реставрация икон в белгороде
Реставрация икон в белгороде
Иконы — это уникальные образы, которые хранят в себе духовную энергию Создателя, пришедшие людям и запечатленные на доске или другом материале. Эти образы святых людей, которые при жизни проявили божественные дары и признаны были, как помощники и посредники между Богом и людьми. Они несут в себе помощь и поддержку каждому, кто с верой и с молитвой обращается к ним. Но это еще и особый уникальный вид искусства, в котором объединились художество, духовность, история и энергетика многомиллионного народа.
Особенно ценны старинные образы, которые намолены веками и несут в себе мощную энергию. Поэтому так важна реставрация иконы, ее восстановление, чтобы она обрела новую жизнь и приносила помощь и благоговение владельцу. Особенно это касается семейных реликвий, которые передаются от поколения к поколению.
Образы со временем становятся более хрупкими и способны портиться от резких скачков температур, от повышенной влажности или сухого воздуха, от жучков и другого рода воздействий. В каком бы состоянии ни была икона, ее нужно возродить, и тогда она отблагодарит владельца, так как ей уделили внимание и любовь.
Чтобы снизить влияние негативных факторов на образ, еще в древности был придуман такой защитный элемент, как киот, (деревянная коробка со стеклом, в которой хранится икона). Хотя со временем и киот превратился в произведение искусства, став частью внешнего оформления иконы. Поэтому реставрация икон нередко включает в себя и восстановление киота.
Порой в иконе прописан только образ — лик и руки. Это значит, что икона была сделана специально под оклад. Оклад это оформление, которое накладывается на образ как одежда. Его еще называют риза. Оклад тоже может быть из разных материалов: из дорогих — драгоценные камни, серебро и золото; и не дорогих — чеканка из латуни или другого материала, даже из фольги. В современном мире делают оклады из парчи, бархата, стразов, вышивки, бисера. Очень популярно расшивать икону бисером.
Было много случаев в моей практике, когда люди возрождали свои иконы, реставрировали образы, меняли оклады, и происходили чудеса. Приходило обновление и в семье, и в отношениях и на работе.
Тот святой, которому вы уделили внимание реставрацией, благодарил вас тем образом, который был нужен в вашей душе и вашей жизни, особенно если вы при этом еще обращались к нему с молитвой. Обратите внимание, какой святой пришел в вашу жизнь в этом образе. У каждого святого свое назначение и своя особая миссия перед Богом и людьми. И если этот образ пришел к вам, значит именно эта помощь и нужна вам. Случайностей не бывает. Все закономерно в Божественном Законе.
Даже, если к вам икона пришла иным путем, например, нашли в старом заброшенном доме или сарае, на чердаке или вам отдал как не нужную вещь, благодарите Бога. Это все не просто так. Через эту икону от Бога вам пришло послание. Обратите на это свое внимание, и примите эту помощь, уделите каплю любви в ответ, приведите ее в порядок, и обязательно последует ответная реакция.
Однажды к нам обратился человек с вопросом, нужно ли реставрировать икону, которая по случаю попала к нему, а не по наследству. Это был образ Николая Чудотворца. Мы ответили положительно, что именно этот образ ему на сегодняшний момент важен. Это был бизнесмен, у которого на тот момент не ладились дела в бизнесе. И мы оказались правы. После реставрации этой иконы, которая дополнительно была помещена в киот, и к ней был сделан оклад, у этого человека наладились дела в бизнесе.
Мы уделяем очень большое внимание и уважение к реставрационной работе. Это очень сложный и кропотливый труд, но если ты любишь свое дело, он приносит радость и удовлетворение от возрождения, как казалось бы потерянного образа. На твоих глазах происходит чудо.
Поэтому подход к реставрации икон должен основываться не только на профессионализме и опыте. В процессе восстановления образов настоящий реставратор вкладывает свою душу. Духовная составляющая в ходе восстановительного процесса неотъемлема от его технологической части, даже можно сказать играет первостепенную роль. Реставратору самому нужно быть высокодуховным и верующим человеком, чтобы пропускать через себя тонкую энергию Духа Святого. Находиться в молитве и посте.
Однако пока разделим духовную и материальную составляющую, и в нашем случае сделаем акцент на иконе, как на предмете искусства, требующем «реанимации».
К нам обратилась женщина, которая нашла в сарае купленного дома икону Ахтырской Божией Матери. Эта икона была очень в плачевном состоянии. Доска практически рассыпалась в руках. Я выразила сомнение, что возможно эту икону реставрировать. Однако женщина возразила, сказав, что ее на восстановление иконы благословила игуменья монастыря, и что у нас все получится. Очень много было потеряно. Доска наращивалась, собиралась по кусочкам. Икону пришлось практически писать заново. Но женщина была очень довольна.
Вот это образ до и после реставрации.
Вот еще один образ Николая Чудотворца. Поврежден сыростью левкас, треснута доска, практически не видно рук. Икона ожила после приложения внимания и любви.
Вот еще икона Бог Саваоф. Поврежден левкас, треснута доска. Икона тоже обрела новую жизнь.
Мы работаем с иконами уже 17 лет. Беремся за реставрацию любой сложности, ведь с молитвой, с верой и Божией помощью все возможно.
Доктор для святых. Как белгородец Виктор Чужинов спасает старые иконы
Иконы для реставрации он находит не только в Белгородской области
По профессии Виктор инженер, реставрацией икон увлёкся, когда ему было 24 года. Всему учился сам, обращаясь за опытом к редким учебникам и пособиям.
С тех пор прошло семь лет. За это время Виктор успел спасти от разрушения больше 30 икон, обрести наставника и задуматься над тем, чтобы писать иконы самому.
Брошенная икона
Виктор окончил технологический университет им. В. Г. Шухова, устроился работать по профессии инженером. С детства отлично рисовал, и ни одна школьная, а позже армейская газета не обходилась без его иллюстраций.
«Первым опытом в реставрации стала для меня простая икона в киоте, оставленная кем‑то в полуразрушенном доме, – рассказывает он «Белгородским известиям». – Шансов на сохранение в таких условиях у неё не было. Я её забрал домой, разобрал киот и привёл в полный порядок. Ничего трудного для меня в этом не оказалось. Сложности, как выяснилось, ждали меня впереди».
С этого первого образа и началось необычное увлечение Виктора. Товарищи и знакомые, узнав об этом, стали приносить свои семейные иконы, требующие восстановления. А Виктор почувствовал, что, кроме навыков, нужна и теоретическая база. Купил несколько пособий по реставрации для учебных заведений и начал изучать. Особенно ценными оказались труды живописца Игоря Грабаря – одного из именитых искусствоведов и реставраторов прошлого века. Спустя пять лет Виктор нашёл и наставника, вернее, наставницу.
Реставрация икон в Белгороде
Попробуйте дистанционные услуги
Отзывы клиентов
Специалист из Москвы
Алена оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Сергей оставил отзыв
Специалист из Санкт-Петербурга
Виктор оставил отзыв
Специалист из Москвы
Алена Бондарева оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Новосибирска
Сергей оставил отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Ирина оставилa отзыв
Реставрация предметов интерьера
Специалист из Москвы
Елена Артемьева оставилa отзыв
Специалист из Москвы
Павел оставил отзыв
Специалист из Москвы
Роман оставил отзыв
Вы часто спрашиваете
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22
Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.
Спасти, пока ещё возможно. Как отреставрированные иконы помогают белгородцам
Белгородский художник-реставратор рассказывает об особенностях своей работы
Зоя Кривченко за долгие годы работы вернула к жизни множество икон, картин и старинных вещей. «Белгородская правда» поинтересовалась у неё, как она восстанавливает иконы и почему не надо тянуть с реставрацией храмовых и семейных святынь.
В надёжных руках
В доме Зои Кривченко гостья – Елена Чехина приехала забирать старинную икону Божией Матери, которую однажды купила в магазине антиквариата. Со временем она поняла, что реликвия нуждается в реставрации. Обратилась по найденному в Интернете объявлению. Приехала женщина, забрала икону, поработала над ней. Но результат не обрадовал.
«После реставрации икона стала совершенно другой. Три года я молилась, но была не в радости. Потом всё‑таки решила поискать людей, которые занимаются реставрацией с любовью. Одна прихожанка посоветовала мне Зою Дмитриевну. Мы встретились, и она мне рассказала, что было сделано ранее и что нарушено. Я показала икону на фото до изменений. Зоя Дмитриевна пообещала, что сделает всё так, как оно было. Я поняла, что икона в надёжных руках», – рассказывает Елена.
Зоя Кривченко вернула иконе не только внешний облик, но и имя. До этого в семье считали её Тихвинской. Но в ходе реставрации выяснилось, что это Иверская икона Божией Матери. Когда Елена увидела возрождённую святыню, говорит, её сердце наполнилось радостью. Были восстановлены розетки и свечи, рама из алюминиевой фольги. Вручную пришит бисер, украшающий оклад. Но самое главное – сохранилось первоначальное духовное наполнение.
Обязательно молюсь
«Благодаря своему опыту за месяц я выполняю работу любой сложности. Обязательно молюсь. Без молитвы ничего не получится», – рассказала Зоя Дмитриевна.
Реставратором она быть не собиралась. Но художественные способности позволили стать художником-оформителем на заводе. Училась в изостудии ДК «Энергомаш». Новое занятие очень захватило. И вскоре Зое Дмитриевне предложили должность художника-реставратора в краеведческом музее. Она окончила отделение станковой живописи и графики Заочного народного университета искусств.
Однако ответственность не давала покоя: образования реставратора у неё нет, а соответствовать требованиям и овладевать специальными знаниями надо. Помогло региональное управление культуры, которым в то время руководил Андрей Кулабухов. Зоя Кривченко отправилась учиться во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря. А работа в музее позволяла знакомиться с нюансами реставрации икон, картин. Так за несколько лет Зоя Дмитриевна стала первоклассным специалистом.
Возрождение и чудо
Реставрацию называют лечением. Иконы, которым более 50 лет, как правило, побиты жуком-древоточцем. Им нужно сделать дезинфекцию. Отверстия реставратор с помощью шприца заполняет специальным раствором, закрывает воском. Составом, защищающим и от жука, и от грибка, пропитывает всю доску. Потом реставратор смотрит на лицевую сторону иконы: где утрачен красочный слой, а где – вздутие. Надо аккуратно по всей поверхности иконы укрепить красочный слой. Дальше идёт раскрытие авторской живописи. При помощи химических реактивов снимает старинный лак и олифу, восстанавливает живопись. Отреставрированную икону помещает под стекло, в киот. Так совсем кратко можно описать сложный процесс реставрации.
Первой иконой, которую Зоя Дмитриевна отреставрировала, был «Святитель Иоасаф» из Спасо-Преображенского собора Белгорода. Работала и с иконами из других храмов, семейными реликвиями белгородцев. За эти годы Зоя Кривченко не раз убеждалась, что отреставрированная икона отблагодарит, станет путеводительницей и помощницей. Вот несколько примеров из её жизни.
В семье случился пожар. Загорелся дом. Огонь дошёл до Калужской иконы Божией Матери. Она стала гореть. И тут пожар остановился. Пламя дальше не пошло. Повреждённую реликвию Зое Кривченко удалось восстановить.
А однажды ей принесли сырую икону. Реставратор стала расспрашивать и узнала, что у обратившегося человека утонул родственник, и его тело не могли найти. Родным посоветовали пустить эту икону по воде. И вот плывёт икона. А рядом, в лодке, плывут люди. Вдруг икона остановилась и завертелась на одном месте. Они нырнули и нашли родственника. С тех пор в семье уверены: эта икона – их путеводитель.
Был ещё один интересный случай. Мужчина купил в Белгороде дом и при уборке нашёл на чердаке икону Николая Чудотворца. Образ едва просматривался. Он принёс её к Зое Дмитриевне и поинтересовался – можно ли восстановить? «Конечно, – говорит реставратор. – Вот увидите, икона вас ещё отблагодарит. Ведь вы её из мусора вытащили». Через год заказчик подошёл к ней на белгородском Арбате и рассказал: «Не поверите, и деньги у меня были, и все условия, а ремонт не шёл. Но как только я внёс отреставрированную икону в дом, сразу всё наладилось, за лето сделал и крышу, и окна, и многое другое».
«Сегодня почти в каждом из восстановленных храмов Белгородчины есть намоленные иконы. Мой долг реставратора – сохранить духовность, которую нам подарили прошлые поколения. Самое главное для меня – продолжить жизнь памятников культуры. К сожалению, не все вовремя принимают меры по сохранению нашего достояния. На мой взгляд, надо планово организовать эту работу. Но всё упирается в отсутствие финансовой базы и остаётся в виде планов и идей,– отмечает Зоя Дмитриевна. – Государственные расценки на реставрацию достаточно высоки, но ведь цена договорная. Реставрационную работу в Белгороде можно выполнять на те средства, которые выделит город. Даже если из каждого храма будет представлена одна икона, то в целом можно спасти много», – уверена реставратор.
Реставрация икон в Старом Осколе
Чтобы начать, уточните пожелания к специалисту
Реставрация икон — отзывы
Татьяна Яковлева оставилa отзыв
Владимир оставил отзыв
Прочистка канализации, Устранение засоров, Ремонт раковины
Павел Леонидович Трошин оставил отзыв
Татьяна Баринова оставилa отзыв
Ремонт посудомоечных машин
Виктор оставил отзыв
Сергей оставил отзыв
Гипсокартон, Монтаж потолков из гипсокартона
Екатерина оставилa отзыв
Специалист из Воронежа
Елена оставилa отзыв
Установка аксессуаров в ванной
Ирина оставилa отзыв
Реставрация чугунных ванн
Заработайте на том,
что делаете лучше всех
Услуги, востребованные клиентами в этом году
Другие услуги в г. Старый Оскол
Реставрация икон в Старом Осколе
Будни: с 6 до 22
Выходные: с 8 до 22
Информация, опубликованная на данном сайте, предназначена для любой аудитории, если иное не указано дополнительно в отношении отдельных материалов.