нейропсихологическое тестирование взрослых что это

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ взрослых: кому и зачем?

Нужно признать, люди часто легкомысленно относятся к своему здоровью (тем более ментальному) или, что еще хуже, умалчивают о появившихся нарушениях, например, памяти из страха получить «диагноз-приговор», влекущий за собой ограничения в профессиональном и социальном плане. Только когда память начинает ощутимо подводить, пациент активно предъявляет жалобы, так как это уже невозможно не замечать. А вот на стадии выраженных нарушений до степени деменции (слабоумия) эти жалобы поступают от семьи больного, тогда как его критика к своему состоянию заметно снижается.

Изменить или предотвратить этот неприятный сценарий поможет своевременная консультация специалиста. Комплексная диагностика и анализ особенностей заболевания играют огромную роль в последующем лечении. Для этого врач, который занимается проблемами памяти, проводит нейропсихологическое тестирование – объективное оценивание состояния когнитивных функций. Этот метод позволяет наблюдать за пациентом в динамике и видеть эффективность назначенной терапии.

Кому показано нейропсихологическое тестирование?

Людям, жалующимся на:

Любая из обозначенных выше жалоб, особенно, если это появилось в последние годы, – веское основание для осуществления объективного исследования когнитивных функций с помощью нейропсихологического тестирования.

Как проводится нейропсихологическое тестирование:

Тесты состоят из различных заданий и упражнений, связанных с запоминанием и произношением слов, узнаванием нарисованных объектов, выполнением определенных двигательных программ, проб на фокусирование и концентрацию внимания. Всестороннее изучение дает максимально точное понимание вида и степени когнитивных нарушений, если они имеются.

Существуют типовые тестовые наборы (с количественной оценкой результатов), позволяющие оперативно увидеть картину заболевания в условиях ограниченного времени. Чаще всего применяют методику Mini-Cog, включающую задание на запоминание и воспроизведение трех слов и тест рисования часов. Ее основное преимущество – в значительной диагностической информативности при одновременной легкости и быстроте проведения (до 5 минут).

Более продолжительная (10-15 минут), но и более содержательная серия тестов – Монреальская шкала оценки когнитивных функций (MOCA-тест) – детально оценивает каждую из когнитивных сфер: память, фокусирование внимания, язык, счет, исполнительные функции, абстрактное мышление, зрительно-пространственные навыки. Разнообразных по своей чувствительности и специфичности тестов очень много (краткая шкала оценки когнитивных функций – MMSE, батарея лобной дисфункции и др). Оптимальное тестирование подбирает врач.

Анализ результатов нейропсихологического тестирования

Нейропсихологическое тестирование – наиболее точный метод диагностики, однако иногда (достаточно редко) оно все же дает искаженные данные. Ложноположительные результаты бывают в случае, если пациент набирает низкий балл по тестам, ниже нормы для соответствующего возраста, при отсутствии у него истинных расстройств когнитивных функций. Причин этому может быть несколько:

Встречаются также ложноотрицательные результаты. У людей с зарождающимися симптомами когнитивной недостаточности или при выборе очень сложного метода тестирования выявляется соответствующий возрастной норме показатель тестов, несмотря на когнитивное снижение в статусе исследуемого. За такими пациентами необходимо наблюдать и проводить нейропсихологическое тестирование в динамике, так как у кого-то из них вскоре разовьется более выраженная симптоматика.

У молодежи с активными жалобами на ухудшение памяти эти ощущения – следствие эмоциональных расстройств тревожно-депрессивного характера. Поэтому при отрицательных результатах нейропсихологического тестирования требуется углубленное изучение психологического состояния с помощью специальных опросников.

Иногда причиной когнитивного снижения является выраженная слабость, утомляемость и «упадок сил». Для выявления астенического синдрома специалист также предложит необходимые шкалы и опросники.

Помимо тестирования необходима беседа с родными. Она позволяет определить эмоциональный фон пациента и его естественное поведение. Например, часто ли он не может припомнить что-то из прошлого или из планируемого, содержание бесед; нет ли забывчивости на лица и имена; наблюдаются ли сложности с пониманием обращенной речи, ошибки в подборе слов или построении фраз; есть ли внезапные затруднения с совершением действий (приготовление пищи, уборка, небольшие бытовые задачи и др.). Близкие и друзья могут дать информацию также о том, как человек ориентируется в пространстве и времени, нет ли у него проблем в путешествиях, остается ли он здравомыслящим, как раньше

Что дает проведение нейропсихологического тестирования?

После разбора беспокойств пациента, разговоров с его родственниками и обязательной объективизации их с помощью методов нейропсихологического тестирования можно сделать вывод об одной из трех степеней тяжести когнитивных нарушений, каждая из которых имеет свой алгоритм лечения, свой прогноз.

Для легкой формы когнитивных нарушений свойственны редкие и слабовыраженные симптомы без функциональных ограничений и незаметные окружающим. Это периодическая забывчивость, единичные случаи снижения концентрации внимания, утомляемость при интенсивной умственной работе и др.

Умеренная форма проявляется систематическими или непрекращающимися симптомами, более ощутимыми, но в отсутствие или при минимальной выраженности функционального ограничения. Присутствует небольшая, но практически постоянная забывчивость, регулярные сложности с концентрацией, чаще наступает утомление при повседневной умственной деятельности. Эти изменения заметны и пациенту, и окружению. При этом человек остается независимым и самостоятельным, выполняет свои профессиональные и социальные задачи, семейные обязанности и др. Однако, в новых или необычных для него сферах деятельности разобраться будет довольно сложно.

Тяжелая форма когнитивных нарушений ведет к различным ограничениям функционирования, частичной или полной потере независимости и самостоятельности. Такой пациент требует специализированной антидементной терапии, в задачи которой входит замедление прогрессирования болезни, улучшение качества жизни пациента и ухаживающих за ним лиц, облегчение бремени от этой болезни его родным.

Лучше не откладывать визит к специалисту-дементологу, если у вас или ваших родственников есть малейшие проявления когнитивных нарушений. В этом виноват не возраст! Помните, что чем раньше проведена диагностика, тем более выраженным и продолжительным будет эффект от рекомендованной терапии.

Князькина Юлия Александровна – врач-невролог Оздоровительного центра «Частный практик», специалист по расстройствам памяти (дементолог), головным болям, нарушениям сна и экстрапирамидной патологии (паркинсонолог).

Источник

Методы нейропсихологической диагностики

Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Виды нейропсихологической коррекции

По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

Источник

Нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое обследование – процедура, позволяющая оценить продуктивность функционирования различных зон головного мозга, определить области нарушения/дефицитарности функционирования.

Обратиться к специалистам клиник, вы можете по телефону в Москве: +7 495 135-01-09,.

Нейропсихологическое обследование в клинике

нейропсихологическое тестирование взрослых что это. Смотреть фото нейропсихологическое тестирование взрослых что это. Смотреть картинку нейропсихологическое тестирование взрослых что это. Картинка про нейропсихологическое тестирование взрослых что это. Фото нейропсихологическое тестирование взрослых что этоВ клинике используются современные методы диагностики, позволяющие выявить нарушения и своевременно провести их коррекцию. У нас можно пройти нейропсихологическое обследование. Методика является высокоинформативной и универсальной.

Исследование позволяет получить информацию о таких аспектах:

Данное обследование рекомендовано при ряде нарушений: расстройства личности, депрессия, деменция, рассеянный склероз, ЧМТ, инсульт, органическое тревожное расстройство, органическое изменение личности и т. д.

Диагностика занимает 1,5–2 часа.

Возможности нейропсихологического обследования

Так же, с помощью повторных обследований, появляется возможность отследить динамику улучшений на этапе активного лечения и реабилитации пациента, тем самым контролировать ход лечения. Данное обследование направленно на выявление особенностей функционирования всех видов памяти, внимания, восприятия (зрительного, пространственного, соматосенсорного, слухового), речи.

Подробно производится исследование всех сторон мышления – анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. В ходе диагностической ситуации тестируются также способности к целенаправленной деятельности и планированию, мотивационная сфера, необходимые для социальной адаптации в целом, для профессионального становления пациента.

Нейропсихологическая диагностика проводится посредством специальных проб, заданий, стандартизированных тестов, т.е. не является аппаратной процедурой, благодаря чему определяет все тонкие нарушения функций, а также любое изменение в лучшую или худшую сторону.

Когда применяется нейропсихологическое обследование

Расстройства, при которых показано прохождение нейропсихологического обследования:

В отличие от более распространённого в психиатрии патопсихологического обследования, нейропсихологическое обследование имеет явные преимущества, поскольку является более подробным и определяет локализацию нарушения функционирования на уровне головного мозга.

К стандартной процедуре обследования, в зависимости от проблематики пациента, могу т добавляться: батарея лобных тестов, краткая шкала психического статуса, субтесты Векслера по исследованию составляющих вербального и невербального интеллекта.

Задачи нейропсихологического обследования

Обобщая вышесказанное, задачи нейропсихологического обследования в психиатрии сводятся к следующему:

    Диагностика локализации нарушения функционирования на уровне головного мозга, определение актуального состояния функционирования.
    Описание и определение степени нарушений высших психических функций.
    Выявление причин аномального психического функционирования.
    Отслеживание динамики восстановления высших психических функций и повышения показателей продуктивности функционирования различных областей головного мозга в процессе лечения.
    Отслеживание динамики состояния высших психических функций на этапе амбулаторного наблюдения.

Особенности нейропсихологического обследования

Нейропсихология — научная область на стыке психологии и нейробиологии. Изучает особенности функционирования головного мозга и связь его структур с высшими психическими функциями: мышлением, речью, памятью, счетом, письмом и др. Нейропсихологическая диагностика необходима для:

Проводит такое обследование специалист — клинический психолог или невролог, практикующий в области нейропсихологии.

Когда назначается нейропсихологическое обследование

Нейропсихологическое исследование назначается отдельно или в комплексе с другими обследованиями при:

Нейродиагностика назначается при различных заболеваниях центральной нервной системы. Результаты обследования помогают поставить точный диагноз, предсказать дальнейшие развитие заболевания, разработать программу терапии. Пациенту рекомендуется нейропсихологическая коррекция и/или комплекс других мероприятий (медикаментозная терапия, общеукрепляющее лечение, психолдогическая коррекция, занятия с логопедом и т.п.), даются рекомендации для обучения, работы. В ходе терапии и после нее исследование может проводиться повторно.

Методики и оборудование

Нейропсихологическое обследование включает в себя две основных группы методик: аппаратные и тестовые. В первую входит компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и др. Методики проводятся при помощи специализированного оборудования и дают возможность посмотреть изменения в работе головного мозга на биологическом уровне.

Во вторую группу входят специально разработанные тесты и пробы. Они направлены на изучение особенностей письма, счета, отдельных мыслительных процессов (обобщение, классификация и др.), гнозиса, праксиса и т.д. Для диагностики применяется специально разработанный стимульный материал, продукты творчества.

Точный набор методик зависит от задач исследования и индивидуальных особенностей пациента. Дополнительно применяются патопсихологические методики на память, внимание, восприятие, мышление, тесты на определение коэффициента интеллекта (IQ), личностные особенности, эмоционально-волевые особенности. У детей могут определяться «ведущие» органы: глаз, ухо, рука, нога.

Запись на нейропсихологическое обследование

Нейропсихологический центр — клиника «Преображение» предлагает полную профессиональную нейропсихологическую диагностику. Обследование назначают наши специалисты, или врачи из других больниц, также проводим исследование по желанию клиента. Гарантируем:

Провести нейропсихологическое обследование в Москве

Записывайтесь на консультацию по телефону 8 (495) 632-00-65

Нейропсихологическое обследование в клинике Преображение даст Вам возможность не только узнать своё психическое состояние, но и повысит качество жизни.

Источник

Нейропсихологическое тестирование: обзор современных тенденций. К 110-летию со дня рождения А. Р. Лурия 11833

Ахутина Т.В.
доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: akhutina@mail.ru

Меликян З.А.
кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: zmelikyan@yahoo.com

В отечественной нейропсихологии общепринятым является луриевский качественный подход к анализу нарушений высших психических функций у больных, позволяющий тонко характеризовать их механизмы и специфику. Этот подход оказал значительное влияние на мировую нейропсихологию. В настоящее время на Западе продолжаются попытки создать тесты, совмещающие достоинства и качественного, и количественного подходов. Разработки А. Р. Лурия используются в версии его тестов, адаптированных А.-Л. Кристенсен (Christensen, 1975), в батареях тестов для взрослых и детей Luria-Nebraska [3]; [4], в получившей значительную известность методике исследования ВПФ у детей NEPSY [7]. Идеи А. Р Лурия нашли отражение и в широко используемой психометрической батарее Kaufman-ABC [6]. Известный процессуальный подход, по признанию его создателей, строился под большим воздействием луриевских идей [5]; [8]. Предложенный Идой Бейрон (Baron, 2004) анализ соответсвия результатов разных тестов между собой (convergency profile analysis) близок к синдромному анализу, разработанному А.Р. Лурия.

В то же время количественная оценка состояния когнитивных функций, распространенная главным образом в Европе и Америке, также обладает целым рядом несомненных преимуществ. Подавляющее большинство тестов, использующих количественную оценку, было проверено на валидность с помощью исследований больных с локальной патологией и применения современных нейровизуализационных методов при выполнении тестов здоровыми добровольцами. Процедура проведения этих тестов стандартизирована, результаты выполнения подвергаются количественной обработке, что позволяет с легкостью использовать тесты в исследовательских и клинических целях. Наконец, выработаны нормы выполнения тестов для разных возрастов, разных уровней образования, различной этнической принадлежности. Огромное разнообразие тестов, направленных на исследование одной группы функций и варьирующихся по степени сложности и длительности проведения, позволяет специалистам в каждом конкретном случае индивидуально подобрать адекватный блок тестов.

Однако наряду с вышеперечисленными преимуществами существуют и спорные вопросы в количественном подходе к нейропсихологическому тестированию. Так, например, количественная оценка тестов в целом ряде случаев не позволяет отразить всю диагностически значимую качественную специфику выполнения теста, превращаясь в довольно формальную балльную оценку. Недостаточная распространенность факторного синдромного подхода уводит нейропсихологическую диагностику в простое перечисление симптомов нарушений. Тем не менее, представляется исключительно важным и полезным для развития отечественной нейропсихологии, уже демонстрирующей интерес к количественному анализу данных, формировать знание принципов построения и использования психометрических нейропсихологических тестов с целью их возможной дальнейшей адаптации или применения в собственных исследованиях или практике. Кроме того, полезно знать, какие тесты предпочитают западные клинические психологи. Данная публикация, не претендуя на статус всеобъемлющего обзора, представляет собой предварительное обсуждение подходов к нейропсихологическому тестированию в западной (главным образом, североамериканской) традиции. Особое внимание уделено экологически ориентированному подходу.

В западной литературе можно встретить несколько определений (нейро)психологического тестирования. Одно из всеобъемлющих определений дано Б. Уилсон с коллегами [1], в котором тестирование трактуется как систематический сбор, организация и интерпретация информации о человеке и конкретной ситуации, в которой он/она живет. Полученная информация позволит прогнозировать поведение человека в новых ситуациях.

Нейропсихологическое тестирование может проводиться в рамках разных подходов. Последовательно рассмотрим их.

Психометрический подход в большей мере полагается на количественный статистический, а не на качественный анализ результатов. Здесь предполагается наличие фиксированной процедуры проведения тестов и их балльной оценки, наличие нормативов выполнения тестов, полученных на репрезентативных выборках, четко определенная валидность и надежность тестов. Примером могут являться шкалы Векслера по оценке интеллекта и памяти.

Локализационный подход в донейровизуализационную эпоху полагал одной из основных целей нейропсихологического тестирования определение сохранности или нарушений в функционировании определенных мозговых областей. В настоящее время данная задача более не является основной для нейропсихологии, хотя тесты (и тестовые батареи), исследующие функции определенных областей мозга, применяются довольно широко и сегодня. Примером может служить система, исследующая управляющие функции (более всего связанные с функционированием передних мозговых отделов), разработанная Делис и Каплан – Delis-Kaplan Executive Functions’ System (DKEFS). Подобный интерес сохраняется при изучении функций отдельных (например, глубинных, подкорковых) мозговых структур.

Теоретические модели когнитивных функций оказывают значительное влияние на разработку методов нейропсихологического тестирования в последнее время. Одним из примеров может являться использование модели двойного пути переработки информации при чтении (Coltheart, 1985), согласно которой в процессе чтения после зрительного анализа написанного слова происходит его распознание либо путем фонологического анализа (восприятие отдельных букв и соотнесение их со звуками), либо при помощи лексического распознавания всего слова целиком. Выбор одной из двух стратегий зависит от целого ряда факторов, например, таких, как частотность слова и соответствие способа его прочтения правилам. Для данной модели была разработана целая система диагностики речевых нарушений – например, Психолингвистическая диагностика переработки речи при афазии (Psycholinguistic Assessment of Language Processing in Aphasia by J. Kay, R. Lesser, M. Coltheart), состоящая из шестидесяти субтестов, оценивающих способность переработки фонологической и орфографической информации, семантического и синтаксического анализа текста. Другим примером может быть тест «Двери и люди» (Doors and people test by A. Baddeley, H. Emslie, I. Nimmo-Smith), позволяющий оценить зрительное и слухоречевое воспроизведение и узнавание информации, а также трактовать полученные данные в свете понимания различия механизмов воспроизведения (более произвольный процесс, задействующий, в частности, передние мозговые отделы) и узнавания (требующий меньшего участия функции произвольности) слухоречевой и зрительной информации.

Гибкий подход к выбору тестов, обусловленный гипотезой относительно механизма нарушения когнитивных функций (Бентон, Тойбер, 1950-е гг.) предполагает количественную оценку поведения и основных когнитивных функций (за сравнительно короткое время) в объеме, достаточном для ответа на запрос специалиста, направившего больного на обследование. Выбор тестового материала обусловлен жалобами пациента или вопросом направившего на тестирования специалиста, дополнительной информацией, полученной из интервью, возможностью провести те или иные тесты, планированием возможной реабилитации. Полученные результаты тестирования интерпретируются в контексте всей имеющейся информации (истории пациента и объективных данных, в том числе нейровизуализационных исследований). В рамках такого подхода для проведения самого тестирования достаточно специалистов с более низким уровнем психологического образования. При этом задачи обобщения полученных результатов и формулировки рекомендаций выполняются нейропсихологом, имеющим более высокую квалификацию, например, ученую степень. Основные тесты, использующиеся в рамках данного подхода, – это ориентировка в текущем времени и месте, в персональной информации, социально значимой информации (например, когда нужно назвать несколько последних руководителей страны); тесты, исследующие пространственные функции (фигура Тейлора, рисование часов), зрительную память (Тест Бентона на удержание зрительной информации – Benton visual retention test, тест на распознавание лиц – Benton facial discrimination test); различные субтесты из теста интеллекта Векслера; тесты, исследующие функции произвольности (Тест следования по маршруту – Trail making test, вербальные ассоциации на заданную букву – Controlled oral word association test)); вопросник депрессии Бека; вопросник на определение ведущей руки.

Бостонский процессуальный подход (Э. Каплан, Г. Гудглас) к тестированию, наиболее близкий к луриевскому качественному анализу нарушений высших психических функций, совмещает качественный подход к анализу процесса выполнения тестов и получаемого результата и количественную оценку когнитивных возможностей (верхнего и нижнего пределов функционирования) пациента. Именно качественные характеристики выполнения тестов, анализируемые в процессе тестирования, подсказывают психологу, какой тест предложить следующим. Здесь используется фиксированная тестовая батарея, позволяющая оценить всю полноту когнитивных функций, дополняемая каждый раз тестами, которые подбираются индивидуально в зависимости от особенностей конкретного пациента и задачи тестирования. Стандартная тестовая батарея позволяет оценить функции произвольности, зрительную и слухоречевую память, речь, зрительно-пространственные функции, академические навыки. В рамках данного подхода некоторые широко известные нейропсихологические тесты были модифицированы с тем, чтобы они позволяли оценить индивидуальные стратегии переработки информации (это можно видеть в Тестовой батарее на управляющие функции Делис-Каплан (Delis-Kaplan Executive Functions Test)).

Основной целью экологически ориентированного подхода к нейропсихологическому тестированию является возможность предсказать проблемы в повседневной жизни больного (которые в дальнейшем могут стать целью коррекции) на основании выполнения диагностических тестов. Возникновение данного подхода связано с тем, что традиционно применяемые нейропсихологические тесты не дают достаточно информации о проблемах в обычной жизни больного. Примерами экологически ориентированных тестов могут являться Поведенческий тест памяти Ривермид (Rivermead Behavioral Memory Test (RBMT)) [16], Тест повседневного внимания (Test of Everyday Attention (TEA)) [12], Поведенческая диагностика нарушения управляющих функций (Behavioural Assessment of Dysexecutive Syndrome (BADS)) [17] и Форма исследования мозговой травмы Вессекс (Wessex Head Injury Matrix (WHIM)) [17]. Остановимся на этом подходе подробнее.

Успешное развитие и практическая значимость клинической нейропсихологии в значительной мере зависят от ее способности обеспечить меняющиеся нужды тех отраслей науки и практики, которые пользуются ее услугами. В настоящее время наиболее актуальными вопросами, стоящими перед практической клинической нейропсихологией, являются не только диагностика и описание возникших у больных нарушений, но и экологически ориентированные вопросы, касающиеся способности функционирования больного в повседневной жизни и планирования соответствующих коррекционных воздействий. К нейропсихологу все чаще обращаются с просьбами оценить возможности когнитивного восстановления, определить наиболее оптимальные условия для функционирования пациента после выписки, оценить, насколько больной сможет функционировать независимо и как он сможет адаптироваться к жизни [11]. Оценка качества деятельности больных в случае, если они вернутся на свое рабочее место, является одним из наиболее частых оснований проведения нейропсихологического обследования [10]. В связи с подобным изменением запроса к нейропсихологической диагностике те нейропсихологические тесты, которые изначально были разработаны для диагностики и описания патологии, должны теперь решать новые вопросы, связанные с функционированием в социуме и на рабочем месте. Поэтому и возникает вопрос о пригодности уже существующих тестовых инструментов для решения новых возникающих задач [11].

Понятие экологической валидности было введено в психологию Эгоном Брунсвиком [11]. Он описывал с помощью этого понятия условия, которые позволяют обобщить и перенести результаты исследований, полученные в условиях контролируемых психологических экспериментов, на события в реальном мире. Позже Бруер [11] назвал экологическую валидность (наряду с надежностью и релевантностью) одним из компонентов внешней валидности. Одним из важных аспектов экологической валидности является правдоподобие, то есть степень схожести деятельности, необходимой для выполнения теста, и реальной деятельности, качество выполнения которой этот тест, как предполагается, предсказывает. Похожа ли деятельность при выполнении теста, оценивающего уровень памяти, на деятельность по запоминанию в обычной жизни? Так, мнестические тесты, не позволяющие повторять в уме запоминаемый материал, не могут считаться достаточно точными предикторами мнестических нарушений в реальной жизни, где повторение запоминаемого материала встречается достаточно часто.

Вопрос соответствия тестов задачам реальной жизни пытаются решить в рамках экологического подхода путем создания тестов, симулирующих каждодневную деятельность. Подобные нововведения сталкиваются, однако, с целым рядом трудностей. Во-первых, многим клиническим нейропсихологам удобнее пользоваться уже существующими тестами, они предпочитают не овладевать какими-либо новыми инструментами. Во-вторых, разработка теста, позволяющего надежно оценить сложное поведение в ежедневной жизни, очень сложна и дорога. Даже если подобные тесты будут разработаны, сама искусственная обстановка тестирования ограничивает экологическую валидность подобного теста. Одна и та же жизненная ситуация может предъявлять различные требования к разным больным, поэтому релевантность каждого теста должна быть проверена отдельно.

Вопросы о том, насколько широко на практике используются тесты, сконструированные в рамках экологического подхода, как соотносится частота их использования с частотой использования стандартных нейропсихологических тестов, являются актуальными, но пока не до конца изученными. Можно предположить, что для решения вопросов, возникающих перед нейропсихологами, которые работают в сфере коррекционного и восстановительного обучения и имеют дело с реабилитацией больных и возвращением, приспособлением их к реальной жизни, тесты экологически ориентированной парадигмы будут наиболее предпочтительными.

Таблица 1. Наиболее популярные экологически-ориентированные тесты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *