региональный нормативно правовой акт обеспечивающий обучение и воспитание детей с овз в чувашии
Обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация об образовании детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Предоставление равных возможностей получения образования детям со специальными потребностями – одна из приоритетных задач образования.
В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4,6 тыс. детей-инвалидов.
В республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др.
В целях формирования государственной политики в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации разработан план мероприятий («дорожная карта») по реализации мероприятий межведомственных планов по вопросу образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ОВЗ в Чувашской Республике, утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 10 марта 2017 г. № 510.
Для предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья в Чувашской Республике функционируют 15 государственных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В них в 2019-2020 учебном году обучается 2254 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (2018-2019 уч.г. – 2013, в 2017-2018 уч. г. – 1910).
На базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии действует Республиканский центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В 2017-2018 учебном году в нем обучается 44 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в 2018-2019 уч. г. – 36, в 2017-2018 уч.г. – 30 детей).
В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 299 муниципальных школах. На основании рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий в муниципальных образовательных учреждениях в 2019-2020 учебном году обучается более 3,6 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (в 2018-2019 уч. г. – 1659, в 2017-2018 уч. г. – 1111).
В общеобразовательных организациях работает 205 учителей-логопедов, 152 учителя-дефектолога (из них: 98 олигофренопедагогов, 2 тифлопедагога, 16 сурдопедагогов), 258 педагогов-психологов, 24 тьютора. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросу введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сегодня в результате целенаправленной и активной деятельности служба практической психологии востребована всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь на всех уровнях системы образования Чувашской Республики.
По вопросу подготовки необходимых специалистов образовательными организациями высшего образования сообщаем, что по сведениям вузов республики в 2019 году выпустилось: 24 чел. – по направлению «Психология и социальная педагогика» (Психолого-педагогическое образование); 17 чел. – по направлению «Логопедия» (Специальное (дефектологическое) образование); 14 чел. – по направлению «Дошкольная дефектология» (Специальное (дефектологическое) образование).
Дополнительно сообщаем, что на 2019-2020 учебный год на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии запланировано 13 программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации:
— «Профессиональная компетентность воспитателя в условиях реализации специального и инклюзивного образования» (72 ч);
— «Профессиональная компетентность воспитателей ДОУ в условиях инклюзивного образования» (72 ч);
— «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ» (72 ч);
— «Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами» (36 ч);
— «Ранняя помощь детям с ОВЗ» (36 ч);
— «Организационно-содержательные аспекты реализации инклюзивного образования» (18 ч);
— «Обучение им воспитание детей с ОВЗ (инклюзивное образование)» (72 ч);
— «Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью» (36 ч.);
— «Методические аспекты подготовки обучающихся с ОВЗ к устному допуску по русскому языку ГВЭ и ОГЭ» (18 ч);
— «Технология формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка» (36 ч);
— «Организационно-содержательные аспекты реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (18 ч);
— «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков» (36 ч);
— «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (18 ч.).
В настоящее время проводятся курсы профессиональной переподготовки «Тьютор в инклюзивном образовании» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа рассчитана на 252 часа.
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления в постоянном режиме ведется работа по расширению спектра дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях Чувашской Республики, в том числе программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Различные формы дополнительного образования реализуются непосредственно в государственных образовательных учреждениях и муниципальных школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, реализуется модель дистанционного дополнительного образования.
В республике в 21 из 27 профессиональных образовательных организаций обучаются 297 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей с инвалидов организовано по следующим специальностям и профессиям: «Столяр», «Столяр строительный», «Портной», «Швея», «Садовник», «Каменщик», «Изготовитель художественных изделий из дерева» и другим.
Студентам, относящимся к категории детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, выплачивается ежемесячная социальная стипендия, обеспечивается бесплатное двухразовое горячее питание, бесплатное проживание в общежитии техникума.
Региональный нормативно правовой акт обеспечивающий обучение и воспитание детей с овз в чувашии
На базе нашего школы функционирует дошкольная группа на дому для детей-инвалидов и детей, которые по каким-либо причинам не могут посещать дошкольные образовательные учреждения.
Специалистами ведется работа по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, путем коррекции адаптированной основной образовательной программы для дошкольников, в которой учтены особенности воспитанников с тяжелыми нарушениями в развитии и прописаны специальные образовательные условия и технологии обучения. Воспитатель и учитель-дефектолог ежедневно проводят комплексные коррекционно-развивающие занятия.
Направления коррекционной работы:
· формирование представлений ребенка о себе и окружающем,
· подготовка к овладению простейшими видами деятельности,
· развитие навыков коммуникации,
· формирование навыков самообслуживания и безопасной жизнедеятельности,
· социальная интеграция и преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Приоритетным направлением нашей работы являются партнерские отношения педагогов и родителей, в которых осуществляется учет возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей не только ребенка, но и семьи.
УСЛОВИЯ, СОЗДАННЫЕ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В кабинете психолога имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики.
Для обеспечения доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) вход в школу оборудован пандусом с двухсторонним ограждением поручнями и кнопкой вызова работников школы. В полотне входной двери предусмотрена смотровая панель, заполненная прозрачным и ударопрочным безопасным стеклом.
Средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школьном отделении для детей с ОВЗ и инвалидов имеется 5 учебных кабинетов начальных классов, оснащенных средствами обучения и воспитания: экраном, компьютером, мультимедийным проектором, многофункциональным устройством; необходимым количеством парт и стульев, шкафами, предназначенными для хранения учебной и методической литературы.
В дошкольном отделении для детей с ОВЗ и инвалидов имеется 6 групповых ячеек с отдельными спальнями. В каждой группе созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, театрализованной, музыкальной. На территории имеются отдельные прогулочные участки для каждой группы, оборудованные малыми архитектурными формами, спортивным оборудованием.
Кроме того для проведения практических занятий с детьми с ОВЗ и инвалидами приспособлена творческая мастерская. Занятия в мастерской проходят в игровой форме по подгруппам и индивидуально. Ребенок творит в атмосфере яркого света, в сочетании с музыкальным сопровождением. Работают выставки детских достижений, а также персональные и коллективные, выставки разных тематик.
Музыкальный зал для проведения занятий, развлечений и праздников для детей с ОВЗ и инвалидов оснащен интерактивным оборудованием с мобильным экраном, звуковой аппаратурой, музыкальными инструментами: рояль, синтезатор, колокольчики, бубны, барабаны, ложки, металлофон, маракас, ксилофон.
Библиотека на 10 посадочных мест приспособлена для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. Общий фонд библиотеки составляет 1622 экземпляра, в том числе учебники – 832, художественная литература – 600 экземпляров, методическая литература – 190 экземпляров, кроме того, брошюры, журналы. Обеспеченность учебниками составляет 100%. Каждая дошкольная группа оснащена необходимой методической литературой и литературными произведениями для использования в работе с дошкольниками.
Для детей с ОВЗ и инвалидностью имеются 2 кабинета учителей – логопедов. В логопункте имеется интерактивная доска, установлен интерактивный тренажер «Дельфа – 142» для коррекции устной и письменной речи, интерактивный стол, интерактивные программы для развития речи детей с ОВЗ и инвалидов.
Для организации питания детей с ОВЗ и инвалидностью имеются:
— пищеблок, оснащенный необходимым оборудованием: моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, контрольными весами, электроплитой с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды, морозильной камерой, 4 холодильниками, электромясорубкой. Имеются две кладовые для хранения продуктов питания;
— столовая на 57 посадочных мест.
Для занятий спортом детям с ОВЗ и инвалидам имеются:
-2 спортивно – игровые комнаты со спортивным оборудованием, настольными играми.
— физкультурный зал, укомлектованный инвентарем в соответствии с требованиями ФГОС: спортивный комплекс (шведская стенка), набор для проведения эстафет и соревнований, массажное оборудование, спортивный инвентарь для игр (обручи, скакалки, гимнастические скамейки, бревно, маты, кольцеброс, гимнастические палки, корзины бадминтон, кегли, маски, мячи резиновые, конусы, туннель, мягкие модули, мешочки с песком, ленточки, флажки, гимнастические мячи, веревки и т.д.). Для занятий в зимнее время имеется лыжная база;
— на улице малая спортивная площадка с беговой дорожкой и волейбольной площадкой.
Охрана здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов осуществляется в медицинском кабинете, который состоит из трёх помещений: комната осмотра, процедурный кабинет, изолятор. Оборудование медицинского кабинета: письменный стол, стулья, шкаф для хранения медикаментов, манипуляционный столик со средствами для оказания неотложной помощи и с набором прививочного инструментария, весы медицинские, ростомер, термометр медицинский, лотки, шпатели, кварцевая лампа, кушетка для осмотра детей, холодильник и др.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий посредством применения ИКТ.
В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
В школе создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается различная информация об образовательной организации: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об обучающихся, о педагогических работниках и т.д.
Школа имеет доступ к сети Интернет. Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в образовательной организации. Утверждено положение о сайте образовательной организации.
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся с ОВЗ и инвалидов ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
Исключён доступ обучающихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)
Федеральное агентство по образованию (Рособразование)
Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования»
Статистика российского образования
Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информатика»)
Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
Федеральный институт педагогических измерений
Федеральный центр образовательного законодательства
Федеральный центр тестирования
Федеральные информационно-образовательные порталы
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Российский общеобразовательный портал
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
Российский портал открытого образования
Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Для индивидуального пользования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в школе имеется звукоусиливающая аппаратура «Слухоречевой тренажер «Соло» 01». Слухоречевой тренажер предназначен для индивидуальной работы учителя с учеником при обучении детей с потерей слуха и дефектами речи, с целью коррекции слуха и развития речевых навыков.
Родительская плата за присмотр и уход за детьми в «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии не взимается
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»(ред.29.06.2015 г.) согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных организациях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста.
Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основных правила:
1. Защитите свой компьютер:
2. Защитите себя в Интернете:
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии.
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий посредством применения ИКТ.
В свободное от уроков время каждый желающий (учитель или ученик) при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
Школьный компьютер является инструментом, который позволяет повысить эффективность учебных занятий, так как:
включение в урок мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает его наглядность;
использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым обучающимся индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
компьютер позволяет включить межпредметные интеграционные процессы, так как он по своей сути инструмент надпредметный;
сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки учебной аудитории, того объема информации, которая предоставляется учителем или родителями.
В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается различная информация об образовательной организации : о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об обучающихся, о педагогических работниках и т.д.
На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора, сведения о материально-техническом обеспечении образовательного процесса и др.
Школа имеет доступ к сети Интернет. Назначен ответственный за работу «точки доступа к сети Интернет» в образовательной организации. Утверждено положение о сайте образовательной организации.