реальное обучение это в педагогике

Реальное образование

Полезное

Смотреть что такое «Реальное образование» в других словарях:

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — Образование, имеющее целью приготовить человека для практической деятельности, преподавай ему науки, прямо приложимые к промышленности противоположное образованию классическому. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучных и математических циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в нач. 18 в. В России … Большой Энциклопедический словарь

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования с практической направленностью, основу которого составляли предметы естественно математического цикла; изучались новые языки. Возникло в 18 в. В России появилось во 2 й половине 19 в. (реальные училища … Современная энциклопедия

Реальное образование — РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования с практической направленностью, основу которого составляли предметы естественно математического цикла; изучались новые языки. Возникло в 18 в. В России появилось во 2 й половине 19 в. (реальные училища … Иллюстрированный энциклопедический словарь

реальное образование — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучного и математического циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в начале XVIII в.… … Энциклопедический словарь

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ (от лат. realis – действительный, вещественный) ОБРАЗОВАНИЕ. Тип общего образования, в основу которого было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. На занятиях главное место отводилось предметам естественно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (от лат. realis действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних… … Российская педагогическая энциклопедия

Реальное образование — (от лат. realis действительный, вещественный) тип общего образования, в основу которого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р.о. не предусматривало обязательного преподавания… … Педагогический терминологический словарь

РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — см. в ст. Реальное образование … Большой Энциклопедический словарь

реальное училище — см. Реальное образование. * * * РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ, см. в ст. Реальное образование (см. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь

Источник

Реальное образование

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучных и математических циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в нач. 18 в. В России … Большой Энциклопедический словарь

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования с практической направленностью, основу которого составляли предметы естественно математического цикла; изучались новые языки. Возникло в 18 в. В России появилось во 2 й половине 19 в. (реальные училища … Современная энциклопедия

Реальное образование — РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, тип общего образования с практической направленностью, основу которого составляли предметы естественно математического цикла; изучались новые языки. Возникло в 18 в. В России появилось во 2 й половине 19 в. (реальные училища … Иллюстрированный энциклопедический словарь

реальное образование — тип общего среднего образования с практической направленностью, основу которого, в отличие от классического, составляли предметы естественнонаучного и математического циклов; вместо древних языков преподавались новые. Возникло в начале XVIII в.… … Энциклопедический словарь

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — РЕАЛЬНОЕ (от лат. realis – действительный, вещественный) ОБРАЗОВАНИЕ. Тип общего образования, в основу которого было положено усвоение учащимися практически полезных знаний. На занятиях главное место отводилось предметам естественно… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Реальное образование — система среднего общего образования, в которой, в отличие от классического образования (См. Классическое образование), отсутствует преподавание древних классических языков и главное внимание уделяется изучению основ естественных, физико… … Большая советская энциклопедия

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (от лат. realis действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних… … Российская педагогическая энциклопедия

РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ — см. в ст. Реальное образование … Большой Энциклопедический словарь

реальное училище — см. Реальное образование. * * * РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ, см. в ст. Реальное образование (см. РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) … Энциклопедический словарь

Источник

РЕАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(от лат. realis — действительный, вещественный), тип общего образования, в основу к-рого положено усвоение учащимися практически полезных знаний. В отличие от классического образования, Р. о. не предусматривало обязательного преподавания древних языков, гл. место отводилось предметам естеств.-матем. цикла, изучались новые языки, спец. дисциплины. Потребность в Р. о. появилась в связи с развитием науки, пром-сти и торговли в период становления капитали-стич. уклада. Обществ, и пед. движение за осуществление Р. о. развивалось в противостоянии традиц. системе классич. образования. С особой силой это движение развернулось с сер. 19 в., хотя идеи Р. о. высказывались ещё в 16—17 вв. На необходимость включения в шк. курсы практически полезных знаний указывали Я. А. Коменский, Дж. Локк, представители пиетизма и филантропизма, франц. просветители Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. В кон. 19 в. теоретич. обоснованием Р. о. стала философия позитивизма, однако её пед. интерпретация на практике приводила к проповеди утилитаризма в обучении (Г. Спенсер и др.). Аналогичный подход к целя Р. о. проявляется в концепциях прагматистской педагогики (Дж. Дьюи и др.).

Реальные учебные заведения стали распространяться в нач. 18 в., гл. обр. в Германии. Программа реальной школы, отражавшая особенности данного типа образования, разработана нем. педагогом А. Шпиллеке, создавшим в 1822 в Берлине уч. заведение, «преследующее практические цели». В число уч. предметов включались закон Божий, естеств. науки, математика, новые языки (франц. и англ.), история, география и рисование. Развитию реальных уч. заведений в Зап. Европе способствовало ослабление авторитета классич. образования из-за утвердившегося представления о нём как источнике распространения демокр. идей антич. культуры, оказавших влияние на идеологию франц. революции. На протяжении 19 в. сформировались разл. типы реальных школ с преобладанием как общеобразовательного, так и проф. направлений: уч-ща, реальные гимназии (с изучением лат. и греч. языков или без древних языков). и прогимназии, техн. и проф. школы, проф. отделения классич. гимназий (или соответствующих им уч. заведений). и т. п. В большинстве стран реальные уч. заведения не были уравнены в правах со школами, дававшими классич. образование, вплоть до 20 в. (ограниченный приём выпускников в высш. уч. заведения, отсутствие преимуществ при зачислении на гос. службу и др.). Реальные уч. заведения или реальные отделения при ср. школах существуют.н. в совр. системах образования ряда стран (Австрия, Италия, Франция, Германия, скандинавские страны, Япония). Подробнее см. статьи об отд. странах.

В России принципы Р. о. были заложены в проф. уч. заведениях, создававшихся в эпоху реформ Петра I (в их числе — Навигацкая школа). Частные реальные уч. заведения начали создаваться в кон. 20—30-х гг. 19 в. с целью распространения «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний». Постепенно программы этих уч. заведений расширялись и приобретали общеобразоват. характер. Офиц. оформление система Р. о. получила по положению МНП в 1839: для преподавания техн. наук при ср. уч. заведениях открывались реальные классы, в к-рые допускались не только ученики, но и др. слушатели «промышленного звания». Лица, окончившие курс и сдавшие экзамены, освобождались от рекрутской повинности. В 1840 в Варшаве была открыта реальная гимназия. В это же время на терр. Царства Польского 4-клас-сные уездные уч-ща были разделены на приготовительные (4-классные гимназии). и реальные, имевшие, в соответствии с местными потребностями, техн., коммерч. или агрономич. направления. Позднее начали открываться реальные курсы, на базе 3 ст. классов гимназий создавались классич. и реальные отделения.

Важным этапом в развитии Р. о. явилась шк. реформа 1864, в ходе к-рой наряду с классич. и гуманитарными гимназиями были учреждены 7-классные реальные гимназии (без древних языков). с общеобразоват. курсом, ориентированным на последующее обучение в отраслевых вузах Реальные гимназии были доступны для детей всех состояний и вероисповеданий, имели во многом сходную с классич гимназиями программу по общеобразоват. предметам и аналогичный порядок управления Шк. устав 1864 вызвал широкую обществ. полемику о целях и методах гимназич образования (см также в ст Гимназии). Мн сторонники P о, рассматривая его как общеобразовательное, критиковали узкопрактич. подход к содержанию шк. курса В ходе полемики опровергалось представление о необходимости изучения древних языков как универсальной основы общечеловеческого образования, в качестве средства умственного развития выдвигались дисциплины, обогащающие ученика полезными теоретич и практич. знаниями (см Материальное и формальное образование).

Практика реальных гимназий 60-х гг 19 в показала, что уровень преподавания в них не соответствовал потребностям подготовки учащихся к высшим уч заведениям, они не давали и полноценного проф. образования Численность учащихся в реальных уч заведениях неуклонно падала В результате шк. реформы 1871—12, направленной на усиление классич направления в общем ср. образовании, реальные гимназии были преобразованы в реальные уч-ща, программы к-рых переориентировались с учетом потребностей торговли и промети Целью реальных уч-щ объявлялось «общее образование, приспособленное к практич. потребностям и к приобретению техн. познаний» Предусматривалось параллельное преподавание общеобразоват. и спец. дисциплин Для подготовки учащихся к поступлению в отраслевые высшие уч заведения сверх 6-летнего курса был учрежден дополнит класс (к-рый мог также иметь спец. отделения, дававшие ср. техн. образование). Официально признанные всесословными, реальные уч заведения предназначались гл. обр. для детей купцов и промышленников, курс первых трех общеобразоват. классов соответствовал программе уездных уч-щ P о получило определенный проф. уклон, что вызвало резкую критику Устава реальных уч-щ в перио-дич печати Противники реформы считали необходимым сохранить общеобразоват. характер реальных уч заведений, настаивали на введении в них преподавания лат языка и разрешении воспитанникам поступать в ун-ты

В процессе формирования в 20-х гг 20 в в СССР. единой трудовой школы реальные уч заведения как тип общеобразоват. школы прекратили существование С 1990 в Рос Федерации наряду с гуманитарными ср. уч заведениями создаются гимназии и лицеи техн. направления с изучением общеобразоват. дисциплин по определенному профилю.

Источник

Понятие обучение

Содержание

Определение [ править ]

реальное обучение это в педагогике. Смотреть фото реальное обучение это в педагогике. Смотреть картинку реальное обучение это в педагогике. Картинка про реальное обучение это в педагогике. Фото реальное обучение это в педагогике

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

С позиций теории деятельности обучение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом. Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двухсторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Каждая из них характеризуется своими целями, мотивами, действиями. Поскольку процесс обучения не может осуществляться без активности со стороны ученика, то особое внимание в этом процессе необходимо уделять формированию мотивации учения.

Мотивы обучения [ править ]

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.

1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.

3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Случается так, что ребенка заставляют учиться, и единственным стимулом для него является отметка. Это не вина конкретного ребенка, а беда всего образования, которое не смогло поддержать и развить естественную любознательность ребенка, стремление к общению и совместной деятельности, способствовать получению удовлетворения от самого процесса познания. Интеллектуально-побуждающие мотивы формируются, если образование носит гуманный характер, а обучение предполагает творческую деятельность учеников. Обучение является одной из сторон образовательного процесса, цель которого – развитие личности. Поэтому основной акцент в обучении необходимо сделать на том, насколько усвоение знаний, умений и навыков способствует развитию человека: его мышления, памяти и других познавательных процессов, эмоционально-ценностных отношений, волевой, мотивационной и других сфер личности.

Таким образом, в образовательном процессе обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции: информационную (образовательную), воспитательную и развивающую. Их можно рассматривать как три условно выделенные грани одного процесса.

Функции обучения [ править ]

Образовательная функция [ править ]

реальное обучение это в педагогике. Смотреть фото реальное обучение это в педагогике. Смотреть картинку реальное обучение это в педагогике. Картинка про реальное обучение это в педагогике. Фото реальное обучение это в педагогике

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчинен-ность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция [ править ]

Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Воспитательная функция обучения предполагает, что усвоение знаний должно способствовать формированию мотивов учебной деятельности, отношений к изучаемому предмету или явлению, развитию мировоззрения, становлению интеллектуально воспитанной личности.

Интеллектуальное воспитание [ править ]

реальное обучение это в педагогике. Смотреть фото реальное обучение это в педагогике. Смотреть картинку реальное обучение это в педагогике. Картинка про реальное обучение это в педагогике. Фото реальное обучение это в педагогике

Суть проблемы интеллектуального воспитания, согласно М.А. Холодной, заключается не только в формировании знаний, умений и навыков или в развитии теоретического мышления, а в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка. Интеллектуальное воспитание должно быть направлено на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, в качестве которых М.А. Холодная рассматривает:

– компетентность – особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности; такие знания должны быть разнообразны, быстро актуализироваться в необходимый момент, элементы знания должны быть четко выделены и находиться в определенных взаимосвязях между собой, причем как содержание, так и связи могут меняться под влиянием тех или иных факторов (гибкость), организация знаний должна предусматривать выделенность ключевых идей, принципов, элементов, способность к переносу знания в новую ситуацию, наличие знания о собственном знании;

– интеллектуальную инициативу – желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать новую информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать новые области деятельности; готовность выходить за пределы заданного и включаться в нестимулированную извне интеллектуальную деятельность. Интеллектуальную инициативу рассматривают как свойство целостной личности, представляющее собой органическое единство познавательных и мотивационных факторов (Д.Б. Богоявленская);

– интеллектуальное творчество основано на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Для развития творческих качеств детей необходимо, в первую очередь, создать положительный эмоциональный фон, сделать процесс обучения психологически комфортным, стимулировать и приветствовать проявления нестандартной мысли учеников, снизить роль познавательных стереотипов в обучении;

– интеллектуальную саморегуляцию – умение управлять собственной интеллектуальной деятельностью, самостоятельно отслеживать сильные и слабые стороны своего интеллекта и, главное, самостоятельно строить процесс самообучения. Для этого необходимо оказать ребенку помощь в формировании тех психологических механизмов, которые лежат в основе непроизвольного и произвольного интеллектуального контроля и метакогнитивной осведомленности (системы представлений об основаниях интеллектуальной деятельности и о своих индивидуальных интеллектуальных особенностях);

– уникальность склада ума – это индивидуально-своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимокомпенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных предпочтений. Учет уникальности склада ума важен как условие успешного учения и реализации индивидуального потенциала творческих решений. Поэтому необходимо не только сохранять, но и укреплять индивидуальное своеобразие ума каждого ребенка.

Развивающая функция [ править ]

Вопрос о соотношении обучения и развития является дискуссионным. В отечественной психологии и педагогике распространена точка зрения, согласно которой обучение – мощный фактор развития. Л.С. Выготский ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития (уже достигнутый уровень, уровень задач, которые ребенок может решать самостоятельно); второй – зона ближайшего развития (уровень, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач). Развивающее обучение ориентируется на зону ближайшего развития, превращая эту зону в актуальный уровень развития ребенка. Иными словами, обучение должно идти впереди развития и двигать его вперед, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения. В педагогической практике наиболее распространены системы развивающего обучения, основанные на концепциях В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и Л.В. Занкова, в которых особое внимание уделяется продуктивной деятельности учеников и развитию абстрактного теоретического мышления.

Сущность содержания образования (обучения) и его исторический характер [ править ]

реальное обучение это в педагогике. Смотреть фото реальное обучение это в педагогике. Смотреть картинку реальное обучение это в педагогике. Картинка про реальное обучение это в педагогике. Фото реальное обучение это в педагогике

В педагогике одним из базовых понятий является понятие «содержание образования». Одна из дискуссионных, проблема содержания образования разрабатывается преимущественно в рамках дидактики и по сути представляет собой проблему содержания обучения, понимаемого в единстве всех его функций. Поэтому мы не будем делать различия между понятиями «содержание обучения» и «содержание образования».

Содержание обучения – есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире.

Традиционная педагогика признавала фактически лишь социальную сущность человека, из которой следовало, что целью образования выступает формирование социально значимых качеств, развитие человека как члена общества.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

Исторический характер содержания образования [ править ]

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В традиционной педагогике существует точка зрения, согласно которой, содержание обучения – это педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Этот подход может быть назван технократическим, поскольку он основан на абсолютизации роли науки в развитии общества и ориентирован на подготовку человека как производительной силы. Другой – знаниевый подход утверждает, что если обучение нацелено на передачу социального опыта, то содержание обучения – совокупность знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть растущему человеку. При этом подразумевается, что обладание обширным объемом научных знаний и определенных умений – все, что необходимо человеку для полноценной жизни в обществе.

Однако социальный опыт не исчерпывается только знаниями, умениями и навыками. Поэтому и содержание образование должно строиться на основе знания о социокультурном опыте человечества во всей его полноте. Эта мысль нашла отражение в теории содержания образования, разработанной В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. Согласно этой теории, содержание образования есть педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте.

Состав содержания образования [ править ]

С этих позиций содержание образования должно включать:

– опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;

– опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений и навыков действовать по образцу;

– опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

– опыт осуществления эмоциональных отношений – в форме личностных ориентаций.

Усвоение социального опыта в его целостности позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, не просто «вписаться» в социальную систему, но и действовать самостоятельно, изменяя ее (В.В. Краевский).

Содержание образования как пятиуровневая система [ править ]

Содержание образования может существовать в двух различных формах: 1) искусственной – как проектируемое, «опредмеченное» содержание, представляющее собой педагогическую модель социального опыта, которую предстоит реализовать в обучении и 2) естественной – как осуществляемое содержание, где учитываются закономерности обучения, его логика и условия протекания.

В связи с этим содержание образования рассматривают как многоуровневую систему, которая включает:

– теоретический уровень – представлен выше в виде элементов социального опыта, находит отражение в перечне предметов учебного плана школы;

– уровень учебного предмета –находит отражение в учебных программах – нормативных документах, раскрывающих содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику освоения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов, а также объема времени на их изучение;

– уровень учебника (учебного материала) – здесь конкретизируются элементы состава содержания, обозначенные на первом уровне и представленные на втором в форме, специфической для каждого предмета – конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях и т.п.;

– уровень реализации (процесса обучения) в виде главного дидактического отношения «преподавание – учение», на этом уровне происходит включение каждой частицы содержания в процесс обучения;

– уровень ученика (личностный уровень) – характеризуется усвоением содержания образования и конкретными изменениями в личности ученика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *