новорожденному 1 месяц что должен уметь ребенок
Первые дни новорожденного дома: что нужно знать и уметь
Первые навыки по уходу за младенцем мамочки получают в роддоме, а вот после приезда домой многие теряются, не понимая, как правильно ухаживать за новорожденным. В такой момент на помощь приходят люди, у которых уже есть опыт обращения с новорожденным. А что делать, если рядом нет никого, кто мог бы подсказать, научить неопытных родителей? Возможно, из этой статьи родители смогут почерпнуть необходимую информацию.
Начнем с приготовлений к выписке новорожденного домой. Что необходимо сделать:
Необходимо приготовить место и принадлежности для купания младенца, а именно:
Наконец новорожденный дома, на него хотят посмотреть родственники, друзья, но громкие звуки могут испугать малютку, поэтому после поздравлений родителей, им лучше быстрее уйти.
Оставшись одни, родители могут спокойно заняться малышом:
Важно знать! У новорожденного еще заживает пуповинный остаток, поэтому он должен быть открытым. Надевая малышу подгузник необходимо подворачивать его край так, чтобы зона пуповины была открыта.
После гигиенических процедур и переодевания пришла пора покормить малыша. Если у мамы с молоком все в порядке, то никаких проблем с кормлением не возникнет. Еще в роддоме она получила первый опыт кормления и знает, как правильно прикладывать малютку к груди. Протерев грудь, мамочка приступает к кормлению, это займет не более 20 минут, этого вполне достаточно для насыщения малютки. Если малыш проявляет беспокойство, значит он еще голоден и нужно дать ему другую грудь. После кормления следует немного подержать малютку вертикально, прижав к себе и поддерживая головку. Это необходимо для того, чтобы младенец срыгнул воздух. Если малыш насытился, то он быстро уснет, и будет спать, пока не проголодается.
Важно знать! Если вы кормите своего ребенка грудью, то нет необходимости придерживаться определенного промежутка времени между кормлениями. Кормите малютку по его требованию. А если у вас искусственное вскармливание тогда следует кормить ребенка через 3-3,5 часа.
Вы накормили малыша, теперь можно укладывать его в кроватку либо в коляску, где все уже подготовлено для комфортного сна. На дно кладут матрас, клеенку, а сверху застилают тонкой пеленочкой. Подушку класть нельзя, ее заменит пеленка, сложенная в четыре слоя. Если в комнате температура воздуха не более 24С, малыша можно укрыть только тонкой пеленочкой, одеяло не требуется.
Купание новорожденного
После приезда домой из роддома малыша нужно искупать, ведь там его только подмывали. Купать малыша нужно вечером (ни в коем случае не купайте сразу после кормления).
Подготовка к купанию состоит из следующих действий:
Лучше всего новорожденного купать вдвоем, один будет поддерживать малютку, а второй купать, это необходимо для того, чтобы вода не могла попасть малышу в ротик, носик и ушки. Когда для купания все готово, новорожденного, прямо в пеленке, осторожно опускайте в воду. Пеленка необходима для того, чтобы не испугался и не сильно чувствовал перепад температуры. Следите за тем, чтобы его головка была над поверхностью воды. Когда малыш будет в воде, можно развернуть пеленку и приступить к купанию. Осторожно, бережными движениями намыльте мылом его ручки, ножки, туловище и головку. Остается только сполоснуть малютку водой из ковшика, завернуть в теплое полотенце и нести пеленать.
Важно запомнить! Купать ребенка нужно ежедневно. Первое купание длится всего 5-10 минут, но по мере взросления это время увеличивается. Детским мылом можно пользоваться только один раз в неделю (оно сушит нежную кожу младенца). Особое внимание уделяйте складкам на тельце малютки, именно там скапливается грязь. Если у ребенка появились опрелости или потница, используйте отвар лечебной травы (чаще всего пользуются чередой).
Купание закончено, но еще есть необходимые гигиенические процедуры, и пришла пора к ним приступить.
Первое утро малыша дома
Малыш проснулся, а значит нужно приступать к утренним гигиеническим процедурам:
Все необходимые процедуры выполнены, можно подумать о прогулке.
Теперь поговорим о памперсах
Современные мамочки уверены, что памперсы придуманы для облегчения ухода за малышом. Это действительно так, вот только есть несколько правил, о которых не все знают.
На следующий день после выписки из роддома новорожденного должен посетить врач-педиатр и патронажная сестра из поликлиники. У молодой мамочки будет возможность задать медикам вопросы, которые у нее появились после приезда домой. С этого дня, в течение месяца, врач и медицинская сестра будут посещать малыша, и следить за его развитием. При первом посещении участкового врача отдайте ему документы, выданные в роддоме:
По этим документам малышу делают амбулаторную карточку для поликлиники, сертификат на положенные прививки и прививочную форму 63. Обязательно запишите номер телефона для вызова врача на дом.
Для получения малышом экстренной медицинской помощи постарайтесь максимально быстро оформить все его документы это:
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Уход за ребенком до года: что нужно маме?
После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом.
В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.
Вскармливание детей раннего возраста
Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.
Режим кормления
Важно придерживаться режима кормления.
Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни
В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:
Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)
За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:
Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.
Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.
Укомплектованность чистым бельем для малыша
Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.
Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:
К концу одного года – колготки.
Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели – роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.
Развитие ребенка в первый год жизни
Забота о здоровье и благополучии своего ребенка естественна для всех родителей. Но наибольшее беспокойство испытывают мамы и папы в 1-й год после рождения малыша. За эти 12 месяцев ребенок проходит по-настоящему огромный путь от беспомощного новорожденного до ребенка, который активно осваивает окружающий мир и умеет взаимодействовать с ним.
У каждого этапа этого пути есть свои особенности, и отчасти разобраться в них поможет таблица развития ребенка по месяцам, в которой приводятся основные показатели роста и веса.
Развитие ребенка по месяцам, а точнее основные физические параметры роста и набора массы тела, приведенные в таблице, можно отнести к усредненным, так как они не учитывают индивидуальных особенностей организма малыша. В любом случае каждый месяц жизни — это новые достижения для ребенка!
1-й месяц
В месячном возрасте малыш уже пытается на несколько секунд поднять голову, когда находится в положении на животе. Хорошо реагирует на громкий звук и на яркий свет. В ответ на громкие и резкие звуки или яркий свет малыш «защищается» — взмахивает ручками и затем прижимает их к телу.
2-й месяц
Взяв малыша на руки так, чтобы его тело находилось в вертикальном положении, вы увидите, что он кратковременно пытается или может удерживать голову. Ребенок уже не пугается звуков и света, а пытается плавно уследить за интересующим его объектом. Движущиеся предметы, находящиеся в пределах его досягаемости, он пытается схватить пальчиками, правда, получается это не всегда.
3-й месяц
Теперь малыш удерживает голову в вертикальном положении. А в положении на животе он уже способен опираться на локти и пытаться приподнять верхнюю часть корпуса. Он делает попытки перевернуться, ухватить простыню, тянуться за игрушками, но его координация еще не очень хороша, и не все попытки завершаются успехом.
4-й месяц
В этом возрасте малыш уже умеет хорошо отталкиваться ногами, когда вы его держите вертикально. Игрушки у него вызывают яркий эмоциональный отклик. Заинтересовавшись, малыш поднимает голову и тянется за ярким предметом в попытке схватить его.
5-й месяц
Ребенок переворачивается со спинки на живот и предпринимает попытки самостоятельно приподниматься, чтобы занять сидячее положение. Но долго в нем находиться не может. Зато он уже прочно держит в руке интересующий его предмет и внимательно его изучает, отличает близких людей от чужих и начинает понимать эмоции мамы по интонациям в ее голосе.
6-й месяц
Малыш научился не просто сидеть, а самостоятельно садиться. Он легко переворачивается с живота на спину и наоборот. Взяв ребенка за ручки, можно наблюдать, как он уже осознанно, а не рефлекторно пытается шагать. Он тянется за упавшей игрушкой, и если ему удается ее достать – поднимает без посторонней помощи.
7-й месяц
Это возраст, когда малышу уже недостаточно сидеть на месте. Он активно осваивает ползание, а, опираясь на мебель или другие прочные предметы, может стоять. Окружающий мир интересует малыша все больше. Он хорошо узнает предметы (особенно любимые), а изучение собственного отражения в зеркале становится одним из самых увлекательных занятий.
8-й месяц
В этом возрасте ребенок может долго заниматься с любимыми игрушками. С ним можно играть в «Ладушки». Он проявляет широкий спектр эмоций – от испуга до радости, а держась за руки мамы или папы, может достаточно уверенно переступать ножками по полу.
9-й месяц
Теперь малыш не просто умеет сам вставать на ноги и передвигаться, опираясь на мебель, он может даже отказаться от помощи взрослых и попробовать сделать все сам. Но здесь важно учитывать особенности развития ребенка и не торопить его с первыми самостоятельными шагами.
10-й месяц
Это возраст, когда малышу уже недостаточно проявлять эмоции мимикой. Теперь он умеет делать это с помощью односложных слов, движений рук. Он отлично имитирует все, что видит и слышит: жесты родителей, их интонацию, их занятия. Может подолгу заниматься простыми действиями: открывать и закрывать ящик комода или дверцу шкафа, бросать и поднимать игрушку и прочее.
11-й месяц
Коммуникативные навыки развились до той степени, что малыш умеет выражать свое согласие и несогласие, одобрение и неодобрение правильными жестами и мимикой. Отказываясь от чего-то, он качает головой и, соглашаясь, кивает. Он уже знает, какие звуки издают животные, и при просьбе показать что-то или что-то сделать обычно охотно соглашается.
12-й месяц
Ребенка интересует абсолютно все, происходящее вокруг: шум транспорта за окном, движения воды во время купания, более сложные игрушки. Он умеет выполнять трудные задачи, выраженные словами: по просьбе закрывает или открывает дверь, приносит нужные предметы из другой комнаты.
Все малыши разные, и если какие-то из описанных навыков появляются чуть раньше или чуть позже, не стоит переживать и расстраиваться! Обо всех особенностях развития ребенка вы всегда можете спросить своего педиатра.
Новорожденному 1 месяц что должен уметь ребенок
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Особенности физического и психического развития ребенка от рождения до 1 месяца жизни.
Статья:
За первый месяц жизни ребенок быстро адаптируется к новым для него условиям. Мышечный аппарат совершенствуется, тренируется, поза эмбриона пропадает, появляются различные эмоции. Родителям интересно наблюдать развитие ребенка от рождения до 1 месяца жизни, ведь даже за такой короткий срок малыш успевает не только преобразиться внешне, но и много чему научиться.
Физическое развитие
Каждая мама с нетерпением ждет рождения своего ребенка, и неважно — мальчика или девочки. Уход и развитие за новорожденным в первый месяц жизни играют большую роль. Если все делается правильно, ребенок быстро адаптируется к окружающему миру, его организм привыкает к работе вне материнской утробы.
В первые 12 часов после родов малышу ставят прививку против гепатита. В течение первой недели — БЦЖ (вакцина против туберкулёза).
До месячного возраста перестраивается кровеносная система ребенка. Активно снабжается кровью печень и мозг, иммунная система начинает вырабатывать иммуноглобулин. Почки уже работают во всю силу, но пока еще остаются незрелыми до полугода. Дыхательная система малыша выводит из организма углекислый газ.
В норме к концу месяца ребенок уже уверенно управляет руками. Он может поднести ладошку к лицу. Лежа на спине, делает попытки приподнять голову. Некоторые активные малыши пытаются осуществить это движения даже лежа на спине.
В момент рождения можно заметить на лице малыша мелкие прыщики — милиумы. Они проходят самостоятельно. Родничок становится плотным. В редких случаях он зарастает только к году.
Кожа на пальчиках у новорожденного может облезать — это естественный процесс. Ее можно увлажнять детским кремом, молочком. Маме стоит контролировать заживление пупка. Он должен быть покрыт корочкой и не кровоточить. Обрабатывают его перекисью водорода, зелёнкой или слабым раствором марганцовки.
Меняются и органы чувств. К третьей неделе жизни малыш начинает придавать значение разным звукам. Он уже реагирует на речь мамы и папы, узнает их голоса среди чужих. В этот период малыш фокусирует взгляд на неподвижных объектах. К четвертой неделе жизни движения глазных яблок становятся координированными и плавными.
Сон, нормы прибавки в весе и росте
Основной режим дня ребенка включает в себя сон и перерывы на кормление. Периоды бодрствования пока еще короткие. Спит младенец в позе лягушки — лежа на спине, ручки согнуты в локтях, ноги раздвинуты в стороны. Выделяют несколько стадий сна:
Существует два варианта нормы роста и веса. От российских педиатров они выглядят так:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 3,6 | 5,1 |
Вес девочек, кг | 3,6 | 4,7 |
Рост мальчиков, см | 51,2 | 56,5 |
Рост девочек, см | 50,3 | 56,1 |
Окружность головы мальчиков, см | 35,5 | 39,1 |
Окружность головы девочек, см | 35,0 | 38,1 |
Окружность груди мальчиков, см | 34,1 | 38,9 |
Окружность груди девочек, см | 34,0 | 38,1 |
Всемирная организация здравоохранения придерживается несколько иных показателей:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 3,4 | 5,8 |
Вес девочек, кг | 3,2 | 5,5 |
Рост мальчиков, см | 50,8 | 58,6 |
Рост девочек, см | 49,8 | 57,6 |
Окружность головы мальчиков, см | 34,9 | 39,6 |
Окружность головы девочек, см | 34,2 | 38,9 |
Но не стоит ориентироваться на эти таблицы прибавки веса в первый месяц жизни грудничка. Они рассчитаны на средние показатели и не учитывают индивидуальных особенностей развития. В первые две недели жизни малыш прибавляет по 150 г. За месяц прибавка составляет приблизительно около 600 г. К его росту прибавляется 2 см.
Основы кормления
Основное питание новорожденного — грудное молоко. У некоторых женщин его мало, но можно попробовать восстановить лактацию. Для этого ребенка чаще прикладывают к груди при первых же признаках беспокойства малыша. Такой режим называется «кормление по требованию». В среднем за день выходит до 12 прикладываний.
Маме стоит контролировать захват соска. Ребенок должен брать весь околососковый кружок. Некоторые младенцы быстро устают сосать и засыпают. Их нужно слегка похлопать по щечкам или поменять грудь. После кормления малышу помогают срыгнуть следующими способами:
Первые месяцы жизни ребенка сопровождаются коликами и вздутием животика. Это нормальное явление, так как ЖКТ только адаптируется к работе. Облегчить состояние малыша можно массажем: животик надо погладить по часовой стрелке (но не тереть с нажатием). Можно давать новорожденному укропную водичку, суспензию Саб симплекс или другое средство от коликов.
Психическое развитие
Молодые родители не всегда хорошо себе представляют, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни (девочка или мальчик — неважно). Расскажем об этом.
Малыш в этом возрасте редко бодрствует, предпочитая спать и есть. Появляется хватательный рефлекс. Если провести по ладошке пальцем или другим предметом, ребенок его инстинктивно схватит. Если погладить его щечку, то он повернет голову — это поисковый рефлекс, появление которого обусловлено инстинктом поиска пищи.
При проведении соской или пальцем вокруг рта губы младенца сложатся трубочкой, и малыш начнет имитировать сосание. Лежа на животе, он уже пытается делать движения, похожие на плавательные.
Стоить помнить об индивидуальном развитии ребенка. В 1 месяц он должен уметь делать не так много. Малыш издает отдельные звуки («к», «г») — этот этап развития речи называется гулением. Привлекает плачем внимание родителей, проявляет эмоциональные реакции, например, улыбается маме и папе, радостно лопочет.
Основные навыки и умения к первому месяцу жизни:
Мы коротко разобрали, что должен уметь ребенок 1 месяца жизни. В этот период развития любые отклонения от норм вызывают панику у родителей. Но не стоит сразу переживать, так как небольшие расхождения вполне допустимы. Если очень переживаете, проконсультируйтесь у педиатра.
В этом возрасте нет смысла усиленно активно развивать малыша, ведь все, что ему пока нужно — это быть рядом с мамой, получать грудное вскармливание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе.