рекомендации по совершенствованию организации практики юристом
Научная статья на тему «Совершенствование практики студентов направления подготовки «Юриспруденция» как инструмента вхождения в профессиональную деятельность в условиях конкурентоспособного образования»
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме современного юридического образования студентов — механизму совершенствования практики студентов.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, модель вхождения в профессиональную деятельность.
Динамика изменений системы российского образования, обусловленная конституционными принципами и гарантиями, процессами формирования рыночной экономики, интеграцией образовательного пространства, позволяет говорить о расширении спектра требований рынка труда к компетентности выпускников, в частности, юридического профиля, что, в свою очередь, предполагает качественное изменение подходов к определению содержания образования, особое внимание к его профессиональной направленности. Вместе с тем, образование является одним из национальных приоритетов Российской Федерации, необходимым для эффективного и качественного развитии современного российского общества и государства в целом. Его современное состояние, тенденции и перспективы модернизации определяются действующим законодательством. Интеграция Российской Федерации в единое правовое пространство Европейского союза, осознание необходимости, взаимопонимания и сотрудничества в правовых вопросах с различными странами, обеспечение национальной (в том числе и правовой) безопасности России вызывает необходимость совершенствования образовательных стратегий в различных форматах учебного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от высшей школы совершенствования подготовки бакалавра, компетентного в различных сферах юридической науки и практики, что, в свою очередь, является одним из условий успешной адаптации к профессии, а также достаточно высокой результативности последующего труда.
Именно с этой целью особое внимание в настоящее время уделяется компетентностной составляющей образования. Как правило, под компетенцией понимают способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Кроме того, любая компетенция, по мнению В.В. Серикова, интегративна по своей сути, поскольку ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенция — это «владение целостной ситуацией действия» [1, с. 12].
Компетентность рассматривается как интегральная характеристика личности, распадающаяся на спектр отдельных компетенций [1, с. 12]. Если в самом обобщенном виде определить компетенцию как свойство или качество, то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.
В контексте Болонского процесса компетентностный подход понимается как «инструментарий усиления социального диалога высшей школы с миром труда, посредством углубления их сотрудничества и восстановления в новых условиях взаимного доверия» [1, 5]. Следует подчеркнуть, что во многих вузах страны уже имеются некоторые трудности, связанные с явно недостаточным вниманием к практической составляющей обучения. Так, например, А.В. Бычков отмечает, что не только студент, но и выпускник-юрист, испытывает, как правило, затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках, таких как, составление протокола, постановления, обвинительного заключения. Возникают вопросы при оказании помощи гражданам при подготовке необходимых документов в процессе защиты их прав; и.т.д. [3].
Необходимо обратить внимание и на мнение опытных юристов – работников-практиков, руководителей крупных организаций-работодателей, которые высказываются следующим образом: «..юридическое образование продолжает оставаться самым невосприимчивым к современным технологиям управления знаниями, хотя юридические вузы сталкиваются с недостаточной мотивированностью студентов к обучению». В лучшем случае, как отмечает И. Шиколова, студенты ориентированы на престиж профессии, о которой имеют весьма «книжное» представление [8]. Ю.П. Гармаев, Е.И. Попова, И.А. Шаралдаева указывают на тот факт, что действующее в России образовательные технологии в юриспруденции совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Образовательный процесс в юридических вузах опирался и опирается на применение ознакомительной, производственной практики, в том числе игровых методов обучения, работу юридических клиник и кружков [3]. Акцентируя внимание на обеспечении национальной безопасности [6], необходимо отметить проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности образования и государства (в широком смысле этого слова). Особая ответственность при этом лежит на университетах, имеющих статус «национальных исследовательских».
Обратимся к опыту Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ). На протяжении века Нижегородский государственный университет выполняет серьезную миссию — обеспечивает потребности личности, общества и государства в широком спектре основных и дополнительных образовательных программ, реализуемых в востребованных обучающимися форматах. Особенным и важным является тот факт, что ННГУ стал победителем конкурса на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, что, конечно, подтверждает обеспечение в определенной мере национальной безопасности России. В настоящее время, ННГУ как национальный исследовательский университет наряду с другими ведущими университетами страны становится точкой дальнейшего роста качества высшего образования и науки в РФ. Приоритетными в настоящее время являются следующие характеристики: успеваемость, профессиональная мотивированность обучающихся, степень научной подготовки и научный потенциал кадрового состава, наличие научных публикаций, участие в научно-исследовательских проектах, участие в образовательных, культурных, социальных и др. проектах, наличие призов вузовских, областных, региональных, всероссийских, международных олимпиад, конкурсов, участие в общественной жизни [7].
В этой связи особое внимание уделяется подготовке студентов. Рассмотрим частный аспект этой проблемы — подготовка студентов-юристов. В современных условиях на работников юридической сферы возложен широкий круг обязанностей. Крайне важным представляется формирование у студентов системы устойчивой мотивации учебно-познавательной и профессиональной деятельности, психологических знаний, развития творческого мышления и умения с позиции психологии грамотно подходить к решению профессионально-юридических задач, осуществлять анализ общественных событий, фактов, явлений, действий и поступков людей, разработка системы научных знаний о них, педагогически обоснованные и эффективные пути укрепления законности и правопорядка, оказание помощи студентам-юристам в процессе образования и тем, кто занимается этим на практике. В соответствии с требованиями Федерального Евразийский научный форум 2016 года государственного образовательного стандарта направления подготовки Юриспруденция выпускники должны быть готовы к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной.
Анализ научно-методической литературы и многолетний опыт организации практик студентов, сотрудничество с организациями (учреждениями) — партнерами позволяет представить модель вхождения в профессиональную деятельность студентов направления подготовки Юриспруденция так (Рис. 1).
Рис. 1. Схема «Модель вхождения в профессиональную деятельность
студентов направления подготовки Юриспруденция»
Главной стратегической целью модели является направленность именно на профессиональную деятельность студентов-юристов. Ведущими перспективными подходами выступают интегрированный системный, личностно-деятельностный, компетентностный и контекстный. «Вхождение» в профессиональную деятельность студентов направления подготовки Юриспруденция предполагает последовательное прохождение ряда этапов.
Этап организационно-нормативный. Это один из наиболее сложных этапов, требующий знания личностных качеств каждого студента, его мотивированности для подбора базы практик.
Этап детализация. Он предполагает уяснение специфики деятельности конкретной организации: структура, полномочия, требования к работникам, особенности корпоративной культуры, трудовая дисциплина и т.д.
Этап деятельностный. Связан с непосредственной деятельностью студента-практиканта во время прохождения практики различного вида.
Этап диагностики. Данный этап предполагает непосредственное взаимодействие студента-практиканта с руководителем практики по оценке результатов деятельности в соответствии с требованиями образовательного стандарта.
Этап прогнозирования трудоустройства. В рамках этого этапа предполагается не только соотнесение результатов практики и личных интересов студентов, но и возможность их работы в качестве общественных помощников, как депутатов Городской думы так и в правоохранительных, судебных и иных организациях и учреждениях. Все это способствует самоактуализации студентов, развитию их профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании чувства ответственности.
Апробация и обобщение результатов практик осуществляется в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, темы которых подбираются с учетом индивидуальных склонностей и интересов студентов.
Практика студентов содействует не только формированию их профессиональных компетенций, но и повышению культуры (общей и профессиональной) в условиях конкурентоспособного образования, причем это уникальная возможность проявления самостоятельности и творчества на основе, имеющихся фундаментальных теоретических знаний, составляющих образовательную платформу, определяющую не только главные цели практики в целом, но, в частности, траектории развития и перспективы каждого студента.
Список использованных источников