нко в беларуси это что такое

Что такое некоммерческие организации и зачем они нужны

И где они могут взять деньги

В 2016—2019 годах я был начальником муниципального отдела по работе с общественностью в одном из регионов. В числе прочего занимался сотрудничеством с некоммерческими организациями — НКО.

Я ушел из чиновников, а сейчас состою сразу в двух местных экологических НКО. Я помогаю им взаимодействовать с властью, вести отчетность и получать гранты. В этой статье я расскажу, как устроены такие организации, где и для чего они могут взять деньги.

Что такое НКО и чем они занимаются

Если несколько человек хотят заниматься каким-то общественно полезным делом, они могут объединиться и создать некоммерческую организацию. С точки зрения закона, НКО — это юридическое лицо, которое должно иметь свой устав и отчетность. Отмечу, что юрлица тоже могут создать НКО: например, некоммерческое партнерство или ассоциацию.

Главное отличие такой организации от коммерческой фирмы в том, что НКО создают не для заработка, а чтобы делать добрые дела: помогать бездомным, заботиться об экологии, защищать права человека, проводить культурные мероприятия и даже продвигать какую-то политику или религию. Юридически Русская православная церковь — это тоже некоммерческая организация.

Составить полный перечень всех направлений работы некоммерческих организаций невозможно: общественная жизнь и потребности людей могут быть самыми разными. Например, НКО «Друзья океана» занимается защитой морских животных, а объединение «Космопоиск» ищет инопланетные цивилизации.

В этой статье я расскажу о формах существования и способах поддержки не всех НКО: садоводческие и огороднические товарищества, товарищества собственников недвижимости, потребительские кооперативы и политические партии — это тоже НКО, но их деятельность регулируют отдельные законы, и здесь о них я говорить не буду.

Как зарегистрировать НКО

Регистрацией некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции. Если вы живете не в Москве, то в само министерство в столице ехать необязательно: в каждом регионе есть отделения Минюста.

Для регистрации придется собрать пакет документов. Главный — устав. Прежде чем его писать, необходимо решить, как, где и чем будет заниматься организация.

Сформулировать цель организации лучше максимально широко. Если потом захотите получить грант, может оказаться, что цель в уставе слишком узкая, и в конкурсе ваша организация участвовать не сможет. Поэтому лучше писать не конкретно «поддержка матерей», «защита женщин от домашнего насилия» или «обучение женщин вождению автомобиля», а указать более абстрактную формулировку «поддержка женщин».

Целей может быть несколько, но лучше, если они будут каким-то образом связаны между собой. Заявку на регистрацию НКО, которая хочет сохранять памятники архитектуры и развивать городские пространства, Минюст, скорее всего, одобрит. Если же организация планирует сохранять памятники и одновременно учить детей играть на виолончели, то документы вернут и скажут создать две разные НКО. Еще я советую не употреблять размытые формулировки вроде «иные цели» или «иные виды деятельности»: как показывает мой опыт, такое в Минюсте не любят.

Выбрать организационно-правовую форму. Полный список всех видов НКО перечислен в профильном законе. Я советую отталкиваться от того, как именно будет работать организация. Если вы планируете собирать деньги, а затем распределять их среди нуждающихся, то лучше регистрировать фонд. Если хотите оказывать какие-то услуги, например учить женщин водить автомобиль или детей — играть на виолончели, создавайте автономную некоммерческую организацию. Если будете защищать памятники, регистрируйте общественную организацию.

Определиться с географией вашей организации. Если зарегистрировать Общество любителей вязания крючком Краснодарского края, то в последующем получить субсидию из бюджета другого региона не получится. Организация может быть и всероссийской, и региональной, и местной. Я советую исходить из того, где вы действительно планируете работать.

Придумать название, которое будет отражать организационно-правовую форму, уставные цели и географию деятельности. Если хотите защищать редких животных в рязанских заповедниках, то название может звучать так: «Рязанская региональная экологическая общественная организация защиты животных “Цапля”».

Определиться, где возьмете деньги, помещение и другое имущество. Организация может собирать членские взносы или пожертвования, получать субсидии из бюджета, участвовать в конкурсах на гранты, оказывать услуги и даже зарабатывать на своем имуществе: например, владеть акциями и получать с них дивиденды. Организация «Ночлежка», которая помогает бездомным в Москве и Санкт-Петербурге, живет главным образом на пожертвования, а многие спортивные секции — за счет оказания услуг: так зарабатывает школа айкидо в Омске.

Провести учредительное собрание, если организацию создают несколько человек или юрлиц. Факт того, что собрание действительно было, нужно подтвердить протоколом. Если НКО создает один участник, то он должен написать решение единственного учредителя. Четких требований к этим документам закон не предъявляет.

В итоге в Минюсте потребуют четыре документа:

Все документы нужно отнести в местный Минюст. Можно зарегистрировать НКО и по почте, но тогда заявление придется заверять у нотариуса.

По закону документы на регистрацию общественных организаций и движений обязаны рассмотреть за 28 календарных дней, религиозных организаций — за 6 месяцев, так как может понадобиться религиоведческая экспертиза. Для других форм НКО срок составляет 12 рабочих дней.

Часто чиновники Минюста отказывают в регистрации и возвращают документы даже из-за незначительных ошибок вроде опечатки или поставленной не в том месте точки. Я знаю про случай, когда НКО не зарегистрировали, потому что в устав вкралась опечатка «ПредседательПредседатель». Если документы вернут, ошибки можно исправить и сдать снова. Второй раз пошлину оплачивать уже не надо.

Во многих регионах существуют специальные организации для помощи НКО: ресурсные центры. Здесь посоветуют, что надо написать в уставе, помогут подобрать название и собрать документы для регистрации. Есть ли ресурсный центр в вашем городе, подскажут в муниципалитете.

Как только НКО зарегистрируют, у учредителей сразу появится обязанность вести бухгалтерию организации и отчитываться Минюсту каждый год до 15 апреля. Отчетность ничего сложного из себя не представляет, важно только помнить, что она отличается для разных организационно-правовых форм НКО.

Отчеты в Минюст

Общественные организации сдают два отчета. Первый — уведомление о продолжении деятельности, в котором необходимо указать название руководящего органа организации, место его нахождения и сведения о руководителях. Второй — отчет о финансировании из иностранных источников по утвержденной министерством форме.

Религиозные организации должны сдавать специальный отчет в Минюст, где надо указать виды деятельности и способы формирования имущества.

Прочие НКО без иностранного участия с годовым доходом меньше 3 млн рублей должны также предоставить два документа: уведомление о продолжении деятельности и уведомление об отсутствии иностранного финансирования. Строгих форм нет, все можно сдать в произвольном виде.

Прочие НКО с годовым доходом более 3 млн рублей или с иностранным участием сдают два отчета:

Несмотря на то что для небольших НКО отчеты не вызывают особых трудностей, иногда они все же бывают. Если возникнут сложности, советую обратиться в ресурсный центр в вашем городе или к юристам. Например, ассоциация «Юристы за гражданское общество» может бесплатно помочь консультацией.

Отчеты в налоговую

НКО облагаются налогами. По умолчанию все организации попадают под основную систему налогообложения — в этом случае придется платить по общей ставке НДС, налог на доходы и на имущество. Поэтому я советую во время регистрации в Минюсте вместе с пакетом документов подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения существенно облегчает жизнь НКО: если выбрать объект налогообложения «Доходы», то платить придется всего 6%. Если выбрать систему «Доходы минус расходы», ставка составит 15% от прибыли.

Чтобы перейти на УСН, в организации должно работать меньше 100 сотрудников, а годовой доход не должен превышать 150 млн рублей. Кроме того, нельзя пользоваться упрощенной системой, если больше 25% учредителей организации — другие юридические лица.

При расчете налоговой базы НКО могут не учитывать некоторые виды доходов. Например, членские взносы, пожертвования, гранты. Полный список перечислен в статье 251 налогового кодекса.

Где НКО может найти деньги

Совсем без денег некоммерческая организация работать не может: ей нужно оплачивать аренду, где-то брать транспорт, печатать листовки или брошюры. Поэтому заниматься деятельностью, которая приносит доход, НКО не запрещено. Главное, чтобы заработанные деньги тратили на достижение прописанных в уставе целей, а не распределяли между членами организации.

Деньги и другое имущество, например недвижимость, мебель или ценные бумаги, НКО могут получать от членских взносов, продажи товаров или услуг, пожертвований, грантов, а также из местных бюджетов.

Если с пожертвованиями, предпринимательством и членскими взносами все понятно, то с грантами, в том числе государственными, немного сложнее.

Кто может получить помощь от государства

Для того чтобы претендовать на бюджетные деньги, организация должна соответствовать нескольким требованиям. Главное — быть социально ориентированной организацией. В эту категорию попадают только те НКО, у которых в уставе прописаны определенные виды деятельности.

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита. К этому типу относят общества людей с инвалидностью, хосписы или организации, которые помогают незащищенным категориям граждан: например, центр помощи жертвам домашнего насилия «Насилию-нет».

Центр «Насилию-нет» внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и других катастроф. Такие организации могут обучать правильно себя вести во время землетрясения или при пожаре.

Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, военных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам. Самая известная подобная НКО — Красный Крест.

Охрана окружающей среды и защита животных. Это не только крупные НКО вроде Всемирного фонда дикой природы, но и мелкие экологические организации и приюты для животных. Например, сочинская НКО «Дельфа» занимается спасением черноморских дельфинов.

Охрана объектов исторического, культурного или природоохранного значения. К примеру, в Татарстане работает Объединенная природоохранная дружина имени Фаи Мухамадеевой.

Оказание юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям, деятельность по защите прав и свобод человека. В Воронеже работает Центр защиты прав СМИ, который консультирует журналистов и представляет их интересы в судах.

Благотворительность и волонтерство. Как правило, подобной работой занимаются различные фонды, которые собирают деньги на лечение или организовывают добровольцев для социальных проектов. Например, фонд «Вера», который помогает хосписам.

Образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт. В эту категорию попадают всевозможные кружки, спортивные секции и даже театры. Московский театр мюзикла — тоже НКО.

Борьба с коррупцией. Самая известная такая организация — Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального. В России она признана иностранным агентом.

Развитие межнационального сотрудничества, а также сохранение и защита культуры, языков и традиций народов России. Сюда относят все национальные организации, общины и диаспоры.

Патриотическое воспитание — это различные союзы ветеранов, военные клубы и даже просто краеведческие кружки.

Поиск воинских захоронений и установление имен погибших и пропавших без вести — такие поисковые отряды, которые ищут и перезахоранивают солдат времен Великой Отечественной войны, есть практически в каждом регионе.

Профилактика и тушение пожаров — это, например, добровольческие дружины. Самая известная организация — Всероссийское добровольческое пожарное общество.

Адаптация и интеграция мигрантов — эти организации помогают приезжим с жильем и работой, обучают языку, оказывают правовую помощь. В Москве такой деятельностью занимается комитет «Гражданское содействие».

Увековечение памяти жертв политических репрессий. Такие организации изучают архивные документы, собирают информацию о репрессированных, публикуют ее, устанавливают мемориальные таблички и памятники. Самая известная подобная НКО в России — «Мемориал». Она относится к иностранным агентам.

Международный Мемориал внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. И мы обязаны вам об этом сообщать

Как государство помогает НКО

Финансовую помощь от власти НКО обычно получают в виде субсидий из бюджета на реализацию социально значимых проектов. Это значит, что деньги дают не просто на то, чтобы организация продолжала работу, а под конкретное мероприятие, которое решает какую-то социальную проблему. От НКО требуют обосновать существование этой проблемы, описать, как проект поможет в ее решении и какие результаты будут достигнуты, и составить смету расходов. В нее можно включить и зарплату сотрудников, которые задействованы в проекте.

Например, в Перми НКО могут получить субсидии от местной администрации на военно-патриотическую подготовку, проведение семинаров и фестивалей и даже на празднование Первомая.

Иногда можно получить субсидию на покупку имущества, необходимого НКО. Я помогал обществу слепых получить деньги на мебель. Субсидию провели как социально значимый проект: за новым столом члены устроили серию чаепитий. Один шахматный клуб закупил наборы шахмат для проведения турниров. Соревнования прошли, а шахматы остались у клуба.

Кроме субсидий, из муниципальных и региональных бюджетов можно получать и федеральные гранты. Самый крупный грантодатель в России — Фонд президентских грантов. Требования к участникам суровые: заявку оценивают независимо друг от друга сразу несколько экспертов, форма сметы для конкурсных проектов очень сложная, а в случае победы фонд получает право контролировать расчетный счет НКО и все имущество, приобретенное за счет гранта.

Зато объем возможных субсидий в разы больше, чем можно получить от муниципалитета. Формально размер гранта не ограничен, но для новичков и небольших организаций, планирующих реализовать проект в пределах одного поселка или города, лучше просить не больше 500 тысяч рублей. Критерии оценки проектов от НКО на такие суммы менее жесткие, чем для тех, кто хочет миллионы.

Кроме Фонда президентских грантов, деньги на конкурсной основе выделяют и другие организации. Православные НКО могут подать заявку на грант в фонд «Соработничество», популяризаторы русского языка — в «Русский мир», экологи — в российское отделение Всемирного фонда дикой природы. Недавно Фонд Владимира Потанина объявил конкурс на поддержку НКО, работающих с социально незащищенными и уязвимыми группами людей в условиях распространения коронавируса.

По своему опыту знаю, что обычно чиновники заинтересованы в том, чтобы НКО участвовали в грантовых конкурсах. Количество заявок от каждого муниципалитета в Фонд президентских грантов — один из критериев оценки работы администрации с гражданами. На языке чиновников это называется конструктивной общественной повесткой. Если из города не было ни одной заявки, значит, мэрия не работает с общественностью. Поэтому муниципалитеты и региональные администрации периодически устраивают семинары для НКО, где рассказывают, как правильно оформить заявку на грант, на что обращают внимание эксперты Фонда, как отчитываться за полученные деньги.

О чем нужно помнить, если НКО выдали бюджетные деньги

Надо контролировать все расходы. Советую нанять бухгалтера, который будет следить за финансами. Я сталкивался с обидными ситуациями, когда по невнимательности сотрудники организации теряли чеки или направляли деньги на нужные для проектов, но не указанные в заявке расходы. Я знаю историю, когда корейская диаспора в Приморье получила субсидию на проведение Чхусока — национального праздника. За бюджетные деньги арендовали концертный зал, пригласили музыкантов, сшили костюмы. А еще купили продукты для национального блюда сонпхён. Кулинарной статьи расходов не было в смете, и деньги за продукты пришлось возвращать в бюджет.

Вовремя платить налоги. Отсутствие долгов перед налоговой — обязательное условие для НКО, которые подают заявки на гранты или бюджетные субсидии. Я знаю случаи, когда организация вовремя вносила все платежи в бюджет, но из-за ошибки налоговой у нее появлялись долги. Чтобы избежать таких ситуаций, советую перед подачей заявки на грант поинтересоваться в налоговой, все ли в порядке.

Внимательно читать договор на предоставление субсидий. Иногда в этих документах пишут странные вещи. Например, в договоре может быть указано, что НКО не имеет права покупать товары и заказывать услуги для проекта за пределами конкретного региона.

Сначала читать, потом подписывать

Соблюдать сроки отчетности по грантам и субсидиям: из-за просрочки в один день могут потребовать вернуть все деньги, хотя они уже потрачены.

Сохранять все чеки и договоры. Неиспользованные средства придется вернуть в бюджет, а если на какую-то вещь нет чека, то государство сочтет, что вы ничего не покупали.

Трижды подумать, прежде чем получать гранты или пожертвования из-за границы. Это не запрещено, но такая НКО автоматически получает статус иностранного агента. Это влечет за собой массу неприятных последствий: например, организации придется везде указывать, что она иностранный агент. А еще к таким НКО предъявляют жесткие требования по ежегодной отчетности, которую надо сдавать в Минюст.

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» провела исследование и выяснила, что содержание такой НКО обходится дороже в среднем на 273 тысячи рублей в год. Это деньги, которые организация тратит на подготовку всех требуемых Минюстом документов. Кроме того, если обычную НКО могут в течение года не проверять вообще, то иностранного агента ждут постоянные визиты контролеров.

В следующей статье расскажу про личный опыт получения субсидии для НКО.

Источник

Регистрация некоммерческих организаций в Беларуси

Принимая решение о создании некоммерческой организации необходимо определится с организационно—правовой формой такой организации, масштабом деятельности (на территории административно-территориальной единицы Беларуси, на территории всей Республики либо на территориях Беларуси и иностранных государств), выбрать юридический адрес, а также решить все организационные вопросы и вопросы связанные с подготовкой документов, необходимых для предъявления в регистрирующий орган.

Понятие “некоммерческая организация”

Некоммерческие организации представляют собой объединения физических лиц, индивидуальных предпринимателей, коммерческих организаций, целыми которых являются: удовлетворение нематериальных потребностей, выполнение государственных задач, координация предпринимательской деятельности и защита интересов, благотворительность, охрана природы, а также имеют место иные цели, указанные в уставе, не связанные с получением прибыли от выполнения своих задач.

Виды некоммерческих организаций в Беларуси

Традиционно некоммерческие организации подразделяются по двум критериям: членство и объединение имущества.

Некоммерческую организацию можно зарегистрировать в следующих организационно правовых формах:

Некоммерческие организации, основанные на членстве, можно также классифицировать в зависимости от цели создания: общественные объединения, политические партии, религиозные организации, профсоюзы.

Отличия некоммерческих организаций в Беларуси

Рассмотрим некоторые отличительные черты некоммерческих организаций:

Учредителем республиканского государственно-общественного объединения может также выступать Республика Беларусь.

А учредителем учреждения выступает собственник.

Республиканские государственно-общественные объединения – с целью выполнения государственно-важных задач.

Целью создания учреждения является выполнение управленческих, социально-культурных и иных функций.

Потребительские кооперативы удовлетворяют имущественные потребности участников.

Учреждение отвечает по своим обязательствам собственными средствами, а при недостаточности наступает субсидиарная ответственность учредителя.

В отношении потребительских кооперативов действует следующее правило – члены несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части доп. взноса.

Учреждение распоряжается закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника. Доходы полученные от деятельности учреждения учитываются на отдельном балансе.

Доходы и прибыль потребительского кооператива не могут распределяться между его членами.

Имущество республиканского государственно-общественного объединения, закрепленное за его организационными структурами в виде юридического лица, принадлежит им на праве оперативного управления.

Особенности регистрации некоммерческих организаций в Беларуси

К особенностям регистрации некоммерческой организации стоит отнести:

Извлечение прибыли некоммерческими организациями

Извлечение прибыли не может быть основной целью создания некоммерческой организации, однако это не исключает возможности такой организации заниматься предпринимательской деятельностью необходимой для достижения своих целей, указанных в уставе.

Некоммерческая организация не вправе распределять прибыль между участниками, однако имеет возможность выплачивать участникам стипендии, поощрения, призы. Также имеет право нанимать сотрудников и обязано выплачивать им заработные платы.

Как с нами связаться

Адвокаты нашего Адвокатского бюро имеют большой опыт регистрации некоммерческих организаций в Республике Беларуси вот уже более 15 (пятнадцати) лет. В случае, если Вам необходимо зарегистрировать некоммерческую организацию в Беларуси, Вы можете смело обращаться к нам за помощью! Мы проконсультируем Вас по всем вопросам, связанным с созданием некоммерческих организаций в Беларуси, а также подготовим все необходимые документы для регистрации и представим Ваши интересы в регистрирующем органе.

Источник

НКО: особенности, создание и регистрация

Основным актом гражданского законодательства, осуществляющим общее правовое регулирование создания и деятельности некоммерческих организаций является Гражданский кодекс Республики Беларусь (введен в действие с 1 июля 1999 г.; глава «Юридические лица» вступила в силу с 1 марта 1999 г.).

Кодекс содержит раздел «Некоммерческие организации» (ранее действующий Гражданский кодекс Республики Беларусь не содержал подобной регламентации). Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет общие подходы к вопросам создания и деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц.

Меню раздела:

Согласно положениям Гражданского кодекса в Республике Беларусь выделяются следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, которые условно разделяются на два основных типа исходя из критериев «объединения на основе членства» и «на основе объединения имущества»:

общественные и религиозные организации (объединения) — добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;

республиканские государственно-общественные объединения — основанные на членстве некоммерческие организации, целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач;

объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы) — некоммерческие организации, созданные по договору между собой коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, либо объединения некоммерческих организаций;

фонды — не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда;

учреждения — организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично;

потребительский кооператив — добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Перечень видов (организационно-правовых форм) некоммерческих организаций, содержащийся в Гражданском кодексе не является исчерпывающим. Сам Кодекс указывает на то, что вопросы создания и деятельности отдельных видов общественных объединений регулируется специальным законодательством.

В зависимости от целей объединения, законодательство Республики Беларусь предусматривает создание следующих видов некоммерческих юридических лиц, основанных на членстве: общественное объединение, религиозная организация, политическая партия, профессиональный союз.

Общественное объединение

Закон «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Закон подразделяет общественные объединения на международные, республиканские, местные исходя из принципа «территориальности» при их создании. Также закон выделяет детские и молодежные общественные объединения, исходя из возрастного критерия объединившихся лиц.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Закон запрещает деятельность незарегистрированных общественных объединений.

Религиозная организация

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» определяет, что религиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения. Руководителем религиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.

Религиозной общиной признается объединение в пределах территории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан Республики Беларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместного исповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Религиозные общины образуются по инициативе не менее 20 граждан Республики Беларусь, достигших 18-летнего возраста и постоянно проживающих в одном или нескольких населенных пунктах, имеющих смежные территориальные пределы, и действуют только на их территории. Общины действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом.

Религиозным объединением признается объединение религиозных общин единого вероисповедания для совместного удовлетворения религиозных потребностей их участников (членов).
Религиозные объединения образуются при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь не менее двадцати лет.
Религиозные объединения имеют право создавать монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения, которые действуют на основании своих уставов и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Кроме того, законом установлены дополнительные ограничения по созданию и деятельности религиозных организаций:

Также Закон «О свободе совести и религиозных организациях» предусматривает возможность приостановления деятельности религиозной организации. В соответствии с ч.2 ст.37 указанного Закона если нарушения, за которые религиозной организации было вынесено письменное предупреждение, в течение шести месяцев не были устранены либо имели место повторно в течение года, регистрирующий орган имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации. При этом регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении деятельности религиозной организации до вынесения судебного решения.

Политическая партия

Закон «О политических партиях» определяет, что политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска. Политическая партия строится исключительно по территориальному принципу, и должна иметь Минскую городскую и областные организационные структуры в большинстве областей Республики Беларусь.
В качестве учредителей политической партии имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом.
Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.
На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии иностранных государств и их обособленные подразделения.
Деятельность незарегистрированных политических партий, союзов на территории Республики Беларусь запрещается.
Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Профессиональный союз

Закон «О профессиональных союзах» определяет, что профессиональный союз – это добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе, обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Декретом №2 Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, общественных организаций и профессиональных союзов» установлено, что для создания и деятельности республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска, территориального профессионального союза — не менее 500 учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории, профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) — не менее 10 процентов работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.
Деятельность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.
В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов — решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

Отличительные особенности некоммерческих организаций: фонды, учреждения, общественные объединения

В данной таблице рассматриваются общественные объединения в понимании Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» без учета особенностей правового регулирования политических партий и профессиональных союзов.

Критерии сравнения

Фонд

Учреждение

Общественное объединение

ОпределениеНе имеющая членства некоммерческая организации, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующая развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частичноДобровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (дефиниция дана в соответствии с Гражданским кодексом)Добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения нематериальных потребностей и достижения уставных целей (дефиниции дана в соответствии с Законом «Об общественных объединениях»)Регистрирующий
органГосударственную регистрацию местных фондов осуществляют управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, международных и республиканских — Министерство юстиции Республики БеларусьРегистрация осуществляется облисполкомами и Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами, которые вправе делегировать часть полномочий по государственной регистрации другим местным исполнительным и распорядительным органам, а указанные горисполкомы– соответствующим администрациям районов в городах.Управления юстиции обл(Мингор)исполкомов (для местных); Министерство юстиции (для республиканских и международных)УчредителиГраждане (гражданин) и/или юридические лица (юридическое лицо)Гражданин либо юридическое лицоДля регистрации международного общественного объединения необходимо не менее десяти учредителей от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя от одного или нескольких иностранных государств, а также создание на территории этих иностранных государств организационных структур этого общественного объединения (отделения, филиала, представительства)Для республиканского — не менее пятидесяти учредителей от большинства областей Республики Беларусь и города МинскаДля местного — не менее десяти учредителей от двух или более административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться его деятельностьДля отделения международного общественного объединения, созданного на территории иностранного государства, – не менее десяти учредителей от Республики БеларусьГосударственная пошлина за регистрацию (+ дополнительные финансовые затраты
на стадии регистрации)Для местных фондов — 5 базовых величинДля республиканских и международных фондов — 10 базовых величинДополнительные затраты:в случае, если учредителем выступает иностранная организация — легализация выписки из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства ее юридического статуса иностранной организации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).Необходимо внесение имущественных взносов учредителей.0.5 базовой величиныДля местных – 5 базовых величин.Для республиканских и международных – 10 базовых величин.С республиканских и местных молодежных и детских объединений, а также объединений ветеранов ВОВ государственная пошлина не взимается.Дополнительные затраты:

легализация (заверение документов о создании орг.структур на территории иностранных государств (протоколы, списки членов)

перевод документов (в случае необходимости)ЧленствоНе имеетНе имеетДля деятельности объединения необходимо наличие:

6. Устав фонда не соответствует требованиям законодательства.

7. Фондом представлены иные документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы.

8.В месячный срок не выполнены требования, указанные в решении о приостановлении государственной регистрации.

1. Непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных законодательством

2. Оформление заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства.

3. Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

1. Нарушение установленного порядка создания объединения.2. Несоответствие устава объединения требованиям законодательства.3. Представление объединением подложных, поддельных или недействительных документов.

4. Несоответствие названия объединения, в том числе сокращенного, их символики, а также условий членства в объединении требованиям законодательства и (или) уставу

5. Неустранение объединением в срок, установленный соответствующим регистрирующим органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации объединения.

Обязанность
учредителя по
формированию
имуществаСоздается на основе добровольных имущественных взносов учредителей. Минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда:

Стоимость имущества фонда определяется: при создании фонда — по стоимости имущественных взносов учредителей (учредителя) фонда в денежной и неденежной форме; при деятельности фонда — по стоимости чистых активов фондаФинансируется собственником полностью или частично.Размер «частичного» вклада законодательством не установлен.НетПредпринимательская
деятельностьВправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых создан, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельностиВправе заниматься предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено уставом. Предпринимательская деятельность может осуществляться лишь постольку, поскольку она необходима для уставных целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельностиПредпринимательская деятельность может осуществляться лишь постольку, поскольку она необходима для его уставных целей, ради которых оно создано, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности. Такая деятельность может осуществляться только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в нихОтветственность
учредителяУчредители (учредитель) не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (учредителя)Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет учредительУчредители (члены) не отвечают по обязательствам объединений, а объединения не отвечают по обязательствам своих членовРаспоряжение
имуществомИмущество, переданное фонду его учредителями (учредителем) является собственностью фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фондаУчреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по сметеПолученные от предпринимательской деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе, если иное не предусмотрено законодательствомЧлены объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносыСредства и имущество общественных объединений не могут перераспределяться между членами этих объединений и используются только для выполнения уставных целей и задач; допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставахТерритория
деятельностиНа сегодняшний момент вводится понятие «вид фонда»: в Республике Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные фонды.
Международным фондом является фонд, который образован в Республике Беларусь и имеет представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств.
Республиканским фондом является фонд, который имеет представительства и (или) филиалы не менее чем в четырех областях Республики Беларусь и городе Минске.
Местным фондом является фонд, не отвечающий требованиям, установленным для республиканских и международных фондов.Интересным является тот факт, что нормотворец, используя в качестве критерия определения вида фонда территориальный принцип создания представительств (филиалов), не ввел понятие «территория деятельности». Таким образом, территория деятельности не ограничивается в зависимости от вида фонда. В тоже время правоприменительная практика свидетельствует о попытках ограничения территории деятельности фонда в зависимости от его видаНе имеет ограниченийЗависит от статуса объединенияДеятельность международного объединения распространяется на территорию Республики Беларусь и территорию одного или нескольких иностранных государствДеятельность республиканского – на территорию всей Республики Беларусь.Местного – на территорию одной или нескольких административно-территориальных единицСпециальные
налоговые льготыСм.колонку «Общественное объединение» п.1См.колонку «Общественное объединение» п.11. В состав доходов от внереализационных операций у некоммерческих организаций для целей налогообложения не включаются:а) вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами;б) денежные средства, полученные от участников (членов) в порядке предстоящего финансирования и (или) в порядке возмещения расходов на приобретение и (или) выполнение (оказание) работ (услуг) для этих участников (с учетом стоимости товаров, включенной в стоимость указанных работ (услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества);

в) стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы безвозмездно полученных денежных средств при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, – на выполнение задач, определенных уставами;

г) доходы в виде процентов от хранения денежных средств, указанных в предыдущих подпунктах, на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах.

2. Дополнительные налоговые льготы имеют спортивные объединения. Особые налоговые льготы установлены для Общественных объединений «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Белорусское общество инвалидов» и их предприятий»Другие льготы (общие)См.колонку «Общественное объединение» п.1.1, 1.2.См.колонку «Общественное объединение» п.1.1.Аренда1. Понижающий коэффициент 0,1 к базовым ставкам арендной платы за площади арендуемые:

2. Указ президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 содержит перечень объединений, которым помещения могут выделяться в безвозмездное пользование.Необходимость наличия бухгалтераДа, либо передать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.На должность главного бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.Да, либо передать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.Требования см. колонку «фонды»Руководитель вправе вести бухгалтерский учет и составлять отчетность лично, в случае если он отвечает требованиям, предъявляемым к главному бухгалтеру.Требования см. колонку «фонды»Обязанность
отчитываться/ответственность перед
регистрирующими
органамиФонд представляет в регистрирующий орган:в течение трех месяцев после гос. регистрации фонда:сведения о составе органов фонда и их руководителях, указав фамилию, собственное имя, отчество, дату рождения, гражданство, адрес места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих органах и дату избрания на эту должность с приложением соответствующих протоколов;документы о передаче имущества, указанного в обязательстве о передаче имущества.Фонд обязан ежегодно до 1 марта предоставить:

В десятидневный срок со дня принятия решения об изменении состава органов фонда или смене их руководителей — сведения о составе органов фонда и их руководителях.

Должен не менее чем за семь дней известить регистрирующий орган о заседании правления (совета) фондаСобственник имущества несет ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.Ежегодно до 1 марта представляет в соответствующий регистрирующий орган:

В случае изменений в составе выборных органов необходимые сведения представляются в соответствующий регистрирующий орган в десятидневный срок со дня принятия такого решения.

1) имуществе, переданном учредителями (учредителем) фонда;
2) поступлениях от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий;
3) доходах, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом фонда предпринимательской деятельности;
4) иных не запрещенных законодательством Республики Беларусь поступлениях;

Ежегодный отчет предоставляется также в регистрирующий орган.

(см. также пояснения в колонке «Общественное объединение»)Не имеет(см. пояснения в колонке «Общественное объединение»)Не имеетВ данном пункте рассмотрена общая обязанность некоммерческих организаций отчитываться об использовании своего имущества. В некоторых случаях любая некоммерческая организация обязана предоставлять отчеты. Например, в случае получения международной технической помощи – отчеты о реализации проектов (программ) международной технической помощи в Министерство экономики.Структура органовНаиболее регламентирована.Органами фонда являются:

Могут быть также предусмотрены другие органы.Не регламентирована.Должна быть предусмотрена Уставом(обязательно наличие руководителя юридического лица).1. Высший орган – съезд, конференция, общее собрание или иное собрание членов или их представителей (делегатов);2. Руководящий орган, состоящий не менее чем из трех членов, достигших 18-летнего возраста;3. Контрольно-ревизионный орган, избираемый из членов, достигших 18-летнего возраста;Могут быть также предусмотрены другие органы.Органы контроля
в соответствии
с законодательствомКонтроль за соответствием деятельности фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляется Министерством юстиции и управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фондов осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции.Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции..Контроль за соответствием деятельности Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляют соответствующие регистрирующие органы.Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции.Обязанность по внесению
изменений и дополнений в Устав в соответствии
с законодательствомФонд в месячный срок обязан внести в устав соответствующие изменения и (или) дополнения и представить их в установленном порядке для государственной регистрации в случае:

ВВ случае изменения местонахождения учреждения оно в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязано направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.См. пояснение 2 в колонке «Общественное объединение»1. В случае изменения юридического адреса — в месячный срок представить регистрирующему органу все необходимые документы для внесения изменений в устав объединения.2. Все организации обязаны вносить изменения в учредительные документы, в случае изменения законодательства, регулирующего их деятельность, если такие нормативные акты требуют приведения учредительных документов в соответствие с ними (сроки устанавливаются данными нормативными актами).Особенности ликвидацииРешение о ликвидации может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц:Фонд может быть ликвидирован:

Кроме того, ликвидируется по решению суда в соответствии со ст.57 Гражданского кодекса (см. п. 2 колонки «Учреждение»).Ликвидируется в порядке, установленном Гражданским кодексом (ст.57) для всех юридических лиц по решению:1) его учредителя либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано учреждение, достижением цели, ради которой оно создано, или признанием хозяйственным судом государственной регистрации учреждения недействительной;2) суда в случаях:

3) по решению регистрирующего органа в случае:

4) если численность и состав объединения не соответствуют требованиям закона «Об общественных объединениях»;

5) неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности объединения, в срок, установленный решением суда;

6) непредставления объединением в течение трех лет подряд в установленный срок отчета в регистрирующий орган.

7) за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, предусмотренных законодательными актами[2];

8) за однократное нарушение установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи (предусмотренных частями второй-третьей п. 4 Декрета президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. №24 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи» или нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи)

На практике, кроме того, ликвидируется по решению суда в соответствии со ст. 57 Гражданского Кодекса (см. п. 2 колонки «Учреждение»).

[1] Например, за нарушение требований, предусмотренных частями второй-третьей п.4 Декрета президента Республики Беларусь от 28.11.2003 г. №24 «О некоторых мерах по совершенствованию порядка получения и использования иностранной безвозмездной помощи» (с изменениями и дополнениями на 19 апреля 2011 г.) или нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи

[2] Если ответственные лица общественного объединения не обеспечили порядок организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *