ногайцы и казахи что их связывает

Казахи и ногаи – разделённый народ

Историк и общественный деятель, представитель ногайского народа Мурад Заргишиев будет писать для Esquire.kz о вопросах истории и тюркологии. В первой колонке, он доказывает, что ногаи и казахи являются одним, но разделённым в истории народом.

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связываетВеликий классик степной поэзии, «қазақ поэзиясының атасы» (отец казахской поэзии) Шал-Кийиз Тиленши-улы — казах или ногай? Поэт Асан Кайгылы, которого Шокан Валиханов назвал «ногайским философом», — казах или ногай? Поэты и воины Казтуган Суйиниш-улы и Досмамбет Азаулы — ногаи или казахи? Нашим великим классикам были бы не понятны такие вопросы.

Чем дальше мы углубляемся в историю наших народов, тем труднее отличить друг от друга казаха, ногая, каракалпака, степного крымского татарина, даштикыпчакского узбека… И это неудивительно, ибо в Золотой Орде (Джучиевом Улусе) все мы были единым народом с именем ногайлы. В казахской культуре даже есть такое сакральное понятие, как ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы — ногайлинская эпоха, под которой подразумевается эпоха Джучиева Улуса. Все богатырские поэмы казахского, ногайского и каракалпакского эпоса повествуют не о казахском, ногайском, каракалпакском или татарском народе, а исключительно о народе ногайлы, о Стране Ногайлы. Почитайте любой национальный эпос: одни и те же герои, одни и те же дастаны — «Едиге», «Шора», «Кобланды», «Ер Таргын», «Орак и Мамай», «Карасай и Казы» и т. д. В казахском эпосе, например, каждый батыр на вопрос, кто он, гордо заявляет: «Мен — Ноғайлы елiнiң / Елден шыққан ерiмiн, / Артық туған шерiмiн, / Асыл туған бѳрiсiмiн».

Выдающийся казахский учёный Шокан Валиханов писал: «По преданиям своим киргизы [т.е. казахи] почитают себя потомками татар Золотой Орды, которая в героических поэмах (джирах) называется «Ноғайлының Ауыр Жұрт», а героем всех своих поэм считают золотоордынских ногаев».

Но распад золотоордынской империи в XV веке привёл к расколу этой единой общности. Слава Аллаху, у наших народов сохранилась историческая память! Наша культура полна свидетельств о нашем едином прошлом. Даже сегодня невозможно без слёз слушать скорбный кюй о разделении единого народа на казахов и ногаев: «Жылау, жылау, жылау күй… / Жылаған зарлы мынау күй ― / Қазақ пен ноғай айрылды, / Қазақ сартқа қайрылды… / Ноғайлының ну елi / Күңiрендi, қайғырды… / Ел қанаты қайрылды! / Зор күн туды, зор күндер, / Кеттi күлкi мол күндер, / Жылау менен қоштасу… / Келер ме қайтып ол күндер?…» Для современной казахской истории ногайлинская эпоха, ноғайлы дәуiрi, ноғайлы заманы, является прямой и неразрывной связью с историей Золотой Орды. Поэтому для меня и ногаи, и казахи, и каракалпаки, и крымские татары, и даштикыпчакские узбеки — это ветви единого Байтерека, Священного Древа Жизни, части единого ногайлинского этноса. Приезжая в Казахстан я убеждаюсь в этом, когда свободно говорю с казахами, и речь идет не о понимании друг друга ввиду близости и похожести языков – речь идёт об одном и том же языке.

История раскидала народы, сегодня ногаи живут в России. В разных регионах страны — в Астраханской области, Дагестане, Ставропольском крае, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесии, Крыму. Трудовая миграция привела к возникновению ногайских диаспор на севере — Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Мурманске. Сохраняется ли в таких условиях ногайская культура и язык? Да, несмотря на многие трудности, мы сумели пронести сквозь века свой язык, культуру и традиции. Хотя в последние десятилетия на ногаев оказывает ощутимое влияние культура соседних кавказских народов — музыка, танцы, обычаи, национальная кухня. Россия — крупнейшая в мире многонациональная и многоконфессиональная страна. И сегодня (как и в советское время) в регионах компактного проживания в общеобразовательных школах преподаются ногайский язык и литература. Власти оказывают поддержку сохранению ногайской культуры на уровне федерального правительства и регионов.

Нерешённых проблем тоже много. Однако всё познаётся в сравнении: ногаи, вынужденно эмигрировавшие в XVIII-XIX веках в Османскую империю, не имеют ничего из того, что имеют ногаи, оставшиеся в России. Мы в России изучаем в школе родной язык и литературу, на ногайском языке издаются книги, газеты и журналы, существуют радио- и телепередачи. А в Турции у ногаев нет ничего этого, несмотря на большую диаспору. Разница на уровне государственной политики: в Турции стараются ассимилировать ногаев (называют их noğay türkleri), а в России есть возможность сохранить свою самобытность.

Однако большую угрозу несёт глобализация. Ползучий процесс размывания культурной идентичности, утраты языка и традиций коснулся всех народов, в том числе ногаев. Это естественный, стихийный процесс, ему трудно противопоставить юридические законы. Поэтому возрастает значение языка и культуры. Я рад, что в Казахстане много делается для возрождения исторической памяти. Одним из таких мероприятий стала Международная экспедиция «От Хэнтэя до Улытау: возрождение исторической памяти».

Это мероприятие призвано помочь народам устоять и сохранить себя. Экспедиция начала работу в августе в Монголии у горы Бурхан-Халдун. Это место свято для монголов — здесь прошло детство Чингиз-хана. Никогда ранее тут не проводились археологические работы. Но уважение, которым окружено имя Чингиз-хана в Казахстане, доверие монгольской стороны к Международной Тюркской Академии и лично к её президенту г-ну Дархану Кыдырали помогли нашей экспедиции получить разрешение на эти исследования.

В ходе экспедиции исследователи обнаружили неизвестные ранее ритуальные комплексы, статуи эпохи Тюркских каганатов. По предварительным данным, памятники могут быть связаны с именем Ильтериш Кутлуг кагана, правившего в VII веке. Дальнейшее изучение артефактов прольёт свет на неизвестные страницы истории наших далёких предков. Кроме казахских и монгольских учёных, в экспедиции участвовали представители России, Турции, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана. Завершилась она в сентябре на Улытау, где историю Тюркских каганатов продолжили Монгольская империя и её Джучиев Улус (Золотая Орда), Казахское ханство, Ногайская Орда.

Улытау — место сакральное для каждого кочевника. Тут находятся мавзолеи Джучи-хана и Алаша-хана, могилы выдающихся правителей Золотой Орды Едиге и Токтамыша. Здесь была одна из ставок последнего казахского хана Кенесары. Эта земля — колыбель Джучиева Улуса, а Казахстан — прямой наследник золотоордынской цивилизации. И сегодня Казахстану выпала колоссальная ответственность за сохранение этого наследия.

Источник

КАЗАХИ И НОГАЙЦЫ: ОДИН НАРОД?

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связывает

В предыдущей статье были заданы вопросы об истории Ногайской орды, которые были адресованы авторитетным лицам.

На наши вопросы отвечает местный исследователь, краевед и общественный деятель Махамбет Галымжанович Хакимов.

ВОПРОС: В XVXVII веках на территории Казахстана просуществовало государство Ногай. Потом эта территория стала принадлежать Казахскому ханству. Как все это происходило?

ОТВЕТ: Ногайская Орда (государственное образование) просуществовала в период XV-XVII веков, и занимало только западную часть Казахского ханства и эта территория затем стала фактическими пределами казахского Младшего Жуза.

А теперь даю полный ответ на ваш вопрос, и начну с объяснения слова и понятие «ногай», которое произошло от человека по имени Ногай (его отец Кутлуккий-бий). Они родом из восточно-тюркского племени «мангыт», которое во времена самого Чингиз-хана, (в начале XIII века) обосновалось в «Дашт-Кыпчак», а это пространство от гор Алтая до реки Едиль (Волга). И здесь они породнились и смешались со здешними кыпчакскими племенами. Во времена походов Золотой Орды на Запад (на Русь и Восточную Европу), представитель мангытской знати по имени Ногай, проявил себя как смелый и толковый командир (ранее сотник, затем тысячник), так что он всегда был «на виду» у Бату-хана и командующего его армии Субедая. В конце того похода и далее, Ногай стал «темником» (военачальник корпуса в 10 000 воинов), который от имени ордынской власти «присматривал» за Русью и прочими западными странами. Проще говоря, он в войнах усмирял непокорные страны, собирал дань, проводил политику и прочие проявления доминирования в данных регионах (поэтому неудивительно, что Ногай до сих пор нелестно упоминается в средневековой истории Восточной Европы). Ко всему тому, он всегда помогал силой прийти к власти очередному хану в Золотой Орде (Ногай пережил семерых ханов).

Еще одна важная деталь для дальнейшего повествования. Наряду с упомянутыми ханствами с 1480 году возникла и Московская Русь (будущая «метрополия» для всех ханств), основой которой была Московское княжество, поэтому его народ в западной Европе называли «московиты», в восточной Европе –«москали», и т. д. И этот народ в основном состоял из потомков угрских и славянских племен. Среди этого народа также много было различных тюрков, в разные времена (Х-ХVIII века) оседавших в русской среде, и их всех подряд называли … «татарами». Ну, да ладно, продолжим свой рассказ.

Жизнь в новых государствах шла своим чередом, хотя часто случались войны между ними, особенно активной была Ногайская Орда. Так на востоке она участвовала в становлении и междоусобицах Абулхаирского ханства, в результате чего немалая часть его населения (после поражения от Казахского ханства) ушла на юг, А их хан Мухаммед Шейбани сумел захватить всю Среднюю Азию, свергнув там власть потомков Хромого Тимура (Тамерлан). И самое главное, назвала завоеванный народ именем своего почитаемого хана … «узбек» (золотоордынский хан Узбек из начала XIV века). Надо заметить, что такого этнического названия раньше вообще не существовало в среднеазиатской среде древних народов Хорезма, Согды, Бактрии и Ферганы.

Итак, в войнах за приволжские территории (1552-1556 годов) помощь тюркам Казани и Астрахани оказывала лишь Ногайская Орда, которая затем в Приазовье сумела самостоятельно отбить наступление войск русского царя (так стали называться их правители) Ивана Грозного в войне 1556-1559 годов. И тогда, при подстрекательстве московской политики, тогдашние казахские ханы заняли земли около рек Жем (Эмба) и Ак Жайык (Урал), т. е. был нанесен «удар в спину» ногаям. Несколько раз эти территории и племена алшынов и ногаев переходили из рук в руки, … то они в Казахском ханстве, то в Ногайской орде. И это кончилось очень плохо, когда очередной казахский хан Хак-Назар (Ак-Назар), считавший себя еще и ногайским ханом, в 1580 г. ушел с войском из г. Сарайшык в поход на Узбекское ханство, возомнив себя великим полководцем, но там он и его войско бесславно погибло. Итогом этих событий стала страшная трагедия, т. е. оставшийся без военного прикрытия г. Сарайшык (именно такого момента ждали исполнители московской политики), бывшая столица ногаев и казахов, была полностью разрушена. Это сделали русские стрельцы (из Астрахани) и «воровские» казаки атамана Еремы (Ермак с Волги), Они жадно и варварски разграбили даже захоронения кыпчакских, золотоордынских, ногайских и казахских ханов.

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связывает

До этих событий, в результате прошедших войн, Московская Русь захватила земли Казанского и Астраханского ханств, до Каспийского моря, вдоль реки Волга (название реки Едиль-Итиль было приказано забыть). Далее в русской истории, оставшихся ногаев на востоке от реки Волги стали называть «Большие Ногаи», а на западе от Волги (в Приазовье) – «Малые Ногаи». Кроме того немалое число ногаев ушло в Казахское ханство, в родственную среду алшынов, в знак протеста против прорусской ориентации некоторых своих правителей, например, мырзы Орыса (Урус, по-русски), потомки которого в дальнейшей истории значатся как русские князья Урусовы. То же самое произошло с отпрысками мырзы Жусупа (по-русски, Юсуп), т. е. его потомки тоже стали русскими князьями Юсуповыми. К слову, в Руси также возникали подобные династии из числа казанских и крымских татар, и других народов.

Итак, в начале 17 века официально уже не было целой Ногайской Орды, существовавшую в период 1426-1604 годов, но его народ был жив и продолжал борьбу за существование. Теперь большинство ногаев с боями (после русского захвата низовьев Поволжья) прорывались через р. Волгу и в течение XVII века уходили к своим сородичам в Приазовье и Причерноморье, которых они знали еще со времен своего предка Ногая. Вместе с ним откочевала часть башкиров и татар, тоже не желавших терпеть господство московитов на приволжских землях. К уходящим ногаям примкнула часть казахов-алшынов,, во главе с султаном Ахмед-Гереем (сын Хак-Назара). Как становится ясно из этих исторических событий, все происходило из-за насильственной политики московитов, заключающейся в изгнании (или уничтожении) тюркских народов приволжских территорий, которые теперь считались … «исконно русскими».

Напомню, до ухода из Прикаспия самыми известными там были такие ногайские объединения, как «Жетысан», находящихся на землях между реками Едиль (Волга) и Ак Жаиком (Урал), и «Жембулак» на территории междуречья Ак Жайыка и Жема (Эмба).

ОТВЕТ: Продолжаем наш дальнейший рассказ об истории ногаев. В первой половине XVII века, большинство ногаев в западных краях возглавлял батыр-предводитель Ер-Таргын, и хотя у них не было официальных государственных образований, но их (в Предкавказье и Причерноморье) военно-политические объединения сыграли (вольно-невольно) существенную роль в дальнейшей истории всех здешних народов. К тому же, Османская империя (Турция), Крымское ханство и Запорожская Сечь всегда использовали ногаев, как немалую военную силу, против наступающей Московской Руси, которая сама переживала невзгоды в войнах XVII века с Речью Посполитой (Польша и Литва) и погрязла в своей междоусобице (1590-1612 годы), называемой в русской истории «Великая Смута». И тогда у них не было единого царя, трон занимали различные бояре (Б. Годунов, В. Шуйский), объявились различные самозванцы (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II) и прочие проходимцы. И, в конце концов, всех этих «цецаревичей» разогнало польское войско и посадило на трон в Кремле своего королевича (принц) Владислава. И только народное русское ополчение, во главе с князем Д. Пожарским (якобы русский) и купцом К. Мининым (крещеный татарин), сумело в войнах восстановить независимость своей страны. А в 1613 году, при поддержке патриарха Филарета (бывший боярин Федор Романов), московским царем был избран … его 16-летний сын Михаил Романов.

И вот, при такой внешнеполитической обстановке, ногайский народ в южных регионах получил временное затишье от русской экспансии, и активно участвовал в истории и политике Крымского ханства и Запорожской сечи, особенно в их войнах с Речью Посполитой и Московским царством. А территория ногаев, от Прикаспия и до северного Причерноморья, в мировой истории обозначалась как «Ногайская Степь». Но в 20 веке это название региона тоже было предано забвению, теперь там Ставропольский и Краснодарский края, т. е. в течение XVIII-XIX веков эти регионы были захвачены Российской империей. Поясню, что бывшая (в 15-17 веках) Московская Русь, при царе Петре I переименована в Российскую империю (с 1721г.), и, соответственно сам Петр I стал называться императором. Далее, несмотря на все эти потрясения и войны, эта империя продолжало свои экспансии на всех своих границах. Не буду перечислять все западные войны Российской империи (со Швецией и другими европейцами), только поведаю про события, связанные с историей ногаев.

Например, в 1687-1689 годах попытка России «с ходу» захватить Таврию (Северное Причерноморье) и Крым Была отбита крымцами и ногаями. Также в 1695 году турки и ногаи совместно отбили вторжение Петра I на город Азов (бывшая Тана). Однако в следующем походе (1696г.) имперским войскам в союзе с князем Аюкой (правитель калмыков) все же удалось захватить Азов и прилегающие территории, которые были объявлены российской собственностью, и здесь был заложен первый российский флот. В 1705-1706 годах войско Петра I (опять в союзе с Аюкой) разгромило восстание русского посадского народа и стрельцов в Астрахани и Царицыне. А в 1707-1708 годах было подавлено выступление казаков атамана К.Булавина (в этой войне пргибло 20 тысяч казаков) и русский царь навсегда лишил Донское казачество их самоуправления, т. е. все командование дончаками теперь было только от империи. Несогласные с потерей самостоятельности, часть донских казаков, во главе с атаманом Некраса, ушла на Кубань. Далее ногаи и некрасовцы совместно (и в союзе с турками) участвовали в дальнейших войнах против Российской империей.

На другой окраине «Ногайской Степи», донские казаки и калмыки, при полной поддержке Российской империи, были тоже задействованы на уничтожение ногаев. Их задачей была отторжение земель у ногаев (объединения Жетысан и Жембулак, которых возглавляли мырзы Джакшат и Аташ) и вытеснение их из этого региона. А на южной окраине этой Степи (в Предкавказье и Кубани) находились другие ногайские племена, которые помогали в войнах вышеупомянутым сородичам. Так что, опасаясь самих ногаев, империя дополнительно соорудило цепь укреплений от Дона до Волги, называемых в истории «Царицынской линией», ставшей теперь границей. И тогда разгорелись взаимно ожесточенные войны, обе стороны несли тяжелые потери. И хотя ногаи вынужденно отступали, но они наносили тяжелые ответные удары, упомяну несколько случаев. Так, в 1711 году калмыки хана Аюки (титул «хан» получен от Петра I) внезапно напали и разорили кочевья ногаев на Кубани и угнали в плен много народа. В том же году, калмыкский князь Чеметь и часть донских казаков нагло повторили набег на Кубань, но подготовившиеся ногаи и их союзники казаки-некрасовцы (бывшие дончаки), полностью истребили этих налетчиков. А отрубленную голову Чемета отправили в г. Стамбул, демонстрируя турецкому султану (он их союзник) свою способность давать отпор любому врагу.

В 1715 году мырза Бахтыгерей (предводитель ногаев на Кубани) разгромил вновь вторгнувшееся воинство калмыков, а самого Аюку преследовал до самого Нижнего Поволжья, разорил его владения, отнял личное имущество, и освободил ногаев, ранее попавших в плен. А Аюке повезло, он успел спрятался за Царицынской линией, где была сосредоточена экспедиционная российская армия для похода на … восток, но теперь она была развернута для войн с «самостийными» ногайскими объединениями. Тут дело было в том, что Петр I давно вынашивал замыслы по захвату Казахского ханства и среднеазиатских стран. Для этого, он через казахский Прикаспий, хотел вторгнутся в Хивинское ханство (в южном Приаралье), а затем продолжить завоевания в Средней Азии. При этом еще планировалась наступление Джунгарии на казахов и узбеков (с востока). Но все эти имперские желания по первой попытке вторжения Российской империи в данный азиатский регион, вольно-невольно сорвал ногайский мырза Бахтыгерей, за голову которого даже была объявлена русская награда в 5 000 рублей. Но среди ногаев не нашлось предателей, а Бахтыгерей в дальнейшем геройски погиб в 1729 году в очередной войне с наседавшей империей, теперь уже на Северном Кавказе.

Под натиском имперской армии, ногаи вынуждено мигрировали на юг, в Причерноморье и на Кавказ, где присоединялись к своим сородичам (обитавших здесь со средневековых времен), и соседним народам, вместе с которыми их свела историческая судьба в Причерноморье (особенно с Крымским ханством). Так что, неудивительно, что кочевые «ногайские орды» участвовали в политике и войнах в этом регионе.

А оставшихся ногаев, имперская власть разместила на определенных территориях (на юге Украины и в Молдавии) и называла их Белгородская Орда и Буджакская Орда. Однако ногаи предпочитали называть себя по-прежнему … Жетысан, Жембулак, Едишкол. Были еще попытки создать ногайскую кавалерию в составе российской армии, инициаторами этой идеи были князь Потемкин (при Екатерине II), затем император Павел I в 1801 году, но ногаи и их знать отказывались воевать за Россию. После очередного отказа, по указу (в 1807 году) следующего императора Александр I, все ногаи из Северного Причерноморья обязывались переселиться в Прикубанье и Северный Кавказ. А ногаи не противясь императорскому указу дружно ушли в те края, дело в том, что эти места являются их исторической родиной. И тогда и именно там концентрировались теперь ногаи из всех других регионов, в силу происходящих событий. И теперь местные ногаи и пришедшие соплеменники вместе приняли активное участие в Кавказских войнах, против наступающей Российской империи

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связывает

Вот такова была драматическая история тюрков-ногаев, а их потомки поныне находятся в Турции, Казахстане, Украине, России, на Кавказе и Балканах, и где бы они не находились … они по-прежнему называют себя НОГАЙ.

ВОПРОС: сходства ногайцев с казахами: культура и традиции, язык и вероисповедание.

ОТВЕТ: Сходства в традициях и культуре не буду перечислять, ибо они идентичны, т. е. они (за небольшим различием) одинаковы у ногаев и казахов. Даже перечень племен у казахов и ногаев один и тот же. Например, в составе ногаев есть племена:

— уйсын, дулат, канлы, катаган и другие (как у казахов в Старшем Жузе),

— кыпшак, найман, аргын, конырат, кереит (керей) (как в Среднем Жузе)

— почти весь перечень родов и племен из числа алшынов (как в Младшем Жузе).

Разумеется, состав племен у ногаев не возник в одно время, т. е. он образовывался в течение многих веков (особенно в средневековье), в силу различных исторических причин, и этот процесс происходил в течение 12-19 веков.

С уважением к читателям,

автор Махамбет Галымжанулы Хакимов.

От редактора: Все эти истории, в т. ч. о наших ногаях, более подробно изложены в книге «Айкын Тарих» (годы издания 1996 и 2006 годы), где в виде исторического эссе (свободное изложение) рассказано истории более 500 различных племен-народов (в основном – о тюрках), существующих поныне в пространстве от Китая до Восточной Европы. А в этой статье, отвечая на наши вопросы автор приводит свои ответы, которые практически являются изложением истории ногаев!

Источник

Ногайцы и казахи что их связывает

Еще один довод, которым пользуются казахские ассимиляционисты, чтобы оправдать свои действия это то, что, по их утверждениям, большая часть ногайского народа и так уже влилась в состав казахов, а мы – нынешние ногайцы – это «отщепенцы от основной массы».

На самом деле, некоторые племена Младшего жуза и в самом деле входили прежде в состав Ногайской Орды, некоторые, но далеко не все, вопреки утверждениям ассимиляционистов.

Младший жуз состоит из племен баюлы, алимулы и жетиру.

Объединение Жетиру А. Левшин, опираясь на данные, предоставленные ему казахами, соотносит с родами, отделившимися от Среднего Жуза во времена хана Тауке. (Родовые объединения с названием «семь родов» есть и у башкир – «ете уру», у туркмен салоров – «жети урук», у кыргызов – «еди уруг», и каракалпаков – «жети уруг» (см. Трепавлов В.В. 2002)).

То есть эти жетиру исходно были не ногаями, а коренными казахами. Значит называть их алшинами неправильно. По данным А. Левшина, рода младшего жуза кочуют вперемешку со средним жузом (исконными казахами), что подразумевает тесные связи и объясняет культурную и этническую ассимиляцию алшинов казахами, эта ассимиляция настолько глубока, что ногайских элементов в алшинском языке ничтожно мало, а менталитет общеказахский.

Что до генетики, то она также указывает на изначально большую близость младшежузовцев прочим казахам. Ж. Сабитов в отношении них использует термин «алшинский кластер» C3c, то есть версия соотношения алшинов с кыпчаками должна считаться ошибочной. Это касается не только алшинов, но и большинства казахов. Гаплогруппа R1b, которая есть у казахских кыпчаков, и совпадает с гаплогруппами башкирских и ногайских кыпчаков, составляет всего 9% от генофонда казахов, R1a 5%.

По документам связей с Ногайской Ордой упоминается в основном «байулуцкое родство» соответствующее роду байулы у алшинов. (Но тут не менее легко соотнести это именование с племенем байлар — у башкир).

Родовой состав большеордынцев и алшинов, за редкими исключениями, имеет большие различия между собой. Например, по русским документам часто упоминаются основные большеордынские эли: месит, мангыт, канглы – нет ни одного им соответствия у младшежузовцев.

В.В. Трепавлов, в своей статье об Алтыулах, говоря о включении их в состав казахов, тоже упомянул позднее время и, по сути, не назвал нигде это явление массовым, а связал опять таки с парой мелких родов носящих имя мангытай (улы жуз) и ногай (в среднем жузе). Почему то наши «друзья» стараются представить себя единственными родичами ногаев и единственными, кто имеет, по их утверждениям, ногайский компонент. Но это не так:

В состав Ногайской Орды входила и большая часть башкир, в этногенезе татар ногайцы все-таки сыграли хоть и не основную, но заметную роль (Д.М. Исхаков соотносит примерно 25% процентов всех татар с ногайцами по происхождению, это больше чем все ногайцы вместе взятые). Большая часть татарских мурз и военных происходили именно из ногайцев (об этом можно прочесть в исследованиях у Исхакова Д.М. и Ахметзянова М.).

Не секрет, что ногайский компонент имеет место быть в этногенезе многих народов. У кыргызов есть род «ногой», у узбеков – «ногай-кыпчак», тейп «ног1ий» есть у чеченцев. По признаниям многих исследователей большая часть кубанских ногайцев растворилась в составе адыгских народов и карачаевцев (см. С. Хотко). Например, у адыгских народов есть характерная фамилия – Ногоевы, у карачаевцев – Ногайлиевы, Урусовы и др..

Ногайцы породнились с соседями за долгие годы соседства на Северном Кавказе, но все это никак не дает повода им назвать себя наследниками ногайцев или назвать нас одним народом. В этом замечены как раз только казахские и татарские националисты–ассимиляционисты.

Западный Казахстан это прародина ногаев, куда вы должны возвратиться.

На самом деле, Эдиль-Яик (Волго-Уралье) долгое время был пристанищем наших предков. Вот только наши «друзья» забывают (думаю намеренно) о том, что помимо территорий современного Западного Казахстана к территориям Ногайской Орды относилась большая часть современной Башкирии, часть земель современного Татарстана, нынешние Волгоградская, Саратовская области, некоторые смежные области Поволжья, и так вплоть до Сибирского Юрта.

На то время когда наши предки переселились и жили в Волго-Уралье, ни о каких казахах и «Западном Казахстане» и речи не было (периодические появления с войнами не в счет), тогда Казахское ханство было среднеазиатским государством.

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связывает

Положение Ногайской орды и Казахского ханства на 1480 год

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связывает

Положение Ногайской орды и Казахского ханства на 1505 год

У нас общие эпосы и культура.

Ногайские эпосы весьма распространены между тюркскими народами. Общие с ногайцами эпосы: «Эдиге», «Сорок ногайских богатырей», «Эр-таргын», «Шора батыр», и т.д. – имеются далеко не у одних только казахов, они в своих версиях имеются у башкир, каракалпаков, сибирских татар, узбеков, кумыков, крымских татар и даже у алтайцев (см. труды академика В.М. Жирмунского). Причем по признанию В.М. Жирмунского именно ногайская версия цикла эпосов 40 ногайских богатырей ближе к историческим событиям, чем казахская и все прочие.

Что касается того, что ногайцы с казахами имеют общие рода (найман, кереит, конграт, аргын и т.д.) – это так-же не является достаточным поводом отождествить нас, посчитав за один народ, т.к. эти общие рода и племена встречаются и у прочих народов Великой Степи. Например, у калмыков род кереит – это весьма почетный род, из него происходили многие калмыцкие ханы. Найманы и конграты (хунгират), и представители племени мангуд по сию пору живут и здравствуют в Монголии и Бурятии.

На территории Татарстана и Башкирии так же имелись и имеются села с названиями Найманово, Ногаево и прочие довольно знакомые этнические имена. Живут и здравствуют узбеки – кыпчаки и конграты. Все это никак не повод из-за сходства родов всех перечисленных народов объявлять их одним народом или объявлять их казахами, как того хочется вышеупомянутым казахским ассимиляционистам. Кроме того данные генетики опять таки не позволяют делать вывод о тождестве происхождения по названию родов. Так, например, башкиры рода табын (который есть и у ногайцев Добруджи) — как правило, носители «европейской» (точнее сармато-скифской) гаплогруппы R1a, а казахи рода табын – как правило, общеалшинской гаплогруппы C3c.

Род табын состоит в родстве с племенем уьйсен (уйсын) (башк. «юшин», «шон», «сон»), они по шеджере представляют как бы два племени одного корня.

Уйсуны–казахи в абсолютном большинстве носители монгольской гаплогруппы C, а потомки уйсунов у башкир, в подавляющем большинстве носители генов гаплогруппы R1. Добавим, что ногайский ученый Д. Кидирниязов считает ногайских уьйсенов потомками тех уьйсенов, кто пришел в степи Северного Кавказа и Причерноморья еще в составе гуннов. А ногайский ученый Р.Х Керейтов и кумыкский ученый Ю.Идрисов считают представителей ногайского племени ас потомками исконных северокавказских асов.

Итак, представители родов табын у казахов и башкир имеют абсолютно разное генетическое происхождение. Так же дело обстоит и с другими «однофамильцами». (См. исследования по сравнительной генографии Ж.Сабитова, например, Сабитов Ж. М. «О происхождении казахского рода Табын» №2, 2012.). Объяснение простое – кочевые рода и племена того времени – это все-таки не одно и тоже, что рода в традиционном представлении (в родстве по крови). Это политические объединения, соответственно наличие общих племен у разных народов это не всегда маркер родства, но это маркер общей истории на том или ином этапе. Причем каждая конкретная ситуация должна изучаться в своем месте и в свое время.

«Ногаи и башкиры очень близки между собой. Комплекты генов настолько схожи, что думаю целесообразно говорить о некой одной этнической общности Южного Урала и Степного Заволжья до XVII в. Во всяком случае, видно что продолжительное время между населением северного Приаралья, Северного Прикаспия и Южного Урала происходили тесные информационные взаимодействия. Эта общность является общей для башкир и ногайцев.

Связывать ее должны, скорее всего, с двумя общностями:

1. башкиро-печенежско-бурджанской, соединивший Кавказский, Поволжский и Среднеазиатский субстраты раннего средневековья;

2. кыпчако-табыно-усуньской — наплыв из южных и юго-восточных территорий Центральной Азии.

Но, не смотря на общность генов башкир и ногайцев, обнаруживаются большие различия в родоплеменной структуре. Если в родоплеменной номенклатуре башкир весьма выражено выделяется домонгольский субстрат, то в ногайской родоплеменной структуре преобладает Центральноазиатская этнонимия ордынской эпохи, чисто кочевая часть общности Урала, Северного Каспия и Северного Приаралья. То есть будущие ногайцы с приходом власти монголов сменили социально-политическую парадигму, что привело к значительному переформатированию «кыпчако-печенежского» населения степи».

Опять таки казахи и прочие среднеазиатские народы зачастую называют и нас, и татар, и башкир одним именем — «ногай», а себя отличают от нас.

Это сочетается с мнением Трепавлова В.В. по этому поводу:

«В первой половине XIII в. кипчакские кланы оказались под властью монгольских завоевателей, став основным человеческим ресурсом для строительства джучидской и чагатайской улусной системы (прочие тюрки-кочевники — огузы, карлуки, уйгуры, народы Алтая — были немногочисленны по сравнению с ними). Дешт-и-Кипчак был поделен Чингизидами на нутаги (монг.), или юрты (тюрк.) — обширные зоны пастбищных угодий, предоставленные монгольским племенам. Считалось, что некоторая (едва ли значительная) часть степи, не охваченная этой развёрсткой, по-прежнему принадлежала покоренным монголами кипчакам, предкам будущего ногайского эля кипчак

Однако кипчаки практически утратили домонгольское племенное деление и стали обозначаться посредством этнонимов тех монгольских племён, в нутагах (юртах) которых им довелось оказаться. Кочевавшие в нутаге мангутов стали мангытами, в зоне хонкиратов — кунгратами, найманов — найманами, киреитов — кереитами, или кереями. Относительно мирная и безопасная жизнь в империи Джучидов на протяжении второй половины XIII — первой половины XIV вв. имела благоприятные демографические последствия. Старые эли множились, делились и ветвились; появлялись патронимии, различавшиеся по именам патриархов (темир-ходжа, тогунчи-улы и т. п.) или по тамгам» (Трепавлов В.В., 2001).

Такая картина верна для ногайцев, но не для казахов. У них те племена, которые носят «монгольские имена» найман, кереит, меркит, конграт, и в самом деле оказываются потомками монголов.

Это легко объяснить тем, что куманы, куны, половцы и печенеги еще со времен монгольского нашествия вынуждены были отступать все дальше на запад (как раз таки в степи Крыма, Северного Кавказа, нынешнего юга России и Украины), оттесняемые монголами, потому-то и сложилась такая картина. Потомки монголов занимают бывший восток Орды, а потомки кыпчаков, половцев бывший запад.

Таков наш способ восстановления этнической и генетической картины ногайского этногенеза. Потому-то ногайцы занимают ровно те места, где жили наши предки, мы живем на тех местах, которые и должны занимать, и неверен следующий вывод казахских «горе-историков» из числа шовинистов.

Ногайцы – «изгои», непонятно что делающие на «чуждом» Северном Кавказе.

Это то, что исподволь нам внушается нашими «друзьями» ассимиляционистами.

Это же утверждение «ногайцы пришлый народ, чуждый на Кавказе» взяли себе на щит некоторые недалекие и слабо знакомые с историей ногайцев люди из числа националистов горских народов и шовинистически настроенных русских националистов. Подобные же заявления, увы, звучат не только из уст таких невежд, но еще и из уст представителей власти, вроде губернатора Александра Ткачева, который совсем недавно заявил, что ногайцы (равно как и карачаевцы с кумыками) — это пришлые народы чуждые Кавказу.

Кавказ и кавказская культура это не самый главный и не основной, но, тем не менее, это один из базовых неотъемлемых элементов ногайской культуры, истории и менталитета. Отсечь и отрицать это – значит запустить уничтожение культурного ногайского кода. Такая постановка вопроса весьма верна, большинство современных ногайцев традиционно живут на Северном Кавказе. Даже астраханские ногайцы–карагаши и кундровцы всегда старались благоговейно сохранять память о том, что их предки пришли с Кубани и кочевали по Тереку и Куме. Так на Астраханской земле еще недавно были карагашские аулы Керменчик и Азав. По сию пору есть, одноименный с кубанским, брод Карт Кешув.

С фотографий столетней давности на нас глядят карагашские аксакалы в папахах. А на изображении их на гравюре XVIII века, сделанной Г.Гейслером они все в тех же бешметах, шепкенах и папахах. Это стало частью нашей общей культуры и истории.

ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть фото ногайцы и казахи что их связывает. Смотреть картинку ногайцы и казахи что их связывает. Картинка про ногайцы и казахи что их связывает. Фото ногайцы и казахи что их связывает

«Kundrofskische Tataren» (Кундровские татары) — карагаш-ногаи. Гравюра Г. Гейслера, XVIII в.

Глупо для ногайцев, живя издавна на этих землях, вдруг заявлять: «Здесь все нам чужое и мы чужие», глупо всячески противопоставлять себе все живущие рядом народы, на радость нашим врагам. Именно по этому пути и идут наши «друзья» и их недалекие приспешники из нас самих.

Мы – ногайцы, и наши предки, начиная печенежским и половецким и заканчивая настоящим временем, оставили уже свой след здесь. И след этих степей остался в нас. Мы не горцы и не жалеем об этом, но мы потомки тех гуннских, хазарских, булгарских, половецких воинов – народов, кто жил здесь, в этих степях (которые составляли одно целое с Крымом, нынешним Югом России и Украины, Поволжьем тысячелетиями. Мы не должны самоустранятся. Мы должны здесь же жить и развиваться.

Ингуши помнят о ногайском Бора-хане, упомянутом в эпосе, о Эдиге, и борганах, построивших Борга-каш в Ингушетии. По данным Трепавлова В.В. в составе ногайцев был род борган–кыпчак (бурганкипчакское родство) (см. книгу «История Ногайской Орды» с.499). Их ныне существующими потомками, судя по всему, являются карагаш-ногаи рода буран, и кумыки — бороганы.

Нартский эпос говорит о некоем Черном Ногае. Сам Шал Кийиз себя величал нартом (см. песни Шал Кийиза в материалах А. Сикалиева «Йир иеси мен эдим»)

Опятьтаки народы Кавказа сохранили память о великом переселении ногаев из Крыма.

А теперь к нам приходят наши «друзья-товарищи» и говорят, что то, что мы живем на Кавказе – это сплошное недоразумение, пора паковать чемоданы и переезжать в Казахстан. Дескать, должны вернуться к корням… Мы якобы ничем не отличаемся от казахов…

Мы привели данные в пользу того, что имеются многочисленные доказательства того, что ногайцы на Кавказе никак не чуждый народ. В начале нашей статьи мы упомянули о миграции наших предков в Волго-Уралье в 14 веке как раз из степей Северного Кавказа и Крыма, а затем произошел и их скорый возврат во времена мурзы Мамая с основанием Малого Ногая. Как мы будем закрывать на это глаза?

Любому ногайцу не составит труда вспомнить исторические события, которые произошли в конце 18 века, когда наши предки были подвергнуты жесточайшему истреблению, чему предшествовали уговоры переселиться как раз «в киргизские степи, к исконной родине». Проект, созревший в недрах государственного аппарата тогдашней Российской империи запросто решил судьбу целого народа.

Наши предки яростно сопротивлялись, ради того, чтоб не покинуть земли отцов и дедов, земли далеких предков с печенежских, половецких и более ранних асских времен. Как раз это наши казахские «друзья»-ассимиляционисты кощунственно называют фатальной ошибкой – дескать, «переселились бы к нам, уже тогда влились в состав казахов и были бы сейчас жителями Свободного Казахстана».

Еще один перл, прочитанный нами у одного такого ассимиляциониста: «Все вы и ваши мурзы допустили ошибку, не подчинившись Касым-хану и казахским ханам вообще, не надо было отделяться». То есть вся ногайская история, по мнению наших «друзей» – это одна большая ошибка.

Будучи не в состоянии влиять на ход исторических событий, ассимиляционисты желают поменять ее с помощью подмены ее видения «у нас в головах». Это идеологическая диверсия, которую легко осуществить, имея свою национальную историческую школу и систему образования. Этим и занимаются правящие круги Казахстана. Как в досадной смешной картине, изображенной Жюлем Верном в романе «Дети капитана Гранта», когда английские миссионеры внушали детям «туземцев», что всем миром владеют англичане, настолько комично то, как казахским детям внушают, что они – единственные сохранившиеся прямые наследники тюркских империй прошлого, в том числе Ногайской Орды.

Итак без всякого сомнения, ногайцы – это отдельный самобытный народ со своими собственными языком, менталитетом, культурой, историей. Для нас назвать себя одним народом с казахами (татарами, кумыками, турками, кем угодно) – это непозволительная мера, означающая разрешение нас ассимилировать и присвоить себе наше наследие.

Вернемся к положениям внедряемой нам программы, взглянем под другим углом:

«Для того, чтобы сохраниться как этносу и возродиться (приобщиться к исконным корням) вам необходимо переселиться на вашу исконную родину – в Казахстан, т.к. в России у вас нет и не может быть будущего. Мы дадим вам автономию», — говорят нам они.

Если представить, что и дадут нам автономию, то не нужно быть гением математики, чтобы понять: 100 тысяч ногайцев среди 16 миллионов казахов как капля в море, в течение одного-двух поколений растворятся напрочь, даже с наличием автономии. (Или 200 тысяч, вместе с турецкими ногайцами, которых по данным турецкой «Википедии» в Турции и сопредельных государствах тоже всего 100 тысяч)

Однако, справедливости ради, давайте все же представим, что наш народ согласился на такое переселение – что нас ждет в таком случае? Соответствуют ли радужные перспективы, которые рисуют нам наши настойчивые «друзья» истине, или все-таки нет? А это мы может узнать, изучив опыт других переселенцев в РК.

В Казахстане уже давно действует программа по переселению этнических казахов на историческую родину, таковых называют «оралман» (оралманы – возвращенцы). Достаточно набрать в любом «поисковике» слова «оралманы» и «скандал» как поисковая система вроде«гугла» или «яндекса» выдаст тысячи ссылок, связанных с этим вопросом. Официальные власти РК, как ни стараются, но им не удается удержать поток негатива, связанный с провалом переселенческой программы.

Зачастую оралманов поселяют в недостроенные или построенные с большими недочетами дома, где нет воды газа и электричества. Оралманы больше всех страдают от безработицы. Они не могут адаптироваться в, уже сложившемся по-новому, казахском обществе. Оралманы-казахи сейчас объект презрения со стороны «местных казахов»! Существует даже вопиющие факты, когда тела похороненных оралманов выкапывались (!), с целью показать, что они, дескать, чужие на земле РК.

И подобным образом относятся в РК к своим же единородным казахам, которые вернулись из-за рубежа. Многие оралманы уже вернулись обратно в Узбекистан, Монголию, Китай, Туркмению, многие желают возвратиться. Естественно, власти РК и подконтрольные СМИ желают скрыть это, но не больно выходит.

Что станется с ногайцами, переселись мы в Казахстан – не надо даже гадать. Уже есть пример казахского рода ногай–казах, который является потомками ногайцев переселенных в Оренбург с Кубани русскими властями, в первой половине 18века, и которые, после неудачных попыток вернутся на Кубань, приняли решение бежать к казахскому хану Нурали (те кто остались, слились с оренбургскими татарами). Сейчас ногай-казахи считаются только родом из казахских родов, они в своем абсолютном большинстве за очень редким исключением выглядят, говорят и думают как все остальные казахи.

Другой трагический пример – это пример родственного каракалпакского народа, который, имея автономию в составе Узбекистана, испытывая гнет узбекских националистов, пережив трагедию, связанную с пересыханием Аральского моря, встал перед многочисленными проблемами, так что решением посчитали как раз таки переселение в Казахстан. На данный момент, по словам самих каракалпаков, проживающих в РК — 95% их ассимилировались с казахами, говорят на казахском языке, пишутся в переписях казахами, вместе с тем самими казахами (большей частью рядовых казахов) они воспринимаются как народ даже не второго, а третьего сорта. В их отношении бытует унизительная кличка «малдар», что значит «скот».

На самом деле, если Казахстан не в состоянии дать автономию уйгурам, которые, весьма страдая от притеснений китайских властей, вовсе не прочь переселятся в РК и довольно таки давно проживают на территории Казахстана, то почему ее вдруг дадут нам?

Кто-то, возможно, не помнит, но еще в начале 90-х годов часть ногайской интеллигенции обратилась с письмом к президенту РК Н.А. Назарбаеву, в котором была просьба помочь решить проблемы ногайского народа, и где как говорится, обещанная помощь и ответ? Может кто-то еще ждет ответа? А воз и ныне там.

Не в целях этих властных и шовинистических кругов ассимиляционистов Казахстана помогать ногайцам в России или образовывать автономию ногайцев в РК. Цель иная – ассимилировать наш народ и присвоить культурное историческое наследие ногайцев окончательно, назвав нас казахами.

От наших «пламенных друзей», «учителей» и «старших братьев» казахских ассимиляционистов поступают предложения бесплатно учить ногайских студентов в Казахстане, что звучит для многих ногайских родителей, конечно же, заманчиво, однако, как говорил незабвенный Козьма Прутков – зри в корень. Дело в том, что казахстанское образование не больно-то цениться даже в самом Казахстане, не говоря уже о России и других сопредельных государствах. Например, самое большое число иностранных студентов в России – как раз из Казахстана. Более же удачливые и богатые родители стремятся отправить своих детей учиться в Европу, Америку или, «на худой конец» – в Китай. В таком случае ногайцы, обучившиеся в Казахстане со своимнеликвидным дипломом, рискуют там остаться жить и работать (на что и делается расчет). Кроме того, обучение в Казахстане ставит целью идеологически обработать нашу молодежь, с целью внушить опять таки идею: «ногайцы и казахи — одно и то же»

Так же, по сути, дело обстоит и с медициной, уровень которой, за исключением столицы и крупных городов невысок. Потому-то многие, кто обладает достаточным финансовым положением, стремятся лечиться в приграничных Казахстану городах России.

Еще стоит сказать о различии менталитета у нас и казахов. Мы сделаем это на примере религии, которая исторически оказывает колоссальное влияние сознание и ментальный тип народа. В данном случае мы подчеркнем, что пример будет затрагивать именно общую массу простого населения, а не какую-то его часть, и уж точно не ту часть, которая строго придерживается канонов Ислама и с той и с другой стороны.

На ногайцев, со времен Ногая и Эдиге, сильное влияние оказал Ислам, религиозность и патриархальность, мораль, хотя бы во внешней форме, у ногайцев в крови. У казахов же во многом сквозит еще язычество, и менталитет содержит гораздо меньше религиозности со всеми вытекающими последствиями. Потому моральный облик казахов гораздо ближе к влиянию ценностям русской и западной культуры, как ни парадоксально, чем у ногайцев, живущих в России! В одном небольшом ногайском селе могут быть четыре мечети и всего одна небольшая и редко посещаемая, как максимум, в типичном большом казахском поселке.

Это конечно не позволяет говорить, что среди казахов нет искренних практикующих мусульман, наших любимых братьев в Исламе, таковые имеются и их немало, хвала Аллаху. Но вместе с тем в Казахстане процветают разного рода нетрадиционные культы и секты, наводнившие его с начала 90-х годов с благословения Назарбаева, в отличие от мест компактного проживания ногайцев. Атеизм, светскость и новомодный тенгризм также «в тренде» и имеют государственную поддержку…

Другой момент состоит в том, что вся структура устройства общества в Казахстане по сию пору покоится на родоплеменной структуре «трайбализме» трехжузового деления, где самый младший род Старшего Жуза считается более знатным, чем самый старший род среднего, не говоря уже о Младшем, представители которого часто подвергаются притеснениям в Южном Казахстане со стороны «более знатных» родов Среднего и Старшего Жуза. В этой структуре почти нет места русским, которых именуют «четвертым жузом» и которые постарались в большинстве покинуть РК. Не говоря уже о каракалпаках, узбеках и прочих народах, которые в своем качестве мигрантов — гастарбайтеров, воспринимаются даже хуже чем в России. Нужно ли говорить, что о распростертых объятиях и братской любви к ногайцам будет забыто достаточно быстро?

Вам чужды все, кроме нас.

Такая мысль настойчиво внушается ногайцам казахскими ассимиляционистами.

Нам говорят наши «друзья», что мы нуждаемся в союзниках, что мы настолько ослабли, что непременно должны опереться на могучее плечо «старшего брата», которым может быть только Казахстан. «Мы вам поможем» – говорят они нам. Не верится. Зачастую помощь не оказывается даже казахам в России.

Опять таки легко вспомнить пример братского каракалпакского народа – чем им помогли власти РК, когда на них обрушились невзгоды, и они стали притесняемы со стороны Узбекистана, под чьей властью они находятся? Ничем! Не стал Н. Назарбаев вступаться за каракалпакский народ перед президентом Узбекистана И. Каримовым. Не пошел на конфликт. Чем помогли казахи каракалпакам? Ассимиляцией! Даже культурные центры каракалпаков (как и ногайцев), созданные в Казахстане, по сути, призваны лишь создавать видимость заботы о языке и культуре, а возглавляемы людьми, которые говорят: «Наше будущее в Казахстане, мы с казахами – один народ». Если не было предоставлено помощи каракалпакам, отчего она вдруг будет предоставлена нам? Если власти РК не хотят заступиться за каракалпаков перед узбекскими властями, с чего это они вдруг станут заступаться за ногайцев перед властями России?

Когда же наш народ перестанет верить в «доброго дядю Нурика», который придет и решит за нас наши проблемы?! Никто не решит их кроме нас самих.

На что рассчитывают «казахофилы», мечтающие переселиться в Казахстан, которые уже имеются среди ногайцев, что они тихой сапой вдруг сделают из казахов ногайцев? Это самообман, все происходит и будет происходить наоборот.

Так и подмывает сказать им: «Хотите, в надежде получить материальную и прочую помощь, сделать шаги навстречу казахам, надеть их одежду, всеми силами показать, что мы с ними одно? Так не надо стараться они и без того уже так считают! Никто ничего не даст безвозмездно, догадайтесь, что они потребуют взамен?».

В частной беседе один из ногайских артистов сказал нам: «Мы общались с представителями казахов, они обещали построить культурные центры, всячески помогать финансами и прочими ресурсами, но с одним условием: чтобы мы назвали себя с ними одним народом, а все ногайское культурное и историческое достояние – общим с казахами. Мы отказались».

Да, безусловно, ногайцам нужны союзники, но надо искать их в своем регионе, а не где-то на стороне. Надо искать союзников среди тюрков России в первую очередь среди тюрков Кавказа, которые имеют с нами одни и те же проблемы. Тем более, что ногайцы – это мусульманский народ, а мусульмане все вместе и сообща должны противостоять несправедливости, каковой являются попытки ассемиляции и присвоения земель и истории.

Глупо вместо того, чтобы брать союзниками родственных соседей искать союзников в другой стране, да еще и в лице тех, кто рассматривают ногайцев только как ассимиляционный материал.

Как раз этому – нашему союзу с кавказскими тюрками стараются помешать некие антитюркские круги на Кавказе и одновременно профессиональные провокаторы из ассимиляционистов.

Мы были свидетелями того, как в кумыкских и ногайских группах пустили утку о том, что «ногайцы в обход кумыков договариваются с российскими властями о том, чтобы основать автономию на исконных землях кумыков». Абсурдность этого утверждения ясна для всех, кто хоть что-то смыслит в дагестанской политике. Ногайцы (а именно Нац. Совет), напротив, за тем, чтобы быть услышанными и найти союзников, поддержали чрезвычайный съезд кумыкского народа и решили выступить совместным фронтом с кумыками. Как обращения ногайцев, так и кумыков получают одинаковый возмутительный «вежливый отказ».

Осуществлены были варварские действия в отношении активистов, стремившихся привлечь в очередной раз внимание к земельному вопросу.

Но перспектива, что ногайцы, кумыки и другие кавказские тюрки могут объединиться, и требовать свои права пугает наших оппонентов и здесь, и там. И вот эту тему муссируют казахские ассимиляционисты. А затем один из них на поверку оказывается изобретателем утки о «коварных ногайцах». Вот оно – «дружеское отношение» – сделать все, чтобы положение ногайцев было более униженным и ближе к гибели. Тобишь, «Так не доставайся же ты никому…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *