нейрогимнастика для чего она нужна
Нейрогимнастика для чего она нужна
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Специалисты-нейропсихологи могут дать ответ на этот и многие другие вопросы.
Статья:
Специалисты-нейропсихологи могут дать ответ на этот и многие другие вопросы. Побеседовав с ребенком и проведя диагностику, можно совершенно точно сказать, какой участок его мозга нуждается (и нуждается ли) в проработке. Нейрогимнастика представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию.
Как возникла эта методика?
Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов.
Было установлено, что формирование мозга начинается еще в перинатальный период, а затем продолжается в младенческом, детском и подростковом возрасте. Причем мозговые структуры развиваются неравномерно, участками, а психические функции тесно связаны с физиологией. Прохождение ребенка по родовым путям, грудное вскармливание, период ползания у младенца, его первые шаги – каждый из этих естественных этапов запускает механизм активного развития очередного участка мозга. Если же какой-то из процессов был нарушен, возможны изменения и в формировании мозговых функций. В последнее время такие случаи стали массовыми. Стимуляция родов, кесарево сечение, искусственное вскармливание – каждая из подобных ситуаций может отразиться на развитии мозга.
На основании научно-практических исследований нейропсихологами (А.В. Семенович, Б.А. Архипов) был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно. Известно, что активизацию в развитии всех высших психических функций вызывает воздействие на сенсомоторный уровень. Поэтому была разработана методика на основе применения телесно-ориентированных практик, помогающая «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Методика оказалась очень эффективной. Сегодня мы называем её нейрогимнастикой.
Нужна ли нейрогимнастика Вашему ребенку?
Положительный эффект от занятий нейрогимнастикой наблюдается у всех детей в возрасте от 4 до 12 лет. Особенно полезны занятия в период подготовки к школе. Гимнастика готовит мозг к успешному овладению чтением, письмом, счетом, воспитывает волю ребенка, повышает его познавательную мотивацию, развивает интеллектуальную деятельность, способствует адаптации в коллективе. Кроме того, нейрогимнастика способствует общему оздоровлению организма за счет улучшения иммунитета.
Если ребенок уже учится в школе, то прямыми показаниями к занятиям нейрогимнастикой являются: трудности при обучении, дислексия, проблемы с памятью, рассеянное внимание, несформированная речь, повышенная утомляемость, проблемы с взаимоотношениями, адаптацией в коллективе, плохой самоконтроль.
И, конечно же, поводом для обращения к нейропсихологу могут стать соматические заболевания, детская гиперактивность, неустойчивая психика ребенка.
Как проходят занятия?
Вы вместе с ребенком приходите к специалисту-нейропсихологу который проводит диагностику, определяет задачи и цели работы, назначает комплекс упражнений, которые подходят именно вашему ребенку. Занятия проводятся индивидуально или в небольшой группе, куда подбираются дети с одинаковыми целями (например, подготовка к адаптации в коллективе). Вы находитесь в группе с ребенком и работаете вместе с ним.
Гимнастика может включать: дыхательные упражнения, массаж и самомассаж, пальчиковую гимнастику, игры-упражнения на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, упражнения на освоение телесного пространства и внешнего пространства, слуховой гнозис (работа над чувством ритма, речевым звукоразличением), упражнения, развивающие тактильную, зрительную, двигательную, слухоречевую память. Отдельное направление нейрогимнастики – работа с мышечными зажимами и телесными установками. Здесь используются различные растяжки, релаксация, прорабатывается область глаз, речевого аппарата (нижняя челюсть, губные мышцы, мышцы языка), шея, плечи, руки, ноги.
На начальной стадии упражнения направлены, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, повышение работоспособности (дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения и др.).
Следующий этап направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, изучение образа своего физического «Я». Большое внимание на этом этапе уделяется развитию мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью улучшения межполушарного взаимодействия.
В целях улучшения саморегуляции, произвольного контроля используются различные игры с правилами, в том числе стоп-игры, ролевые игры. Работа в группе отрабатывает коммуникативные навыки.
Улучшение состояния соматической сферы ребенка происходит постепенно, когда улучшается функционирование мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, а также когда у ребенка повышается самоконтроль в сфере телесности.
Совместные занятия нейрогимнастикой помогают родителям лучше понять своих детей. Давайте вместе поможем нашим детям расти здоровыми, успешно усваивать знания и строить гармоничные отношения!
Чем полезна нейрогимнастика?
Самый известный комплекс нейрогимнастики разработал американский врач Пол Дэннисон. Ранее он работал с детьми, которых в общеобразовательных школах определяли, как слабоумных. Своей методикой он доказал, что практически любого ребёнка можно включить в мыслительно-познавательный процесс, если помочь ему наладить одновременную работу мозговых полушарий. Как правило, взрослым комплекс упражнений дается тяжелее.
• дыхательные упражнения,
• упражнения на развитие межполушарных связей,
• упражнения для развития мелкой моторики, памяти, внимания, речи,
• упражнения на повышение общего энергетического тонуса организма и снятия стресса.
Система Дэннисона разделена на 4 категории:
1. Энергетические упражнения. Движения этой группы направлены на ускорение некоторых нервных процессов. Они позволяют улучшить саморегуляцию, активизировать мышление, повысить скорость осознанного чтения, улучшить внимание.
2. Углубляющие позитивное отношение. Эта группа упражнений направлена на самоконтроль и стабилизацию нервных процессов. В частности, они помогут сохранить спокойствие в стрессовой ситуации, снять нервное перенапряжение, активизировать внимание и память.
3. Растягивающие движения. Этот тип упражнений ответственен за подготовку ребёнка к познавательной деятельности. Движения позволяют развить навыки к длительному удержанию внимания, расслабить сухожилия, избавиться от напряжения в мускулатуре. Особенно полезны эти действия при формировании навыков письма и навыков мелкой работы руками.
4. Срединные движения. Данные упражнения направлены на единовременную деятельность рук, ног, глаз — то есть парных органов. Благодаря таким движениям активизируется работа обоих полушарий мозга. Срединные движения улучшают координацию, равновесие навыки чтения, письма и пространственного ориентирования. С их же помощью улучшаются навыки обработки сенсомоторной информации.
Нейрогимнастика будет полезна:
• Детям дошкольного и младшего школьного возраста для развития мелкой моторики, и когнитивных способностей
• Детям с нарушениями развития
• Школьникам, подросткам и студентам для повышения общей работоспособности мозга
• Взрослым людям после инсультов, травм головы, а также в виде профилактики возрастных изменений (ухудшения памяти, внимания, мыслительных процессов)
• Для всех, кто хочет сделать работу мозга эффективнее.
Нейрогимнастика для детей: упражнения для мозга
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Особенности нейрогимнастики для детей
Гимнастика мозга (нейрогимнастика) разработана американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон базе образовательной кинезиологии.
Кинезиология – это прикладная наука, которая помогает развивать умственные способности через выполнение определенного комплекса заданий. Данное направление было развито в 60-е годы прошлого столетия, поэтому его можно считать относительно молодым.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Как работает наш мозг
Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Но при возникновении проблем с мозолистым телом (отвечает за координацию деятельности полушарий) происходит нарушение взаимосвязи между левым и правым полушарием, в результате чего одно из них берет на себя основную нагрузку. Второе полушарие оказывается блокированным, и оно перестает развиваться, что ведет, в частности, к нарушению пространственной ориентации.
В связи с этим основными задачами для настройки мозга к работе будут восстановление связи и баланса активности между полушариями, а также восстановление связи между передней и задней частью мозга.
Чем полезны упражнения для мозга
Сама суть комплекса, который включает в себя 26 упражнений, заключается в идее тесной взаимосвязи мышления и движения.
Проведение нейрогимнастики дает следующие результаты:
Проведение упражнений благоприятно сказывается на эмоциональной сфере ребенка: он становится более общительным, не так подвержен стрессу, он учится проявлять свои творческие способности в игре, а затем и в процессе обучения в школе.
Развивается и физическая активность ребенка. Регулярные упражнения позволяют четко выполнять симметричные и ассиметричные движения, сохранять равновесие, улучшать подвижность конечностей и плечевого пояса. Дети дошкольного возраста учатся сидеть ровно, при этом не испытывая дискомфортных ощущений.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
Классификация упражнений
Все упражнения разделены на четыре группы, которые направлены на развитие трех видов сенсомоторных навыков.
Первая группа – упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они направлены на одновременную работу двух ног, рук, глаз, т.е. на интеграцию деятельности обоих полушарий. Их проведение дает достаточно неплохие результаты: ребенок может двигаться и думать одновременно, улучшаются навыки чтения и письма, он может обрабатывать информацию как от целого к частому, так и наоборот.
Вторая группа – энергетические упражнения. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные занятия позволяют улучшить мышление, способствуют повышению скорости осознанного чтения, а также улучшают внимание ребенка.
Третья группа – растягивающие упражнения. Они направлены на расслабление сухожилий и снятие мышечного напряжения. Способствуют снятию стресса, улучшению внимания и концентрации.
Четвертая группа – упражнения для повышения позитивного мышления. Они стабилизируют нервные процессы, в результате чего ребенок учится сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Данные упражнения позволяют ребенку перестать нервничать перед важными мероприятиями (контрольными, диктантами, перед публичными выступлениями).
Примеры упражнений
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела:
Упражнения для повышения позитивного мышления:
Гимнастика для мозга – развиваем левое и правое полушарие
Мы привыкли, что можно тренировать тело – выполнять физические упражнения, ходить в тренажерный зал или хотя бы делать зарядку по утрам. Но давно доказано, что мозг тоже поддается тренировке. И есть очень много способов развития мозга. Что самое интересное, тренировать его можно не только на ментальном уровне, но и на физическом, выполняя специальные упражнения. Звучит фантастически? Возможно, но этому есть вполне реальное объяснение.
Коротко о мозге человека
В ходе многочисленных исследований нейрофизиологам удалось установить, что определенные движения тела влияют на состояние мозга. Следовательно, если выполнять специально подобранные упражнения, мозг можно развивать. Это значит, что есть ответ на вопрос, как тренировать мозг. И в этом нет ничего удивительного, ведь организм человека – это целостная система, в которой тело и ум тесно взаимосвязаны.
Есть несколько методов развития мозга. Но американские исследователи Гейл и Пойл Деннисон пошли дальше своих коллег и разработали целую программу интеллектуального развития – нейрогимнастику, то есть гимнастику для мозга.
Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Упражнения объединяют движение и мысль, то есть активизируют и задействуют связи между системами «тело» и «ум». Нейрогимнастика расскажет вам, как развивать мозги.
Положительные эффекты нейрогимнастики
Согласно подсчетам, лишь 10% населения планеты задействуют правое «творческое» полушарие мозга наравне с левым «логическим». Но также доказано, что максимального умственного развития можно достичь только при скоординированной работе сразу двух полушарий. Если вы хотите вырастить своего ребенка умным и самодостаточным, приложите все усилия для гармоничного развития его мозга.
Как подготовить мозг к тренировкам
Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.
Развитие левого полушария
Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:
Развитие правого полушария
Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:
Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.
Упражнения для детей
Что дает: развивает моторику, улучшает пространственное восприятие, синхронизирует полушария мозга.
Что дает: активизирует процессы чтения и письма, повышает концентрацию, улучшает мыслительные процессы.
Что дает: активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.
Что дает: запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.
Что дает: помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.
Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия по ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
Елена Петровна Бойко
Нейродинамическая гимнастика как средство коррекции речи у детей
В настоящее время в логопедической практике увеличивается количество детей с комплексными нарушениями в развитии, с проблемами в адаптации, с трудностями в обучении.
Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Нейродинамическая гимнастика – это универсальная система,
построенная на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр.
Авторы направления «Целебных прикосновений»: Гордон Стокс, Дениел Уайтсайд и Кендис Калэуей.
В 1972 году они разработали новый подход – концепцию «Три в одном»,
который включил в себя работу с телом и эмоциями, достижения нейробиологии и их собственные оригинальные находки.
В 1991 году Кэрол Энн Хонц привезла в Россию курсы «Единого мозга».
Данное направление основано на коррекции функций исходя из концепции, основателя нейропсихологии, А. Р. Лурии о трех блоках мозга.
Работы американских психологов Пол и Гейл Деннисон. Главной задачей является активизировать природные механизмы работы мозга.
На основе программы нейропсихоккоррекции, известного нейропсихолога, профессора МГПУ Анны Владимировны Семенович «Метод замещающего онтогенеза».
Сензитивный период для развития межполушарных связей приходится на дошкольный период (так утверждают ученые Н. А. Берштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Ф Бильгоу, П. Денисон). Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейрогимнастики помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Как же работает наш мозг?Его можно условно разделить на 4 части: левая, правая, задняя и передняя. Левое полушарие отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие – левой, то есть когда мы действуем правой рукой – активизируем левое полушарие, а когда двигаем левой рукой, то активизируем правое полушарие, тоже самое касается и глаз и ног. (каждое полушарие «отвечает» за различного рода деятельность).
Задачи нейрогимнастики:
Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).
Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.
Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.
Нейродинамическая гимнастика для детей дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие.
Польза состоит в следующем:
• стимулирует память, мыслительную деятельность;
• помогает получить энергию, необходимую для обучения;
• улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
• благоприятно сказывается на процессе письма/чтения;
• повышает продуктивную работоспособность;
• формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно будет необходимо в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены;
В работе Т. П. Трясоруковой представлены комплексы нейродинамической гимнастики,состоящие из 2 блоков: мануальный и психомоторный.
Мануальный блок (ручной) – это специальные игры и упражнения, позволяющие повысить способность мозга ребенка к интегрированной работе. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие, т. к. с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция руки. Под влиянием кинестетических импульсов от руки, а точнее пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении этих упражнений образуется большее количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Психомоторный блок направлен на укрепление между полушариями функциональной взаимосвязи, имеющей сложную организацию,где участвуют системы: зрение, движения и лимбическая система (поведение, эмоциональный тонус). Упражнения данного блока позволяют улучшить сенсомоторную и пространственную координацию, повысить возможности произвольного внимания, усидчивость, развивать зрительно-моторную координацию, а также расширить связи и баланс между полушариями.
В слайдах 9,10,11 представлены комплексы упражнений вышеназванных блоков (их можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, профилактики дисграфии и дислексии).
Общие рекомендации по проведению нейродинамической гимнастики:
1. Гимнастику лучше проводить ежедневно по 10-20 минут в первой половине дня, возможно внесение изменений с учётом возраста, состояния здоровья и потребностей ребенка.
2. Не рекомендуется проводить работу с ребенком в период болезни и в течение 5-7 дней после, т. к. в этот период организм ребенка и его нервная система ослаблены.
3. Во время проведения гимнастикинеобходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, работающий телевизор, игрушки и т. д.
4. Перед выполнением упражнений мануального блока взрослый должен показать ребенку как выполнять упражнение, а затем закрепить объяснение показом движения в медленном темпе.
5. При выполнении заданий психомоторного блока предложите ребенку
7.И самое главное: совместная игра ребенка и взрослого.
нейродинамической гимнастики у детейс речевыми нарушениями:
увеличивается интенсивность развития речи;
исключается перестановка звуков;
речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;
развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;