репродуктивная технология обучения это
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым для многих учителей. С помощью такого метода деятельность направлена на получение знаний учеником, при этом он не должен проявлять особую активность, и образовательный процесс не требует никаких специальных условий. В этой статье вы узнаете об определении репродуктивного метода обучения, а также о его преимуществах и недостатках.
Суть репродуктивного метода обучения
Под репродуктивным методом подразумевается традиционное обучение согласно предварительно выданной инструкции и ранее полученных знаний. Технология такого обучения направлена на формирование знаний и умений обучающихся на основе готовых образцов и примеров, которые предлагает учитель.
Репродуктивный способ обучения является очень популярным, и на сегодняшний день он лидирует среди других методик. Со временем форма обучения несколько видоизменяется, но сама суть остается той же.
Особенности метода
Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется учащимся уже несколько видоизмененным и понятным для восприятия. Признаком такого метода является то, что детям не нужно проявлять свои умения и о чем-то самостоятельно думать, а достаточно всего лишь слушать учителя и пытаться запомнить сказанное.
Второй особенностью данной модели обучения является необходимость постоянного повторения. Это необходимо для того, чтобы понять весь материал, так как все темы имеют взаимосвязь между собой.
К третьей особенности можно отнести универсальность учебного процесса, ведь учителю не нужно подстраиваться индивидуально под каждого ученика. Репродуктивный метод обучения может применяться сразу для больших групп.
Отличие от продуктивного метода
Репродуктивный и продуктивный методы имеют существенные отличия между собой. В первом случае усвоение материала происходит с помощью предоставления информации учителем, при этом ученик никак не проявляет себя и не подходит к процессу творчески.
Для продуктивного метода характерным является подход, когда ребенку дается возможность самостоятельно проделать определенную работу для получения знаний, а задания построены таким образом, что ученик обязан приложить усилия. Эти усилия могут заключаться в составлении таблиц для лучшего понимания материала, поиске ответов в тексте, а также объяснении, как он понял определенную информацию.
В итоге в репродуктивном приеме ребенку дают все знания, а в продуктивном типе он должен самостоятельно сделать какие-то выводы, чтобы усвоить урок.
Сочетание с другими методами
В педагогике существует 3 метода, которые прекрасно сочетаются с репродуктивным приемом:
Пример использования репродуктивного метода
Характер репродуктивного метода достаточно функционален, так как в образовании его можно использовать абсолютно на любом уроке. В качестве примера можно взять урок математики, на котором учитель пытается объяснить детям тему умножения. Сразу педагог использует словесный и наглядный метод, рассказывая детям все правила, а также демонстрируя это все на картинках и специальных таблицах.
После информационного и познавательного приема учитель самостоятельно решает несколько примеров на доске, чтобы все ученики поняли суть. Далее к доске вызывают учащихся и предлагают им самостоятельно решить примеры. Заключительным уровнем является домашнее задание, которое учитель задает на дом для проверки знаний. Таким образом ученик обучается благодаря многократному повторению материала.
Преимущества и недостатки репродуктивного метода обучения
Несмотря на то, что репродуктивный метод является на сегодняшний день основным в обучении и вопрос о смене подхода пока не рассматривается, помимо достоинств он имеет достаточно большое количество недостатков.
К основному достоинству можно отнести то, что учителю не нужно тратить много времени на то, чтобы объяснить предмет каждому ученику отдельно. Репродуктивный метод подразумевает предоставление большого объема информации большой группе людей. К тому же, он прекрасно соотносится с любым предметом и не требует выхода за рамки.
Недостатков в данном методе обучения гораздо больше, чем достоинств:
На сегодняшний день репродуктивный метод активно используют в современных школах, так как он является универсальным. Данный подход по своему действию не направлен на проявление творческих и интеллектуальных способностей детей, а используется из-за того, что в классе присутствует достаточно много детей, а время урока ограничено. Тем не менее, настоящим профессионалам удается привить детям любовь к знаниям. А чтобы знания лучше усваивались, необходимо регулярно тренировать мозг, например, с помощью когнитивных тренажеров Викиум.
Что понимают под репродуктивным методом обучения: сущность, формы
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод основан на использовании ранее изученного материала. Преподаватель дает учащимся соответствующую инструкцию (правило, образец, схему) и предлагает применить ее в определенных ситуациях. На основе полученного алгоритма и уже усвоенных знаний, благодаря многократному повторению показанных действий в рамках системы заданий, формируются новые умения и навыки.
Репродуктивные методы можно поделить на 2 группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Особенности метода
Основная подача учебной информации происходит в форме научных лекций с демонстрацией наглядного материала и закреплением полученных знаний на практике. Преподаватель при этом строит лекцию так, чтобы новые знания логично и последовательно вытекали из фактов, усвоенных учащимися раньше. Не имеющие отношения к предыдущим темам гипотезы, предположения здесь не рассматриваются.
Далее учащимся предлагается выполнить практические упражнения по закреплению темы. Когда навыки уже освоены, производится проверка и закрепление пройденного материала. Только после этого можно переходить к новой теме, которая логично следует из предыдущей и связана с ней.
Другими словами, сначала излагается теория, затем она подтверждается с помощью демонстраций различных опытов, иллюстрируется плакатами, схемами, рисунками, используются интерактивные средства. Далее учащиеся работают с учебником самостоятельно, выполняют практическую или лабораторную работу.
Для лучшего усвоения знаний они выполняют дома самостоятельную работу. Количество времени и усилий, требуемое на усвоение материала, зависит от специфики темы, сложности задания, и не в последнюю очередь от умственных способностей учащегося.
Сущность этого метода преподавания в том, что вся основная информация преподносится в виде полностью переработанного материала для максимально удобного восприятия учащимися. От них требуется внимательно слушать, запоминать и по заданному шаблону воспроизводить действия, необходимые для выполнения задания.
К специфике метода можно отнести и то, что его приемы позволяют педагогу работать сразу с большой аудиторией, что существенно экономит время как преподавателей, так и учащихся. Учебный материал не надо адаптировать под индивидуальные особенности каждого из учеников.
Отличие от продуктивного метода
Основные признаки отличия репродуктивного и продуктивного методов обучения:
Продуктивный метод не выдает готовых формул и алгоритмов. Он сконцентрирован на решении определенной проблемы путем самостоятельного анализа ситуации, выдвижения гипотез, их доказательства или опровержения опытным путем. Учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы. Большим педагогическим значением такого метода являются развитие творческих способностей и критического мышления учащихся, создание стимула для активной работы над приобретением знаний.
Формы обучения
Для большей эффективности и улучшения усвоения материала репродуктивный метод использует демонстрационную и иллюстративную формы обучения.
Существует три этапа использования этих форм обучения:
Эффективность репродуктивного обучения
Метод обучения отработан на практике в течение многих лет. Он постоянно совершенствуется, используя современные достижения науки и техники, и доказал положительное влияние на повышение эффективности познавательной деятельности учащихся. Однако у него есть как достоинства, так и недостатки.
К плюсам этого метода относятся:
К минусам метода можно отнести:
Наибольшего эффекта в обучении можно добиться, сочетая репродуктивный метод с продуктивным (исследовательским). При умелом использовании они идеально дополняют друг друга.
Репродуктивный метод обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность репродуктивного метода обучения
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее.
В связи с тем, что репродуктивный метод осуществляется по конкретному алгоритму, то его еще принято называть инструктивно-репродуктивным.
Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у учащихся. Достигается это путем применения имеющихся у детей знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. С помощью системы заданий, организуется деятельность учащихся, предусматривающая неоднократное воспроизведение имеющихся у них знаний, а также опыта практической деятельности.
Репродуктивный метод обучения в системе российского образования используется уже давно, в связи с чем, его можно отнести к традиционным методам. Несмотря на то, что метод используется давно, он постоянно совершенствуется. Если обратиться к тому, каким был репродуктивный метод изначально, то он применялся в виде конспектирования лекций и решения простых задач, направленных на формирование навыка применения изученных формул. Произошедшие изменения коснулись упрощения ряда алгоритмов, направленных на повышение уровня усвоения, соотнесение средств наглядности с научными фактами, а также введение в практические занятия интерактивных средств (видео, анимация, аудио).
Все новшества положительно сказываются на эффективности познавательной деятельности учащихся, на повышение которой и направлен данный метод обучения.
Таким образом, репродуктивный метод обучения является прекрасной альтернативой «сухим» лекциям, однообразным семинарам, основанным на простом опросе.
Репродуктивный метод обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Готовые работы на аналогичную тему
Положительные стороны репродуктивного метода обучения:
Отрицательные стороны репродуктивного метода обучения:
Сущность репродуктивного метода обучения
Сущность репродуктивного метода заключается в том, что он направлен на приобретение умений и навыков через систему заданий, организованных педагогом. Система заданий, представлена заданиями, которые требуют неоднократного воспроизведения знаний и способов деятельности, уже усвоенных учащимися. Выполнение заданий подразумевает решение сходных задач, составление планов, осуществляет физические и химические опыты и т.п.
Необходимость интервала повторения выполнения заданий зависит от уровня знаний учащегося и сложности заданий. Например, обучение четкому письму и грамотности требует несколько лет, в то время как обучение чтению осуществляется гораздо быстрее.
Таким образом, основа репродуктивного метода состоит в повторении и воспроизведении определенного способа деятельности.
Реализация репродуктивного метода осуществляется посредством устного и печатного слова, использования разного вида наглядностей. Работа учащихся состоит в том, чтобы выполнять задания, опираясь на уже готовый образец.
Репродуктивный метод направлен на обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками, формирование основных мыслительных операций (абстрагирование, анализ, синтез и т.д.). Однако, несмотря на эффективность получения необходимого опыта деятельности, данный метод не гарантирует развития творческих способностей, не позволяет целенаправленно и планомерно их формировать. С этой целью используются продуктивные методы обучения.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. В настоящее время установлено, что монологическая практика обучения изжила себя, соответственно применение репродуктивного метода эффективнее применять в комплексе с другими методами обучения. Это обусловлено тем, что помимо усвоения теоретического материала и выполнения действий по образцу, необходимо обратить внимание на развитие личностных качеств учащихся. В настоящее время все больше внимания уделяется развитию у детей творческих задатков, умения самостоятельно приобретать знания, учитывать индивидуальности развития и т.д.
Репродуктивный метод, к сожалению, не имеет данной направленности, в связи с чем, его принято применять в совокупности с другими методами обучения, направленными на развитие личности учащихся. Например, изучение учебного материала осуществляется не в виде монологических лекций, которые необходимо прослушать и записать, а путем представления свободы в выборе метода конспектирования (тезисы, схемы, зарисовки и т.п.).
Наряду с репродуктивным методом, нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Презентация «Традиционная репродуктивная технология обучения «
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержание обучения, проверку и оценку его
качества на репродуктивном уровне.
Это древний вид технологии, являвшийся распространенным и в настоящее время, (особенно в начальной и средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового-закрепление-контроль-оценка.
В основе этой технологии лежит образовательная парадигма (модель, образец), согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии-объяснение в сочетании с наглядностью. Ведущие виды деятельности учащихся-слушание и запоминание;
Главное требование и основной критерий эффективности-безошибочное воспроизведение изученного.
Традиционные технологии обучения используются в следующих случаях:
— объяснительно-иллюстративный метод обучения т.е. преподаватель объясняет, наглядно иллюстрируя учебный материал. Данный метод осуществляется с использованием лекций, рассказов, бесед, трудовых операций, экскурсий и многих других. При данном методе деятельность учащегося направлена на получение информации и указаний, в результате данного метода формируются «знания-знакомства».
— репродуктивный метод осуществляется в том случае, когда преподаватель составляет задания для учащихся, которые направлены на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, учащийся сам активно использует имеющиеся у него знания, при том отвечая на вопросы, решая задачи и т. д. В результате использования данного метода у учащихся формируются «знания-копии».
Как объяснительно-иллюстративный, так и репродуктивный методы традиционного образования направлены на процесс передачи уч-ся готовых известных знаний с использованием различных методов.
Данная технология имеет ряд преимуществ:
— она экономична, облегчает учащимся
понимание сложного материала,
обеспечивает достаточно эффективное
воспитательным процессом, в неё
органически вписываются новые способы
Вместе с тем традиционная технология имеет определённые недостатки:
— располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.
Рассмотрим их более подробно:
— усреднённый общий темп изучения материала, что может привести к понижению интереса к процессу обучения;
— единый усреднённый объём знаний, усеваемых учащимися, следствием которого также может стать спад интереса к процессу обучения;
— большой объём знаний передаётся преподавателем в «готовом виде»,
без опоры на самостоятельную работу учащихся, на их творческую активность, что может привести к понижению качества знаний, учащимся становится не интересно, учащиеся «разучиваются думать».
— преподаватель не может скорректировать сведения об усвоении предлагаемого материала учащимися, что также снижает уровень качества знаний;
— преобладание словесных методов передачи информации сводится к тому,
что у учащихся рассеивается внимание и, например, уже к концу урока учащийся не воспринимает получаемую информацию;
— учащимся трудно работать с учебником, другой литературой, т.к. в учебных пособиях недостаточно расчленён учебный материал;
— преобладает перегрузка памяти т.к. учащимся приходится по памяти воспроизводить учебный материал, у кого лучше память, у того воспроизведение получается успешнее, но такие методы «зубрёжки» в дальнейшем вызывают затруднения при применении данного материала на практике, т.к. учащиеся не могут находить информацию для принятия производственных решений, связанных с решением непосредственной задачи.
Таким образом при традиционной технологии обучения появляется разрыв между требованиями, которые предъявляется кучащемуся в процесс се обучения, и теми, которые возникают затем в реальной профессиональной деятельности. Учащиеся оказываются не подготовленными, они не могут применять свои знания на практике.
Обзор педагогических технологий обучения
Традиционная (репродуктивная) технология обучения. В основу традиционной системы обучения положена классно-урочная система, которая разработана Я.А.Коменским в XVII веке и до сих пор является широко используемой во всех странах мира.
Содержание образования строится на заучивании материала, т.е. идет развитие левого полушария ребенка (это 75 % предметов учебного плана), эстетическим предметам для развития правого полушария ребенка отводится 3 % учебного плана, 22 % предметов учебного плана направлены на развитие двигательных навыков учащихся.
В данной системе обучение преобладает над воспитанием.
Цели обучения в традиционной технологии:
— формирование знаний, умений и навыков;
— формирование научного мировоззрения;
— всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика;
— воспитание идейных граждан, способных к физическому и умственному труду.
Отсюда, в традиционной школе сохраняется приоритет информированности личности, преобладание рационально-логического познания над чувствами и эмоциями.
Принципы обучения в традиционной технологии: научность, последовательность и системность, доступность, прочность, сознательность и активность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных особенностей учащихся.
Особенности методики традиционного обучения.
Обучение строится на принудительном приеме, ученик – это винтик, который постоянно что-то должен: должен знать, должен уметь, должен выполнять, должен понимать и т.д. Учитель же – командир, который руководит, командует и требует повиновения.
Методы в традиционной системе: словесное сообщение готовых знаний от частного к общему, обучение по образцу, механическое запоминание, репродуктивное повторение, цели урока ставит учитель, а затем сам же реализует их в ходе урока, оценивает деятельность детей по 5-балльной системе, по отметке «сортирует» учащихся на хороших и плохих. Двойка решает судьбу человека: его оставляют на второй год или исключают из школы.
Недостатки традиционного обучения заключаются в том, что нет индивидуального и дифференцированного подхода к ученику, мало времени отводится на развитие речевой деятельности учащихся, слабо развивается мыслительный процесс учащихся, которые во время учебного процесса пассивны и не общаются друг с другом.
Однако традиционная система обучения имеет ряд преимуществ: экономия времени; облегченное запоминание материала; логичная подача материала; постоянное воздействие учителя на учащихся.
Технология развивающего обучения. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Пестолоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, затем получает дальнейшее развитие в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова.
В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование систем Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, так как эти системы направлены на развитие ребенка.
В основу систем положено высказывание Л.С.Выготского о том, что обучать ребенка надо в зоне ближайшего развития. Л.С.Выготский выделил в ребенке два уровня развития:
1) сфера актуального развития (это все то, что ребенок может делать сам);
2) зона ближайшего развития (это те виды деятельности, которые ребенок не может делать сам, но с помощью взрослых сможет хорошо сделать).
Идею Л.С.Выготского развил В.В.Давыдов, который обучение ребенка в зоне ближайшего развития назвал развивающим обучением. Качества развивающейся личности можно представить в виде групп:
1. ЗУН – знания, умения, навыки.
2. СУД – способы умственной деятельности.
3. СУМ – самоуправляющие механизмы личности.
4. СЭН – эмоционально-нравственная сфера.
5. СДП – деятельностно-практическая сфера.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Эти качества ребенок развивает самостоятельно или под руководством педагога, но непременно в результате постоянной деятельности.
Этапы деятельности ученика:
1. Целеполагание: формируется целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.
2. Реализация целей: трудолюбие, исполнительность, дисциплинированность, активность.
3. Анализ: честность, совесть, долг и т.д.
Принципы развивающего обучения: целенаправленное развитие, системность и целостность содержания, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, продвижение в изучении материала быстрыми темпами, осознание ребенком процесса учения, включение в процесс обучения наблюдений и практических работ, проблемное обучение, вариативность обучения, индивидуальный и дифференцированный подход, развитие всех (сильных и слабых) детей.
В обучении преобладает индуктивный путь, особое внимание отводится сравнению и развитию анализирующего наблюдения.
Особенности методики развивающего обучения.
Пути достижения цели:
— разнообразие форм и методов учебной деятельности;
— обсуждение плана урока с учащимися;
— заинтересованность каждого ученика;
— стимулирование учащихся к высказыванию без боязни ошибиться;
— использование дидактического материала;
— оценивается процесс деятельности ученика;
— поощряются учащиеся за свой способ работы.
Деятельность учащихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выявляют закономерности.
Самостоятельная работа учащихся: переживания учащихся за результаты своего труда и поощрения учителя.
Коллективный поиск: вопросы к учащимся, самостоятельная мысль учащихся.
Педагогические ситуации: инициатива, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Показатели развития ребенка:
2. Отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение).
3. Практические действия.
4. Мощное положительное подкрепление знаний.
Личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие у человека не всех качеств личности, а только тех, которые соответствуют ее природным способностям в конкретном возрасте, причем развитие личности идет за счет учебного материала по предметам, отсюда содержание образования представляет среду, в которой идет развитие личности. Задача педагога состоит в том, чтобы найти такие методы, средства, формы обучения и воспитания, чтобы они соответствовали индивидуальным особенностям ребенка.
Эта технология широко распространяется с 80-х годов ХХ века. Хотя она достаточно молода, но строилась не на пустом месте, объединив в себе лучшие идеи отечественной педагогики, выдвинутые Н.К. Крупской, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским, А.С.Макаренко и др.
Педагогическое наследие зарубежных педагогов Ж.-Ж. Руссо, Я.Корчака, Э.Берна тоже использовалось для реализации идей технологии личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированная технология достаточно широко используется учителями-практиками и имеет несколько подвидов:
1. Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амона-швили.
3. Система Е.Н.Ильина.
Цели технологии педагогики сотрудничества:
1. Переход от требований к педагогике отношений.
2. Гуманно-личностный подход к ребенку.
3. Единство обучения и воспитания.
При реализации обучения и воспитания ребенка педагоги реализуют идеи гуманно-личностного подхода, которые заключаются в следующем:
2. Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Обучая и воспитывая школьника, педагог демонстрирует веру в ребенка, сотрудничает с ним, стимулирует его труд, терпимо относится к детским недостаткам. Ученик имеет право на ошибку, право на свою точку зрения, поэтому деятельность учителя сводится к тому, чтобы направлять, соуправлять, убеждать, давать свободу выбору.
3. Ученье без принуждения. Эта идея реализуется через интересное преподавание предмета, создание ситуации успеха, развитие самостоятельности детей. Требовательность к детям осуществляется на доверии, используются только косвенные требования.
4. Новая трактовка индивидуального подхода. Педагогика сотрудничества отказалась от ориентировки на среднего ученика, идет поиск и развитие лучших качеств личности ученика, постоянно проводятся психолого-педагогические диагностики, на основе которых конструируется индивидуальная программа развития личности.
5. Формирование положительной Я-концепции личности. Ученик про себя должен говорить: «Я нравлюсь…», «Я способен…», «Я успешен…», «Я счастлив…» и т.д. Чтобы данная идея получила подкрепление, педагогу в каждом ученике необходимо видеть талант, создавать ситуацию успеха, приносить радость ребенку, помогать реализовать себя в положительной деятельности.
Концепция педагогики сотрудничества строится на воспитании подрастающего поколения, развитии индивидуальных творческих способностей ребенка, воспитание и развитие ребенка осуществляется только в коллективе.
Основатели педагогики сотрудничества считают, что формированием личности является одновременно школа, семья и среда. Отсюда, должно быть обязательное сотрудничество педагогов с семьей, в которой растет ребенок, и общественными органами управления. Только в единстве трех составляющих воспитание достигает положительных результатов.
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амо-нашвили. Ш.А.Амонашвили, академик РАО, известный грузинский педагог-практик, работал с 6-летними детьми. Вся его методика построена на том, чтобы формировать у детей гуманизм, использовать индивидуальный подход, владеть мастерством общения, использовать резервы семейной педагогики.
Урок – основная форма в технологии Ш.А.Амо-нашвили, но это особый урок: урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь, урок-радость и т.д.
Педагог против отметки, он за оценку деятельности ученика через слова поддержки, одобрения, восхищения и т.д.
Система-технология Е.Н.Ильина. Цель уроков Е.Н.Ильина заключается в эмоциональном воспитание личности в процессе обучения литературе.
Концептуальные положения технологии:
1. Использовать закон ООО: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
2. Обучение тесно связано с воспитанием.
3. Идти на урок не с темой, а со жгучей проблемой.
4. Педагогика учителя – это слово + чувство.
5. Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.
7. Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленить.
Технологию Е.Н.Ильина по эмоциональному воспитанию учащихся успешно используют учителя экономики г. Екатеринбурга.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Для активизации и интенсификации деятельности учащихся используют принципы: мотивация; осознанная потребность в знаниях, умениях и навыках; результативность; соответствие социальным нормам.
Использование этих принципов само собой не приведет к активизации деятельности учащихся, активизация учащихся является результатом целенаправленной деятельности педагога.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов). Педагогсвоей технологией раскрыл резервы классно-урочной формы обучения.
1) формирование ЗУН;
2) обучение всех детей с любыми индивидуальными способностями;
3) ускоренное обучение (9 лет вместо 11 лет обучения).
Принципы технологии: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, применение опорных схем; личностно-ориентированный подход; гуманизм (все дети талантливы); учение без принуждения; соединение обучения и воспитания.
1. Изучение теории в классе. Материал объясняется с помощью опорных конспектов (цветные мелки, красочные плакаты и т.д.); затем повторное повторение по плакату.
2. Самостоятельная работа дома.
Опорный конспект, учебник, помощь родителей, сопоставление прочитанного с опорным конспектом. Запоминание наизусть опорного конспекта как основу рассказа учебного материала.
3. Первое повторение. Фронтальный опрос по опорному конспекту:
а) воспроизведение опорного конспекта по памяти на уроке всеми учащимися;
б) тихий опрос отдельных учащихся;
в) магнитофонный опрос;
г) после письменного опроса – громкий устный опрос.
4. Устное проговаривание опорного конспекта (различные формы опроса).
5. Второе повторение – обобщение и систематизация:
— публикация списка зачетных вопросов;
— игровые элементы (состязания команд, разгадка ребусов и т.д.).
6. Контроль и оценка.
Формы контроля: письменный опрос по опорным конспектам, самостоятельная работа, устный громкий и тихий опрос, магнитофонный опрос, парный взаимоконтроль, домашний контроль, самооценка.
7. Методические приемы: полетное повторение, метод цепочки, поиск ошибок, урок ответов, мозговой штурм, творческий конспект. Скороговорки. Приемы снятия напряжения (музыка, свет, паузы и т.д.).
Решая задачи обучения, В.Ф.Шаталов одновременно работал над воспитанием учащихся. Результаты его воспитания таковы:
1) каждый ученик приобщался к ежедневному труду, воспитывал трудолюбие и волю;
2) развивалась познавательная способность ученика, уверенность в своих силах, формировались способности учащихся;
3) совершенствовалась ответственность, честность, товарищество.
Продолжателями технологии В.Ф.Шаталова стали учителя физики (Шейман В.М.), русского языка (Ю.С.Меженко), математики (А.Г.Гайштута), истории (С.Д.Шевченко) и др.
Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения берет свое начало в XIX веке, когда американский ученый Дж.Дьюи (1869 – 1952) открыл в Чикаго опытную школу и проводил обучение в виде игры и трудовой деятельности. Его идея широко привилась в Америке.
В 1923 году в СССР, в период коллективизации, отменили классно-урочную систему как отжившую форму обучения, стали внедрять технологию проблемного обучения на основе учений Дж.Дьюи, но в 1932 году эта идея потерпела фиаско, а технология проблемного обучения была запрещена.
В 60-70 гг. ХХ века к технологии проблемного обучения в России вернулись вновь. Ее отцами стали Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов и др. С их помощью проблемная технология получила развитие и новую интерпретацию.
Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает, если:
— для осмысления не хватает знаний, т.е. наступает противоречие между знанием и незнанием;
— обнаруживаются несоответствия между имеющимися знаниями и новыми требованиями;
— необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
— противоречия между теоретическим и возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
— противоречие между положительным практическим результатом и отсутствием знаний для его теоретического осмысления.
Методика урока проблемного обучения
Учитель выдвигает проблему, а учащиеся находят пути и способы ее решения: ставят гипотезу; намечают способы проверки ее истинности; аргументируют доводы; проводят эксперименты, наблюдения, анализируют результаты эксперимента; рассуждают и доказывают.
Степень самостоятельной работы учащихся при проблемном обучении осуществляется в 3-х формах:
1. Проблемное изложение (излагает учитель).
2. Частично-поисковая деятельность (вопросы к учащимся, побуждающие их к самостоятельной деятельности).
3. Самостоятельная исследовательская деятельность (ученик сам решает проблему).
Преимущества проблемного обучения:
1. Формирование системы ЗУН и достижение высокого уровня умственного труда.
2. Формирование способностей.
3. Развитие интереса к умственному труду.
4. Прочность обучения.
Недостатки проблемного обучения:
1. Большая затрата времени на достижение результатов.
2. Слабая управляемость познавательной деятельностью обучающихся.