расписание служб в храме с балобаново
Храм в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» г. Балабаново
Русская Православная Церковь. Калужская епархия.
Православие.Ru — Новости
Расписание богослужений
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ
в храме в честь иконы Божией Матери «Достойно Есть» в Балабаново.
Седмица 4-я по Пятидесятнице.
22 Июня (Пятница)
17:00 — Вечерня. Утреня.
23 июня (Суббота)
8:40 — Часы.
9:00 — Литургия. Панихида.
17:00 — Всенощное бдение.
24 июня (Воскресенье)
8:40 — Часы.
9:00 — Литургия. Икона Божией Матери «Достойно Есть».
(Престольный праздник)
МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОД В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» В Г.БАЛАБАНОВО БОРОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
ИНН | 4003037750 |
КПП | 400301001 |
БАНК | Отделение №8608 ПАО «Сбербанк России» г.Калуга |
БИК | 042908612 |
Кор/счет | 301018101 0000 0000 612 |
Расчетный счет | 407 038 107 222 400 00 162 |
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Седмица 20-я по Пятидесятнице (ев. чтения 22-й седмицы). Прор. Иоиля (800 г. до Р. Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342). Собор святых Архангельской митрополии.
Сщмчч. Александра Никольского и Сергия Покровского пресвитеров (1937).
Флп., 241 зач., II, 12–16.Лк., 43 зач., IX, 18–22.
Храм Успения Пресвятой Богородицы, д. Балобаново
Настоятель — протоиерей Василий Денисов.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл
Силуэт этого высокого храма встречает каждое судно, входящее в Рыбинский шлюз со стороны водохранилища. Древнее село Балобаново, где расположена церковь, раньше стояло на Мологском тракте. Успенская церковь является довольно редким для сегодняшнего времени большим двухэтажным храмом и имеет непростую историю строительства, которая, вероятно, скрывает немало любопытных подробностей, ждущих своего исследования.
Первый этаж Успенского храма был возведён в 1740-1752 годах и является самой старой постройкой среди действующих церквей Рыбинского края. А верхнюю церковь освятили только в 1828 году. В Успенском храме сохранились интерьеры ХIХ века, классический многоярусный резной иконостас, изготовленный в 1825-1827 годах, с иконами работы архиерейского иконописца Николая Антонова и стенная роспись, исполненная в 1837 году ярославскими мастерами и поновленная в 1950-е годы.
Сохранил свои интерьеры и нижний зимний Никольский храм. Здесь иконостас был установлен в 1840-х годах рыбинским мещанином Василием Сырцовым, а иконы для него создал ярославский иконописец Павел Ушаков. В 1871 году мологский мещанин Виссарион Рождественский написал в алтаре пять клейм и на своде «звёзды по золоту». Сам храм росписей не имел. Существующая роспись выполнена в 1980-е годы в стилизованных традициях ярославской школы ХVIII века.
В годы советских гонений двухэтажный храм облагался весьма внушительным налогом на недвижимость. Община с большим трудом оплачивала этот налог. Древняя церковь выдержала все испытания. Это был один из немногих храмов в окрестностях города, не закрывавшихся в советское время.
На протяжении многих лет в приходе сохраняется традиция почитания Югской иконы Божией Матери, бывшей в дореволюционные годы главной святыней Рыбинского края. После закрытия Югской пустыни чудотворный образ, хранимый там, бесследно исчез, а в Успенской церкви села Балобаново прихожане сохранили один из монастырских списков святыни. Ежегодно 16 июня, в день празднования в честь Югской иконы Божией Матери, здесь совершается Божественная литургия.
16 июля 2015 года, в день 400-летия явления Югской иконы Божией Матери и основания Югской Дорофеевой пустыни, состоялся крестный ход. Он прошёл от Успенского храма в селе Балобаново до поклонного креста, установленного в память Югской Дорофеевой пустыни. Крестный ход отправился рано утром от Успенской церкви.
История этого образа восходит к 1615 году, когда на русскую землю напали шведы. Разоряя города, церкви и монастыри, они дошли до Пскова. В Псково-Печерской обители жил схимник Дорофей, пришедший сюда из села Нижне-Никульское, близ города Мологи. В те дни, молясь, он услышал голос, повелевавший ему взять образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не отпустил подвижника. Тогда Иоакиму во сне явилась Богоматерь и попросила отпустить Дорофея.
Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села. В семи верстах от него, в месте слияния рек Белая и Чёрная Юга, он остановился отдохнуть. Поставив икону на дереве, задремал, а когда собрался продолжать путь, не смог сдвинуть икону с места. После нескольких попыток Дорофей услышал голос, исходящий от образа: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». Было это 16 июня 1615 года. Так получил своё начало один из крупнейших монастырей дореволюционной России – Югская Дорофеева пустынь. Ежегодно его посещали около пяти тысяч паломников.
После революции Югскую пустынь постигла судьба многих русских монастырей – в 1918 году на территории монастыря разместили детскую трудовую коммуну. Большая часть построек была передана совхозу «Юга». Во время кампании по изъятию церковных ценностей ризница монастыря была разграблена, часть духовенства осуждена. Монастырь прекратил своё существование. В те годы исчезла и чудотворная Югская икона Божией Матери.
В 1930-е годы на территории пустыни расположился «Волгострой», а в 1941 году Югская Дорофеева пустынь была затоплена при строительстве Рыбинской ГЭС. Почти все постройки были взорваны.
Однако в Рыбинском крае все годы жила память о Югском Дорофеевом монастыре и его святыне. С конца 80-х годов прошлого века зародилась традиция 16 июня совершать богослужения на водах Рыбинского моря. На берегу водохранилища напротив монастыря установлен памятный крест. С тех пор и местность эта начала постепенно оживать.
Настоятель Успенской церкви священник Василий Денисов имеет правительственную награду – медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы». Вручая её на епархиальном собрании в Толгском монастыре, начальник управления исполнения наказаний Игорь Мудров говорил о том неоценимом вкладе, который внёс отец Василий в духовное очищение людей, вступивших в конфликт с законодательными и нравственными нормами общества. Часовня, молельная комната, иконописная мастерская – это только внешние атрибуты религиозной миссии. Общение людей, оказавшихся в очень непростой жизненной ситуации, со служителем церкви даёт им самое главное в жизни – веру в то, что жизнь продолжается. Хотя пути Господни и неисповедимы, но ведут они не в трясину, а к Храму, который отец Василий строит в душах прихожан не только Макаровской и Балобановской церквей, но и осуждённых.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново
Богослужения совершаются регулярно.
Высокая церковь на берегу Рыбинского водохранилища, когда-то это был правый берег Волги. Она плотно укрыта деревьями и окружена кладбищем со всех сторон.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
31 октября память апостола и евангелиста Луки
Жизнь и труды апостолов – Святой евангелист Лука
Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из просвещенной греческой среды.
Показать полностью. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле (Лк.10,1-3). После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус.
Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига (2Тим.4,10). После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахаию, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь.
Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет», – сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62–63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк.1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк.1,4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии (Лк.2,19, 51).
В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62–63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования – Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом) как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире (Деян.15,6-29). Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова.
Апо́стольских дея́ний сказа́теля,/ и Ева́нгелия Христо́ва све́тла списа́теля,/ Луку́ препе́таго, сла́вна су́ща Христо́ве Це́ркви,/ пе́сньми свяще́нными свята́го апо́стола похва́лим,/ я́ко врача́ су́ща, челове́ческия не́мощи,/ естества́ неду́ги и я́зи душ исцеля́юща,// и моля́щася непреста́нно за ду́ши на́ша.
И́стиннаго благоче́стия пропове́дника,/ и та́ин неизрече́нных ри́тора,/ звезду́ церко́вную, Луку́ Боже́ственнаго восхва́лим:/ Сло́во бо его́ избра́ с Па́влом му́дрым, язы́ков учи́теля,// Еди́н ве́дый серде́чная.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
30 октября
В церкви в этот день вспоминают о пророке Осии, который проживал в IX веке. Все его пророчества, которые он озвучивал при жизни, были включены в книги Священного Писания. В народе праздник в его честь получил название Осия Колесника.
Также 30 октября принято почитать память святого Андрея Критского. Он был казнен за свою веру во Всевышнего
В календаре праздничных событий значится праздник, посвященный перенесению мощей Лазаря Четверодневного из Китии в Константинополь.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
26 октября память иконы Иверской Божией Матери
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России.
Показать полностью. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 25 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.
А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
24 октября память ап. Филиппа, от семи диаконов
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Филипп, один из семи диаконов
Святой апостол Филипп, из числа 70-ти, родился в Кесарии Палестинской, был женат и имел детей.
Показать полностью. После Сошествия Святого Духа двенадцать апостолов поставили его на диаконское служение в Иерусалимской Церкви и поручили, как и прочим шести диаконам, заведовать приношениями верующих и заботиться о вдовах, сиротах, убогих. Старшим среди семи перводиаконов был святой архидиакон Стефан. Когда начались гонения и первомученика Стефана иудеи побили камнями, апостол Филипп покинул Иерусалим. Он переселился в Самарию, и там успешно проповедовал христианство. В числе обращенных апостолом был знаменитый волхв Симон, который, «крестившись, не отходил от Филиппа» (Деян.8:9-13).
По указанию Ангела Господня апостол отправился на дорогу, соединявшую Иерусалим с Газой, и там встретил сановника царицы Эфиопской, которого тоже обратил в христианство (Деян.8:26-39). Святой апостол Филипп неутомимо проповедовал Слово Божие во многих странах Ближнего Востока, расположенных рядом с Палестиной. В Иерусалиме апостолы рукоположили его в сан епископа и послали в Лидию, где он крестил многих. Скончался святой Филипп в глубокой старости.
Апо́столе святы́й Фили́ппе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
17 октября (4 октября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Неделя 17-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением (семнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору Казанских святых, а также память 27 известных поимённо угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.
Показать полностью.
Обретение мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Честные мощи этих великих русских святых были обретены в 1595 году от Рождества Христова.
Священномученик Иерофей, епископ Афинский. Этот святой апостольского века, как и священномученик Дионисий Ареопагит, чья память совершалась вчера, был членом афинского ареопага (верховного суда), обращённым ко Христу первоверховным апостолом Павлом. Святой Иерофей также был рукоположен в епископский сан, вместе со святым Дионисием побывал в Иерусалиме, где застал последние дни земной жизни Пресвятой Богородицы, и тоже принял мученический венец за верность Христу и Его Церкви.
@
Мученики Гаий, Фавст, Евсевий и Херимон. Александрийские святые страдальцы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в III столетии от Рождества Христова.
Священномученик Пётр Капетолийский (Капитолийский). Христианский священнослужитель, уроженец Капитолии, пострадавший от агарян-мусульман за резкие обличения ислама и исповедание христианства в 715 году от Рождества Христова.
Мученицы Домнина Ефесская и дщери её, Вероника (Виринея) и Проскудия (Просдока). Святые страдалицы начала IV столетия от Рождества Христова, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви в период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана) в 304 году.
Мученик Давикт (Адавкт) и дщерь его, мученица Каллисфения. Эти святые также пострадали в начале IV века от Рождества Христова. Как и мученицы Домнина Ефесская и дщери её, Вероника (Виринея) и Проскудия (Просдока), они тоже приняли мученические венцы в малоазийском городе Ефессе.
Преподобный Павел Препростый. И этот святой совершал свои монашеские подвиги в IV столетии. Ещё до принятия монашества он был известен своей бескорыстностью, открытостью и молитвенностью. После измены супруги ушёл в монастырь преподобного Антония Великого, который, несмотря на 60-летний возраст святого Павла, после испытания принял его в обитель. Святой Антоний высоко ценил старца и даже говорил о нём так:
Великие в вере могут изгонять только малых бесов, а смиренные, как Павел Препростый, имеют власть над князьями бесовскими.
Преподобный Аммон (Аммун) Египетский. Современник предыдущих святых, святой Аммон в юности женился, но вместе с супругой принял решение сохранить девство и вести в супружестве, по сути, монашеский образ жизни. В итоге оба приняли постриг, супруга святого Аммона основала женскую обитель в их доме, а сам он ушёл в Нитрийскую пустыню, где 22 года совершал отшельнические духовные подвиги и сподобился за это от Бога даров чудотворения и прозорливости. Скончался святой Аммон около 350 года от Рождества Христова.
Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский. Русский святой XI столетия от Рождества Христова, старший сын благоверного Великого Князя Ярослава Мудрого и внук равноапостольного Великого Князя Владимира, Крестителя Святой Руси. Прославился мудростью и молитвенностью, однако отошёл ко Господу относительно молодым даже для того времени, скончавшись в возрасте 32 лет в 1052 году.
Преподобные Елладий, Онисим и Аммон Печерские. Русские святые, совершавшие монашеские подвиги ещё в доордынскую эпоху в первом монастыре Святой Руси – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в XII-XIII веках от Рождества Христова. Особенно среди них прославился святой Аммон, затворник Печерский, также получивший имя Трудолюбивого.
Праведный Стефан Щилянович. Святой Сербской Православной Церкви, многое сделавший для защиты христианства и поддержки православного населения Сербии в условиях турецкого ига. Отошёл ко Господу в 1515 году от Рождества Христова.
Священномученики Димитрий Вознесенский, пресвитер (1918), Николай Верещагин, Михаил Твердовский, Иаков Бобырев, Тихон Архангельский, пресвитеры, преподобный Василий (Цветков), архимандрит (1937), и святая Хиония Архангельская, исповедница (1945). Православные священнослужители, в том числе в монашеском чине, а также мирянка-исповедница, пострадавшие за верность христианской вере в этот день в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас!
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
16 октября память священномучеников Дионисию Ареопагита, епископа, Рустика, пресвитера, и Елевферия, диакона
ЖИТИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКОВ ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА, ЕПИСКОПА, РУСТИКА, ПРЕСВИТЕРА, И ЕЛЕВФЕРИЯ, ДИАКОНА
Показать полностью.
Священномученики Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81–96). Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян.17,16-34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин. В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире Ангельском. Ангельская (или Небесная) иерархия состоит из девяти Ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы (Собор Небесных Сил бесплотных – 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной Ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга святителя Дионисия «О церковной иерархии» является продолжением его книги «О Небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и Ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных Таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Тайн Божиих. Но вне церковных Таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога – нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют «Ареопагитики») имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI–VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662).
В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих «Ареопагитик» был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.
Тропарь священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 4
Бла́гости научи́вся, и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная,/ и ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ священному́чениче Диони́сие,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученику Дионисию Ареопагиту, епископу Афинскому, глас 8
Небе́сная врата́ проше́д ду́хом, я́ко учени́к/ до тре́тияго небесе́ дости́гшаго апо́стола, Диони́сие,/ неизрече́нных обогати́лся еси́ вся́ким ра́зумом,/ и озари́л еси́ во тьме́ неве́дения седя́щия./ Те́мже зове́м:// ра́дуйся, о́тче всеми́рный
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
14 октября Покров Пресвятой Богородицы
Влахернская церковь всегда была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза: (по-гречески – «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. В IX веке от Р.Х. наши предки – русы, тогда еще язычники, осадили Константинополь.
Показать полностью. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.
Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения руссов, стал одним из главных праздников русской церкви. Все дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее. Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их – так Православие впервые пришло на Русь. А чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству.
На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.
В Москве есть Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова русские овладели городом.
Празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября по новому стилю.
Долгое время праздник Покрова праздновался только в России, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь. Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.
Особо почитается Божья Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, являющееся земным уделом Богородицы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Балобаново запись закреплена
10 октября
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКОГО
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян.
Показать полностью. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность.
ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ КАЛЛИСТРАТА И ДРУЖИНЫ ЕГО: ГИМНАСИЯ И ИНЫХ
Святой Каллистрат родом из Карфагена. Дед святого Каллистрата Неоскор служил при императоре Тиверии в Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и был свидетелем Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его мученической смерти и преславного Воскресения. Отец святого был христианином, он воспитал сына в вере и благочестии. Как и его отец, святой Каллистрат стал воином и выделялся среди соратников-язычников добрым поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он обычно вставал на молитву. Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает Имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил твердым и решительным отказом. Тогда военачальник приказал избивать святого, а затем, израненного, волочить по острым камням. Побои и пытки не сломили твердой воли и мужественного терпения страдальца. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок Промыслом Божиим наткнулся на острый камень и разорвался, а святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым. Увидев такое чудо, 49 воинов уверовали во Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата вместе с уверовавшими воинами в темницу. Все они были подвергнуты перед тем бесчеловечному избиению. В заточении святой Каллистрат продолжал проповедовать воинам Слово Божие и укреплял их дух к мученическому подвигу. Призванные вновь к военачальнику, страдальцы твердо исповедали веру во Христа, после чего им связали руки и ноги и бросили в пруд. Но связывавшие их узы распались. Со светлыми лицами стояли святые мученики в воде, радуясь своему Крещению, которому сопутствовал мученический подвиг. Над их головами был виден прекрасный светлый венец, и все услышали голос: «Мужайся, Каллистрат, со стадом твоим, и иди успокоиться в вечных селениях». Одновременно с этим знамением земля содрогнулась и стоявший невдалеке идол упал и разбился. Видя всё происходившее, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа. Военачальник, боясь возмущения в войске, судить их не стал, а святого Каллистрата с дружиной опять заключил в темницу, где они горячо молились и благодарили Создателя, давшего им силу переносить страдания. Ночью по приказу военачальника мучеников изрубили мечами на части. Святые останки их погребли оставшиеся в живых 135 воинов, а впоследствии на месте их страдания, как и предсказывал святой мученик Каллистрат, была сооружена церковь.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЯ ПАТРИАРШЕГО ПРЕСТОЛА
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Пётр Фёдорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. При всей своей занятости он находил время для научных занятий и в 1897 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».
Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции Пётр Фёдорович до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода.
В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года.
В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона — это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу.
Предвидя свой скорый арест, Владыка составил завещание о своих Заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги, для пересылки ссыльным священнослужителям. Агенты Г. П. У. предлагали ему пойти на уступки, обещая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: лжёте; ничего не дадите, а только обещаете. ».
В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован — для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе, Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.
В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки-самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели. Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. Но в той же ссылке Владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но Святитель категорически отказался от этого предложения.
Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. Все годы тяжёлого одиночного заключения он даже словом не проявил ни к кому неприязни или нерасположения. В то время он писал: «. как Предстоятель Церкви я не должен искать своей линии. В противном случае получилось бы то, что на языке Церковном называется лукавством». На предложение властей принять на себя роль осведомителя в Церкви, Патриарший Местоблюститель резко ответил: «подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре». И хотя Первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надёжным островком твёрдости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти.
Условия заключения Святителя были очень тяжелы. Владыка страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, он был лишён всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем. Когда же до него дошли сведения о выходе «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), являвшегося его заместителем, Владыка был потрясён. Он был уверен в митрополите Сергии, в том, что тот осознаёт себя лишь «охранителем текущего порядка», «без каких-либо учредительных прав», что Святитель ему и указал в письме 1929 года, где мягко укорил митрополита Сергия за превышение им своих полномочий. В том же письме Владыка просил митрополита Сергия «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в Ней раздоры и разделения. ».
В начале 1928 года с Владыкой имел возможность встретиться и беседовать участник одной научной экспедиции, профессор Н. Ему Владыка так сказал о своей оценке деятельности митрополита Сергия: «Для Первоиерарха подобное воззвание недопустимо. К тому же я не понимаю, зачем собран Синод, как я вижу из подписей под Воззванием, из ненадёжных лиц. В этом воззвании набрасывается на Патриарха и меня тень, будто бы мы вели сношения с заграницей политические, между тем, кроме церковных, никаких отношений не было. Я не принадлежу к числу непримиримых, мною допущено всё, что можно допустить, и мне предлагалось в более приличных выражениях подписать Воззвание, но я не согласился, за это и выслан. Я доверял м. Сергию и вижу, что ошибся».
В 1929 году священномученику Дамаскину, епископу Стародубскому, удалось наладить через связного общение с митрополитом Петром. Через этого связного Святитель устно передал следующее:
«1. Вы, епископы, должны сами сместить митрополита Сергия.
2. Поминать митрополита Сергия за Богослужением не благословляю».
В 1930 году из зимовья Хэ Святитель написал ещё одно, последнее, письмо к митрополиту Сергию, где выразил огорчение, что тот, как лицо ему подчинённое, не посвятил его в свои намерения относительно легализации Церкви путём недопустимых компромиссов: «Раз поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше». Выражая своё отрицательное отношение к компромиссу с коммунистами и к уступкам им, допущенным митрополитом Сергием, Владыка прямо требовал от последнего: «если Вы не в силах защищать Церковь, уйдите в сторону и уступите место более сильному».
Таким образом, Святитель считал, что русские архиереи должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния. Возможно, для этого и было подготовлено в 1934 году Послание священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) о запрещении митрополита Сергия в священно-служении.
В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего Святителю стать осведомителем Г. П. У. Ещё ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого Святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.
Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного Местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра, вся Церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Пётр, дождавшись дня освобождения — 23 июля 1936 года — в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения ещё на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года и власти решили объявить Святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, которому в декабре был усвоен Патриаршего Местоблюстителя — ещё при живом митрополите Местоблюстителе Петре. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя.
В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течении четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «. проявляет себя непримиримым врагом советского государства. обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. К. В. Д. в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование Н. К. В. Д. отказаться от сана Местоблюстителя».
27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.
Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви