расторжение концессионного соглашения судебная практика

Прекращение договора коммерческой концессии в одностороннем порядке

В одной из статей мы рассматривали ситуацию с односторонним расторжением лицензионного договора, в случае с договором коммерческой концессии возможность такого расторжения имеет свою специфику.

Способы прекращения договора коммерческой концессии тоже различны. Прежде всего они зависят от того, обозначен ли в договоре срок его действия. Если договор заключен без указания срока, то применяется общее правило, согласно которому любая сторона договора во всякое время вправе по своему усмотрению от него отказаться. Отказ от договора представляет собой одностороннюю сделку, следовательно, речь в данном случае идет не о соглашении сторон. Более того, законодатель не требует согласия другой стороны на расторжение договора. В то же время он указывает, что такой отказ будет правомерным действием, если сторона, отказывающаяся от договора, заранее уведомит контрагента о своем решении. Если в самом договоре не предусмотрен срок для такого уведомления, то действует правило, сформулированное в п. 1 ст. 1037 ГК РФ, устанавливающее 6-месячный срок. Этот срок необходим для предотвращения возможных убытков, связанных с расторжением договора. Условие договора о более коротком сроке, нежели 6 месяцев, является ничтожным. Исключение возможности одностороннего отказа любой из сторон от бессрочного договора также влечет ничтожность данного условия. Предоставление права на односторонний отказ обусловлено необходимостью обеспечения сторонам договора, действие которого не имеет определенных временных пределов, возможностей для его расторжения (помимо достижения ими соглашения) при утрате одной из сторон интереса к дальнейшему исполнению договора.
Расторжение договора должно быть оформлено письменно и зарегистрировано в Роспатенте.

При подаче документов на регистрацию расторжения сторона-инициатор прилагает доказательства письменного уведомления другой стороны. Если же прекращение обязательства требует дополнительного урегулирования отношений, связанных с распределением убытков, с договорами субконцессии, то сделать это целесообразнее посредством двустороннего соглашения. При отсутствии соглашения по данному вопросу урегулирование разногласий осуществляется в судебном порядке. В этом случае, соответствующие записи будут вноситься в реестр на основании вступившего в законную силу судебного решения.

П. 1. ст. 1037 ГК РФ предусматривает также механизм расторжения иной конструкции договора – с указанием срока. При этом сторона-инициатор досрочного прекращения выступает с предложением, а другая сторона вправе согласиться с предложением или отказаться от него. Если в первом случае, будет предполагать расторжение посредством соглашения сторон, то во втором разрешение конфликта возможно путем обращения в суд.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1037 ГК РФ каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного на определенный срок или без указания срока его действия, во всякое время вправе отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного.

Однако, если отступное не предусмотрено?

Некоторые нарушения договора пользователем позволяют правообладателю добиться прекращения договора коммерческой концессии отказом в одностороннем порядке без выплаты отступного (п. 1 прим. ст. 1037 ГК).

Это случаи, когда пользователь:

При этом важно знать, что отказ возможен, только при выполнении одновременно 2-х условий:

Разумным будет срок, который достаточен для устранения конкретных нарушений. Он может быть предложен правообладателем в уведомлении, в случае же спора окончательное решение о том, был ли срок разумным, принимает суд.

Независимо от причин, факт расторжения или прекращения договора требует регистрации в Роспатенте, в соответствии с п. 2 ст. 1028 ГК. В случае подачи расторжения во внесудебном порядке, подаются документы, подтверждающие уведомление другой стороны договора о расторжении. Если договор прекращается на основании решения суда, то регистрация осуществляется на основании такого судебного решения после его вступления в законную силу.

Гл. 54 ГК РФ имеет специальное основание прекращения договора коммерческой концессии, учитывающее особую природу указанного договора: прекращение принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новыми аналогичными правами. Если такое прекращение происходит по вине правообладателя, то он обязан по требованию пользователя возместить убытки, возникшие у него в соответствии с досрочным расторжением договора. При изменении коммерческого обозначения, товарного знака, пользователь вправе потребовать расторжения договора, а также взыскания убытков, причиненных досрочным расторжением, или соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения. При прекращении договора коммерческой концессии в отношении коммерческого обозначения, а также товарного знака, прекращается его действие в отношении других объектов исключительных прав (любых других объектов, предусмотренных в договоре), в том числе не подлежащих государственной регистрации, например секрета производства (ноу-хау). Автоматически договор коммерческой концессии не может быть трансформирован в лицензионный договор, поскольку, несмотря на то что он включает в себя элементы лицензионных договоров, наряду с этими элементами в договоре присутствуют и иные системообразующие признаки, в частности связанные с предпринимательским характером договора, неразрывно взаимосвязанные с исключительным правом на товарные знаки и утрачивающие свое значение при его прекращении. В случае прекращения прав на иные объекты, в том числе с заменой их аналогичными правами, пользователь вправе не продлевать договор на новых условиях (новый предмет договора), а потребовать расторжения договора и возмещения убытков либо в случае продления требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Условие о предоставлении пользователю права использовать в предпринимательской деятельности исключительное право на фирменное наименование или коммерческое обозначение правообладателя относится к существенным условиям договора коммерческой концессии. Прекращение принадлежащего правообладателя права означает, что с этого момента, в договоре коммерческой концессии отсутствует указанное существенное условие, без которого он не может признаваться действующим договором. Поэтому вполне логично, что в данном случае договор считается прекращенным.

Источник

Новости компании

Возмещение расходов концессионера при расторжении соглашения

расторжение концессионного соглашения судебная практика. Смотреть фото расторжение концессионного соглашения судебная практика. Смотреть картинку расторжение концессионного соглашения судебная практика. Картинка про расторжение концессионного соглашения судебная практика. Фото расторжение концессионного соглашения судебная практикаЭксперты P&P Unity проанализировали новое судебное дело, касающееся порядка возмещения расходов концессионера при досрочном расторжении концессионного соглашения.

Суть дела

Между администрацией города Кузнецка Пензенской области, муниципальным унитарным предприятием города Кузнецка «Водоканал» («Истец, Концедент»), ООО «УСП Компьюлинк» («Концессионер») и Пензенской областью заключено два концессионных соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры: централизованной системы водоснабжения и централизованной системы водоотведения города (далее – «Соглашения»). Концессионер нарушил ряд существенных условий Соглашений, в частности, не предоставил банковскую гарантию, не подготовил проектную документацию на часть объектов, не осуществлял водоснабжение в городе, нарушил сроки создания и ввода в эксплуатацию объектов водоотведения.

Администрация города Кузнецка обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Концессионеру о расторжении Соглашений без возмещения Концессионеру затрат на создание объектов Соглашений.

Требование о расторжении Соглашений

Истец требовал расторжения обеих концессий, ссылаясь на положения Соглашений, по которым в случае существенного нарушения одной из сторон условий Соглашений, они могут быть расторгнуты досрочно на основании решения суда по требованию другой Стороны.

Концессионер нарушения не оспаривал. Сторонами был соблюден досудебный порядок разрешения спора, Концессионер получал претензии, но нарушения не устранил.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций признали требование Концедента о расторжении Соглашений обоснованным и законным.

Требование об определении последствий расторжения Соглашений

Истец требовал признать законным невозмещение затрат Концессионера на создание объектов Соглашений, приводя следующие аргументы:

Суды всех трех инстанций пришли к выводу, что аргументация Истца основана на неверном применении норм права и, соответственно, его требование не может быть удовлетворено.

Во-первых, суды указали, что основанием расторжения Соглашений является именно их существенное нарушение со стороны Концессионера, а не существенно изменившиеся обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении Соглашений. Во-вторых, в судебных решениях подчеркнуто, что нормы Гражданского кодекса РФ в части последствий расторжения договоров применяются в той мере, в какой они не противоречат специальным нормам, то есть, в данном случае, концессионному законодательству.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что в случае досрочного расторжения соглашения, деятельность по которому осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), концессионер вправе требовать возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Возмещение осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с тарифным регулированием и не возмещенных ему на момент расторжения (ч. 5 ст. Федерального закона № 115-ФЗ).

Более того, условиями Соглашений предусмотрено возмещение расходов Концессионера Концедентом в объеме, в котором указанные средства не возмещены на момент расторжения за счет выручки от регулируемой деятельности. Порядок такого возмещения определен в приложении к Соглашениям. Ссылка Концедента на положения Соглашений, которыми установлена возможность невозмещения расходов Концессионера, если расторжение произошло в силу невыполнения им существенных условий Соглашений, судами всех инстанций оставлена без внимания. Оценка правомерности подобного условия отсутствует.

Таким образом, суды пришли к выводу, что последствия расторжения Соглашений уже определены как в законе, так и в самих Соглашениях. Основания для определения таких последствий иным образом по усмотрению суда отсутствуют. При этом мотивировочная часть всех судебных решений содержит упоминание об убытках по ст. 453 Гражданского кодекса РФ, которые пострадавшая сторона вправе требовать в ситуации расторжения договора в связи с его существенным нарушением другой стороной. Но исковые заявления Концедента требований о возмещении убытков не содержали.

Обзор судебного дела показал, что суды трех инстанций единообразно истолковали норму концессионного законодательства о возмещении расходов концессионера при досрочном расторжении соглашения. Вне зависимости от оснований расторжения соглашения, концессионер вправе требовать возмещения фактически понесенных на момент расторжения расходов на создание/реконструкцию объекта соглашения.

Источник

Расторжение концессионного соглашения судебная практика

Статья 15. Расторжение концессионного соглашения на основании решения суда

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 15

1. Концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.

1.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной концессионного соглашения своего обязательства по концессионному соглашению другая сторона концессионного соглашения направляет ей предупреждение в письменной форме о необходимости исполнения такого обязательства в разумный срок. Требование об изменении или о досрочном расторжении концессионного соглашения может быть заявлено в суд другой стороной концессионного соглашения только в случае, если в указанный срок такое обязательство не было исполнено надлежащим образом.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

2. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.

2.1. Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом являются:

1) невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;

2) передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), в случае, если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта концессионного соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;

3) невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по его расходам на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения или выплате платы концедента по концессионному соглашению.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 25.04.2012 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

3. Концессионным соглашением помимо указанных в частях 2 и 2.1 настоящей статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концедента или концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. В случае если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), возмещение расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения осуществляется исходя из размера расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и не возмещенных ему на момент расторжения концессионного соглашения. Порядок и срок осуществления указанного возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения.

(часть 5 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

Источник

Расторжение концессионного соглашения судебная практика

Статья 13. Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 13

1. Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

2. Концессионные соглашения заключаются в соответствии с примерными соглашениями, предусмотренными частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, должны включать в себя существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, и могут включать в себя не урегулированные этими примерными соглашениями и не противоречащие законодательству Российской Федерации и конкурсной документации условия.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2008 N 108-ФЗ, от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 25.04.2012 N 38-ФЗ, от 03.07.2016 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае если концессионное соглашение исполняется в рамках инвестиционного проекта, включенного в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, концедентом в этом концессионном соглашении является Российская Федерация или субъект Российской Федерации и этим концессионным соглашением установлены обязательства концессионера по подготовке проектной документации объекта концессионного соглашения, условия концессионного соглашения, определенные на основании конкурсного предложения и устанавливающие объем инвестиций и технические характеристики объекта концессионного соглашения, по соглашению сторон концессионного соглашения могут быть изменены для применения более эффективных технологических решений при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации объекта концессионного соглашения и при одновременном соблюдении следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) расходы концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, размер платы концедента по концессионному соглашению могут быть снижены в случае снижения сметной стоимости объекта концессионного соглашения по предложению лица, с которым принято решение заключить концессионное соглашение;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 25.04.2012 N 38-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) требования к качеству и потребительским свойствам объекта концессионного соглашения не подлежат изменению;

3) иные условия концессионного соглашения, определенные на основании конкурсного предложения, не подлежат изменению.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 02.07.2010 N 152-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Концедент обязан рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

3.5. Решение об изменении существенных условий концессионного соглашения принимается концедентом в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) или местной администрации муниципального образования (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование).

(часть 3.5 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

3.6. Решение об изменении концессионного соглашения, приводящее к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом концедент в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера обязан уведомить концессионера о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) либо представить концессионеру мотивированный отказ.

(часть 3.6 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

3.7. В случае, если в течение тридцати календарных дней после поступления требований концессионера концедент не принял решение об изменении существенных условий концессионного соглашения, не уведомил концессионера о начале рассмотрения вопроса в рамках подготовки проекта закона (решения) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) или не предоставил концессионеру мотивированный отказ, концессионер вправе приостановить исполнение концессионного соглашения до принятия концедентом решения об изменении существенных условий концессионного соглашения либо предоставления мотивированного отказа.

(часть 3.7 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

3.8. Изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

(часть 3.8 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

3.9. Правительство Российской Федерации определяет основания, по которым могут быть изменены существенные условия концессионного соглашения, а также порядок согласования антимонопольным органом таких изменений.

(часть 3.9 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 265-ФЗ)

4. Концессионное соглашение по требованию стороны концессионного соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

5. Концессионное соглашение прекращается:

1) по истечении срока действия концессионного соглашения;

2) по соглашению сторон;

3) в случае досрочного расторжения концессионного соглашения на основании решения суда;

4) в предусмотренном концессионным соглашением случае его досрочное расторжение на основании решения Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), если неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером обязательств по концессионному соглашению повлекло за собой причинение вреда жизни или здоровью людей либо имеется угроза причинения такого вреда.

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.04.2012 N 38-ФЗ)

6. В случае, если объектами концессионных соглашений являются здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, объекты производственной и инженерной инфраструктур таких зданий, строений и сооружений, концессионные соглашения досрочно прекращаются Министерством обороны Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионерами обязательств по таким концессионным соглашениям.

(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 460-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *