расчлененный метод обучения движениям
Методы обучения двигательным действиям
В процессе физического воспитания, важны образовательные задачи, состоящие в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные знания, умения и навыки.
Рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений, являются основным предметом обучения. Особенности двигательных действий, как и закономерности формирования двигательных умений и навыков предопределяют дидактические особенности физического воспитания.
Для обучения двигательным действиямнеобходимо решить следующие задачи:
— обеспечение «начальной школы движений», а именно обучение управлению простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создавая исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
— обучение действиям, используемым как «подводящие» упражнения или средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических способностей;
— формирование и доведение до нужной степени совершенства основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни и других сферах деятельности.
Построение процесса обучения, его методы и особенности, зависят от структурной сложности формируемых действий. Структурная сложность двигательного действия предопределяет выбор метода при начальном разучивании действия, при этом особенности обучения двигательным действиям зависят от проявляемых физических качеств и уровня их проявления.
Важнейшей проблемой методики обучения таким действиям становится соблюдение соотношений между факторами, которые приводят к закреплению двигательных навыков, и факторами, которые увеличивают их изменчивость.
Методы обучения двигательным действиям
Методы обучения двигательным действиям основываются на регулировании состава и порядка выполнения активных двигательных действий. Методика обучения заключается в повторении упражнений, отборе и освоении форм и способов их выполнения. В обучении существуют целостный (интегральный) и аналитический (избирательный).
Метод целостного упражнения представляет собой многократное повторение действия полностью. Этот метод используется при начальном обучении простым упражнениям или невозможности их расчленения. При обучении сложным действиям используют «подводящие»упражнения: структурно схожие и позволяющие воспроизвести изучаемое действие в упрощенной форме. Методические приемы, применяемые в этом случае, облегчают выполнение упражнения. Используют разметку, исключение отдельных самостоятельных деталей, помощь и облегчение внешних условий.
Также данный подход применяют при совершенствовании техники действий. Выполнение действия может быть направлено на последовательную отработку его частей или деталей, при этом закрепление двигательного навыка выполняется в условиях неблагоприятного состояния организма.
Могут быть следующие варианты:
• метод сопряженного воздействия, включающий дополнительные отягощения без искажения техники двигательного действия, которые в свою очередь способствуют ускоренному развитию скоростно-силовых способностей;
• вариативный метод, заключающийся в совершенствовании навыка в различных условиях, он вырабатывает способность к изменению технических характеристик движений;
Преимуществом данного метода является сохранение структуры и ритма действия, недостатком становится более быстрая утомляемость, а так же большая вероятность ошибок и искажений.
Метод расчлененно-конструктивного упражнения состоит в обучении двигательному действию по частям, с последующим объединением в целое. Его используют при изучении координационно-сложного.
Положительными сторонами данного метода являются акцентирование внимания на отдельных частях, меньшая утомляемость, более высокая работоспособность.
Недостатками метода становятся, частичное нарушение характеристик движения и ритма в целом. В данном случае, обучение отдельным частям двигательных действий следует ограничивать двигательным умением, не доводя его до навыка.
Игровой метод упражнения состоит в том, что деятельность организуется на основе содержания и правил игры.
Характерными чертами являются:
• эмоции при двигательной деятельности;
• многообразие двигательных;
• самостоятельность в выборе средств и способов решения возникающих задач;
• моделирование межличностных и межгрупповых отношений в виде взаимопомощи и соперничества.
Характерными чертами являются:
• эмоции при двигательной деятельности;
• максимальное проявление двигательных;
• выявление уровня владения двигательными действиями.
Соревновательный метод находится между игровым методом упражнения и методами строго регламентированного упражнения.
Общепедагогические и другие методы, используемые в практике физического воспитания
К общепедагогическим методам относят методы словесного и наглядного воздействия.
Методы словесного воздействия занимают ведущее место среди общепедагогических методов, т. к. без слова невозможно общение и взаимодействие преподавателя-тренера и учеников. Словесные методы делятся на 3 группы:
Рассказ создает представление об изучаемом действии.
Описание используют при ознакомлении с техникой, содержанием и правилами.
Объяснение –передача знаний о том, что и как делать.
Распоряжения и приказания отличаются от команд более полным набором слов и спокойным тоном.
Замечание – дает оценку качеству и указывает ошибки.
Методы наглядного воздействия заключаются в привлечении к процессу познания большого числа органов чувств. Методы наглядного воздействия: зрительные и слуховые, а также двигательного воздействия (кинестетические ощущения).
Методы зрительной наглядности используют для оценки и корректировки характеристик движений.Это:
• натуральный показ движения;
Методы зрительного ориентирования облегчают правильное выполнение движения в пространстве и во времени. Например, разметки, позволяют выдержать нужную траекторию.
Методы звуковой наглядности дают возможность уточнить временные и пространственно-временные характеристики движений. Важно учитывать быстроту реакции занимающихся при подаче звуковых сигналов.
Методы двигательной наглядности состоят в развитии мышечных ощущений, которые впоследствии играют решающую роль в комплексе ощущений.
Методы срочной информации позволяют оперативно получить срочные сведения о характеристиках движения с целью внесения коррекции. Сюда относятся технические устройства, например, тензометры в легкоатлетическом манеже.
Решающую роль в обеспечении готовности к обучению двигательным действиям, играет воспитание этих качеств с помощью обще-подготовительных и избирательно-направленных упражнений. Особенно важно сформировать позитивную психическую установку, при обучении действиям, связанным с повышенным риском получить травму, а также создать достаточно сильный стимул к преодолению психических трудностей.
Проблема подготовки к обучению сложным двигательным действиям, в целом, решаема путем умелой реализации принципов доступности и индивидуализации, а также систематичности и постепенного повышения требований.
Новые перспективы в оптимальном решении этой проблемы открываются в связи с внедрением в теорию и практику физического воспитания современных подходов к программированию учебного материала. Таким образом, в гимнастике разработаны программы обучения технике движений на снарядах с учетом структурной общности двигательных действий и рациональной последовательности. Последовательное выполнение таких учебно-подготовительных заданий, которые составлены в соответствии с подобными программами, позволяет обеспечить рациональную преемственность в процессе обучения.
3. Шклярук В. Я. Основы физического воспитания и физической подготовки студентов.— Саратов: Издат. Центр CГСЭУ, 2012.-164 с.
Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.
Расчлененный метод обучения движениям
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного упражнения обладают большими педагогическими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.
В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:
1) целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);
2) расчлененно-конструктивный; 3) сопряженного воздействия. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).
Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.
Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.
Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.
При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила (В. В.Белинович, 1958).
1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.
2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.
4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.
Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.
В практике физического воспитания целостный и расчлененно-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.
Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.
Методы воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.
Методы стандартного упражнения в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы.
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:
а) переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
б) переменное поточное упражнение — серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:
а) прогрессирующее упражнение (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70—80—90—95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами;
б) варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
в) нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз (рис. 5).
Рис. 5. Метод круговой тренировки
Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.
Более подробно методы воспитания физических качеств рассматриваются в седьмой главе «Теоретико-практические основы развития физических качеств».
ИОП использование Метода расчлененного упражнения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Метод расчлененного упражнения предполагает разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. Этот метод применяется в следующих случаях:
ü при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;
ü если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;
ü если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
ü когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
ü когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с детьми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.
Разберем использование этого метода на примере Гимнастики.
Актуальность : Гимнастика является одним из наиболее распространенных видов двигательной активности человека. Она характеризуется значительной искусственностью двигательных действий, многообразием двигательных форм, определенными трудностями в их освоении. Поэтому тренер должен выбрать наиболее продуктивную методику обучения
Проблема обучения гимнастическим упражнениям широко изучалась разными учеными, такими как Гавердовский Ю.К., Гужаловский А.А., Боген М.М., Б. А. Ашмарин и другие.
Гимнастика.
Гимнастические упражнения делят на строевые, общеразвивающие, прикладные, вольные, на снарядах, прыжки, упражнения художественной гимнастики, акробатические. Строевые упражнения (различные построения, перестроения, передвижения, размыкания и смыкания) используют для обучения ходьбе, бегу, воспитания правильной осанки, организации занимающихся и их коллективных действий. Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, подготовке занимающегося к более сложным двигательным действиям. Прикладные упражнения (ходьба и бег, метания, лазание, упражнения в равновесии, преодолевании препятствий, переползании, поднимании и переноске груза и др.) формируют необходимые навыки. Вольные упражнения развивают и совершенствуют координационные способности занимающихся. Упражнения на гимнастических снарядах (конь, кольца, брусья, перекладина — для мужчин, бревно, разновысокие брусья — для женщин) развивают силу, ловкость и высокую координацию движений. Прыжки опорные (толчком ногами, а затем руками) и простые, т. е. безопорные, тренируют органы дыхания, кровообращения, развивают и укрепляют мышцы ног и др.
Гимнастические упражнения классифицируют по: анатомическому признаку (упражнения для мышц рук, ног, шеи, туловища); методической направленности (упражнения для развития силы, увеличения подвижности в суставах, упражнения на координацию, в равновесии и др.); характеру активности (пассивные, идеомоторные, активные).
Очевидно, что такое разнообразие видов гимнастики и гимнастических упражнений требует систематизированного подхода к обучению гимнастическим упражнениям спортсменов. И, следовательно, тренеру, работая с гимнастами, необходимо пользоваться определенной методикой. В свою очередь методы осуществляются с помощью методических приемов.
С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно.
Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, самостоятельное выполнение). При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.
Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения:
а.) собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дозированные упражнения);
б.) метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, о способах исправления ошибки в движениях.
При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как:
а. временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения;
б. проводка в изучаемой части или фазе упражнения;
в. имитация движения;
г. изменение исходных и конечных условий движения;
д. освоение главного в технике исполнения упражнения.
Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации педагога и его творческой активности.
Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами:
а.) подводящими упражнениями;
б.) дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами;
в.) физической помощью;
г.) изменением условий обучения и др.
При использовании того или иного метода приходится учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что для тех, кто относится к художественному типу высшей нервной деятельности, более ценной будет информация, получаемая от показа упражнения, наглядных пособий, а для лиц мыслительного типа — информация о закономерностях движений. Поэтому, когда на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, то один из них всегда бывает ведущим.
Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.
При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:
а. подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;
б. в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий;
в. только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;
г. чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить.
Особенно важно уметь подбирать подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста.
Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.
Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.
Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия.
Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям.
При оказании помощи применяют следующие методические приемы:
а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;
б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.
Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным.
а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.);
б) вспомогательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.);
в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.);
г) обучающие устройства и тренажеры.
Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.
Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.
Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта.
Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.
Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью занимающихся.
Успех обучения зависит от условий, в которых проходят занятия гимнастикой: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспособности и др.
Программная адаптация.Полноценное исполнение гимнастического упражнения предполагает, что движение делается согласно определенной программе, от которой в конечном итоге зависят двигательный состав упражнения, его структура, определяющие физические характеристики. При разучивании движения далеко не всякое целевое упражнение оказывается доступным для гимнаста в своем целостном программном виде. Именно в этих случаях становится необходимой адаптация двигательных действий за счет сокращения целевой программы движения. Такая адаптация широко применена на практике обучения гимнастов. Именно с программной адаптацией связаны в основном представления о применяемых в гимнастике методах обучения. Обычно в этой связи называются такие методы обучения, как метод расчленения, метод узких двигательных задач, метод, так называемых подводящих упражнений. Все эти методы дают возможность – за счет того или иного приема – сократить информативность учебного задания.
“Сжатие” движения. Одной из характерных возможностей адаптации заданий является возможность выбирать (там где это доступно по биомеханическим условиям) такие формы движения, которые представляют собой подобие целевого упражнения, отличающиеся от последнего количественными элементами программы. Примечательной особенностью такого метода работы над движением является то, что он сочетает в себе достоинства как целостного метода работы, так и методов, основанных на программной адаптации.
По методу “сжатия” может достигаться адаптация довольно значительного круга гимнастических упражнений. Значение метода “сжатия” для современной спортивной гимнастики довольно велико. Помимо гибкой программной адаптации этим методом достигается сохранность структуры движения, целостность осваиваемого двигательного навыка, что весьма ценно с методической точки зрения. По этой причине весьма важно изыскивать средства для возможно более широкого использования данного метода в практике.
“Разведение” движения по частным программам. Как известно, всякое гимнастическое упражнение может быть описано на основе кинематических характеристик в виде ряда программ движения. Применительно к каждому гимнастическому движению различают три кинематические программы. Это – программа переместительного движения общего центра масс тела гимнаста (программа “места”), программа вращательного движения системы вокруг центральной оси тела (программа “ориентации”) и программа изменения суставных углов (программа “позы”).
При разучивании сложных гимнастических упражнений необходимо, применение приемов программной адаптации, основанных на “разведении” движения по названным программам. Так, часто гимнаста “обкручивают” на руках или с помощью вспомогательных средств, воспроизводя только вращательный компонент движения.
Важной особенностью “разведения” движения по программам также является возможность сохранения признаков целостности упражнения. Выделяя в процессе обучения одну из программ движения, гимнаст и тренер делают как бы “продольный разрез” упражнения, сохраняя все его последовательные фазы в характерном для них соподчинении.
“Расчленение” упражнения по фазовым границам. Обычно под “расчленением” понимается всякое разделение целевого упражнения на компоненты, подлежащие отдельному изучению и последующему синтезу. Этот метод используется при разучивании как относительно простых, так тем более и сложных упражнений. Неизбежным шагом при этой последовательности изучения движения является возвращение к укрупненным заданиям, а в итоге – к целостному упражнению, то есть к синтезу целевого движения. В процессе обучения методом расчленения, кроме фаз упражнения, выделяемых по признаку чередования активных действий спортсмена, нередко выделяются и фазы, связанные с периодичностью и характером действия на тело гимнаста определенных внешних сил или физических эффектов. Таковы фазы спада и подъема в маховых движениях и др.
Применение метода расчленение – при всей исключительной методической ценности такого способа работы над упражнением – накладывает на тренера и гимнаста известную ответственность. Обучающие упражнения, выбранные по методу расчленения, должны строиться таким образом, чтобы двигательная структура целевого упражнения не нарушалась.
“Дробление” движения. Этим условным термином тренер и гимнаст оперирует при подходе к наиболее мелким, “дробным” заданиям, роль которых особенно возрастает при работе над частными ошибками. Использование дробных заданий практически совпадает по методическому смыслу с методом так называемых “узких двигательных задач”.
Классификация методов обучения по признаку охвата обучающим упражнением программы целевого упражнения, оказывается достаточно продуктивной и позволяет систематизировать, а также пополнять ранее имевшиеся на этот счет представления. Понимание этого момента имеет принципиальное значение, ибо чем больше при обучении гимнастическим упражнениям используются методы целостного типа, тем эффективнее протекает сам процесс обучения.
Непрограммная адаптация. Понижение порога доступности упражнения может быть достигнуто методами, исключающую программную адаптацию. Объективная и субъективная трудность упражнения зависит от ряда факторов, связанных со способом “предъявления” движения и с требованиями к подготовленности гимнаста. Это моменты, связанные с техникой и технической подготовленностью гимнаста, с требованиями к двигательным (физическим) качествам исполнителя упражнения, к его волевым качествам и функциональным возможностям, а также требования к теоретической подготовленности и интеллектуальному развитию гимнаста. К видам непрограммной адаптации относятся – техническая, физическая, психическая и семантическая адаптации.
Одним из важных методов технической адаптации является упрощение координации движения в расчете на дальнейшее его “самоорганизацию”.
Физическая адаптация движения. Ведущую роль среди двигательных качеств играют для гимнаста силовые и скоростно-силовые качества, подвижность в суставах и гибкость, а также выносливость, способность ориентироваться в пространстве и др. Нередко именно отсутствие должного уровня физической подготовленности препятствует освоению гимнастом нового движения.
Психическая адаптация известна, прежде всего, в связи с приемами снижения психической напряженности, возникающей у гимнаста при исполнении рискованных в его представлении, опасных упражнений. Это приемы помощи и страховки, а также соответствующие технические средства, гарантирующие безопасность работы. Эффект психической адаптации дают и практически все остальные виды адаптивного обучения: расчленение движения и подобные методы программной адаптации, упрощение структуры движения, использование внешнего управления действиями гимнаста, физическая помощь – все это снимает и психическую напряженность, помогая гимнасту более эффективно работать.
Семантическая адаптация связана с преодолением затруднений, вызываемых осмыслением поставленного перед гимнастом задания. Нередко упражнение становится труднодоступным не потому, что гимнаст не достаточно подготовлен двигательно или боится делать движение, а потому, что плохо понимает сущность упражнения. Этот момент особенно актуален сейчас, когда гимнастика высших достижений сильно “помолодела” и за упражнение высшей трудности берутся совсем юные гимнасты, которым бывает нелегко постичь закономерности построения движения. В этих случаях становится особенно важным педагогическое мастерство тренера, его умение постичь психику юного гимнаста, особенности его восприятия, характер логического мышления.
Все упомянутые методы адаптивного обучения в значительном большинстве случаев комплексируются с другими. Комплексная адаптация часто соединяет в себе как программную, так и непрограммную адаптацию заданий. Таким образом, комплексная адаптация – наиболее типичная форма адаптивных методов обучения, в которой часто “тонут” все анализировавшиеся выше частные адаптивные приемы. Но именно поэтому необходимо достаточно ясно представлять себе дидактический смысл разнообразных методов и приемов обучения, так как в противном случае их эффективное применение оказывается не всегда возможным.
В самый конец в качестве вывода
Однако одних только этих знаний еще недостаточно, они должны быть доусвоены, отработаны в процессе педагогической практики.
К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долговременной практикой. В ходе практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я».
1. «Спортивная гимнастика» / под общ. Ред. М.Л. Украна – М.: ФиС, 1965. – С.116
2. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Регистрационный номер рецензии 449 от 4 октября 2010 г. ФГУ «ФИРО» 4-е издание, переработанное учебник. Под редакцией С.О. Филипповой.
3. «Теория и методика гимнастики» под ред. В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91
5. В.Д. Мазниченко. Двигательные навыки в гимнастике. – М.: ФиС, 1959
7. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. 2007г-912с.
8. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с.
9. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников, Москва,1978г.-88с.
Издательство: Нар. Асвета
10. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – С.66
11. Лях В. И. 2006 № 1 с. 45;№ 2 с. 44;№ 6 с. 6;№ 7 с.15
12. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям / В. И. Лях // Физическая культура в школе: научно-методический журнал. — 2005. — № 2. — С. 5–9.
13. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям /В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2005. — № 1. — С. 18–24.
14. М. Укран, А Шевес. Упражнения на гимнастических снарядах. – М.: ФиС, 1950. –С.17
15. Сайт http://footballtrainer.ru/index.php
16. Теория и методики физического воспитания. Под редакцией Б. А. Ашмарина
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.