расписание служб в воскресенском соборе тутаев
Расписание служб в воскресенском соборе тутаев
Понедельник 25 октября (по юлианскому календарю 12 октября)
Седмица 19-я по Пятидесятн ице
Преподобного Косьмы, епископа Маиумского, творца канонов
Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Живоносного Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя
Иерусалимской, Ярославской-Смоленской, Рудненской, Ерманской и Калужской икон Божией Матери
6.30 Утреня. Часы
8.00 Божественная литургия
17.00 Вечерня. Утреня полиелейная
Вторник 26 октября (по юлианскому календарю 13 октября)
Иверской иконы Божией Матери, а также Седмиезерной
Великомученицы Златы (Хрисы)
7.40 Часы
8.00 Божественная литургия
17.00 Вечерня. Утреня
Среда 27 октября (по юлианскому календарю 14 октября)
Мучеников Назария, Гервасия, Протасия, Келсия
Преподобной Параскевы-Петки
Яхромской иконы Божией Матери
7.40 Часы
8.00 Божественная литургия
17.00 Вечерня. Утреня полиелейная
Четверг 28 октября (по юлианскому календарю 15 октября)
Святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского
Преподобного Евфимия Нового, Солунского
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
7.40 Часы
8.00 Божественная литургия
17.00 Вечерня. Утреня
Пятница 29 октября (по юлианскому календарю 16 октября)
Мученика Лонгина Сотника, иже при Кресте Господни
7.40 Часы
8.00 Божественная литургия
17.00 Вечерня. Утреня. Акафист Пресвятой Богородице
Суббота 30 октября (по юлианскому календарю 17 октября)
Пророка Осии
Мучеников бессребренников Косьмы и Дамиана Аравийских и братий их
Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского
Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» и «Избавительница»
7.40 Часы
8.00 Божественная литургия
17.00 Воскресное вечернее богослужение
Воскресенье 31 октября (по юлианскому календарю 18 октября)
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Апостола и евангелиста Луки
Преставление великомученицы Златы (Хрисы)
6.00 Часы
6.20 Ранняя Божественная литургия
8.40 Часы
9.00 Поздняя Божественная литургия
17.00 Праздничное вечернее богослужение
Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Собор Воскресения Христова в городе Тутаев
Одна из жемчужин русского церковного зодчества, Воскресенский собор в г. Тутаеве, расположен в Ярославской области и уже несколько веков радует своим внешним видом всякого, кто посещает это место.
История храма
Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.
Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.
Другие православные храмы Ярославля:
Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.
Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.
Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города — в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.
Этапы строительства храма:
Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.
Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе.
Описание собора
Это двухъярусный храм с пятью главами и четырьмя столпами внутри него. Весь храм расположен на подклете, в котором находится зимняя церковь. Вся церковь обнесена обширной галерей, а она держится на сводчатых арках. В южной и западной части Воскресенского собора устроены два крыльца. Сам храм очень ярко украшен изразцами, фигурным декором, росписью.
Внутренняя живопись в храме отличается большим количеством сюжетов из Ветхого Завета: Адам и Ева в раю, Потоп, Вавилонская башня и прочее.
Престолы
В соборе довольно много престолов, расположенных в верхней и нижней части храма:
Святыни
В храме сохранилось достаточно много древних икон, среди них особо почитаются следующие святыни:
Деятельность прихода
В Воскресенском храме развивается активно различные стороны жизни православной общины здесь есть:
Также активно развивается работа по социальной помощи населению и работе с молодежью.
Расписание богослужений и как добраться
Богослужение в соборе совершается каждый день утром и вечером, подробности можно узнать на сайте храма.
Воскресенский собор расположен по адресу: Ярославская область, г. Тутаев, ул. Соборная, д.13. Храм расположен в Борисоглебской части города.
Воскресенский собор в Тутаеве
Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.
Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.
Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.
Алтарная часть храма обращена к реке и мощь собора особенно заметна, если смотреть на него с воды или с левого берега Волги. Эти виды в свое время невероятно вдохновляли художника Бориса Кустодиева. Например, на его картине «Гуляние на Волге» Воскресенский собор выступает очень важной смысловой точкой.
Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.
Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.
На территории Воскресенского собора два храма: верхний (его еще называют «летним», доступ туда действительно возможен только летом) и нижний («зимний»).
В ансамбль «зимнего» храма входит шатровая колокольня, Святые ворота, ограда, надпрестольный столп, сторожка. Все они построены между серединой XVII и началом XX веков. «Летний» храм славится своей стенописью. Оба храма содержат уникальную фресковую роспись, великолепные порталы украшенные резьбой, многовековые иконы и другие реликвии.
Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)
Иконы Воскресенского собора в Тутаеве
Самая почитаемая икона собора «Спас Всемилостивый» («Оплечный»). По преданию икона создана преподобным Дионисием Глушицким в начале XV века. Это огромный, почти 3-метровый иконописный образ давно причислен к чудотворным. Люди приезжают сюда чтобы избавиться от тяжелых болезней, особенно связанных с опорно-двигательным аппаратом. Для этого существует определенный ритуал: в левом нижнем углу иконы есть лаз, через который трижды должен пролезть просящий, читая определенные молитвы. Минимум дважды в год на великие праздники икону несут крестным ходом, для чего нужно как минимум 20 очень крепких мужчин.
Из знаковых икон собора можно еще отметить Икону Божией Матери «Одигитрия» в «зимнем» храме и резной образ святителя Николая Чудотворца.
Расписание служб
Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.
Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.
Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.
Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.
Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.
Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве
Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.
Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.40/21.55. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.
Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.
Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.
От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.
Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.
Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.
Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps
Восктесенский собор Тутаева расписание богослужений адрес как добраться самостоятельно расположение на карте
Расписание богослужений в Воскресенском соборе Тутаева:
Богослужения в Воскресенском соборе совершаются ежедневно: в будни — с 8:оо, в воскресные и праздничные дни — с 9:00, вечернее богослужение с 17:00. Для совершения литургии в теплое время года предназначается «холодный» второй этаж, зимой — нижняя часть храма. Перенос образа Всемилостивого Спаса из летнего храма в зимний — последнее воскресенье перед Покровом Пресвятой Богородицы; из зимнего в летний — последнее воскресенье перед весенним днем памяти свт. Николая (празднование 22 мая по новому стилю). В десятое воскресенье после Пасхи совершается крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева, в воскресенье перед Ильиным днем — по Романовской стороне.
Контакты Воскресенского собора:
Как добраться к Воскресенскому собору Тутаева самостоятельно:
Тутаев расположен между Ярославлем и Рыбинском, по обоим берегам Волги. От Ярославля его отделяет 40 км, от Рыбинска — 48 км. Через правобережную (Борисоглебскую) сторону Тутаева, на которой и находится Воскресенский собор, проходит автодорога Р-151, соединяющая город с Ярославлем и Рыбинском. Между городами налажено автобусное сообщение.
Из Москвы в Тутаев также можно добраться на автобусе, который отправляется с Щелковского автовокзала несколько раз вдень. Время в пути — около 6 часов. Еще один вариант: на поезде до Ярославля — от площади железнодорожного вокзала в Тутаев отправляются пригородные автобусы.
Воскресенский собор, г. Тутаев
Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13
Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:
В воскресные и праздничные дни:
ранняя Литургия в 06:20,
поздняя Литургия в 09:00.
Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода (1238), на левом — городок Романов (1283).
На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор. Возведенный в традициях ярославского храмового зодчества, он впечатляет гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.
В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая, колокольня до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу (северный) и святителю Николаю Мирликийскому (южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.
Милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров — 298 х 279 см, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).
Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII – начала XVIII веков.
В 1930-е, самые трагические, годы община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.
Божественная литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.
Интерьер летнего храма Воскресенского собора. Иконостас
Конец XVII — начало XVIII века
Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.
Стенопись Воскресенского собора
Конец 70-х годов XVII века
Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд».
Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.
Галерея летнего храма Воскресенского собора. Стенопись
Конец 70-х годов XVII века
Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Интерьер зимнего храма Воскресенского собора
Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.
Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.
Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы».
Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII – начало XVIII века
На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
Образ святителя Николая Чудотворца (Можайский).
1-я половина XVII века
Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие. Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.
До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому впомощи «Николеугоднику». На главе святителя одета шитая золотными нитями митра конца XIX – начала XX века.
Жизнь прародителей Адама и Евы в раю
Фреска. Конец 70-х годов XVII века
На сводах южной галереи летнего храма рядом с композициями «Дни творений» изображены сюжеты: сотворение человека, жизнь прародителей в раю и история их грехопадения.
Они являются началом Ветхозаветного цикла. Адам и Ева представлены на фоне белого неба с райскими кущами. Чтобы прочитать их историю, следует переводить взгляд то на северную, то на южную часть свода.
1. Бог Отец вдунул в Адама дыхание жизни, Адам нарекает имена животным (северная часть свода).
2. Создание жены Евы из ребра Адама (южная часть свода).
3. Господь дает заповедь Адаму и Еве — не вкушать плоды с древа познания добра и зла (северная часть свода).
4. Враг рода человеческого, приняв вид змея, искушает Еву, предлагая ей вкусить запретный плод (южная часть свода).
5. Адам и Ева, закрыв наготу смоковными листьями, прячутся под деревом от лица Господа (южная часть свода).
6. Сделал Господь Бог Адаму и Еве одежды кожаные и одел их (северная часть свода).
7. Адам и Ева изгнаны из рая и Ангел с огненным мечом стоит во вратах его (южная часть свода).
История пророка Ионы. Проповедь в Ниневии, покаяние народа.
Фреска. Конец 70-х годов XVII века
Пять композиций на тему Книги пророка Ионы размещены на северной галерее на стене храма вокруг западного окна.
В четырех главах Книги рассказывается история пророка Ионы, призванного Господом на проповедь покаяния в известный злодеяниями город Ниневию. Повеление Господа показалось Ионе тяжким, и он решил бежать в далекий Фарсис. Когда он плыл на корабле, Господь поднял страшную бурю в наказание за его непослушание, и Ионе пришлось признаться спутникам, что это Господь гневается на него. Он сам попросил бросить его в море, тут же буря прекратилась, а Иону проглотил кит. В чреве кита Иона был три дня и три ночи и обещал Господу исполнить назначенное. После проповеди Ионы народ Ниневии покаялся и был помилован Господом. Это не обрадовало Иону. Тогда по промыслу Божию перед ним выросло большое растение, дающее тень и укрывающее его от зноя, но на следующий день оно засохло. Иона был сильно огорчен. И Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился … мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…»
На фреске перед Ионой изображены коленопреклоненный царь с кающимися вельможами и народом.
Икона Спаса Всемилостивого в интерьере летнего храма Воскресенского собора
Спас Всемилостивый.
Икона XV века
Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий.
Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой (конфискованы коммунистами в 1923 году).
По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская).
XIX век
Название иконы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.
Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.
Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.
Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.
Святые апостолы Петр и Павел.
Икона с деяниями, в 16 клеймах. 70-е годы XVII века
В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма. Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.
Священномученик Харалампий.
Икона XVIII века
Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.
В Романове-Борисоглебске в XVIII – XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть «романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.
Престольные и чтимые праздники:
23 февраля (день памяти священномученика Харалампия).
22 мая (день памяти святителя Николая Чудотворца).
Десятое воскресенье по Пасхе.
12 июля (день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла).
6 августа (день памяти благоверных князей Бориса и Глеба).
10 августа (день празднования Смоленской иконе Божией Матери).
11 сентября (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).
Городские крестные ходы с иконой Всемилостивого Спаса:
1 октября (память Обратного принесения Образа);
19 ноября (день тезоименитства архимандрита Павла (Груздева):
1, 16 декабря (дни памяти исповедника Гергия Седова);
23 декабря (день памяти священномученика Николая Розова).