расписание иоанновского монастыря на карповке
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Контакты
Расписание богослужений
Служения при храме
воскресная школа
детские лагеря
молодежные клубы
Ближайшие места
О Иоанновском монастыре на Карповке
В 1899 на своей родине в селе Сура о. Иоанн Сергиев (впоследствии — св. прав. Иоанн Кронштадтский) основал Иоанно-Богословскую общину. Община была очень бедна, поэтому о. Иоанн решил приобрести в столице участок земли для подворья. В том же году он получил в дар небольшой участок земли на р. Карповке. Весной 1900 о. Иоанн освятил место для подворья. Руководить строительством он благословил свою духовную дочь – А. С. Сергееву, впоследствии первую настоятельницу Иоанновского монастыря, игумению Ангелину. Обитель была заложена в сентябре 1900 и уже через 2 года построена (арх. Н. Н. Никонов). Были возведены 2 храма: главный, верхний, Двенадцати Апостолов, и нижний, во имя прп. Иоанна Рыльского (небесного покровителя св. прав. Иоанна Кронштадтского). В корпусе напротив храмового здания жили паломники и причт, а рядом были кухня, хлебная, просфорная, трапезная на 200 человек и библиотека. В 1907–1908 было построено здание для лазарета, иконописной и рукодельной мастерских. В 1902 Сурское подворье по прошению о. Иоанна переименовано в самостоятельный женский монастырь во имя прп. Иоанна Рыльского.
Сразу после октябрьского переворота началось планомерное закрытие монастырей и подворий. 20 августа 1923 инокиням и послушницам обители (около 200 человек) было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь. 1 марта 1926 вход в усыпальницу о. Иоанна был замурован. Почти все монахини Иоанновского монастыря в начале 1930-х были арестованы и приговорены к ссылке в Казахстан.
Долгое время помещения монастыря были заняты квартирами, общежитием, швейным цехом, лабораториями.
В 1989 власти вернули обитель Церкви, а 14 июня 1990, через несколько дней после своего избрания на престол, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Ленинград, чтобы совершить прославление праведного Иоанна Кронштадтского в лике святых. В тот же день был открыт доступ верующих в усыпальницу. 3 ноября 1997 в крипте, рядом с гробницей св. прав. Иоанна Кронштадтского, были погребены мощи первой настоятельницы обители схиигум. Ангелины, перенесенные с Никольского кладбища Александро-Невской Лавры.
После возобновления обитель сначала служила подворьем Пюхтицкого женского монастыря, а в 1991 подворье обращено в самостоятельный Иоанновский ставропигиальный монастырь. Престольные праздники: верхний собор: 13 июля – Собор Двенадцати Апостолов; 2 января – св. прав. Иоанна Кронштадтского. Нижний храм: 31 августа и 1 ноября – прп. Иоанна Рыльского. Храм-усыпальница: 24 февраля, 27 ноября – св. царицы Феодоры; 2 августа – св. Пророка Илии.
Расписание Богослужений на седмицу
Обращаем Ваше внимание, что в связи с реставрационными работами Литургия по будням будет начинаться в 7.45.
Исповедь по будням — в 7.45, по воскресеньям и праздникам — в 8.30.
Воскресенье, 31 октября — Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Луки.
9.00 — Божественная Литургия.
Молебен (в храме-усыпальнице). Панихида (в верхнем храме).
17.00 — Всенощное бдение с акафистом преп. Иоанну Рыльскому.
Понедельник, 1 ноября — Преп. Иоанна Рыльского. День рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского.
6.30 — Ранняя Литургия (в храме преп. Иоанна Рыльского).
8.30 — Водоствятный молебен.
9.30 — Поздняя Литургия. Молебен.
17.00 — Вечернее богослужение.
Вторник, 2 ноября
7.45 — Божественная Литургия.
Молебен (в храме-усыпальнице). Панихида (в верхнем храме).
17.00 — Вечернее богослужение (заупокойная служба).
Среда, 3 ноября — День памяти схиигумении Ангелины, первой настоятельницы монастыря (перенесение честных останков в храм-усыпальницу).
7.45 — Божественная Литургия (в храме-усыпальнице).
Панихида по схиигумении Ангелине (в храме-усыпальнице).
Молебен (в храме-усыпальнице). Панихида (в верхнем храме).
17.00 — Всенощное бдение с акафистом Пресвятой Богородице.
Четверг, 4 ноября — Празднование Казанской иконе Божией Матери.
7.45 — Божественная Литургия.
Молебен (в храме-усыпальнице). Панихида (в верхнем храме).
17.00 — Всенощное бдение с акафистом Пресвятой Богородице.
Пятница, 5 ноября — Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (служба переносится с 6 ноября). Апостола Иакова, брата Господня.
7.45 — Божественная Литургия.
Молебен (в храме-усыпальнице). Панихида (в верхнем храме).
17.00 — Вечернее богослужение (парастас).
Суббота, 6 ноября — Димитриевская родительская суббота.
Иоанновский монастырь | Приход
Официальная страница прихода Иоанновского ставропигиального женского монастыря.
На базе нашего прихода существует и успешно функционирует целая система групп по социальной работе (общин). У нас Вы сможете стать частью сообщества православных христиан, принять участие в поездках и мероприятиях, освоить новые для себя виды деятельности, получить помощь и поддержу в трудной жизненной ситуации.
Контакты:
тел.: +7 (921) 586 83 99
+7 (911) 967 33 96
почта: ioannprihod@mail.ru
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ НА 01.11.2021
(Лк. 9:18–22)
[Зач. 43.] В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес.
Показать полностью.
Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Комментарии свт. Феофана Затворника:
«За кого почитает Меня народ?» (Лк.9:18) – спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, что Он Илия, кто, что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по-своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души?
Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на I Вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинства воплощения, отвечают как евиониты, социниане. Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас.
Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос – воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит – единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
ДЕТСТВО СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО
Он родился на крайнем севере, в селе Суре, Пинежского уезда, Архангельской губернии 19 октября 1829 года. Его отец Илья Сергиев был бедный псаломщик из этого села, в деревянной церкви которого даже священные сосуды были оловянные. Но это были люди очень набожные и благочестивые.
Показать полностью.
У бедняков родился слабенький ребенок, которого поспешили окрестить, чтобы он не умер без Святого Крещения. Ребенок быстро окреп. По дороге в школу он постоянно останавливался и молился перед старинной церковью во имя Святителя Николая Чудотворца, построенной еще в XVII веке.
Когда мальчику было шесть лет, он увидел в горнице ангела и очень смутился, но небожитель сказал ему, что он его Ангел Хранитель, который будет хранить его на протяжении всей жизни.
Мальчик Ваня постоянно ходил с отцом в церковь и полюбил церковные службы и богослужебные книги и сделался набожным и благочестивым. Он был послушен и старался во всем поступать согласно с волей Божьей.
Отец Иоанн, впоследствии уже прославленный, неоднократно говорил, что все свое благочестие он почерпнул из чтения богослужебных книг.
Весьма характерно, что односельчане отца Иоанна еще в мальчике Ване прозрели великого молитвенника и в бедах и нуждах своих всегда просили его помолиться за них.
Когда пришло время учиться, родители собрали последние деньги и определили мальчика Ваню в Архангельское Приходское Училище. Обучение давалось ему туго: он плохо понимал и запоминал. Это обстоятельство чрезвычайно огорчало и смущало доброго мальчика, он осознавал, как трудно дается родителям его обучение.
Он думал о родном доме, о тамошней нищете и в это время научился с особенной болью чувствовать чужую нужду, болеть о чужой бедности. Он больше всего грезил о том, что когда вырастет, то выведет отца и мать из нужды.
Школьная мудрость оказалась для него еще труднее начального обучения. Учителя мало заботились о том, чтобы помогать ученикам. Он старался и все-таки не успевал. Поэтому, движимый пламенной верой, он однажды, ложась спать, особенно горячо помолился Богу, прося просветить его ум.
Молитва кроткого и смиренного мальчика была услышана. Вот что пишет об этом сам отец Иоанн:
«…Ночью я любил вставать на молитву. Все спят, тихо. Не страшно молиться, и молился я чаще всего о том, чтобы Бог дал мне свет разума на утешение родителям. И вот, как сейчас помню, однажды был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала: я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель, его урок. Я вспомнил даже, что он говорил. И так легко, радостно стало на душе. Никогда не спал я так спокойно, как в ту ночь.
Чуть рассвело, я вскочил с постели, схватил книги и, о счастье, читаю гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все понял, но хоть сейчас рассказать могу. В классе мне сиделось уже не так, как раньше: все понимал, все оставалось в памяти.
Дал учитель задачу по арифметике — решил, и учитель похвалил меня даже. Словом, в короткое время я подвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше и лучше успевал я в науках и в конце курса одним из первых был переведен в семинарию».
Религиозный настрой нисколько не ослабел у Вани за годы учебы: впечатления, вынесенные из семьи, были слишком сильны.
«Знаешь ли, — сказал отец Иоанн в беседе с игуменией Таисией, — что, прежде всего, положило начало моему обращению к Богу и еще в детстве согрело мое сердце любовью к Нему? Это святое Евангелие. У родителя моего было Евангелие на славянскорусском языке. Любил я читать эту чудную книгу, когда приезжал домой на каникулы, и слог ее и простота речи были доступны моему детскому разуму. Читал и наслаждался ею и находил в этом чтении высокое и незаменимое утешение. Это Евангелие было со мной и в духовном училище. Могу сказать, что Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем, с которым я сроднился с ранних лет».
Автор: Зоберн В. М.
Источник: azbyka.ru
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Рекомендуем к прочтению: Учение о молитве по Добротолюбию. Игумен Варсонофий (Веревкин)
Игумен Варсонофий написал свой труд по известному сборнику «Добротолюбие», содержащему извлечения из письменных творений тридцати восьми отцов Церкви IV-XIV веков. Несуетная мудрость в благодати Духа Святого и истинная красота этого святоотеческого наследия были так глубоко прочувствованы и восприняты отцом Варсонофием, что его книга может по праву считаться уникальнейшим в своем роде и самостоятельным трудом по исследованию учения о молитве Древней Православной Церкви. Эта книга способна принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю 19-ю по Пятьдесятнице
Сегодня, возлюбленные, была читана евангельская притча о сеятеле и семени; о неодинаковом качестве земли, на которую упало семя, и о различной судьбе семени. В конце евангельского чтения притча объяснена Самим Господом, по просьбе учеников Его (Лк. 8:5–15).
Показать полностью.
Настоящая притча о сеятеле и семени сказана не для того только, чтобы поощрить слушателей с добрым и благим сердцем к более ревностному исполнению слова Божия и к большему усовершенствованию в добродетели, – но и для того, чтобы и людей рассеянных, нерадивых, жестокосердых и обладаемых страстями заставить воспрянуть и внимательно слушать слово Божие и со страхом содевать свое спасение. Благодать Божия может изменить к лучшему всякое сердце, – сотворить со всяким человеком чудо спасения, только бы сам человек веровал, хотел спастись, искал спасения, познал бездну грехов своих и – то, какую бездну они изрывают между согрешающими произвольно и между Богом; только бы покорялся спасающей его благодати Божией и не отталкивал от себя спасающую десницу Божию. Были и есть тысячи примеров спасения таких людей, которые были прежде рассеянны, легкомысленны, жестокосерды, подвержены всяким страстям. Они вняли слову Божию, не воспротивились, последовали ему, и спаслись и теперь блаженствуют в Царстве небесном. Нет ничего невозможного для Бога: Он может и закоренелого грешника спасти; может со дна адова вознести его на высоту царствия Своего и блаженства вечного, как благоразумного разбойника, как Марию Египетскую, утопавшую в бездне греха. Только бы сам человек того желал, просил и ревностно стремился ко спасению; ибо Господь не хочет насильно влечь нас ко спасению, чтобы и самое спасение, как подневольное, не стало ему противным: ибо нам дорого и приятно только то, что мы сами возлюбили, как достойное любви, чего сами домогались, – с чем сроднились, что стало нашим сокровищем, нашей как бы природой. А такова именно добродетель христианская, таково Царствие Божие: – его надобно познать, возлюбить всем сердцем, усвоить здесь на земле, укоренить в своем сердце так, чтобы оно проникло совершенно всю душу и не оставило никакого места в сердце всепагубному и вселестному греху.
Христианин! брось же свою гибельную рассеянность, свое неверие, невнимание, нерадение, свою леность ко спасению; не топчи чудных даров благодати; читай или слушай усердно слово Божие, открывающее тебе путь ко спасению; исполняй его по крайнему разумению и силе; победи свое жестокосердие и окаменение; умягчи, как воск, свое сердце – огнем благодати Святого Духа и слезами покаяния; исторгни из сердца терны греховные, хотя это и прискорбно, болезненно, ибо они сделались твоею второю природою. Ты не можешь, говоришь, но благодать Божия всесильна: она поможет тебе совершить легко все дело твоего спасения.
Говоря о семени слова Божия, питающем душу человеческую, я вспоминаю еще о семени земном, тленном, о хлебном семени, – о нынешнем неурожае хлебных злаков, о дороговизне хлеба, небывалой дороговизне: а неурожай произошел от истребления хлебных семян насекомыми и червями или от засухи. Эти беды от чего? – От грехов наших. Не приносим мы Господу Богу нашему плодов покаяния и исправления окаянного жития своего; отнимает и у нас Господь плоды земные, за которые мы не умели и не хотели быть благодарными Ему, не хотели творить волю Его и стали злы, лукавы, горды, неправдивы, невоздержны, пустословы и сквернословы, корыстолюбивы, жестоки, скупы, немилостивы, нечисты. Очевидно, над нами висит жезл отеческого правосудия. Бог наказывает нас неурожаями, пожарами, наводнениями, изнурительными войнами, губительными поветриями и болезнями. Но вразумимся ли мы, покаемся ли, исправимся ли? Не ожестели ли, не окаменели ли мы совсем сердцами своими? Боже избави! Где же будет тогда Царствие Божие на земле, если его не будет в христианах, называющихся православными, в земле православия, где столько драгоценных Богу залогов святыни православной; столько святых мощей угодников Божиих; столько чудотворных икон, столько благолепных храмов; где такое небесное на земле служение? Или отнимется от нас царствие Божие и дастся народу, творящему плоды его (Мф.21:43)? О, да не постыдимся во веки; да исправит нас Господь жезлом наказующим и да не лишит нас милости Своей и Царствия Своего. Аминь.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ НА 31.10.2021
(Лк. 8:5–15)
[Зач. 35.] вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
Показать полностью.
а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Комментарии свт. Феофана Затворника:
Под терниями и волчцами, подавляющими слово божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие – под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар: незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего.
Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, – выбрось из головы, а когда не выбрасывается, – подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
Центр милосердия им. прав. Иоанна Кронштадтского
Очень ждем вашей помощи в сборе ноябрьских продуктовых наборов. С каждым месяцем число подопечных Центра серьезно увеличивается. О том, что на Крупской можно получить продуктовую помощь, люди рассказывают друг другу. Новости разлетаются очень быстро, так же как и продуктовые наборы. Люди находятся в большой нужде. Многие бабушки и дедушки приезжают с другого конца города.
Показать полностью. Многодетные папы и мамы урывают часик из загруженного заботами дня, чтобы добраться до Центра. Одинокие мамочки с детьми на руках приезжают в вечернее время, тоже в надежде получить продукты. Всегда грустно отказывать, если наборов нет в наличии.
Просим вас оказать милость и пожертвовать продуты долгого хранения. Из них будут сформированы наборы для подопечных Центра Милосердия.
Очень необходимы следующие продукты:
— мясные и рыбные консервы
— масло подсолнечное
— чай, сахар
— крупы: гречка, рис, пшено, перловка, овсянка
— любые макаронные изделия
Передать пожертвование можно в социальный кабинет на ул. Крупской 5б Храм Успения Пресвятой Богородицы. Часы работы Центра Милосердия:
понедельник с 9.00-14.00,
вторник, четверг 15.00-20.00.
Или оказать финансовую помощь на приобретение продуктов. Перевод средств можно осуществить на карту сбербанка руководителю координационного центра помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию 4276 5500 6266 6675 иерею Антонию Заровскому.
В комментарии к пожертвованию обязательно укажите «на продукты».
Дорогие братья и сестры! Если вы делаете пожертвование присылайте скрин чека вместе с именами для молитвы! Спаси Господи!
Иоанновский монастырь | Приход запись закреплена
«И ВСЕХ И ВСЯ».
Беседы о Божественной Литургии
«Вот лежит искупительная жертва за весь мир. Да дерзаем мы теперь принести молитву за мир и Вселенскую Церковь. Да приступит священник к Богу и молит о прекращении войн и восстаний, о мире, о благословении года, о быстрейшем избавлении от всех зол, личных и общих» – такова была молитва после освящения Даров в древней Антиохийской литургии, И Симеон Солунский пишет: «. потом архиерей молится о всех с дерзновением.
Показать полностью. Дерзает убо, видя Человеколюбца и Незлобивого перед собой предлежащего и жертвуемого, и воспевает, и о всех молится, и отшедшия вспоминает, наипаче же девственнорождшую Богоматерь отроковицу, свидетельствуя сим, что через сию жертву мы стали общниками святых и с ними соединились, а они, как имеющие дерзновение к Возлюбившему их и им Любимому, могут и нас Ему примирить и соединить». «Наипаче же. » Эти слова Симеона Солунского соответствуют возгласу священника: «Изрядно (особенно приносим Тебе эту словесную службу. – С. Ф.) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Она – вершина человеческой святости, и, помянув всех святых, от века послуживших Богу, священник заканчивает свое таинственное воспоминание (моление, благодарение – невозможно точно определить эту «словесную службу») именем Девы и Матери. А после этого он переходит от торжествующей Церкви к Церкви воинствующей и ко всему миру. «Священнику. весь мир вверен, – говорит св. Иоанн Златоуст, – и он, всем будучи яко отец, приступает тако к Богу, моляся, да везде брани утушатся; смятения прекратятся; мир, благоденствие. даруется». «Еще молим Ти ся, – читает он про себя большую молитву, – помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь». И далее: «. плененныя избави, недугующия исцели, на судищи, и в рудах, и в заточениях, и в горьких работах, и всякой скорби, и нужди, и обстоянии сущих. и любящих нас, и ненавидящих. и вся люди Твоя помяни, Господи Боже наш. И ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни, Боже. Сам всем вся буди, ведый коегождо (каждого. – С. Ф.), и прошения его, дом, и потребу его (литургия Василия Великого). В древней литургии Марка были такие слова: «Соблюди наше странствование в этой жизни до конца безмятежным и невредимым».
В эти минуты моления Церкви о всех, во время пения «Достойно есть яко воистинну. », и каждый из нас должен приучить себя молиться тоже за всех, начиная от своих близких, живых и умерших, любящих и не любящих нас. «Когда молишься, – пишет св. Иоанн Кронштадтский, и пишет не для подвижников, а для мирян, для нас, – старайся молиться больше за всех, чем за себя одного. молись за всех так, как молишься за себя, – с такою же искренностию и теплотою. » И от него же остались нам такие слова: «Не ленись молиться усердно о других, по прошению их или сам собою. », «Воля Божия (в нас. – С. Ф.), которая есть любовь ко всем – и ко врагам, и святость наша».
Свою большую молитву священник заканчивает громко поминовением епископов своей Церкви, а певчие отвечают: «И всех и вся». Что это было моление не только о православных, видно из текста той же молитвы литургии Василия Великого: «. малодушный утеши, расточения собери, прельщеныя обрати и совокупи Святей Твоей соборней и апостольстей Церкви. » Ответ певчих или, лучше сказать, народа: «И всех и вся» – полон глубокого смысла.
Церковь может быть только одна. «Бог один, и Христос один, и вера одна, и надежда одна, и Церковь одна» (св. Киприан Карфагенский). Но «сокровенные связи, соединяющие земную Церковь с остальным человечеством, нам не открыты» (Хомяков). Мы знаем только то, что они существуют, что «хотя без любви ко Христу человек не может быть спасен, но иной, никогда не слышавший о Праведном, поклоняется существу Спасителя нашего» (он же). Это знает Церковь, а поэтому и утверждая свою единственность она хранит в себе сверхисповедное сознание всех христиан, всего верующего человечества и всего творения Божия, ожидающего от нее литургического поминовения «и всех и вся». Ведь «вся тварь совокупно стенает и мучается доныне» (Рим. 8:22). Такой строгий ревнитель Православия, как недавно умерший старец епископ Афанасий (Сахаров), считал, основываясь на мыслях митр. Московского Филарета, что можно не только дома, но и на литургии, на проскомидии, возносить моление за неправославно верующих христиан (см. его «Поминовение усопших», ч. 2).
«И даждь нам, – возглашает священник, – единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. » Этим молением о единстве в вере и любви и заканчивается так называемый евхаристический канон – духовный центр литургии («Анафора»). «Таинство жертвы Господней, – пишет св. Киприан, – указывает на христианское единодушие, скрепленное твердою и неразделимою любовию. Ибо когда Господь называет Телом Своим хлеб, составленный из соединения многих зерен, то тем указывает, что народ наш, которого Он принял образ, составляет одно целое; и когда Кровию Своею называет вино, выжатое из виноградных кистей и многих ягод и сдавленное в одно, то тем означает, что и стадо наше также составлено из смешения многих, скрепленных в одно».
«Любовь. есть действие Духа», – говорит преп. Симеон Новый Богослов. Поэтому-то любовь и есть сущность Церкви как Тела Христа, отдавшего Себя по любви за жизнь мира. В молитве по освящении Святых Даров литургии Василия Великого священник просит: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие. » Только через благодать Святого Духа мы достигаем этой любви друг ко другу. «Благодать Божия. вдыхает в нас любовь», – говорится в постановлении одного древнего собора. Поэтому хорошо сказал В. Лосский, что благодать – это «дыхание Божие», и, когда дыхание от нас удаляется, удаляется от нас жизнь. Чтобы понять, что в Церкви даже малейшая нелюбовь лишает благодати Таинства, приведу еще один рассказ «Патерика» о служении литургии: «Когда приносили клирики (возносили на литургии. – С. Ф.) Святые Дары в Ските, нисходил как бы орел на просфору Дух Святый, и никто его не видал, кроме клириков. В один день попросил чего-то один из братии у диакона, и говорит тот ему: «Недосуг теперь». Когда же пошли они на приношение Даров, не сошло подобие орла по обычаю. И сказал пресвитер диакону: «Что это значит, что не сошел орел по обычаю?» И сказал пресвитер диакону: «Поистине или во мне есть прегрешение, или в тебе; отступи от меня немного, и, если сойдет, очевидно будет, что из-за тебя не сходил. А если нет, то ясно будет, что из-за меня не сошел». И, когда отступил диакон, тотчас сошел орел. И когда окончилась служба, сказал пресвитер диакону: «Скажи мне, что ты сделал?» Он же, объясняя ему, говорил: «Я не сознаю себя согрешившим, кроме разве того, что приходил ко мне брат и просил у меня чего-то, и я отвечал: «Мне недосуг». И говорит ему пресвитер: «Поистине ради тебя не сходил орел, потому что ты огорчил брата». И, пошедши, диакон покаялся перед братом».
«Да соединившеся союзом любви, возможем с дерзновением насладиться предлежащей Трапезой» (св. Герман Патриарх). Благодатная любовь – содержание святости и дверь к Божественным Тайнам. Об этой единственной двери с особой настойчивостью предупреждают святые. «. Великая, страшная, ужасная Жертва (повелевает. – С. Ф.) нам приступать к ней с совершенным единодушием и пламенною любовью. Трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в Таинство» (св. Иоанн Златоуст). «Если кто только по наружности, – пишет св. Ириней Лионский, – станет делать приношение (Евхаристии. – С. Ф.) чисто, правильно и законно, а в душе своей не имеет надлежащего общения к ближнему, ни страха Божия, то, имея внутри грех, он не обманет Бога».
В древней литургии Иакова диакон при вынесении чаши говорил: «Со страхом Божиим и верою и любовию приступите». И сейчас у нас на Преждеосвященной литургии поется: «Верою и любовию приступим». И молитвы наши перед причастием начинаются так: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее (прежде всего. – С. Ф.) примирися тя опечалившим». В сердце перед причастием Тайн не должно быть не только зла на человека, но и «печали» на него или досады, никакого осуждения.
Вот еще один из множества рассказов «Патерика» о значении осуждения как дела нелюбви.
«Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал перед дверями келлии его и говорил: «Не пущу тебя войти». Авва умолял его, говоря: «Какая сему причина?» Ангел сказал ему в ответ: «Бог послал меня к тебе, говоря: «Спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата?» Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: «Согрешил перед Тобою, прости мне».
- расписание ильинского храма в архангельске
- расписание исповеди в троице сергиевой лавре на завтра