никто не ждал испанской инквизиции что означает
Никто не ждет испанскую инквизицию!
Комик-группа «Монти Пайтон» создала сотню мемов: их цитируют режиссеры, создатели видеоигр и миллионы пользователей интернета. Arzamas проследил историю одной из шуток сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“»
Исторические скетчи, наряду с пародиями на телепрограммы, — самые популярные орудия в арсенале группы «Монти Пайтон». За четыре сезона «Летающего цирка» и в нескольких полнометражных фильмах англичане успели пошутить о скандинавских сагах, короле Артуре, Гитлере, Сталине и Иисусе. Не были обойдены стороной также Первая и Вторая мировые войны.
Сцена из фильма Терри Гиллиама и Терри Джонса «„Монти Пайтон“ и cвященный Грааль» (1975) Сэр Бедивер и король Артур опознают ведьмуИнтерес к истории неслучаен: Терри Джонс — один из участников группы и фактический режиссер шоу (хотя в титрах справедливо отмечено коллективное авторство) — всегда ей увлекался. После «Монти Пайтона» он написал несколько книг и сделал серию документальных фильмов для BBC, посвященных древности и Средневековью. Фильмы вызвали жаркие споры в научной среде, но ироничный тон и модный дух школы «Анналов», заинтересовавшейся историей мировоззрений, сделали их весьма популярными даже за пределами Британии.
Кадр из фильма Найджела Миллера «Средневековые жизни Терри Джонса» (2004)Терри Джонс рассказывает о первом монахе — Бенедикте
Одна из самых цитируемых шуток «Монти Пайтона» — «испанская инквизиция». Суть скетча такова: как только один из героев произносит фразу «Я не ожидал, что здесь будет испанская инквизиция», на сцену врывается трио инквизиторов, крича: «Никто не ждет испанскую инквизицию!»
Впервые шутка прозвучала в 1970 году во второй серии второго сезона «Летающего цирка», причем сразу несколько раз. Инквизиторы не выскочили на сцену только при последнем упоминании, поскольку оказались заложниками общественного транспорта.
Кадр из эпизода «Испанская инквизиция» (1970) сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“» (1969–1974) Майкл Пейлин (с монетой в руке) в роли Хименеса
В следующих эпизодах «Летающего цирка» испанская инквизиция фигурирует дважды.
Кадр из эпизода «Шоу Базза Алдрина» (1970) сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“»
(1969–1974) Испанская инквизиция все время что-то перечисляет: свои орудия, чужие грехи или лосьоны после бритья Кадр из эпизода «Шоу Базза Алдрина» (1970) сериала «Летающий цирк „Монти Пайтона“»
(1969–1974) Аптекарь возмущен обвинением полицейского, но инквизиция так и не появляется
После «Летающего цирка» мем «Никто не ждет испанскую инквизицию!» впервые обнаруживается в весьма неожиданном месте — в комиксе «Batman Family» за 1976 год. По сюжету Робин и Бэтвумен оказываются на «острове тысячи ужасов», где кроме динозавров, варваров и полиции мыслей из романа Оруэлла «1984» врагами супергероев становятся испанские инквизиторы — которых, конечно, никто не ожидал встретить на острове.
Иллюстрация из комикса «Batman Family», vol. 1, #3 Испанская инквизиция (впрочем, как и другие враги) оказывается лишь иллюзией
В своей познавательной телепередаче «Quite Interesting» Стивен Фрай начинает разговор об испанской инквизиции с цитаты из «Летающего цирка»: «Кто ждал испанскую инквизицию? С точки зрения „Mонти Пайтона“, ее никто не ждал. Но в действительности они абсолютно не правы. Испанская инквизиция всегда предупреждала обвиняемого за 30 дней. Они давали людям 30 дней на то, чтобы подготовить свою линию защиты и доказать, что они не еретики».
Англичане любят свои шутки. Вот эпизод романтической драмы «Осторожно, двери закрываются» с Гвинет Пэлтроу в главной роли.
Кроме того, эпизод «Испанская инквизиция» цитировался в самых разных американских сериалах. Из относительно свежего — «Никто не ждал испанскую инквизицию» в сериале «Эврика» (2011 год).
Особой популярностью юмор «Монти Пайтона» пользуется у разработчиков видеоигр. Пасхалки Пасхалка — разновидность секрета, спрятанного разработчиками в видеоигре. Отличие пасхалки в игре от обычного секрета состоит в том, что ее содержание, как правило, не вписывается в общую концепцию игры и зачастую является внешней ссылкой на какое-то художественное произведение, горячо любимое разработчиками. из скетчей и полнометражных фильмов встречаются в таких популярных сериях, как Fallout, Duke Nukem, Mortal Kombat и Warcraft.
В недавнем хите Dragon Age: Inquisition диалог о преимуществах инквизиции был процитирован полностью.
Испанская инквизиция | The Spanish Inquisition
В ролях:
Скетч:
Мужчина: Неприятности на мельнице.
Женщина: О нет! Что ещё за неприятности?
Мужчина: One on’t cross beams gone owt askew on treddle.
Мужчина: One on’t cross beams gone owt askew on treddle.
Женщина: Я не понимаю, что вы говорите.
Мужчина: (слегка раздражённо и преувеличенно без акцента) One of the cross beams has gone out askew on the treddle.
Женщина: И что же это значит?
Мужчина: Я не ждал что вы мне тут устроите Испанскую инквизицию.
Хименес: Тебе придётся сказать о том, что ‘Наше главное оружие…’
Бигглз: (испуганно) Я не смогу…
(Хименес снова выставляет кардиналов наружу)
Мужчина: Я не ждал что вы мне тут устроите Испанскую инквизицию.
Бигглз: Э… Никто… ммм…
Бигглз: Не ждёт… Никто не ждёт… ммм… Испанскую… ммм…
Бигглз: Знаю, знаю! Никто не ждёт Испанскую иквизицию! Кроме тех, кто ждёт, на самом деле —
Хименес: Наше главное оружие…
Бигглз: Наше главное оружие… мм… ээ…
Бигглз: Внезапность и —
Фанг: Настоящим вы обвиняетесь в том, что неоднократно совершали ересь против Святой Церкви. (поёт) ‘Мой старик говорил: следуй…*’
Бигглз: Достаточно. (Женщине) Итак, вам есть что заявить?
Женщина: Мы не виновны.
Хименес и кардиналы: Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
(Титры: ‘ДЬЯВОЛЬСКИЙ СМЕХ’)
Хименес: Скоро мы вас заставим изменить ваше мнение!
(Титры: ‘ДЬЯВОЛЬСКАЯ ИГРА’)
Хименес: Страх, внезапность и лютая беспощадность — (сдерживает себя величайшим усилием) Оооооо! Итак, кардинал — решётку!
(Бигглз достаёт решётку для сушки посуды. Хименес смотрит на неё и стискивает зубы в попытке не потерять контроль над собой. Он тяжело стонет, пытаясь скрыть свой гнев)
Хименес: Ты… Ладно! Привяжите её.
(Фанг и Бигглз делают жалкую попытку привязать её к сушилке)
Хименес: Хорошо! Что теперь скажите?
Женщина: Не виновна.
Хименес: Ха! Хорошо! Кардинал, крутите (о боже) крутите решётку.
(Бигглз стоит неуклюже и пожимает плечами)
Хименес: (сквозь зубы) Да *знаю*, знаю, что ты не можешь. Мне не нужно чтобы ты тут говорил. Мне надо, чтобы ты попытался исправить свою глупую оплошность.
Хименес: Все это начинает казаться таким глупым.
Хименес: Нет же, боже, просто притворись.
(Бигглз крутит воображаемую ручку сбоку решётки. Звонят в дверь. Мужчина подходит и открывает, На пороге стоит элегантный мужчина с BBC в костюме и с бородкой, слегка богемный.)
Песня «My Old Man Said Follow the Van…»
Выходил на:
The cast:
Sketch:
Man: One on’t cross beams gone owt askew on treddle.
Man: One on’t cross beams gone owt askew on treddle.
Woman: I don’t understand what you’re saying.
Man: (slightly irritably and with exaggeratedly clear accent) One of the cross beams has gone out askew on the treddle.
Woman: Well what on earth does that mean?
Ximinez: NOBODY expects the Spanish Inquisition! Our chief weapon is suprise…surprise and fear…fear and surprise…. Our two weapons are fear and surprise…and ruthless efficiency…. Our *three* weapons are fear, surprise, and ruthless efficiency…and an almost fanatical devotion to the Pope…. Our *four*…no… *Amongst* our weapons…. Amongst our weaponry…are such elements as fear, surprise…. I’ll come in again. (Exit and exeunt)
Man: I didn’t expect a kind of Spanish Inquisition.
Ximinez: You’ll have to say the bit about ‘Our chief weapons are …’
Biggles: (rather horrified) I couldn’t do that…
(Ximinez bundles the cardinals outside again)
Man: I didn’t expect a kind of Spanish Inquisition.
Biggles: Er…. Nobody…um….
Biggles: Expects… Nobody expects the…um…the Spanish…um…
Ximinez: Our chief weapons are…
Biggles: Our chief weapons are…um…er…
Fang: You are hereby charged that you did on diverse dates commit heresy against the Holy Church. ‘My old man said follow the—‘
Biggles: That’s enough. (To woman) Now, how do you plead?
Woman: We’re innocent.
Ximinez: Ha! Ha! Ha! Ha! Ha!
(Superimposed caption: ‘DIABOLICAL LAUGHTER’)
Biggles: We’ll soon change your mind about that!
(Superimposed caption: ‘DIABOLICAL ACTING’)
(Biggles produces a plastic-coated dish-drying rack. Ximinez looks at it and clenches his teeth in an effort not to lose control. He hums heavily to cover his anger)
Ximinez: You….Right! Tie her down.
(Fang and Biggles make a pathetic attempt to tie her on to the drying rack)
Ximinez: Right! How do you plead?
Ximinez: Ha! Right! Cardinal, give the rack (oh dear) give the rack a turn.
(Biggles stands their awkwardly and shrugs his shoulders)
Ximinez: (gritting his teeth) I *know*, I know you can’t. I didn’t want to say anything. I just wanted to try and ignore your crass mistake.
Ximinez: It makes it all seem so stupid.
Ximinez: No, just pretend for God’s sake. Ha! Ha! Ha!
(Biggles turns an imaginary handle on the side of the rack. The doorbell rings. the man detaches himself from scene and answers it. Outside there is a dapper BBC man with a suit and a beard, slightly arty.)
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.