нейролингвистическое программирование что это такое простыми словами
НЛП — что это такое и как применять?
В этой статье я расскажу про НЛП – что это такое.
Как заставить подчиненных работать хорошо? Как сделать так, чтобы руководитель отпустил в отпуск, дал премию или повысил в должности? Это мысли людей, работающих в одной фирме. Они делают «все возможное», чтобы получить желаемое, но оно «незаслуженно» достается другим.
Давайте разберемся, почему кому-то везет, а у кого-то привычка быть неудачником. Судьба ставит нас в заранее уготованные рамки, или есть что-то, зависящее от нас? Как научиться этим пользоваться и управлять?
Содержание статьи:
Нейролингвистическое программирование – что это такое?
Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это система техник и практик психологического характера, направленных на моделирование нужных субъективных реакций человека на внешние (объективные) факторы.
Название методики указывает на способы воздействия и восприятия информации (сигналов): нейро – нервы и передача по ним сигналов от органов чувств в головной мозг; лингвистический – языковой, словесный; программирование – задание программы (реакции и поведения).
Создатели данной системы – американцы Джон Гриндер и Ричард Бендлер, основывались на том, что каждый человек, получая сигналы внешней среды, воспроизводит в себе присущие лишь ему субъективные реакции (зрительные и слуховые образы, телесные и вкусовые ощущения и прочие), побуждающие его к каким-то действиям.
Внешние раздражители как бы проходят через призму знаний и взглядов человека, его убеждений и верований. И преломляясь под их воздействием, создают собственную уникальную картину реальности.
Д. Гриндер и Р. Бендлер внимательнейшим образом рассматривали влияние слов, интонаций, мимики и жестов (прикосновений) Эриксона на его пациентов и характер их изменений (излечения).
НЛП: правила для начинающих
В нейролингвистическом программировании особое значение придается выработанной или заученной мозгом человека привычке определенным образом реагировать на определенные явления.
Для возможности осуществления эффективных изменений, необходимо сначала подробнейшим образом установить механизм запуска мозгом тех или иных реакций на конкретную ситуацию.
Другими словами, надо понять, что человек чувствует — видит, слышит, обоняет или осязает в момент наступления интересующей ситуации. Непосредственно перед тем, как среагировать на нее определенным образом.
В психологии внешние раздражители связывают с сенсорными системами их восприятия – модальностями.
Всего их различают пять основных – зрительная, слуховая, осязательная (кинестетическая), обонятельная и вкусовая. В соответствии с органами чувств человека. У каждой модальности есть свои субмодальности.
Например, у зрительной модальности могут быть следующие субмодальности : яркий, бледный, далекий, близкий, цветной, монохромный.
95% времени в работе с клиентом практикующего НЛП-ера занимает изучение картинки или образа, всплывающего у человека, при мысленном погружении его в «рабочую» ситуацию. Считается, что для того, чтобы изменить что-то, нужно точно знать как «оно выглядит» в голове человека.
И только 5% времени требуется на то, чтобы это изменить. Ведь мозг учится быстро!
Но самое важное, что нужно усвоить практикующим нейролингвистическое программирование, — это необходимость проверки желаемых изменений на экологичность (безопасность) для человека.
Прежде чем менять убеждения человека и его системы реакций на ситуации, надо убедиться, что изменения не навредят его личности и принесут только пользу.
Основные техники НЛП
Наш мозг точно знает, что нам чувствовать и как действовать в определенных ситуациях. Так как ситуации в большинстве своем для нас типичные (более или менее стандартные), то и привычки реагировать на них, ко взрослому возрасту, вырабатываются тоже стандартные.
При этом, каждый раз неосознанно действуя каким-то определенным образом, мы всегда получаем один и тот же результат. А как иначе?! И далеко не всегда этот результат нам нравится.
Следовательно, чтобы изменить нашу реальность, нам надо изменить или скорректировать наши внутренние реакции на внешние факторы. И в НЛП существует множество различных техник, позволяющих успешно делать это. Здесь мы рассмотрим только некоторые из них.
1. Редактирование субмодальностей
Выше мы уже рассмотрели, что такое субмодальности. Данная техника предполагает произвольное изменение субмодальностей с целью получения нужного качества (нужного образа).
Например: какая-то неприятная ситуация вызывает внутренний образ, характеризующийся маленькой тусклой черно-белой картинкой. При «добавлении» в образ яркости, цвета или приближении его, та же ситуация перестает казаться такой неприятной.
2. Взмах
Данная техника позволяет очень быстро изменить отношение к какой-то ситуации (реакцию на нее) с помощью многократной резкой смены мысленного образа.
Например: образ, характеризующийся негативными (для данной ситуации) субмодальностями, «одним взмахом» сменяем на образ с позитивными субмодальностями. Проделывается это несколько раз подряд с небольшими интервалами для достижения лучшего эффекта.
3. Быстрое лечение фобий
Техника, при которой происходит наблюдение за ситуацией и, вызывающей страх (фобию), и самим собой сначала как бы со стороны (диссоциативно), а затем прокрутка этой же ситуации в обратную сторону, только с ощущением личного присутствия самого себя в ней (ассоциативное участие).
Например: у человека клаустрофобия (боится ездить в лифте). Ему надо, как бы со стороны, увидеть себя входящим в лифт и поднимающимся на последний этаж высокого дома.
Затем представить (почувствовать) себя, находящемся на верхнем этаже этого дома, и спускающимся в лифте вниз – как при просмотре кинопленки с обратной перемоткой.
4. Линия времени
Эта техника использует возможности изменения (переноса) событий или ситуаций по временной линии человека – его субъективном представлении о пространственном расположении прошлого, настоящего и будущего. Также возможно и изменение самой временной линии.
Например: человек вспоминает какое-нибудь радостное событие и видит его образ только в той части его временной линии, где «находится» его прошлое. Такой человек не способен испытывать радость в настоящем.
Если «передвинуть» временную линию, то радостные события станут происходить и в настоящем и видеться в будущем.
5. Техника якоря (якорение)
Если человеку, переживающему определенное состояние, несколько раз показать какой-нибудь необычный, но не бросающийся в глаза, жест (сигнал, прикосновение и пр.), то в дальнейшем, при демонстрации ему этого жеста, человек может входить в то же самое состояние.
Это может быть и кинестетический и визуальный и аудиальный и любой другой сигнал, в зависимости от ситуации.
Так, например, на нас действует музыка – мы слышим мелодию и как-будто «улетаем» в состояние или ситуацию, где мы слышали ее, испытывая какие-то яркие эмоции. В данном случае мелодия – наш «якорь».
Зачем становиться НЛПером?
Нейролингвистическое программирование не является официальной наукой и не получило широкого признания в научной среде. Много скептиков из мира ученых считают НЛП псевдонаукой или даже мошенничеством.
Проведенные в лабораториях практические эксперименты показали не совсем те результаты, которые провозглашались создателями методики. В то же время и говорить о полном отсутствии результата тоже было бы не правильно.
В любом случае, если у Вас есть какие-то фобии, страхи, надоевшие вам вредные привычки, патологическая неспособность познакомиться с девушкой, привлечь мужчину или иметь хорошие взаимоотношения с коллегами на работе, изучение принципов и возможностей нейролингвистического программирования может стать полезным для Вас и привнести качественные изменения в Вашу жизнь.
Как научиться НЛП?
Во-первых, следует понимать, что каждый из нас более или менее неосознанно прямо или косвенно ежедневно сталкивается с НЛП в повседневной жизни. Люди всегда пытаются манипулировать друг другом, чтобы получить желаемое или заставить других что-то сделать.
У кого-то это получается легко и непринужденно, а кто-то бессмысленно «бьется об стену».
Наши привычки и фобии – типичный пример неосознанного нейролингвистического программирования. Мы запрограммировали (научили) себя бояться чего-то или делать что-то бесполезное.
Научиться нейролингвистическому программированию можно как самостоятельно, почитав многочисленные книжки основателей методики НЛП или других авторов, и освоив основные несложные техники. Можно также пойти на обучающие курсы, которых тоже много, особенно в крупных городах.
Как и во всем остальном, результат обучения сильно зависит от мотивации и уверенности в эффективности (действенности) предмета изучения. Многие начинают обучаться после того, как испробуют метод на себе и получат необходимые изменения.
Я, например, пришел к этому именно таким путем.
Где применить НЛП в реальной жизни?
Нейролингвистическое программирование может применяться практически в любых сферах нашей жизни, где мы желаем, чтобы окружающие люди делали то, что нам нужно, или где мы сами хотим быть такими же успешными в чем-либо, как кто-то другой. И, следовательно, НЛП может пригодиться:
Кроме того, НЛП может помочь избавиться от собственных фобий и вредных привычек.
Одним из главных принципов при создании системы НЛП являлось использование только того, что реально работает, а все неработающее отбрасывалось, как ненужное. Изучались паттерны поведения, стиль одежды и общения успешных людей.
Предполагается, что копирование их привычек и манер, позволит и другим людям стать если и не такими же успешными, то хотя бы немного успешнее, чем сейчас.
Однако, копируя кого-либо, не следует забывать и про трудный путь, который пришлось пройти человеку, чтобы стать очень успешным в своем деле, его навыки и большой опыт, который невозможно получить за один день.
Так что, тем, кто решит освоить НЛП, успехов и терпения! Всем удачи, здоровья и счастья!
Заключение
Надеюсь, Вам было интересно узнать про НЛП — что это такое. Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям, оцените ее или оставьте свой комментарий.
Нейролингвистическое программирование (НЛП): описание методики, применение, критика
НЛП (нейролингвистическое программирование) – популярное направление практической психологии и психотерапии, которое широко распространилось в различных сферах жизни. Человек, владеющий НЛП, воздействует на подсознание своих слушателей или на свое подсознание с помощью специально подобранных фраз – лингвистических конструкций. НЛП стала одной из самых популярных психологических практик, с помощью которых человек может менять свою психику и влиять на других людей с целью моделирования их поведения.
Сфера применения НЛП
В последние десятилетия НЛП широко используется в психотерапии и повседневной жизни.
Основным понятием в НЛП является «субъективный опыт» – познание окружающего мира через органы восприятия. Он включает три взаимосвязанных компонента: восприятие, идеи и убеждения. Опыт определяет чувства человека, его образ мыслей – следовательно, и поведение. Исходя из личного опыта, каждый строит свою картину мира, свою реальность. Наблюдая за поведением можно понять субъективный опыт и получить ключ к изменению поведения. Поэтому в НЛП подход к каждому человеку должен быть сугубо индивидуальный. Использование стандартных схем и шаблонных подходов вызывает отторжение и неприязнь к пользователю методики.
История появления НЛП
Методика разработана в 60-70-х годах в Калифорнийском университете. К ее созданию причастны три специалиста: психолог Ричард Бэндлер, лингвист Джон Гриндер, а также кибернетик и антрополог Грегори Бейтсон. Они анализировали работу трех известных и очень успешных психотерапевтов, работающих в разных направлениях: Ф. Перлза, В. Сатир и М. Эриксона (основателя эриксоновского гипноза). После изучения их методов работы с сознательным и бессознательным исследователи составили алгоритмы, которые впоследствии стали основой НЛП.
Как создавалось НЛП
Авторы НЛП, а в дальнейшем и их последователи, находили успешных психотерапевтов и людей, которые удачно справлялись с психологическими проблемами, и перенимали их секреты. Они анализировали полученную информацию, раскладывали на составляющие, а затем создавали пошаговую инструкцию по решению данной проблемы.
Как работает нейролингвистическое программирование
НЛП дает практические советы и четкие инструкции, пользуясь которыми можно понять мотивы действий человека и донести до него свою точку зрения, сделать своим сторонником, вызвать симпатию и изменить его повеление, избавить от психологических проблем.
Эффективность НЛП зависит от ряда факторов:
Основные принципы НЛП – пресуппозиции
Основные принципы НЛП (их еще называют пресуппозициями) – это утверждения и постулаты, которые являются теоретической базой методики. Люди, практикующие НЛП принимают пресуппозиции как аксиомы, которые не требуют доказательств. Эти утверждения призваны изменить точку зрения человека на ситуацию, чтобы упростить решение проблем.
Данные пресуппозиции достаточно общие, их сложно доказать при помощи научных экспериментов. Поэтому сторонники НЛП предлагают просто принять их на веру, или действовать так, как будто вы уверены в правоте этих тезисов. После смены поведения начинает меняться и ощущение мира, и ход мыслей. Таким образом, НЛП предлагает совершать сознательные действия, чтобы, влияя на глубинные структуры психики, получить подсознательные результаты.
На основе пресуппозиций создано большое количество моделей, техник и приемов НЛП. Каждый автор и тренер добавляет что-то свое. В данной статье будут рассмотрены самые популярные техники.
Применение НЛП
Обучение тому, как применять НЛП на практике проводят на семинарах и тренингах, но можно научиться этому и самостоятельно, имея достаточно времени и настойчивости. Для этого нужно ознакомиться с моделями, техниками и приемами НЛП, проходить онлайн тренинги и применять полученные знания на практике.
Модели НЛП
Модели НЛП – это различные варианты восприятия ситуаций. Модели – это способы мышления, применяя которые можно найти оригинальные и действенные подходы к людям.
Модель НЛП: ФОКУСЫ ЯЗЫКА
Модель «Фокусы языка» позволяет менять убеждения оппонента и работать с его возражениями. Таким образом, она дает преимущества в споре, применяющим НЛП в повседневной жизни. Знание ее приемов дает возможность улучшить свою публичную деятельность, что важно работающим в сфере обучения, продаж, в политике. А психологам и психотерапевтам эти приемы позволяют изменить позицию клиента по данному вопросу, сменить его мировоззрение на более позитивное и здоровое.
По сути «Фокусы языка» – это набор речевых моделей, которые помогают быстро переубедить собеседника. С их помощью можно заставить оппонента засомневаться в правильности его суждений, путем смещения фокуса внимания на новые аспекты обговариваемой проблемы.
Существует четырнадцать фокусов языка. Их используют в зависимости от ситуации и типа нервной системы собеседника.
Суть метода – интуитивно определить цель, движущую человеком, которая скрывается за его высказыванием. Затем человеку предлагают совершить действие ради этой цели.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Ценю вашу рациональность и ответственность, именно поэтому считаю, что Вы лучше других справитесь с этой задачей.
Суть метода – замена одного из слов в высказывании собеседника близким по значению, но имеющим другой контекст.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Вы не можете сказать: «я не хочу это делать», находясь на работе.
Или более позитивное:
– Действительно, это не ваш долг. Но не могли бы вы мне помочь?
Суть метода – обрисовать собеседнику последствия его выбора. Они могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от того, в каком ключе строится разговор.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Хочу Вам напомнить, что сейчас рассматривается распределение премий лучшим работникам года. Ваше решение может повлиять на этот вопрос.
Суть метода – разобрать по деталям каждый элемент высказывания оппонента.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Что именно из того, что я прошу, не прописано в Ваших обязанностях. Давайте разберем по пунктам.
Суть метода – обобщить часть убеждения. Это дает возможность изменить взаимосвязи между частями высказывания.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Мы все здесь выходим за рамки должностных обязанностей. Иначе работа остановилась бы.
Суть метода – подобрать аналогию, которая придает высказыванию собеседника другой смысл. Хорошо если это будет анекдот, притча, пословица. Но подойдет любая метафора, которая ассоциируется с данной ситуацией.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– А Ной был виноделом. В его обязанности тоже не входило спасать мир от потопа.
Суть метода – посмотреть на ситуацию с точки зрения прошлого или будущего.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Если бы Вам сказали, что придется выполнять эти функции, когда Вы устраивались к нам на предприятие? Вы все равно были бы заинтересованы в трудоустройстве?
Суть метода – показать, что у данного действия может быть результат более значимый, чем тот, что заявляет оппонент.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Возможно, это не прописано в Вашей должностной инструкции, но это способно на порядок увеличить наши прибыли, привлечь большее количество клиентов.
Суть метода – переоценить ситуацию с другой точки зрения, использовать другую модель мира. Желательно делать это с позиции значимого и авторитетного для оппонента человека.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Если бы Гаррисон Форд не выходил за рамки своих обязанностей, все бы еще ездили на паровых машинах.
Суть метода – обращения к реальным фактам, которые постигаются через логику и аналитическое мышление. При этом отметаются домыслы, интуитивные выводы и эмоции оппонента.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
Суть метода – требуется найти исключение из правил и привести его в качестве примера. Это делает убеждение собеседника менее весомым.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– В мои обязанности тоже не входит обучать сотрудников, но я сейчас этим занимаюсь. К тому же дополнительная нагрузка есть у многих в нашем коллективе.
Суть метода – переоценить высказывание собеседника с точки зрения более важного критерия.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Мы здесь для того, чтобы помогать людям. Это важнее, чем следование должностным инструкциям.
Суть метода – применяет ли собеседник к себе правило, которым он руководствуется на данный момент.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Тогда и Вы не должны просить для себя таких исключений, как гибкий график, возможность удаленной работы.
Суть метода – время меняется, то, что раньше было правильным, потеряло свою актуальность.
– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.
– Так можно было рассуждать до кризиса. Теперь необходимо всеми силами бороться за клиента и за свое рабочее место.
В споре рекомендуется последовательно применять несколько моделей языка, наблюдая за невербальной реакцией собеседника. Продолжают развивать то воздействие, которое будет иметь наибольший отклик.
Модель НЛП: ЯКОРЯ
В НЛП под термином «якорь», подразумевают стимул, вызывающий реакцию или условный рефлекс. В свою очередь стимулом для создания якоря может быть любое слово, предмет, человек или что-либо другое (жест, поза, мелодия, запах), запускающее эмоцию или состояние. Если якорь устанавливается специально, то в качестве стимула используют нечто необычное, но что можно в точности повторить в нужный момент: непривычный жест, новый брелок.
Установка якоря НЛП имеет тот же принцип, что и формирование условного рефлекса. Например, в отпуске вы начали пользоваться новой туалетной водой. После этого впечатления об отдыхе ассоциируются с этим ароматом. Через некоторое время воспользовавшись этой туалетной водой вы, сами того не желая, вызовете воспоминания об отпуске. Так аромат стал якорем, запускающим приятные эмоции.
В зависимости от того, какое переживание вызывает якорь, он может быть положительный и отрицательный.
С якорями можно совершать различные действия:
Модель якоря в НЛП является одной из наиболее востребованных. Подробнее об установке якоря и использовании этой модели на практике описано в технике «Якорение ресурсных состояний».
Модель НЛП: АССОЦИАЦИЯ – ДИССОЦИАЦИЯ
Представим себе ситуацию – вам нахамили на улице. В данном случае возможны два варианта восприятия ситуации.
Диссоциация помогает взглянуть на ситуацию без лишних эмоций. Это может помочь в момент, когда нужно держась себя в руках, например при ссоре с начальством. Отстраненный взгляд со стороны помогает снизить тревожность. Например, когда вы страдаете бессонницей из-за того, что беспокоитесь о событиях, которые могут случиться (или не случиться) в будущем. Также метод диссоциации используется при борьбе с фобиями и психологическими травмами.
Модель НЛП: МЕТАПРОГРАММЫ
Метапрограммы – это фильтры, которые определяют, какая информация попадет в сознание и на чем концентрируется внимание человека. Определив метапрограмму человека можно спрогнозировать его поведение, добиться понимания, эффективно мотивировать, определять должность, где он будет наиболее полезен.
Необходимо учитывать, что метапрограммы явление не стабильное. Один и тот же человек может проявлять разные метапрограммы в разных ситуациях. Например, на работе он полагается только на свое мнение, а семейных делах прислушивается к мнению супруги. Выраженность метапрограммы также зависит от состояния здоровья и других факторов. Поэтому требуется подбирать индивидуальный подход к одному и тому же человеку при каждой встрече.
Виды метапрограмм:
На данный момент насчитывается более 50-ти метапрограмм. Коротко опишем самые распространенные из них.
Метапрограмма мотивация ОТ-К делит людей на две группы.
Метапрограмма «способ мышления» описывает способ обработки информации. Людей делят на 3 группы, исходя из того, предпочитает ли человек укрупнять, разукрупнять или искать аналогии
Условно можно поделить людей на 4 категории, соответственно мотивам, которые ими движут.
Метапрограмма «Референция» помогает разделить людей на две группы, учитывая, какие ценности являются ведущими в принятии решений: внутренние или внешние.
Метапрограмма «Предпочитаемая модальность» описывает, по какому каналу человек предпочитает получать информацию о внешнем мире. Ведущим каналом может быть: зрение, слух, чувства (тактильные ощущения, вкус и запах) или внутренний диалог. Знание предпочитаемой модальности собеседника дает возможность подстроиться под его образ мышления, что дает преимущества при общении с ним.