региональный компонент в обучении русскому языку
Опыт работы по внедрению регионального компонента на уроках русского языка и литературы «От настоящего к истокам»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
От настоящего к истокам
Добрый день, уважаемые коллеги!
Поднимите руки те, кто родился на Дону. А теперь те, кто использует РК н своих уроках?
Очень хорошо. Значит у меня много единомышленников.
Я очень люблю слушать рассказы людей, проживших всю свою жизнь на одном месте. Их живая образная речь пересыпана неожиданными сравнениями, пословицами, поговорками. Эта речь не терпит фальши, потому что идёт от сердца. Слушая старушек, думаю, как благотворна связь поколений. Ведь красота речи, поведение человека не рождаются на пустом месте, они наследуются, продолжаются, совершенствуются”.
Содержание документов определяет цели и задачи работы над региональным компонентом:
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Главной задачей определяющей работу по региональному компоненту, является освоение учащимися культурных традиций, богатейшего духовного наследия народа, населяющего Донской регион.
Ученые-методисты Благова,Коренева, Родченков в своей работе «О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента» предлагают под региональным компонентом школьного курса понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка и литературы местного языкового материала и использование его не только на уроках, но и во внеклассной работе.
слайд №7
говорил о необходимости обратиться к живому слову, неистощимо богатому
в его исторических и местных видоизменениях Эти идеи, по утверждению Л. К. Лыжовой, продолжил и развил А. А. Шахматов.
слайд№ Исходя из вышеизложенных компетенций вытекают и новые формы работы по реализации РК:
Наиболее подробно я остановлюсь на введении РК на уроках литературы.
Так как учебники литературы не предусматривают изучение регионального компонента, я в своей работе использую дополнительную литературу, представленную на слайде №8
Уроки литературы по внедрению РК я планирую как внеклассное чтение в каждом классе таким образом, чтобы учащиеся поняли, что литература Дона – составная часть Великой Русской литературы. Ведь именно Дон подарил России таких известных писателей, как
Например, в 5-8 классах работая с РК, я использую формы работы, позволяющие развивать творческие способности учащихся:____________ В 5 классе результатом изучения темы Устное народное творчество стали проекты «Дон в пословицах и поговорках», «Надысь, намедни, давеча» о донском диалекте.
При изучении поэзии Дона 20 века большое внимание уделяю произведениям местных авторов, так как их язык колоритен, ярок точен и понятен нашим учащимся. Например: _______________
Или стихи Вл. Иосифовича Фролова:
Солнце терлось о русское поле,
как телок-сосунок о плетень.
Было столько простора и воли,
что, казалось, не выдюжит день.
слайд№15
При работе с произведениями местных авторов я даю следующие задания учащимся:
— Чему посвящено стихотворение?
Какие языковые средства помогают авторам нарисовать любовь к родному краю?
Опишите нашу станицу при помощи метафор и эпитетов.
— Напишите небольшой рассказ, сочинение основанный на фактах истории.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Это могут быть детские объединения, кружки, секции.
У учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все самое радостное и достойное из того, что происходит в его жизни.
Мое досье успехов – это победы и достижения моих учеников. Мои ученики на протяжении нескольких лет участвовали в международных и российских олимпиадах и конкурсах и становились победителями и лауреатами. Результаты ОГЭ и ЕГЭ отражают качество знаний по моему предмету. Слайд №21 Прошлый учебный год принес значительные достижения: двое моих выпускников награждены золотыми медалями за отличные успехи и губернаторскими медалями и поступили в престижные ВУЗы на бюджетные места. Слайд №22 Три выпускницы поступили в Волгодонский педагогический колледж и успешно обучаются в нем. И я надеюсь, что они станут достойной нашей сменой. Я горжусь успехами своих детей и считаю, что это и есть самое большое достижение в работе учителя, которое приносит полное удовлетворение.
Слагается учительское счастье
Из разных ученических побед.
Мы живём в уникальном крае, где сошлись языки и говоры разных народов. Чтобы лучше понять связь поколений, культуру и обычаи Родины, народа, места, где ты живешь, и надо работать с учащимися по региональному компоненту. Тогда, возможно, не будет у нас “потерянного поколения”, и не будут называть нас “русскими Иванами – не помнящими родства”.
Региональный компонент в преподавании русского языка
Пояснительная записка
В основе содержания и структуры данного опыта лежит обращение к региональному компоненту в образовании, что представляется нам важным, нужным и как нельзя более своевременным, так как позволяет развернуть работу по духовному возрождению России вообще и нашей провинции в частности.
Под региональным компонентом следует понимать систематическое и последовательное включение в образовательный курс русского языка местного языкового материала.
Цель настоящей работы – поделиться опытом использования краеведческого материала на уроках русского языка.
Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично.
Занятия с привлечением краеведческого материала строятся с опорой на знания, полученные детьми на уроках по другим предметам; таким образом, успешное решение поставленных задач в значительной мере может быть достигнуто за счет реализации межпредметных связей с географией, историей, биологией, литературой, экологией, изобразительным искусством.
Преемственность данного опыта.
Начав работу в 5 классе (а еще лучше в начальном звене), можно, постепенно усложняя ее, вести до самого выпуска ребят из школы.
Место опыта в учебном процессе.
Наиболее целесообразно проводить постоянную работу, включая краеведческий материал в уроки, на которых изучаются различные темы различных разделов, но можно брать и отдельные темы, например подготовку к сочинению: “Люби и охраняй природу” в 8 классе и “Изучаем родной край” в 9 классе.
Работа с использованием данного опыта должна строиться в зависимости от уровня развития учащихся. Кроме того, автор рассчитывает на творческий подход учителей, заинтересовавшихся настоящим опытом.
Описание опыта
По справедливому замечанию выдающегося историка Н.А. Лавровского, привязать человека к местной родине означает не поощрять его провинциальную узкость, но “укрепить корни его силы. Корни же заключаются в почве его родины, в особенностях его земляков, в их истории”.
Наш край и наш район – это, конечно же, провинция, но провинция особенная, заселенная переселенцами из разных мест, принесшими с собой язык, особенности речи, фольклор, предметы материальной культуры. Поэтому, в плане богатства, материал, который ляжет в основу углубленной лингвокраеведческой работы, а к ней, по сути дела, сводится региональный компонент в преподавании русского языка, является неисчерпаемым. Местный языковой материал последовательно и систематически включается и находит свое место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Формы и методы реализации регионального компонента в преподавании русского языка возможны разные. Остановимся на некоторых из них.
1. Организация исследовательской работы учащихся. Сюда могут входить самостоятельные наблюдения и запись речи старших жителей поселка, своих бабушек и дедушек с целью выявления диалектных особенностей произношения (фрикативный [ г ], “оканье”, усечение окончаний глагольных форм) и т.п.
С большим интересом ребята разговаривают с людьми, делают магнитофонные записи, обрабатывают их.
Кроме того, можно проводить с детьми работу по выявлению употребления жителями поселка диалектных слов и выражений, бытующих на той или иной территории страны.
После такой работы дети начинают по-другому относиться к своему родному языку, они начинают понимать, что язык – это не нечто застывшее, но живое, изменяющееся вместе с людьми, которые на нем говорят.
2. Сбор материала по топонимике (в нашем случае речь, конечно же, может идти только о микротопонимике), по ономастике (в частности, антропонимике) (Приложение 1).
3. Экскурсии в районный краеведческий музей и районную библиотеку как основа для творческих работ (Приложение 2).
После выполнения данной работы, ребят увлекла мысль побольше узнать о том, как живут сейчас бывшие японские военнопленные, их потомки. Так возникла идея принять участие в мероприятиях, посвященных нашей соседке Японии, которые проводит детская районная библиотека.
4. Выпуск стенгазет.
5. Подбор интересного дидактического материала краеведческого характера, иллюстрирующего те или иные теоретические положения (словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру).
6. Включение местного материала в уроки, на которых изучается фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, культура речи, и, конечно же, в уроки развития речи.
Сценарий интегрированного урока (география – русский язык) в 9 классе (2 часа).
Оборудование урока:
2. Фотографии памятников природы и исторических памятников, находящихся на территории района.
3. Фотографии людей, причастных к открытию и исследованию здешних мест.
4. Книжная выставка.
5. Высказывание писателей и поэтов о родном крае и родном языке.
6. Экран, разграфленный по заданиям урока, куда будут проставляться оценки учеников за каждый этап урока.
Ход урока (первый час)
(Выступление ребят; сценка).
Итак, мы вспомнили, какими бывают стили литературного языка, в чем их характерные особенности.
Следующее задание: вам будут предложены тексты, вы должны определить стиль каждого текста. Будьте внимательны, вы должны обосновать свой ответ.
Ребята определяют стили, обосновывая свои ответы.
Домашним заданием к сегодняшнему уроку была подготовка рефератов на следующие темы: “Мой район”, “Мой поселок”, “Моя улица”, “Удивительное рядом”.
Ребята совершили экскурсию в краеведческий музей, побывали в библиотеке, сейчас пришло время отчитаться о проделанной работе. Так как ученики работали в бригадах (группах), они сами решают, кто будет делать основной доклад, кто – дополнять.
Выступления ребят оценивают два учителя, на доске записываются слова, в которых дети допускают ошибки (слова записываются в правильном варианте).
После выступления проводится разбор допущенных ошибок и делается промежуточный вывод: вы поделились друг с другом накопленными в исследовательской деятельности материалами, приобрели новые знания, много интересных сведений.
Ход урока (второй час)
Оргмомент; настрой ребят.
Итак, на первом уроке мы выслушали ваши сообщения, а теперь давайте более подробно поговорим о сочинениях, которые вам предстоит написать.
Работа над планами
Улица моего детства
1. Название моей улицы.
2. О чем могут рассказать дома.
3. Напряженная жизнь моей улицы.
4. Какой я представляю мою улицу в будущем.
— Ребята! Я советую вам записать все темы. Для написания сочинения вам будет дана неделя. Вы, не спеша, обдумаете предложенные темы, выберете самую интересную, на ваш взгляд, и напишете свою работу.
Предложенные темы позволяют написать работы, используя разные типы речи: это может быть и повествование (какие походы, экскурсии совершались, как встречались с интересным человеком и т.п.); и описание (например, описание выставки, рассказывающей о родном крае, или описание его окрестностей, исторического памятника); и рассуждения (зачем нужно изучать родной край, что дал Родине наш край). Скорее всего ваше сочинение совместит в себе и повествование, и описание, и рассуждение.
Но в любом случае вы должны писать не отстраненно, а заинтересованно, с позиций гражданина, патриота. (Если хорошо – горжусь и призываю вместе со мной восхититься, полюбоваться. Если плохо – огорчаюсь, гневаюсь и пишу об этом, чтобы обратить внимание, чтобы исправить).
Предложить ученикам записать эпиграфы, которые тоже помогут им при работе над сочинениями.
Мой друг, что может быть
Милей бесценного родного края
Н.Языков
Как не любить мне эту землю
В.Лазарев
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю свои места родные,
Свои родные, милые места.
Ю.Антонов
Здесь леса стоят густые,
Здесь привольное житье.
Дальний уголок России –
Кавалерово мое.
Следующий этап урока – работа со словами, записанными на доске.
Определяются ЛЗ слов, уточняется написание. Ученики еще раз внимательно читают слова, затем им предлагается гео-диктант (слова стираются). За диктант дети получают две оценки (за правильное написание и знание ЛЗ слов).
Учитель географии диктует толкование (ЛЗ) слов, ребята записывают слова.
1) Растение, которому китайцы приписывают чудесную силу исцелять все недуги.
2) Оловосодержащий минерал.
3) Лед на воде около берега.
4) Китайский дом с крышей, покрытой сеном или соломой.
5) Горный хребет, который проходит по территории Кавалеровского района.
6) Природные скопления полезного ископаемого.
7) Пониженное, доступное для перехода место горного хребта.
8) Природный участок, охраняемый или заслуживающий охраны.
9) Короткая и широкая долина.
10) Проводник В.К.Арсеньева во время путешествия по Уссурийской тайге.
Следующее задание:
Закрепление ваших знаний по краеведению и русскому языку проводим в форме соревнования. Перед вами листок, сложенный гармошкой. Внутри нее – вопросы. Вы должны написать ответ над вопросом. Выигрывает та команда, которая быстрее и вернее, правильнее заполнит свою гармошку.
(Пока ребята выполняют работу, можно проверить словарные диктанты).
Знакомство с книжной выставкой.
В числе других здесь находится книга нашего земляка И. Бассаргина “Дикие пчелы”. Это совершенно удивительное повествование о заселении территории нынешнего Кавалеровского района переселенцами из разных областей России. Это художественное произведение, в нем выведены своеобразные характеры, показаны очень интересные люди и их не менее интересная жизнь. Они страдают, любят, негодуют, ссорятся, мирятся, одним словом, живут на той же земле, на которой теперь живем мы.
И еще одна страничка выставки: в 1973 году в окрестностях п. Кавалерово проходили съемки художественного фильма по книге В.К. Арсеньева “Дерсу Узала”. (Рассказать о режиссере, актерах – исполнителях главных ролей, показать фотографии в альбоме, который можно взять в районной библиотеке).
Завершить урок можно чтением стихотворения о родном поселке.
(Можно выбрать другое стихотворение).
Подведение итогов урока; уточнение сроков сдачи сочинения, его оценки (и по географии, и по русскому языку).
Экран с оценками за различные этапы урока и общей оценкой, выведенной по их итогам, вывешивается в уголке, где ребята после урока могут с ними познакомиться.
Подобным образом можно выстроить интегрированный урок биология – русский язык в 8 классе по теме “Люби и охраняй природу” (подготовка к сочинению). В центре внимания на таком уроке будут проблемы экологии, разговор о фауне и флоре родного края. Вместо гео-диктанта, можно будет предложить ребятам био-диктант, а Красная Книга займет достойное место на книжной выставке урока. (Приложение 3)
Реализация регионального компонента на уроках русского языка в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реализация регионального компонента
на уроках русского языка в начальной школе
Анализ действующих программ и учебников подтверждает необходимость введения в школьную программу лингвокультурологического компонента, апеллирующего к когнитивным методикам. Количество часов и выбор тем для школьного изучения показывают возможность включения лингвокультурологического приращения в школьный курс.
Ключевые слова: лингвокультурология, приращение, периферия.
В последнее время в учебную практику введен региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
Региональный компонент выделяется в 10-15% случаев, что создает условия для творчества учителя, свободный выбор форм и методов обучения, дифференциацию образовательного процесса.
Национально-региональный компонент является важной составляющей содержания современного школьного образования. Среди его основных задач – внедрение национальной культуры в умы и сердца подрастающего поколения, духовные и этические ценности его народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами являются ключом к решению проблемы эффективности урока. Использование этого лингвострановедческого приращения делает урок интересным и захватывающим. Известно, что дети более охотно и с большим интересом поглощают то, что им нравится больше всего.
Любимые предметы имеют сильный образовательный эффект, поэтому грамотное использование исторических, географических, литературных и других материалов способствует формированию у детей патриотических чувств, чувства любви, восхищения и гордости за свою родину, никого не оставляет равнодушным к проблемам небольшой родины и развивает активную жизненную позицию.
Перед каждым учителем поставлены серьезные задачи: научить ребенка любить и знать свою землю, научить детей изучать природу своей земли, заботиться о природе, традициях региона.491
Под лингвокультурологическим приращением мы понимаем дополнительный материал, рассматривающий взаимоотношения языка и культуры и опирающийся на основное содержание учебной программы.
Так, при изучении темы «Собственные и нарицательные существительные» лингвокультурологическое приращение может быть следующим: отражение идеологем, культурных установок, стереотипов в именах собственных. Лингвокультурологические приращения не только сообщают дополнительные сведения об изучаемом лингвистическом явлении, но и актуализируют основной материал, повышают к нему интерес.
В настоящее время в Приднестровье, как и в Российской Федерации, учитель русского языка может пользоваться несколькими программами по своему выбору. Своеобразным инвариантом содержания образования является минимум, который находит своё отражение во всех действующих программах. На этом основании для определения лингвокультурологических приращений мы обращаемся к федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, фиксирующему содержание образования по русскому языку.
Перспективным для методики лингвокультурологических при- ращений является применение сквозных лингвокультурологических тем (термин введён В.В. Воробьёвым [Воробьёв 2008: 257]).
Под лингвокультурологической темой понимается однородный по содержанию материал. Сквозной характер предполагает, что изучение данной темы возможно в каждом классе с изменением предмета рассмотрения, акцентов изложения.
Так, концепт «Родина» может быть отнесён к сквозной лингвокультурологической теме и включать следующие атрибуты: флаг, герб, гимн, достопримечательности, топонимы. К этому концепту можно обращаться при изучении фонетики, лексики, фразеологии, морфологии.
Основы родного языка и культуры ребенок постигает уже в раннем возрасте, именно в этом возрасте ребенок, младший школьник, наиболее охотно поддается воспитанию и развитию нравственных и духовных качеств ребенка. Начальная школа – важный период в развитии и становлении личности.
Учитель должен предлагать учащимся языковые единицы, связанные с темой Родины, ставя на данном материале разные учебные задачи. 492
Для предлагаемой методики актуален концентрический подход в обучении, который предполагает дискретность учебного материала, преемственность между классами, постоянное усложнение содержания, движение от центра к периферии.
Воспитание любви к родному краю, к родной речи, к традициям народов Приднестровья является задачей первостепенной важности на уроках родного языка.
Таким образом, при изучении той или иной темы по любой из действующих программ русского языка учитель может включать лингвокультурологические приращения.
К культурной специфике того или иного языкового явления преподаватель может обращаться несколько раз на протяжении всего курса. Это обусловлено, во-первых, возрастными особенностями учащихся и сложностью материала, во-вторых, структурированием курса: помимо основного этапа изучения факта языка, организуется повторение в последнем классе начальной школы.
Предполагается также углубление знаний. Для данной методики актуален концентрический подход в обучении, который основан на дискретности учебного материала, преемственности между классами, постоянном усложнении содержания, движении от центра к периферии.
Уроки русского языка также способствуют воспитанию любви к родине через различные формы работы:
– составление предложений по теме «Моя земля», «Мои родители», «Улицы моего города» и т. д.:
– правописание на основе местного исторического материала.
Использование национально-регионального компонента в уроках русского языка дает блестящую возможность реализовать идею межпредметных коммуникаций, органично связанных с внеклассными занятиями.
Ссылка на материал на родном языке подразумевает возможность интегрированных уроков, уроков, экскурсий, творческих конкурсов, поездок и т. д.
Внедрение регионального компонента на уроке является одним из важных способов подготовки младших школьников к жизни, формирования чувства уникального человека, который знает и любит свою землю, и может сохранять и умножать ее богатые культурные традиции.493
Одним из направлений работы в этом контексте является сопоставительный анализ сказок как неотъемлемой составляющей устного народного творчества. В первую очередь, хочется отметить приоритет сравнения не просто художественных текстов и средств художественной выразительности в нем, а сопоставления культур, сформировавших данные произведения.
Здесь важным моментом является обращение к концептуальной триаде «свой – чужой – иной». Ученик рассматривает текст с позиций принятия чужой культуры и ментальности таким, какой он есть, без оце- ночных суждений, представляя собой такую цепочку: любопытство – интерес – симпатия – восхищение – константное доброжелательное и уважительное отношение.
Формирование диалога культур невозможно без пристального изучения его лексического разнообразия. Для этого весь лексический состав мы рассматриваем со следующих позиций:
– безэквивалентная лексика – название реалий, предметов и явлений, характерных для одной культуры и отсутствующих в другой;
– коннотативная лексика – слова, совпадающие по детонату, но имеющие отличия по своим культурно-историческим ассоциациям;
– фоновая лексика – обозначение предметов и явлений, в целом совпадающих в сопоставляемых культурах, но имеющих какие-либо национальные особенности функционирования, формы, предназначения предметов.
Для сравнения приведем примеры по работе с русскими и молдавскими народными сказками. Например, говоря о героях русских сказок, мы называем с детьми такие имена, как Василиса Прекрасная, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Все они являются безэквивалентной лексикой, так как не имеют аналогов в других культурах.
Говоря о молдавских сказках, мы называем таких персонажей, как Фэт-Фрумос, Лаур Балаур, Иляна Косынзяна. Затем заполняем «ассоциограммы» по темам «Основные черты персонажей русских/молдавских сказок». После сравнения двух видов записей делаем вывод, что при всей разности имен и сказок, из которых они пришли, у персонажей можно найти много общего: Фэт-Фрумос отважен, как Иван-царевич, Иляна Косынзяна мудра и прекрасна, как Василиса Прекрасная, Лаур Балаур жесток и коварен, как Кощей Бессмертный.
Также мы обращаем внимание на предметы быта, одежды, еды, не имеющие аналогов в данных сказках, – это русские лапти, скво494
речник, танец «барыня» и прочее, а в молдавском – это мамалыга, плацынды, хора, дойна.
Национальный и региональный компонент также реализуется во внеклассной работе. Традиционная форма – это неделя национальной культуры, в которой много разных событий: классные часы по различным темам, конкурсы – путешествия, поэзия, рисунки, экскурсии в музеи, библиотеки.
1. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология: Моногр. / В. В. Воробьёв.– М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2008.
REALIZATION OF THE REGIONAL COMPONENT ON THE LESSONS
OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE ELEMENTARY SCHOOL
Analysis of existing programs and textbooks confirms the need to introduce a linguocultural component that appeals to cognitive methods in the school curriculum. The number of hours and the choice of topics for school study show the possibility of including a linguistic and cultural increase in the school course.
Key words: linguoculturology, increment, periphery.