расположение икон на царских вратах иконостаса

Царские врата

Ца́рские врата́ – врата, нахо­дя­щи­еся посре­дине ико­но­стаса. Назы­ва­ются так потому, что чрез них, во время совер­ше­ния литур­гии, выно­сятся Святые Дары – выхо­дит к веру­ю­щим сам Гос­подь, Царь Славы.

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Ико­но­стас имеет трое врат. Цен­траль­ные, самые боль­шие, назы­ва­ются Цар­скими вра­тами. Цар­скими они назы­ва­ются потому, что сим­во­ли­зи­руют вход в Цар­ство Божье, рай­ские врата. В бого­слу­же­нии откры­тие Цар­ских врат сим­во­ли­зи­рует отвер­зе­ние Небес­ного Цар­ства.

Цар­ство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Цар­ских вратах дважды изоб­ра­жа­ется бла­го­ве­щен­ская тема: сцена Бла­го­ве­ще­ния с Девой Марией и Архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, а также четыре еван­ге­ли­ста, бла­го­вест­ву­ю­щие миру.

Когда-то на литур­ги­че­ский воз­глас «Двери, двери!» слу­жи­тели закры­вали наруж­ные двери храма, и они носили назва­ние Цар­ских, ибо все веру­ю­щие суть цар­ствен­ное свя­щен­ство, теперь же закры­ва­ются двери алтаря. Закры­ва­ются Цар­ские врата и во время Евха­ри­сти­че­ской молитвы, так что бла­го­да­ря­щие Гос­пода за Его иску­пи­тель­ную жертву нахо­дятся как бы по разные сто­роны алтар­ной пре­грады. Но для того, чтобы свя­зать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что про­ис­хо­дит в алтаре, над Цар­скими вра­тами поме­щают икону «Тайная вечеря» (или «При­ча­ще­ние апо­сто­лов»). Иногда на створ­ках Цар­ских врат поме­щают изоб­ра­же­ния твор­цов литур­гии свв. Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста.

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Справа от Цар­ских врат рас­по­ло­жена икона Спа­си­теля, где Он изоб­ра­жен с Книгой и бла­го­слов­ля­ю­щим жестом. Слева – икона Бого­ро­дицы (как пра­вило, с Мла­ден­цем Иису­сом на руках). Хри­стос и Бого­ро­дица встре­чают нас во вратах Цар­ства Небес­ного и ведут к спа­се­нию через всю нашу жизнь. Гос­подь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); «Я – дверь овцам» ( Ин.10:7 ). Бого­ро­дицу назы­вают Оди­гит­рией, что значит“путеводительница» (обычно здесь и поме­щают ико­но­гра­фи­че­ский вари­ант Бого­ма­тери Оди­гит­рии).

Икона, сле­ду­ю­щая после образа Спа­си­теля (справа по отно­ше­нию к пред­сто­я­щим), изоб­ра­жает свя­того или празд­ник, в честь кото­рого данный храм назван. Если вы вошли в незна­ко­мый храм, доста­точно посмот­реть на вторую икону справа от Цар­ских врат, чтобы опре­де­лить, в каком храме вы нахо­ди­тесь – в Николь­ском храме на этом месте будет образ св. Нико­лая Мир­ли­кий­ского, в Тро­иц­ком – икона Святой Троицы, в Успен­ском – Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в храме Космы и Дами­ана – образ свв. бес­среб­ре­ни­ков и т.д.

Кроме Цар­ских врат, в нижнем ряду рас­по­ло­жены также южные и север­ные двери (назы­ва­е­мые ещё диа­кон­скими, потому, что именно диакон в про­цессе бого­слу­же­ния поль­зу­ется ими чаще других). Как пра­вило, они гораздо мень­шего раз­мера и ведут в боко­вые части алтаря – жерт­вен­ник, где совер­ша­ется Про­ско­ми­дия, и дья­кон­ник или риз­ницу, где свя­щен­ник обла­ча­ется перед литур­гией и где хра­нятся обла­че­ние и утварь. На дья­кон­ских дверях обычно изоб­ра­жают либо архан­ге­лов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих ангель­ское слу­же­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, либо пер­во­му­че­ни­ков архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия, пока­зав­ших истин­ный пример слу­же­ния Гос­поду.

Изнутри Цар­ских врат при­ве­ши­ва­ется завеса (греч. καταπέτασμα — ката­пе­тасма), кото­рую откры­вают или закры­вают в опре­де­лен­ные моменты бого­слу­же­ния.

Цар­ские врата откры­ва­ются только во время бого­слу­же­ния и только в опре­де­лен­ные его моменты. Во время Свет­лой (Пас­халь­ной) сед­мицы не затво­ря­ются целую неделю в знак того, что Иисус Хри­стос отверз нам врата Небес­ного Цар­ствия.

Цар­ские врата отвер­за­ются во время Литур­гии:

Сквозь цар­ские врата поз­во­ля­ется про­хо­дить только свя­щен­но­слу­жи­те­лям.

Источник

Иконографический состав высокого иконостаса

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный
В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд — деисус, или деисусный чин

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
«Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года.

Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель).
Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Третий ряд — праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
«Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире. 1408 год.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Четвертый ряд — пророческий
В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи

Пятый ряд — праотеческий

В нем располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьезные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Денми (в древности Ветхий Денми был изображением только Христа, грядущего воплотиться). Еще одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
«Авраам». Икона из праотеческого чина. Ок. 1600 г. МиАР.

Завершение
Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

* Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
* Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса
Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца(Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь — место совершения Евхаристии — стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь. Но апостол Павел указывает на роль в этом самой завесы. Существуют моменты евангельской истории, когда завеса сравнивается с плотью Христа. По преданию в момент Благовещения Богоматерь, будучи воспитана при Иерусалимском храме, ткала для него новую завесу. Сопоставление зачатия Христа и исткания завесы можно найти в богослужении: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистинну Тя почитаем»(богородичен 8 песни канона Андрея Критского). Это предание отразилось на некоторых иконах Благовещения, где в руках Мария держит клубок красных ниток. Особое понимание получил момент смерти Христа в Евангелии: « Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху-донизу» (Мф.27:50,51). Итак, завеса не просто отделяла, закрывала от взора алтарь, но сама изображала плоть Христа, что неразрывно было связано с тем, что здесь христиане принимали Причастие.

С развитием иконопочитания и позже в связи с формулированием церковного учения о иконе на VII Вселенском соборе (787 год) символическая завеса не могла не смениться рядом изображений. Вместо ветхозаветного символа надо было показать новозаветную реальность. Преграда в форме ряда колонн также сама по себе служила символом. Колонны часто делались числом 12 (как 12 апостолов), а центр преграды венчался крестом — образом Христа. Появление над преградой иконы Христа стало заменой символа его прямым значением. Отсюда происходит главный ряд иконостаса — деисус (от греческого «деисис» — моление). Композиция «Деисус» изображает Христа во славе (на престоле или в окружении сияний и ангельских сил) в окружении молящихся Ему Богоматери, Иоанна Крестителя и других святых. Здесь показывается момент второго пришествия Христа и Страшного суда, когда Церковь молит Христа-Судью за человечество. Изображение 12 апостолов («апостольский деисус») также напоминает Страшный суд, когда апостолы сядут на престолы вместе с Христом судить 12 колен Израилевых (Мф.19:28). В конце XVII века встречаются деисусные чины именно с сидящими апостолами, как в иконе «Страшный суд».

Праздничный чин иконостаса развивает тему Церкви, соединенной Христом, и показывает важнейшие моменты пришествия Спасителя в мир и совершенного Им искупления — двунадесятые праздники. Воскресение Христово как главный момент спасения человечества от смерти и выведение людей из ада в рай обычно предваряется более подробным изображением событий страстной седмицы, что связано с особым выделением этих дней в богослужении. Также показываются важнейшие события по Воскресении Христа, свидетельствующие о истинности произошедшего. Праздничный чин является не просто иллюстрацией Евангелия, но выделяет события, имеющие вечный для человечества смысл. Он также неотделим от хода богослужебного года, поэтому встречается не историческая последовательность событий, а их порядок в церковном календаре.
Богоматерь Знамение.

Пророческий ряд обращается к теме ветхозаветных пророчеств и предзнаменований о Спасителе, Который должен прийти в мир. Пророки со всем израильским народом ждали рождения в мир Мессии. Именно поэтому в центр ряда стали помещать образ Богоматери, от которой родится Христос. При этом распространенным вариантом стала икона «Знамение» с изображением Христа в медальоне на фоне чрева Богородицы, так как эта иконография лучше показывала воплощение в мир Бога.

Пятый ряд, называемый праотеческим, расширил ветхозаветную тему. Если пророки жили после Закона, данного Моисею на Синае, то здесь изображаются древнейшие праведники от самого Адама, знавшие единого Бога и также имевшие обетование о спасении. Центральная икона ряда, должна была в этом случае изображать Самого Бога, в Которого верили эти люди. Имеенно поэтому здесь поместили образ «Отечество», показывающий все три ипостаси: Отца, Сына и Святого духа, посредством имеющихся в христианстве символов. Образ Ветхого Денми (старца) взят из видения пророка Иезекииля и Апокалипсиса Иоанна Богослова. Если первоначально Ветхий Денми понимался как предвечный образ Бога Сына, то теперь им стали изображать Отца, о Котором можно узнать только через воплотившегося Сына. Сам Христос — вторая ипостась — показан отроком, сидящим на коленях Отца, то есть в иконографии Эммануила. Спасом Эммануилом называют изображение Христа юным, в знак Его вечности. Святой Дух показан в виде голубя так, как Он явился в момент Крещения Христа. Медальон (славу) с голубем держит в руках отрок Христос.

Уже в XVII веке допустимость этой иконографии была поставлена под сомнение[19]. В «Отечестве» прямо было сделано изображение Бога Отца, Который «неизреченен, неведом, невидим, непостижим»(литургия Иоанна Златоуста). Здесь оно совмещалось с образом Христа, Который будучи совечным Отцу, воплотился и получил человеческий облик. К этому было добавлено символическое изображение Святого Духа в виде голубя. Различное изображение трех ипостасей создавало их неравнозначность в образе.

В некоторых современных иконостасах «Отечество» заменено иконой Троицы в иконографии Андрея Рублева или в более раннем варианте «Гостеприимство Авраама». Этот образ показывает явление Бога в виде трех ангелов, обещавшего Аврааму рождение сына. Авраам уже знал, что от его потомства родится Спаситель, поэтому и здесь нужно видеть пророчество о пришествии Христа в мир. Вариант, созданный Андреем Рулевым, показывает трех ангелов без служащих им Авраама и Сарры. Здесь акцентируется, что сами пришедшие изображали собой троичность Бога. Более того, в иконе Рублева передан момент предвечного божественного совета о том, как спасти человечество, которое отпадет от Бога. Здесь Бог Сын принимает на Себя роль Искупителя, что продчеркнуто головой жертвенного тельца в чаше на столе.

Распятие в завершении иконостаса еще раз подчеркивает, что Христос есть Искупитель и Жертва, благодаря которой создана Церковь.
Деисус. Псковская икона XIV века.

Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя, затем явление Христа в мир и совершенное Им искупление. Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте»[20]. Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.

Если сверху вниз содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Также и сами врата соединяют храм с алтарем — образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.

Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас как бы не замкнут. Его продолжают собравшиеся в храме христиане.

Домашний и походный иконостасы
В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место — красный угол — в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы 16-19 вв, содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в XIX веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.
расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
Складной иконостас походной церкви русской армии.

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса
красный угол в избе или в доме

Источник

Объяснения основных типов икон. Иконостас

Иконостас составляет одну из важнейших архитектурных принадлежностей внутреннего убранства в православном храме. Он представляет собой сплошную преграду из икон, отделяющую алтарь, где совершается таинство Евхаристии, от средней части храма, нефа, где стоят молящиеся. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, поставленных на горизонтальные деревянные перекладины или вплотную одна к другой, как, например, в иконостасах XV в., или отделенных одна от другой полуколонками, что представляет собой множество икон, вставленных в отдельные, часто резные, кивоты, позолоченные или покрытые краской.

Первоначальная форма иконостаса в виде алтарной преграды существовала, как известно, в христианских храмах древнейших времен. Сведения о древних преградах мы находим как у отцов Церкви, например у свтт. Григория Богослова и Иоанна Златоуста, так и у древних историков, например у Евсевия. Форма и высота этих первоначальных преград были различны. Иногда это были сплошные низкие стенки или балюстрады по грудь человеку, на которые можно было облокотиться, иногда более высокие решетки или ряд колонн с архитравом. Делались они часто из особо драгоценных материалов и украшались скульптурой или живописными изображениями. С внутренней стороны, т. е. со стороны алтаря, преграды завешивались занавесом, который задергивался или открывался в зависимости от момента богослужения. Таким образом, алтарная преграда делала алтарь и видимым, и в то же время недоступным.

Алтарная преграда начала усложняться очень рано. Уже в Византии здесь помещались иконы месячные, святцы, или менологи, и иконы праздников. Сначала под архитравом, а потом на нем, непосредственно над Царскими Вратами, помещалась икона Спасителя, а затем и трехчастная икона Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи (состоящая из одной длинной доски или трех отдельных икон), так называемый Деисис. Эта трехчастная икона алтарной преграды, занесенная на Русь из Византии, и явилась, как полагают, тем ядром, из которого на русской почве развился православный иконостас. Развитие его происходило путем прибавления к названным иконам других икон и нарастания отдельных ярусов. К XIII–XIV вв. на Руси уже существовали многоярусные иконостасы, которые оттуда довольно поздно, в XVII или XVIII в., перешли в другие православные страны.

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Исходя из такого толкования каждая часть новозаветного храма получает свое значение сообразно с общим положением и назначением ее в ходе богослужения. По толкованию прп. Максима Исповедника и свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, храм есть образ мысленного и чувственного мира – человека духовного и телесного. Алтарь есть символ первого, средняя часть – символ второго. В то же время обе эти части составляют нераздельное единство, причем первая просвещает и питает вторую, и последняя, таким образом, становится чувственным выражением первой.

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Графическая схема русского пятиярусного иконостаса: 1 – Святые, или Царские, Врата; а и al: Благовещение; б, в, г, д: Четыре евангелиста; 2 – Тайная вечеря; 3 – Столбики Цар­ских Врат с изображениями святителей, творцов литургии; 4 – икона Христа; 5 – икона Богоматери; 6 и 7 – северная и южная двери иконостаса с иконами архангелов или диако­нов; 8 и 9 – иконы местнопочитаемых святых; 10 – деисусный ряд; 11 – праздничный ряд; 12 – пророческий ряд; 13 – праотеческий ряд.

Эта символика, как мы увидим ниже, находит наиболее ясное и полное раскрытие в развившемся впоследствии из алтарной преграды иконостасе. Будучи, с одной стороны, преградой, отделяющей мир божественный от мира человеческого, он в то же время объединяет их в одно целое в образе, отражающем такое состояние вселенной, в котором преодолено всякое разделение, где осуществлено примирение между Богом и тварью и в самой твари. Наглядно и наиболее полно, на грани божественного и человеческого, он раскрывает пути этого примирения.

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть фото расположение икон на царских вратах иконостаса. Смотреть картинку расположение икон на царских вратах иконостаса. Картинка про расположение икон на царских вратах иконостаса. Фото расположение икон на царских вратах иконостаса

Иконостас-складень. Россия. Середина XVI в. Частная коллекция

Следующий ярус иконостаса – праздничный. Он представляет собой ряд изображений тех событий Нового Завета, которые особо торжественно празднуются Церковью как своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, этапы «нарастания» Откровения. Это начало «имеющего у нас место служения», т. е. исполнение того, что предображено и предвозвещено в верхних рядах Праздники эти выражают собой совокупность учения Церкви; это «перлы божественных догматов», как называет их св. патриарх Герман. Обычно в храмовых иконостасах этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12 главных, так называемых двунадесятых, праздников: шести Господских (Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Вход в Иерусалим, Вознесение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. При наличии свободного места (как, например, в воспроизведенном здесь иконостасе) к ним присоединяются иконы некоторых других праздников, менее важных, а также икона Распятия. На нашем иконостасе расположение икон праздничного ряда не соответствует церковному кругу. Оно следующее (слева направо): Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Жены Мироносицы у Гроба, Распятие, Сошествие во ад, Воскрешение Лазаря, Рождество Христово, Преображение, Вознесение, Воздвижение Креста, Успение, Троица. Содержание и значение икон этих праздников разобрано отдельно (см. с. 219–322).

Расположенные в стройном и строгом порядке, изображенные здесь святые объединены одним общим движением в их молитвенном устремлении к Вседержителю, сидящему на троне. Этим ритмическим движением они как бы увлекают смотрящего в свое торжественное шествие. Несколько удлиненные пропорции их фигур, выражающих глубокую сосредоточенность, придают им особую элегантность и невесомость. Певучие линии рисунка образуют их четкие силуэты, легко и свободно, как от дуновения ветра, склоняющиеся к центру.

Нижний ярус храмового иконостаса, местный, представлен здесь своей центральной частью, Царскими Вратами, по обеим сторонам от которых помещаются две большие иконы, обычно Спасителя и по правую от Него сторону (влево от зрителя) икона Божией Матери с Богомладенцем. Иногда икона Спасителя заменяется так называемой храмовой иконой, т. е. иконой праздника или святого, которому посвящен данный храм. Дальше, на северных и южных вратах, изображаются два Архангела, Михаил и Гавриил, или святые диаконы как служители при совершении таинства. Если остается свободное место, оно заполняется другими иконами. За этим ярусом сохранилось древнее его название – Поклонный. Назывался он так потому, что иконы текущего месяца, святцы, или очередного праздника, находившиеся здесь на алтарной преграде, снимались со своего места и клались на аналой для поклонения. Название это сохранилось, очевидно, по той причине, что местные иконы, находясь на небольшой высоте, представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставятся свечи и т. д. К ним преимущественно можно отнести слова свт. Симеона Солунского, что они «и на небе и с людьми пребывают». Этот ярус не только не имеет строгого ритмического распорядка других ярусов, но часто вообще асимметричен. Составляющие его иконы обычно крайне разнообразны и зависят от местных потребностей и характера данного храма.

См.: Багрецов Л. Смысл символики, усвояемой свв. отцами и учителями Церкви христианскому храму и его составным частям. СПб., 1910.

См.: Евсевий Памфил. Церковная история, X, 4 // PG 20, col. 847–879 (рус. пер.: То же. М., 1993. С. 343–358. –Ред.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *