рекомендации по смешанному обучению
Смешанное обучение — новый тренд в образовании. Что о нем нужно знать?
Школа в ее классическом варианте у многих вызывает массу вопросов, кроме того, весна-2020 показала родителям, чему и как учат их детей. К этому добавляются большой объем уроков и домашних заданий, мало времени на отдых и хобби и другие проблемы. Но перейти полностью в онлайн готовы не все родители и ученики. Золотая середина — смешанное обучение. Рассказываем, что в нем хорошего и почему его практикуют даже в государственных школах.
Ребенок может потерять интерес к учебе, особенно это проявляется в средней школе, а впереди ОГЭ, ВПР и поступление в вуз. Нравоучения и наказания с подростками не работают — ну или их хватает максимум на неделю. Если школьник не хочет учиться или ему некомфортно в обычной школе, стоит задуматься о смене формата обучения.
Альтернативные варианты учебы в России
Вот самые популярные направления:
Как сохранить баланс между учебой и жизнью
Смешанное обучение позволяет избавиться от рамок общеобразовательной системы и вместе с тем получить полноценные знания под руководством педагогов. Появилась эта методика еще в XX веке, материал для изучения дома выдавали на компакт-дисках (вы еще помните такие?).
С развитием технологий такой формат стали практиковать все больше школ, сначала в США и Европе, а теперь и в России. Кстати, ученые Стэнфордского университета с 1996 по 2008 год проводили эксперименты и сравнивали разные форматы учебы. Онлайн- и традиционное обучение одинаково уступали по эффективности смешанному!
Сейчас у смешанного обучения более 100 подвидов, и, пожалуй, у каждой школы свой подход. Дома школьники учатся не только по видео и учебникам — больше возможностей дает интерактивное онлайн-пространство на специальной платформе, как, например, в Школе Le Sallay Диалог.
Важные плюсы смешанного обучения:
Главные школы смешанного обучения
Школа Le Sallay Диалог
Школа Le Sallay Диалог
Школа Le Sallay Диалог — отделение международной академии Le Sallay в Европе, одна из самых продвинутых школ, где смешанное обучение — не модный эксперимент одного учителя, а полноценная концепция, выстроенная по европейским стандартам.
Обучение организовано в группах по 5–6 человек для детей в возрасте 10–14 лет. Большую часть года дети учатся дистанционно (до 5 уроков в день), 4 раза в год на 2 недели переходят на обучение лицом к лицу с педагогами, где особенное внимание уделяется общению со сверстниками и развитию эмоционального интеллекта. Школа Le Sallay Диалог полностью берет на себя обучение ребенка в средней школе, и родителям не приходится вовлекаться в процесс учебы и контроля успеваемости ребенка. Программа ориентирована на российскую образовательную систему, но расширена по сравнению со стандартными учебными планами и составляется индивидуально для каждого ученика. За школьниками закреплены личные тьюторы и психолог. Большинство учителей хорошо известны в Москве, до Le Sallay Диалог они работали в Летово и Хорошколе.
Обучение в Le Sallay Диалог держится на трех ценностях: учителя стараются развивать у учеников системный подход, критическое мышление и креативность. Сильная команда педагогов, продуманная академическая программа и эффективное обучение — это касается как естественнонаучных, так и гуманитарных предметов.
подать заявку и пройти небольшое собеседование.
10 000 евро год с полным пансионом на время очных сессий. Есть рассрочка.
Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения
Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:
Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies
Принципы смешанного обучения
Появление и развитие смешанного обучения
Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.
В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:
Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.
Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.
В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.
По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.
Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:
Специализация деятельности в системе BL ITyStudio
Главная задача СДО для смешанного обучения
Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.
В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить “Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).
Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.
Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.
Как главная задача СДО решается в iSpring
Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.
Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.
23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.
Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:
Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.
Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.
Смотрите подборку видео о смешанном обучении.
Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:
Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:
Список источников:
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.
Переход на смешанное обучение за пять шагов
Татьяна Русских
26 октября 2020 • 17:54
Смешанное обучение помогает найти индивидуальный подход к каждому ученику и включить в урок даже самых скучающих детей, уверена учитель информатики екатеринбургской гимназии «Корифей» Татьяна Русских. Сейчас, когда многие учебные заведения то ли работают, то ли на дистанционке, этот формат может прийти на выручку. Какие шаги надо сделать?
Татьяна Русских проводит урок по модели смешанного обучения. Фото из личного архива.
Смешанное обучение — это сочетание классического аудиторного обучения с элементами цифрового. Я решила попробовать его, потому что поняла: все дети разные и становится невозможно вести уроки одинаково у доски, как раньше. Есть сильные ученики, им надо предоставить возможность работать самостоятельно, а слабым — уделить больше времени. Есть классы, в которых просто так что-либо рассказывать бесполезно, детей надо сразу же включать в практику и давать четкие инструкции: без полной нагрузки начинается хаос. При смешанном же обучении ученики и педагог работают в разных форматах и очень интенсивно.
Модели смешанного обучения
Ротация. Расписание занятий сочетает традиционное обучение и онлайн. Ученики попеременно участвуют в групповой работе, где выполняют задания самостоятельно или под руководством учителя, и пользуются онлайн-платформами. Ротация станций предполагает, что ученик в классе проходит через несколько «станций» — групповых проектов, в каждом из которых есть определенное задание от учителя, в том числе выполняемое с помощью компьютера и интернета. Индивидуальная ротация: в этой модели учитель устанавливает индивидуальное время для каждого ученика и ему не обязательно посещать все доступные «станции». Ротация лабораторий, когда ученик физически меняет помещение: например, переходит в компьютерный класс для онлайн-обучения. Перевернутый класс: когда теория изучается дома, с помощью цифровых ресурсов, а в классе учитель дает разъяснения.
Самостоятельно-смешанная. Ученики проходят онлайн-курсы дополнительно к традиционному обучению. Модель решает проблему предметов, которые не преподаются школой по различным причинам. Причем, ученики могут проходить курсы в помещении школы, например, в компьютерном классе.
Онлайн-тьютор. Ученики проходят весь курс через онлайн-платформу с возможностью поддержки от учителей. Личные встречи организуются с педагогом при необходимости.
Гибкая модель. Учебные материалы и инструкции доступны онлайн, а обучение проходит самостоятельно. Учитель в этой модели выступает в роли наставника и доступен на консультациях, в том числе групповых и онлайн, по расписанию. Кроме того, он проводит индивидуальные занятия.
Лаборатории. Все учебные программы реализуются через цифровую платформу, но в классе по расписанию.
Шаг 1. Обучить групповой работе и цифровой грамотности
Когда я попробовала смешанное обучение, то поняла, что так просто его не введешь. Прочитала книжки, познакомилась с опытом коллег, все подготовила, но, как запланировала, с первого раза не получилось.
Необходимо сначала изучить особенности класса. Дети могут быть не готовы работать в группах и самостоятельно без поддержки учителя. Педагог должен понимать, как ученики взаимодействуют, как воспринимают информацию. Я, например, начала проводить специальные уроки, посвященные только групповой работе. Вместе с ребятами учились друг друга слушать, постепенно пошел прогресс.
Элементарная цифровая грамотность должна быть у учеников: уметь войти в почту, зарегистрироваться, перейти по ссылке. Заранее готовлю детей работе с тем или иным приложением. Иначе урок уйдет на изучение инструмента, а не нового материала.
Шаг 2. Попробовать все инструменты на себе
Учитель готов будет вести уроки в смешанном формате тогда, когда он сам умеет работать в группе, владеет цифровыми инструментами, когда он в партнерских отношениях с учениками и другими учителями.
Сейчас тестируется вакцина от ковида на добровольцах, так вот учитель тоже должен все инструменты попробовать на себе. Тогда быстрее эту технологию схватишь. Я, например, все изучаю, но оставляю только то, что понравилось, где вижу реальный результат.
Шаг 3. Выбрать рабочую модель
Самое оптимальное и действенное в смешанном обучении для меня сегодня — это ротация станций и перевернутый класс, смена рабочих зон. Кроме того, я все эти модели перемешиваю на уроке. Ребятам нравится, а вот самостоятельную работу любят меньше. Дело, впрочем, не только в том, что нравится, но и то, что дает наилучший образовательный результат.
Например, ученики, которые не воспринимали информацию от учителя у доски. Им нужно было 3-4 раза послушать, прежде чем что-то понять. В таком случае я записываю объяснение нового материала или вопросов, которые обычно вызывают затруднения. Как правило, получаются небольшие ролики по 5- 7 минут. Теперь «перевернутый класс» рулит! Я почти не рассказываю материал у доски, ученики с ними знакомятся дома. А на уроке мы уже учимся применять новое на практике и решать более сложные задачи, разбираем все, что вызвало затруднение дома.
Почему работает ротация станций? Потому что всем теперь хватает моего внимания и оно распределяется правильно. Например, для некоторых олимпиадников групповая работа — каторга, они бы лучше сидели одни и решали задания за заданием. Сильные ученики понимают все буквально по щелчку пальца и идут работать самостоятельно. Вот более слабых учеников делю на группы, уделяю им больше времени. В рамках формата ребята работают в цифровой среде индивидуально, затем с учителем с использованием компьютеров или планшетов, потом еще выполняют групповое задание, где совместная работа приносит наибольший результат.
Оптимально делить класс на 3-4 группы. В них самостоятельно или с помощью учителя распределяются роли. Учитель готовит маршрутный лист, по которому они двигаются, решая задачи урока. Иногда это какой-то проект: даю тему, дети разбивают на этапы подготовки, сами проектируют результат, какие то вопросы мы вместе изучаем.
На уроках я чередую разные форматы и таким образом подбираю подходящий. Все должно быть в меру и чтобы не надоедало. Есть материал, когда проще посадить перед собой и рассказать, а потом уже отдельно работать с каждой группой по деталям.
Идет работа в группах. Фото из личного архива
Шаг 4. Изменить стиль общения
При смешанном формате отношение между учителем и учениками должны быть партнерскими, а не по схеме «учитель — выше всех остальных».
Смешанное обучение меняет и пространство урока. Можем двигать парты в классе, можем выходить за пределы кабинетов. Если нужно, и по школе бегать, искать нужную информацию, идти в библиотеку, на улицу и так далее. Все зависит от цели и какой результат хотим достичь. Учитель включает каждого ученика в учебный процесс самыми разными способами. Кстати, дети, которые были на смешанном обучении, легче адаптировались к дистанционному формату.
Традиционные уроки у доски моим детям уже не нравятся, они привыкли к новым форматам. С одной стороны, я их разбаловала. Но с другой, дети начинают тебя слышать, понимают, что просто отсидеть урок не получится. Если ребенок включен, то и результаты есть. Кто-то становится участником и даже победителем олимпиады, кто-то перестает боятся предмета и больше не говорит: «Я туда не пойду, я ничего не понимаю». Самое главное, они видят свои изменения относительно себя: «Я раньше это не умел, а сейчас могу сделать».
Шаг 5. Найти группу поддержки
Смешанное обучение на первых порах сложнее для учителя, который должен заранее все тщательно подготовить, все свои ошибки совершить. Нужно четко спланировать деятельность, нацелив ее на результат, подготовить материал. Хотя тех же видеороликов, различных рабочих листов, онлайн-тестов в сети сейчас очень много, но не все они, к сожалению, подходят именно к твоему занятию. Иногда проще самой записать на камеру объяснение и разработать задания.
Тяжело быть новатором в одиночку — лучше найти себе команду коллег-единомышленников. Например, эффективно внедрять смешанное обучение в параллели, где несколько педагогов будут работать в этом формате.
Ну и, конечно, очень важно, чтобы учителя поддерживала администрация школы. Если школа построена на классических принципах, а директор запрещает двигать парты в классе для проведения работы по группам, то модель смешанного обучения начнет буксовать.
Смешанное обучение в России
Смешанное обучение — образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
25-27 сентября — Конференция Смешанное обучение 2021
С 14 августа по 15 сентября Центр Смешанного Обучения проводит бесплатный практический марафон изменений Учитель в смешанном обучении 2021.
Еженедельно Центр смешанного обучения проводит бесплатные встречи для участников группы Смешанное обучение и всех желающих:
Понедельник 16:00 Zoom-кафе Смешанное обучение (Регистрация) (Видео-архив встреч 2020 и 2021)
Среда 16:00 Онлайн-встречи «По секрету всему свету» (Регистрация) (Видео-архив встреч 2020 и 2021)
Ежемесячные встречи:
Локальные нормативные акты (30.09.2021)
Научно-практический семинар по дистанционному и смешанному обучению (20.09.2021)
Смешанное онлайн-обучение — образовательный подход, совмещающий синхронное и асинхронное обучение
— обучение с участием учителя (лицом к лицу) (синхронно онлайн)
— самостоятельное обучение в онлайн-средах или в оффлайн-пространстве, когда ученик хотя бы частично сам контролирует свой путь, время, место и темп обучения (асинхронно)
— интеграцию опыта самостоятельного обучения и обучения с учителем – в групповых форматах
Центр Смешанного обучения с 2013 года:
— развивает смешанное обучение в России
— проводит курсы повышения квалификации по смешанному обучению.
— помогает внедрять смешанное обучение в школах.
— ведет поиск результативных моделей смешанного обучения.
Ассоциация смешанного обучения: объединяет и поддерживает учителей.
Наша миссия:
Сохранить человека в цифровую эпоху
Работаем с электронной формой учебника: технология смешанного обучения
Что такое смешанное обучение?
Смешанное обучение — это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения. В нем используются специальные информационные технологии (компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д.). Учебный процесс в этом случае представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут очное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение. В подобном ключе можно смешивать учебу и работу, а также другие сферы, связанные с образованием.
Технология начала развиваться с 2006 года, с выхода книги К.Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения». В наше время в России цифровые сервисы используют 14% учителей (по данным 2017 года). Применение электронного обучения прописано в законе «Об образовании РФ».
«. в недалеком будущем российские школы перейдут на смешанный тип урока, когда часть занятия занимают объяснения учителя, а часть — работа детей с цифровыми технологиями» О.Ю. Васильева, министр просвещения.
Плюсы смешанного обучения:
Расширение образовательных возможностей учащихся за счет доступности и гибкости образования.
Стимулирование формирования активной позиции ученика.
Трансформация, актуализация стиля преподавания.
Индивидуализация и персонализация образовательного процесса.
На сегодняшний день педагоги выделяют ряд трудностей, с которыми сталкиваются при переходе на смешанное обучение:
Технические проблемы: отсутствие технических устройств, затруднения доступа к интернету.
Методические проблемы: недостаточность практических наработок, значительные трудозатраты при подготовке, страх использования технических устройств.
Модели смешанного обучения
Автономная группа. Класс делится на две половины: одна группа занимается по традиционной модели, другая — по онлайн-курсам. Первой необходим преподаватель, второй — тьютор. Возможно чередование групп. Критерий деления определяет учитель. Численный состав может быть постоянным или переменным.
Перевернутый класс. Знакомство с новым учебным материалом переносится на домашнее изучение, а отработка производится уже в классе. Так появляется возможность организовать на уроке индивидуальную и групповую работу, обсудить изученное, уделить время практическим задачам. Это очень популярная модель. Основная сложность в ее использовании: сделать так, чтобы все ученики действительно выполняли домашние задания.
Смена рабочих зон. Класс делится на группы, и организуются: 1. Зона работы с учителем; 2. Зона работы в группе; 3. Зона работы онлайн. Модель чаще всего используется в средней и старшей школах. При работе с младшеклассниками добавляется зона отдыха. Группы действуют в соответствии с маршрутным листом. Такие уроки открывают учителю широкие возможности для обеспечения индивидуализации в обучении.
Новый профиль. Если нескольким ученикам средней или старшей школы не подходит ни один из предложенных учреждением профилей, может быть выделена группа «Новый профиль» (что соответствует стандарту образования). Профильное обучение ведет педагог школы или приглашенный специалист.
Межшкольная группа. Аналогично «Новому профилю», однако в группу сотрудничества входят ученики из разных учреждений. Модель особенно актуальна для одаренных детей и детей с ОВЗ из малокомплектных школ.
Индивидуальный учебный план. Расписание оптимизируется для каждого ученика с учетом его образовательных потребностей. Модель целесообразна для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Все модели реализуются с использованием электронных форм учебников. ЭФУ это:
Содержание печатных учебников, адаптированное для электронных устройств и дополненное мультимедийными компонентами.
Эффективное средство контроля и самоконтроля.
Использование закладок, заметок, быстрый переход по ним, а также быстрый поиск страниц, соответствующих печатному учебнику.
Опыт гимназии «САН»
В 2017-2018 гг. гимназия «САН» (г. Пенза) приняла участие в проекте «Школа, открытая инновациям». В рамках проекта образовательная организация получает бесплатные электронные учебники в соответствии с имеющимися печатными комплектами. Специалисты гимназии поделились этапами реализации программы по внедрению ЭФУ:
Создание условий для эффективного использования ЭФУ (обсуждение проекта на педагогическом совете, заключение договора с издательством, составление дорожной карты, подготовительная работа с родителями, добавление тематической страницы на сайт школы).
Организация диагностических процедур (анкетирование педагогов, учеников, родителей).
Организация работы с учащимися и родителями (практические занятия для учеников, родительские собрания, лекция для родителей на тему ЭФУ, общее и индивидуальное консультирование, проведение круглого стола родителей и педагогов).
Организация методической работы с педагогами (изучение возможностей ЭФУ, проведение семинаров, вебинаров и консультаций, прохождение курсов повышения квалификации на платформе LECTA).
Не случайно так много внимания было уделено работе с родителями. Из них, до начала проекта, только 25% однозначно одобряли новшество. Однако со временем процент, конечно, существенно вырос, поскольку мотивация детей очевидно повысилась, познавательная деятельность учеников стала активнее. Сами же школьники изначально отнеслись положительно к использованию ЭФУ (95%). Проект был реализован так успешно, что сейчас специалисты гимназии планируют передать опыт коллегам в ходе городского научно-методического семинара.