ногай по татарски что такое
Ногай
Смотреть что такое «Ногай» в других словарях:
НОГАЙ — (? 1300) татарский правитель территории от Дона до Дуная. Имел большое влияние в Золотой Орде, выдвигал на ханский престол своих ставленников. В борьбе с ханом Тохтой потерпел поражение … Большой Энциклопедический словарь
ногай — сущ., кол во синонимов: 1 • ногаец (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Ногай — Ногай, Ису Ногай, Нокай (тат. Nuğay, Нугай, каз. Ноғай; 1235/1240[1] 1300) золотоордынский беклярбек, правитель самого западного улуса Золотой Орды (на территории от левого берега Дуная до Днестра, ставка город Исакчи [источник?] … Википедия
Ногай — (? 1300), татарский правитель территории от Дона до Дуная. Имел большое влияние в Золотой Орде, выдвигал на ханский престол своих ставленников. В борьбе с ханом Тохтой потерпел поражение. * * * НОГАЙ НОГАЙ (первая половина 13 в 1300), татарский… … Энциклопедический словарь
НОГАЙ — (1 я пол. 13 в. 1300) золотоордынский темник. Внук Буфала, к рый являлся 7 м сыном хана Джучи. Во главе войск хана Берке Н. неоднократно совершал походы против Хулагу и его преемников. В одном из сражений он потерял глаз. После смерти Берке… … Советская историческая энциклопедия
Ногай — или Нагай знаменитый золотоордынский хан, выдающийся полководец со времен Берки. С 1262 по 1269 г. Н. воевал в Персии и Закавказье, посланный туда сначала Батыем, а потом Беркой. Отложившись от Золотой Орды, Н. около 1270 г. перекочевал к… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ногай — мн. см. ногаи 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ногай — НОГÁЙ (?1300), правитель в Золотой Орде, военачальник. Правнук Джучи. Покровительствовал хану Тохте, нек рым рус. князьям. Совершал набеги на Польшу, Византию, Македонию. Разгромлен Тохтой … Биографический словарь
НОГАЙ — См. Нагай … Биографический словарь
Значение слова ногай
ногай в словаре кроссвордиста
ногай
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Большая Советская Энциклопедия
Лит.: Веселовский Н. И., Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время, «Зап. Российской АН», 1922, Сер. 8, т. 13, ╧ 6.
Википедия
Примеры употребления слова ногай в литературе.
Без особых усилий, по памяти, штурман начертил на странице бумаги те участки реки, где побывали Ногаев, Тарханов, Баженов, Климовский, Григорьев и другие русские промышленники, и здесь же отметил разноречивость их показаний.
И так же, как и прежде, сидел баскак на ордынском дворе, хоть и другой, Ногаев.
Главная трудность была в том, что кубанские татары, ногаи грабили русские обозы, полонили людей, убивали раненых.
Непокорные племена ногаев хотел заманить в степи заволжские, где ногаи, даст бог, сами попритихнут.
Русские плясали среди кибиток, а ногаи, сощурив глаза, тянули заунывные песни.
Русские караулы были вырезаны, город Ейск заперт в осаде, ослепленные яростью ногаи лезли с саблями на палисад.
Снизу турки подпирают, с боков крымцы и ногаи жмут, а сверху бояре наседают.
Турки, крымцы, ногаи, ляхи нас бы мигом полонили, в свою веру обратили.
Да все они, что крымцы, что ногаи, что татары или там черемисы, одинаково воюют.
В борьбе этих народов против Москвы, так же как и в последней борьбе самой Казани, принимают деятельное участие ногаи, с которыми до тех пор не было у Москвы явно враждебных столкновений.
На одном из судов в числе других пленных, служивших гребцами, находился Семен Мальцев, отправленный из Москвы послом к ногаям и захваченный азовскими козаками.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: nogay
Задом наперед читается как: йагон
Ногай состоит из 5 букв
Словари
Традиционными занятиями ногайцев были кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Издавна они занимались охотой и рыболовством. Из ремeсел были развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Кубанские ногайцы, перешедшие к оседлости еще в конце 18 века, занимались земледелием. В 20 веке к оседлости перешли и остальные группы ногайцев, помимо скотоводства у них стало развиваться земледелие.
сущ., кол-во синонимов: 1
НОГА́И (и нагаи), ногаев, ед. ногай, ногая, муж. Народность, живущая в Крымской АССР (крымские степные татары), в Дагестанской АССР и Черкесской АО.
В 1921 году была создана Крымская автономная республика в составе РСФСР, государственными языками которой были крымскотатарский и русский. В мае 1944 года крымские татары были депортированы в Узбекистан, Крымская автономия была ликвидирована. В 1989 году начался процесс возвращения крымских татар в Крым.
Золотая Орда во многом была искусственным и непрочным государственным образованием, с пестрым по составу населением. В оседлых областях жили волжские булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы. Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков), канглы, татар, туркмен, киргизов. Различался и уровень общественного, культурного развития населения Золотой Орды.
После завершения периода завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и массовыми человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей стало обогащение за счет ограбления порабощенного населения. Основная часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монгольской знати, в пользу которой несло повинности трудовое население. Ремесленное производство кочевников Золотой Орды имело форму домашних промыслов. В городах Золотой Орды действовали разнообразные ремесленные мастерские с производством на рынок, но работали в них, как правило, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки. Многие города на завоеванных землях были разорены монголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия), Азак (Азов) на Азовском море.
Ногай
Ногай | |
---|---|
Тохта побеждает Ногая | |
Рождение | XIII век |
Смерть | 1300 |
Род | Категория:Джучиды |
Супруга | Евфросиния Палеолог [d] |
Дети | Чака [1] |
Отношение к религии | ислам |
Звание | генерал |
Содержание
Происхождение [ | ]
Возвышение [ | ]
Первое упоминание в источниках о Ногае относится к началу войн между Джучидами и Хулагуидами. В августе 1262 года он, в качестве командующего 30-тысячным авангардом ордынцев, вторгся в Ширван через Дербентский проход и два месяца спустя разбил авангард хулагуидской армии под командованием Ширемун-нойона у Шемахы. Но 14 ноября он потерпел у Шаберана поражение от подошедших войск Абатай-нойона и, преследуемый в течение двенадцати дней, вынужден был отступить к Дербенту. Весь день 8 декабря войска Ногая удерживали крепость, но под напором хулагуидов к вечеру оставили Дербент и отошли за Терек на соединение с основными силами Берке. Ширемун и Абатай, соединившись с Абагой, сыном Хулагу, перешли Терек и захватили лагерь и обозы войск Ногая. Берке организовал контрнаступление, и 13 января 1263 года на берегу Терека хулагуидская армия потерпела поражение, множество воинов при отступлении провалилось сквозь тонкий лёд реки.
В июле 1265 джучидские силы во главе с Ногаем, форсировав Куру, вторглись в Закавказье. 19 июля войско Ногая было разбито Юшумутом, братом Абаги, при Аксу и отступило на север, в Ширван. По сведениям Рашид ад-Дина, в результате ранения копьём в этой битве Ногай потерял глаз; по Бадр ад-Дину аль-Айни, это произошло двумя годами ранее в сражении на Тереке.
Во главе улуса [ | ]
Первое известие о Ногае в русских летописях (Галицко-Волынской) [9] относится к 1277 году, когда он обратился с предложением союза к Владимиру Васильковичу Волынскому, Льву Даниловичу Галицкому и Мстиславу Даниловичу Луцкому и провёл с ними совместный поход на Литву. В 1279 Лев Данилович при помощи его войск пытался захватить Сандомир.
В 1283 году Ногай принял у себя Дмитрия Александровича, изгнанного из Северо-Восточной Руси своим младшим братом с помощью войск волжской Орды в ходе борьбы за великое владимирское княжение, и вернул ему престол. В том же году один из баскаков Ногая, Ахмат, за притеснения жителей курской земли был разбит Святославом, князем липецким. Явившиеся на следующий год войска Ногая разорили Посемье.
В 669 (1270) прибыло в Египет послание от Йесу-Ногая, «родственника царя Берке и главного предводителя войск его», в этом послании Ногай сообщал: «Хвалю Аллаха Всевышнего за то, что Он включил меня в число правоверных и сделал меня одним из тех, которые следуют вере очевидной» (Н. И. Веселовский «Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время»).
В 1288 (или 1291) Лев и Мстислав Даниловичи сопровождали Ногая в его походе на Польшу.
Около 1291 года, когда сила Ногая пользовалась уже всеобщим признанием, он возвёл на золотоордынский престол Тохту.
В 1292 году Ногай по просьбе своего вассала Шишмана I затеял поход против сербского короля Стефана Милутина, который был вынужден также признать себя вассалом Ногая и отослать в качестве заложников своего сына Стефана и нескольких видных бояр.
В 1299 году Тохта соединился с сыновьями Ногая и разбил его на берегах Буга. Ногай, раненый, бежал и вскоре был убит (1300).
Образ в культуре [ | ]
Ногай является одним из центральных персонажей в книге Василия Яна «К последнему морю». Ногай также фигурирует в романе Дмитрия Балашова «Младший сын» и в книге Ильяса Есенберлина «Золотая Орда».
Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа
Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.
Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.
Где живут
Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.
Название
Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.
Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:
Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.
Религия
Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.
Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.
У ногайцев было два вида мечетей:
Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.
В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:
Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.
На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.
Внешность
Одежда
Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.
Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.
Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.
Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:
Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:
Жизнь
Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.
Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.
Жилище
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.
Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.
Культура
Ногайские музыкальные инструменты:
Фольклор народа состоит из различных жанров:
Традиции
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».
Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:
Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.
Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.