рекомендации по обучению чтению детей
Рекомендации родителям по обучению ребёнка чтению.
Екатерина Денибекова
Рекомендации родителям по обучению ребёнка чтению.
В старшем дошкольном возрасте важно уделить особое внимание развитию речи ребёнка.
После того, как ребёнок научится складывать буквы в слоги, а слоги-в слова, ребёнку можно предложить прочесть коротенькие сказки по слогам для отработки навыков чтения.
Прежде чем начать читать сказку, поиграйте с ребёнком в слоги, напишите несложные слова с этими слогами, пусть он потренируется, они подготовят его к чтению простых слов и предложений. Для большего эффекта Вам поможет, ваше же творчество:придумайте и разыграйте вместе с малышом сценки с участием героев сказки. Предложите ребёнку описать внешность и характер сказочных персонажей. Сочините вместе новое окончание сказки.
Рекомендации родителям:
• Не просите ребёнка читать длинные и сложные слова, пока не убедитесь в том, что он удерживает слоги в памяти и понимает смысл прочитанного.
• Как только ребёнок научится без затруднений складывать слоги в слова, переходите к слитному чтению.
• Не заставляйте ребёнка читать, если он не хочет. Чтение должно приносить только положительные эмоции.
• Длительность одного занятия не должна превышать 10-15 минут. Если вы видите, что ребёнок устал или потерял интерес к чтению, закончите занятие раньше.
• И самое важное ребёнок должен удобно сидеть – следите за тем, чтобы ребенок держал спину ровно, его ноги имели хороший упор на пол.
• И следите за тем, чтоб свет падал с левой стороны, освещение должно быть достаточным для обучения чтению. Эти меры помогут снизить нагрузку на глаза ребенка.
Правила при обучении чтению:
1. Называйте буквы как звуки: не ЭМ, а М, не БЭ а Б, не ЭН, а Н.
2. Сначала познакомьте малыша с буквами, наиболее удобными для сложения слогов. К ним относятся гласные и согласные.
3. Начиная складывать звуки в слоги, избегайте побуквенного чтения. Приучайте сразу читать буквы слитно. Для этого тянем согласную и, не делая паузы, присоединяем к ней гласную. Например: буквы М и А в слоге МА читаем, как М-М-МА.
4. Ребёнку легче читать слоги в следующей последовательности:
-обратные слоги (АМ,ОС)
-прямые открытые (ПА,СУ)
-прямые закрытые слоги (САМ,ДОМ)
-слоги с двумя согласными подряд (ДВА,КТО)
-слоги с мягкими согласными (МИ,ПЕ,КИТ)
Будьте терпеливы и доброжелательны, и у вашего ребёнка всё получится!
«Я — первоклашка!» Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению Не за горами то время, когда ваш ребенок переступит порог школы. А готов ли ваш ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли.
Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Обучение ребёнка чтению в дошкольном возрасте» Большинство родителей полагают, что для ребёнка будет лучше,.
Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.
Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Методические рекомендации к чтению (рассказыванию) произведения Работа по знакомству с художественными произведениями проводится в каждой.
Рекомендации родителям РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ «Как правильно подходить к выбору телепередач и мультипликационных фильмов для детей дошкольного возраста». • Выбирайте.
Рекомендации родителям для подготовки детей к обучению Уважаемые родители! Если Вы приняли решение обучать своего ребенка чтению и письму, значит Вы думаете о своем ребенке и хотите, чтобы он.
Рекомендации родителям по ознакомлению с ВОВ. «Как познакомить ребёнка с Великой Отечественной войной» (1941–1945). 1. Расскажите ребёнку, какой праздник отмечает наша страна 9 мая. 2. Рассмотрите иллюстрации по этой теме. 3. Прослушайте песни: «День Победы».
Рекомендации родителям по подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к обучению в школе «Готовность ребенка к школе представляет собой целостную систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой.
Рекомендации родителям тревожного ребенка Не предъявляйте ребенку завышенных требований. Делайте ребенку как можно меньше замечаний, среди замечаний не должно быть угроз невыполнимых.
Рекомендации родителям, желающим вырастить здорового ребёнка. 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребёнка. Личным примером показывайте полезность для здоровья в выполнении правил.
Когда пора учить ребенка читать и как лучше это делать: обзор методик
Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого существуют способы — мы выяснили у специалистов.
© Getty Images/Westend61 Когда учить ребенка читать, методики обучения чтению детей
Зачем и когда учиться читать
Важные советы
Звуковой метод
Звуковой метод шаг за шагом:
Метод целых слов
К тому же методика была разработана для английского языка: у него сложные правила чтения и много коротких слов, которые легко запомнить. Русский язык устроен иначе: подавляющее большинство слов произносятся так, как пишутся, и, зная буквы и звуки (или склады), можно прочесть любое новое слово, не заучивая, как оно выглядит. Кроме того, в русском языке слова изменяются, и запоминать, например, простой глагол «есть» во всех его формах будет очень трудоемко: я ем, ты ешь, он ест и т.д. Поэтому такой материал специалисты рекомендуют использовать как дополнение к другим занятиям по развитию речи и чтению. Учитель-логопед Татьяна Куприянова комментирует: «Карточки Домана эффективны для детей с отклонениями в развитии речи: им сложно осознать связь между звуком и буквой и для них запоминание целых слов — это ключ к началу чтения. Обычным детям карточки могут помочь развить зрительную память, но никак не научить полноценно читать. Если цель — сделать так, чтобы ребенок узнавал отдельные слова, подписи под картинками, методика сработает, но к осознанному чтению новых слов ребенок может перейти, только научившись соотносить буквы со звуками родной речи. Если ребенок запомнит по карточкам много слов, это в будущем поможет ему читать быстрее те слова, которые он уже знает, но не более того».
© Andrew Rich/Getty Images
Метод Монтессори
Чтение по методике Монтессори:
Преимущества метода Монтессори — развитие сразу по нескольким направлениям: общее развитие интеллекта, развитие речи, навыков чтения и письма, мелкой моторики, логики. Но занятия по методу Монтессори требуют определенной подготовки от взрослого и создания специальных условий − обустроенной среды, где дети смогут полноценно общаться, играть и учиться.
Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов
Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»
Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.
* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)
* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»
* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.
С чего начать?
Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.
1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.
2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.
3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?
4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.
5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)
6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)
7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.
8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.
9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.
10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.
Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.
Начинаем обучение:
Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.
Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.
А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.
С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.
Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.
«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»
«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»
Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?
Название методики | Плюсы | Минусы |
Метод Зайцева | Игровая форма занятий, дополнительные обучающие материалы в комплекте, быстрое обучение. | В школе придется отвыкать от складов и привыкать к слогам. |
Методика Домана | Подходит для детей с года, быстро пополняется словарный запас ребёнка, дети не устают от коротких занятий. | Не уделяется внимание разделению слов на слоги, метод базируется больше на запоминании, чем на понимании принципов чтения. |
Чтение по Монтессори | Игровые занятия, погружение в языковую среду, разнообразие занятий. | Потребуется покупать или делать самостоятельно разные вспомогательные материалы. |
Букварь Жуковой | Переход от звуков к слогам и буквам, подготовка к письму, понятные пояснения к каждому заданию. | В процессе обучения нет игровых моментов. |
Кубики Чаплыгина | Уроки в игровой форме, переход от простого к сложному, быстрый результат. | Со временем придётся отучаться от использования складов и слогов, привыкая делить слова только на слоги. |
Традиционные буквари | Проверенная на нескольких поколениях методика, хорошая подготовка к школе, приобретение нужных для первоклассника умений. | Потребует терпения и усидчивости. |
Слоговая таблица
Слоговая таблица — вспомогательный материал для совершенствования техники чтения. Если регулярно использовать в занятиях слоговую таблицу, ребёнок начнёт читать бегло без потери осознанности, разовьётся автоматическая грамотность.
Как пользоваться таблицей:
Изучать согласные звуки можно в алфавитном порядке или начать со звонких звуков, изучение которых дошкольникам даётся легче, чем запоминание глухих звуков.
Игры, которые помогут дошкольнику быстрее научиться читать:
Упражнения
Упражнения для легкого обучения чтению по слогам:
Дополнительные материалы
Материалы, которые можно использовать дополнительно, чтобы ускорить и облегчить процесс обучения:
Советы родителям
Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их малыш освоил навык чтения без особых сложностей:
Не каждому ребёнку дано начать читать на первом же занятии. И если вашему малышу не очень хорошо даётся чтение по слогам, не расстраивайтесь, на самом деле большинство детей испытывают трудности с обучением чтению. Пробуйте разные методики, ищите свою, и всё непременно получится!
- рекомендации по обучению детей с умственной отсталостью
- рекомендации по повышению мотивации к обучению