реализация принципов обучения в физическом воспитании

7. Реализация принципов обучения в физическом воспитании.

I. Общеметодические принципы.

Принцип сознательности и активности

Сознательность – способность человека понимать объективные закономерности и осуществлять свою деятельность в соответствии с ними.

Активность – мера проявляемой человеком направленной деятельности, степень включения его в работу.

Требования, вытекающие из принципов: 1) формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения; 2) развитие самостоятельности, инициативы; 3) стимулирование анализа самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.

Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий.

Требования, вытекающие из принципов: 1) взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности; 2) направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движением.

Принцип доступности и индивидуализации. Важность соблюдения принципа определяется тем, что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающегося.

Требования, вытекающие из принципов: 1) строгое определение меры доступного; 2) последовательное обеспечение методических условий доступности; 3) от освоенного к неосвоенному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному; 4) использование средств и методов с учетом индивидуальных различий и способностей детей.

II. Специфические принципы физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Реализация принципа обеспечивает перманентную преемственность эффекта занятий, закрепление в памяти достигнутого уровня владения двигательными действиями.

Положения, доказывающие необходимость соблюдения принципа: 1. Физические упражнения оказывают позитивное влияние на организм при условиях их повторения. 2. Приспособительные изменения, вызываемые упражнениями, сохраняются только некоторое время (суперкомпенсация, кумуляция эффекта, запаздывающая трансформация тренировочного эффекта). 3. Физические упражнения приводят к утомлению, поэтому требуется целесообразное сочетание нагрузок и отдыха.

Принцип постепенности. Реализация принципа обеспечивает прогрессивное нарастание объема и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает в ходе роста возможностей занимающихся: нарастание объема и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок предусматривает: 1. Суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии занятий, регламентировать применительно к динамике тренированности. 2. Очередное увеличение суммарной нагрузки, задаваемой в сериях занятий, лишь после того, когда результаты адаптации к предыдущей нагрузке снижаются. 3. Временную стабилизацию или снижение суммарной нагрузки на фоне общей тенденции к ее нарастанию.

Принцип циклического построения системы занятий отражает структурную упорядоченность процесса и определяет повторяемость занятий и их серий.

Источник

Реализация принципов обучения в физическом воспитании

I. Общеметодические принципы.

Принцип сознательности и активности

Сознательность – способность человека понимать объективные закономерности и осуществлять свою деятельность в соответствии с ними.

Активность – мера проявляемой человеком направленной деятельности, степень включения его в работу.

Требования, вытекающие из принципов:

1) формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения;

2) развитие самостоятельности, инициативы;

3) стимулирование анализа, самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.

Принцип наглядности является ведущим фактором адекватного разучивания двигательных действий.

Виды наглядности: зрительная; звуковая; двигательная.

Требования, вытекающие из принципов: 1. взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности; 2. направленное воздействие на функции сенсорных систем, участвующих в управлении движением.

Принцип доступности и индивидуализации. Важность соблюдения принципа определяется тем, что неадекватная нагрузка является угрозой здоровью занимающегося.

Требования, вытекающие из принципов: 1) строгое определение меры доступного; 2) последовательное обеспечение методических условий доступности; 3) от освоенного к неосвоенному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному; 4) использование средств и методов с учетом индивидуальных различий и способностей детей.

II. Специфические принципы физического воспитания

Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Реализация принципа обеспечивает перманентную преемственность эффекта занятий, закрепление в памяти достигнутого уровня владения двигательными действиями.

Положения, доказывающие необходимость соблюдения принципа:

1. Физические упражнения оказывают позитивное влияние на организм при условиях их повторения.

2. Приспособительные изменения, вызываемые упражнениями, сохраняются только некоторое время (суперкомпенсация, кумуляция эффекта, запаздывающая трансформация тренировочного эффекта).

3. Физические упражнения приводят к утомлению, поэтому требуется целесообразное сочетание нагрузок и отдыха.

Отражая закономерности развертывания физического воспитания как целостного процесса, звенья которого должны быть связаны, принцип непрерывности обуславливает появление принципа системного чередования нагрузок и отдыха. Рациональное построение системы занятий физическими упражнениями должно гарантировать прогрессирующую интеграцию их эффектов и исключить превращение полезного кумулятивного эффекта нагрузок в переутомлении или перетренированность.

Принцип постепенности. Реализация принципа обеспечивает прогрессивное нарастание объема и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий предусматривает в ходе роста возможностей занимающихся: нарастание объема и интенсивности нагрузок, усложнение техники выполняемых упражнений, повышение требований к уровню развития волевых качеств.

Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок предусматривает:

1. Суммарную нагрузку, складывающуюся на протяжении серии занятий, регламентировать применительно к динамике тренированности.

2. Очередное увеличение суммарной нагрузки, задаваемой в сериях занятий, лишь после того, когда результаты адаптации к предыдущей нагрузке снижаются.

3. Временную стабилизацию или снижение суммарной нагрузки на фоне общей тенденции к ее нарастанию.

Принцип циклического построения системы занятий отражает структурную упорядоченность процесса и определяет повторяемость занятий и их серий.

Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания обязывает последовательно менять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший школьный возраст) [9,7]

6. Характеристика и реализация методов обучения в физическом воспитании. Характеристика общепедагогических методов, используемых в физическом воспитании. Характеристика специфических методов реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть фото реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть картинку реализация принципов обучения в физическом воспитании. Картинка про реализация принципов обучения в физическом воспитании. Фото реализация принципов обучения в физическом воспитании реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть фото реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть картинку реализация принципов обучения в физическом воспитании. Картинка про реализация принципов обучения в физическом воспитании. Фото реализация принципов обучения в физическом воспитанииобучения, применяемых в процессе физического воспитания и спортивной тренировки

Источник

Принципы обучения в физическом воспитании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Физическое воспитание – это одно из важнейших направлений обучения и воспитания детей, направленное на гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Реализация физического воспитания детей осуществляется на основании ряда педагогических принципов. Выделяют общие, методические (дидактические) и специфические принципы физического воспитания детей.

Принципы обучения в физическом воспитании – это базовые положения, которые регламентируют организацию и реализацию педагогического процесса, направленного на всестороннее физическое воспитание ребенка.

Понятие общих принципов

Общие принципы обучения в физическом воспитании отражают методику учебного процесса. К общим принципам относятсяследующие положения.

Всестороннее и гармоничное развитие личности. Данный принцип предполагает сочетание физического воспитания и обучения детей с задачами умственного, трудового и эстетического воспитания. То есть осуществление полноценного развития личности каждого ребенка в процессе физического воспитания.

Связь физического обучения и воспитания с жизненной практикой. Согласно данному принципу, физическое обучение и воспитание должно осуществлять подготовку детей к продуктивному труду, защите Родине, умению применять физические знания и навыки в повседневной жизни. Связь физического обучения с реальной жизнью – это не просто подготовка физически развитого члена общества, но и воспитание сильного и выносливого человека. В процессе физического воспитания педагог не просто развивает физические качества ребенка, но и формирует у него положительное отношение к занятиям физической культурой и спорту, тем самым вырабатывает потребность в ежедневных физических занятиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Оздоровительная направленность физического воспитания и обучения. Данный принцип подразумевает, что физическая нагрузка в процессе физического воспитания детей, устанавливается в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. То есть занятия физической культурой должны быть направлены на развитие ребенка и ни в коем случае не навредить ему.

Характеристика методических принципов

Методические принципы обучения в физическом воспитании – это педагогические условия, которые должны соблюдаться педагогом в процессе организации учебной деятельности.

Данные методы определяют методику обучения в физическом воспитании, а также направлены на оптимизацию и эффективность учебного процесса.

К методическим принципам относятся:

Особенности специфических принципов

Специфические принципы обучения в физическом воспитании выражают закономерности процесса физического воспитания ребенка.

К специфическим принципам относятся:

Таким образом, принципы обучения в физическом воспитании представлены системой принципов, которые находятся между собой во взаимосвязи. Педагог, при организации учебного процесса, направленного на физическое воспитание детей должен опираться на все принципы, так как только в этом случае можно достичь желаемого эффекта.

Источник

Доклад «Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть фото реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть картинку реализация принципов обучения в физическом воспитании. Картинка про реализация принципов обучения в физическом воспитании. Фото реализация принципов обучения в физическом воспитанииреализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть фото реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть картинку реализация принципов обучения в физическом воспитании. Картинка про реализация принципов обучения в физическом воспитании. Фото реализация принципов обучения в физическом воспитании реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть фото реализация принципов обучения в физическом воспитании. Смотреть картинку реализация принципов обучения в физическом воспитании. Картинка про реализация принципов обучения в физическом воспитании. Фото реализация принципов обучения в физическом воспитанииОсновные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов

Принцип сознательности и активности

Последовательная реализация в физическом воспитании этого принципа предполагает квалифицированное выполнение специалистом следующих требований. Формировать у воспитываемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятиях. Значение этого требования очевидно, однако выполнить его бывает не просто, особенно в физическом воспитании детей. Первоначальные мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны и нередко с педагогической точки зрения случайны или малосущественны (например, случайно возникшие подражательные мотивы, стремление выделиться внешними формами тела, узко понятые спортивные интересы). От специалиста физического воспитания требуется профессиональное умение доходчиво раскрывать перед воспитанниками подлинный смысл приобщения к физической культуре, ее роль и значение в достижении физического совершенства и полноценном развитии личности, формировать на этой основе осмысленные целевые установки и стремление реализовать их, несмотря на трудности. Никакие интересы, не опирающиеся на понимание существа дела, в том числе интерес, пробуждаемый лишь эмоциональной привлекательностью занятий или внесением в них развлекательных начал, не могут служить постоянным источником активности на пути к высокой, труднодостижимой цели. Без серьезного разъяснения сути и значимости этой цели нельзя довести до сознания воспитанников необходимость выполнения тех конкретных задач, из последовательной реализации которых должно складываться достижение цели. В контексте же понятой цели яснее становятся и частные детализирующие ее задачи. В свою очередь, осмысленное выполнение их способствует мобилизации на решение очередных задач. Обеспечивая осмысленное отношение занимающихся к каждой выдвигаемой задаче, специалист должен учитывать, конечно, их реальные возможности проникновения в суть дела, зависящие от уровня интеллектуального развития и подготовленности, соответственно дифференцировать степень углубленности своих разъяснений, придавать им нужную доходчивость. С какими бы сложностями ни приходилось справляться ему при этом, педагог не может позволить себе не учитывать интеллектуальных потенций воспитанников и рассматривать их лишь как исполнителей своих предначертаний, не требующих размышлений.

Стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений. То, насколько рациональными и эффективными окажутся двигательные действия, формируемые и воспроизводимые в процессе физического воспитания зависит, кроме прочего, от степени участия занимающихся, а анализе этих действий, оценке их качества, поиске путей устранения ошибок и совершенствования действий. Педагог должен не просто время от времени побуждать воспитанников к этому, а систематически вооружать их соответствующими знаниями, учить анализировать технику и эффект упражнений, воспитывать аналитические способности, последовательно ставить постепенно усложняемые задачи по самоконтролю. Всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности и творческих начал в поведении воспитанников. Хотя педагогу по праву принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе, было бы принципиально неверным видеть ее основную линию в противостоянии самонаправленной активности воспитанников. Уже на начальном этапе физического воспитания нужно поощрять попытки занимающихся самостоятельно решать доступные двигательные задачи, искать адекватные способы их решения. С каждым возрастным этапом самообразование и самовоспитание должны занимать все большее место.

Ясно, что инициативность и самостоятельность лишь тогда приобретают смысл, когда они сопряжены с целеустремленностью, а она во многом зависит от твердой убежденности в значимости того, на что направлена, причем значимости, признаваемой не только лично, но и общепризнанной. Явное возрастание в наше время социальной значимости физической культуры (хорошо заметное теперь уже не только в сфере спорта) облегчает понимание каждым важности приобщения к ней. Однако, это понимание далеко не всегда переходит в постоянную личную активность, направленную на практическое использование ее ценностей.

Комплексное использование многообразных форм наглядности вызывает, поддерживает и развивает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, способствует эффективному проявлению двигательных способностей.

Принципы доступности и индивидуализации.

Понятие от простого к сложному при сравнительной характеристике техники двигательных действий относится к их структуре. Например, элементарные гимнастические упражнения или элементы игровых действий проще в структурном отношении, чем гимнастические или (соответственно) игровые комбинации. Осваивать новые двигательные действия во многих случаях легче поэлементно (от частей к целому) или в порядке перехода от структурно менее сложных к более сложным. Но это не единственно верный путь. Как показывает опыт, нередко бывает целесообразнее следовать как бы противоположным путем (например, начинать разучивание акробатических или легкоатлетических прыжков сразу с целостных действий, имеющих вполне понятный смысл, и лишь потом приступать к избирательному совершенствованию деталей), если, конечно, это посильно для обучаемых и ведет в конечном счете к лучшим результатам с меньшими затратами времени. Выбор того или иного пути зависит как от возможностей занимающихся, так и от специфики изучаемых действий.

Оценивая степень доступности и трудности физических упражнений, важно, в частности, иметь в виду, что их координационная сложность и степень физических усилий, необходимых для их выполнения, далеко не всегда соразмерны (например, локальные силовые упражнения со штангой могут не быть сложными по координациии, но быть в то же время предельно трудными по степени мышечных усилий; наоборот, ряд координационно сложных гимнастических упражнений без снарядов не требует особенно больших мышечных усилий). В целом трудность физических упражнений требуется регулировать во всех отношениях, но это не значит, что следует стремиться к уравниванию всех параметров их трудности. Они неизбежно варьируют в процессе физического воспитания, причем реальная степень трудности различных упражнений во многом зависит от возрастных особенностей занимающихся, поскольку существует естественная (объективная) неравномерность и последовательность в возрастном развитии физических способностей. По ходу и в результате физического воспитания становятся посильны. Вполне разрешимы и в этом смысле доступны все более трудные двигательные задачи. Это обеспечивается не только отдельными методическими подходами, но и оптимальным построением системы занятий в целом, в том числе заблаговременной и непосредственной подготовкой к преодолению очередных трудностей.

Заблаговременная подготовка предполагает перспективное планирование и программирование процесса физического воспитания с таким расчетом, чтобы на каждом крупном его этапе обеспечивалось повышение уровня обшей физической подготовленности занимающихся и создавались другие предпосылки, необходимые для успешной реализации более сложных задач очередного этапа. Непосредственная подготовка включает систему специальных подготовительных, в частности подводящих, упражнений, К настоящему времени они довольно детально разработаны применительно к ряду частных разделов методики физического воспитания. Знание разнообразных подготовительных упражнений, умение применять и искусно конструировать их в соответствии с возникающими методическими потребностями в немалой мере характеризуют профессиональное мастерство педагога.

Под индивидуализацией здесь подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Функциональные возможности организма, а также его морфологические свойства у разных людей всегда различны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и уровню предварительной подготовленности, не найти и двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями. Отличительные особенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает гибко индивидуализировать процесс физического воспитания.

Обще подготовительное направление (общая физическая подготовка по программам общеобразовательной школы, вуза и т, д.) ориентировано на формирование у каждого занимающегося совокупности жизненно важных двигательных учений, навыков и связанных с ними знаний в обязательном для всех объеме, а также на достижение определенного, необходимого каждому, уровня всестороннего развития физических качеств. Основное содержание программы занятий в рамках данного направления определяется независимо от индивидуальных склонностей. Индивидуализация здесь осуществляется преимущественно путем варьирования методов н методических приемов, а также с помощью дополнительных средств, позволяющих каждому найти свой путь к выполнению общих программных требований. В отличие от этого, специализированное направление (в частности, спортивная специализация ориентировано на углубленное совершенствование в избранной деятельности. Здесь уже не только методы, но и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных склонностей, одаренности. Сочетание обоих направлений создает условия для всестороннего и в то же время глубоко индивидуализированного физического совершенствования. Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач, будь то задачи по формированию знаний, умений и навыков или по воспитанию физических и духовных качеств. Он выражается в дифференциации соответственно индивидуальным особенностям занимающихся учебных заданий и путей их выполнения, норм нагрузки и способов ее регулирования, форы занятий и приемов педагогического воздействия. Но индивидуальный подход в принципе нельзя противопоставлять общим линиям педагогического процесса. Подлинная индивидуализация педагогических воздействий возможна лишь на основе соблюдения общих закономерностей обучения и воспитания. Учитывать индивидуальные особенности не значит идти на поводу у них. Тщательно принимая их во внимание в процессе воспитания, надо не просто сообразовываться с некими «изначальными наметками природы», а направленно оптимизировать всестороннее развитие способностей индивида.

Принцип систематичности и непосредственно связанные с ним положения.

В качестве отправных установок, регламентирующих построение системы занятий учебно-воспитательного характера, в общей педагогике сформулированы принципы систематичности, последовательности, преемственности и аналогичные положения. Их справедливость в общей форме несомненна, хотя бы потому, что бессистемность, непоследовательность и вообще неупорядоченность явно противопоказаны в любом деле, особенно в таком сложном и высокоответственном, как воспитание. Ясно, однако, что они лишь тогда приобретают реально конструктивное значение, когда конкретно раскрывают закономерности построения системы занятий, организуемых в рамках целостного процесса воспитания и его различных слагаемых. В теории и методике физического воспитания к настоящему времени накоплен сравнительно богатый материал научно-практического характера, позволяющий реально представить ряд специфических закономерностей построения физического воспитания как системно упорядоченного процесса и выразить их в принципиальных положениях, характеризующих основные черты его структуры и логику развертывания во времени.

Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания

Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха

Итак, циклический характер процесса физического воспитания выражает ряд закономерностей последовательного развертывания его во времени, обязывающих структурно упорядочивать этот процесс в виде малых, средних и больших циклов. Вытекающий отсюда принцип цикличности подчеркивает это. Нацеливая на соответствующее его сути построение системы занятий. Кратко говоря, он указывает на необходимость строить систему занятий в процессе физического воспитания в рамках относительно завершенных циклов, в которых обеспечивались бы регулярная повторяемость определенных фаз, этапов, периодов этого процесса, а вместе с тем и последовательное изменение его содержания в соответствии с логикой построения его по фазам, этапам, периодам; так компоновать серии занятий, составляющих микроциклы, чтобы обеспечивалась прогрессивная кумуляция их эффекта и вместе с тем создавались бы благоприятные условия для полного развертывания восстановительных процессов, приводящих к устранению утомления после серийных нагрузок; упорядочивать общий ход процесса физического воспитания в средних и больших циклах в таком направлении, чтобы последовательность их стадий гарантировала тенденцию поступательного развития тренированности, общей и специальной физической подготовленности занимающихся, а вместе с тем предупреждала бы перерастание хронической суммации эффекта нагрузок в перетренированность или иные нарушения динамики адаптационных процессов.

Возрастная адекватность направлений физического воспитания

Список использованной литературы:

2. Основы теории и методики физической культуры: учебн. для техн. физ. культ. Под ред. А. А. Гужаловского.-М.: ФиС 1986г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *