распятие с предстоящими старообрядческая икона

Распятие с предстоящими

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона

Ваш товар добавлен в корзину!

Ваш текущий заказ будет сохранен в правом нижнем углу магазина.

Закончить выбор и перейти к оформлению.

Предметом особого почитания наряду с иконами является распятие — изображение Креста и распятого Христа на нем. Во времена Христа распятие на кресте было самой мучительной и позорной казнью. Но Господь своими страданиями освятил крест и вместо символа позора сделал его символом спасения.

Прообразы креста явились еще в Ветхом завете: И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змия, и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взгянув на медного змея, оставался жив (Чис., 21: 8, 9). Стояние Моисея с распростертыми руками (в форме креста) помогло евреям победить в битве с амаликитянами.

В пророчестве Исаии имеется указание на то, что Господь будет распят на кипарисе, пегве и кедре, т.е. на восьмиконечном кресте, состоящем из трех перекрещивающихся перекладин.

Крест Господа нашего Иcyca Христа, на котором Он был распят и завершил свои страдания, тотчас после погребения Его, был зарыт евреями христоненавистниками в землю, и христиане не знали, где он был сокрыт. Так прошло триста лет до времени греческого императора Константина Великого. Этот император, приняв христианство, принял и благочестивое намерение отыскать крест. По желанию Константина, мать его царица Елена, также принявшая христианство, отправилась в Иерусалим для поклонения святым местам, где страдал Господь, и вмести с тем для того, чтобы отыскать крест. Сначала все поиски царицы Елены были тщетны; спрашивали жителей Иерусалима — стариков из евреев: не укажет ли кто, по рассказам, где сокрыт или зарыт был крест Христа — никто не указал места. Наконец, указали на одного старика еврея именем Гуда, как на человека, знающего, где сокрыт был крест. Долго и этот старик не хотел ничего говорить; но когда посадили его в глубокий пустой колодец, то он обещал указать место зарытого креста и указал гору, на которой был построен храм языческой богине. Храм немедленно был разрушен, стали раскапывать гору и действительно нашли, но не один, а три креста, т.е. крест Христов и кресты двух разбойников, которые с Ним были распяты. По Божиему смотрению случилось, что в то время, как найдены были кресты, проносили мимо мертвеца для погребения. Блаженный Иерусалимский пaтpиapx Макарий, по внушению Божию, приказал остановить мертвое тело и повелел возлагать на него найденные кресты. И совершилось чудное дело: кресты, на которых висели разбойники, не произвели на мертвого никакого действия; когда же возложен был на него крест Спасителя, мертвец тотчас ожил.

Источник

Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2

Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв.

Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв.Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип

Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.

Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.

Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.

Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.

По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Киотные кресты с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв.

Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Киотные кресты XIX – начала XX вв.

На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.

Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…» 7

Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Навершия киотных крестов XIX в.
распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в.
распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в.

Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.

Медные литые кресты, свободно продававшиеся на ярмарках, проникали в жилища крестьян, даже не помышлявших о расколе. Вместе с ними там же оказывались и отлитые в старообрядческих медницах иконы и складни. Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России; оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах. сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…» 8

Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных». 9

Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». 10 Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
Киотный крест в стиле барокко. XVIII в.

Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.

Наша статья посвящена наперсным и киотным крестам, серийно производившимся в различных старообрядческих литейных мастерских. Однако помимо серийных изделий существовали единичные изделия, иногда копировавшиеся в очень ограниченном числе экземпляров, состоящие из привычных крестов с припаянными иконками, выглядевшие очень неожиданно и, вероятно, именно поэтому не пошедшие «в серию». Это – так называемые спайки, чрезвычайно редкие и ценимые коллекционерами.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона
«Кресты – спайки». XVIII – XIX вв.

Существование таких «комбинированных» изделий является еще одним доказательством того, что консерватизм, приписываемый старообрядцам, не являлся абсолютным, особенно в области церковного искусства. Творческий поиск побуждал к изобретению новых художественных форм не только в области традиционного иконописания, но и в мелкой пластике – самом массовом и демократическом виде церковного искусства.

Протоиерей Михаил Воробьев
2012

7. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 116.
8. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 430.
9. Полный свод законов. Т. 16. СПб. 1842. С. 121.
10. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 432.

Источник

Старообрядческий киотный крест

Небольшое отступление от основной тематики моего ЖЖ.
Являясь потомком старообрядцев (скорее всего, именно поморского согласия), обратил внимание на эту информацию. Вдруг и кого-нибудь еще заинтересует.

Киотный крест «Распятие Христово с предстоящими» (XIX век).

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона

Данный крест был изготовлен в старообрядческой литейной мастерской. В среде приверженцев старой веры меднолитые изделия (в том числе и киотные, не предназначенные для ношения на теле кресты) нередко заменяли собой традиционные живописные иконы. Они почитались как прошедшие очищение огнем, «не руками творенные». В то время, когда официальная церковь указом 1722 года запретила употреблять в церквях и домах «резные и отливные иконы», у старообрядцев медное литье переживало новый расцвет, связанный, прежде всего, с мастерскими в Поморье.

Композиции старообрядческих литых икон стали более подробными по сравнению с древнерусской медной пластикой. В «Распятие» включен ряд деталей, характерных для иконописного изображения данной сцены: в нижней части, помимо главы Адама, изображены башни града Иерусалима и холмистый пейзаж близ Голгофы. На концах средней перекладины креста изображены солнце и луна, по нижнему краю рельефный текст: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим».

Поморцы не изображали на крестах ни Господа Саваофа, ни Святого Духа в виде голубя. Вместо них в верхней части «Распятия» помещен образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции. Техника медного литья позволила усложнить формы напрестольных и киотных крестов за счет присоединения к ним дополнительных пластин. В рассматриваемой композиции на левой пластине – Богоматерь и святая Марфа, на правой – апостол Иоанн Богослов и мученик Лонгин сотник.

Источник

Нательные кресты в традиции русского благочестия

Часть 2

На Крестопоклонной седмице мы продолжаем публикацию исследовательского материала настоятеля храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска протоиерея Михаила Воробьева об истории нательных крестов (см. газета «Православная вера» № 04 от 2019 года).

В сегодняшней статье рассматривается развитие форм креста в период Московского государства.

Тверские кресты

Вторая половина XIII столетия стала временем упадка древнерусского искусства и ремесел. Разгром Киева в 1240 году привел к прекращению деятельности большинства художественных мастерских. Что касается Северо-Восточной Руси, куда к тому времени переместился центр политической жизни, свои художественные традиции и школы там еще не сложились.

Однако катастрофа монгольского нашествия не прекратила духовного и культурного развития Руси, а лишь замедлила его. Церковь, сумевшая отстоять свою духовную независимость и оставшаяся единственным залогом государственного единства, поддерживала стремление русского народа к объединению и освобождению. В подчиненных Орде русских княжествах строились храмы, составлялись летописи, писались иконы, отливались кресты.

Крупным центром производства нательных крестиков в XIV–XV столетиях становятся Тверь и Старица. В Твери, как пишут исследователи В. В. Солдатенкова и Н. Е. Персов, «обнаружено более 4500 индивидуальных находок, датируемых от XI до рубежа XVIII–XIX веков… Найдено большое количество изделий свинцово-оловянистого сплава, в том числе крестов-тельников и других предметов христианского культа».

Тверские кресты не были такими разнообразными, как домонгольские. Тем не менее, можно выделить несколько типов, самым характерным из которых является небольшой прямоконечный крест с изображением Михаила Архистратига на обороте и Распятия, Нерукотворного Спаса или Никиты Бесогона на лицевой стороне.

Святой великомученик Никита, запомнившийся русскому народу благодаря житийному эпизоду побивания беса собственными веригами, был в XIV–XVIII веках одним из любимых русских святых. Вершковые (то есть небольшие, около шести сантиметров в длину) иконы Никиты Бесогона отливались в старообрядческих мастерских до начала XIX века.

Новые энколпионы

В конце XV века Тверское княжество, которое в течение столетий противостояло Москве, утратило независимость. Знаком смены эпох стало исчезновение с оборотной стороны нательных крестов изображения Архангела Михаила. На лицевых сторонах стали появляться лики недавно прославленных московских святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия Московского. При этом Московский митрополит Алексий изображается в процессии «Шествие на осляти»: это яркое театрализованное действо ежегодно проходило в Москве на Вербное воскресенье.

Наиболее распространенными в XV–XVI столетиях стали наперсные (носившиеся на груди поверх одежды) кресты довольно большого размера (как правило, 8,4х5,6 см), имитировавшие домонгольские энколпионы — двустворчатые кресты-складни. На лицевой стороне этих двухсторонних крестов изображалось Распятие с предстоящими Божией Матерью и святой Марией Магдалиной, апостолом Иоанном Богословом и мучеником Лонгином Сотником. В верхнем медальоне помещалось изображение Святой Троицы, в нижнем — святого Никиты Бесогона, на оглавии — образ Спаса Нерукотворного. На обратной стороне в центральной части — образ Богородицы «Знамение» в ромбе с символами евангелистов или ростовое изображение пророка Илии с избранными святыми в боковых медальонах. Такие двустворчатые кресты правильнее было бы называть псевдоэнколпионами, так как они отличаются очень неглубоким ковчегом и часто не имели никаких вложений. К началу XVII века они превращаются в обычные двусторонние кресты с теми же изображениями.

Кресты «процветшие» и «огненосные»

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Единственный прижизненный портрет патриарха Никона и его соратников. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон

В конце XVII столетия в русской храмовой архитектуре возникает новый стиль — московское барокко. Многочисленными памятниками этого стиля стали московские и подмосковные, а затем и провинциальные церкви, отличающиеся изяществом, безукоризненными пропорциями, использованием во внешней отделке богатого декора: колонн, капителей, раковин.

Психология московского интеллигента эпохи барокко наглядно представлена в единственном прижизненном портрете патриарха Никона и его соратников. Мы видим людей утонченного художественного вкуса, хорошо знающих цену традиции, но не закрывающих своего сердца от новых веяний. Характерной деталью этого группового портрета являются очки патриарха — символ расширения кругозора, которые вместе с четками — символом традиции — держит его иподиакон. Речь идет о людях государственного мышления, духовных лидерах эпохи. И в то же время это мечтатели, художники и поэты, вдохновленные красотой нового мировосприятия.

Трудно сказать, насколько самобытным было московское барокко. При всей оригинальности художественных идей этого нового русского увлечения невозможно исключить европейское влияние, передававшееся через Польшу и Киев. Это особенно заметно в иконописи и музыке. Однако внимательное рассмотрение сохранившихся в изобилии архитектурных памятников той эпохи позволяет увидеть иные интенции. Московская Русь еще в XV веке была очарована искусством фрягов — выходцев из Южной Европы романского происхождения, строивших стены Московского Кремля и его первые каменные соборы. Изящество итальянцев, сохранявшееся в памяти сердца и вошедшее в повседневную жизнь москвичей, перебивало тяжеловесную грубость и легкомыслие поляков и киевлян.

Барокко как художественный стиль проявило себя во всех областях русского искусства, как светского, так и церковного. Его эмоциональная сила проникала даже в такую обособленную область, как церковная металлопластика. Удивительно, что барочные элементы появляются здесь раньше, чем в других сферах — едва ли не ранее, чем в архитектуре. Так, В. Н. Перетц отмечает: «По-видимому, с конца XV или с начала XVI века в Московской Руси слагается тот новый, отличный от древнейшего южного, тип меднолитых изделий, который далее с небольшими вариациями господствует… до XIX века… Получают особо широкое распространение следующие виды меднолитых изделий: кресты осеняльные, часто украшенные эмалью, кресты наперсные, кресты тельные разнообразной формы…».

Наиболее ярко узорочье барокко проявляется в так называемых процветших и огненосных крестах. В первом случае крест становится зримым символом райского Древа Жизни, которое оказалось недоступным Адаму, прежде вкусившему плода с Древа познания добра и зла. Во втором случае крест — символ Воскресения, которое этимологически родственно славянскому глаголу «кресати» — высекать огонь. «Процветшие» кресты украшаются стилизованными листьями и стеблями, образующими всевозможные завитки. «Огненосные» кресты кажутся объятыми языками пламени.

Классификация нательных крестов XVII столетия, предложенная Э. П. Винокуровой, включает в себя 12 типов крестов, каждый из которых разбивается на несколько подтипов, существующих в нескольких вариантах и подвариантах форм. При этом многочисленность разновидностей нательных крестов этой эпохи и возможность проследить их связь с более древними образцами убедительно доказывают, что в этом виде прикладного творчества стилистические особенности барокко, равно как и в архитектуре, возникают самостоятельно, вне влияния европейских художественных идей.

Стилистические особенности московского барокко весьма интересно проявляются в нательных крестах «северной работы», изготовленных в мастерских Великого Устюга и Сольвычегодска. Еще одним подтверждением того, что художественные идеи барокко в России органично соединялись с древними национальными традициями, является группа криновидных крестов с сомкнутыми концами, распространенных на Русском Севере с XVII до начала XIX столетия. Как замечает Э. П. Винокурова, кресты такого типа (всего известно пять вариантов) восходят к древнему Людогощенскому кресту, почитавшемуся в Новгороде с XIV столетия.

В конце XVII столетия формы нательных крестов становятся весьма замысловатыми. Эстетика этого предмета личного благочестия все более обмирщается. Нательный крест все более становится украшением, а не чем-то сакральным и скрытым от всех. К концу XVIII столетия это обмирщение церковного искусства проявилось в крайнем оскудении иконографии нательных крестов. С угасанием барокко они становятся все более единообразными и эстетически бедными. Духовное содержание образа теряется, несмотря на широкое применение драгоценных металлов, эмалей и различных ювелирных тонкостей. Безудержное развитие орнаментальности сопровождается устранением из числа изображений святых. На нательных крестах XVIII и XIX столетий почти невозможно найти ни образа Богородицы, ни ликов святых. Одновременно с этим начинают распространяться крестики с изображением Распятия, которые в предыдущее столетие были на Руси почти забыты.

Старообрядческие кресты

Старообрядцы первых поколений, безусловно, носили те же кресты, что и остальные русские люди, то есть обычные нательные крестики XVII столетия, которые, как уже было сказано, имели огромное количество типов и разновидностей. До конца XVIII века эти формы воспроизводились (с неизбежным упрощением) в старообрядческих медницах, главным образом, в Выговских мастерских. Основной иконографический признак русских нательных крестов середины XVII века состоит в отсутствии Распятия — соответственно, и все кресты, отливавшиеся в старообрядческих медницах в XVIII и XIX веках, Распятия не имели.

Старообрядцы признают единственную форму креста — восьмиконечную, в которой к обычному четвероконечному кресту добавляется перекладина, изображающая дощечку с «титлами Пилата», и косая перекладина — «подножие». Однако восьмиконечный нательный крест сложен в изготовлении и неудобен в ношении. Поэтому старообрядческие кресты в основном имеют четырехугольную основу, поверх которой изображается восьмиконечный крест.

На рубеже XVIII–XIX столетий в старообрядчестве утверждаются по преимуществу два типа нательного креста: «прямой» — мужской и «листик» — женский. При этом тип «листик» является логическим завершением развития типа креста «процветшего».

«Мужской» старообрядческий крест имеет очень простой вид. Это прямоугольный крест с прямыми углами в средокрестии. На лицевой стороне помещается изображение восьмиконечного креста с параллельными ему, то есть строго вертикальными, тростью и копием. Поверх восьмиконечного креста располагается надпись «Царь Славы», по бокам средней перекладины или над ней — инициалы IC XC. Выше средней перекладины на больших мужских крестах размещается надпись КРСТ ХРАН, ниже ее — СН БЖIЙ и НИ КА, а внизу — буквы К[опие], Т[рость], Г[лава], А[дама] и иногда дополнительные буквы М[есто], Л[обное], Р[ай], Б[ысть].

Отсутствие аббревиатуры IНЦI показывает, что прототипом большинства старообрядческих крестов были кресты поморские, потому что именно старообрядцы поморского согласия отвергали как «Никоновы новины» «титла Пилата» вместе с изображением Святого Духа «в виде голубине». В подножии восьмиконечного креста размещалось схематическое изображение Голгофы; оно могло быть ступенчатым, треугольным, овальной формы и включало в себя столь же схематическое изображение черепа. На обратной стороне помещалась молитва «Да воскреснет Бог…», некоторые кресты XVIII века имеют гладкий оборот.

Женский старообрядческий крест, называемый «листиком», действительно напоминает по форме дубовый лист. На лицевой стороне в окружении замысловатого орнамента помещалось изображение восьмиконечного креста с теми же надписями, что и на мужском кресте. На обороте размещалась молитва «Да воскреснет Бог». На некоторых выговских крестах эта молитва заменяется красочным многоэмальным орнаментом.

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Крест с Никитой-Бесогоном. Тверь. XIV век

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Крест-энколпион с изображением Никиты-Бесогона. Конец XIV – начало XV века

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Процветшие и огненосные кресты XVII века

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Серебряные кресты «северной работы» рубежа XVII–XVIII веков

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Людогощенский крест

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Нательный крест с «книжным» орнаментом на обороте. XVII век

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона Нательные (наперсные) кресты с замкнутыми криновидными окончаниями. Русский Север. XVIII век

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона «Мужской» старообрядческий крест. XIX век

распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть фото распятие с предстоящими старообрядческая икона. Смотреть картинку распятие с предстоящими старообрядческая икона. Картинка про распятие с предстоящими старообрядческая икона. Фото распятие с предстоящими старообрядческая икона «Женские» старообрядческие кресты. XIX век

Газета «Православная вера» № 06 (626)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *