распятие в храме для чего
Что такое распятие?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
За две тысячи лет слово «распятие» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих. Что же такое распятие?
Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди.
Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть.
Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.
Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей.
Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву — страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того: чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход — надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания.
У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна — это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя.
Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.
Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался.
Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник — иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом.
Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…
То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше…
Печатается по книге: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие. М., «Благовест», 1997.
(см.: Мф 27, 31–54; Мк 15, 20–39; Лк 23, 26-49; Ин 19, 16-30)
Сразу после этого воины повели Господа за городские ворота. Казнь должна была пройти на Голгофе, пустынном круглом холме, по форме и получившем свое название (слово голгофа по-еврейски значит череп, голова); обычно это название переводится как лобное место. По другой версии гора получила свое название из-за черепов казненных, остававшихся на горе без погребения. Обычно сами ведомые на распятие несли орудия казни. Нес Крест и Господь Иисус Христос. Однако, поскольку Спаситель лишился сил из-за побоев, воины, как только вышли за город, заставили одного селянина, возвращавшегося с поля, по имени Симон, нести Крест Христов.
На месте казни Иисусу Христу дали одурманивающую смесь вина со смирной, но Господь от напитка отказался. Когда Господа пригвождали ко Кресту, Он молился за распинающих Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вместе со Христом распяли двух разбойников: одного — по правую, а другого — по левую сторону от Него. Четыре воина, совершающих казнь, поделили между собой одежды Господа. Хитон (сорочка) Иисуса был не сшитый, а целиком тканый. Воины бросили жребий, кому он достанется. Над головой у Распятого, где обычно писалась вина казнимого, Пилат приказал прибить табличку с надписью на трех языках — еврейском, греческом и по-латыни: Сей есть Царь Иудейский.
Один из распятых разбойников обратился к своему товарищу, продолжавшему проклинать Иисуса Христа: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. Быть может, сердце разбойника тронула кротость Иисуса и Его забота о Матери. Повернувшись к Нему, разбойник сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И Господь ответил: ныне же будешь со Мною в раю.
Внезапно в шестой час по еврейскому исчислению времени (по-нашему — в полдень) тьма окутала землю. Около девятого часа (то есть третьего часа пополудни) Иисус возопил громким голосом: Или́, Или́! ламá савахфани́? — что в переводе с арамейского значит: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Эту молитву Господь возносит от лица всех людей, как поясняет святитель Афанасий Великий: «Это говорит Спаситель от лица человечества и, чтобы положить конец проклятью и обратить Отчее лицо к нам, просит Отца призреть, к Себе приложив нашу нужду». Кроме того, этими словами начинается пророческий 21-й псалом царя Давида, в котором точно описано, как Господа отвергнет народ, как над Ним будут смеяться видевшие Его страдания, как, бросая жребий, поделят Его одежды, какие мучения Он будет претерпевать. Зная, что уже все совершилось, Господь скажет: Жажду! Тогда один из присутствующих побежит, пропитает губку уксусом и, наложив на трость, даст Ему.
Когда же Господь вкусил уксуса, Он сказал: Совершилось! — и, вознеся молитву Своему Небесному Отцу: Отче! в руки Твои предаю дух Мой, преклонив главу предал дух. И вот завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое, сверху донизу. Земля сотряслась, камни треснули, гробы отверзлись, многие усопшие святые воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, войдя в Иерусалим, явились тогда многим. Сотник, руководивший казнью, а также те, кто с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились и говорили: Воистину Он был Сын Божий.
Распятие. Образ смерти или образ торжества над смертью
О некоторых различиях католической и православной иконографии Распятия
Удивительно, но первое известное нам изображение распятия является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Αλεξαμενος ςεβετε θεον» (Алексамен поклоняется своему Богу). Очевидно таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует поклонение распятому Богу.
Прямых же христианских образов распятия Господня, мы долгое время не встречаем. Это неудивительно по целому ряду причин. Вплоть до Миланского эдикта — практически каждое поколение христиан переживало гонение, а то и не одну волну. Христианские изображения уничтожались вместе с их владельцами. Собственно, те изображения, что использовали первые христиане, носили, в основном, подчеркнуто символический характер. Потому и икона, прямое моленное изображение, получает распространение много позже первых веков христианской эры.
Первые распятия
Долгое время христиане изображали не само распятие, а просто различные варианты креста. Первые же образы собственно распятия относятся к IV веку. Таким является, например, рельеф, вырезанный на дверях базилики св. Сабины в Риме.
Изображение довольно схематично, это скорее не изображение события, но — знак, напоминание. Похожие образы распятия присутствуют и в сохранившейся мелкой пластике, в частности — на геммах того же периода.
Символические распятия
Для того же периода характерны «символические» распятия, представляющие более раннюю традицию. Например, изображение креста, в центре которого размещается медальон с образом Христа, или символическое изображение Агнца.
Христос торжествующий
Примеры подобных образов мы видим в книжной миниатюре (например — в иллюстрациях евангелий Раввулы и Россано VI века), а также в росписи алтаря римского храма Санта Мария Антиква.
Каноническая иконография
Со временем, как это обычно и происходит, иконография обрастает определенными подробностями. В основном, они заимствованы из Евангелия. Главную тенденцию можно обозначить как стремление к большему историзму (в евангельском смысле). Христос теперь обнажен (хотя присутствует непременная набедренная повязка, из соображений соблюдения приличия). Раны источают кровь, а из раны на груди подчеркнуто изливаются кровь и вода (Ин. 19:34), тут стремление точно передать евангельское событие может даже показаться излишне нарочитым. Кровь Спасителя стекает к подножию креста, под которым мы видим череп праотца Адама. Это не только дань преданию, согласно которому Адам был погребен в районе Голгофы, это символ того, что кровью Христовой омыт первородный грех прародителей. Над крестом присутствует табличка, табличка, которая в разных иконах в той или иной мере передает суть надписания, упомянутого в Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский»(Ин. 19:19), но порой, перекликаясь с предыдущей версией иконографии, она просто гласит: «Царь Славы».
В отличие от первоначального варианта иконографии, здесь Христос мертв, Его глаза закрыты. Эта деталь также не случайно внесена в образ – зритель должен осознавать, что Спаситель действительно умер за наши грехи, а значит и действительно воскрес. Однако, и в данном случае мы видим спокойствие лика, отсутствие ужаса смерти. Лик спокоен, тело не сведено судорогой. Господь мертв, но Он все равно торжествует над смертью. Этот тип сохранился в искусстве Византии и стран византийского культурного ареала. Он закрепился в православной иконографии в качестве канона.
В то же время, в западной церкви после отпадения Рима, образ распятия Господня стал меняться и это касается, как внешних деталей, так и внутреннего смысла.
Три гвоздя
Примерно с XIII века на Западе распятого Христа начинают изображать пригвожденного не четырьмя гвоздями, как изображалось традиционно и на Западе, и на Востоке до этого времени, а тремя – ноги Спасителя перекрещены и прибиты одним гвоздем. Считается, что впервые такие изображения появились во Франции, причем католический мир не сразу принял такое изображение, против него выступал даже сам папа Иннокентий III. Но со временем (возможно, под влиянием пап французского происхождения), эта иконографическая особенность закрепилась в римской церкви.
Терновый венец
Начиная с того же XIII века Христа на кресте все чаще изображают в терновом венце, Евангелие на сей счет молчит, а для традиционной иконографии, это редкая деталь. Катализатором таких изображений снова стала Франция: именно в этот период король Людовик IX Святой приобрел терновый венец Спасителя (этот государь всю свою жизнь собирал реликвии, вывезенные крестоносцами из разгромленного ими Константинополя). Видимо, появление столь почитаемой святыни при французском дворе имело широкий резонанс до такой степени, что перекочевало и в иконографию.
Мистицизм и визионерство
Но это все мелкие, «косметические» детали. Чем дальше католический мир расходился с православным, тем больше менялась символика образа распятия Христа. Не обошлось и без восторженного мистического визионерства, столь некритично принимаемого католическим миром (православная аскетика довольно сдержанно и осторожно относится к различным «видениям»). Вот, например, фрагмент видения известной западной визионерки Бригитты Шведской: «…когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты… Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты…»
Это практически точное описание одной из ключевых последующих западных иконографических традиций – концентрация на страданиях Христа, фиксация ужаса смерти, натуралистические ужасные подробности казни. В качестве примера можно привести работы немецкого мастера Матиаса Грюневальда (1470 или 1475—1528).
В отличие от православной иконы распятия Господня, здесь мы видим не образ Христа, который «во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный» (тропарь праздника Пасхи). Здесь — образ мертвого тела. Здесь не смиренная молитва в ожидании Воскресения, а нездоровая медитация на кровь и раны. И именно этот момент, а не количество гвоздей, наличие или отсутствие тернового венца, язык надписания таблички и т.д., отличает католическое видение страстей Христовых от православного.
В чем помогает икона «Распятие Иисуса Христа». Как правильно молиться?
Когда-то обучаться письму могли немногие. Мало у кого был шанс получить образование. Поэтому для распространения религиозных идей, активно использовались образы. Поэтому икона с изображенным Иисусом Христом на распятии называли Евангелием или Евангелием для неграмотных.
Образ сочетал в себе все необходимые символы веры. Так простые люди могли посмотреть на него, поразмышлять, сделать собственные выводы, а верующие открыть для себя нечто новое, некогда скрытое за пеленой незнания и неправильного толкования смысла.
О чем молиться
Жизнь всегда полна испытаний, которые посылает Господь в надежде проверить нас, сделать сильнее. Икона «Распятие Христа» преследует одну единственную цель – укрепить веру молящегося и наставить его на путь истинный.
Образ распятого Христа – это символ очищения рода человеческого. Господь, принявший кровь и плоть людскую, прожил жизнь, как человек, который забрал наши грехи с собой. Молитва, читаемая подле этой иконы, очищает сердце, проясняет разум. Если вас беспокоит что-то, чувство беспокойства тяготит вашу душу – помолитесь иконе «Распятие Христа» и покой вернется в вашу жизнь.
Кроме того, обращайтесь за помощью к Богу в следующих случаях:
История иконы
В Евангелии есть распространенный сюжет. С ним знаком каждый, даже те, кто далек от христианства. Это сюжет о смерти и воскресении Спасителя.
Напомним, что те времена были суровыми. Преступников судили по всей строгости. И это не пустые слова. Если задуматься, то крест не имел еще того живительного символизма, которым он обладает сегодня. Ранее, это было обычное устройство для казни особо страшных преступников. Иисус Христос оклеветанный завистниками, стал жертвой подобной казни.
Распятие Христа распространенный сюжет. К нему обращались не только иконописцы, но и художники. «Страсти Христовы» могут быть прослежены в работах Виктора Васнецова, Василия Верещагина, Эль Греко, Франсиско Го. И, тем не менее, живопись не способна в полной мере воплотить замысел иконы. Образ должен нести свет, привлекать на свою сторону заблудших и дарить откровение каждому желающему.
Сюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Начнем с описания фона. Выполнен он в затемненных тонах, чему соответствует один из ключевых сюжетов христианства – люди распяли Бога. Согласно свидетельствам, в момент распятия свет действительно померк. Этот момент связывают со знамением, что род людской не имеет такой власти над Сыном Божьим.
Однако, в некоторых вариациях, можно увидеть не темный, а золотистый фон. Это связано с тем, что событие, каким бы печальным оно не было, но также является радостным. Христос совершил искупительный подвиг за весь род человеческий, он очистил всех от первородного греха.
Все фигуры, изображенные на иконе, каноничны. Без них рушится вся композиция. Стоит отметить центральных персонажей:
Не зря было сказано, что ранее, до того, как письмо стало распространенной роскошью для всех, передача религиозных идей осуществлялось посредством иконы и соответствующих образов. «Распятие Христа» можно назвать не просто иконой, а целой книгой, в которой заключен ключевой момент всей веры.
План Господа соответствовал последующим событиям. Христос должен был умереть, чтобы возродиться и даровать всем жизнь после смерти в Раю. Радость этого момента неописуема.
Что нужно знать про икону
В церкви служение по иконе «Распятие Христа» считается одним из важных таинств в христианстве. Проводятся они в строго определенные дни. Например, 14 августа, когда начинается Успенский пост, начинается богослужение по иконе. Продолжается оно и на Преображение Господне, которое приходится на 19 августа. В день памяти перенесения Нерукотворного Образа Христа в Константинополь 29 августа завершается служба по рассматриваемой молитве.
Содержание иконы
В IX-X веках иконы исполнялись таким образом, чтобы дать человеку пищу для размышления. Умышленно использовалось затемнение фона и выделение важных деталей. Образ должен был быть четким, как будто настоящим. Цель иконописцев состояла в обеспечение верующего эффектом присутствия. Через темный фон, но лучезарное изображение Христа, делалась попытка выделить Сына Божьего из иконы. И в большинстве работ цель была достигнута.
В иконах подобного рода огромную роль играет золотой цвет. Иконописцы не зря отводят ему отдельное место в своих работах. По канону, считается, что золото – это символ Божьего Царства, символ власти. Поэтому Христос, изображенный, как мученик, таковым не является. И властью своей он бессмертен.
В верхней части нередко изображают ангелов. На некоторых иконах присутствует такой элемент, как потрескавшаяся земля. Такой элемент связан еще с одним библейским событием, когда в момент распятия Христа, произошло землетрясение.
Описание иконы
В зависимости от того, к какой школе иконописи принадлежит икона, могут различаться ключевые моменты. Например, один и тот же сюжет распятия Сына Божьего может быть отражен по-разному в шедеврах православного и католического толка.
В католической традиции, Иисус имеет скрещенные ноги, пробитые одним гвоздем. В православии совсем иначе. Там Христос распят посредством четырех гвоздей. Ладони же, по православной традиции, обязательно должны быть открытыми.
Молитвы перед иконой
Православный человек должен понимать, что иконы обладают чудодейственной силой, если прочитаны с верой, любовью и надеждой. Подобное облагораживает душу верующего, и он обязательно получает поддержку высших сил.
Читать молитву святому образу «Распятие Христа» можно как в церкви, так и дома. Когда чтение осуществляется в храме, человек должен открыть свое сердце и ничего не утаивать от Всевышнего, ведь он все видит. Подобное чтение, по мнению прихожан, имеет чудесную силу приближения души к Богу.
Но бывают ситуации, когда посетить церковь не получается. Время, дела не отпускают. В этом случае, молитву можно читать келейно (дома). Для этого необходимо приобрести свечи и иметь под рукой образ «Распятие Христа». Даже маленький образ, поможет вам в сложной ситуации. Свечи создают необходимое настроение. Поделитесь с Всевышним всем, что вас беспокоит. Попросите у него защиты, поддержки, будьте честны с ним.
Помочь в этом смогут молитвы:
Молитва к Господу Иисусу распятому
Молитва Кресту Господню
Тропарь Господу Иисусу Христу распятому
Величание Господу Иисусу Христу распятому
Молитва образу «Распятие Христа» – неотъемлемая часть жизни любого верующего.
Что стало с Крестом, на котором был распят Иисус Христос?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
27 сентября Русская Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Этот праздник связан с именем святой царицы Елены, матери императора Константина Великого, которая в 326 году отправилась из Рима в Иерусалим на поиски Креста, послужившего орудием казни Иисуса Христа. Крест был найден и стал с тех пор величайшей святыней христианского мира. Почему же вплоть до IV века никто не пытался найти Крест? Что приключилось с ним после того, как его обнаружили? Где сегодня можно увидеть частицы Креста, и есть ли они в России?
Если все частицы Креста Господня собрать вместе, то получится Ноев ковчег, иронически писал Жан Кальвин, религиозный деятель XVI века и основатель одной из самых влиятельных ветвей протестантизма, в своем «Трактате о реликвиях». Со временем эта фраза приобрела популярность в антицерковных кругах и превратилась в расхожее мнение.
Между тем Кальвин не проводил специальных исследований, сколько частиц Креста было рассеяно тогда по миру. Под пером реформатора это высказывание носило исключительно полемический характер. Среди средневековых реликвий были те, подлинность которых вызывала сомнения. Это обстоятельство с самого начала стало одной из главных мишеней для критики Католической Церкви в протестантской среде. Использовал его и Кальвин в споре со своими оппонентами.
Много позже французский архитектор XIX века Шарль Ро де Флери (1801–1875), автор ряда книг на археологические и религиозные темы, специально занялся вопросом подлинности частиц Креста Господня. Его выводы, изложенные в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» опровергают утверждение Кальвина. По оценкам исследователя, вес и объем всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет едва ли треть от общего объема орудия казни, на котором был распят Иисус Христос. С ним солидарен и ряд других исследователей, полагающих, что суммарный вес сохранившихся частиц Креста не превышает двух килограммов.
Какова же история Креста Господня и где сегодня находятся его части?
После распятия Спасителя Крест был утерян. В первые годы, даже десятилетия после смерти и воскресения Иисуса никому не приходило в голову поклоняться орудию казни. Слишком страшным был сам этот образ. Казнь через распятие уже давно не практикуется, и крест воспринимается нами как исключительно религиозный символ. Чтобы понять мироощущение современников Христа, на секунду представим на месте креста виселицу, топор, револьвер или электрический стул. Насколько странным выглядело бы в наших глазах религиозное почитание этих жутких предметов, настолько же пугающим могло казаться поклонение реальному кресту в римской культуре.
Среди ранних христиан крест был почитаем, но скорее как символ спасения человечества Иисусом Христом. Это почитание было не столько внешне-объектным, сколько умозрительным. Крест воспринимался как синоним распятия и смерти Иисуса Христа, примирения человека с Богом, знамение победы Христа над диаволом и смертью.
У нас есть ранние аллегорические изображения креста, свидетельства, что уже в первые века христиане начинают осенять лоб крестным знамением. Однако о том, чтобы отыскать подлинный Крест, послуживший делу спасения, в то время никто не думал. Это было, впрочем, и практически невозможно. В 70 году Иерусалим был осажден римлянами и полностью разрушен. А некоторое время спустя, при императоре Адриане (117–138) на месте Голгофы построили языческий храм богини Венеры.
Почитание Креста как святыни, обладающей особой благодатной силой, складывается к IV веку. Широкому распространению крестовых изображений послужило явление Креста Господня равноапостольному императору Константину, описанное в его житии. В 312 году накануне сражения с узурпатором Максенцием император увидел в небе крест и надпись «Hoc vince» («сим победишь»). По преданию, Константин после этого повелел изобразить крест на доспехах воинов и знаменах. Хотя этот факт и оспаривается рядом церковных археологов, полагающих, что основой для этого рассказа послужили крестовидные остовы воинских штандартов в армии Константина, у нас имеются неоспоримые свидетельства о почитании креста Константином. Сохранились изображения лабарума — императорской хоругви Константина, который имел на конце древка навершие в виде христограммы: косого андреевского креста с вертикальной чертой посередине в виде буквы Р. Известно, что он был изготовлен после блистательной победы Константина над Максенцием и вскоре стал знаменем Восточной Римской империи.
Принятый в 313 году Миланский эдикт окончательно вывел христианство из подполья. Из преследуемого вероучения оно стало религией императорского дома. Константин и его мать — равноапостольная царица Елена прилагали немалые усилия для распространения евангельской проповеди на территории империи. По просьбе своего сына Елена в 326 году (по другим данным в 320 году) отправилась в Палестину на поиски креста Господня.
Благодаря подсказке местного жителя была найдена Голгофа, место распятия, которое находилось на тот момент в полном запустении. В ходе проведенных раскопок участники экспедиции обнаружили там три креста и лежащую отдельно дощечку с надписью на трех языках «Иисус Назарянин, царь иудейский». Чтобы идентифицировать нужный крест, все находки по очереди приложили по одной версии — к тяжелобольной женщине, по другой — к мертвецу, которого проносили мимо. После того как после прикосновения к подлинной святыне женщина исцелилась (или мертвец ожил), императрица Елена вместе с находившимся там же Константинопольским Патриархом Макарием подняли (в церковнославянском варианте — воздвигли) Крест, чтобы его было видно всем собравшимся. В честь этого события был установлен праздник Воздвижения Креста Господня.
После обретения Креста Елена оставила одну его часть в Иерусалиме, а вторую увезла с собой в Рим, по дороге, как отмечают хронисты, отделяя из нее частицы для основанных ею же по пути следования храмов и монастырей. Эта вторая часть была разделена затем на два фрагмента. Один остался в Риме, а другой был перенесен в новую столицу — Константинополь.
О том, какого размера были эти части изначально, судить сложно. Ряд исследователей со ссылкой на свидетельство монахини Эгерии, оставившей описание своего посещения Иерусалима в 380-х годах, считает, что бóльшую часть Елена увезла с собой, а в Палестине остался лишь небольшой фрагмент, умещавшийся в скромных размеров ковчег. «Во время службы на Голгофе перед епископом ставят стол и затем вносят серебряную шкатулку с древом священного Креста, — писала Эгерия. — Его вынимают, епископ крепко держит святыню в руках и дает всем людям приложиться к ней. Рядом стоят диаконы — я не знаю, для чего именно, но, говорят, были случаи, когда святое древо пытались украсть, выхватив или даже откусив от него часть».
В течение последующих веков эти части подвергались все новым дроблениям. От них отделялись частицы, которые затем передавались в качестве дара или благословения не только в храмы, но и частным лицам — правителям христианских государств, церковным иерархам, знатным вельможам. Уже в IVвеке святитель Кирилл Иерусалимский писал, что частицы Честного Древа распространились по всему христианскому миру. О том, что частицы Креста Господня можно встретить не только в храмах и монастырях, но и в домах некоторых христиан, свидетельствовали святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст. Очевидно, речь шла об очень мелких фрагментах и щепочках, которые вкладывались в специальные реликварии — изготовленные из дерева или металла кресты и мощевики. Крупные части хранились по-прежнему в Иерусалиме, Риме и Константинополе.
Иерусалимская часть в течение веков несколько раз переходила из рук в руки. В 614 году святыню забрал персидский царь Хосров после того, как он опустошил Иерусалим. Только через 14 лет византийцам удалось разбить персов и вернуть святыню на прежнее место. Прошло еще немого времени, и в 638 году Иерусалим подвергся нападению арабов. Храм Гроба Господня, где хранился Крест, был сожжен, но сам Крест удалось спасти. В последующие столетия из-за постоянных набегов иноверцев — главным образом, мусульман — иерусалимская часть, по общему согласию христиан, была разделена на мелкие части, разосланные затем в разные места Европы.
Вот как описывает это в письме от 1108 или 1109 года католический кантор храма Гроба Господня Анселл, оказавшийся в Святой Земле вместе с армией крестоносцев, захвативших Иерусалим в 1099 году: «Оставленный [крест] похитил Косдрое [Хосров], при разорении Иерусалима, и отвёз в Персиду. Который Эраклий [византийский император Ираклий] по убиении Косдрое вернул в Иерусалим и на Лобном месте для поклонения народа христианского установил. Однако по смерти Эраклия народ неверных настолько подавил христиан, что имя Христово намеревались искоренить и память о Кресте и Гробе уничтожить. Итак, возложив кучу брёвен, сожгли часть Гроба, и подобным образом хотели сжечь и Крест, но христиане скрыли его, из-за чего многие из них были убиты. Наконец христиане, посовещавшись, разрезав, разделили на много частей и по церквам верных распределили… Итак, в Константинополе, кроме императорского креста, есть отсюда три креста, на Кипре — два, на Крите — один, в Антиохии — три, в Эдессе один, в Александрии один, в Аскалоне один, в Дамаске один, в Иерусалиме — четыре; сирийцы имеют один, греки из Святого Саввы — один, монахи из долины Иосафат — один; мы, латины, при Святом Гробе имеем один, который имеет полторы пяди длины и один палец ширины и толщины столько же. Также патриарх Георгианов имеет один; царь еще Георгианов [грузинский царь Давид] имел один, который сейчас по милости Божией имеете вы [Собор Парижской Богоматери]».
История иерусалимского фрагмента окончательно обрывается в 1187 году. В битве при Хеттине войско крестоносцев, в котором находился Крест, было разгромлено армией султана Салах ад-Дина, после чего Крест бесследно пропал.
Константинопольская часть Креста, для хранения которой был изготовлен специальный ковчег, так называемая ставротека, находилась в столице Византийской империи вплоть до Четвертого крестового похода. Она хранилась в императорском дворце и в праздник Воздвижения Креста Господня выносилась в собор Святой Софии для поклонения. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и увезли с собой в Европу большую часть святынь. Среди них был и Крест Господень.
Долгое время ставротека находилась в женском монастыре в немецком Штубене на р. Мозель на территории современной федеральной земли Рейнланд-Пфальц. В начале XIX века монастырь закрыли, и в 1835 году реликвия была передана в дар епископству Лимбург, где она и пребывает до сих пор. Этот фрагмент — один из крупнейших — известен сегодня как «Лимбургская ставротека». Длина ставротеки составляет сорок восемь, ширина — тридцать пять, а высота — шесть сантиметров. Ковчег украшен драгоценными камнями и перегородчатой эмалью.
Самая спокойная судьба выпала на долю римской части Креста Господня. Сначала императрица Елена разместила ее в Сессорианском дворце. В 330 году там же была построена церковь, которая получила название базилика святого иерусалимского Креста Господня. Сюда в специальный придел, устроенный слева от алтаря для хранения реликвий, была помещена частица Креста Господня. Здесь она хранится и сегодня.
Римская часть Креста Господня вместе с «Лимбургской ставротекой» считаются самыми крупными дошедшими до нас фрагментами Животворящего Древа. Другие, более мелкие и совсем малюсенькие частицы находятся в разных храмах и монастырях Европы. Среди наиболее известных называют испанский монастырь Санто-Торбио, монастырь Шейерн в Баварии, австрийское аббатство Хайлигенкройц, собор Парижской Богоматери, соборы и храмы Флоренции, Венеции, Пизы, Брюгге и Дюссельдорфа. Частицы Святого Древа хранятся также в храме Гроба Господня в Иерусалиме, афонских монастырях, в соборе Светицховели в Грузии и монастыре Эчмиадзин в Армении.
Есть ли частицы Креста в России?
Первый фрагмент Креста в нашу страну привезла княгиня Евфросиния Полоцкая, в 1167 году совершившая паломничество в Константинополь и Иерусалим. Другая частица находилась в реликварии великих князей и царей Московских. Он был собран из святынь, привезенных в XIV веке архиепископом Дионисием Суздальским из Константинополя, и получил название «Ковчег Дионисия». До XX века реликварий хранился в Благовещенском соборе, а затем — в музеях Московского Кремля.
Еще один фрагмент Животворящего Древа был в 1799 году подарен императору Павлу I рыцарями Мальтийского ордена и помещен в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце Петербурга. После 1917 года этот фрагмент был утерян. Есть сведения, что потом святыня была тайным образом перевезена в монастырь Цетинье в Черногории, где она пребывает сегодня.
Небольшие частицы Креста Господня можно встретить в известных монастырях и храмах России: Троице-Сергиевой лавре, Елоховском Богоявленском соборе, Зачатьевском монастыре в Москве и других местах.
Крест Господень — величайшая святыня христианства. Он — зримое и осязаемое свидетельство нашего спасения, которое совершилось на нем через искупительную жертву Иисуса Христа. Сохранившиеся до наших дней частицы Креста служат не только умозрительным, но вполне ощутимым материальным мостиком к важнейшим событиям мировой истории, две тысячи лет назад произошедшим на Голгофе. Почитание, которое верующие воздают Кресту, неразрывно связано с поклонением распятому на нем Спасителю. И священные реликвии Креста позволяют нам в молитве не только духовно, но и физически войти в тайну смерти и воскресения Господа.