реставрация икон в донецке
Донецкий реставратор. Тот, кто дает новую жизнь старинным произведениям
Об образовании
Увы и ах, но в Республике на художника-реставратора не обучают. Впрочем, это и понятно, Республике просто не нужно такое количество мастеров. «Базовое профессиональное образование я получил в Санкт-Петербургском художественно-реставрационном лицее и в мастерских научно-исследовательского реставрационного центра Украины в Киеве, — поделился со мною Евгений, — где кроме элементарных профессиональных приёмов и знания материалов закладывались этические основы, формирующие реставратора. Последнее наиболее важно!».
Евгений Лактионов считает, что самое главное в работе художника-реставратора это уважительное отношение к автору и возрасту произведения. Плох тот реставратор, который позволит себе в угоду красивости или нарядности подменять своими художествами авторское видение и индивидуальные особенности иконы или картины. Так же опасно для художника-реставратора идти на поводу у вкуса заказчика. Порою встречаются заказчики, которые «сами с усами», им кажется, что они лучше знают, как следует обращаться с тем или иным предметом старины.
Наиболее сложным во время учёбы для Евгения было сместить акцент с того, что наиболее привлекает в работе — восторг от преображения в ходе расчистки, удаления загрязнений, потемневшего лака, записей — и осознать важность всех невидимых зрителю процессов, которые из повреждённого или уже руинного состояния возвращают произведению цельность, связывают воедино все его слои. Не ошибусь, если скажу, что художник-реставратор учится ежедневно. Каждая новая работа имеет свои особенности, преподносит сюрпризы, ставит свои задачи, и найти правильное решение только по учебникам или методичкам не получается.
«И опыт, сын…»
Огромное значение в работе художника-реставратора имеет опыт. Если не считать период учёбы, а брать за точку отсчёта совмещение музейной работы с частной практикой, то в профессии Евгений Лактионов находится уже четверть века. В Донецкий музей он пришёл в феврале 1995 года. За это время через его мастерскую прошло около 250 музейных картин и икон, и более 300 предметов искусства из частных собраний. И каждая новая работа — это шаг вперёд!
В те роковые дни Евгения остановило то, что наработанный до этого опыт, и обретённый с этой ошибкой, должен был в итоге принести свой положительный результат, а не пропасть зря. «Я тогда ясно себе представил, сколько нужно времени, пока выучится тот, кто станет на моё место, — так Евгений объяснил своё решение всё же остаться в профессии, — и ещё ясней я представил, чем будет оплачен опыт этого другого человека».
Про чудеса
«Сроки на выполнение работ были сжаты до предела, — поделился своими воспоминаниями Евгений, — на ногах без сна почти трое суток! А усталости — ноль. Работа велась в резиновых напальчниках комбинацией сильных реактивов. Эти реактивы при прямом контакте с кожей оставляют сильный ожог, и гарантируют почти полную потерю чувствительности. Я почему-то не заметил, как на подушечках пальцев резина превратилась в труху, видимо, так увлёкся. Контакт с кожей по всем законам мироздания должен был привести к тяжёлым последствиям, но почему-то последствий не случилось. Ни-ка-ких!».
В начале 2020 года Евгений начал работу с иконой, которая находилась в очень тяжёлом состоянии. Снарядом было разбито потолочное перекрытие. Осколки икону не задели, но она попала под длительное воздействие атмосферных осадков. «Грунты с красочным слоем отслоились от доски, разбухли, а когда высохли — остались в расширенном состоянии, — вспоминает Евгений, — при укладке они не легли в прежние границы. Вдобавок, при соприкосновении с влагой клеевого состава начали разваливаться прямо на глазах. Хорошая, сложная задача, настоящий вызов! Вот в решении таких проблем и можно реально понять, чего ты стоишь как специалист».
Эта икона до сей поры находится на реставрации, работа длится вот уже девять месяцев, Евгений считает, что сможет закончить не раньше января 2021 года. «Я собираю её как мозаику, — поделился Евгений, — работа продвигается очень медленно, буквально по одному сантиметру. Конечно, если человек решил стать художником-реставратором, он должен понимать, что его ждут тысячи часов кропотливого труда и никак иначе».
Дела музейные
Картина «В новую квартиру» — эталонное произведение плакатного соцреализма позднесталинской эпохи. Более 50-ти лет назад она была передана из Симферопольской картинной галереи. Работу передали по разнарядке министерства с целью усиления экспозиции музея шахтёрской столицы.
«Нам пришлось бороться с последствиями неудачной реставрации, которая произошла до того, как картина попала в наш музей, — поделился со мною Евгений Лактионов, — предыдущий реставратор решил вставить между холстом и подрамником вату, это стало фатальным. Совсем скоро реставрация завершится, и картину вернут в Лактионовский одиннадцатый зал».
О подделках
Безусловно, современный уровень технологической экспертизы живописи позволяет исключить фальшивки почти на 100 процентов. Уровень химико-технологической экспертизы сейчас таков, что любая современная подделка, датированная периодом от древнейших времён до пятидесятых годов ХХ века, со стопроцентной вероятностью будет раскрыта. Даже если будут использованы холсты или доски соответствующего времени, пигменты и связующие вещества выдадут обман.
«В Донецке подделывают в основном иконы, живопись почти не трогают, до войны было модно подделывать подписи, брали картину, ставили подпись известного художника и дарили её людям во власти, — поделился Лактионов, — даритель, как правило, был не в курсе. Ему продавали картину, как ценную. Много таких картин было подарено Януковичу и Ахметову».
Сейчас на донецком рынке много новоделов, которые выглядят, как старинные иконы. «У меня большой опыт работы в антикварном бизнесе, — говорит мой герой, — новодел я вижу сразу. Боле того, я много лет наблюдаю за эволюцией «новоделанья», технологии меняются, за последние годы очень сильно вырос уровень исполнения. Стилизаторы очень хорошо копируют самые разные направления, разницу можно понять по нюансам, вплоть до узора трещин. Картины всё так же подделывают гораздо реже, чем иконы».
О больном
Каждой профессии характерны свои собственные профессиональные заболевания. Все мы знаем, что шахтёры страдают от заболеваний дыхательной системы, а у хирургов проблемы с ногами. Какие же болезни атакуют художников-реставраторов? «Из профессиональных заболеваний я бы отметил проблемы с лёгкими и, наверное, ухудшение зрения, ну и мания величия, естественно, — смеясь, ответил на мой вопрос Лактионов.
Евгений Лактионов мечтает о том, что в Донецком республиканском художественном музее появится современная реставрационная мастерская. «Наш музей достоин хорошей мастерской, хотя бы исходя из уровня тех картин, которыми мы обладаем, — говорит Лактионов, — верю, что это возможно, просто надо, чтобы люди, которые имеют право решать такие вопросы, включились и помогли музею, а не ограничивались отписками. Ещё нюанс, для работы нужны конкретные химические реактивы. До войны была возможность их доставать. Сейчас, чтобы добыть некоторые химреактивы приходится чуть ли не спецоперацию проводить».
Безусловное конкурентное преимущество Донбасса — это люди. Наше настоящее золото. Я не устаю это повторять. Каждый мой герой с одной стороны — это маленький человек из двух миллионов, живущих в Республике, а с другой — огромная вселенная. Я не устаю удивляться, с каким упорством идут эти люди к цели, когда, казалось бы, всё против них, а они находят в себе силы и для преодоления пути, и для радости. Не ошибусь, если скажу, что у Евгения Лактионова руки действительно золотые, и ничто не может навредить этим драгоценным рукам, которые с трепетом и нежностью дарят новую жизнь старинным иконам и живописным шедеврам, испорченным временем, а порою и предыдущими реставраторами.
Наследие-ua, ЧП
Адрес
Телефоны компании
Интернет
Наследие-ua, ЧП
Реставрация картин и икон (Донецк, Донецкая область, Украина), продажа старинных картин (Украина), продажа старинных икон (Украина), эксклюзивные подарки (Украина).
С помощью этого сайта Вы можете ознакомиться с представленными старинными картинами и иконами, приобрести понравившиеся предметы и пополнить ими личное собрание, или сделать уникальный подарок уважаемому Вами человеку. Все произведения имеют хорошее состояние сохранности. Где было необходимо, проведены реставрационные работы в соответствии с нормами и технологиями применяемыми в реставрации музейных произведений живописи. Здесь же Вы можете обратиться и заказать грамотную и качественную реставрацию других предметов станковой живописи. Также принимаются заказы на поиск интересующих Вас сюжетов икон. Мои широкие связи в кругу антикваров Украины и многолетний опыт облегчат Ваш поиск и защитят Ваш интерес от подделок и «зареставрированных» вещей.
На странице нашего сайта Вам представлены фотографии с образцами выполняемых реставрационных работ, их характерными особенностями, отражающие многолетний опыт моей реставрационной практики, включающей 160 картин и икон четырёх музеев Украины и более 300 из частных собраний. Возраст объектов реставрации был с 16-го по 20-й век. Такие признанные мастера как Айвазовский, Шишкин, Кипренский, Суриков, Нестеров, крупные мастера европейской живописи и никому неизвестные художники, чьи картины и иконы стали семейными реликвиями. Разрушение этих вещей было остановлено, многие были возвращены к жизни и сейчас находятся в экспозиционных залах и в достойных руках.
В работе с иконами восстанавливаем целостность досок, укрепляем и устраняем следы деятельности личинок жука-точильщика, «лечим» ожоги, укрепляем левкас и красочной слой иконы, удаляем все виды загрязнений, проводим расчистку и удаление записей, восстанавливаем левкас, красочный слой, серебро и позолоту в границах утрат, осуществляем чистку окладов и оформление икон в киоты и рамы.
С картинами осуществляется ремонт подрамников, заделка прорывов холста, наращивание кромок, дублирование основы, укрепление красочного слоя, «лечение» ожогов, удаление любых загрязнений и расчистка потемневшего лакового покрытия, удаление записей, восстановление утрат грунта и авторского красочного слоя в границах утрат, нанесение защитного покрытия, оформление картин в багет соответствующий стилю и времени картины.
Фотофиксация процессов. Гарантия на качество работ.
Также проводим экспертизу, рыночную оценку, устную и письменную консультации.
Стоимость и сроки работ определяются после ознакомления с объектом реставрации и анализом материалов. Приблизительная оценка возможна по качественным фотографиям в режиме электронной почты.
Работы ведутся по методикам и технологиям научной реставрации, применяемыми в сохранении музейных произведений живописи.
Топ-объявления Посмотреть все
Антиквариат / коллекции » Живопись
30 грн.
Киев, Голосеевский Вчера 17:14
Антиквариат / коллекции » Живопись
500 грн.
Антиквариат / коллекции » Живопись
250 грн.
Обычные объявления
Найдено 45 объявлений
Найдено 45 объявлений
Хотите продавать быстрее? Узнать как
Антиквариат / коллекции » Поделки / рукоделие
60 грн.
Антиквариат / коллекции » Живопись
30 грн.
Киев, Голосеевский Вчера 17:14
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
1 000 грн.
Харьков, Холодногорский Вчера 11:41
Антиквариат / коллекции » Живопись
250 грн.
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
8 137 грн.
Днепр, Амур-Нижнеднепровский 30 окт.
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
183 701 грн.
Бизнес и услуги » Прочие услуги
Кривой Рог, Покровский 29 окт.
Бизнес и услуги » Прочие услуги
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
200 грн.
Винница, Старогородской 28 окт.
Антиквариат / коллекции » Антикварная мебель
100 грн.
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
100 грн.
Бизнес и услуги » Прочие услуги
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
1 000 грн.
Харьков, Шевченковский 27 окт.
Антиквариат / коллекции » Живопись
1 000 грн.
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
100 грн.
Харьков, Основянский 25 окт.
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
100 грн.
Харьков, Основянский 25 окт.
Бизнес и услуги » Развлечения / Искусство / Фото / Видео
Антиквариат / коллекции » Живопись
9 000 грн.
Антиквариат / коллекции » Живопись
500 грн.
Бизнес и услуги » Прочие услуги
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
850 грн.
Харьков, Основянский 22 окт.
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
280 грн.
Харьков, Основянский 22 окт.
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
560 грн.
Харьков, Индустриальный 20 окт.
Антиквариат / коллекции » Живопись
700 грн.
Николаев, Центральный 17 окт.
Антиквариат / коллекции » Антикварная мебель
100 грн.
Бизнес и услуги » Развлечения / Искусство / Фото / Видео
Антиквариат / коллекции » Живопись
3 000 грн.
Бизнес и услуги » Прочие услуги
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
10 000 грн.
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
100 грн.
Антиквариат / коллекции » Коллекционирование
99 грн.
Антиквариат / коллекции » Живопись
100 грн.
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
200 грн.
Бизнес и услуги » Прочие услуги
Бизнес и услуги » Развлечения / Искусство / Фото / Видео
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
18 373 грн.
Бизнес и услуги » Развлечения / Искусство / Фото / Видео
Николаев, Корабельный 7 окт.
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
22 000 грн.
Антиквариат / коллекции » Предметы искусства
5 100 грн.
Похожие запросы:
Простите, но данное объявление больше не доступно
Однако вы можете найти похожие объявления в этой категории.
Как не потерять домашнюю икону
Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком
Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.
– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?
– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!
– Дерзновенно придумано…
– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.
Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.
Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.
Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.
– А если икона начинает осыпаться?
– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.
Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.
– Как бороться с сухим воздухом?
– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.
После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.
Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.
Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».
– Сопротивление материалов…
– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.
Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.
– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.
– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).
Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.
Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.
– Что еще нам надо знать по реставрации икон?
– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.
Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!
– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?
– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.
Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.
– От этого икона становится «выпуклой».
– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.
– Каждая доска иконы своей жизнью живет.
– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.
Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.
– Еще опаснее?
– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.
Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.
У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.
– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.
– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.
Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.
Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.
Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.
– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.
– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.
– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…
– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…
– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?
– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!
– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.