рецепторы можно обнаружить в головном мозге спинном мозге органов чувств двигательных нейронов
Головной мозг человека
Нервная система человека представлена головным мозгом, расположенном в полости черепа; спинным мозгом, расположенном в полости позвоночника, и разветвленной системой нервов, которые отходят от головного мозга (черепно-мозговые нервы) и иннервируют органы головы; системой нервов, которые ответвляются от спинного мозга и иннервируют руки, ноги, туловище, внутренние органы. Головной и спинной мозг – представляют центральную нервную систему, а система нервов – периферическую нервную систему.
Все образования нервной системы состоят из множества нейронов (клеток нервной системы) и их отростков, по которым передаются нервные импульсы в восходящем и нисходящем направлениях за счёт многообразных связей, существующими между нейронами.
Несмотря на то, что разные нейроны выполняют различные функции, и имеют различия в строении, все они имеют тело, воспринимающая структура, и отросток, дендрит, проводящая структура.
Нервная клетка выполняет две основные функции: 1) переработка поступающей информации, передача нервного импульса и 2) биосинтетическая, направленная на поддержание своей жизнедеятельности.
Так схематически выглядит строение нейрона.
Так выглядит головной мозг человека.
Это сложнейшая структура, состоящая из множества различных образований, находящихся в тесном взаимодействии; осуществляющая проводящую, анализирующую, регулирующую и координирующую функции. Все движения тела, чувства человека, работа внутренних органов, его разум, интеллект, память, сознание, сон, бодрствование, всё контролируется головным мозгом. Мозг человека можно сравнить со сложнейшим компьютером с заложенными в него программами, постоянно модифицирующимися в течение жизни человека.
В лобных долях находятся центры регуляции произвольных движений, при поражении которых развивается слабость в руках, ногах с одной стороны, или только руки или ноги. В лобных долях находятся и центры «произвольного» поворота глаз и головы, при поражении которых возникает отклонение глаз и головы в сторону патологического очага. В лобных долях находятся и центры координации движений, при поражении которых возникают нарушения стояния и ходьбы. И, наконец, при поражении коры лобных долей развиваются поведенческие и психические расстройства.
Теменные доли отвечают за способность человека узнавать предметы наощупь, способность производить сложные целенаправленные действия, способность расшифровывать письменные знаки и способность письма.
Височные доли несут слуховые, вкусовые и обонятельные центры, центры понимания и воспроизведения речи, центры координации движений.
В стволе головного мозга находятся центры регуляции жизнеобеспечивающих систем органов, дыхательной, сердечно-сосудистой, промежуточные центры регуляции черепно-мозговых нервов, проводящие пути двигательной и чувствительной систем.
В стволе головного мозга в его покрышке располагаются ядра черепно-мозговых нервов, тела нервных клеток, ответственных за иннервацию органов головы, лица, обеспечивающих выполнение функции вкусового, слухового, зрительного, вестибулярного и обонятельного анализатора.
Различают черепно-мозговые нервы каудальной группы: 1) Добавочный нерв, 11 пара, иннервирует мышцу, поворачивающую голову в сторону. 2) Подъязычный нерв, 12 пара, иннервирующий язык. 3) Языкоглоточный нерв, 9 пара, иннервирующий глоточную мускулатуру, язык, нёбо, среднее ухо, слюнные железы. 4) Блуждающий нерв, 10 пара, иннервирующий мускулатуру глотки, мягкого нёба, гортани, гладкую мускулатуру бронхов, трахеи, пищевода, желудка, кишечника.
Далее различают черепно-мозговые нервы мосто-мозжечкового угла: 1) Лицевой нерв, 7 пара, иннервирующий мышцы лица. 2) Вестибуло-кохлеарный нерв, 8 пара, иннервирующий внутреннее ухо. 3) Тройничный нерв, 3 пара, иннервирующий кожу лица, челюсти, жевательные мышцы.
Далее следует группа глазодвигательных нервов: 3, 4, 6 пары.
И наконец, зрительный нерв, 2 пара, иннервирующий сетчатку глаза, и обонятельный нерв, 1 пара, иннервирующий слизистую носовой полости.
Нулевой контрольный срез по биологии, 9 кл.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задание Ι. Выберите один правильный ответ.
Какой метод используют для диагностики заболевания легких?
А. Флюорография Б. Электрокардиография
В. Электроэнцефалография Г. ультразвуковое исследование (УЗИ)
По чувствительному нерву нервные импульсы направляются
А. из головного мозга в спинной Б. из спинного мозга в головной
В. в центральную нервную систему Г. к исполнительному органу
Рецепторы можно обнаружить в
А. головном мозге Б. спинном мозге В. органах чувств Г. двигательных нейронах
Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечи вает передвижение крови
А. по малому кругу кровообращения
Б. по большому кругу кровообращения
В. из левого предсердия в левый желудочек
Г. из правого предсердия в левое предсердие
5. Сущность выделительной функции у животных и чело века состоит в удалении из организма
А. углекислого газа Б. непереваренных остатков пищи
В. азотсодержащих соединений, образующихся в про цессе обмена веществ
Г. веществ, образующихся в сальных железах
6. Воздух в дыхательных путях согревается благодаря тому, что
А. их стенки выстланы ресничным эпителием
Б. в их стенках расположены железы, выделяющие слизь
В. в их стенках разветвляются мелкие кровеносные со суды
Г. легочные пузырьки состоят из одного слоя клеток
А. длинными отростками нейронов Б. вставочными нейронами
В. телами двигательных нейронов Г. нервными узлами
8. Выделение слюны на присутствие пищи в ротовой по лости — пример рефлекса
А. условного Б. приобретенного в течение жизни
В. Безусловного Г. не передающегося по наследству
9. Какова причина возникновения близорукости?
А. помутнение хрусталика Б. повреждение зрительного нерва
В нарушение в зрительной зоне коры головного мозга
Г. уменьшение способности хрусталика изменять кривизну
10. У человека и млекопитающих животных венозная кровь течет в
А. венах малого круга и в артериях большого круга кровообращения
Б. венах большого и малого кругов кровообращения
В. артериях малого и большого кругов кровообра щения
Г. артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения
11. Вдыхаемый воздух в полости носа благодаря движе нию ресничек эпителиальной
А. насыщается углекислым газом
Б. освобождается от пылевых частиц и микроорга низмов
В. Увлажняется Г. согревается
12. Образование лейкоцитов, в отличие от эри троцитов, происходит не только в
А. поджелудочной железе Б. печени В. Мышцах Г. лимфатических узлах
13. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, — это
А. вены малого круга кровообращения Б. вены большого круга кровообращения
В. артерии малого и большого кругов кровообращения
Г. капилляры малого и большого кругов кровообра щения
14. При изменении условий окружающей среды у человека и млекопитающих
животных вырабатываются рефлексы
А. условные Б. передающиеся по наследству
В. осуществляемые без участия коры головного мозга
Г. характерные для всех особей вида
15. Если нижняя часть тела потеряла подвижность, зна чит, у человека
повреждены нейроны спинного мозга
А. вставочные Б. образующие его белое вещество
В. двигательные передних корешков Г. чувствительные задних корешков
Задание ΙΙ. Выбрать три ответа из шести.
Выбрать три ответа из шести. В связи с прямохождением у человека
A) освобождаются верхние конечности
Б) стопа приобретает сводчатую форму
B) большой палец руки противостоит остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого
Е) уменьшается волосяной покров
Задание ΙΙΙ. Установите последовательность событий, происходящих при выдохе:
1) воздух выходит из легких в окружающую среду;
2) опускаются ребра, диафрагма принимает форму купола;
3) давление воздуха в легких повышается;
4) сокращается объем грудной клетки;
5) сдавливаются легкие;
6) расслабляются межреберные мышцы и диафрагма.
Задание ΙΥ. Прочитайте текст, выполните задания
Кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов. Различают красные кровяные клетки – эритроциты, белые кровяные клетки – лейкоциты, кровяные пластинки – тромбоциты.
Эритроциты – это двояковогнутые безъядерные клетки крови, видимые в световой микроскоп. В мельчайшей капельке крови в 1 куб. мм их содержится до 5 млн. Окраска эритроцитов зависит от содержания в них железосодержащего вещества – гемоглобина, который способен легко соединятся с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам и углекислый газ от органов к лёгким. Место образования эритроцитов – красный костный мозг, находящийся в плоских костях и головках трубчатых костей.
Лейкоциты – бесцветные кровяные клетки, содержащие ядро и способные изменять свою форму, самостоятельно двигаться даже против тока крови, проникать через стенки сосудов в ткани. Образуются в лимфатических сосудах, красном костном мозге. Количество их в 1 куб. мм значительно меньше, чем эритроцитов и составляет 5-8 тыс. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приблизившись у микробам, инородным телам, белые кровяные клетки поглощают их путём фагоцитоза.
Внесите недостающие сведения в таблицу.
Признаки для сравнения
Не имеют постоянную форму, имеют ядро
Транспортируют кислород и углекислый газ
Защищают от инородных тел
Количество в 1 куб. мм
Красный костный мозг
Задание Ι. Выберите один правильный ответ.
1 . Какая наука изучает процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека?
А. анатомия Б. физиология В. экология Г. гигиена
2. Причина непрерывного движения крови по сосудам —
А. высокое давление в артериях и низкое в венах
Б. одинаковое давление в артериях и венах
В. увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам
Г. высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями
3. Рефлексы в организме животного и человека осуществ ляются с помощью
А. Ферментов Б. гормонов В. витаминов Г. рефлекторных дуг
4 . Базедова болезнь, сопровождаемая повышением частоты сердечных сокращений,
кровяного давления, возбу димости нервной системы, возникает у человека при
А. Гипофиза Б. надпочечников В. поджелудочной железы Г. щитовидной железы
5. Какие вещества придают кости твердость?
А. белки и жиры Б. глюкоза и аминокислоты
В. нуклеиновые кислоты Г. минеральные соли
6. Каким свойством обладают нервная и мышечная ткани?
А. Проводимостью Б. сократимостью В. возбудимость Г. воспроизведения
7. Почему воспаление среднего уха может возникнуть как осложнение при ангине, скарлатине и гриппе?
А. это случайное совпадение
Б. эти заболевания усиливают восприимчивость орга низма к инфекции
В. инфекция может попасть в среднее ухо через слухо вую трубу
Г. больному человеку трудно следить за чистотой орга нов слуха
8. Кровь, лимфа, межклеточное вещество — разновидно сти ткани
А. нервной Б. мышечной В. с оединительной Г. эпителиальной
9. Почему кровь не может попасть из аорты в левый же лудочек?
А. желудочек сокращается с большой силой и не про пускает кровь из аорты
Б. кармашки полулунных клапанов заполняются кро вью и плотно смыкаются
В. кармашки полулунных клапанов прижимаются к
стенкам аорты
Г. от краев и поверхности створок клапанов отходят сухожильные нити, которые позволяют клапанам открываться только в одну сторону
10. При недостатке в организме витамина С наступает
А. резкое ухудшение зрения Б. кровоточивость десен, воспаление слизистых оболочек
В. искривление костей конечностей Г. Н арушение процессов обмена углеводов и белков
11. Нервные импульсы возникают в
А. центральной нервной системе б. двигательных нейронах
В. коротких отростках чувствительных нейронов г. рецепторах
12. Поворот головы на резкий звук — пример рефлекса
А. условного Б. индивидуального для каждой особи
В. передающегося по наследству Г. приобретенного в течение жизни
13. Затылочная кость соединяется с теменной
А. подвижно Б. неподвижно В. полуподвижно Г. с помощью сустава
14. Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что
А. это позволяет им плотно прилегать друг к другу
Б. замедляет скорость переноса этих клеток кровью
В. способствует более быстрому и равномерному посту плению в них кислорода
Г. дает им возможность проникать сквозь стенки кро веносных сосудов
15 . Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце?
А. обмен газов в капиллярах большого круга
Б. поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков
В. перенос кровью питательных веществ к клеткам
Г. образование оксигемоглобина
Задание ΙΙ. Выбрать три ответа из шести.
Дальнозорким людям необходимо использовать очки:
1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой
2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки
3) так как они плохо видят близко
4) имеющие, двояковогнутые линзы, рассеивающие свет
5) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей
6) так как они плохо видят далеко
Задание ΙΙΙ. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.
А) вены Б) аорта В) артерии Г) капилляры
Задание ΙΥ. Прочитайте текст и выполните задания
Кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов. Различают красные кровяные клетки – эритроциты, белые кровяные клетки – лейкоциты, кровяные пластинки – тромбоциты.
Эритроциты – это двояковогнутые безъядерные клетки крови, видимые в световой микроскоп. В мельчайшей капельке крови в 1 куб. мм их содержится до 5 млн. Окраска эритроцитов зависит от содержания в них железосодержащего вещества – гемоглобина, который способен легко соединятся с кислородом и легко отдавать его. Красные кровяные клетки переносят кислород от лёгких ко всем органам и углекислый газ от органов к лёгким. Место образования эритроцитов – красный костный мозг, находящийся в плоских костях и головках трубчатых костей.
Лейкоциты – бесцветные кровяные клетки, содержащие ядро и способные изменять свою форму, самостоятельно двигаться даже против тока крови, проникать через стенки сосудов в ткани. Образуются в лимфатических сосудах, красном костном мозге. Количество их в 1 куб. мм значительно меньше, чем эритроцитов и составляет 5-8 тыс. Особенно много их скапливается в поражённых местах. Приблизившись у микробам, инородным телам, белые кровяные клетки поглощают их путём фагоцитоза.
Внесите недостающие сведения в таблицу.
Спинной мозг и периферические нервы человека
Одним из важнейших органов центральной нервной системы является спинной мозг. Эта часть центральной нервной системы связана с органами и кожей. Спинной мозг выполняет две основные функции:
Выполнение первой обеспечивается проводящими путями, а второй – центральными отделами мозга. Для внутреннего строения спинного мозга характерно наличие центрального канала – это полость, расположенная по всей длине спинномозгового тяжа. Спинной мозг условно разделяется на сегменты, каждому из которых соответствует одна пара нервов. Как и головной мозг, спинной образован белым и серым веществом.
Но если в головном мозге серое вещество находится снаружи, то спинному мозгу свойственно внутреннее его расположение. Серое вещество – это скопление миллионов нейронов. В поперечном сечении серое вещество по очертаниям напоминает бабочку и имеет несколько отделов, называемых рогами. Продольно серое вещество расположено в виде столбов и также разделяется на задний, передний и боковой столбы. Вокруг серого вещества располагаются нервные волокна – отростки нейронов, или белое вещество мозга.
Периферические нервы находятся за пределами центральной нервной системы. Эти нервы являются сообщением между головным, спинным мозгом и органами человеческого тела. Три составляющие периферической нервной системы:
Периферические нервы участвуют в обеспечении согласованной работы нервной системы, выступая транспортировщиками сигналов и импульсов. Если в головном мозге появилась команда согнуть руку в локте, то именно благодаря периферическим нервам этот сигнал поступает к мышцам, активизируя выполнение движения. Перемещение импульсов от органов в головной и спинной мозг происходит по сенсорным нейронам. Передача же импульсов из нервных центров к мышцам и органам осуществляется при прямом участии двигательных нейронов.
Задачи периферических нервов многообразны – это и координация и контроль движений, и проведение импульсов, получаемых из внешней среды, и обеспечение своевременного реагирования организма на опасность, и активизация работы внутренних органов (начиная от пищеварения и заканчивая сердцебиением и дыханием), и ряд других функций.
Рецепторы и эффекторы
Тем, кто намерен глубоко изучить этот предмет, рекомендуется прекрасная книга В.В. Жукова и Е.В. Пономаревой Клеточная организация нервной системы. Даже при ознакомительном чтении можно получить достаточно ясные представления о разнообразнейших механизмах, выработанных природой для обеспечения соответствия окружающему миру.
Какими бы ни были рецептор ы, все они имеют одну задачу: преобразовать воздействие какого-то из параметров внешней среды в пачки импульсов для того, чтобы последующие нейрон ы имели возможность научиться реагировать на определенные качества этих параметров, специализируясь распознавать только это качество. Эволюционно это обеспечивается местными обратными связями, с помощью которых можно оптимизировать (все более точно настраиваться методом проб и ошибок) распознавание. В результате, такой нейрон становится детект ором определенного воспринимаемого признака.
С усложнением нервной системы вида образуются все новые слои все более специализированных детект оров сложных образов со все более сложной системой обратных связей. Эти же обратные связи, в случае их возбуждающего влияния, могут заставлять данный детект ор или целую группу детект оров (которая составляет сложный образ восприятия) оказываться возбужденным даже тогда, когда сам первичный сигнал рецептор ов уже не поступает. В этом случае образ продолжает удерживаться и может влиять на психи ческие процессы.
Такое удержание образов составляет «кратковременную» память, задачей которой, кроме собственно информационной, является образование на этом месте постоянной памяти данного образа за счет образования проводимых межклеточных соединений на месте ранее непроводящих синапс ов (на что требуется определенное время, измеряемое десятками секунд). После этого ранее разрозненные составлявшие образы оказываются объединенными: восприняв новую картину, мозг прокручивает ее на время, нужное для образования долговременной памяти. Он прокручивает ее и после, потому, что такие самоподдерживающиеся возбуждения могут быть погашены только торможением (или соседними образами или во время генерализованного торможения цикла сна).
Более подробно рецептор ы и эффектор ы описаны в приводимых статьях.
Иваничев Г.А. Функциональная анатомия сенсорных систем
Иваничев Г.А. Организация движения
Зрение
Подробнее о функционировании зрения смотрите в статье Сусаны Мартинес-Конде и Стивен Мэкник Окно в наши мысли