решемский макарьевский женский монастырь сайт

Обитель преподобного Макария

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайт

Макариев-Решемский монастырь, по преданию, был основан в конце XIV века преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Житие святого рассказывает, как, будучи двенадцатилетним отроком, по любви к Богу и горячему желанию иноческой жизни, он тайно оставил родительский дом и поступил в Вознесенский Печерский монастырь близ родного Нижнего Новгорода. Здесь он вскоре сподобился иноческого пострига от рук настоятеля монастыря архимандрита Дионисия. В течение нескольких последующих лет преподобный Макарий проводил строгую подвижническую жизнь, украшаясь добродетелями. После поставления архимандрита Дионисия в 1374 году во епископа Суздальского и Нижегородского он недолго оставался в обители. Чтобы избежать мирской славы и похвалы за свои великие подвиги, смиренный инок пожелал скрыться из монастыря. Странствие его растянулось почти на всю жизнь: в поисках безмолвного уединения преподобный переходил от одного места к другому.

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайтОднажды преподобный Макарий остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решма. Место ему понравилось, и он устроил небольшую келью, в которой несколько лет подвизался в посте и молитве. Мало-помалу стали приходить к отшельнику жители близлежащих селений, и некоторые из них оставались, чтобы проводить вместе с ним подвижническую жизнь. Постепенно образовалась небольшая община. Тогда для собравшейся здесь братии Макарий основал обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшую впоследствии известной как Макарьевская пустынь. По устроении ее и с назначением игумена для братии преподобный в очередной раз тайно удалился в поисках безмолвия. В дальнейшем, уже в преклонном возрасте, преподобный Макарий основал еще две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую (в середине 1430-х годов) и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую (в 1439 году). В последней подвижник и окончил свой земной путь 25 июля / 7 августа 1444 года девяноста пяти лет от роду.

В жизнеописании святого содержится немало сведений о чудесной помощи, подаваемой Богом всем нуждающимся по молитвам великого угодника Божия. В XV-XVI веках унженские и галичские земли непрерывно подвергались опустошительным набегам казанских татар. Местные жители молились перед образами преподобного, взывая о помощи, – и чудесным образом получали ее. В XVI-XVII веках (особенно после событий Смутного времени) почитание преподобного Макария как небесного защитника и хранителя Костромского и Нижегородского Поволжья, а также как покровителя находящихся в плену и неволе стало особенно широким. В 1619 году он был прославлен как общерусский святой.

Жизнь Макариев-Решемского монастыря складывалась непросто. О первоначальном его состоянии сведений не сохранилось. Согласно живому преданию, обитель вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги. Обитель не обладала богатыми денежными вкладами и какими-либо прочными средствами к существованию, пользуясь случайными приношениями почитателей преподобного Макария. Не раз несла она потери от нередко случавшихся здесь природных стихийных бедствий и пожаров. Терпела, как ни странно, притеснения со стороны местных жителей. Долгое время не имела ни земельных, ни лесных угодий. В Смутное время междуцарствия монастырь находился в глубоком упадке, жизнь его замерла.

После победы над поляками, в чувстве глубокой признательности за явленное святым чудесное избавление, жители Решмы и Юрьевецкого уезда решили восстановить обитель, перенеся ее на гору. По сведениям монастырских документов 1684 года, храмы и прочие строения обители вначале были деревянными. В 1767 году взамен обветшавшего деревянного выстроен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского и великомученицы Екатерины.

В 1764 году при учреждении монастырских штатов Макарьеву пустынь не упразднили, но оставили в числе заштатных. Обветшание ее постепенно становилось значительным. К началу ХХ века по причине малочисленности братии и оскудения духовной жизни остро встал вопрос о дальнейшем существовании монастыря. 14 июля 1901 года Священный Синод своим указом определил Решемскую Макариеву пустынь обратить в женский монастырь. Открытие его совершилось 26 августа 1901 года.

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайтНастоятельницей была назначена игумения Досифея из Костромы (в миру Фелицата Ивановна Ипатова), умная и опытная руководительница. За годы ее управления обитель ожила, окрепла и духовно расцвела, укрепилось монастырское хозяйство. Сестер было более двухсот. Обитель имела свою пристань и часовню, в которой служились молебны для пассажиров пристающих пароходов. Молитвенная атмосфера, установившаяся в монастыре, благочестие игумении Досифеи и сестер, их простое и доброжелательное отношение к прихожанам благотворно действовали на окружающих и будили в них ответное чувство любви и признательности.

После революции Макариев-Решемский монастырь продолжал существовать некоторое время под вывеской трудовой сельскохозяйственной артели, однако духовная жизнь сестер не прекращалась. Здесь любил бывать святитель Василий Кинешемский, при монастыре подвизался блаженный Виктор Раевский (духовное чадо святителя), впоследствии скончавшийся в заключении. Здесь проживала некоторое время широко известная в Костромской губернии блаженная Вера Босоножка, окончившая свою жизнь в одном из лагерей Урала. В 1927 году артель ликвидировали. Игумения Досифея, заранее предусмотрев закрытие обители, постаралась никого из сестер не оставить без крыши над головой. С несколькими из них она переехала в село Маврино под Кинешмой (в настоящее время не существует), где вскоре скончалась и там же была погребена. В 1930-е годы часть сестер была репрессирована.

Монастырь был разграблен и разрушен. Кирпичные стены храмов и монастырской ограды разобраны и использованы в военное время для строительства аэродрома. Монастырское кладбище разорено – теперь на его месте стоят жилые дома. По бывшей территории монастыря в настоящее время пролегает сельская улица, на месте храма построена средняя школа, в двух сохранившихся монастырских зданиях разместилась администрация села и коррекционная школа-интернат. Разрушена часовня, стоявшая над монастырским колодцем, который, по преданию, выкопал сам преподобный Макарий.

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайтВ тяжелые для Православной Церкви годы просияла святостью одна из сестер обители – преподобная Анимаиса Острецовская (+1963). Эта угодница Божия была насельницей Макариев-Решемского женского монастыря до его закрытия в 1927 году, а затем подвизалась при Свято-Троицком храме села Острецово. Матушка Анимаиса порой отдавала нуждающимся последний кусок хлеба, а за ее мудрым духовным советом шли со всей округи. Благодаря ее бесстрашию и молитве храм в Острецове был сохранен от разорения безбожниками. Ныне она – небесная молитвенница за свою родную обитель. Прп. Анимаиса особо почитается решемскими сестрами, вместе с преподобным основателем аввой Макарием и святителем Николаем, храм во имя которого является сердцем монастыря. В Свято-Никольском храме имеется икона преподобной. Память ее празднуется в Соборе Иваново-Вознесенских святых 7 июня/20 июня

В конце восьмидесятых годов оживилась духовная жизнь села. Оставались еще люди, любящие Бога, бережно хранящие веру отцов, почитающие историю своей малой родины. Их силами в 1990 году был восстановлен один из сельских приходских храмов в честь святителя Николая Чудотворца. В 1992 году при храме возникла мужская монашеская община, которая в апреле 1998 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви получила статус монастыря. Однако история повторилась. Монастырь не удалось восстановить, и по причине расстройства в нем духовной жизни 26 декабря 2006 года постановлением Священного Синода РПЦ Макариев-Решемский мужской монастырь был преобразован в женский. Первой настоятельницей женского монастыря стала монахиня Василисса (Грудогло).

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайтС декабря 2008 года Макариев-Решемский монастырь возглавляет игумения Феофания (Губайдулина). Кроме Матушки, в Обители подвизаются двенадцать сестер: семь монахинь, две инокини, одна послушница и две трудницы. На их долю выпало много забот: пришлось ремонтировать храм, проводить отопление, ставить временную монастырскую ограду, оформлять необходимую документацию на здания и земельные участки и многое другое. Но сестры не унывают. «Живем мы в бедном районе Ивановской области, – рассказывают насельницы, – поэтому помочь нам некому. Но с Божьей помощью потихоньку начали строить сестринский дом рядом с храмом. Сейчас живем в старом, еще дореволюционной постройки доме в селе – правда, недалеко от храма, в кельях по одному-два человека».

Насельницы пришли в монастырь из разных уголков нашей страны с желанием благоугодить Господу. В большинстве своем они среднего и пожилого возраста. Управляет сестрами игумения Феофания во главе с Духовным Собором, состоящим из трех старших сестер обители и духовника монастыря иерея Владимира Смирнова. Главным в обители считается сохранение молитвенного настроя в повседневной суете, приучение себя к духовному вниманию, чуткости, послушанию игумении, стремление к сохранению устойчивого мира и доброжелательности в отношении к сестрам. Новые сестры в монастырь приходят не часто. Просятся в основном женщины среднего и пожилого возраста. Всех желающих принять нет возможности из-за отсутствия жилья.

День насельниц начинается в 6.00, начало утреннего правила – в 6.30. Оно включает в себя утренние молитвы, полунощницу, молитву и поклоны Божией Матери, чтение Апостола и Евангелия, каноны и акафисты святым покровителям обители. Из-за нехватки священнослужителей богослужения в обители совершаются пока в среднем трижды в неделю (один раз в неделю – ночное богослужение). При отсутствии богослужения после утреннего правила сестры сами вычитывают службу, а после нее – монастырский помянник о здравии и упокоении. Окончание утреннего правила в 9.30–9.45. В 10.00 – завтрак, затем до 13.30 послушания. Обед с 13.30 примерно до 14.15, с духовным чтением. После обеда – время отдыха и келейного правила. В богослужебные дни начало часов и Литургии в 8.00, после службы сразу бывает обед, затем небольшой отдых и послушания. Вечернее богослужение бывает в 16.00 (при отсутствии священника сестры сами читают службу с присоединением пятисотницы). В 20.00 – ужин. В 21.00 – вечернее правило. С 21.30 – келейное правило, духовное чтение. В 23.00 – отход ко сну. Все сестры обязательно участвуют в богослужениях. Келейное правило у каждой сестры свое, по усмотрению игумении. Ежедневно чередной сестрой читается Псалтирь: кафизма и монастырский синодик с молитвами о здравии и упокоении.

Послушания в монастыре разные: благочинная, казначея, ризничая, алтарница, церковница, швея, просфорня, секретарь, летописец, библиотекарь, кухонная, трапезарь, садовница, огородница, водитель, сестра по сбору, экскурсовод, гостиничная, птичница. В монастыре есть огород, две теплицы, куры и утки. Каждая из сестер несет несколько послушаний. У обители есть две помощницы-сотрудницы. При необходимости они помогают в извозе на собственных автомобилях, а также принимают участие в общих послушаниях на кухне, в саду и огороде. Обе в дальнейшем хотели бы стать насельницами монастыря, но пока не могут этого сделать, имея несовершеннолетних детей.

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайтОбитель находится на берегу Волги в большом селе, где монастырский храм – единственный. Поэтому прихожан-селян здесь больше, чем сестер. Монастырь оказывает помощь нескольким малоимущим и многодетным семьям, а также, по своим скромным возможностям, старается помогать женщинам, находящимся в заключении, по их письменным просьбам. В молитвенной поддержке здесь не отказывают никому. Рядом с храмом построена просторная летняя трапезная для паломников.

Желающих посетить монастырь довольно много, особенно в летнее время. Пока среди них больше туристов, чем паломников. Добраться до Макариево-Решемского монастыря из Москвы можно поездом Москва–Кинешма, либо автобусом. Монастырь находится в 25 км от г. Кинешмы. Из города ходит рейсовый автобус от автовокзала (рядом с железнодорожным вокзалом) до села Решма.

В монастыре есть частицы мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского, преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев, святителя Феофана Затворника Вышенского, святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого).

По благословению епископа Илариона для всех приезжающих сестры проводят экскурсии, рассказывают об истории монастыря и слободы, отвечают на вопросы, угощают монастырским обедом.

Источник

Решма. Макариев Решемский монастырь.

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайт

Храмы монастыря:

Другие постройки и объекты:

Карта и ближайшие объекты

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайт

Статьи

Макарьев Решемский монастырь, общежительный, при слободе Решем, в 23 верстах от города Кинешмы, на правом берегу реки Волги. Основан в XV веке пр. Макарием (см. 25 июля) и был мужским; в 1901 году обращен в женский. Здесь весьма чтимы: образ пр. Макария и Казанская икона Богоматери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Расположен на высоком берегу Волги, на территории бывш. с. Нагорное при слободе Решма. Рядом, ближе к Волге, до недавнего времени находился монастырь — Макарьевская Решемская пустынь, образованная в нач. 17 в., с церковью Троицы 2-й пол. 18 в. Ныне комплекс состоит из двух церквей — летней Воскресения, 1754 г. и зимней Николая Чудотворца, сооруженной вскоре, около сер. 18 в. Раньше в комплекс входила также колокольня — восьмигранное столпообразное сооружение, завершенное высоким шатром, костромского типа. Ее основание служило притвором церкви Воскресения.

Беляев, 1863, с. 138; Баженов, 1904, с. 7-9; ИАК, 1909, с. 90; Церкви Костромской епархии. 1909, с. 127. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 487

В начале XVII века монастырь был разорён во время польско-литовской интервенции. Восстановлен при царе Михаиле Фёдоровиче.

После 1917 г. монастырь существовал как сельскохозяйственная артель. 13.03.1929 г. оставшееся имущество монастыря было передано в действующий приходской Христорождественский храм. В 1940 г. закрыт последний действовавший храм. На месте разрушенного Троицкого храма была построена школа, в двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. Разрушены и другие строения монастыря.

В 1991 г. в Решме был открыт чудом уцелевший Никольский храм. В 1992 г. сюда приехали несколько насельников Киево-Печерской Лавры. Вокруг приходского храма начала возрождаться монашеская жизнь. В 1994 г. Свято-Никольский приход переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, в 1998 г. преобразован в мужской монастырь. В монастыре хранятся частицы святых мощей преподобного Макария Желтоводского и многих других святых. Монастырь занимается большой просветительской работой: открыта Православная школа имени преподобного Иоанна Кронштадского; издается альманах «Свет православия»; читаются лекции; насельники изучают литургику, православную педагогику.

Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины ХVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским.

По сведениям монастырских документов 1684 года, храмы и прочие строения Макариев-Решемской обители вначале были деревянными. И лишь в 1767 году взамен обветшавшего деревянного был выстроен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского и великомученицы Екатерины, с шатровой колокольней. К монастырю же относились ещё две церкви: однопрестольная Воскресения Христова в селе Нагорном, возведённая на деньги прихожан в 1751 году, и Христорождественская с престолами в честь Смоленской иконы Божией Матери и преподобного Иоанна Рыльского. Все храмы были украшены старинной живописью и древними иконами. При монастыре работали женская приходская школа и двухклассное училище. В 1764 году, при учреждении монастырских штатов, Макариеву пустынь перевели в число заштатных. В 1883 году монастырские строения были обнесены каменной оградой с пятью башенками. Обитель пережила бурю 1844 года и пожары 1854 и 1855 годов. Но ничего не могло спасти монашескую общину от угасания. К началу ХХ века в обители проживало всего 6 человек, поэтому остро встал вопрос о дальнейшей жизнедеятельности монастыря.

Из книги-путеводителя «Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки». Издательство И. Д. «Референт». Иваново, 2016 г.

Источник

Макариев-Решемский монастырь: вехи истории

Книгу можно приобрести в самом монастыре с. Решма и в церковной лавке епархиального Управления по адресу: ул. Волжская, д. 4 (г. Кинешма).

Зонтиков Н. А. Макариев-Решемский монастырь: вехи истории. – Кинешма: Макариев-Решемский женский монастырь Кинешемской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2019. – 880 с.

Книга посвящена истории Макариев-Решемского монастыря (с. Решма Кинешемского района Ивановской области), на протяжении столетий бывшего одним из главных центров духовной жизни Кинешемского края. В 1901 г. в связи с преобразованием в женскую обитель монастырь пережил свой расцвет, связанный с именем игумении Досифеи (Ипатовой). После революции духовенство монастыря и большое количество его насельниц стали жертвами гонений, были расстреляны, сидели в тюрьмах и лагерях, находились в ссылках. С историей монастыря неразрывно связаны имена православных подвижников: святителя Василия (Преображенского), епископа Кинешемского, матери Веры Меркуловой, епископа Волховского Даниила (Троицкого) и др. Повествование охватывает историю обители от начала XVII в. до наших дней. Книга предназначена для всех, кто интересуется историй Кинешемского края, историей России и Русской Православной Церкви.

решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть фото решемский макарьевский женский монастырь сайт. Смотреть картинку решемский макарьевский женский монастырь сайт. Картинка про решемский макарьевский женский монастырь сайт. Фото решемский макарьевский женский монастырь сайт
Макариев-Решемский женский монастырь. Современный вид.
Фото сестер монастыря. 2018

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
ЕПИСКОПА КИНЕШЕМСКОГО
И ПАЛЕХСКОГО
ИЛАРИОНА

Дорогие братья и сестры!
Уважаемые читатели!

Сердечно поздравляю вас с выходом книги Н.А. Зонтикова «Макариев-Решемский монастырь: вехи истории»!

Обитель во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского в Решме – старейший монастырь Кинешемского края, который всегда занимал в его истории особое место.

Он возник в трагическую и героическую эпоху Смутного времени начала XVII в., когда жители Решмы основали его в благодарность преподобному Макарию за победу, одержанную здесь в 1609 г. над войсками Тушинского самозванца и польско-литовскими интервентами.

В XVII–XIX вв. Решемская пустынь являлась одним из главных центров духовной жизни Кинешемского уезда. Несколько столетий у её стен проходила Решемская Макарьевская ярмарка, недавно вновь возрождённая.

В начале XX в., в связи с преобразованием в женскую обитель, монастырь в Решме пережил свой расцвет, связанный с именем игумении Досифеи (Ипатовой; 1851–1934 гг.).

В эпоху революции для Макариево-Решемского монастыря, как и для всей нашей Церкви, наступили трудные времена, завершившиеся в 1927 г. его насильственным закрытием. С 1927 г. и вплоть до 60-х годов в бывшей обители находился детский дом.

Судьбы многих насельниц обители после 1927 г. сложились трагично: десятки их подвергались арестам, содержались в тюрьмах и лагерях, были расстреляны.

Две бывшие Решемские насельницы прославились в лике святых. Одна из них – преподобная Анимаиса Острецовская (Смертина; 1875–1963 гг.) – местночтимая святая, вторая – преподобномученица Анна Корнеева (1880–1938 гг.), расстрелянная в 1938 г. под Москвой на печально известном Бутовском полигоне, причислена к лику святых в 2000 г.

Жертвами террора стали и все священнослужители монастыря. В1937 г. был расстрелян один из последних священнослужителей обители – о. Иоанн Нарбеков (1891–1937 гг.). В том же 1937 г. погиб и священник Василий Руфин (1887–1937 гг.), в 1909–1912 гг. служивший в монастыре диаконом. Священника Иоанна Румянцева (1889 – после 1937 гг.), бывшего диаконом в обители в 1912 –1923 гг., в 1937 г. осудили на 5-летнее заключение в лагере, где он и скончался. В 2000 г. о. Иоанн Румянцев причислен к лику святых.

В 30–40 годы значительная часть строений монастыря была разрушена.

В 90-е годы XX в. Макариевская обитель в Решме возродилась. Начался новый этап в её истории.

Первая книга по истории Решемского монастыря вышла в 1904 г. и была написана классиком костромского церковного краеведения Иваном Васильевичем Баженовым (1854–1920 гг.) – основателем и руководителем Костромского церковно-исторического общества. Книга Николая Александровича Зонтикова вышла спустя сто с лишним лет, и само издание её является одним из свидетельств возрождения Макариево-Решемского монастыря.

От всей души поздравляю настоятельницу монастыря игумению Феофанию, сестёр обители, священника о. Владимира Смирнова, жителей Решмы, всех жителей Кинешемского края с выходом этого замечательного труда, возвращающего нас к незабываемым страницам нашей истории.

Введение

А.Н. Муравьев (1850 г.)

Монастырь на берегу Волги, возле слободы Решмы, возник на излете Смутного времени в начале XVII в. Подобно Казанскому собору на Красной площади площади в Москве или храму Христа Спасителя, он был создан в память о победе, одержанной нашими предками над иноземными захватчиками возле Решмы в 1609 г.

В XVII – начале XX вв. Макариево-Решемский монастырь являлся главной монашеской обителью Кинешемского уезда.

У его стен несколько столетий ежегодно собиралась Макарьевская Решемская ярмарка, игравшая важную роль в экономической жизни местной округи.

В начале XX в., в связи с преобразованием из мужского в женский, монастырь пережил период расцвета, связанный с именем игумении Досифеи (Ипатовой; 1851 – 1934 гг.).

В первой четверти XX в. с монастырем были тесно связаны судьбы ряда православных подвижников: матери Веры Меркуловой (в монашестве – Вероники, в схиме – Михаилы; 1874 – 1935 гг.), святителя Василия (Преображенского; 1876 – 1945 гг.), епископа Кинешемского, епископа Болховского (позднее – архиепископа Брянского и Севского) Даниила (Троицкого; 1887 – 1934 гг.) и др.

История монастыря неотделима от истории находившихся рядом с ним слободы Решмы и села Нагорное. В XVIII в. в этих селениях на крутом берегу Волги был возведен неповторимый ансамбль, состоящий из четырех каменных храмов.

С Решмой связано творчество таких деятелей русской культуры, как А.Н. Островский, И.И. Левитан и Б.М. Кус­тодиев.

В эпоху революции для Решемского монастыря, как и для всей Русской Церкви, наступили трудные времена, завершившиеся в 1927 г. его насильственным закрытием. С 1927и до 1967 г. в бывшей обители находился детский дом.

Судьбы большого количества бывших насельниц монастыря после её закрытия сложились трагично: многие из них подвергались арестам, сидели в тюрьмах и лагерях, были расстреляны.

Две бывшие насельницы монастыря прославлены в лике святых. Одна из них – местночтимая преподобная Анимаиса (Смертина; 1875 – 1963 гг.), вторая – преподобномученица Анна Корнеева (1880 – 1938 гг.), расстрелянная в 1938 г. в Подмосковье на печально известном Бутовском полигоне и включенная в состав Собора новомучеников, в Бутове пострадавших.

Жертвами террора и репрессий стали и священнослужители монастыря. В 1937 г. был расстрелян последний (перед закрытием монастыря) священник обители – о. Иоанн Нарбеков (1891 – 1937 гг.). В том же 1937 г. погиб и священник Василий Руфин (1887 – 1937 гг.), служивший в монастыре диаконом в 1909–1912 гг. Священника Иоанна Румянцева (1889 – после 1937 гг.), бывшего диаконом в обители в 1912 – 1923 гг., в 1937 г. осудили на 5 лет лагерей, где он и скончался. В 2000 г. о. Иоанн Румянцев причислен к лику святых.

В 30-40 годы значительная часть строений монастыря подверглась уничтожению. Были разрушены Троицкий храм и недостроенный Казанский храм, возведение которого началось в 1911 г.

Большой урон нанёс Решме подъём уровня Волги в середине 50-х годов XX в., когда в связи со строительством возле г. Городца Горьковской ГРЭС уровень реки в её верхнем течении поднялся. В результате этого строения старинной Решмы, стоявшей на берегу Волги, были разобраны и перенесены наверх – в село Нагорное, которое и стало теперь называться село Решма.

В 90-е годы XX в. Макариевская обитель в Решме возродилась.

История Макариево-Решемского монастыря – история всей Русской Православной Церкви последних нескольких веков в миниатюре.

За большую помощь, оказанную ему во время работы над книгой, автор особенно благодарит:

настоятельницу Макариева Решемского монастыря игумению Феофанию (Губайдулину);

ректоров Иваново-Вознесенской духовной семинарии игумена Ювеналия (Лепешкина) и игумена Германа (Дворцова);

настоятеля Покровской церкви в д. Дьячево (Кинешемский район) священноинока Александра (Завьялова);

сотрудников Государственного архива Костромской области (ГАКО): Ольгу Юрьевну Кивокурцеву и Ирину Халидовну Тлиф;

костромского краеведа Галину Вольдемаровну Брезгину;

костромского искусствоведа Ольгу Святославовну Куколевскую;

профессора Воронежского государственного университета, доктора филологических наук Аллу Борисовну Ботникову;

сотрудника Государственного архива Ивановской области (ГАИО), кандидата исторических наук Егора Сергеевича Бутрина;

руководителя духовно-просветительного центра Кинешемской епархии, члена Союза писателей РФ Елену Александровну Потехину;

директора Благотворительного фонда сохранения наследия Василия, епископа Кинешемского Светлану Юрьевну Фокину;

сотрудников Кинешемского художественно-исторического музея Наталью Рудольфовну Шепелеву и Игоря Николаевича Лебедева;

кинешемского историка Алексея Владимировича Смирнова; священника Кинешемской Благовещенской церкви протоиерея о. Сергия Смирнова и его супругу Светлану Николаевну;

главу администрации Решемского сельского поселения Ирину Геннадьевну Кошкину;

жительницу Решмы и первую старосту Никольской церкви Валентину Ивановну Овчинникову;

методиста Решемского музейно-выставочного центра Татьяну Леонидовну Шпаненкову;

жительниц Решмы Маргариту Ивановну Сорокину и Елену Юрьевну Митачкину;

директора Решемской средней школы Валентину Рудольфовну Жукову и учительницу Ольгу Вячеславовну Балашову;

ряд людей, связанных судьбой своего рода с Решмой: Елену Владимировну Заварихину (г. Москва), Юрия Германовича Тимохина (г. Москва), Алексея Вячеславовича Ставицкого (г. Москва), Валерия Аркадьевича Обрезкова (г. Уфа).

Особая благодарность – начальнику УФСБ РФ по Ивановской области генерал-майору Игорю Ивановичу Завозяеву.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *