расписание служб ново тихвинского монастыря
Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Ново-Тихвинский женский монастырь, расположившийся в Екатеринбурге, является настоящей святой обителью с активной разнообразной жизнью. Меня приятно удивила богатая и увлекательная деятельность, которой занимаются его послушницы – и шьют, и вышивают, и песни поют, и литературу свою издают, и при всем при этом молятся Богу и ведут праведную жизнь.
Пожалуй, это первый монастырь (из тех, с которыми я встречалась), в котором мне захотелось пожить какое-то время.
Об этих и других достоинствах, а также о достопримечательностях и святынях Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге пойдет речь в моем рассказе.
Где находится монастырь?
Основной монастырский комплекс расположился в г. Екатеринбург по ул. Зеленая роща, 1.
Как лучше добираться до монастыря?
Часы работы и особенности посещения
Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до 20:00 как для паломников, так и для туристов.
Вы можете погулять по его территории, посетить храмы и богослужения, исповедаться, а при желании также выполнить полезные послушания на благо монастыря.
Расписание богослужений
Богослужения в основном монастырском храме совершаются ежедневно. Расписание составляется в соответствии с церковным календарем.
Где можно остановиться рядом с монастырем?
В г. Екатеринбурге есть множество гостиниц и хостелов, где вы сможете остановиться на ночь или на несколько дней.
История Ново-Тихвинского монастыря
Достопримечательности монастыря
Главной архитектурной достопримечательностью монастыря является Александро-Невский собор. Он был построен в начале XIX века самими сестрами, но в связи с неопытностью «строителей» уже через 20 лет обнаружились многие дефекты в кирпичной кладке, и собор был перестроен.
Сейчас, после его реставрации, оконченной в 2013 году, собор выглядит очень красиво. Он завораживает своими белоснежными стенами и золотыми куполами, а внутри он еще красивее.
Среди других архитектурных достопримечательностей монастыря рекомендую посмотреть:
Святыни монастыря
Чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери в Ново-Тихвинском монастыре является одной из главных его святынь.
Чудесное появление иконы состоялось еще задолго до строительства Ново-Тихвинского монастыря, в далеком XIV веке. С ней связано множество чудес и удивительных историй.
В Ново-Тихвинском монастыре хранился освященный список с оригинала этой иконы, который также обладал чудотворными свойствами.
С приходом к власти большевиков икона была безвозвратно утеряна.
Фото Ново-Тихвинского монастыря
Красивые цветы дополняют гармонию и нежную атмосферу Ново-Тихвинского монастыря.
Внутри собора очень празднично и красиво.
Одна из послушниц монастыря за работой (здесь действуют иконописные, швейные и другие мастерские, а также пекарня и издательство).
Архитектура Ново-Тихвинского монастыря на фоне города.
Ново-Тихвинский женский монастырь — видео
В этом видео посмотрите маленький отрывок из жизни Тихвинского монастыря.
Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге
Женская православная обитель является крупнейшей на территории Отечества. История монастыря начинается на рубеже XVIII и XIX вв., изначально здесь существовала богадельня при Успенском соборе. В советский период пустынь подверглась разорению и закрытию, возрождение же состоялось в 1994 г. Сегодня здесь продолжается реставрационная деятельность, строятся новые церкви.
История обители
В середине XVIII столетия на окраине Екатеринбурга создали кладбище. Через время рядом с ним на деньги местного купца воздвигли церковь, освященную в честь Успения Богоматери, и притч, где в 1796 г. поселились несколько женщин. Добродетельные матушки создали общину, каждый член которой ежедневно молился, постился и усердно трудился. Количество человек возрастало, сюда принимали всех желающих от маленьких девочек до старушек. Поэтому здание получило название богадельни.
Живя в монастыре, монахини молятся и выполняют послушания, участвуют в богослужениях, а также читают Священное Писание.
Становление
В начале XIX столетия здесь организовывались рукодельные мастерские, сестры продолжали принимать сирот и обездоленных стариков. Настоятельница Таисия ходатайствовала о том, чтобы Синод выделил средств на необходимое увеличение обители, которая становилась все популярнее среди населения.
Колоссальное желание проявлял архиепископ Иустин, мечтавший о том, чтобы Тихвинская обитель стала первоклассной, с больши́м имуществом.
На территории красовалось шесть церквей, находились больничные корпуса и богадельни, на заимках также воздвигались новые соборы и хозяйственные строения. Сестры продолжали оказывать милосердную помощь сиротам, престарелым и обездоленным. Миряне, приходящие сюда, отвлекались от ежедневной суеты и находили великое утешение в молитвах.
Годы разорения
В 1918 г. монахини передавали свежие продукты императору Николаю II и его семье, вскоре расстрелянной большевиками. Сестры несли еду и тогда, когда никого из живых уже не осталось. Послушницы продолжали совершать молитвы и вести иноческую жизнь до 1922 г., когда власти насильно закрыли врата обители. В это же время большевики сожгли документацию, древние книги и летописи, хранившиеся в библиотеки пустыни.
Бо́льшая часть сестер была отправлена в ссылку и тюрьмы. Другие остались в Екатеринбурге или его окрестностях, где проживали в квартирах по нескольку человек. Игуменья Магдалина организовала небольшую общину, которая продолжала жить по православным канонам. Многие подобные группы помогали простым мирянам сохранить веру.
Читайте также похожие статьи:
В самом же монастыре большевистские власти организовали учреждения различной направленности. Многие церковные строение перестраивались, а монастырское кладбище полностью ликвидировали. Здесь выкопали несколько мусорных котлованов, создали военные училища, привезли цистерны для горючего материала. Каменные памятники, дороги и колокола отправили на металлолом и переплавку.
Современность
Возрождение Тихвинского монастыря произошло в 1994 г. Основная проблема заключалась в том, что в церковных постройках располагались различные учреждения, начиная от музея и заканчивая горным институтом. Практически все здания находились в ветхом состоянии, купола храмов были убраны, внутренняя планировка кардинально изменилась.
В феврале 2017 г. произошло обрушение двух стен Успенской церкви, это побудило создать комиссию, которая заключила аварийное положение здания. Сразу за этим приняли решение о безотлагательных мерах безопасности, включающих срочный разбор ветхого храма. Екатеринбургская митрополия пояснила, что на момент передачи Успенский храм не имел куполов и колокольни, а часть стен была надстроена, поэтому обвал ветхой постройки стал делом времени. Архитектор В. Сименко обещал, что церковь будет восстановлена по образцам дореволюционных чертежей.
Деятельность прихода
Сегодня при обители работает иконописная мастерская, в которой трудятся благочестивые сестры. После одной из выставочных ярмарок двух монахинь приняли в Союз художников. В стенах пустыни функционирует печатное издательство, организация социальной защиты и благотворительная столовая, где каждый получает порцию супа и хлеб.
В помещении храма А. Невского располагается склад обуви и одежды, откуда можно бесплатно взять необходимую вещь или же отдать. Периодически часть склада развозят и дарят нуждающимся.
Ещё интересные статьи о православии:
Сестры Тихвинского монастыря воссоздают Великий полиелей Мултанский — праздничное песнопение на богослужениях, который начертан в рукописи Ирмологионе. Они изучили текст и подстроили его пение, введя два недостающих псалма. Главная цель подобных исследований и обращений — возрождение живой молитвенной традиции, установившейся еще в Византии. В полиелее восхваляется милосердие Всевышнего, и воздаются хвалы Его дарам.
Святыни монастыря
Главной святыней пустыни является чудотворный «Тихвинский» образ (список) Пречистой Девы. Предание гласит, что икона написана апостолом Лукой и считается подтипом лика, который называют Одигитрия (Путеводительница). На полотне видна символичная обращенность Матери и Сына, сидящего на левой деснице Пречистой Девы. Ноги Младенца согнуты, в левой Его руке находится свиток, а правая делает благословляющий жест.
Чудотворный образ пребывал в Тихвинском монастыре до революционных событий, после чего бесследно исчез. Только в 2008 г. сестры, занимающиеся иконописью, написали точный список божественной иконы.
Расписание богослужений
Богослужения в обители проходят ежедневно с 7:30 до 17:00, в праздничные дни утреня начинается в 6:00. Исповедаться можно в пятницу и субботу с 16:00 до 19:00. Совместные молитвы, обращенные главной реликвии, совершаются каждый воскресный день в 17:00.
Как добраться
Тихвинская обитель находится в Екатеринбурге на улице Золотая роща, строение № 1. Чтобы добраться до места, следует садиться на автобусы № 23 (56, 57) и выходить на остановке «Геологическая».
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
Беседа о современном монашестве на примере жизни Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря (+ФОТО)
Многие храмы и монастыри нашего славного Отечества посвящены памяти великого заступника Земли Русской, государственного деятеля – святого благоверного Великого князя Александра Невского. Одним из таких прекрасных мест, где удивительным образом выстроена духовная жизнь, где сочетается молитва и труд, просветительская деятельноть и быт, является основанный в 1809-м году и возрождённый в 1994-м году после долгого лихолетья Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге, о современной жизни и деятельности которого мы побеседовали с монахиней Евстафией (Морозовой) – насельницей обители, ответственным сотрудником церковно-исторического кабинета монастыря, членом епархиальной Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской и Верхотурской митрополии.
Сестры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря
– Матушка, расскажите, пожалуйста, немного об истории монастыря, о его возрождении, о современной церковно-просветительской деятельности. Насколько известно, в вашей обители очень развита научно-богословская деятельность, иконопись, шитьё, византийское пение…
– Наш монастырь был возрождён в 1994-м году. В настоящее время в обители подвизается чуть больше 100 сестёр, основная часть которых проживает на историческом подворье, на Елизавете, где осуществляются все основные послушания. На исторической территории монастыря – в Зелёной Роще – в настоящее время расположен военный госпиталь, поэтому здесь, в исторической части обители, живёт около 20 сестёр. Послушаний в монастыре много. Действительно, значительное место занимает иконопись, которая у нас ориентирована на византийские образцы эпохи Палеологов. Также в монастыре действует вышивальная мастерская, где наши сёстры трудятся над изготовлением богослужебных, храмовых, священнических и архиерейских облачений. Также в обители есть переводческий класс, в котором несколько сестёр целенаправленно изучают древнегреческий, новогреческий, церковнославянский и латинский язык, а также иные сопутствующие дисциплины – с целью перевода на русский язык творений святых отцов и учителей Церкви, как древних, так и современных; например, в последние годы сёстрами был выполнен перевод нескольких книг известного греческого старца – архимандрита Емилиана (Вафидиса), который не так давно отошёл ко Господу, но благодаря этому подвижнику в Греции в 1970–80-е гг. произошло возрождение монашества. Это прекрасные книги: толкования на авву Исаию, различные другие его произведения, проповеди, беседы с сёстрами. Несколько таких переводов мы уже выпустили в печатных изданиях.
– Духовником вашей обители, насколько я знаю, является известный старец – схиархимандрит Авраам (Рейдман)
–Да, несколько наших сестёр занимаются расшифровкой бесед отца Авраама. Я могу сказать о нём несколько слов. Отец Авраам был духовным сыном игумена Андрея (Машкова), бывшего насельника Глинской пустыни, который в своё время был пострижеником преподобного Андроника Глинского, прославленного ныне в лике святых. Именно отец Андрей и передал нашему батюшке, духовнику, традицию умного делания, молитвы, и сейчас батюшка, конечно, старается вводить эту практику и в нашем монастыре. То есть с момента возрождения монастыря главным было даже не столько какое-либо физическое послушание, академическое, сколько возрождение внутренней монашеской жизни, основанной на молитве, на изучении творений святых отцов.
– Удивительно! Вероятно, у вас и строгий богослужебный устав?
– В нашей обители введён полный богослужебный круг, сёстры стараются ходить на службы ежедневно, молиться. Безусловно, послушания, мастерские, научная деятельность имеют большое значение, но всё равно они в какой-то степени вторичны по отношению к самому главному монашескому деланию, направленному на спасение своей души, на очищение сердца от страстей, на молитву Иисусову. Это было всегда во главе угла нашей внутренней жизни.
– Расскажите немного о деятельности церковно-исторического кабинета в обители.
– Церковно-исторический кабинет занимает важное место в сфере просветительской деятельности обители. Наш духовник – отец Авраам – с 1995 года является председателем епархиальной Комиссии по канонизации святых, и несколько сестёр нашего монастыря ведут большую работу по сбору сведений о новомучениках, подвижниках благочестия, живших и служивших Господу на территории нашей епархии. Уже около 50 человек прославлено в лике святых. В 2010-м году Святейшим Патриархом Кириллом был благословлён праздник Собора Екатеринбургских святых, почитание которых широко распространено на Урале. В монастыре была написана их икона, составлена отдельная служба, изданы их жития. В настоящее время сёстры продолжают собирать сведения о новомучениках, с целью дальнейших публикаций в печатных изданиях. В последние годы мы сосредоточены на поиске сведений о верных царских слугах, пострадавших вместе с семьёй Государя Императора Николая Второго в 1918-м году. Это, например, и графиня Гендрикова, и князь Долгоруков, и генерал Татищев, и комнатная девушка Анна Степановна Демидова. В 2016-м году на основании поданных нами в Синодальную комиссию по канонизации святых материалов в лике святых был прославлен Евгений Сергеевич Боткин, сохранивший верность Государю до конца. К настоящему времени нами подготовлено и издано полное его жизнеописание, книга, издан сборник его писем.
На основании поданных нами в Синодальную комиссию материалов в лике святых был прославлен Евгений Сергеевич Боткин
– Значит, именно в вашем монастыре готовили материалы для канонизации доктора Боткина?
– Да, сёстры монастыря готовили эти материалы. Также целиком были изданы письма Евгения Сергеевича к супруге, к детям, и родственников к нему. То есть это, можно сказать, уникальное издание, потому что мы всё собирали по крупицам, в разных архивах, в Москве, у родственников самого доктора Боткина, которые живут сейчас в Париже. Была проделана большая, но результативная работа.
– Просто поразительно…
– В настоящее время нами готовится полное жизнеописание генерала И.Л. Татищева и графини А.В. Гендриковой. Надеемся, что в будущем они увидят свет.
– Ну, а другие послушания?
– В обители существуют и общие послушания, как, например, просфорня, как везде, также сёстры трудятся в трапезной, то есть каждая сестра, независимо от наличия какого-либо специального послушания в наших мастерских и других кабинетах, несёт так называемые общие послушания – в трапезной, прачечной, на огороде. А у сестёр, которые проживают в Меркушино, в месте жизни и подвигов праведного Симеона Верхотурского, главное делание – это, конечно, приём паломников, богомольцев, можно сказать, со всего света. К нам приезжают со всей России и из-за рубежа, очень много паломнических групп.
Артемий Банщиков и монахиня Евстафия (Морозова)
– То есть у вас можно видеть сочетание учёного, монашеского делания и исполнение чисто бытовых послушаний. Каждая сестра через это проходит, верно?
– Вот именно это удивительно и правильно, наверное. Нет разделения на «чисто рабочих» и «грязно рабочих». Скажем, когда одни ухаживают за животными, обрабатывают огород, обслуживают трапезу, а другие сидят в кабинетах и занимаются академической деятельностью. То есть все те сёстры, которые занимаются академической деятельностью, заботятся и о бытовой жизни монастыря?
– Да, так заведено, что все сёстры, без какого-либо исключения, обязательно несут свою череду в трапезной, кто-то один, кто-то два дня в неделю, кто-то помогает в прачечной, кто-то трудится на огороде. Ещё у нас периодически бывают панкинии (от гр. «все вместе», «сообща»), когда мы несём общие труды, на которые по возможности ходят все сёстры. Это может быть и огород, и заготовки на зиму (варенье, соленья и т.п.). Общие труды очень объединяют сестёр, избавляют от тщеславных помыслов, например, «вот, я переводчик», «а я историк», «я иконописец», «а ты трапезница или прачка». Монастырь – это одна семья, большая духовная семья, где каждый друг другу должен помогать, участвовать в жизни и трудах друг друга. Игуменья – это золотая связь между всеми сёстрами, действительно как духовная мать, наставница. Мы должны стремиться к единству – духовному единству, единству целей, единству желаний, стремлений. Ну, и выразительницей этого является, конечно, игуменья.
Общие труды очень объединяют сестёр, избавляют от тщеславных помыслов
– Матушка, скажите, пожалуйста, в вашу обитель приходят девушки, женщины разных возрастов? Есть возрастная разница среди сестёр, и ощущается ли она?
– Все сёстры по возрасту разные. Большинство поступает, конечно, где-то в возрасте 20 лет или между 20 и 30 годами, но также есть и пожилые сёстры, пришедшие к нам в пожилых летах.
– А есть ли различие в образовании? Вы говорите, есть те, кто осваивает греческий язык, церковнославянский, латынь. Эти люди до прихода в обитель имели филологическое образование или, например, образование историка? Или же им предоставляется возможность получить знания здесь, а потом реализовать их на ваших просветительских, академических послушаниях?
– Здесь по-разному. Допустим, в иконописном, в историческом кабинете есть сёстры, которые приходят уже с профильным образованием, и их назначают на эти послушание, а есть те, которые учатся уже в обители. Вот, допустим, в иконописи, как наша игуменья говорит, лучшие наши учителя – это сами древние образцы, т.е. древние фрески, иконы, и с целью ознакомления с этими образами для сестёр организовывалось несколько поездок по храмам Македонии, Сербии, древнего Константинополя, Каппадокии. Они не только смотрели древние росписи, но и пытались их воспроизвести, т.е. такая возможность организаторами предоставлялась. Помимо этого, в обители целенаправленно преподаётся, допустим, цветоведение, такие основные академические дисциплины, как академический рисунок, строение человека и так далее. И, имея способности и благословение, многие наши сёстры всему этому научаются здесь. Поэтому – да, большинство сестёр-иконописцев обучились этому ремеслу именно здесь, в монастыре. Так же можно сказать и про другие наши послушания.
– А как происходит назначение на то или иное послушание?
– Здесь решение принимает игуменья и наш духовник. Они смотрят не только на образование сестры, на её способности, но и, конечно, на будущую духовную пользу. Как я уже ранее говорила, во главу угла ставится всё-таки духовное делание, ведь основная монашеская цель – это спасение души, очищение сердца, молитва. Если кто-то даже очень способен к какому-то послушанию, но оно ему неполезно, то его всё равно, хотя бы на какое-то время, переведут на другое послушание, чтобы он не забывал, что главное – это всё-таки внутреннее делание, а не внешняя деятельность, какой бы полезной и благой она не была.
Основная монашеская цель – это спасение души, очищение сердца, молитва
– Матушка, скажите, пожалуйста, несколько слов о вашем уставе, о распорядке дня. Во сколько вы, допустим, просыпаетесь, есть ли у вас утреннее богослужение, как часто оно совершается? Продолжительно ли у вас богослужение? Насколько строго соблюдаются посты?
– В 4 часа утра у нас начинается богослужение: Полунощница, утреня, литургия, – и продолжается где-то до семи – до начала восьмого, потом сёстрам даётся время для отдыха, и перед обедом вычитываются часы. Обед в 10:30, после которого все расходятся на послушания, которое длится обычно с 11 до 16 часов дня. Потом совершается вечерня, трапеза и повечерие, и примерно до 19 часов у сестёр есть время на личные дела. В 19 часов бьёт так называемый «колокол молчания», после чего все должны разойтись по келлиям для молитвы, подготовке к богослужению следующего дня и чтения. Что касается постов, то у нас общий устав, как у всех. Понедельник (по монашеской традиции), среда, пятница, ну и, конечно же, посты круглогодичные, когда они положены.
– Я правильно вас понял, что трапеза совершается два раза в день? Значит, в 10:30 обед и в 17 часов ужин?
– Да, всё верно. Но есть ещё небольшой полдник, когда можно чай попить, перекусить что-то в середине дня.
– У некоторых только в 11 часов дня завтрак начинается, а у вас в 10:30 уже обед…
– Одно дело, если человек встаёт, скажем, в 9 утра, у него в 11 завтрак, а другое дело, если он в 2 часа, скажем, встал, помолился, потом служба… Это по типу афонского устава.
– Матушка, говоря снова об академическом характере послушаний, проводятся ли в монастыре какие-то конференции, посвящённые богословским дисциплинам, приглашаете ли вы каких-то учёных, богословов, исследователей?
– Внутри монастыря как таковых конференций и съездов у нас нет. Но сёстрам, которым это нужно, допустим, переводчикам, организуются различные лекции, занятия по древним и новым языкам, церковной истории, богословским дисциплинам. Преподаватели Екатеринбургской семинарии провели у нас несколько лекционных курсов по истории Византии, Русской Церкви, Ветхому и Новому Завету.
– У вас такой монастырь, что сюда можно монашествующих на получение образования посылать…
– Главное в монастыре – это послушание и молитва. Академическая работа всё же стоит на втором плане…
– Матушка, спасибо большое за удивительный рассказ о жизни монастыря, его деятельности!
Сёстры Ново-Тихвинского монастыря исполняют тропарь Александру Невскому византийским распевом
Архитектура и святыни Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге
История святой обители
Во второй половине XVIII века рядом с погостом, расположенным на окраине Екатеринбурга, построили церковь Успения Богородицы. Вскоре там поселилось несколько монахинь, которые создали маленькую общину. Со временем она начала расширяться и стала называться богадельней, а сестры получили ежемесячное жалование от городских властей.
Новотихвинский монастырь в Екатеринбурге
Поскольку количество желающих присоединиться к монахиням росло, игуменья Татьяна обратилась к вышестоящим чинам за разрешением основать женскую обитель. Так, в 1809 г., после длительной бюрократической борьбы была официально учреждена Ново-Тихвинская пустынь, а матушка Татьяна приняла церковное имя Таисия.
Становление
Узнав о новой обители, к ней начали тянуться женщины с близлежащих поселений. Монашки занимались рукоделием, опекали стариков и всячески помогали обездоленным. Поскольку мест на всех стало не хватать, Таисия запросила разрешения у Священного синода на расширение пустыни. Получив согласие, в 1822 г. она утвердила монастырский устав, а спустя год была торжественно освящена церковь Всех Святых.
Благодаря финансовой помощи Александра I женский монастырь обзавелся драгоценной церковной утварью, началось строительство Александро-Невского собора, монашеских келий, вспомогательных помещений, гостиного двора и корпусов для обездоленных. Позже вся территория обители была обнесена высокой каменной стеной.
После смерти Таисии (1826 г.) новой настоятельницей стала игуменья Александра. При ней заработал храм во имя богородичного образа «Всех скорбящих радость», возводившийся специально для местного лазарета. В 1858 г. преподобная умерла, а вместо нее обязанности настоятельницы стала выполнять матушка Магдалина. Количество монахинь неустанно росло, что стало причиной строительства все новых и новых монастырских зданий.
Когда третья настоятельница отошла в мир иной (1893 г.), ей на смену пришла еще одна Магдалина, которая продолжила деятельность своих предшественниц. При ней обитель, кроме регулярных богослужений и помощи нуждающимся, стала заниматься просветительской деятельностью местного населения.
К началу ХХ столетия на территории Новотихвинского монастыря было построено шесть храмов, лазаретные корпуса, богадельни, а две заимки могли похвастаться новыми церквями и вспомогательными сооружениями. Сестры женской пустыни мастерски владели техникой росписи по фарфору, рисованием по бархату, занимались выжиганием по дереву и коже, делали искусственные цветочные букеты.
Архивное фото святой обители
Годы разорения
Во время революции сестры обители не оставили свой привычный образ жизни. Однако когда Романовых расстреляли, пустынь закрыли, монашек сослали в тюрьмы, а весь монастырский архив сожгли. Та же участь ожидала древние манускрипты, представлявшие собой гордость местной библиотеки. Чудом спасшиеся насельницы под предводительством матушки Магдалины организовали общину, которая, как и прежде, продолжала помогать нуждающимся.
Сама лавра за время правления большевиков кардинально изменилась. Многие постройки подверглись жесткой перепланировке, на месте некрополя устроили мусорную свалку, каменные памятники снесли, а колокола переплавили. В бывших монастырских корпусах открыли различные цеха и учреждения, там же организовали военное училище.
Современность
Вторую жизнь Ново-Тихвинская пустынь получила только в 1994 г. после перехода под управление РПЦ. Учреждения, ранее занимавшие площадь монастыря, начали потихоньку выселять, а разрушенные здания активно реставрировать.
В 2000 г. лавра обрела святые останки прп. Василиска Сибирского, а спустя еще пару лет – вмч. Константина Богоявленского.
Начиная с 2005 г. сестры обители организовали работу по сбору утраченных данных об истории монастыря, его настоятельниц, а также выдающихся монашек. В 2011 г. Новотихвинской лавре вернули церковь Успения Богородицы, а спустя два года торжественно был освящен храм Александра Невского.
Видео «Новотихвинский монастырь в Екатеринбурге»
В этом видео показана архитектура святой обители.
Особенности архитектуры
Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь представляет собой роскошный архитектурный комплекс, в котором все элементы гармонично дополняют друг друга.
Собор во имя Александра Невского
Фундамент Александро-Невской церкви был заложен в 1814 г. как дань победе над Наполеоном. Однако из-за неудачного проекта работы несколько затянулись. Так, главный престол освятили лишь в 1852 г., левый – 1853 г., правый – 1854 г. К тому моменту, как собор открыл свои двери для верующих, он считался самой большой церковной постройкой и вмещал около 6000 человек.
Пятиярусный храм построен в стиле классицизма под предводительством архитектора Михаила Павловича Малахова. Постройка пятиглавая, с шарообразными позолоченными куполами, заканчивающимися православными крестами. Фасад украшен колоннами, рядом пристроена высокая колокольня со шпилем.
Интерьер храма святого Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря
Храм во имя Всех святых
Церковь датируется 1900-1902 гг. и представляет собой одноглавую постройку, выполненную в неовизантийском стиле. Стены облицованы красным кирпичом, который гармонично сочетается с полусферическим куполом такого же цвета. Возведенная на месте старой часовни, она изначально выполняла роль больничного храма. Сегодня здесь хранятся главные святыни обители – богородичный лик «Тихвинский» и чудотворные останки 25 святых.
Архитектурный ансамбль фасада монастыря
Первый и единственный архитектурный ансамбль в русском православном зодчестве. Он состоит из трех церквей (Введенской, Скорбященской, Феодосиевской) и келейных построек общей продолжительностью около 100 м. С приходом к власти большевиков здесь устроили «Дом Красной армии», а здания несколько реконструировали – сняли купола, а вместо них поставили зубчатые борта как символ мощи советских войск.
Храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Церковь была возведена в 1832 г. и выполняла функции трапезного храма. Архитектура здания четко выражает стиль классицизма, присущий большинству построек монастырского комплекса. Собор «Всех скорбящих Радость» построен из камня, имеет один полусферический купол и облицован светлой штукатуркой.
Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Еще один из самых древних храмов, освященный в 1865 г. Как и большинство местных построек, он однокупольный, однако сегодня вместо сферической главы его украшают зубчатые борта. Чтобы вернуть церкви первоначальный вид, необходимо подготовить качественный проект, работы над которым уже начались.
Храм в честь преподобного Феодосия Тотемского
На сегодняшний день во владение монастыря передана только храмовая апсида, а восстановительные работы еще не начаты. Двухэтажная постройка выполнена в стиле классицизма и датируется 1823 г. Изначально это была домовая церковь, однако после революции здание переоборудовали под гражданские нужды.
Согласно легенде, матушке Таисии явился во сне всадник на белоснежном скакуне, даровавшей ей икону св. Феодосия. По имени этого святого в будущем и был освящен собор.
Подворье в честь Всемилостивого Спаса
Находится храм на Елизаветинской заимке, где был возведен в 1876 г. Он имеет три престола и пять глав с небольшими звонницами. Поскольку за всю историю существования церковь горела три раза, к моменту передачи РПЦ она была практически полностью разрушена. Сегодня ее удалось восстановить, однако реставрационные работы все еще ведутся.
Святыни и чтимые даты
Главной святыне Ново-Тихвинского женского монастыря является чудотворный богородичный образ «Тихвинский». Также здесь можно увидеть и другие церковные реликвии, в частности, останки некоторых святых:
Женская обитель в Екатеринбурге отмечает несколько престольных праздников:
Информация паломникам
Несмотря на активные восстановительные работы, женская Ново-Тихвинская обитель открыта для посетителей ежедневно.
Деятельность прихода
Помимо регулярных церковных служб, лавра активно занимается социальной и просветительской деятельностью. В монастырских стенах открыта столовая для бедных, существует склад бесплатной одежды для нуждающихся, функционирует собственное издательство, а также иконописная мастерская.
Богослужение в монастыре
Расписание в пустыни практически не меняется. Богослужения проводятся каждый день с 7:30 до 17:00. По праздникам в 6: 00 начинается Божественная литургия, а по воскресеньям в 17:00 – совместный молебен Тихвинской иконе Божьей Матери.
Адрес и как добраться
Новотихвинский женский монастырь находится по адресу: г. Екатеринбург, ул. Золотая Роща, д. 1. Доехать туда можно автобусом №23, следуя до остановки «Геологическая».
Русская земля богата православными святынями. Ново-Тихвинская пустынь, которая располагается в самом крупном уральском городе – поистине шедевральный комплекс, который стоит посетить каждому паломнику.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.