рекомендации по обучению чтению детей

Рекомендации родителям по обучению ребёнка чтению.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей Екатерина Денибекова
Рекомендации родителям по обучению ребёнка чтению.

В старшем дошкольном возрасте важно уделить особое внимание развитию речи ребёнка.

После того, как ребёнок научится складывать буквы в слоги, а слоги-в слова, ребёнку можно предложить прочесть коротенькие сказки по слогам для отработки навыков чтения.

Прежде чем начать читать сказку, поиграйте с ребёнком в слоги, напишите несложные слова с этими слогами, пусть он потренируется, они подготовят его к чтению простых слов и предложений. Для большего эффекта Вам поможет, ваше же творчество:придумайте и разыграйте вместе с малышом сценки с участием героев сказки. Предложите ребёнку описать внешность и характер сказочных персонажей. Сочините вместе новое окончание сказки.

Рекомендации родителям:

Не просите ребёнка читать длинные и сложные слова, пока не убедитесь в том, что он удерживает слоги в памяти и понимает смысл прочитанного.

• Как только ребёнок научится без затруднений складывать слоги в слова, переходите к слитному чтению.

• Не заставляйте ребёнка читать, если он не хочет. Чтение должно приносить только положительные эмоции.

• Длительность одного занятия не должна превышать 10-15 минут. Если вы видите, что ребёнок устал или потерял интерес к чтению, закончите занятие раньше.

• И самое важное ребёнок должен удобно сидеть – следите за тем, чтобы ребенок держал спину ровно, его ноги имели хороший упор на пол.

• И следите за тем, чтоб свет падал с левой стороны, освещение должно быть достаточным для обучения чтению. Эти меры помогут снизить нагрузку на глаза ребенка.

Правила при обучении чтению:

1. Называйте буквы как звуки: не ЭМ, а М, не БЭ а Б, не ЭН, а Н.

2. Сначала познакомьте малыша с буквами, наиболее удобными для сложения слогов. К ним относятся гласные и согласные.

3. Начиная складывать звуки в слоги, избегайте побуквенного чтения. Приучайте сразу читать буквы слитно. Для этого тянем согласную и, не делая паузы, присоединяем к ней гласную. Например: буквы М и А в слоге МА читаем, как М-М-МА.

4. Ребёнку легче читать слоги в следующей последовательности:

-обратные слоги (АМ,ОС)

-прямые открытые (ПА,СУ)

-прямые закрытые слоги (САМ,ДОМ)

-слоги с двумя согласными подряд (ДВА,КТО)

-слоги с мягкими согласными (МИ,ПЕ,КИТ)

Будьте терпеливы и доброжелательны, и у вашего ребёнка всё получится!

«Я — первоклашка!» Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли.

Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Большинство родителей полагают, что для ребёнка будет лучше,.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.

Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Работа по знакомству с художественными произведениями проводится в каждой.

Рекомендации родителям РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста». • Выбирайте.

Рекомендации родителям для подготовки детей к обучению Уважаемые родители! Если Вы приняли решение обучать своего ребенка чтению и письму, значит Вы думаете о своем ребенке и хотите, чтобы он.

Рекомендации родителям по ознакомлению с ВОВ. «Как познакомить ребёнка с Великой Отечественной войной» (1941–1945). 1. Расскажите ребёнку, какой праздник отмечает наша страна 9 мая. 2. Рассмотрите иллюстрации по этой теме. 3. Прослушайте песни: «День Победы».

Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе «Готовность ребенка к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой.

Рекомендации родителям тревожного ребенка Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Делайте ребенку как можно меньше замечаний, среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых.

Рекомендации родителям, желающим вырастить здорового ребёнка. 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребёнка. Личным примером показывайте полезность для здоровья в выполнении правил.

Источник

Когда пора учить ребенка читать и как лучше это делать: обзор методик

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого существуют способы — мы выяснили у специалистов.

© Getty Images/Westend61 Когда учить ребенка читать, методики обучения чтению детей

Зачем и когда учиться читать

Важные советы

Звуковой метод

Звуковой метод шаг за шагом:

Метод целых слов

К тому же методика была разработана для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносятся так, как пишутся, и, зная буквы и звуки (или склады), можно прочесть любое новое слово, не заучивая, как оно выглядит. Кроме того, в русском языке слова изменяются, и запоминать, например, простой глагол «есть» во всех его формах будет очень трудоемко: я ем, ты ешь, он ест и т.д. Поэтому такой материал специалисты рекомендуют использовать как дополнение к другим занятиям по развитию речи и чтению. Учитель-логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с отклонениями в развитии речи: им сложно осознать связь между звуком и буквой и для них запоминание целых слов — это ключ к началу чтения. Обычным детям карточки могут помочь развить зрительную память, но никак не научить полноценно читать. Если цель — сделать так, чтобы ребенок узнавал отдельные слова, подписи под картинками, методика сработает, но к осознанному чтению новых слов ребенок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Если ребенок запомнит по карточкам много слов, это в будущем поможет ему читать быстрее те слова, которые он уже знает, но не более того».

© Andrew Rich/Getty Images

Метод Монтессори

Чтение по методике Монтессори:

Преимущества метода Монтессори — развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.

Источник

Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Азбука в стихах «Веселый зоопарк»

Дидактические игры:

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак–бок–бык–бук был–бил-бел кот-кит лак–лик-лом–лес–лис нос–нёс сук–сок-сыр–сер– сел рыл–рёв-рот-рис–рад ток-тик–тук

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

«Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Из слогов собрать гостей».

Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

Забодал меня котёл

На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

На крючок попался дом.

Бежит волна за кораблями.

Летают майки над волнами.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат?

Вы спросите у врачат.

Врач напомнил дяде Мите:

Десять цапель перед сном».

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на –ОК

И положим в кузовок.

Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, мысок, сучок, щенок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Источник

Когда и как учить ребёнка читать по слогам?

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Перед каждым родителем рано или поздно встаёт вопрос: стоит ли своими силами учить ребёнка читать в домашних условиях? Большинство мам и пап принимают правильное решение и сами учат ребёнка читать. Так будущему первокласснику не придётся спешно осваивать чтение в школе, нагоняя уже знакомых с буквами одноклассников.

Осваивать навык чтения, конечно, нужно ещё до школы, начиная с этапа чтения по слогам — сразу слитно дети читают крайне редко. Другой вопрос, когда и как научить ребёнка читать по слогам, чтобы учителям не пришлось его переучивать, а у самого ребёнка сформировалась любовь к чтению?

Содержание:

Чтение по слогам: как понять, что ребёнок готов учиться?

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Стремление развивать малыша в самом раннем возрасте часто приводит родителей к желанию приучать сына или дочь к буквам чуть ли не с пелёнок. Усиленно тренируя ребёнка, можно добиться определённых результатов: некоторые дети уже и в два года бойко рассказывают алфавит. Но для освоения чтения по слогам такое раннее обучение скорее минус — буквы и звуки в русском языке звучат по-разному, и ребёнку будет сложно понять, почему, например, складывая букву «эм» и «а» получается слог «ма» а не «эма».

Большинство детей готовы осваивать чтение не раньше, чем в пять лет. В этом возрасте детский мозг уже способен понять разницу между буквами и звуками и усвоить принцип складывания звуков в слоги. Если вы замечаете, что ваш пятилетний малыш сам хочет поскорее познакомиться с книжками, если ребёнок хорошо говорит, не коверкая звуки, то можно начинать учиться читать.

Но если пятилетка разговаривает ещё не очень хорошо и в целом не интересуется книгами, лучше отложить освоение навыка чтения до периода, когда до поступления в первый класс останется один год.

Чтобы процесс обучения чтению прошел легко и правильно, ребёнок должен владеть следующими навыками:

Если ваш малыш уже владеет этими навыками, можно приступать к учёбе независимо от его возраста. Хорошо развитый дошкольник точно справится с новой информацией, а задача родителей — определиться, как научить ребёнка читать по слогам, и получится ли это сделать в домашних условиях.

Плюсы и минусы обучения чтению дома

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Иногда родители сомневаются, что смогут сами привить ребёнку новый навык, не имея специального образования. Но в случае с чтением по слогам можно не бояться ошибиться — используя проверенные педагогические методики, вы точно всё сделаете правильно.

Обычно у детей возникают сложности с обучением чтению в домашних условиях в двух случаях: когда ребёнка учат по картинкам и вместо звуков малыш запоминает названия предметов («аист» вместо «а», «банан» вместо «б»), или когда дошкольника сразу приучают к буквам, минуя знакомство со звуками. Если не допускать эти ошибки, ребёнок наверняка научится довольно быстро читать по слогам: на освоение навыка чтения в домашних условиях в среднем уходит от двух до шести месяцев.

Возможно, если вы решите отправить сына или дочь на специальные курсы для дошкольников, ваш малыш начнёт складывать слоги в слова ещё быстрее. Но у обучения чтению по слогам дома есть несомненные плюсы:

К условным минусам домашних уроков можно отнести недостаточную педагогическую подготовку родителей и отсутствие контактов со сверстниками для ребёнка. Первый минус легко устраняется использованием в учёбе надёжных методик, второй не играет большой роли, если малыш посещает детский сад или общается со сверстниками в другом дошкольном учреждении.

Как научить ребёнка читать по слогам: простые эффективные способы

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Чтобы малыш быстро и без проблем научился складывать звуки в слоги, а слоги в слова, важно пройти подготовительный этап и выбрать ту методику, которая понравится ребёнку и его родителям больше остальных.

Подготовительный этап

Ребёнок быстрее научится читать, если его заранее подготовить. Многие родители дают такую подготовку детям, даже не задумываясь об этом: разрешают малышу играть с детскими музыкальными инструментами, вместе разучивают песенки и играют в развивающие игры со словами. Этими действиями мамы и папы развивают фонематический слух своих детей.

Развитый фонематический слух — это обязательное условие для успешного овладения навыком чтения. В понятие фонематического слуха входит умение человека распознавать отдельные слоги и слова в общем речевом потоке и правильно их воспроизводить.

Занятия для подготовительного этапа, которые помогут развить фонематический слух ребёнка:

Учимся читать по слогам

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Чтобы занятия проходили успешно и плодотворно, выбирайте правильный момент: когда у ребёнка хорошее, не капризное настроение. Длительность занятия ограничьте 15–20 минутами. Так у сына или дочери не пропадёт интерес к процессу и не возникнет чувство утомляемости:

После этого можно переходить к чтению простых текстов и сказок, сюжеты которых повторяются («Репка», «Колобок»).

Помочь в освоении слогового чтения могут разнообразные методики от признанных экспертов и педагогов. Кроме того, существует множество простых игровых упражнений. О них расскажем далее.

Методики обучения чтению по слогам

Современные дети хорошо учатся складывать слоги в слова по методикам Зайцева, Домана, Монтессори, Жуковой, Чаплыгина. Даже если ни одна из этих методик вам не понравится, всегда можно обучить ребёнка чтению по букварю, подобному тому, что использовали ещё в советских школах. Пробуйте разные методики и выбирайте самую подходящую для вашего малыша!

Метод Зайцева (чтение по складам)

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Петербургский педагог Николай Зайцев заметил, что детям сложно даётся чтение по слогам. Чтобы облегчить учебный процесс, педагог разработал собственную методику, заключающуюся в чтении по складам, а не по слогам.

Согласно методике Зайцева, один склад может состоять как из одной буквы, так и из нескольких в зависимости от того, как слышится слово. Так, слово «двор» по складам будет выглядеть так: «д-во-р».

Дети, обучающиеся по методике Зайцева, действительно быстро начинают читать — в среднем за 5–10 часовых уроков. Чтобы начать обучение, понадобится купить кубики Зайцева. Помимо самих кубиков в комплект входят таблицы со складами, диск с аудиозаписями и инструкция для родителей.

Благодаря разнообразию учебных материалов у ребёнка подключаются сразу три вида восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, и это помогает запоминать новую информацию быстро и надолго.

Методика Домана

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Обучение чтению по методике Домана предназначено для совсем маленьких детей: начинать можно, как только малышу исполнится один год. Нейрофизиолог из США Глен Доман разработал свою методику специально для раннего развития детей, и если вы решили научить ребёнка читать как можно раньше, методика Домана подойдёт идеально.

Методика Домана заключается в запоминании понятий и умении их соотнести: взрослый показывает малышу карточки с написанными на них словами и подходящими к словам иллюстрациями, прочитывает эти слова и быстро меняет одну карточку на другую. В результате ребёнок запоминает звучание и написание слова и понятие, которое это слово обозначает.

Занятия по методике Домана дают хорошие результаты: дети, освоившие эту методику, легко адаптируются к школьным условиям и имеют богатый словарный запас. Если вы решили учить ребёнка читать по Доману, возможно, чтение по слогам придётся осваивать уже в школе: метод не уделяет отдельного внимания разделению слова на слоги.

Чтение по Монтессори

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Главный педагогический принцип Марии Монтессори, заключающийся в девизе «Помогите ребёнку сделать это самому», соблюден и в методике чтения. По методу Монтессори дети учатся читать в игровой форме, словно погружаясь в языковую среду, — в обучении используются карточки со словами и картинками и множество вспомогательных материалов: для подготовки руки к письму, для развития фонематического слуха, для изучения письменных букв.

Готовые наборы Монтессори сопровождаются инструкцией с упражнениями. Там нет уроков в привычном понимании, зато предлагаются занятия, которые помогут ребёнку научиться читать играючи: рисование с элементами штриховки, обучение через тактильное восприятие, чтение по слогам или сразу слитное чтение с помощью подвижного шрифта.

Занятия по методике Марии Монтессори не только помогают научиться читать, но и отлично развивают мелкую моторику и общий кругозор ребёнка.

Букварь Жуковой

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Надежда Жукова, автор школьного букваря, по которому учились школьники двадцать лет назад, составила букварь и для современных детей. Методика Надежды Сергеевны оптимальна для освоения дошкольником слогов: ребёнок сначала знакомится со звуками, потом учится складывать звуки в слоги, в конце обучения малыш уже готов перейти от чтения к письму.

Ребята, обучающиеся по букварю Жуковой, начинают самостоятельно складывать звуки в слоги уже после первых трёх занятий. Каждый урок в букваре сопровождается полезными комментариями автора, которые помогут родителям разобраться.

Кубики Чаплыгина

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

В кубиках российского педагога Евгения Чаплыгина сочетаются две эффективные методики: чтение по складам и некоторые принципы методики Монтессори. Принцип обучения по кубикам Чаплыгина так же, как и у Монтессори, построен на подаче информации в игровой форме. На кубиках изображены лёгкие для детского восприятия склады и слоги, из которых можно составить множество разных слов.

Занимаясь с кубиками Чаплыгина, ребёнок постепенно переходит от простого к сложному: сначала запоминает склады и слоги, а к концу обучения может самостоятельно составить из кубиков небольшой текст. Автор отмечает, что дети, учащиеся по его методике, начинают сами читать по слогам не позже, чем на третьем занятии.

Традиционные буквари

По букварям, составленным аналогично советским, тоже можно научить ребёнка читать по слогам. Конечно, в процессе обучения будет отсутствовать элемент игры, зато если у малыша и его родителей хватит терпения пройти букварь до конца, ребёнок будет знать то, чему не обучат игровые методики.

Так, дети, научившиеся читать по букварю, хорошо знают алфавит, понимают отличия между буквами и звуками, умеют ставить ударение в словах. Подготовленные по букварю дошкольники перед поступлением в первый класс могут осознанно читать довольно длинные тексты.

Какую методику обучения чтению выбрать?

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

У каждой обучающей методики есть свои особенности — можно выбрать самую подходящую или пробовать сочетать разные подходы.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей
Название методикиПлюсыМинусы
Метод ЗайцеваИгровая форма занятий, дополнительные обучающие материалы в комплекте, быстрое обучение.В школе придется отвыкать от складов и привыкать к слогам.
Методика ДоманаПодходит для детей с года, быстро пополняется словарный запас ребёнка, дети не устают от коротких занятий.Не уделяется внимание разделению слов на слоги, метод базируется больше на запоминании, чем на понимании принципов чтения.
Чтение по МонтессориИгровые занятия, погружение в языковую среду, разнообразие занятий.Потребуется покупать или делать самостоятельно разные вспомогательные материалы.
Букварь ЖуковойПереход от звуков к слогам и буквам, подготовка к письму, понятные пояснения к каждому заданию.В процессе обучения нет игровых моментов.
Кубики ЧаплыгинаУроки в игровой форме, переход от простого к сложному, быстрый результат.Со временем придётся отучаться от использования складов и слогов, привыкая делить слова только на слоги.
Традиционные буквариПроверенная на нескольких поколениях методика, хорошая подготовка к школе, приобретение нужных для первоклассника умений.Потребует терпения и усидчивости.

Слоговая таблица

Слоговая таблица — вспомогательный материал для совершенствования техники чтения. Если регулярно использовать в занятиях слоговую таблицу, ребёнок начнёт читать бегло без потери осознанности, разовьётся автоматическая грамотность.

Как пользоваться таблицей:

Изучать согласные звуки можно в алфавитном порядке или начать со звонких звуков, изучение которых дошкольникам даётся легче, чем запоминание глухих звуков.

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Игры, которые помогут дошкольнику быстрее научиться читать:

Упражнения

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Упражнения для легкого обучения чтению по слогам:

Дополнительные материалы

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Материалы, которые можно использовать дополнительно, чтобы ускорить и облегчить процесс обучения:

Советы родителям

рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть фото рекомендации по обучению чтению детей. Смотреть картинку рекомендации по обучению чтению детей. Картинка про рекомендации по обучению чтению детей. Фото рекомендации по обучению чтению детей

Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их малыш освоил навык чтения без особых сложностей:

Не каждому ребёнку дано начать читать на первом же занятии. И если вашему малышу не очень хорошо даётся чтение по слогам, не расстраивайтесь, на самом деле большинство детей испытывают трудности с обучением чтению. Пробуйте разные методики, ищите свою, и всё непременно получится!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *