характеристика зарубежной Европы. Особенности ЭГП.

Природные условия и ресурсы зарубежной Европы.

Население зарубежной Европы. Место региона в мировом хозяйстве. Промышленность зарубежной Европы, ее главные отрасли, промышленные районы. Сельское хозяйство зарубежной Европы. Транспортная система. Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Зарубежная Европа как главный в мире район международного туризма.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы.

Субрегионы и страны зарубежной Европы.

Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы.

Практическая работа № 1

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

Контрольная работа № 1 по теме: «Зарубежная Европа»

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (10 часов)

Общая характеристика зарубежной Азии. Размеры территории и границы.

Отличительные черты ЭГП. Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Население. Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства.

Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды. Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономико-географическое положение. Административно-территориальное деление Китая. Население Китая. Китай как страна древней культуры. Промышленность Китая.

Сельское хозяйство. Транспорт Китая.

Внешние экономические связи Китая. Крупные города. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в международном туризме.

Япония. Территория Японии, её границы и ЭГП. Население Японии.

Крупнейшие города и городские агломерации.

Индия. Территория, границы, ЭГП. Государственный строй; форма правления и административно-территориальное деление. Население.

Хозяйство. Промышленность Индии. Сельское хозяйство Индии. Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы».

Австралия и Океания. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История освоения Австралии. Основные черты населения. Главные города Австралии. Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве.

Крупнейшие города и городские агломерации.

Практическая работа № 2

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Практическая работа № 3

Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза.

Контрольная работа № 2 по теме: «Азия»

Тема 8. Африка (3часа)

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.

Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства. Состояния окружающей среды.

Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство.

Контрольная работа № 3 по теме «Африка».

Тема 9. Северная Америка (4 часов)

Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и её подразделение на три части. Выгодное, границы. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная система.

Население США. Городские агломерации и мегалополисы США.

Особенности сельского расселения.

Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Особенности территориальной структуры хозяйства. География

промышленности США. Природные ресурсы для развития промышленности США. Понятие о четырёх промышленных поясах. География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли. Сельскохозяйственные районы (пояса) США.

География транспорта США.Главные транспортные магистрали и узлы. Внешние экономические связи США. Развитие внутреннего и международного туризма в США. Охрана окружающей среды.

Канада. Размеры территории и ЭГП. Особенности государственного строя.

Население.Четыре отрасли её международной специализации.

Экономические и социальные различия между Югом Севером Канады.

Практическая работа № 4

Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

Практическая работа № 5

Составление характеристики Канады.

Контрольная работа № 4 по теме: «США»

Тема 10. Латинская Америка (4 часов)

Общая характеристика региона. Субрегионы. Особенность ЭГП.

Государственный строй стран. Природные ресурсы региона. Агроклиматические условия. Население. Крупнейшие городские агломерации региона. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Особенность транспортной системы. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика.

Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Федеративная Республика Бразилия.

Горнодобывающая промышленность; основные центры, обрабатывающая промышленность, основные центры. Главные сельскохозяйственные районы. Особенности территориальной структуры хозяйства. Промышленные новостройки в Амазонии. Крупнейшие городские агломерации. Главные транспортные новостройки.

Контрольная работа №5 по теме: «Латинская Америка»

Тема 11. Россия в современном мире (2 часа)

Место России в мировой политике. Место России в мировом природноресурсном потенциале. Экологическая обстановка в России.

Место России в населении мира. Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Место России в мировом сельском хозяйстве: в растениеводстве и животноводстве.

Место России в мировом транспорте. Россия в международных экономических отношениях. Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Перспективы развития России до 2020 г.

Практическая работа № 6

Определение роли России в мировом производстве важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

— Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию:

1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России;

1.Используя учебник и дополнительные источники информации, составить проект подключения к газотранспортной системе России гигантского газоконденсатного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, освоения которого намечается во втором десятилетии XXI в.

Контрольная работа № 6 по теме «Россия в современном мире»

Часть Ш. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (4 часа)

Понятие о глобальных проблемах и их классификации. Приоритетные глобальные проблемы. Проблема разоружения и сохранение мира. Проблема международного терроризма. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Энергетическая проблема. Продовольственная проблема. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей. Проблема освоения Мирового океана. Проблема освоения космического пространства.

Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география. Итоговое тестирование по курсу географии за 11 класс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *