реставрация киотов для икон
Восстановление старинного киота для иконы: смело беритесь за дело
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
17.09.2014 год.
публицист, собиратель, эксперт, путешественник.
Мы не устаем повторять, что киот необходим для старинной иконы. Киот для иконы нужен для основной цели – сохранения старинного живописного образа. Киот защищает икону от воздействий атмосферы и от механических повреждений, от копоти и пламени свечи или лампады. Киот создает и особый микроклимат, который выравнивает перепады температуры и влажности, одним словом, застекленный ящик обеспечивает для Вашей иконы наилучшие условия хранения, близкие к музейным.
Но старинная икона может быть помещена и в современный киот, многие так и поступают – стараются выполнить киот для иконы на заказ. Однако на наш взгляд, старинная икона гармоничнее смотрится в старинном же киоте и поэтому многие владельцы старинных икон предпочитают хранить их в столетнем киоте. Тут есть и еще один важный аспект: старое дерево такого ящика не выделяет вредных, для иконы, веществ. Оно выдержанное и не подвержено деформациям, то есть старинный киот по всем параметрам предпочтительнее для старинной иконы.
Киот можно подобрать, если икона стандартного размера, например, на нашем сайте есть выбор старинных киотов.
Часто владельцы старинных икон сталкиваются с тем, что икона попадает к ним уже в киоте, но киот сам выглядит неприглядно. Действительно, старинные киоты часто даже выбрасывают из-за того, что в существующем плачевном состоянии их трудно разместить в современном интерьере, уж больно страшно они выглядят после ста с лишним лет эксплуатации.
Что же делать? Мы предлагаем вам их отреставрировать, подождите отправлять киот на помойку!
В этой статье мы опишем два случая восстановления старинных киотов с тем, чтобы утвердить в Вас основную мысль: даже при самых запущенных случаях можно из помоечного, на первый взгляд, предмета, сделать настоящую конфетку!
Итак, возьмемся за дело!
Первый киот был просто ужасен. Мало того, что его красили неоднократно краской, он еще и потерял куски шпона, а рамка киота после того, как мы вытащили стекло, просто развалилась на части! Фурнитура также пришла в негодность, но все это нас не испугало: руки человеческие способны на многое!
Мы рекомендуем каждому, кто собрался восстанавливать старинный киот, запастись инструментом и терпением, но главный совет тут другой: занимайтесь реставрацией на открытом воздухе, в квартире проводить такие пыльные и «ароматические» работы мы категорически не рекомендуем. Также советуем пользоваться средствами защиты органов дыхания, ведь пыль, образующаяся во время работ, чрезвычайно неприятная.
Первым делом начинаем бороться с многослойным красочным покрытием. Тут не обойтись без строительного фена, который очень быстро справляется с толстым слоем масляной краски, размягчая его до состояния, при котором краска удаляется шпателем или скребком очень легко.
В результате двухчасовой очистки киот буквально разваливается на куски: как выясняется, под слоем краски есть еще и бумага, которая выполняла роль скрепляющего материала для деталей рассохшегося старинного киота. Ну ничего, это дело поправимое, склеим все обратно!
Развалившуюся рамку крепим к рабочему столу при помощи струбцин и пользуясь уголком выравниваем прямые углы. Рамка состоит из множества деталей и кусочков. В процессе сборки мы все их соберем в нужном порядке, а крепить их мы будем при помощи замечательного столярного клея!
Пока у нас сохнет рамка, переходим ко второму киоту, который также требует обработки, но тут другая проблема – у основного ящика не хватает нижней боковой детали. Ничего страшного, мы ее изготовим сами! Для этого берем деревянный (сосновый) брусок и выпилив шип, вставляем в пазы, крепим его к боковым деталям и заднику опять же при помощи столярного клея, а фиксируем на время склейки двумя струбцинами:
Получается вот так:
Видите, угол пока грубый, не скругленный? Теперь при помощи напильника и абразивной сеточки мы его скругляем до нужного радиуса и получается вот такой идеальный уголок:
В своей работе мы используем именно абразивную сеточку, закрепленную в удобном зажиме. Такая сеточка не забивается древесной пылью и действует бережно:
Шпон на боковых сторонах киота выкрошился, поэтому теперь надо при помощи столярного клея проклеить все сколы, стараясь сделать так, чтобы клей проник под шпон и надежно зафиксировал рваные края сколов:
После того, как края и отслаивающийся шпон надежно проклеены, приступаем к зашкуриванию обоих киотов. Это нужно для того, чтобы очистить поверхность шпона от остатков краски (на первом киоте) и от остатков лака – на втором. Впоследствии мы будем покрывать оба киота маслом и если не очистить поверхность шпона от старых лакокрасочных покрытий, то масло будет впитываться не равномерно, не получится сделать вид поверхности однородным. Зашкуривать надо очень тщательно, использовать опять лучше сеточку, ведь шкурка моментально забивается вязкой красочной или лаковой пылью!
Вот все и готово, посмотрите, как должен выглядеть тщательно отшкуренный киот:
Теперь настало время избавиться от сколов шпона. Для этого берем силиконовый шпатель и специальную шпатлевку по дереву, желательно тонированную в тон древесины:
Наносить шпатлевку нужно аккуратно, тщательно втирая ее в сколы и трещины. Часто после высыхания и шлифования выясняется, что в глубоких трещинах и провалах шпона шпатлевка просела или даже растрескалась. Ничего страшного – просто зашпатлюйте эти места еще раз!
После полного высыхания шпатлевки (не стоит торопиться, подождите ровно сутки), приступаем к шлифованию. Задача тут простая – надо выгладить зашпатлеванные места так, чтобы их уровень совпал с уровнем шпона. Используйте шкурку или сеточку с мелким абразивом чтобы поверхность получилась гладкой и ровной.
Когда все готово, можно приступать к финишному покрытию. Тут каждый из Вас может пойти своим путем. Кто-то предпочтет лак, кто-то воспользуется бесцветным или тонированным воском. Мы же решили применить для финишного покрытия особое масло. Это экологичное масло обеспечит и дыхание поверхности и защитит киот от любых невзгод. Масло даже защитит его от воды, так что киот в дальнейшем можно будет подвергать не только сухой, но и влажной уборке, а это очень важно, ведь киот уже просуществовал 100 с лишним лет, как знать, может быть, и в Вашей семье он проживет вместе со старинной иконой еще пару сотен лет, а то и больше?!
Покрытие наше тонированное, черного цвета, то есть оно будет практически полностью приближать киот к первоначальному виду. Масло очень практичное в нанесении – оно не имеет запаха, очень экономично в расходе и сохнет всего двадцать минут. Наносим мы его при помощи кусочка фланели, втирая небольшое количество масла в древесину.
После того, как масло высохнет, необходимо провести полировку. Для этого используем сначала кусочек натуральной шерсти, а затем обычную бумажную салфетку. После полировки киот оставляем окончательно сохнуть еще сутки.
Важно отметить, что киот не получается в конечном итоге радикально черного цвета. Масло полупрозрачное и коричневый тон шпона делает конечный цвет очень приятным, благородным и теплым.
Темное масло сглаживает переходы тонов между натуральным шпоном и теми местами, которые нам пришлось зашпатлевать.
На заключительном этапе крепим на киоты новую фурнитуру – защелки, петли, подвес и вставляем стекла.
Стекла предварительно тщательно моем, ведь от чистоты стекла во многом зависит хороший вид восстановленного киота!
Стекло в киотной рамке фиксируем при помощи акрилового герметика. Это очень удобно и быстро, а к тому же герметик в отличие от гвоздей надежно фиксирует тонкую рамку, придает ей раз и навсегда нужную форму. Герметик применяем также тонированный, цвета красного дерева.
Ну что же, работы закончены и можно с удовольствием полюбоваться своей работой!
Как видите, никаких особых инструментов и навыков в нашей работе нам не понадобилось. Тут большую роль играет лишь Ваше желание, терпение. Мы уверены, что таким образом можно подарить вторую жизнь большинству старинных киотов и если Вы хотите восстановить имеющийся у Вас старинный киот, смело беритесь за дело!
Реставрация киотов для икон
Издревле киот изготавливали под икону, чтобы сохранить её первозданный вид и защитить от внешних неблагоприятных воздействий. Однако, сами киоты подвергаются разрушению под воздействием влажности, а при резких перепадах температур рассыхаются и утрачивают первоначальную защитную функцию.
Реставрация киотов и любой другой церковной атрибутики требует не только недюжинного мастерства, но и особого душевного мира. Именно этими качествами обладают специалисты багетной мастерской «Фирма Рамер».
Багетная мастерская «Фирма Рамер» реставрирует киоты с любыми степенями утрат и разрушений.
Реставрация киотов это сложный многоэтапный технологический процесс. Поступаемые на реставрацию киоты обычно находятся в плачевном состоянии из-за ненадлежащих условий хранения (загородный неотапливаемый дом, подвал, чердак и т.д.).
Даже первичный осмотр выявляет такие дефекты как:
Наши преимущества:
Мастера багетной мастерской «Фирма Рамер» за 25 лет освоили и успешно применяют на практике традиционные методы и современные технологии для реставрации киотов. Наши мастера неукоснительно придерживаются традиционных методов реставрационного процесса.
Что конкретно включает в себя реставрация киотов?
Для снятия фрагментов поврежденного шпона требуется прогрев с целью размягчения клеевого слоя костного клея. Дальнейшая вырезка испорченных фрагментов шпона, подборка по цвету, текстуре, фону рисунка, с дальней стыковкой, поразаполнением и шлифовкой. Дезинфекция грибковых поражений, обработка инсектицидами для уничтожения шашеля, консервация старого левкаса, нанесение нового на утраченные места, пропитка спиртовыми лаками, восстановление (нанесение) утраченной позолоты с использованием 24-каратного сусального золота, элементов резьбы, финишная полировка корпуса (нанесение до 8 слоев лака с промежуточной шлифовкой и полировкой натуральными политурами.
Процесс реставрация киота №1
Процесс реставрация киота №2
Процесс реставрация киота №3
Телефон: +7 (499) 242-57-87 с 11 до 19 в будние дни, с 11 до 17 в субботу
Телефон: +7 (985) 924-39-44 с 9 до 22 часов, без выходных
Реставрация икон в Москве
Реставрация икон на дереве, окладов, шитья, киотов. Консервация, укрепление левкаса, склейка дерева, расчистка, восстановление живописи, позолоты, реставрация окладов, киотов, устранение трещин – далеко не полный перечень услуг.
Цена реставрации икон
Цена реставрации икон зависит от вида, степени, объёма, глубины повреждения. В Москве цены отвечают возможностям. Всегда находится подходящая. Опыт мастерской позволяет представить примерную стоимость реставрации с оптимальным сочетанием цены и качества.
Узнать точную цену реставрации, можно отослав фотографию на нашу почту Elena@restavraciy.ru, задав при этом вопрос реставратору.
Реставрация старинных икон на дереве
Старинные иконы на дереве мы реставрируем теми же материалами, которые применялись для изготовления иконы. В Москве дорогие иконы писались на липе, берёзе, дешевые – на сосне. Афонские – на кипарисе, особенно ценные – на груше. С годами естественная деформация древесины приводит к изгибам и даже трещинам. По канонам дерево склеивается натуральным животным клеем. Это может быть столярный, костный или мездровый клей. Рыбий клей, или, как его часто называют «осетровый», применяется с большой осторожностью. Его высокая прочность, твёрдость (жесткость) не всегда подходит для деликатных работ с мягкими породами дерева. Место склейки старого дерева осетровым клеем может получиться твёрже (грубее) самого массива. Зато кипарис или груша клеится преимущественно осетровым клеем.
Устранение повреждений, вызванных жуками древоточцами, производим путём заполнения пустот специальными растворами. Цена расходного материала зависит от качества, страны- производителя, места покупки.
Изогнутые иконы
Реставрационная мастерская располагает профессиональным оборудованием. Восстанавливаем форму старинной иконы в случаях, когда это продиктовано объективной необходимостью. Если же изгиб не большой, доска прочная, без трещин, с выравниванием лучше повременить.
Реставратор икон
Реставратор икон производит полное восстановление всех возможных повреждений с соблюдением канонов, характерных для времени создания произведения. В Москве издавна существовала своя школа реставрации со своими канонами, традициями, которые мы разделяем и поддерживаем.
Икона – сложное произведение, составленное из материалов, различных по составу, плотности, коэффициенту теплового расширения, гигроскопичности. Дерево, ткань, левкас, сусальное золото или серебро, грунт, роспись, защитный лак или олифа (в старину все лаки называли олифой). Сама живопись многослойна, писалась темперными красками (пигментами, растёртыми на эмульсии из яичного желтка). Чистые цвета не смешивались, накладывались тонкими, прозрачными слоями, создавая ощущение света, идущего из иконы. Реставратор икон не просто художник, он в совершенстве знает технические и технологические особенности написания и воссоздания сложного произведения – иконы.
Целью восстановления является продление срока жизни, увеличение эстетической значимости произведения, раскрытию подлинной, канонической живописи под поздними, искажающими авторский смысл, наслоениями изображений.
Мы находимся в Москве, в шаговой доступности от метро Римская. Надеемся, наши услуги реставрации будут Вам полезны.
Вопросы, связанные с оценкой, реставрацией или изготовления киота, можно задать реставратору, заполнив форму.
C уважением, Елена Жилина.
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Восстановление декоративного покрытия
Отделка | Руб./кв. дм |
Патинирование | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Фотма обратой связи
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.
Реставрация икон
Реставрация – новая жизнь икон
Реставрация (от лат. Restavratio — восстановление) старинных икон — это искусство возвращения к жизни святых образов и библейских сюжетов, поврежденных временем, условиями хранения, стихийными бедствиями: пожарами, наводнениями.
Мастерские по реставрации икон существуют с древности, когда каждый, даже подвергшийся сильному разрушению священный образ не выбрасывали, а старались сохранить, укрепить, предотвратить дальнейшее разрушение, подновить, а если невозможно восстановить изображение, нередко и переписывали заново. Тем самым жизнь священного образа продлевалась.
Бережное отношение к иконам прошло сквозь века. И в наши дни у каждого есть возможность обратиться к профессиональным мастерам-иконописцам и заказать реставрацию поврежденных икон.
Почему иконы надо реставрировать?
Иконы, веками находящиеся в церкви или в доме, подвержены всевозможным внешним воздействиям. На святые лики попадают капли воска, брызги воды или краски, на них оседает копоть от свечей. Кроме того, иконы, хоть и пишутся на прочном дереве и покрываются защитным слоем олифы или лака, все же портятся от времени. В доски проникает жук-древоточец, они ветшают от сырости, перепадов температур и многих других причин. «Врагов» у икон много, а друг один – реставратор.
Как проходит реставрация икон?
Длительность реставрации икон зависит от тяжести и характера повреждений. Зато каждая отреставрированная икона — это большая победа, которая преодолевает силу тления и разрушения, утверждает торжество красоты и добра.
Основные этапы реставрации икон
Реставрация проходит в несколько этапов. Сначала, вне зависимости от состояния иконы, проводится её превентивная реставрация (консервация): мастер укрепляет левкас и красочный слой, чтобы максимально сохранить её первозданный вид.
Затем следует расчистка от всевозможных загрязнений (копоти, воска, мушиных засидов). Для работы с красочным слоем необходимо утоньшение лака, покрывающего икону. Момент расчистки, по словам реставраторов, – это каждый раз ожидание чуда, когда из-под потемневшей от времени олифы проступает лик святого, детали образа и подлаковые надписи. Иконы иногда поступают на реставрацию в сильно поврежденном виде – с глубокими трещинами, крошащиеся от ветхости и даже фрагментированные. В таких случаях доски укрепляются специальными составами, а трещины заполняются перед подведением реставрационного левкаса.
Затем в пределах утраченных фрагментов проводится тонировка, и, наконец, восстанавливается целостность красочного слоя. Обновлённую икону покрывают защитным лаком, оборотную сторону помещают в «рубашку» или обрабатывают специальным составом. Для большей сохранности икона обычно помещается в киот (новый или отреставрированный старый).
В каждом конкретном случае число этапов, их длительность и сложность могут различаться. Это зависит от состояния иконы, степени её поврежденности. Имеет значение и то, реставрировалась ли икона ранее, и насколько бережно и профессионально это было сделано.
Киот для иконы купить, заказать, реставрировать
Изготовление, реставрация киотов для икон. Заказать из красного дерева, карельской берёзы, ореха настенный, угловой. Размеры, отделка по старинным канонам.
Цены на киоты для домашних икон, которые можно заказать и купить у нас, отличаются завидным разнообразием. От недорогих – 7-10 тысяч рублей, до изысканных, заказных, цена на которые колеблется от 80 до 100 тысяч рублей. Самое интересное, что иногда великолепный киот приобретается как приложение к хранящейся в нём старинной иконе совершенно бесплатно. К сожалению, подобные случаи крайне редки. И проблема где купить подходящий киот для дорогой сердцу иконы не находит решения. Старинные киоты встречаются в периферийных антикварных лавочках, на блошиных рынках. Как правило, они нуждаются в реставрации или не подходят по размеру. В мастерской в продаже есть старинные киоты, также мы можем изготовить киот необходимого размера из массива ценной породы дерева или фанерованный карельской берёзой.
На фото представлен киот угловой для размещения трёх икон. Россия. Первая половина 19 века. Красное дерево, полировка, золоченая бронза.
Заказать киоты
В мастерской можно заказать как реставрацию старинного киота, так и изготовление нового из дерева, с точным соблюдением канонических пропорций. Срок изготовления – 2-3 недели. Опишите что Вы хотите сделать и пришлите на почту Elena@restavraciy.ru, мы обязательно Вам ответим.
Икона пишется темперными красками на составной доске покрытой левкасом. Материалы гигроскопичные, имеют разные коэффициенты теплового расширения. Резкие перепады температурно-влажностного режима приводят к деформации деревянной основы, нарушению связи между слоями иконы, и в конечном итоге утрате, как отдельных участков живописи, так и всего произведения в целом. Киот призван защитить икону от внешних факторов повреждения. Иными словами киот – это дом иконы, её защита, её обитель.
Киот состоит из короба, фанерованного ценной породой дерева, застеклённой дверки и киотной рамы. В старинных киотах киотную раму делали резной и золотили сусальным золотом. В киотах стиля «Классицизм» киотные рамы выполнялись в виде гладкого золоченого багета. Размеры киота определяются параметрами иконы, для которой он предназначен.
Цена киота
Стоимость реставрации или изготовления киота из дерева для иконы размера «аналой» (31х26,5 см) с золоченой резной рамой.
Цена включает:
1. Корпус киота прямоугольной формы.
2. Застеклённая дверца на петлях или выдвигающаяся с креплениями, замочком, ключиком.
3. Киотная рама фанерованная шпоном ценной породы дерева или золоченая.
Мне, как реставратору, часто приходилось встречать семейные иконы, которые всю свою жизнь хранились в киоте. Свежесть красок, чистота позолоты, сияние росписи творёным золотом. Выглядели так, будто только что написаны, хотя им было более 100 и даже 200 лет.
Своё название киот получил от греческого слова кивот, которое в свою очередь заимствовано из древне еврейского kibotos – «ящик» или «ковчег». Ковчег завета – ящик из драгоценного дерева акации либо кипариса, обитый снаружи и изнутри золотом. Позднее – дарохранительница, помещаемая в христианском храме на престоле в алтаре (для Святых даров освященного хлеба и вина). Дарохранительницы и дароносицы выполняются в виде небольшого храма, внутри которого находится ковчежец.
«Киотцами» в русской резьбе по дереву с середины XVI в. называли декоративные элементы, навершия Царских Врат и иконостаса в виде небольшой церковки с одной или несколькими злавками.
Киот в современном широком значении – застеклённая рама или шкафчик для хранения иконы в храме вне иконостаса или в условиях жилого помещения. Служит он для защиты произведения от загрязнений, температурно влажностных колебаний и механических повреждений.
Навершия киотов конца XIX в. по контуру напоминают очертания куполов церкви. В киотах красного дерева начала XIX в., относящихся по стилю к классицизму, навершия сделаны в виде мавзолея, детали, характерной для классической архитектуры. Со второй половины XIX в. киоты делают простой прямоугольной формы, повторяющей пропорции хранящейся в нём иконы.
Существует киот – аналой – сочетание киота и наклонного столика – «аналоя» для «поклонных» икон. На фасаде здания, над воротами стены, над входом, – храма, надвратной церкви, часовни – может помещаться икона в нише или специальном обрамлении, которое также называется киотом. Другое славянское название – божница.
C уважением, Елена Жилина.
Восстановление лакокрасочного покрытия
Отделка | Руб./кв. метр |
Вощение | 500 |
Полировка | 1500 |
Шеллак | 2000 |
Золочение | 3000 |
Восстановление декоративного покрытия
Отделка | Руб./кв. дм |
Патинирование | 50 |
Роспись | 200 |
Маркетри | 500 |
Мозаика | 1000 |
Фотма обратой связи
Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.
Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.