рассказ о романских и готических соборах история

Составьте краткий рассказ о романских и готических соборах.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (т. н. «пламенеющую») готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV–XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (т. н. «пламенеющую») готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV–XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (т. н. «пламенеющую») готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV–XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Расцвет романского стиля, который приходится на XII в., одновременно послужил толчком для возникновения другого стиля с иными характерными эстетическими идеалами и принципами сложения форм. В истории искусств принято выделять раннюю, зрелую (высокую) и позднюю (т. н. «пламенеющую») готику. Высокая готика достигла своих вершин в XIII в., поздняя – в XIV–XV вв. Готическое искусство, развиваясь в странах, где господствовала христианская церковь, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для него характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи.

Источник

Готические соборы средневековья: 6 шедевров Европы, которые нужно знать

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.

Страсбургский собор (Франция)

Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.

Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.

Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах историяСтрасбургский Нотр-Дам

Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.

Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.

Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.

В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».

Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.

Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.

Шартрский собор (Франция)

Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах историяСобор Богоматери Шартрской

Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения

не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.

все в замечательном состоянии.

Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.

Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.

Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.

Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:

Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.

Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.

Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.

Кёльнский собор (Германия)

В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.

Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?

В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.

Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.

Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.

Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)

Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.

Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после

Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.

Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.

Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.

В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.

Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах историяСобор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья

Готические соборы средневековья возводились в основном в период с конца XII по начало XVI века. Шестёрку самых известных «долгостроев» мы назвали в этой статье.

А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.

Если вспомнить неоготику, то можно назвать «свежий» долгострой — не законченная церковь Саграда ла Фамилия (арх. Антонио Гауди). С начала строительства прошло более 120 лет.

Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Источник

Средневековье: Романика и Готика

История искусств #7

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Романика

Романское искусство, романский стиль или романика- это первый из крупных исторических стилей появившийся после падения Римской империи и завершения великого переселения народов.

Он обозначал основные этапы развития художественной культуры Европы, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII — XIII века, и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.

Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.

Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства.

Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы.

Но в отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой.

Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.

Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.

Основные черты романского стиля:

Архитектура Романики

Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи.

Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор, корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная — ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная — олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная — посвящалась Новому Завету.

В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Композицию в средневековье понимали буквально- как складывание нового из готовых форм.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов, как из кубиков.

Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость.

В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Они были символом власти феодала над окрестными землями.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

В основном обстановку комнат составляли скамьи, кресла, широкие кровати с навесом над изголовьем, сундуки, столы, иногда украшенные резьбой или раскрашенные.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс. Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.

Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Скульптура

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях.

Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений.

Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда.

Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.

С распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, где главными действующими лицами становятся крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории.

Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами.

Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой.

Романская скульптура открыла новые стороны действительности — образы чудовищного и безобразного.

Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960–65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Живопись

Сохранившаяся до наших дней романская стенная живопись относится к периоду, который начинается приблизительно в последней четверти XI в. и кончается, в зависимости от районов, между 1150 и 1250 гг.

Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины и миниатюра.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона.

Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи — полосатые фоны.

Большая часть сохранившихся монументальных росписей — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии.

Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора, где доминирует повествовательное начало, была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека как выражения дьявольского зла, незыблемости мирового порядка, установленного Богом, который вершит Страшный суд в конце времен.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

В технике росписей, в трактовке объёмов, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский канон, сильно, однако, искажённый местными влияниями.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Создаётся впечатление, что художникам X-XII веков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, а выразительность, экспрессия поз и жестов.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Готика

Готика— период в развитии средневекового искусства, пришедший на смену романскому стилю. Зародился в середине XII века на севере Франции, а в XIII веке он распространился на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин « неоготика ».

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.

Периодизация эпохи готики:

Название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение “вечного города” Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории.

Термин “готика” появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.

Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками.

“Готическим” первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.

Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный “возрожденческий” характер.

О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. Ладовскии:

Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше.

Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка.

рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть фото рассказ о романских и готических соборах история. Смотреть картинку рассказ о романских и готических соборах история. Картинка про рассказ о романских и готических соборах история. Фото рассказ о романских и готических соборах история

Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.

Основные черты готики:

Готическая культура

Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.

Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.

По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.

С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.

В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.

В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.

Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.

В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.

Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.

Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.

Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.

Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.

Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.

“Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения” — так пишет Фома Аквинский в “Сумме теологии”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *