расписание служб в борисоглебском монастыре в торжке
Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь
Новоторжский Борисоглебский монастырь – один из древнейших Российских православных монастырей — был основан в 1038 г. преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается третьим монастырем со времени их появления в России. Название обители возникло от имен двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
Устроитель монастыря преподобный Ефрем был родом из Угорской земли (нынешней Венгрии) и имел двух родных братьев – Георгия и Моисея, вместе с которыми он пришел в Киев на службу к князю Борису, у которого служил в звании конюшего. Равноапостольный князь Владимир приказал в 1015 году сыну своему Борису отразить печенегов, которые нападали на юго-восточные пределы России. Молодой князь с радостью отправился в поход на врагов. В числе дружины были Моисей и Георгий; самому же Ефрему по особенному устроению Промысла Божия не случилось быть в этом походе. Неприятели ещё ранее прибытия Бориса бежали, и князь радостно возвращался домой. На дороге застигла их весть, что князь Владимир скончался и Святополк, усыновлённый племянник Владимира, желая один владеть Русской землёй, объявил себя великим князем и послал убийц погубить Бориса и Глеба. Борис не хотел допустить и мысли о злобе и коварстве старшего брата и не принял никаких предосторожностей. Вскоре, в ночь с субботы на воскресенье, убийцы, присланные Святополком, ворвались в княжеский шатёр и бросились на князя с копьями. Брат Ефрема Георгий, пытаясь защитить господина, загородил его своим телом, был пронзён копьями и умер. Убийцы не смогли снять с него золотую гривну, подаренную Борисом, и отрубили ему голову. А благоверного князя, исколотого, но ещё живого, отвезли к Святополку, который повелел довершить злодеяние — вонзить меч в сердце страстотерпца. Это произошло 24 июля 1015 года на берегах реки Альты, в нынешней Полтавской губернии. Преподобный Ефрем, придя на место убийства князя и желая погрести тело и брата своего Георгия, нашел лишь одну отсеченную главу, которую впоследствии по завещанию прп.Ефрема, братия Новоторжской обители положили в его гроб при погребении.
Другой брат Ефрема Моисей спасся от смерти и принял монашество в Киево-Печерском монастыре.
После мученической кончины князей и брата Георгия, прп.Ефрем решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и нуждающимся. Особое Божие провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно – иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе. В 1038 году им был построен первый каменный собор в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. 28 (10) февраля 1053 года архимандрит Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей. До наших дней первый каменный собор Новоторжской обители не сохранился и о его архитектурном облике мы можем сложить представление по иконописным изображениям прп.Ефрема.
Более пятисот лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного нетленные мощи преподобного были обретены. С тех пор ежегодно 24 июня в Новоторжской Борисоглебской обители празднуется это событие.
Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема были открыты мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.
Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик преподобного Ефрема, был одним из самых ревностных и усерднейших помощников в устроении Борисоглебской обители. Он родился в начале XI века в городе Вязьме, происходил из рода купцов Сырейщиковых, отличавшихся особой религиозностью. С малых лет возлюбив сердцем и душой Господа, он всю жизнь посвятил служению Ему. Прикрывая свою высокую ангельскую жизнь юродством, он днём веселил и удивлял недальновидных своей детской простотой, незлобием и мнимым неведением всех нужд мирских и потребностей житейских, а ночь проводил в молитвенной беседе с Богом, на камне, близ собора. Когда случалось быть крестному ходу куда-нибудь из собора, Аркадий за два дня брал метлу, шёл и очищал улицы, начиная от собора до той церкви или того места, куда совершался крестный ход. Вскоре люди стали узнавать об ангельской жизни преподобного Аркадия.
В то время преподобный Ефрем из Торжка неоднократно ходил в Киев к более опытным старцам-подвижникам. Однажды на пути из Киева зашел он в Вязьму, узнал юношу-подвижника Аркадия, благословил его на преуспеяние в духовном совершенстве. С тех пор Аркадий стал посещать преподобного Ефрема. А со временем, укрепившись в подвигах духовных, оставив дом свой, он ушел навсегда в Торжок, сподобился там от преподобного Ефрема иноческого образа, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители, и, прожив в ней несколько лет, преставился и мирно отошёл ко Господу. Тело его было погребено рядом с телом учителя и наставника, преподобного Ефрема. Всенародная молва о его святости, высоких духовных подвигах и всеобщее почитание вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.
За свою многовековую историю обитель первых русских святых переживала периоды разорения и расцвета, становилась местом распространения культуры и письменности по центральной части Руси. Вместе с отечеством своим монастырь претерпел неоднократные опустошения, трижды горел в междоусобных войнах в 1167, 1181, 1372 годах. В 1237 году монастырь подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз – во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году литовцы захватили город, разорили монастырь и разогнали братию. Второй раз – в 1609 году, в царствование Василия Шуйского, монастырь с городом были разорены поляками. Деревянная монастырская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми прихожанами. Но при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной. После столь многократных разорений и опустошений монастырь был приведен в крайнюю нищету и бедность, достояние монастыря по описям было очень скудным.
Далее начинается новый период в жизни обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревность своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств перед государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, что служило его украшению.
Архимандрит Новоторжского монастыря Иоасаф II стал впоследствии русским патриархом (время патриаршества 1667-1672), в период правления которого активно издавались миссионерские, катехизические и богослужебные книги.
В 18 веке монастырь становится активным просветительским центром благодаря стараниям митрополита Платона (Левшина), который, возглавляя Тверскую кафедру, в 1772 году учреждает при Борисоглебском монастыре духовное училище.
В 1800 году архимандритом Новоторжского мужского монастыря становится архимандрит Никанор, вошедший в историю монастыря как строитель. Он испросил благословение священноначалия на дальнейшую перестройку монастырских зданий, которые после постройки нового Борисоглебского собора, выбивались из нового контекста ветхостью и архитектурным несоответствием. Так, в 1804 г. начато строительство колокольни с церковью Спаса Нерукотворного образа, которая была освящена 27 августа 1811 г.. В 1811 г в ряду монастырской стены, рядом с колокольней выстроен каменный двухэтажный флигель. В нижнем этаже его помещались странники и приходящие богомольцы, а в верхнем впоследствии разместилась церковно-приходская школа, открытая с 1889 года. В 1814 году перестроена из деревянной в каменную Крестовоздвиженская часовня на городской площади. В 1818 и 1819 гг., при архимандрите Никаноре и Сергие II устроен корпус братских келий.
В 1849 году настоятелем Новоторжского Борисоглебского монастыря был определён архимандрит Христофор. 5 марта 1850 года, по докладу св. Синода, состоялось Высочайшее назначение, а 25 марта рукоположение архимандрита Христофора во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской митрополии, причем рукоположение в Александро-Невской лавре совершал соборно с другими иерархами первенствующий член Синода, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский), давно знавший и высоко ценивший преосвященного Христофора..В 1855 году он рукоположил в священный сан отца Иоанна Кронштадтского.
Ещё одним из деятельных архимандритов монастыря был архимандрит Антоний. В 1874 году в царствование императора Александра Николаевича по благословению архиепископа тверского Филофея при архимандрите Антонии на средства новоторжских купцов Василия, Иоакима и Николая Карповичей Штанковских была устроена новая серебряная рака с сенью для прп.Ефрема Новоторжского. В 1879г. усердием купца И.К. Штанковского на левой стороне входоиерусалимской церкви устроен придел во имя св.прав. Богоотец Иоакима и Анны. При сем же настоятеле в сей церкви устроено новое крыльцо с лестницею из тесанного камня высокого достоинства и в 1887 году вызолочена глава на ней и сделана печь под церковью нового устройства. В 1882 г. написан акафист прп. Ефрему Новоторжскому.
После революции здания монастыря постепенно стали передаваться в ведение местного самоуправления: в 1917 году — здание школы с инвентарем, в 1918 – кельи настоятеля переданы под богадельню…Последним был передан Борисоглебский собор, который действовал как приходской храм до 1931 года, когда святыни собора, в т.ч. мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских были перенесены в Благовещенский храм Торжка. Выставлены на всеобщее обозрение и вскрыты мощи были ещё в 1919 году, о чем был составлен протокол. Вскоре в 1925 году братию распустили, а в монастыре с этого времени до 1944 года размещали различные учреждения: инвалидный дом для мужчин и женщин, валяльную мастерскую со складами, общежитие для трактористов льно-совхоза, совхоз-училище, склады кож-завода и зерно-торга, в предвоенные годы – авиационные военные склады, в период ВОВ – лагерь военнопленных. В августе 1944 года на базе сапоговаляльной фабрики была открыта колония и размещалась она на территории Борисоглебского монастыря. В 1947 году ИТК-4 преобразована отдельный лагерный пункт №101, который выехал из монастыря только в 1982 году в отдельное новое здание на окраине Торжка. Затем в стенах монастыря был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а после в 1987 г. — Всероссийский историко-этнографический музей, созданный по инициативе Дмитрия Сергеевича Лихачева. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. Первым после воссоздания настоятелем монастыря по благословению архиепископа Тверского и Кашинского стал игумен Вассиан (Кураев). Первые пять монахов поселились на территории монастыря только в 1995 году, в одноэтажном корпусе, построенном для содержания заключенных. В декабре 1997 года было передано первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря — Введенский зимний храм, а 24 июня 1998 году в нем была совершена первая Божественная Литургия.
С 2010 года и по настоящее время Новоторжским Борисоглебским монастырем управляет иеромонах Арсений, поставленный игуменом из числа братии Нило-Столобенской пустыни по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. Количество братии на сегодняшний день – (6) человек, 4 трудника. Силами и трудами братии приводится и благоустраивается территория монастыря, реставрируются здания. При поддержке федеральной программы «Культура России» отреставрирован корпус братских келий, в котором открыта гостиница для паломников и гостей, произведена реставрация и внешняя отделка настоятельского корпуса. Силами монастыря отреставрирована лестница на смотровую площадку и кровля надвратной колокольни, установлен крест, отреставрирована Торговая лавка XIX в., в которой открыта монастырская трапезная. Помимо внешнего восстановления монастыря, идет возрождение и духовной жизни, прежде всего молитвенной. Ежедневно в единственном действующем Введенском храме совершаются богослужения, который открыт для посещения с утра до вечера. Просветительская деятельность также имеет место в жизни монастыря: экскурсии для гостей и паломников, проведение и участие в конференциях, налаживание студенческого и школьного обмена на основе духовно-нравственных, культурологических, познавательных проектов, организация конкурсов детских рисунков, организация пленэров для художественных школ, училищ, Союза художников (проект «Русская Атлантида»), сотрудничество с МАРХИ, организация обмерной практики издательская деятельность, окормление социальных учреждений, сотрудничество с различными СМИ: редакциями газет и журналов, телекомпаниями местного, регионального и общероссийского уровня, создателями народных путеводителей и блогерами – всё это реалии современной жизни монастыря.
Борисоглебский мужский монастырь в Торжке
Прикоснуться к старинной святыне, хранительнице христианских ценностей и духа начала второго тысячелетия можно в Новоторжской обители, на территории которой рядом с реставрационными храмами еще стоят древние развалины.
Борисоглебский монастырь в Торжке — мужская обитель, древнейшая святыня Тверского края, основанная во времена Ярослава Мудрого.
История основания обители
В начале второго тысячелетия на территории Руси женские и мужские монастыри только начали появляться. В начале 11 века началось возведение Киево-Печерской лавры, а параллельно с ней был заложен Борисоглебский монастырь в Торжке.
Испытания и Божья милость шли рядом в истории строительства мужской святыни.
Вопреки всем потрясением стоят и остаются неповрежденными каменные постройки главного собора.
В начале 15 века Торжская святыня представляет жалкое зрелище, в нищете несколько неграмотных иноков поддерживали уголек духовной жизни в ней.
15-19 века относятся ко времени процветания, усердие и ревность священнослужителей, ходатайственные молитвы и письма к государям сделали свою работу.
В процветающей мужской обители Торжка особое внимание уделялось:
В результате этого обитель посещало множество прихожан, увеличивались пожертвования, и монастырь процветал вплоть до нового испытания, революции 1917 года.
Революционные года и время разрухи
То было страшное время для древней святыни, пережившей много испытаний, но основное поругание ждало впереди.
В 1919 году вскрывается гробница преподобного Ефрема. После открытия раки большевики были поражены тем, что обнаружили в гробу 2 головы, они ведь не знали, что по завещанию брата Георгия его голова была захоронена с мощами преподобного Ефрема.
В 1923 году хранителем серебряной раки с мощами прп. Ефрема становится Михайло-Архангельский храм, откуда в 1926 году святые останки исчезли в неизвестном направлении. Ныне в обители хранятся частицы святых мощей.
В 1925 году монастырь полностью закрывают, официальный запрет на богослужения выдается в 1931 году, братию распускают, а в святых стенах располагаются склады, общежития совхоза.
В начале сороковых годов здесь располагается училище, в 1936 году святые помещения передаются под размещение воинской части, авиационных складов, потом в ней селят военнопленных. С 1944 года на территории древнейшего в России Борисоглебского монастыря обосновывается тюрьма для особо опасных преступников, позже там селят алкоголиков для лечения от алкогольной зависимости.
Только один Бог знает, сколько усилий было приложено, чтобы в 1989 году вернуть святыню хотя бы под устройство в ней историко-этнографического музея, руководство которого всеми силами старалось начать реставрацию разрушенных тюремными заключенными стен.
Период возрождения
В 1993 году право на совместное владение монастырскими постройками и территорией обретает музей и православная церковь. Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил игумена Вассиана (Кураева) на место настоятеля возрождаемой обители.
Целых два года приехавшие в полуразрушенные здания пять братьев строят для проживания корпус.
В 1995 году посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием ІІ, приехавшим на празднование четырехсотлетия Нило-Столобенской пустыни, дается толчок в воскрешении Торжской святыни.
Архитектурный ансамбль Введенской церкви передается в собственность монастыря в 1997 году, и уже 24 июня 1998 года древнейший Борисоглебский монастырь принимает прихожан на первую после восстановления Литургию.
К 2003 году в ново отреставрированной обители проживает 11 насельников.
Современность
Ныне Борисоглебский монастырь является визитной карточкой Торжка, даже его нереставрированные храмы манят своей древностью и святостью.
Святыни
Основными святынями святой обители являются вещи, имеющие отношение к преподобному Ефрему:
В помощь паломникам
Добраться до древнейшей обители проще всего, воспользовавшись электричкой или автобусом, они каждый час отправляются в сторону Торжка.
Путешествующие на своем транспорте из Москвы могут проехать примерно 240 километров до Борисоглебского монастыря за пару часов, следуя указателям.
Ежедневно в обители в 8.30 начинается утреня, а в 16.00 прихожане собираются на вечернее служение.
Монастырь имеет возможность принимать паломнические группы на несколько дней, проживание в монастырской гостинице, трапезная при обители открыта для прихожан, паломников и туристов.
Борисоглебский монастырь в Торжке
Как правило, путешественники по Тверской и Новгородской области делают в Торжке короткую остановку, в лучшем случае осматривая Новоторжский монастырь. На самом деле, этот маленький городок достоин более внимательного рассмотрения. Я пробыла здесь два дня и программа была очень насыщенной и интересной, в чем большая заслуга нашего экскурсовода Валерия Чукова. В своей авторской экскурсии Город золота, бархата и серебра он показал нам самые интересные места маленького Торжка.
Торжок – один из старейших городов России. Он никогда не был захвачен иностранцами и всегда находился в составе России. Много интересного и уникального сохранил город до наших дней.
По пути в Торжок мы проезжали много мест, интересных своей историей, ноя хочу сказать несколько слов про один храм. Он находится в Хотилово, и стоит прямо на Государевой дороге. Его история начинается во времена правления Елизаветы, дочери Петра I. Детей у нее не было, и главным претендентом на престол был ее племянник, Петр. В одном из путешествий, во время возвращения из Твери Петр заболел черной оспой. Он практически умирал и Елизавета Петровна дала обет, что она будет молиться днем и ночью до исцеления будущего императора. И если он выздоровеет, она построит храм, здесь на Государевой дороге. Два месяца, молитвами и лекарствами пытались спасти жизнь Петра. Он излечился и по указу императрицы в Хотилово был построен храм и это место по праву можно назвать чудесным, здесь произошло чудесное исцеление будущего императора.
А тем временем, мы приехали в Торжок и первая наша остановка в Борисоглебском монастыре, старейшем монастыре Тверской области. О нем я и расскажу вам подробнее.
В 1138 году к монастырю пришли жители Великого Новгорода и попросили у монахов разрешения поселиться около него. Так появилась крепость, а позже — город Новый Торг около монастырских стен.
Скоро Борисоглебскому монастырю будет 1000 лет, но первоначальные постройки уже не сохранились. И дело не в том, что они были разрушены или уничтожены. Торжок всегда был богатым городом, монастырь получал большие пожертвования и было достаточно средств для перестройки или обновления обветшалых строений. Сейчас самое старое здание монастыря – это храм конца XVII века.
На другом берегу реки Тверцы, напротив мужского Борисоглебского монастыря, находился женский монастырь, но до наших дней он не сохранился. Эти места были центром культурной жизни города, здесь находились иконописные мастерские, библиотеки. Есть даже версия, что книги из монастырской библиотеки использовал Карамзин при написании «Истории государства Российского».
Главный храм монастыря, храм святых мучеников Бориса и Глеба, был построен архитектором Николаем Львовым. Он родился недалеко от Торжка, провел здесь свое детство, и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города. Сейчас храм закрыт, находится на реставрации, и возможно уже ближайшим летом жители и гости города смогут увидеть сохранившиеся росписи в его интерьере.
От храма открывается красивый вид на реку Тверца.
Не менее красивая свечная башня 1870 года.
В башне находилась монастырская библиотека, и, по преданию, отсюда отправляли книги Карамзину, для написания «Истории государства Российского».
Колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного образа была построена в 1804-1811 гг. Строительством руководил городской архитектор Ф. Ананьин, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка». Колокольня возвышалась над монастырем и «своей красотой придавала величественный вид всей обители».
Сейчас колокольня находится на реставрации, но все равно выглядит красиво и празднично.
В колокольне храма Спаса Нерукотворного Образа есть смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на монастырь и окрестности. Очень рекомендую подняться!
А когда будете идти наверх, внимательно смотрите по сторонам. В интерьерах сохранились большие фрагменты великолепной росписи, выполненные в 1809 году художником М.Л. Ротокановым. Эта живопись относится к числу лучших образцов церковного искусства своего времени.
Вид с высоты смотровой площадки.
На территории монастыря есть действующая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Внутри красиво и спокойно. Можно поставить свечи или просто прогуляться в тишине.
Глядя на одну из построек монастыря, не сразу можно догадаться, что это монастырский холодильник. Он сохранился с XIX века.
Было жаль покидать это приятное место, но нас ждали другие новоторжские истории.
Прошли через входные ворота 1809 года.
Прощальный взгляд на монастырь…
Борисоглебский монастырь в Торжке я посетила во время экскурсии Город золота, бархата и серебра, авторского тура Валерия Чукова. Очень рекомендую эту экскурсию, подробное описание и запись на сайте компании Серебряное кольцо. А я уже готовлю другие истории о достопримечательностях Торжка. Stay tuned!