расчетно кассовое обслуживание сбербанк отчет по практике
Отчет по практике в ПАО Сбербанк
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
1.1 История развития
1.2 Основные направления деятельности ПАО «Сбербанк России»
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационная структура ПАО «Сбербанк России»
2.2 Хозяйственно-финансовая деятельность
3. ПОЛИТИКА БАНКА В ОБЛАСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Характеристика Кемеровского отделения № 8615/0452 ПАО «Сбербанк России»
3.2 Кредитование юридических лиц
4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
5.1 Изучение правил ведения кассовых операций в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России»
5.2 Изучение правил расчетов по безналичным платежам с использованием банковских карт в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России»
5.3 Изучение организации работы по кредитованию клиентов в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России»
6. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Список использованной литературы
Сегодня по многим показателям банк является признанным лидером отечественной банковской системы, во многом обеспечивая ее стабильность и надежность. Сберегательный банк среди лидирующей группы банков занимает особое место. Клиентами Сбербанка исторически являются физические и юридические лица.
— дать общую характеристику ПАО «Сбербанк России»;
— рассмотреть организационную структуру ПАО «Сбербанк России»;
— провести технико-экономический анализ ПАО «Сбербанк России»;
— изучить банковские продукты: вклады, пластиковые карты, международные валютные переводы, кредиты;
— провести анализ вкладных операций и операций с использованием пластиковых карт.
Производственная практика была пройдена мною в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России» в период с ____________________.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
1.1 История развития
История развития ПАО «Сбербанк» России началась, 12 ноября 1841 года российским императором Николаем I был подписан указ об учреждении в России сберегательных касс «для доставления через то средств к сбережению верным и выгодным способом». Эта дата стала считаться днем рождения Сбербанка.
Через несколько месяцев, 1 марта 1842 г., служащий Ссудной казны Николай Кристофари переступил порог только что открывшейся кассы в Петербурге. Он даже предположить не мог, что в этот момент становится первым клиентом финансового учреждения, история которого будет неразрывно переплетена с историей России.
Сбербанк является историческим преемником основанных указом императора Николая I Сберегательных касс, которые поначалу были лишь двумя маленькими учреждениями с 20 сотрудниками в Санкт-Петербурге и Москве. Затем они разрослись в сеть сберегательных касс, работавших по всей стране и даже в трудные времена помогавших сохранить устойчивость российской экономики. Позже, в советскую эпоху, они были преобразованы в систему Государственных трудовых сберегательных касс. А в новейшее время превратились в современный универсальный банк, крупную международную группу, чей бренд известен более чем в двадцати странах мира.
В 1888 году сберкассы получили полномочия работать не только с физическими лицами, но и с юридическими (церквями и штрафными капиталами предприятий). Расширилась сфера услуг сберкасс: стали принимать вклады на имена детей и выдавать родственникам сбережения умерших клиентов, переводить денежные средства из кассы в кассу. Повысился до четырех процент накопления.
При Александре III кассы стали учреждать при всех больших торгово-промышленных центрах страны, казначействах и банках. Государство начало использовать средства, накопленные сберегательными кассами, для облегчения конверсии внутренних государственных займов и реализации железнодорожных займов. Сберкассы стали воплощать сберегательную политику государства не только привлекая средства вкладчиков, но и осуществляя инвестиции, выдавая ссуды.
В 1895 году за сберкассами закрепилась функция финансовой поддержки правительства. Кассы получили статус государственных, что гарантировало сохранность сбережений, обязывало хранить тайну вклада, облегчало открытие новых филиалов. [21]
К 1914 году сберкассы превратились в кредитные учреждения.
С 1923 года до 1987 года сберегательное дело было полностью монополизировано государством.
В сегодняшнем Сбербанке почти ничего не напоминает о сберегательных кассах, функции которых он выполнял на протяжении значительного периода своей истории. Но удивительно другое: Сбербанк уже мало похож даже на самого себя всего лишь десятилетней давности.
1.2 Основные направления деятельности ПАО «Сбербанк России»
Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (Далее – ПАО «Сбербанк России») – это современная универсальная организация, входящая в число крупнейших российских коммерческих банков России и стран СНГ.
«Сбербанк России» имеет огромную филиальную сеть: 17 территориальных банков и более 18 400 подразделений. Он оказывает услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации. Недавно были введены удаленные каналы обслуживания. Происходит развитие приложений «Сбербанк Онлайн» и «Мобильный банк» с широкой клиентской базой [14].
Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.
Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля.
Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:
— онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 7 млн. активных пользователей);
— мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 1 млн. активных пользователей)
— SMS-сервис «Мобильный банк» (более 13 млн. активных пользователей);
— одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 83 тыс. устройств). [5]
Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS-кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».
Основной целью ПАО «Сбербанк России» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ПАО «Сбербанк России» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп.
Основные направления деятельности ПАО «Сбербанк России»:
— привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады;
— размещает средства от своего имени и за свой счет;
— открывает и ведет банковские счета физических лиц и юридических лиц,
— осуществляет расчеты по поручению клиентов;
— инкассирует векселя, денежные средства, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
— покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
— привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
— выдает банковские гарантии;
— осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов;
— осуществляет лизинговые операции;
— оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги;
— осуществляет эмиссию и обслуживание банковских карт;
— осуществляет выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, и многое другое.
Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников: средства акционеров; вклады частных клиентов; средства юридических лиц; другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационная структура ПАО «Сбербанк России»
Организационная структура – совокупность подразделений банка, которые выполняют закрепленные за ними функции. Цель организационной структуры – управление функционированием банка. Финансовая структура позволяет выделить и эффективно управлять внутренними бизнесами банка, поэтому хозрасчетная модель может быть построена только на основе финансовой структуры.
Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права и обязанности. Выбор оптимальной организационной структуры банка – важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.
Органами управления Банка являются:
— Общее собрание акционеров – высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.
— Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
— Правление Банка. Правление Банка состоит из 23 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Рисунок 2.1. Организационная структура Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России».
Планирование работы отделения Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России» осуществляется управляющим отделения совместно с начальником экономического отдела и главным бухгалтером. Ежедневно старшим контролером каждого филиала составляется отчет и баланс, дальше проверка ведется бухгалтерией и контрольно – ревизионной службой. Ответственность за свои действия несет непосредственно каждый работник. Стимулирование работников идет через систему премирования, моральное поощрение также применяется, при допущенных ошибках в работе размер премии снижается.
Руководит отделением управляющий, ему подчиняются заместители управляющего и начальники отделов: экономического, бухгалтерии, по работе с юридическими лицами, кредитного, юридической, а также начальники службы безопасности, контролю – ревизионной службы, инкассаторской службы, заведующие операционной частью и заведующие внутренних структурных подразделений. Работники структурных подразделений подчиняются непосредственно руководителям внутренних структурных подразделений.
Исходя из основных направлений деятельности банка, экономический отдел выполняет следующие функции:
— организует и координирует всю экономическую, исследовательскую, финансовую статистическую работу в учреждении банка;
— анализирует финансово – хозяйственную деятельность учреждения банка, выявляет причины, влияющие на прибыль, и разрабатывает предложения по ее увеличению;
— осуществляет управление кредитными ресурсами и анализирует эффективность их использования;
— изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг и разрабатывает совместно с другими службами предложения по внедрению новых и совершенствованию существующих финансовых продуктов и банковских услуг с целью привлечения новых клиентов;
— осуществляет анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты, ценные бумаги;
— изучает экономику, включая инвестиционные программы местных администраций, финансовый рынок, конкурентов в регионе;
— анализирует уровень и эффективность организации работы учреждения банка и разрабатывает предложения по созданию оптимальной структуры сети;
— разрабатывает бизнес – планы развития банка.
Целями отдела по обслуживанию юридических лиц являются:
— привлечение денежных средств от юридических лиц, путем открытия и ведения банковских счетов предприятий и организаций любых форм собственности;
— осуществление расчетно – кассового обслуживания юридических лиц;
— осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;
— обеспечение сохранности денежных средств, вверенных банку;
— оказание консультационных и информационных услуг по выполняемым операциям.
Задачами отдела являются:
— организация работы по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц;
— организация и проведение исследований рынка корпоративной клиентуры;
— координация работы по развитию подразделений отдела по обслуживанию юридических лиц.
Управление автоматизации и информации банковских работ:
— организует компьютерные системы банка;
— выполняет электронные расчеты;
— разрабатывает программное обеспечение для нужд отделов банка;
— совместно с организационным отделом реализует эти программы.
Юридический отдел призван выполнять следующие функции:
— защищать права и интересы Отделения банка;
— активно использовать правовые средства для укрепления финансового положения банка и улучшения экономических показателей его работы;
— оказывать помощь органам управления банка, в деле обеспечения законности в деятельности банка;
Управление бухгалтерского учета и отчетности выполняет следующие задачи:
— формирует полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности;
— обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— составляет отчеты по результатам работы банка;
— ежедневный учет и контроль за движением средств Отделения банка.
Отдел призван выполнять строгий контроль, учет, отчетность и организацию финансово – хозяйственной деятельности Отделения банка, работой которого руководит главный бухгалтер.
2.2 Хозяйственно-финансовая деятельность
Сберегательный банк работает на принципах полного хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс и полную независимость от вышестоящих структур в определении порядка кредитно-расчетного обслуживания клиентов, в первую очередь акционеров.
Основными доходами Сбербанка являются:
— доходы от Центрального банка РФ за предоставленные кредитные ресурсы;
— сумма комиссионных вознаграждений за банковские услуги;
— проценты, уплаченные за пользование кредитом;
— курсовая разница по государственным облигациям;
— сумма доходов от ценных бумаг и прочих доходов;
— доходы от валютных операций.
К основным расходам Сбербанка относятся:
— проценты, выплачиваемые по вкладам и счетам клиентов;
— выплата заработной платы работникам банка;
— административно-хозяйственные и операционные расходы;
— расходы на инкассацию;
— расходы на техническое обслуживание вычислительной техники;
— оплата услуг по информационно-вычислительному обслуживанию;
— расходы на капитальный ремонт;
Главным показателем деятельности и основным источником собственных средств банка является прибыль. Она определяется по итогам работы за год исходя из фактической суммы доходов и расходов банка (из общей суммы доходов вычитаются операционные расходы, материальные и приравненные к ним затраты и расходы на оплату труда).
За счет прибыли банка формируются фонды: основных средств, производственного и социального развития, заработной платы и др. Фонд основных средств состоит из принадлежащих банку зданий, сооружений и другого имущества. Фонд производственного и социального развития формируется по установленному нормативу от прибыли, остающейся в распоряжении банка, и направляется на финансирование мероприятий по развитию и укреплению материальной базы; строительство служебных зданий и жилых домов; оснащение банка современными средствами вычислительной техники; другие производственные и социальные нужды. Фонд заработной платы образуется и расходуется в установленном порядке на оплату труда.
К основным показателям хозяйственно-финансовой деятельности банка можно отнести:
— соотношение собственных и заемных средств;
— рентабельность (общая рентабельность, рентабельность собственного капитала и др.).
3. ПОЛИТИКА БАНКА В ОБЛАСТИ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Характеристика Кемеровского отделения № 8615/0452 ПАО «Сбербанк России»
Кемеровское отделение № 8615/0452 является структурным подразделением Сберегательного банка России, то есть входит в единую организационную структуру Сбербанка России и является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ на территории Кемеровской области.
В своей деятельности Кемеровское отделение № 8615/0452 руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, носящими обязательный характер, Уставом Банка, а также Положением о территориальном банке (филиале) «Сбербанка России».
Кемеровское отделение № 8615/0452 не является юридическим лицом. Оно вступает в хозяйственные, договорные, кредитно-расчетные отношения от имени Сбербанка России.
Кемеровское отделение № 8615/0452 имеет отдельный баланс, являющийся неотъемлемой частью баланса Сбербанка России. В соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ, филиал в составе сводного баланса Сбербанка России обеспечивает:
— соблюдение экономических нормативов и показателей ликвидности;
— депонирование части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, предусмотренных действующим в РФ законодательством о банках;
— создание внутри банковских резервов и страховых фондов.
Ответственность по обязательствам территориального банка несет Сбербанк России.
Деятельность отделения строится на основе бизнес-плана в соответствии со стратегическими планами, предусмотренными Концепцией развития Сбербанка России до 2020 года, которая включает следующие основные пункты:
— Обеспечение качественно нового уровня обслуживания граждан и юридических лиц;
— Защита интересов клиентов банка путем размещения привлекаемых средств в наименее рискованные вложения;
— Использование современных банковских технологий;
— Последовательное наращивание капитала банка, обеспечение финансовой устойчивости, поддержание ликвидности и платежеспособности банка.
В Кемеровском отделении № 8615/0452 Сбербанка России функционируют следующие отделы, которые контролируют все сферы деятельности банка:
Юридический отдел, в функции которого входит: защита имущественных и неимущественных прав и интересов отделения, обеспечение строгого соблюдения законности в его деятельности;
Отдел банковских карт, основной задачей которого является: увеличение масштабов деятельности по всем направлениям карточного бизнеса, наращивание темпов эмиссии карт международных платежных систем и АС СБЕРКАРТ, развитие инфраструктуры и повышение качества обслуживания клиентов; организация работы:
— по развитию безналичных расчетов на основе банковских карт международных и российских платежных систем;
— по доведению информации по банковским картам, совместно с сектором общественных связей, до потребителей.
— по обработки информации по операциям, совершаемым с применением банковских карт в учреждениях Сбербанка России, расположенных на территории Кемеровской области;
— по эксплуатации комплекса программно- технических средств, используемых в процессе обработки операций при работе с банковскими картами;
— по обеспечению конфиденциальности, сохранности и защиты информационных баз данных (совместно со службой безопасности отделения);
— по подготовке и сертификации персонала банка по тематике банковских карт международных и российских платежных систем.
Отдел вкладов населения, задачами которого являются:
— осуществление на территории Кемеровской области единой политики привлечения средств населения в рублях и иностранной валюте в пассивы отделения; организация работы по :
— продвижению имеющихся и внедрению новых услуг банка на региональном финансовом рынке;
— обеспечению высокого качества и культуры обслуживания клиентов;
— повышению профессионального уровня операционно-кассовых работников Банка;
— привлечению средств населения в рублях и иностранной валюте;
— развитию безналичных поступлений и расчетов.
Отдел организации РКО юридических лиц и бюджетов.
Задачами отдела являются: осуществление привлечения средств юридических лиц в валюте Российской Федерации в пассивы отделения; организация работы:
— по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц в структурных подразделениях, расположенных на территории области;
— по привлечению корпоративных клиентов на обслуживание в отделениях области;
— по обслуживанию бюджетов и внебюджетных фондов в отделениях области.
Отдел кредитования, задачами которого являются:
— осуществление финансирования, кредитования и предоставление банковских гарантий в рублях и иностранной валюте для реализации коммерческих программ, проектов Головного отделения и его клиентов, направленных на наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей предприятий, организаций и граждан в продукции (работах и услугах);
— организации проведения операций долгосрочного и краткосрочного кредитования юридических и физических лиц.
Отдел безопасности и защиты информации, задачами которого является:
— обеспечение экономической безопасности Кемеровского отделения № 8615/0452 Сбербанка России;
— обеспечение защиты информационных технологий отделения;
— охрана отделений и филиалов.
Отдел по работе с персоналом. Задачами отдела являются:
— совершенствование системы управления персоналом, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития отделения;
— повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров в целях обеспечения количественного и качественного соответствия человеческих ресурсов, занятых в Отделении, основным направлениям его функционирования.
Административный отдел, задачами которого являются обеспечение хозяйственного и социально-бытового обслуживания аппарата отделения.
Отдел кассовых операций. Задачами отдела являются:
— осуществление кассовых операций в отделении, их координация и контроль;
— бесперебойное кассовое обслуживание юридических лиц, являющихся клиентами отделения, а также отделений и дополнительных офисов, закрепленных за кладовой Банка;
— обеспечение учета и сохранности ценностей, поступивших в кладовую Банка;
— обеспечение платежного оборота денежной наличности.
Отдел кассовой работы и инкассации. Задачами отдела являются: перевозка денежной наличности, ценностей, а также оказание клиентам и учреждениям Банка услуг по сбору и доставке ценностей.
Отдел ценных бумаг. Задачами отдела являются:
— организация проведения международных расчетов в форме документарных операций (аккредитивов, инкассо, гарантий) отдела и отделений;
— осуществление операционного обслуживания юридических лиц- клиентов (резидентов нерезидентов) в иностранной валюте и в рублях;
— организация работы отдела и отделений по осуществлению функций валютного контроля за операциями клиентов в иностранной валюте, по формированию и предоставлению органам валютного контроля требуемой отчетности и другой информации и документации;
— организация работы отдела по осуществлению денежных переводов в иностранной валюте, не связанных с экспортом/ импортом товаров, работ и услуг;
— организация работы отдела и отделений по валютно-обменным операциям и операциям с платежными документами в иностранной валюте;
— организация работы отдела и отделений по проведению операций с драгоценными металлами и памятными монетами, содержащими драгоценные металлы.
Отдел ресурсов. Задачами отдела являются:
— управление с целью поддержания текущей и долгосрочной ликвидности отделения;
— обеспечение наиболее полного и эффективного использования временно свободных денежных средств отделения;
— координация действий подразделений Отделения в части ведения активно-пассивных операций;
— организация работы по контролю над открытой валютной позицией.
— обеспечение контроля за соблюдением Кемеровским отделением № 8615/0452 Сбербанка России и его сотрудниками требований законодательства РФ, нормативных актов Банка России, стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику Банка, должностных инструкций;
— осуществление контроля за соблюдением Кемеровским отделением № 8615/0452 Сбербанка России правил ведения бухгалтерского учета, достоверностью бухгалтерской и финансовой отчетности.
Операционный отдел. Задачами отдела являются: обеспечение универсального обслуживания юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов) всеми видами банковских операций и услуг.
3.2 Кредитование юридических лиц
Все виды кредитов выдаются банком в валюте, устраивающей клиента. Сроки кредитования определяются потребностями организации. Но на сегодняшний день чаще всего банк предлагает краткосрочные (до 1 года) или среднесрочные (от 1 до 2-х лет) кредиты.
Одно из условий предоставления кредитов юридическим лицам является необходимость предоставления залога. Безусловно, это уменьшает возможные риски банка, но одновременно увеличивает расходы клиента на оценку и страховку предмета залога. А при оформлении кредитов в больших размерах, банк, требуют предоставить обеспечение в виде ликвидного залога, либо оформить поручительство собственников бизнеса.
4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»
ПАО «Сбербанк России» использует следящие финансовые формы отчетности:
— отчет о прибылях и убытков;
— отчет об изменениях в составе собственных средств;
— отчет о финансовом положении;
— отчет о прочем совокупном доходе;
— отчет о движении денежных средств.
Ниже представлены статистические формы отчетности, используемые ПАО «Сбербанк России»:
-форма № 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте»;
-форма № 0409250 «Сведения об операциях с использованием платежных карт и инфраструктуре, предназначенной для совершения с использованием и без использования платежных карт операций выдачи (приема) наличных денежных средств и платежей за товары (работы, услуги)»;
— форма № 0409251 «Сведения о счетах клиентов и платежах, проведенных через кредитную организацию (ее филиал)»;
— форма № 0409255 «Сведения кредитных организаций о начале (завершении) эмиссии и (или) эквайринга платежных карт»;
— форма № 0409302 «Сведения о размещенных и привлеченных средствах»;
— форма № 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады».
Анализ технико-экономических показателей ПАО «Сбербанк России» за 2014, 2015, 2016 года представлен в таблице 4.1.
Таблицы 4.1. Технико-экономический анализ ПАО «Сбербанк России»
Отклонения, млрд. руб
Основные показатели отчета о прибылях и убытках
Чистые процентные доходы
Чистые комиссионные доходы
Операционные доходы до резервов
Отчисления в резерв под обесценение кредитного портфеля
Прибыль до налогообложения
Основные показатели баланса
Кредиты и авансы клиентам
Средства в других банках
Кредитный портфель до вычета резервов на его обесценение
Резерв под обесценение кредитного портфеля
Вклады частных лиц
Средства юридических лиц
Основные качественные показатели
Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле
Доля резерва под обесценение кредитного портфеля в кредитном портфеле
Отношение резерва под обесценение кредитного портфеля к неработающим кредитам
Чистая процентная маржа
Оношение расходов к операционному доходу (до резервов)
Рентабельность активов (ROAA)
Рентабельность капитала (ROAE)
Прибыль на акцию, в рублях на акцию (EPS)
Прибыль на акцию пересчитанная, в рублях на акцию (adj. EPS)
Стоимость акции на ММВБ на конец периода (в рублях)
Фактическая численность сотрудников
Среднее количество акций за период
Показатели достаточности капитала
Коэффициент достаточности основного капитала (Tier 1)
Коэффициент достаточности общего капитала (Tier 1 и Tier 2)
Как свидетельствуют данные таблицы, операционные доходы до резервов увеличились в 2015 году на 17,84% и в 2016 году на 9,93%. Превышение темпов роста операционных расходов над доходами понизили рост чистой прибыли в 2015 году на 19,84% и в 2016 году на 23,22%.
Кредиты и авансы клиентам банка увеличились в 2015 году на 37,29% и в 2016 году на 5,47%. Активы банка в 2015 году увеличились на 38,39% и в 2016 году на 8,74%, а капитал банка увеличились в 2015 году на 7,39% и в 2016 году на 17,57%.
В 2015 году коэффициент достаточности основного капитала снизился на 2 п.п. и составил 8,6%, а в 2016 году увеличился на 0,3 п.п. и составил 8,9%. Коэффициент достаточности общего капитала в 2015 году снизился на 1,3 п.п. — до 12,1%, а в 2016 году увеличился на 0,5 п.п. – до 12,6%. Тем не менее, коэффициент достаточности общего капитала значительно превышает минимальное значение, установленное Базельским комитетом на уровне 8%.
5. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
5.1 Изучение правил ведения кассовых операций в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России»
Проходя практику дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России», я подробно изучил правила ведения кассовых операций. Теперь я знаю, что совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют совокупной кассой банка. Сюда входят: валютная касса, контролёр, вечерняя касса, приходная касса, расходная касса. Банк обязан принимать от физических и юридических лиц для зачисления на счета аккредитивы или обменивать денежные знаки, имеющие повреждения. Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой, заведующим ценностей, главным, старшим кассиром и другими кассовыми работниками банка, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности.
По решению руководителя банка операции с ценностями могут осуществляться группами материально ответственных лиц, с которыми заключается договор о полной ответственности. Приём денежной наличности в приходную кассу банка производится по объявлению на взнос наличными. При расхождении между суммой сдаваемых денег и суммой, указанной в объявлении на взнос наличными, кассовый работник перечёркивает первоначальный приходный документ, на обороте проставляет сумму фактически принятых денег, достоинства, серии, номера и сумму принятых на экспертизу сомнительных денежных знаков, подпись и возвращает операционному работнику. Вновь заполненное объявление на взнос наличными операционный работник проверяет, вносит исправления в кассовый журнал по приходу и на сомнительные денежные знаки оформляет квитанцию. В конце операционного дня на основании приходных составляется справка о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов. Все поступившие в течение операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в операционную кассу и зачислены на соответствующие счета клиентов в тот же рабочий день.
Приём денежной наличности от организаций в специальных мешках, кейсах и в других средствах для упаковки денег, имеющих несъёмные приспособления для их опломбирования (сумки), с денежной наличностью и другими ценностями от инкассаторов после окончания операционного дня банками производится вечерними кассами. Принятые деньги должны быть зачислены на соответствующие счета банка не позднее следующего рабочего дня.
В конце дня кассовый работник сверяет сумму денег, выданную ему под отчёт, с суммами денег, имеющихся у него в наличии, и составляет справку о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов, если им осуществлялись операции только по приёму денег, или сводную справку о кассовых оборотах по произведенным приходно-расходным операциям. По окончании операций с наличными деньгами и другими ценностями кассовые работники сдают заведующему кассой имеющуюся у них денежную наличность вместе с кассовыми документами и справками.
После сверки кассовых оборотов за день, заведующий кассой записывает в книгу учёта денежной наличности и других ценностей общую сумму прихода и расхода денег и выводит в ней остаток денежной наличности в операционной кассе банка, а также остаток других ценностей на начало следующего дня, которые заверяются подписями должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей. После сводки кассы заведующий кассой передаёт кассовые документы вместе с приложениями для формирования и брошюровки одному из кассовых работников.
5.2 Изучение правил расчетов по безналичным платежам с использованием банковских карт в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России»
Применение банковских карт – удобный и выгодный способ осуществления безналичных расчетов и для банков, и для клиентов. Использование банковских карт позволяет держателям, то есть физическим лицам, в том числе уполномоченным юридическим лицам, совершать операции с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с договором и действующим законодательством. Учетная политика операций расчетов с использованием банковских карт строится исходя из требований следующих нормативных актов, регулирующих осуществление банками этих операций на территории Российской Федерации:
– Положения Банка России от 24.12.2004 № 266–П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»;
– Положения Банка России от 26.03.2007 № 302–П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
Основанием для осуществления расчетов по операциям с использованием платежных карт и подтверждения их совершения в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России» является документ по операциям с использованием платежной карты, составленный на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты:
– идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;
– дату совершения операции;
– сумму комиссии (если имеет место);
– реквизиты платежной карты.
При совершении операций в пункте выдачи наличных, документ по операциям с использованием платежной карты на бумажном носителе, при его составлении дополнительно оформляется подписями держателя платежной карты и кассира. Документ по операциям с использованием платежной карты может содержать дополнительные реквизиты, установленные правилами участников расчетов или внутрибанковскими правилами. Если документ по операциям с использованием платежной карты составляется без осуществления процедуры авторизации, но при этом возникает обязательство эмитента перед эквайрером по исполнению этого документа, код авторизации в нем не указывается. Реквизиты документа по операциям с использованием платежной карты должны содержать признаки, позволяющие достоверно установить соответствие между реквизитами платежной карты и соответствующим счетом физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также между идентификаторами организаций торговли (услуг), пунктов выдачи наличных, банкоматов и банковскими счетами организаций торговли (услуг).
При выдаче или приеме наличных денежных средств в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием платежных карт в пункте выдачи наличных кредитной организации помимо документов по операциям с использованием платежных карт оформляются приходные (расходные) кассовые ордера, и оформляется документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, и реестр операций с наличной валютой и чеками.
5.3 Изучение организации работы по кредитованию клиентов в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России»
Проходя практику в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России» я выделил следующие стадии кредитного процесса:
1. Рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с потенциальным заемщиком;
2. Оценка кредитоспособности заявителя;
3. Изучение достаточности, приемлемости и ликвидности материальных и нематериальных ценностей в качестве обеспечения кредита;
4. Структурирование кредита и заключение кредитного договора;
5. Предоставление кредита;
6. Обслуживание кредита;
7. Погашение кредита.
Отдел (сектор) кредитования:
1) принимает участие в формировании резерва на возможные потери по ссудам, находящимся в компетенции отдела; осуществляет классификацию ссудной задолженности, находящейся в ведении отдела; контролирует полноту и правильность создания резерва на возможные потери по ссудам в отделениях области;
2) осуществляет методологическое и информационное обеспечение кредитующих отделений области (методическими, нормативными, инструктивными и аналитическими материалами) по всем основным направлениям деятельности отдела;
3) осуществляет контроль за работой отделений области по кредитованию юридических и физических лиц и финансированию проектов, в том числе путем проведения целевых проверок на местах, а также проведения аттестаций сотрудников кредитных служб отделений области;
4) принимает участие в организации мероприятий по повышению квалификации сотрудников отделений области;
5) формирует статистическую и иную установленную отчетность по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
К функциям отдела (сектора) кредитования относят:
1) кредитование юридических лиц;
2) кредитование физических лиц.
Получить кредит может любой желающий, имеющий постоянный доход. Начиная с 18-летнего возраста, если заемщик имеет постоянный источник дохода, до человека, не достигшего 75-летнего возраста, получающего пенсию в Сбербанке России.
6. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Например, используя систему «Контур Корпорация», можно обеспечить два варианта решения этой задачи:
— работа в режиме реального времени с единой базой данных бюджетной, бухгалтерской и управленческой информации для подразделений главной конторы и филиалов банка в рамках регламентированных прав доступа. Этот режим предполагает наличие устойчивых каналов связи с территориально удаленными подразделениями банка. При этом рабочее место участника бюджетного процесса может быть организовано как в технологии «клиент-сервер», так и с применением Интранет-технологии;
— технология дистрибуции, сбора и консолидации бюджетной информации филиалов, с которыми затруднена устойчивая электронная связь. Основой этой технологии является форматный сбор данных, применяемый при подготовке сводной отчетности. В данном случае генерируемые в ХД Excel-таблицы являются средством ввода и проверки плановых и/или фактических значений бюджетных статей.
Применение обоих подходов в организации взаимодействия главной конторы банка и его филиалов при решении задач бюджетирования позволяет учитывать региональные особенности и гибко подходить к решению вопросов автоматизации в условиях развития филиальной сети.
Я считаю, что Сбербанк России является неотъемлемой частью экономики страны. Ведь он составляет одну треть всей банковской работы нашей страны. Список услуг, предоставляемых Сбербанком для частных лиц, достаточно разнообразен, от стандартных депозитов до банковского страхования. С каждым годом Сбербанк России совершенствуется, и становиться все более удобно для клиентов управлять своими счетами.
Кроме физических лиц банк обслуживает и корпоративных клиентов. Свыше одного миллиона предприятий являются его клиентами, стоит отметить, что больше 35 % это малый и средний бизнес. Сбербанк России это популярный современный банк, его клиентами только на территории России являются более ста десяти миллионов клиентов, а за границей примерно одиннадцать миллионов. Сейчас банк стремительно расширяет свое присутствие на международном рынке, кроме стран СНГ, он открыл свои филиалы в нескольких странах Восточной и Центральной Европы.
В завершение своей работы, я хотел бы высказать некоторые предложения по совершенствованию деятельности банка:
1. Обеспечить соблюдение требований к максимальному размеру кредита на одного кредитора (вкладчика);
2. С целью повышения доходности кредитных активов увеличить долю долгосрочных кредитов, предусмотрев меры по минимизации кредитных рисков;
3. Ориентировать деятельность банка на увеличение ресурсного потенциала, дальнейшее повышение эффективности активных операций при соблюдении жесткой экономии внутренних затрат;
4. Делать упор на развитие наступательной рыночной стратегии и разработку новых форм услуг, в том числе консультационных и информационных;
5. Стремиться к непосредственным контактам с клиентами путем личного общения, изучения и максимального удовлетворения их запросов, предпочтений, пожеланий.
Лидирующее место в ресурсной базе банка занимают средства на счетах и вклады частных лиц. Кредитный портфель главным образом состоит из долгосрочных кредитов. Подводя итог моей работы, можно сделать вывод, что по всем оцениваемым параметрам результаты функционирования банка находятся в норме. В ходе оценки мы получили достаточно высокие значения основных коэффициентов. Видно, что у «Сбербанк» России выбрана правильная стратегия развития, которая позволяет добиваться таких значительных результатов. Результаты, полученные ранее при оценке положения банка на рынке, а также оценке структуры активов-пассивов, доходов-расходов, прибыли полностью совпадают с коэффициентной оценкой. Во всех случаях наблюдается стабильное развитие кредитной организации, что, в свою очередь, положительно сказывается на ее деятельности.
В процессе прохождения практики в дополнительном офисе № 8615/0452 Кемеровского отделения № 8615 ПАО «Сбербанк России» мною были изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие его деятельность: Устав Банка, Положение о филиале Открытого акционерного общества «Сбербанк России», нормативные и распорядительные документы банка. Также, во время прохождения производственной практики я научился работать с документацией дополнительного офиса № 8615/0452, взаимодействовать с клиентами. Мной были изучены как организационные, так и хозяйственные, финансовые и экономические аспекты деятельности банка. Я проходил практику в отделе кредитования и в отделе расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц. Здесь я мог наблюдать за работой банковских служащих изнутри, что, несомненно, поможет мне в будущем. А так же сам приобрел некоторые навыки работника банка, такие как:
1) подборка и прошивка платежных документов;
2) последующий контроль кассовых документов;
3) проверка правильности заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати;
4) проверка расчета на установление лимита остатка кассы и формирования разрешения на расходования наличных денежных средств из выручки поступающей в кассу;
5) консультирование клиентов при работе с терминалами и банкоматами дополнительного офиса;
6) выполнение иных должностных обязанностей.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что цели и задачи прохождения практики были мной достигнуты, и практика в банке действительно является эффективной.