нко в годы войны что это

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СССР

Об­ра­зо­ван по­ста­нов­ле­ни­ем ЦИК СССР от 20.06.1934 года пу­тём пре­об­ра­зо­ва­ния На­род­но­го ко­мис­са­риа­та по во­ен­ным и мор­ским де­лам СССР.Во гла­ве НКО и РККА сто­ял нар­ком обо­ро­ны, в ка­че­ст­ве со­ве­щательного ор­га­на при нём был уч­ре­ж­дён Во­енный со­вет. Ре­ше­ния Во­енного со­ве­та ут­вер­жда­лись нар­ко­мом и про­во­ди­лись в жизнь его при­ка­за­ми.

На НКО СССР воз­ла­га­лись за­да­чи, свя­зан­ные с обо­ро­ной стра­ны: раз­ра­бот­ка пла­нов раз­ви­тия, строи­тель­ст­ва, во­ору­же­ния РККА; ор­га­ни­за­ция и строи­тель­ст­во всех су­хо­пут­ных, морских и воздушных сил, ру­ко­во­дство их бое­вой и по­ли­тической под­го­тов­кой; опе­ра­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние войск; раз­ви­тие и со­вер­шен­ст­во­ва­ние средств воо­ру­же­ния и бое­вой тех­ни­ки; ор­га­ни­за­ция про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны, обо­ро­нительного строи­тель­ст­ва; про­ве­де­ние при­зы­вов гра­ж­дан, обу­че­ние лич­но­го со­ста­ва и до­при­зыв­ни­ков.

В со­став НКО СССР вхо­ди­ли: Штаб РККА (с 22.09.1935 года ГШ РККА); управ­ле­ния РККА (по­ли­ти­че­ское, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-мо­би­ли­зационное, раз­ве­ды­вательное, морских сил, воздушных сил, ав­то­бро­не­тан­ко­вое, во­енно-учеб­ных за­ве­де­ний, ПВО, артиллерийское, свя­зи, те­ле­ме­ха­ни­ки, инженерное, хи­мическое, во­енно-хо­зяйственное, са­ни­тар­ное, ве­те­ри­нар­ное, строи­тель­но-квар­тир­ное); на­чаль­ник воо­ру­же­ний РККА; от­де­лы НКО СССР (изо­бре­те­ний, стан­дар­ти­за­ции, по ре­мон­ти­ро­ва­нию кон­ско­го со­ста­ва, из­да­тель­ст­ва); ин­спек­то­ра (пе­хо­ты, ка­ва­ле­рии, ар­тил­ле­рии, во­енно-учеб­ных за­ве­де­ний, ВВС, ВМС, ав­то­бро­не­тан­ко­вых войск, фи­зической под­го­тов­ки и спор­та). При НКО СССР со­стоя­ли: Управ­ле­ние по на­чаль­ст­вую­ще­му со­ста­ву РККА, фи­нан­со­вый от­дел, груп­па кон­тро­ля, Управ­ле­ние де­ла­ми.

В свя­зи с об­ра­зо­ва­ни­ем 30.12.1937 года На­род­но­го ко­мис­са­риа­та Во­ен­но-Мор­ско­го Фло­та СССР из со­ста­ва НКО СССР бы­ло вы­де­ле­но Управ­ле­ние ВМС РККА. По­ста­нов­ле­ни­ем ЦК ВКП(б) и СНК СССР 13.03.1938 года при НКО СССР был об­ра­зо­ван Главный во­енный со­вет РККА, на ко­то­рый воз­ла­га­лась от­вет­ст­вен­ность за вы­пол­не­ние ди­рек­тив по под­го­тов­ке обо­ро­ны стра­ны и во­енному строи­тель­ст­ву.

В го­ды вой­ны НКО СССР пре­тер­пел из­ме­не­ния, обу­слов­лен­ные тре­бо­ва­ния­ми вой­ны. Наиболее зна­чи­мы­ми из них бы­ли: соз­да­ние 29.07.1941 года Главные управ­ле­ния фор­ми­ро­ва­ния и уком­плек­то­ва­ния войск Крас­ной Ар­мии (Гла­вуп­ра­форм); уч­ре­ж­де­ние долж­но­стей ко­ман­дую­щих ви­да­ми и ро­да­ми войск с со­от­вет­ст­вую­щи­ми ор­га­на­ми управ­ле­ния (во­енными со­ве­та­ми и шта­ба­ми) и долж­но­сти на­чаль­ни­ка Ты­ла Крас­ной Ар­мии; соз­да­ние 13.10.1941 года Главное управ­ле­ния обо­ро­нительного строи­тель­ст­ва и др.

В свя­зи с при­ня­ти­ем 01.02.1944 года За­ко­на СССР о соз­да­нии вой­ско­вых фор­ми­ро­ва­ний со­юз­ных рес­пуб­лик НКО СССР из об­ще­со­юз­но­го нар­ко­ма­та был пре­об­ра­зо­ван в со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ский.

По Ука­зу Пре­зи­диу­ма ВС СССР 25.02.1946 года НКО СССР слил­ся с Нар­ко­ма­том ВМФ СССР в еди­ный со­юз­но-рес­пуб­ли­кан­ский Народный ко­мис­са­ри­ат Воо­руженных Сил СССР (НК ВС СССР). Под та­ким на­зва­ни­ем центральный ор­ган обо­зна­чал­ся в до­ку­мен­тах ме­нее ме­ся­ца, т. к. в со­от­вет­ст­вии с За­ко­ном СССР от 15.03.1946 года о пре­об­ра­зо­ва­нии СНК СССР и со­юз­ных рес­пуб­лик в Со­вет Ми­ни­ст­ров его пе­ре­име­но­ва­ли в Министерство Воо­руженных Сил СССР (МВС СССР).

Источник

Народный комиссариат обороны (НКО)

Народный комиссариат обороны (НКО)

Когда началась война, наивысшим военным органом в центре советского государства являлся Народный комиссариат обороны (НКО), возглавляемый наркомом обороны и ответственный за руководство и управление всеми советскими вооруженными силами, включая военные округа и отдельные армии мирного времени, а также все фронты военного времени <12>. Кроме того, при НКО существовал военно-политический консультативный орган, называемый Военным Советом, где председательствовал народный комиссар обороны. Этот орган одобрял все решения НКО и состоял из назначенных Советом народных комиссаров СССР.

НКО действовал не только через свои центральные органы, но также и через обширную сеть местных военных организаций, включая военные комиссариаты и администрации в союзных и автономных республиках Советского Союза, областях, городах и районах по всей стране. Эти органы, тоже подчиненные военным советам округов, отвечали за выполнение таких задач, как допризывная подготовка и подготовка призывников путем проведения периодических сборов, военных тренировок, а также обучение военнообязанных резервистов.

После того, как 23 июня 1941 года Политбюро создало Ставку ГК и возложило на нее ответственность за стратегическое руководство вооруженными силами под прямым надзором ГКО, Наркомат обороны с его руководителем и несколькими его заместителями, а также наркомат Военно-морского флота и Генеральный штаб выполняли роль рабочих органов Ставки. Первым наркомом обороны во время войны был маршал Советского Союза С. К. Тимошенко, который в мае 1940 года сменил на этом посту К. Е. Ворошилова после разгрома[10] Красной Армии в советско-финской войне. В июле 1941 года Сталин сам занял этот пост и сохранял его за собой до марта 1947 года, назначив себя по ходу дела в 1943 году маршалом Советского Союза, а в 1945 году — генералиссимусом Советского Союза <14>.

После того, как началась война, ГКО сформировал в составе НКО несколько новых управлений для выполнения важнейших задач, которыми раньше занимались центральные органы Красной Армии (см. главу 2). Например, 29 июля он преобразовал Управление кадров Красной Армии в Главное управление кадров НКО и возложил на него ответственность за подбор, учет и расстановку командного состава Красной Армии <15>. Вскоре после этого, 1 августа, он сформировал в составе НКО Главное управление тыла Красной Армии, обязанное контролировать и координировать сложное дело материально-технического обеспечения действующих фронтов и армий Красной Армии <16>.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Народный автомобиль

Народный автомобиль Несмотря на все ухищрения и маневры, к которым прибегали директора российских предприятий на ваучерных аукционах, следует отметить вот какое любопытное обстоятельство: для того чтобы контролировать российскую компанию, совершенно не обязательно

Народный Артист

Народный Артист Саша Абдулов появился на артистическом горизонте Москвы, а потом и всего Советского Союза, совершенно неожиданно. Появился, как колоссальная летучая звезда, как какой-то метеорит. Все рассказывали друг другу легенды, еще не видев его. И мне рассказывали

Народный поэт

Народный поэт Бродский когда-то подхватил ласковое семейное имя Уфлянда, Волосик. Месяца за два до смерти, позвонив мне, чтобы прочитать очередную уфляндовскую эпистолу в стихах, он потом спросил по-экзаменаторски: «А что у Волосика самое главное?» Ну, по этому предмету я и

Глава 13 «Народный суд»

Глава 13 «Народный суд» Расслабляться вору в таких условиях никак нельзя, да и не только вору. Где-то в конце октября нас с Артуром заказали на этап. Буквально за несколько дней до этого Дипломат прислал нам всего понемногу в дорогу, как будто знал, что заберут на днях. Нога у

Народный комиссариат обороны (НКО)

Народный комиссариат обороны (НКО) Когда началась война, наивысшим военным органом в центре советского государства являлся Народный комиссариат обороны (НКО), возглавляемый наркомом обороны и ответственный за руководство и управление всеми советскими вооруженными

3. Первый вызов в комиссариат

3. Первый вызов в комиссариат Числившийся в запасе красной армии, как специалист с использованием в военное время по профессии, я спокойно ожидал своей судьбы.Скоро выяснилось, что Институт, в котором я работал, собирается эвакуироваться на Урал и директор предложил мне

Народный любимец

Народный любимец Ларс фон Триер абсолютно не представлял, как «Королевство» будет встречено зрителями – и, уж конечно, не подозревал о том, что от народной любви и признания в качестве юмориста его отделяет всего ничего. Немалую роль в успехе сыграли его появления в кадре

2. Западно-Сибирский Комиссариат

2. Западно-Сибирский Комиссариат Переворот в Омске прошел так быстро и безболезненно, что как-то не верилось глазам, когда вечером стали ходить не «красные», а «белые», появились воззвания новой власти и все комиссары исчезли.Вступивший в командование военными силами

6. НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ

6. НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ 22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов Ленин в своем докладе так сказал о победе над Врангелем:«…Необыкновенный героизм проявила Красная Армия, одолев такие препятствия и такие укрепления, которые даже военные специалисты и авторитеты

Народный артист

Народный артист Свою музыкальную деятельность я начинал в ансамбле «Аргонавты», который был популярным коллективом во времена настоящего андерграунда. Двадцать лет спустя в альбоме «Возвращение на „Арго“» я заново перепел одиннадцать хитов группы «Аргонавты». Все

Народный театр

Народный театр Советское государство должно было руководить решительно всем, причём само же создавало то, чем потом руководило. Касалось это и культуры, которая, по мысли партийных лидеров, являлась основным подспорьем коммунистической идеологии и обязана была

Народный учитель

Народный учитель На недавнем съезде английского национального союза учителей председательствовал народный учитель Браун из Соммерсета. Одно это обстоятельство, что народный учитель из далекого местечка избирается председателем, уже показывает всеобщее уважение к

«Народный» художник

«Народный» художник Стены двух смежных комнат были увешаны полотнами: сюжеты русской литературы, церкви и церквушки, портреты с огромными, совершенно одинаково прописанными сле?зниками и, наконец, убиенный царевич Димитрий, плавающий в лужице красненькой краски.

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ

НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ Став в 1996 году кандидатом в депутаты Верховной Рады Украины по Дарницкому избирательному округу, Леонид Черновецкий сразу же подверг резкой критике главу районной госадминистрации Валерия Кирьяна. Критика сделала чиновника старой, еще советской

НАРОДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

НАРОДНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ Тысяча девятьсот семнадцатый год.Поезд натужно тянется по живописному ущелью. Монотонно тарахтят вагоны, набитые солдатами и военными грузами. Здесь уже давно не видели такого длинного и перегруженного состава. Вагоны открытые, и дождь заливает

Источник

Кадровые органы Красной армии в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

С началом Великой Отечественной войны существовавшая структура кадровых органов Красной армии и порядок комплектования командных должностей потребовали изменения. В условиях активных боевых действий, когда резко возросла численность командно-начальствующего состава и стало осуществляться его массовое назначение (перемещение), назрела необходимость в упрощении процедуры решения вопросов кадрового обеспечения армии. Кадровые органы были вынуждены оперативно реагировать на изменявшуюся обстановку и адаптироваться к условиям военного времени.

Необходимые преобразования начались уже с первых месяцев Великой Отечественной войны. Так, приказом НКО СССР от 29 июля 1941 года № 245 Управление кадров Красной армии (УК КА) было реорганизовано в Главное управление кадров Народного комиссариата обороны (ГУК НКО) с возложением на него (помимо прежней задачи по изучению и подбору военных кадров на должности по всем родам войск и службам, назначение на которые осуществлялось приказами НКО) общего руководства делом учёта и расстановки командных кадров Красной армии1.

Приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0356 «в целях улучшения подготовки, учёта, подбора и расстановки кадров начальствующего состава, а также повышения ответственности начальников главных управлений и управлений НКО за состояние кадров» на последних возлагалась вся ответственность за работу с военными кадрами соответствующих родов войск и служб с сохранением за ГУК НКО кадров начсостава пехоты, кавалерии и местных военных органов управления. Для осуществления работы с военными кадрами предписывалось иметь управления и отделы кадров в соответствующих главных управлениях и управлениях НКО, начальникам которых предоставлялось право назначать своими приказами начальствующий состав до командира полка и им равных включительно с представлением копий приказов по личному составу в ГУК НКО. При этом назначение от командира дивизии (бригады), им равных и выше оставалось прерогативой наркома обороны. Кроме того, приказ возлагал на начальника ГУК НКО ответственность за разработку указаний по вопросам прохождения службы начальствующим составом Красной армии, присвоения воинских званий, награждений, пенсионного обеспечения и учёта начсостава кадра, запаса, а также мобилизации и планирования подготовки начсостава2.

Таким образом, основной объём работы по подготовке, учёту, подбору и расстановке кадров начальствующего состава Красной армии концентрировался в главных управлениях и управлениях НКО и осуществлялся кадровыми органами соответствующих структур. Указанные положения создавали условия для получения последними значительной самостоятельности в своей деятельности, что являлось характерной чертой кадровой работы с командным составом Красной армии на протяжении всей войны.

С целью дальнейшего повышения оперативности в принятии кадровых решений приказом НКО СССР от 30 марта 1942 года № 0225 военным советам фронтов было разрешено осуществлять назначения до заместителя командира дивизии, начальника штаба дивизии, командира полка и им равных; военным советам армий — до заместителя командира полка, начальника штаба полка, командира батальона и им равных; командирам корпусов и дивизий — до командира роты и ему соответствующих; командирам полков — до командира взвода и ему соответствующих. Кроме того, военным советам предоставлялось право допускать командно-начальствующий состав к исполнению должностей номенклатуры народного комиссара обороны с последующим представлением на утверждение приказами НКО СССР3.

Одновременно с этим определённые преобразования затронули и вопросы награждения и присвоения очередных воинских званий. Огромные масштабы начавшейся войны заставили и здесь делегировать часть полномочий по принятию решений на места. Уже 18 августа 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР военным советам фронтов, флотов и армий было разрешено вручать награждённым военнослужащим ордена и медали от имени Президиума ВС СССР, а также осуществлять присвоение воинских званий (военным советам фронтов — до майора и ему равных включительно, военным советам армий — до старшего лейтенанта и им равных включительно). В ходе последующих боевых действий происходило дальнейшее расширение прав военного командования в вопросах награждения отличившихся военнослужащих. Так, Указом Президиума ВС СССР от 10 ноября 1942 года право награждения орденами и медалями достойных бойцов и командиров было предоставлено командующим фронтами, флотами, армиями и флотилиями, командирам корпусов, дивизий, бригад и полков. В последующем права награждения были предоставлены командующим специальными родами войск и служб. Одновременно происходило приведение требований по присвоению воинских званий к условиям военного времени. Постановлениями Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 20 ноября 1941 года, от 16 января и 7 февраля 1942 года для лиц комначсостава действующей армии были установлены сокращённые сроки выслуги в воинских званиях. Приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0356 право присвоения воинских званий до майора и им равных включительно было предоставлено также начальникам главных управлений и управлений Наркомата обороны. 24 июля 1943 года был издан Указ Президиума ВС СССР, который устанавливал чёткое деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский состав и генералов, официально закрепив термин «офицер» и окончательно определив права командующих на местах по присвоению воинских званий4. Всё это привело к изменению целого ряда статей Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА 1935 года, что в итоге к концу войны поставило вопрос о необходимости его полной переработки с учётом полученного боевого опыта.

С учётом резко возросших объёмов работы кадровых органов, в первую очередь ГУК НКО, и их значимости в комплектовании армии командно-начальствующим составом 26 апреля 1942 года в соответствии с Постановлением СНК СССР № 588, объявленным приказом НКО от 4 мая 1942 года № 136, начальник Главного управления кадров НКО генерал-майор А.Д. Румянцев одновременно с занимаемой должностью стал заместителем Народного комиссара обороны по кадрам5.

Таким образом, правовая база работы с военными кадрами была уточнена и приведена в соответствие с потребностями военного времени, обеспечивая своевременность в принятии большинства кадровых решений. В связи с предоставлением начальникам главных управлений и управлений специальных родов войск и служб, командующим войсками фронтов, командующим армиями, командирам корпусов, дивизий и полков прав по назначению (перемещению) комначсостава, его награждению и присвоению воинских званий вся работа с соответствующими военными кадрами до командира полка включительно была возложена на указанных должностных лиц и их кадровые органы. Всё это повысило оперативность в работе с военными кадрами и повлекло за собой необходимость в формировании ряда новых кадровых органов в дополнение к тем, которые уже существовали к началу войны. В период с июля 1941 по 1 января 1942 года были созданы отделы кадров в Главном управлении воздушно-десантных войск, в Главном гидрометеорологическом управлении, в Главном управлении Тыла Красной армии и в Автодорожном управлении НКО. В 1942—1943 гг. — отделы кадров в Военно-топографическом управлении, в Управлении шифровально-штабной службы Генерального штаба, в Главном управлении истребительной авиации ПВО страны, в Управлении командующего кавалерией Красной армии, в Управлении железнодорожных войск, в Главном управлении автотранспортной и дорожной службы и в Главном управлении продовольственного снабжения. В период с января 1944 по май 1945 года свои кадровые органы были также созданы в Главном разведывательном управлении, в Управлении спецзаданий Генерального штаба, в Управлении делами НКО, в Управлении командующего авиацией дальнего действия, в Хозяйственном управлении НКО, в Главном управлении формирования и укомплектования войск Красной армии, в Главном автомобильном управлении, в Главном трофейном управлении и в Квартирно-эксплуатационном управлении Тыла Красной армии6. Всего за годы войны количество кадровых подразделений в центральных органах военного управления увеличилось вдвое — с 18 до 36, а их общая штатная численность составила 1020 военнослужащих и 973 служащих (увеличившись на 1289 человек)7.

Определённые изменения произошли и в организационной структуре войсковых кадровых органов. В соответствии с приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0361 кадровые органы были созданы в составе управлений начальников артиллерии фронтов (округов) и армий8, а к концу года в автобронетанковых управлениях фронтов и автобронетанковых отделах округов и армий. Кроме того, в феврале 1944 года с учётом накопленного опыта войны с целью улучшения работы с военными кадрами на низовом уровне в штаты дивизий были включены отделения кадров, а в полках добавлена должность делопроизводителя по учёту офицерского состава9.

Таким образом, структура кадровых органов, сложившаяся в ходе войны, в целом соответствовала организационному построению Вооружённых сил СССР и обеспечивала решение стоявших перед ними задач. В то же время она имела и существенный недостаток, заключавшийся в чрезмерной децентрализации. Наличие многочисленных самостоятельных управлений, отделов и отделений кадров у всех командующих родами войск и начальников служб приводило к определённой несогласованности в работе и временами усложняло решение кадровых вопросов10.

Опыт войны показал, что в целях достижения наибольшего эффекта отделы и отделения кадров родов войск и служб, несмотря на то, что они организационно числились в штатах соответствующих командующих и начальников, должны были тесно взаимодействовать с общевойсковыми отделами кадров фронтов, позволяя им осуществлять общее руководство работой с командно-начальствующим составом. Нередко военные советы фронтов требовали их совместного размещения для более оперативного взаимодействия и сокращения сроков на согласование и принятие кадровых решений.

Преобразования, вызванные войной, происходили и в ГУК НКО. Передав с целью повышения оперативности в принятии кадровых решений значительную часть полномочий по работе с военными кадрами на места, в отделы кадров фронтов и округов, командованию главных управлений и управлений специальных родов войск и служб, ГУК НКО сосредоточил своё внимание на работе с командно-начальствующим составом пехоты и местных органов военного управления. Одновременно с этим за ГУК НКО сохранялась ответственность за выработку общих критериев кадровой работы, формирование единых подходов к решению вопросов прохождения службы офицерами Красной армии. За годы войны ГУК НКО пережил несколько реорганизаций, связанных с переходом на различные штаты. Во многом это обусловливалось поиском оптимальных форм организационной структуры управления, призванной наиболее полно соответствовать изменявшейся обстановке на фронте борьбы с нацистской Германией11.

В момент начала немецкой агрессии против СССР УК КА (затем ГУК НКО) возглавлял генерал-майор А.Д. Румянцев, которого в 1943 году сменил генерал-полковник Ф.И. Голиков, занимавший данный пост до конца войны.

Ближе к концу войны, когда кадровым органам удалось обеспечить действующую армию достаточным количеством офицерского состава, руководство ГУК НКО, исходя из полученного опыта, стало предпринимать вполне обоснованные шаги к централизации всей работы с военными кадрами и восстановлению единой системы кадрового обеспечения всех Вооружённых сил, существовавшей в предвоенные годы.

Так, ещё в 1943 году для уточнения учёта руководящего состава центральных управлений НКО в связи с прошедшими в течение 1942 года, организационно-штатными изменениями ГУК НКО обязал начальников управлений и отделов кадров центральных управлений НКО представить обновлённый список начальников главных управлений и управлений и их заместителей, начальников штабов и их заместителей, начальников управлений и отделов кадров и их заместителей, начальников инспекций и генерал-инспекторов. Одновременно сообщал о необходимости впредь докладывать о всех перемещениях начсостава указанной номенклатуры в ГУК НКО12.

Наиболее активно к реализации идеи восстановления своей руководящей роли ГУК НКО приступил с 1944 года. Так, часть совещаний, проведённых в этом году с кадровиками Военно-воздушных сил Красной армии (ВВС КА), проходила в присутствии представителей ГУК НКО13. В период с 21 декабря 1944 по 20 января 1945 года специальная комиссия ГУК во главе с генерал-майором Д.К. Ширяевым проверяла деятельность самого Управления кадров ВВС КА. По итогам её работы был сделан вывод, что управление с поставленными задачами в основном справляется, но в то же время в работе имеются и серьёзные недочёты: недостаточно активно ведётся изучение офицерских кадров, особенно различных тыловых служб; имеются упущения в организации учёта офицерского состава; не принято всех надлежащих мер к подготовке достаточного количества квалифицированных инженерно-технических кадров, в результате чего в них на протяжении всей войны ощущался определённый некомплект14. Следует отметить, что выявленные недостатки носили системный характер и были присущи кадровым органам других специальных родов войск и служб Наркомата обороны, а отчасти и самому ГУК НКО.

Помимо повышения активности в реализации контрольных полномочий ГУК НКО в конце войны приступил к разработке различных проектов, направленных на объединение всей кадровой работы в Красной армии под своим непосредственным руководством.

11 мая 1944 года (исх. № 450259с) генерал-полковником Ф.И. Голиковым были подписаны и представлены в адрес наркома обороны Маршала Советского Союза И.В. Сталина соответствующие предложения. В них отмечалось, что, исходя из полученного опыта войны, в систему работы с кадрами Красной армии необходимо внести серьёзные изменения, направленные на уменьшение разобщённости кадровых органов родов войск и служб Наркомата обороны. При этом признавалось неправильным сложившееся положение, когда ГУК НКО занимался преимущественно лишь общевойсковыми и пехотными кадрами, предоставив начальникам родов войск и служб самостоятельно решать многие кадровые вопросы.

Ф.И. Голиков подчёркивал, что он не предлагает вернуться к прежней системе централизации (существовавшей в предвоенные годы), при которой командующие родами войск и начальники служб были фактически лишены «важнейшего средства в своём руководстве — подбора и назначения своих специальных офицерских кадров». По его мнению, пока достаточно ограничиться тем, чтобы ГУК НКО мог: держать в своих руках разработку всех законоположений и всех принципиальных директив по прохождению службы офицерским составом, званиям, награждениям, увольнению и пенсионному обеспечению; на основе директив Ставки и указаний Генерального штаба Красной армии определять потребности в офицерских кадрах на мирное и военное время и соответственно планировать обеспечение этой потребности; осуществлять контроль за постановкой работы с кадрами родов войск и служб; активнее участвовать в подборе и в представлениях к назначению высшего звена командиров всех специальных родов войск и служб, особенно командиров дивизий, корпусов, командармов, командующих родами войск армейского, фронтового и окружного аппарата, начальников училищ и академий; пристальнее следить за выполнением приказов НКО в отношении назначения и перемещения офицеров, не допуская самовольства, превышения власти, необоснованных смещений и репрессий; решительно централизовать в своих руках дело представления к генеральским званиям и к званию полковник, установив более высокие требования в отношении качества и жёсткие ограничения в отношении количества; разрабатывать мероприятия, осуществлять и контролировать выполнение решений Ставки и ГКО в отношении сокращения численности и демобилизации офицерского состава в связи с предстоявшим окончанием войны и реорганизацией армии; ведать пенсионным обеспечением офицерских кадров и их семей и следить за положением офицеров, находившихся в отставке и запасе; осуществлять подбор работников в отделы и управления кадров всех родов войск и служб и руководить их деятельностью, проводить мероприятия по их специальной подготовке, обобщая опыт кадровой работы. При этом Ф.И. Голиков допускал, что ГУК НКО по заданию Центрального комитета ВКП(б) и ГКО мог бы выполнять руководящую роль при разработке общих мероприятий по офицерским кадрам не только Красной армии, но и Военно-морского флота, пограничных и внутренних войск НКВД (например, в отношении званий, награждений, прохождения службы, порядка увольнения в запас и отставку, пенсионного обеспечения, представления к генеральским званиям)15.

23 ноября 1944 года генерал-полковник Ф.И. Голиков представил очередной проект расширения руководящих функций ГУК НКО. Указанный документ, в частности, предполагал «в целях усиления общего руководства в работе с офицерскими кадрами Красной армии» в дополнение к задачам, решавшимся в соответствии с приказом НКО СССР от 20 сентября 1941 года № 0356, возложить на ГУК НКО: контроль за постановкой работы управлений и отделов кадров всех родов войск и служб как в центральном аппарате НКО, так и на местах; персональный учёт и согласование с командующими и начальниками родов войск назначение руководящего состава управлений и отделов кадров специальных родов войск и служб; представление народному комиссару обороны и СНК СССР офицерского состава к генеральским званиям и к званию полковник за все рода войск и служб; проведение предварительной проверки, до доклада наркому обороны, представлений к награждениям по всем родам войск и службам Красной армии; ведение персонального учёта и изучение высшего командного состава специальных родов войск и служб от командира дивизии и выше; разработку руководящих указаний по работе и подготовке кадровых работников, а также по общим вопросам организации обучения курсантов, слушателей и преподавательского состава военно-учебных заведений; руководство военной подготовкой студентов гражданских высших учебных заведений; решение вопросов об использовании или переводе в запас ограниченно годных к военной службе офицеров всех родов войск и служб до подполковника включительно; принятие решений об откомандировании офицерского состава всех родов войск и служб в гражданские наркоматы как с оставлением на действительной военной службе, так и с переводом в запас. Одновременно предлагалось переименовать ГУК НКО в Главное управление офицерских кадров Красной армии с внесением в его организационно-штатную структуру изменений, соответствовавших новому статусу16.

В конце 1944 — начале 1945 года по плану, утверждённому заместителем наркома обороны генералом армии Н.А. Булганиным, ГУК НКО с участием сотрудников Управления кадров ЦК ВКП(б) провёл проверку результатов работы управлений и отделов кадров специальных родов войск и служб Наркомата обороны. 15 февраля 1945 года по итогам проделанной работы с учётом выявления ряда существенных недостатков в кадровой работе генерал-полковник Ф.И. Голиков снова поднял вопрос о необходимости вынесения на решение И.В. Сталина следующих предложений по повышению руководящей роли ГУК НКО: 1) подчинить работу всех главных управлений НКО в области кадров контролю ГУК НКО, предоставив последнему право повседневного инспектирования и контроля управлений и отделов кадров всех специальных родов войск и служб как в центре, так и на местах; 2) предоставить ГУК НКО право давать руководящие указания по постановке работы с кадрами, вытекающие как из результатов проведённой проверки, так и из очередных задач работы с кадрами Красной армии, в соответствии с директивами и приказами наркома обороны и решениями ЦК ВКП(б); 3) ГУК НКО взять на персональный учёт руководящий состав работников кадров специальных родов войск и служб, а именно начальников отделов и отделений кадров армий, округов, фронтов и центрального аппарата, контролируя его подбор и прохождение службы, установив, что назначение этих категорий кадровиков командующими родами войск и начальниками главных управлений должно производиться при наличии согласия ГУК НКО; 4) Главному управлению кадров НКО взять на персональный учёт высший командный состав специальных родов войск и служб от командира дивизии (отдельной бригады) и выше, обеспечив его надлежащее изучение и наблюдение за прохождением службы; 5) установить, что представление к воинским званиям полковник и генерал по всем родам войск и служб рассматривается в ГУК НКО и им же представляется через заместителя народного комиссара обороны СССР генерала армии Н.А. Булганина; 6) аналогичный порядок, с присвоением воинских званий установить в отношении представления к правительственным наградам; 7) в связи с новыми задачами, возлагаемыми на ГУК НКО, переработать и рассмотреть его новые штаты17.

Многие из указанных обширных предложений из-за сложных условий военного времени получили свою практическую реализацию уже после окончания боевых действий.

К сожалению, в работе кадровых органов на протяжении всей войны отмечались определённые недостатки. Это касалось прежде всего организации и ведения учёта. Кадровые органы, особенно полевых управлений фронтов и армий, длительное время не могли наладить чёткого учёта, и поэтому многие командиры, в первую очередь призванные в армию по мобилизации, достаточно долго оставались неучтёнными. Некоторого улучшения в данном вопросе удалось добиться в 1944 году путём обмена всему офицерскому составу удостоверений личности на бланки нового образца19. В ходе их замены осуществлялось заполнение контрольных листков, которые сверялись с учётными данными, имевшимися в распоряжении кадровых органов20.

Другим недостатком в работе с военными кадрами являлось наличие среди руководящего состава Красной армии большого количества командиров, не утверждённых в должностях, по которым они на протяжении продолжительного времени исполняли обязанности в качестве «вридов».

Переломным в деятельности кадровых органов стал 1943 год. С одной стороны — это год решительных побед Красной армии, окончательно повернувших ход войны в пользу СССР и его союзников, с другой стороны — результатом большой организаторской работы по укомплектованию армии офицерским составом стало впервые с начала войны создание резерва военных кадров. С этого года и до самой Победы действующая армия больше не испытывала недостатка в комначсоставе21. Так, несмотря на активные боевые действия, советское командование в октябре 1943 года имело в резерве свыше 92 тыс. офицеров всех родов войск и служб22.

Всего за годы Великой Отечественной войны на развёртывание армии и флота, покрытие некомплекта и восполнение боевых и санитарных потерь кадровыми органами были отобраны и направлены 3 229 295 офицеров. При этом руководящий состав подбирался и назначался в персональном порядке. За время войны в порядке персонального отбора только ГУК НКО направил в действующую армию 59 569 офицеров и генералов23.

Опыт войны показал, что, несмотря на все сложности и имевшиеся недочёты, кадровым органам Красной армии удалось адаптироваться к условиям военного времени и справиться с задачей по своевременному комплектованию армии необходимыми командными кадрами в количестве, достаточном для достижения Победы.

1 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР (22 июня 1941 г. — 1942 г.). Т. 13 (2-2). М., 1997. С. 40, 41.

4 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: справочно-статистические материалы / Под общ. ред. А.П. Белобородова. М., 1963. С. 363—365, 410—414.

5 Русский архив: Великая Отечественная… С. 223, 224.

6 По состоянию на май 1945 г. в список адресов рассылки указаний ГУК НКО входили 49 управлений и отделов кадров фронтов, отдельных армий, внутренних округов и различных центральных органов военного управления. См.: Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 11454. Д. 379. Л. 4.

7 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.… С. 296, 297.

8 Русский архив: Великая Отечественная… С. 94, 95.

9 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 86. Л. 49.

10 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.… С. 297.

11 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 6а. Л. 2—24.

12 Там же. Ф. 35. Оп. 11304. Д. 614. Л. 11, 26—30, 35, 39—40, 179, 179 об; Д. 615. Л. 3.

13 Там же. Ф. 33. Оп. 11454. Д. 336. Л. 64.

14 Там же. Л. 155—156.

15 Там же. Ф. 33. Оп. 11477. Д. 86. Л. 83—86.

16 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.17. Оп. 127. Д. 503. Л. 124—127.

17 Там же. Д. 770. Л. 133—134.

18 Там же. Д. 503. Л. 47.

19 ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11454. Д. 191. Л. 77.

20 Там же. Оп. 11456. Д. 686. Л. 1—15.

21 Улучшение состояния с командными кадрами за указанный период, рост их численности и боевого мастерства признавал и сам Верховный главнокомандующий И.В. Сталин. См.: ЦАМО РФ. Ф. 33. Оп. 11484. Д. 275. Л. 1—2.

22 Военные кадры Советского государства в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.… С. 117.

23 Там же. С. 130, 134.

ТАРАСОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ — заместитель начальника научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *