реставрация икон в домашних условиях пошагово с фото
Как не потерять домашнюю икону
Беседа с реставратором Виктором Капитанчуком
Виктор Афанасьевич Капитанчук по образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.
– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?
– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!
– Дерзновенно придумано…
– Представляете, что оставалось. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.
Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.
Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.
Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.
– А если икона начинает осыпаться?
– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.
Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.
– Как бороться с сухим воздухом?
– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать.
После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.
Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.
Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».
– Сопротивление материалов…
– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.
Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.
– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.
– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).
Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.
Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.
– Что еще нам надо знать по реставрации икон?
– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.
Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!
– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?
– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.
Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.
– От этого икона становится «выпуклой».
– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.
– Каждая доска иконы своей жизнью живет.
– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.
Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.
– Еще опаснее?
– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.
Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.
У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.
– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.
– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.
Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.
Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.
Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.
– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.
– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.
– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…
– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…
– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?
– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!
– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.
Как самостоятельно отреставрировать икону?
Реставрация иконы в домашних условиях — непростая процедура, которая поможет сохранить красоту семейной реликвии. Чтобы не испортить качество изображения, необходимо взять на вооружение полезные советы.
Способы реставрации
Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.
Живописные иконы
Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.
Чистка
Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:
Дезинфекция
Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.
Укрепление
Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.
Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.
Защита
Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.
Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.
Металлические иконы
Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.
Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.
Золото, серебро
Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.
Полезные советы
Чтобы сохранить реликвию в первозданной красоте долгое время, соблюдают простые правила:
Следует помнить, что воду, которой очищали икону, нельзя выливать в раковину. Для этого используют место на улице, где никто не ходит.
Конечно, сложную реставрацию дилетанту не одолеть. Но бережного ухода иногда вполне хватает, чтобы продлить реликвии жизнь.
Реставрация иконы подручными средствами
Больше трех лет назад мне в руки попала старинная икона. Точнее, набор покрытых паутиной щепок, на которых что-то смутно угадывалось, а со всех сторон торчали ржавые гвозди. Дело было в Костроме, в одной из антикварных лавок. Денег за нее просили смешных, а по тому, как она там лежала, было видно, что связываться с иконой никто не хочет, и скоро у нее имеются все шансы отправиться в хлам.
К сожалению, я не сделал фото иконы целиком перед началом работы. Представление об исходном состоянии дает правая часть. Фигуры Св. Макария и Св. Симеона Столпника — после первичной промывки.
Почитав учебники для реставраторов, я принялся за работу. После сдувания всей пыли, которую удалось сдуть и извлечения ржавых гвоздей (на то, чтобы сделать это с минимальным ущербом для живописи, ушло немело времени), была выполнена первичная промывка. Я проводил ее следующим раствором: 2 части воды, 1 часть спирта, 1 часть скипидара, 1 часть подсолнечного масла, несколько капель нашатырного спирта. Старые олифные пленки такой состав практически не затрагивает, а от грязи, жира и копоти очищает замечательно. После промывки стало понятно, кто изображен на иконе. Это были Св. Макарий, Св. Симеон Столпник и Св. Еводкия.
Первичная промывка завершена. Открылись утраты живописи.
Стали заметны и утраты красочного слоя. Они были довольно значительны, но, к счастью, большая их часть пришлась на поля (в основном на правый нижний угол), а также на стыки между фрагментами досок. Когда-то доски соединялись шпонками, но они также были утрачены: предстояло сделать новые.
На гораздо больших площадях краска уцелела, но отслоилась. Отходящие чешуйки я приклеил на место желтковой эмульсией. Желток разводится холодной кипяченой водой (я делал примерно 1: 3), далее отошедшая краска и доска или левкас под ним немного смачиваются 50% раствором спирта, а эмульсия после подсыхания вводится с помощью шприца. Немного размягченная краска прижимается ватной палочкой. Желтковая эмульсия сохнет долго: когда весь отходящий красочный слой был укреплен, я дал «вылежаться» иконе пару месяцев.
Процесс расчистки методом компрессов
Дальше началась самая захватывающая (и самая длительная) часть процесса: расчистка красочного слоя от потемневших олифных пленок. Испытание самого простого варианта смести (50% спирта + 50% ацетона) на полях иконы дало положительный результат, и с более мощными растворителями я решил не экспериментировать. Для расчистки я пользовался немного упрощенным и адаптированным к подручным материалам методом полусухих компрессов. В этом варианте основную работу делает не жидкость, а пары растворителя, что безопаснее для старинной живописи.
Из ватных дисков вырезаются небольшие прямоугольники. Далее прямоугольник кладется на фрагмент красочного слоя, сверху слегка смачивается растворителем с помощью мягкой кисти, накрывается полиэтиленовой пленкой и оставляется на 10-15 минут. Затем пленка и потемневший от олифы ватный диск снимаются пинцетом и выбрасываются, а живопись расчищается большим количеством часто сменяемых ватных палочек. Компрессы нужно накладывать не в стык (или, тем более, в нахлест), а оставляя небольшие дорожки между ними: на расстоянии 2-3 миллиметров от края олифные пленки растворяются парами спирта и ацетона.
Изготовление новых шпонок. Самое сложное — точно выдерживать переменный радиус кривизны.
Чтобы соединить фрагменты доски, я сделал две шпонки из сосновой рейки, которой был придан примерно такой же радиус кривизны, как у доски в сборе. Далее конические шпонки постепенно подгонялись по месту посадки. В финале я смазал клеем ПВА стыки досок иконы (сами шпонки приклеивать не надо) и забил шпонки легким постукиванием деревянной киянки. Чтобы шпонки не слишком выделялись на оборотной стороне иконы, я затонировал их морилкой под старое дерево.
Подгонка шпонок и сборка иконы
На утраты красочного покрытия был положен левкас в несколько слоев. С классическим старинным рецептом на основе толченого мела и осетрового клея я решил не связываться, и воспользовался готовым на основе ПВА. Фактически, левкас — та же шпатлевка: кладется в несколько слоев, первый — более густой, сушится, зачищается тонкой шкуркой, кладется еще один слой — и так до полного выравнивания поверхности. Последний слой делается совсем жидким, наносится кистью и полируется грубой тканью.
Нанесение левкаса в местах утрат живописи
Дописывать утраченные фрагменты я не стал, поскольку не был уверен в своих художественных способностях: просто затонировал близкой по оттенку темперой на основе того же ПВА. В финале икона была покрыта даммарным лаком в три слоя с помощью пульверизатора.
Результат реставрации
Способы и правила домашней реставрации икон
Икона — одно из величайших произведений искусства, являющееся свято хранимой семейной реликвией.
У верующего человека обязательно должны быть образы святых в доме. Они охраняют дом и оберегают его жителей.
Для большинства людей, икона — это семейная ценность, которая бережно хранится, а затем передается по наследству детям. Многие образы могут оказаться очень старинными, они требуют правильного отношения, как в эмоциональном, так и в материальном плане.
Какие проблемы могут возникнуть при хранении?
Хранение икон дома — дело непростое. Воздействие атмосферных условий негативно сказывается на них. Частые температурные перепады, повышенная влажность, сквозняки и слишком теплый воздух могут привести к порче образа.
Важно уметь правильно обращаться с таким искусством, а не только молиться и просить помощи.
Владельцы образов часто сталкиваются с такими проблемами:
Чистить иконы можно и в домашних условиях, если повреждение несильное.
Если возникла деформация доски, осыпание краски то требуется реставрация. В таком случае обращаются к специалисту.
Скажем сразу – в большинстве случаев просто необходимо обращаться к профессионалам. Реставраторов икон можно найти при Храмах, в иконописных школах при Приходах или монастырях.
Почему: иконы, как правило, написаны в 17-19 веках, на деревянной доске, с использованием натуральных материалов и пигментов, возможно, выдержали уже не одну реставрацию, которую проводят в среднем 1 раз в 100 лет. Несоблюдение технологии старых мастеров, использование современных материалов, элементарное неумение использовать очистительные средства могут привести к потере красочного слоя – к потере иконы. Особо сложно снимать темный слой лака или олифы, чтобы ни в коем случае не задеть красочный слой. Если же на иконе есть кракелюры или отхождение слоя – проводятся специальные операции, которые подбираются индивидуально под каждый случай.
Плюс реставрация иконы требует благословения и трепетного отношения. В некоторых случаях реставраторы вынуждены каяться, потому что частично разрушают икону, образ, прежде чем восстановить ее.
Для общего понятия – вот какие материалы могут использоваться во время реставрации иконы:
Даже снимать оклад в домашних условиях мы не рекомендуем.
Поэтому, если вы хотите отреставрировать икону в домашних условиях – максимум, что вы можете сделать – почистить ее 5% мыльным растворов детского мыла без отдушек, промокая остатки и прочищая водой насухо. Делать это надо ватными палочками круговыми движениями на площади максимум 1 кв.см. Начинать чистить надо с левого нижнего угла, поднимаясь вверх. В самую последнюю очередь чистится нимб и лик. В некоторых случаях, бывает достаточно этих процедур, чтобы осветлить икону.
Именно поэтому, реставрация стоит дороже написания новой иконы – процесс реставрации занимает в 2-3 раза больше времени, чем написание заново. Но …. вы возращаете к молитвенной жизни наследие своей семьи, получаете поддержку поколений, в некоторых случаях икона получает чудесное превращение- под последним слоем открывается первоначальный чудесных образ. И, самое главное, вы делает благое дело! Поэтому, чистите свои старые иконы, отдавайте на реставрацию и молитесь. Бог вам в помощь!
Металл
Реставрация икон в домашних условиях — сложное дело. Важно быть аккуратным, чтобы не нанести еще большего вреда.
Моющими средствами для посуды пользоваться реставраторы не советуют. Также нельзя использовать агрессивные чистящие средства, которые могут поцарапать обрамление.
Способы реставрации
Очистка икон производится разными способами, выбор зависит от того, из какого материала выполнен образ.
До и после реставрации иконы дома
Живописные иконы
Чтобы не повредить цветовую гамму, выбранную художником, не стоит покрывать поверхность минеральными или растительными маслами. Такие вещества со временем меняют оттенки красок.
Чистка
Мягкой салфеткой начинают протирать с уголков, краешков, проверяя реакцию защитного слоя на действие очищающего состава. Двигаясь к центру, постепенно снимают загрязнения, если слой, защищающий живопись, не страдает. Делают такие составы для чистки:
Дезинфекция
Не рекомендуется обильно мыть водой деревянную основу. Плесень, поселившуюся с изнанки, выводят с помощью мягкой щетки или ватного тампона, губки. Для этого соду пищевую разводят столовым уксусом и аккуратно протирают смесью пораженный участок. Уничтожают грибок и при помощи перекиси водорода.
Укрепление
Спасают изображение от дальнейшего разрушения нанесением эмульсии из яичного желтка, трех частей воды и двух частей водки. Жидкость тщательно смешивают. Икону пропитывают составом в местах, где появились вздутия, трещины, отслоение и шелушение краски. Просушивают в горизонтальном положении и повторяют процедуру несколько раз, прижимают отставшие чешуйки к основе.
Отстающий вместе с грунтовкой красочный слой укрепляют лишь натуральными средствами. Используют рыбий или мездровый клей, слабым 3–5-процентным раствором которого пропитывают поврежденные места.
Защита
Восстанавливают защитный слой с помощью покрытия льняной олифой. Боковые поверхности и тыльную сторону обрабатывают смесью скипидара с воском (3:2), это обеспечит защиту дерева от жучков-короедов.
Если деревянная основа покоробилась, выгнулась, нельзя выпрямлять ее под прессом. Трещинки и сколы выравнивают смесью клея с мелом или опилками. С тыльной стороны заливают горячим воском лопнувшие места.
Металлические иконы
Почистить икону из бронзы, золота или серебра от налета и потемнений нелегко, если поверхность имеет резную фактуру. Еще сложнее сохранить целостность иконы, когда она комбинированная, важно не задеть живописный рисунок. Нельзя применять абразивные пасты: твердые частицы оцарапают поверхность.
Образа на основе чеканки из меди поддаются очищению с помощью зубного порошка, пасты ГОИ. В старину оклады икон чистили клюквой, бочковыми помидорами. Продуктами натирали металлические части, оставляли на небольшой срок в таком виде, потом салфеткой протирали насухо.
Золото, серебро
Ценные металлы очищают с помощью водки, в которой смачивают тампон или ватную палочку, если нужно прочистить рельефную поверхность. Слабым раствором уксусной или лимонной кислоты, нашатырного спирта протирают золотые и серебряные иконы. После очистки изделия обязательно промывают чистой кипяченой водой.
Красочный слой
Любые мероприятия с ликами святых необходимо проводить не спеша, аккуратно. Мойте иконы мягкими тряпочками и влажными салфетками.
В домашних условия реставрировать красочный слой можно такими способами:
Если ранее женщина очищала икону, но она начала терять цвет и тускнеть, следует обратиться к реставратору.
После того, как икона была почищена, не выливайте воду в раковину. Ее можно вылить только в нехожее место на улице.
Очистка и реставрация — это деликатный процесс, требует осторожности. Если появились сомнения по этому поводу, лучше воспользоваться услугами специалиста.
Как продлить жизнь старой иконе?
Я внимательно изучила образ, нашла информацию о нём, какого рода это список, примерная дата написания. Но один вопрос мучил меня: «Как продлить иконе жизнь?» Осыпалась местами краска с тёмного закопченного лика, обветшала доска, на которой написан образ…
Я посоветовалась со своими друзьями — археологами, реставраторами, и они дали мне несколько полезных советов и домашних правил по уходу за старыми иконами, написанных на дереве. Надеюсь, что некоторые читатели воспользуются этими правилами. Однако хочу сразу заметить, что это вовсе не означает, что каждый у себя дома может занять реставрацией икон, поэтому важно помнить правило «Не навреди!».
Итак, прежде всего нужно знать, что старой иконе вредят как холод, так и жара, а также сквозняки, сырость, прямой солнечный свет, микроорганизмы, жуки-точильщики, плесень, пары различных органических растворителей и кислот, дым, копоть свечей и лампад.
В наших квартирах очень трудно избежать перепадов температуры и влажности (для старой иконы температура должна быть 15−18 градусов тепла, а относительная влажность 60−65%), поэтому имеет смысл дополнительно защитить икону в доме — поместить ее в небольшой застекленный ящичек (киот).
Православный киот для хранения икон: список иконы преподобного Кирилла Белозерского работы Дионисия Глушицкого, Кирилло-Белозерский монастырь Фото: shakko, ru.wikipedia.org
Многие любят смазывать старые иконы различными маслами — растительными и минеральными. Вроде бы так лучше — и блеск добавился, и яркость. Лучше этого не делать. Особенно опасно вазелиновое (лампадное) масло. Проникая через трещины в красочном слое и грунте, оно со временем изменяет цвет и структуру живописи. Если уж появилось желание покрыть икону защитным слоем, то пользуйтесь льняной олифой высшего качества — для лицевой стороны, и воско-скипидарным составом для тыльной и боковых. Обычно всех этих мер бывает достаточно, чтобы сохранять икону многие-многие годы.
Если икона сильно потемнела от копоти и других загрязнении, но красочный слой в хорошем состоянии, то удалить копоть и другие поверхностные загрязнения вы сможете таким составом:
1 желток куриного яйца, 5 частей кипяченой охлажденной воды, 2 части скипидара, 2 части спирта.
Смесь тщательно взболтайте кистью до состояния эмульсии. Смочив мягкую кисть или ватный тампон, попробуйте удалить копоть и грязь. После этого возьмите чистый тампон и вытрите всю влагу, она может повредить иконе.
Если на красочном слое иконы образовались трещины, вздутия, чешуйки, выпадения красочного слоя, то такую икону необходимо укрепить. Сделать это можно все той же желтковой эмульсией:
1 желток и 5 частей воды (или 3 части воды и 2 части водки).
Эмульсию тщательно перемешать. Смочить разрушенные места и просушить около часа, можно под электрической лампой. Повторить пропитку несколько раз, а затем плавно прижать отставшие чешуйки отжатым тампоном, внимательно следя, чтобы не сдвинуть и не оторвать краску.
Если разрушается, отстает от доски и осыпается в виде твердых, прочных пластинок левкас (материал, необходимый для создания икон, по сути, он является ничем иным, как грунтовкой, которой покрывают деревянное основание будущей иконы), то это уже авария, икону немедленно следует укрепить.
Ни в коем случае нельзя использовать никакого искусственного клея вроде БФ, казеинового, суперцемента, «Момента»! В крайнем случае, можно применить ПВА пополам с водкой.
Если под рукой не окажется и этого клея, то воспользуйтесь мучным или пшеничным клейстером, камедью (вишневый, сливовый или абрикосовый клей).
Ни в коем случае не применяйте для этой цели воск, олифу и другие жировые вещества, как это делают некоторые, нанося непоправимый ущерб иконе!
Лучше всего достать высшего качества мездрового или рыбьего клея. Сначала в несколько приемов надо сделать пропитку склеиваемых поверхностей жидким (трех- или пятипроцентным) составом. Затем 7−10-процентным составом чешуйки можно подклеить окончательно, придавив место подклейки мешочком с теплым сухим песком.
Если случились проблемы с доской, на которой написано икона. Она сильно покоробилась, выгнулась — выравнивать не нужно! Трещины заделайте мастикой из клея, опилок и мела. Можно залить их горячим воском, но только с тыла и с боков.
Это некоторые правила реанимации. Я ими воспользовалась, потому что сама по образованию историк, неоднократно имела дело с археологией и некоторыми реставрационными работами. Поэтому хочу сразу сказать, что этими правилами может пользоваться только тот, кто хотя бы раз в жизни имел дело с подобными работами или хотя бы реставрацией старой мебели.
Если ваша икона начала разрушаться и ей нужна серьезная помощь, постарайтесь найти мастера-иконника. Ну, а уж если такой возможности нет, то воспользуйтесь моими советами из реставрационной практики, соблюдая все пропорции и точности. Успехов!
Теги: икона, реставрация, полезные советы, икона в доме
Грибок и плесень
Плесень быстро разрастается и разрушает доску, на которой изображен лик. Если она начала проявляться с лицевой стороны, лучше обратится к реставратору, чтобы не испортить красочный слой при чистке.
Плесень с изнаночной стороны с доски можно вывести в домашних условиях. Для ее удаления понадобится губка и щетка с нейлоновой щетиной.
Способы выведения плесени с деревянной поверхности:
Главное правило — не мыть водой. Жидкость может проникнуть в более глубокие слои, дойти до красочной поверхности и испортить лик.