нейройога для детей что это такое

Нейройога для детей что это такое

Автор: Ханбекова Дарья Андреевна

Организация: МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Жердевка

Я, Ханбекова Дарья Андреевна, в педагогической области я начинающий специалист. Работаю в МБДОУ детском саду № 2 «Светлячок» Тамбовской области, г.Жердевка.

В 2019 году я закончила Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, факультет «Клиническая психология».

Специальность: Клинический психолог.

Специализация: Патопсихологическая диагностика и психотерапия.

В 2020 году прошла профессиональную переподготовку в «Национальной академии дополнительного профессионального образования» г. Москва, по программе Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Логопедия».

Мне была присвоена квалификация «Учитель-логопед».

Я считаю, что между моими специальностями есть взаимосвязь. Связь клинической психологии с логопедией носит взаимодополняющий характер, так как знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют исследования симптоматики расстройств, соотношения речи и психических процессов в структуре речевого дефекта. В свою очередь, знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для различных психических функций.

Для образования логопедического понятийно-терминологического аппарата необходимы психологические познания из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, специальной психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и социальной психологии.

«Нейройога, как метод гармоничного развития ребенка»

Аннотация: Статья посвящена детальному анализу метода нейройоги для развития детей. Выделяются и описываются характерные особенности использования данного метода. Нейройога будет интересна, познавательна специалистам в педагогической области ( воспитателям, учителям, психологам). Ведь сохранение и укрепление здоровья детей в современном обществе является одной из важнейшие задачи.

Ключевые слова: нейройога, метод, развитие, комплекс.

До настоящего времени не существовало единственной структуры формирования развития личности, которая подошла бы любому ребенку, как здоровому, так с нарушениями в развитие. При всем этом в большой степени содействовала бы развитию головного мозга и психики, укреплению нервной системы и тонуса организма ребенка. Данному запросу соответствует новый, разработанный подход «Нейройога».

Нейройога основывается на положениях ведущих специалистов отечественной клинической психологии и нейропсихологии. Автор этого метода — нейропсихолог из Санкт-Петербурга Светлана Олеговна Кузнеченкова. Суть данного метода хорошо изложена в ее книгах «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья».

Методика специально разрабатывалась создателем как для детей с особенностями развития, так и с целью раскрытия потенциальных возможностей обычного ребёнка

Нейройога — это новейшая оздоровительная, комплексная система упражнений, способствующая повышению деятельности головного мозга, улучшению психических процессов, активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, которые отвечают за контроль и поведение собственных действий, а коммуникативные упражнения ориентированы на понижение импульсивности, агрессивности и гиперактивности.

Детская нейройога содействует развитию подвижности, ловкости и координации движений, формированию правильной осанки у ребенка. Упражнения рассматриваемого подхода направленны на совершенствование ритмичной работы всех систем организма, становления личного самоконтроля, межполушарное взаимодействие, содействует наилучшему восприятию любой информации.

Нейройога включает в себя лучшие способы, содействующие выявлению и оценке имеющихся резервов головного мозга, и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничному развитию организма в целом.

Комплексные занятия нейройгой рекомендованы:

1. Детям с серьезными нарушениями в развитии. Они улучшают деятельность головного мозга малыша, что положительно влияет на психический и неврологический статус ребенка.

2. Обычным детям, потому что содействуют развитию умственных, психологических возможностей. За счет активизации деятельности головного мозга улучшаются следующие психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.

3. Одаренным детям, так как помогают оценить, поддержать и развивать возможности ребенка.

Основные рекомендации по выполнению комплексных упражнений.

Комплексные упражнения нейройоги можно использовать как в групповых, так и в индивидуальных занятиях.

В начале комплексных упражнений предоставляют сюжетные истории, ситуации, которые превращают простое занятие нейройоги в увлекательную игру.

Возможно, использовать нейройогу вместо утренней гимнастики.

Любой комплекс обязательно должен включать в себя следующие виды упражнений:

— глазодвигательные и артикуляционные упражнения;

— упражнения на развитие мелкой и общей моторики;

Любой комплекс системы нейройоги содержит определённый эффект: развивает ту или же другую область мозга, усиливает ту или иную часть тела, координирует определённые действия. Он содержит сказочный сюжет, аудио-,видео- и сенсорное сопровождение для воздействия на все каналы восприятия и наилучшего закрепления всесторонних позитивных изменений в ребенке.

Системы комплексных упражнений нейройоги способствуют:

• Улучшение психосоматического самочувствия детей: повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, развитие костно-мышечной структуры, совершенствованию работы внутренних органов;

• Повышение устойчивости нервной системы, снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности;

• Улучшение сна и аппетита;

• Развитие интеллектуальной и познавательной сферы ребенка;

• Раскрытие творческих возможностей и способностей ребенка;

• Активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, моторики, внимания, поведения, усидчивости.

Комплексы занятия нейройоги возможно проводить с детьми в детском саду, школе. Данные упражнения нейройги будут полезны всем детям.

В заключение, хотелось бы отметить, что система нейройоги является продуктивной не только в области помощи детям с трудностями в развитии, но и в оздоровлении и активизации работы мозга любого ребенка. Занятия нейройогой способствуют здоровому, гармоничному развитию личности ребенка.

Список используемой литературы:

Кузнеченкова, С.О. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья / С.О. Кузнеченкова // Неврология /под ред. И. Авидон.- Санкт – Петербург: Речь, 2010.

Кузнеченкова, С.О. Полезные сказки и упражнения для родителей / С.О. Кузнеченкова // Детская психология /под ред. И. Авидон.- Санкт – Петербург: Речь, 2010.

Рассмотрим один из комплексов упражнений нейройоги:

Комплекс 1. «Путешествие на далекий остров».

Описание упражнений

Простые растяжки

«Ушки зайчика». Исходное положение – сидя на полу с вытянутыми вперед ногами. Стопами производить разнонаправленные и одновременные движения. Руками дотягиваться до стоп, затем поднимать руки вверх и махать.

«Подъемный кран». Исходное положение – сидя на полу. Прямыми ногами «рисуем» дом и большие окна.

Массажи.

«Молоток». Руки вытянуть вперед, кисти сжать в кулаки; резкие удары выполнять сначала кулаками, обращенными вверх, а затем — вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

Глазодвигательные и артикуляционные упражнения

«Глазки». Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру.

Эффект. Выполнение этих упражнений вызывает раздражение вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг, и, следовательно, осуществляют стимуляцию работы нервов

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

«Кнопки». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

Функциональные упражнения.

Эффект. Развитие внимания, снижение импульсивности.

Скороговорка.

«Трава». «На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

«Буквы». Исходное положение – сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му; а-а-а.

«Продуваем двигатели». Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

Эффект. Активизация работы правого и левого полушарий.

«Воздушный шарик-1». Исходное положение – сидя на полу. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Релаксация.

«Пора отдохнуть». Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Птички поют. А мы отдыхаем. Постепенно птички поют все тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся»

Ссылки на видео занятий нейройгой:

Источник

Нейрогимнастика для детей с ОВЗ

нейройога для детей что это такое. Смотреть фото нейройога для детей что это такое. Смотреть картинку нейройога для детей что это такое. Картинка про нейройога для детей что это такое. Фото нейройога для детей что это такое Мирошниченко Анна
Нейрогимнастика для детей с ОВЗ

Нейройога – условие гармоничного развития ребенка

Самое главное для полноценного и гармоничного развития ребенка – здоровый образ жизни (режим дня, правильное питание, физическая культура, а также последовательное и своевременное освоение необходимых знаний и жизненного опыта с учетом особенностей развития мозга ребенка. Если мозг ребенка правильно подготовлен к усвоению знаний, то ему легко дадутся и таблица умножения, и грамматика.

До настоящего времени не существовало единой системы развития,которая подходила бы каждому ребенку: и достаточно здоровому, и имеющему серьезные трудности. И при этом в наибольшей степени способствовала бы развитию мозга, психики ребенка, укреплению нервной системы и тонуса организма. Этому запросу в полной мере соответствует метод «Нейройога», созданный автором этой книги в результате многолетней практической работы в Центре управления стрессом (Санкт-Петербург).

Нейройога – комплексный метод, включающий в себя самые наилучшие методики, способствующие как выявлению и оценке имеющихся резервов мозга, так и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничного развитию организма в целом. Нейройога включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека.

Детская йога может помочь вашему ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние, а также быть более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, дома, стать гармонично развитой, творческой личностью. Йога обеспечивает достижение эмоционального равновесия через физическое развитие, дает ощущение самоконтроля и душевного комфорта. Тело становится сильным и гибким, а разум – спокойным и сосредоточенным.

А нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей. Нейрокоррекционные упражнения необходимы для развития внимания, моторики, восприятия, памяти и других высших психических функций.

Нельзя забывать, что нейропсихология как наука была создана для помощи людям с травмами головного мозга, перенесшими инсульт и т. д. в целях помощи в восстановлении речи, движения и других высших психических функций (память, внимание, мышление). Именно поэтому использование нейрокоррекционных методов дает такие быстрые и значимые результаты.

Соединение вместе лучших нейрокоррекционных методик и упражнений йоги дает возможность проводить такую серьезную гимнастику не только тела, но и мозга, что ребенок просто «обязан» достичь наилучших результатов в своем развитии, в освоении знаний, а также и во всех других сферах жизни.

Занятия по методу «Нейройога»необходимы:

Во-первых, детям с серьезными трудностями в развитии, так как улучшают работу мозга ребенка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребенка.

Во-вторых, детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга ребенка, способствуют развитию интеллектуальных, психических возможностей в сторону выше стандартных возрастных нормативов по многим параметрам. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.

В-третьих, детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить способности ребенка.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, жизнерадостен, уверен в себе, умен и полон жизненных сил и энергии, то вам обязательно нужно развивать двигательную активность ребенка, и, желательно, начинать это делать с самого раннего возраста. Упражнения, приведенные в данной книге, подходят для занятий с детьми от 3-х лет. Отдельно готовятся Комплексы для малышей с родителями и отдельно для взрослых, которые иногда даже больше, чем их дети, нуждаются в активизации телесной и мозговой активности.

Нельзя не отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития, ЗРР (задержкой речевого развития, а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Нельзя не отметить очень хороший эффект Нейройоги в работе с детьми-аутистами, когда с помощью разных «квакалок», «прыгалок» и «кричалок» удается вытащить (пусть сначала ненадолго) такого ребенка из его мира цифр, стихов, технических терминов или из какой-то еще «чудесной страны».

Занятия Нейройогой делают ребенка здоровой, гармонично развитой, социализированной личностью.

После прохождения курса занятий по системе Нейройога, ребенок будет готов к полноценному усвоению любых знаний, к любым школьным нагрузкам и к тому, чтобы стать лидером в своем коллективе.

Не космонавт, не президент, но уже звезда, готовая стать тем, кем захочет.

Комплекс «Поход в горы»

Краткое содержание. Сегодня мы отправимся в горы. Сначала мы поедем на машине, а потом нам придется идти пешком через высокие горы, пока не доберемся до прекрасного озера. «Заводим машину». А теперь поедем на нашей «Машине-трясучке». Потрем наши «Глазки», чтобы лучше видеть. Сломалась машина, да и дорога закончилась, придется нам идти пешком, делаем «Сидячие шаги». Вот как мы весело шагаем! Мы даже испугали «Горного барана». А какой крупный «Виноград» растет в горах! Посмотрите в небо. Какой большой летит там «Орел». Давайте «Последим за орлом» глазками и покажем ему язык. Перед нами большие «Ворота». А за ними огород с разными овощами! В огороде растет «Репка». Вы помните сказку про репку? Хозяин огорода дал нам разных овощей, сложим их в «Корзиночку» и понесем с собой. Вот и пришли мы к большому горному озеру. Давайте немножко передохнем, полежим на солнечной полянке рядом с озером и «Потянемся». Хорошо лежать на полянке.Давайте поздороваемся с ней и скажем: «Здравствуй, полянка». А теперь потянемся «К солнцу». Надуем в животе «Воздушный шарик». Будем лежать и слушать, как «Плещутся волны в озере».

1. Простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики.

«Машина-трясучка». Исходное положение – сидя, ноги вытянуты вперед. Начать трясти руками и ногами, слегка подпрыгивая на ягодицах. Руки поднять перед собой параллельно полу и полностью расслабить кисти. Встряхиваются также икроножные мышцы и бедра. При этом можно произносить звук «а».

«Сидячие шаги». Исходное положение – сидя на полу, ногу вытянуты, спина прямая. Начать движение вперед до конца коврика. При этом сильно и резко махать руками, помогаем себе.

«Горный баран». Исходное положение – стоя на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Тянуться головой и всем телом вперед. Можно «пободаться» в парах и сказать «бе-е-е».

«К солнцу». Исходное положение – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, руки опущены на колени. По команде поднять голову и руки вверх, как бы пытаясь пальцами дотянуться до потолка. Взгляд направлен в одну точку (3 секунды). Затем руки развести в стороны максимально широко, потянуться (3 секунды). Опустить руки вниз и расслабить их (3 секунды). Выполняется 3-5 раз.

«Глазки». Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

3. Глазодвигательные и артикуляционные упражнения.

«Следим за орлом». Исходное положение – сидя на полу или стоя. Водить указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз, глазами следить за пальцем. Добавить движения языка.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

Эффект. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями.

5. Сложные растяжки.

«Орел». Исходное положение – стоя, ноги вместе. Левую ногу занести над правой накрест, поставить левый носок справа от правой стопы или за правую ногу, упереться носком в пол. Вытянуть руки перед собой, перекрестить их так, чтобы локоть правой руки упирался в левую руку над локтем (то есть со стороны сгиба локтевого сустава). Согнуть руки в локтях и постараться соединить ладони. Поднять предплечье по возможности параллельно полу. Согнуть правую ногу, надавливая под колено левой ноги, и присесть как можно ниже, сохраняя баланс. Немного прогнуться в позвоночнике и посмотреть вверх.

Эффект. Развивает лодыжки, улучшает подвижность плечевых суставов, предотвращает судороги в икроножных мышцах.

«Корзиночка». Исходное положение – лежа на животе. Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед-назад, направо-налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.

Эффект. Повышает и сохраняет гибкость позвоночника, массирует внутренние органы, укрепляет мышцы живота. Хорошо помогает при респираторных заболеваниях. Уменьшает жировые отложения в области живота. Усиливает кровоснабжение брюшной полости, задней и передней сторон туловища. Улучшает тонус спинных нервов.

Эффект. Является одним из упражнений, сохраняющих подвижность позвоночного столба и, следовательно, молодость тела. Улучшаются кровоснабжение спинного мозга, функции печени, почек, селезенки, надпочечников, поджелудочной железы. Усиливает перистальтику, дает облегчение при метеоризме. Помогает при опущении внутренних органов, болезнях печени, диабете, пиелонефрите, геморрое.

6. Функциональные упражнения.

«Виноград». «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».

8. Дыхательные упражнения.

«Воздушный шарик-5». Исходное положение – лежа на спине.Сделать ряд глубоких вдохов носом и громких выдохов ртом под счет: «Поднимаем (раз-два-три, держим (раз-два-три, опускаем (раз-два-три, держим (раз-два-три)». Во время вдоха поднять правую руку и правую ногу и удерживать их в воздухе на время задержки дыхания. Во время выдоха опускать их. На следующем вдохе поднимать левую руку и левую ногу и также удерживать их на время задержки дыхания. На выдохе опускать руку и ногу. Выполнять 5-8 раз.

«Плещутся волны в озере». Исходное положение – лежа на спине. «Закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Отдыхают ваши руки. Отдыхают ваши ноги. Все тело отдыхает. Хорошо и спокойно лежать на берегу озера и слушать, как плещутся волны. Теплое солнышко ласково согревает тело. Становится тепло нашим рукам и ногам. Тепло стало всему телу. Хорошо лежать на берегу. Отдыхаем и вспоминаем все задания, которые пришлось нам сегодня выполнить, чтобы добраться до этого прекрасного озера. Хорошо отдохнули. Постепенно волны в озере успокаиваются и плещутся все тише и тише, а мы возвращаемся в нашу комнату (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

«Пугало в гостях у детей». Сценарий осеннего праздника доя детей средней группы «Осень». Сценарий осеннего праздника в средней группе (Дети под песню «Осень раз-два-три» входят в зал с листьями и становятся в полукругом).

нейройога для детей что это такое. Смотреть фото нейройога для детей что это такое. Смотреть картинку нейройога для детей что это такое. Картинка про нейройога для детей что это такое. Фото нейройога для детей что это такоеДидактическая игра по закреплению знаний детей о светофоре «Три сигнала светофора» для детей 3–5 лет Цель: закрепление знаний детей о светофоре и правилах перехода через практическую деятельность. Задачи: учить понимать значение сигналов.

Конспект развлечения для детей средней и старшей группы «День защиты детей» Цель: Формирование представлений о празднике «День защиты детей». Задачи: Образовательные: создать радостную праздничную атмосферу; вызвать.

Сценарий музыкально-игровой программы «Маша и медведь в гостях у детей» для детей 5–6 лет Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (модуль «Музыка») для детей (5,6 лет) план-конспект итогового события «Маша.

Презентация для детей старшего дошкольного возраста «Фликеры и безопасность детей на дорогах» В нашей стране и во многих других зарубежных странах действует закон о светоотражающих элементах для пешеходов. С 1 июля 2015 года в темное.

Проект «Развитие коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия прародителей и детей» Русские забытые игры имеют давнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение,.

Растите детей любознательными. Презентация для родителей детей младшего дошкольного возраста Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька,.

Сценарий спортивно-развлекательной программы для детей дошкольного возраста ко Дню защиты детей Пусть для вас зажжётся в небе Лучезарная звезда. И тогда вы разглядите, Как привет вам шлёт она! 1 июня- День защиты детей. Сценарий.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ВТОРИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

НЕЙРОЙОГА – УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Инструктор по физической культуре

Все дети попадают в наш детский сад на основании заключения городской ПМРК, т е., это дети с ОВЗ. Результаты обследования детей, имеющих тяжелые нарушения речи, свидетельствуют о том, что нарушения их развития носит комплексный характер. Наряду с ослаблением соматического здоровья у детей довольно часто отмечаются некоторые особенности, отклонения в психическом и физическом развитии. У части детей отмечаются эмоциональные нарушения. В такой ситуации становится очевидной необходимость комплексной, разносторонней помощи ребенку, оказываемой специалистами разного профиля.

Вот выдержки из анализа детского контингента МБДОУ № 175 на 2015\ 2016 уч. год:

Таков характер нарушения психоневрологического здоровья, сопутствующий логопедическому дефекту:

Минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии ( ММД);

Детский церебральный паралич;

Расстройство аутистического спектра;

Задержка психического развития органического генеза.

Если говорить о физическом развитии, то надо отметить что 95% детей имеют вторую и третью группу здоровья, 9 детей – инвалиды.

ММД присутствует у 96% детей как главное или сопутствующее нарушение психоневрологического здоровья.

. Мы можем представить ММД в виде дремлющего вулкана, который в любой момент может проснуться. И самое опасное, что этот вулкан не только может, но и прямо-таки рвется пробудиться ото сна. Для того, чтобы удержать это стихийное бедствие в спящем состоянии, нужно много сил. Вот и получается, что при таких нарушениях мозг львиную долю энергии тратит на «борьбу с вулканом», а на «другие дела» у него остается очень мало ресурсов. Такая постоянная борьба рано или поздно приведет ребенка в состояние хронического переутомления, при котором не могут полноценно функционировать мышление, память, внимание и другие высшие психические функции, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Отсюда – необъяснимая тревога, страхи, неуверенность в себе, хроническая усталость. Когда мозг ребенка истощен, то в первую очередь нарушается контроль за поведением. Дети выдают нам непонятные капризы, слишком бурно реагируют на любую мелочь, начинаются истерики, слезы и т.д.

Часто лекарства, которые приписывают ребенку невролог или другой специалист при обнаружении каких-либо проблем в развитии мозга минимально и кратковременно могут воздействовать и стимулировать работу высших психических функций, но поправить положение в целом лекарства не в силах.

И выход тут может быть только один: немедикаментозные методы воздействия на глубинные структуры мозга.

Метод « нейройога» создан в результате многолетней практической работы в Центре управления стрессом в г. С.Петербурге.

Нейройога включает в себя самые наилучшие методики, способствующие выявлению и оценке имеющихся резервов мозга и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничному развитию организма в целом.

В качестве упражнений нейройога включает в себя непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека.

А нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей. Нейрокоррекционные упражнения необходимы для развития внимания, моторики, восприятия, памяти и др. высших психических функций.

Нельзя забывать, что нейропсихология как наука была создана для помощи людям с травмами головного мозга, перенесшим инсульт и т.д. в целях помощи в восстановлении речи, движения и др. психических функций ( память, внимание, мышление). Поэтому нейрокоррекционные методы дают быстрый и ощутимый эффект.

Соединение лучших нейрокоррекционных методик и упражнений йоги настолько серьезно тренирует не только тело, но и мозг, что ребенок просто «обязан» достичь наилучших результатов в своем развитии, в освоении знаний, а также и в других сферах жизни.

Занятия по методу «нейройога» необходимы:

детям с серьезными трудностями в развитии, так как улучшает работу мозга ребенка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребенка;

детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга, способствуют развитию интеллектуальных и психических возможностей по многим параметрам, за счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности;

детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить способности ребенка.

В начале каждого комплекса даются сюжетные истории, которые превращают занятия нейройогой из простого выполнения упражнений в определенной последовательности в увлекательную игру. К тому же каждое упражнение – это маленькое представление, в котором изображается какое-то животное или предмет.

Каждый комплекс обязательно включает в себя следующие виды упражнений: простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, сложные растяжки, функциональные упражнения, скороговорка, дыхательные упражнения и релаксация. И именно в такой последовательности их желательно выполнять.

1.Эффект растяжек-разминок – оптимизация тонуса мышц и снятие напряжения. Они тренируют вестибулярный аппарат, улучшают синхронность движения, повышают активность, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела. Оптимизация тонуса является одной из самых сложных задач нейройоги, поэтому выполнение растяжек-разминок необходимо не только для «разогрева», но и для поднятия общего тонуса организма ребенка. А суставная гимнастика дает ребенку необходимую дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы всего тела, разрабатывает суставы, укрепляет костную систему, делает позвоночник более гибким. Растяжки-разминки дают и психологический эффект. Они повышают активность ребенка, дают прилив энергии, улучшают настроение, учат ребенка открыто выражать свои чувства.

2. Массаж – это стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Они необходимы и для того, чтобы размять мышцы, подготовить их для выполнения более сложных упражнений.

3.Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энергетизацию организма.

4.Артикуляционные упражнения необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения.

5.Упражнения на развитие мелкой и общей моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия. Мелкая моторика является серьезным тонизирующим фактором.

6.Сложные растяжки предназначены для различных целей, поэтому после каждой сложной растяжки дается описание ее эффекта.

7.Функциональные упражнения предназначены в первую очередь для развития коммуникативных навыков, именно поэтому они рассчитаны на парное или групповое выполнение. Кроме того, они необходимы для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности и гиперактивности.

8.Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения, ведь хорошая речь – важное условие развития гармоничной, уверенной в себе, харизматичной личности.

9.Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также они успокаивают и способствуют концентрации внимания. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен, улучшается кровообращение. Под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что, естественно, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

10.Релаксация в конце каждого комплекса предназначена для отдыха, расслабления, успокоения возбужденных мышц. Релаксации достаточно просты и не преследуют более серьезных медитативных или психологических целей. Ведь они проводятся для детей, причем, достаточно маленьких.

Комплексы нейройоги конечно же, очень полезны и хороши сами по себе. Но практически все специалисты по развитию детей понимают, что любое развитие или любая коррекция только в одном каком-то направлении будут однобокими и не дадут желаемого эффекта. Каждым ребенком, особенно если у него серьезные трудности в развитии, должны, по возможности, заниматься несколько специалистов.

Здоровье ребенка – это тема, которая так или иначе, волнует каждого человека на земле. И любое мнение о воспитании и правильном развитии детей имеет право быть услышанным. Как знать, может, когда-нибудь нейройога станет уроком в школе, наряду с обычными уроками физкультуры. Почему бы и нет? Вреда никакого, а польза явная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *