реставрация колокольни никольского морского собора
Пресс-центр
Весной начнется реставрация колокольни Никольского морского собора
В 2021 году по программе КГИОП начнётся реставрация памятника федерального значения и одного из символов Петербурга – колокольни Николо-Богоявленского морского собора.
«Мы сохраняем наше наследие. Никольский собор – первый из морских соборов России. Его прихожанами исторически были моряки. И сегодня в храме бережно хранят память о героях, не вернувшихся к родным причалам, молятся о тех, кто сейчас несёт трудную флотскую службу», – сказал губернатор Александр Беглов.
Колокольня – высотная доминанта всего соборного комплекса и исторического центра Петербурга. Последний раз ее реставрировали в 1978 году. Современное обследование здания было проведено в 2019 году по заказу КГИОП. Специалисты отметили, что штукатурные и красочные слои имеют разрушения, элементы лепного декора фасада сильно загрязнены. Необходимо привести в порядок факелы-светильники на фасадах. В реставрации нуждаются покрытия купола и главки.
В ходе работ планируется также расчистить и перебрать кладку камней крыльца колокольни.
Сумма государственного контракта на эти работы составит 113,7 млн рублей.
Колокольня Николо-Богоявленского морского собора была построена в 1758 году по проекту Саввы Чевакинского. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями российского флота. Никольский морской собор не закрывался ни после Октябрьской революции 1917 года, ни в Великую Отечественную войну. В дни блокады утром и вечером там проводил богослужения Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Алексий I.
Колокольню на Никольской площади планируют отреставрировать до конца 2022-го
Колокольню на Никольской площади планируют отреставрировать до конца 2022-го
В Адмиралтейском районе города начали ремонт памятника федерального значения.
В четверг, 10 июня, по программе КГИОП началась реставрация колокольни Николо-Богоявленского морского собора на Никольской площади. В текущем году из бюджета Петербурга на работы выделили 113,7 миллиона рублей, сообщили «Форпосту» в Смольном.
«Сейчас подрядная организация завершает установку лесов и приступила к расчистке фасадов колокольни. Мы планируем завершить работы за два года и к концу 2022 года снять леса, вернув этот уникальный объект, доминанту Коломны, жителям и гостям города», — отметил председатель комитета Сергей Макаров.
Реставраторам придётся поработать над штукатурными и красочными слоями, которые имеют разрушения. Также сильно загрязнились капители колонн, головки херувимов, лепной орнамент. В различной степени сохранности находятся факелы-светильники на фасадах.
В неудовлетворительном состоянии пока остаётся деревянный фонарь колокольни. Другие элементы из древесины частично рассохлись и растрескиваются. Слой масляного золочения утончился до металла основы, имеются замятия на куполе.
Отметим, памятник федерального значения построен в стиле елизаветинского барокко в 1758 году по проекту архитектора Саввы Чевакинского, позже освящён в честь небесного покровителя моряков, святого Николая Чудотворца.
Последняя полноценная реставрация колокольни проводилась в 1956 году, после организовывались лишь консервации и косметический ремонт.
Напомним, к концу года в Петербурге закончится реставрация фасадов домов на улице Зодчего Росси. Сейчас рабочие ремонтируют памятники федерального значения, бывшее здание министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров.
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Началась первая за 65 лет научная реставрация колокольни Николо-Богоявленского Морского собора
В 2021 году по программе КГИОП началась реставрация памятника федерального значения «Колокольня Николо-Богоявленского Морского собора» (Никольская пл., 1/3). В текущем году из бюджета Санкт‑Петербурга на работы выделено 113,7 млн. руб.
«Сейчас подрядная организация завершает установку лесов и приступила к расчистке фасадов колокольни. Всегда сложно загадывать, сколько продлится реставрация: на любом памятнике, особенно такого возраста, нельзя исключать сюрпризы, – отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – Здесь уже на этапе обследования выявлены проблемные места. Но мы планируем завершить работы за два года и к концу 2022 года снять леса, вернув этот уникальный объект, доминанту Коломны, жителям и гостям города».
Колокольня построена в стиле елизаветинского барокко в 1758 году по проекту архитектора Саввы Чевакинского, освящена в честь небесного покровителя моряков, св. Николая Чудотворца. Эта высотная доминанта является одной из визитных карточек Санкт‑Петербурга. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями российского флота.
«Мы долго ожидали, когда начнутся ремонтно-реставрационные работы на колокольне, уже предприняты многие сложные труды: и обследование и документация – это все огромные работы, – сказал протоиерей, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора о. Богдан Сойко. – Колокольня Никольского собора – одна из визитных карточек нашего города, поэтому очень приятно, что будет реставрация».
Последняя полноценная реставрация колокольни проводилась в 1956 году, после этого выполнялись только консервационные и косметические ремонтно-реставрационные работы.
Штукатурные и красочные слои имеют разрушения, утраты ранее были местами восполнены растворами с большим содержанием цемента.
Элементы лепного декора – капители колонн, головки херувимов, лепной орнамент – сильно загрязнены, нарушена пластика лепного декора. В различной степени сохранности находятся факелы-светильники на фасадах.
В неудовлетворительном состоянии деревянный фонарь колокольни, деревянные элементы частично рассохлись и растрескиваются.
Необходимо выполнить работы по усилению и переборке сгнивших элементов перекрытий на отметках +10,540 и +19,370.
Покрытия купола и главки в плохом состоянии и не защищают фасады от осадков. Слой масляного золочения утончился до металла основы, имеются замятия металла купола.
Кладку камней крыльца предстоит расчистить и перебрать с заменой разрушенных камней.
Колокольня трехъярусная с граненым куполом, высоким деревянным фонариком с граненой главкой и шпилем с луковичной главкой, увенчанной крестом на яблоке. Два нижних яруса имеют скошенные углы и вогнутые стены, верхний ярус – круглый в плане. Стены кирпичные, оштукатуренные и окрашенные. По восточному фасаду расположено крыльцо-паперть из гранита-рапакиви. Исторические арочные проемы оформлены композициями в виде головок херувимов в облаках с сиянием. Над проемами – четыре часовых циферблата.
В начале XVIII века на болотистой территории в излучине Глухой речки (сейчас канал Грибоедова) западнее Вознесенского проспекта располагался Морской полковой двор. На этом дворе в 1730 году была устроена часовня во имя св. Николая Чудотворца. Через 13 лет на месте часовни была построена деревянная церковь – напротив того плаца, на котором сейчас стоит Никольский собор.
16 июля 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении нового каменного храма взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому.
Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что для Санкт‑Петербурга в середине XVIII века было еще редкостью. Первую половину столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора – одноглавые, со шпилем на колокольне.
Руководил строительством сам архитектор, помогал ему каменных дел мастер М.А. Башмаков. Саввой Чевакинским также были сделаны эскизы иконостасов и составлен перечень необходимых икон.
В 1756 году начались работы по наружной отделке храма. Сложности вызвало изготовление металлических конструкций для глав собора. Для их заказа архитектор лично ездил в Тулу к промышленнику П.А. Демидову. Привезенные из Тулы железные конструкции куполов были поставлены на барабаны, вызолочены, и к осени 1760 года на храм были водружены кресты.
Одновременно со строительством собора возводилась колокольня. Место для нее было выбрано строго на запад по центральной оси храма. Расстояние определялось, по всей видимости, предполагаемой линией Крюкова канала – Савва Чевакинский заранее предугадал его продление.
Строительство колокольни велось с 1756 по 1758 год. Железные конструкции купола колокольни, так же как и собора, были изготовлены в Туле на заводах П.А. Демидова. В 1758 году на звонницу подняты 13 колоколов, установлены часы с курантами. Колокола отливали в Москве, на заводе купца С.Г. Мозжухина. В то время колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Петербурге.
Во время строительства храма Адмиралтейств-коллегия выделила часть своей земли под церковный садик. С 1759 года территория собора была обнесена деревянной оградой на каменном основании с 139 каменными столбами с тремя воротами с калитками по бокам. В 1874 году на территории на средства купца Тупикова был устроен сквер.
В церковном саду в 1908 году в присутствии императрицы Марии Федоровны был открыт гранитный обелиск в память о погибших при Цусиме на броненосце «Александр III». Обелиск выполнен арх. Я.И. Филатеем по эскизу, предложенному морским офицером кн. Н.С. Путятиным. В 1917 году в саду установлены пять малых обелисков над могилами погибших моряков.
После Октябрьской революции 1917 года Никольский Морской собор не закрывался. Имущество собора согласно декретам советской власти подлежало национализации. В 1923 году здание взято под государственную охрану. В 1934 году с колокольни были сняты все 13 колоколов общим весом 20 408 кг.
В 1937 году в колокольне были произведены ремонтные работы: убран наружный тамбур, организован проход в верхний ярус колокольни, отремонтированы лестницы и убраны колокольные подвесы часового звона, на втором этаже колокольни устроено отопление.
В 1940 году сгнивший деревянный шпиль колокольни заменен на металлический.
В войну собор не закрывался, здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Алексий I, в блокадные дни утром и вечером проводивший богослужения.
С 1946 по 1951 год проводились ремонтно-восстановительные работы после разрушений, нанесенных обстрелами и бомбардировками. В 1954 году разобрана северная ограда и часовня. В 1956 году по сохранившимся историческим фрагментам архитектором В.М. Савковым установлена новая металлическая с каменными столбами ограда вокруг северного фасада собора. В 1969 году булыжное мощение вокруг собора заменено асфальтом. В этом же году по проекту «Ленгипроинжпроекта» в соборе проведены отопление и вентиляция. В 1983 году с южной стороны собора сооружена ограда, аналогичная северной. В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня в честь Рождества Христова.
С 1941 по 1990 год Николо-Богоявленский собор имел статус кафедрального.
В Петербурге приступают к реставрации колокольни Никольского собора
Колокольню Никольского собора окутывают лесами. Там начинается масштабная реставрация.
После проведенных обследований и проектных изысканий специалисты приступили к расчисткам поздних слоев и очень рассчитывают, что их если и ждут, то только приятные сюрпризы.
Мастерам предстоит раскрыть сохранившиеся оригинальные материалы времен Саввы Чевакинского, строившего колокольню в годах XVIII века. Или в случае утрат авторского слоя дойти до кирпича. Для этого реставраторы наносят на неоднократно крашеные стены химическую смазку, передает корреспондент НТВ Катерина Правдина.
Состояние звонницы в комитете по охране памятников оценивают как сложное. В современной России ремонтные работы на ней проводили чуть ли не каждое десятилетие, но носили они исключительно косметический характер.
Так, на одном из уровней колокольни специалистам открылся тот самый кобальтовый оттенок. В такой синий цвет был окрашен и храм и колокольня по задумке архитектора. Его закрывает несколько поздних слоев и штукатурка, которую нанесли во время последней серьезной советской реставрации более 60 лет назад.
Современные специалисты не склонны критиковать предшественников, но признают: их методы отчасти способствовали разрушению памятника, потому что в ходу был цемент.
На состояние колокольни негативно повлиял и петербургский климат. Кроме того, примененные в советское время материалы создали для отдельных элементов парниковый эффект, что тоже отрицательно сказалось на их сохранности. От влаги и времени пострадали основания колонн, на трех ярусах, а также деревянные фрагменты звонницы. Но реставраторы надеются, что они смогут завершить работы в 2022 году.
Пластика для ангелов: в Петербурге началась реставрация колокольни Никольского собора
В Санкт-Петербурге началась реставрация колокольни Никольского морского собора, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Елена Куршук.
С ангелом глаза в глаза. Больше 40 скульптур ждут приема реставраторов. Специалисты, как пластические хирурги, скрупулезно возвращают лицам первоначальные черты.
«Дальше мы будем делать прорезки, чтобы у нас были четкие линии, пластику на ликах, на перышках, на облаках, и потом уже будем восстанавливать догипсовкой, чтобы лики были более четкими и пошли под покраску», – объяснила реставратор Нелли Ефиндеева.
Колокольню морского собора опоясывают больше 30 каменных факелов. Такие использовали на старинных судах. За три века их основания не меняли ни разу.
«Мы видим тут обрешеточку, она сгнила, и такую уже сохранить невозможно. Придется менять ее на новую», – отметил технический директор реставрационной фирмы Петр Щедрин.
Для реставраторов колокольня полна сюрпризов. Под десятью слоями краски нашли исторический цвет – ультрамариновый. Есть и другие знаки из прошлого. На стержне колонны рабочие обнаружили старинную печать купца Демидова. Именно он поставлял уральскую сталь для строительства колокольни. На фирменном клейме слово «Сибирь» и фигурка соболя. Бронзу зачистят – ремонта она не требует. А вот на восстановление позолоты на кресте и куполе реставраторам потребуется много времени.
«На крестах очень любят сидеть птицы. По куполам золоченым любят кататься вороны, сбрасывают камушки, действительно, играют, мы наблюдали это на Смольном соборе, когда реставрировали. И все эти мероприятия вороньи наносят ущерб золоту», – рассказал замначальника управления по охране объектов культурного наследия Андрей Смелков.
Былое сияние вернут, без демонтажа работать будут прямо на высоте. Звон в Никольском морском соборе снова раздастся уже в следующем году.
Последний раз реставрация колокольни Морского собора проходила 65 лет назад.