неверно что согласно современным представлениям интеллект включает
Неверно что согласно современным представлениям интеллект включает
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ | ЭКЗАМЕНЫ | КУРСЫ запись закреплена
«Общая психология» Правильный ответ помечен «/» символом
1. Как называется метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым?
голосование
\интервью
тестирование
анкетирование
3. Отметьте задачи психологии:
/анализ развития психических явлений
/содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику
/качественное изучение психологических явлений
/изучение определенных физиологических механизмов психологических явлений
4. Что изучает патопсихология?
аномальные индивидуально- и социально- психологические явления
особенности психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияние на его психику больших физических перегрузок
нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения
/особенности нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма
6. Как называется неверный перенос навыка, который ухудшает выполнение деятельности, мешает образованию нового навыка?
/интерференция навыков
диффузия навыков
индукция навыков
дифференциация навыков
7. Ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешней среды называются:
проприоцептивные
/экстерорецептивные
интерорецептивные
внешними
8. Воображение на основе прочитанного или услышанного имеет название:
пассивное воображение
творческое воображение
/репродуктивное воображение
активное воображение
10. Какое название имеет свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку или животному для активной деятельности в нём и управления своим поведением?
психотип
/психика
психология
генетика
11. Какой раздел психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям?
возрастная психология
зоопсихология
/социальная психология
педагогическая психология
13. Как называется наука о закономерностях мыслительного поиска?
психоанализ
психодиагностика
/эвристика
психоаналитика
14. Укажите основные положения теории отражения:
/Личность и деятельность находятся в единстве
Психическое отражение является объективным, так как зависит от объективных условий
Психическое отражение является зеркальным, механическим, пассивным копированием мира, оно сопряжено с выбором, поиском
/Поступающая информация подвергается специфической обработке в связи с необходимостью и потребностями
15. Как называется такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества?
проективная методика
/ анализ продуктов деятельности
тестирование
анкетирование
16. Какие виды тестов выделяют по содержанию?
/личностные тесты
/тесты способностей
тесты-анкетирование
/тесты интеллекта
17. Какое научное направление исследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в судебной практике?
медицинская психология
криминогенная психология
/юридическая психология
военная психология
18. Укажите достоинства метода эксперимента:
/естественность поведения испытуемого
неопределенность во времени
/возможность управления процессом исследования
проведение процедуры с небольшим количеством испытуемых
19. Для какого темперамента характерны высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность?
/сангвинического
флегматического
холерического
меланхолического
Что такое интеллект
Интеллект мы привыкли считать свойством исключительно человеческого сознания. На самом деле мы зачастую неправильно понимаем, что такое интеллект; свойство это присуще многим животным, хотя и, так сказать, в разной степени.
Определение интеллекта
Латинское слово intellectus имеет довольно широкий спектр значений: «восприятие», «рассудок», «понимание».
Современное же определение интеллекта таково: это качество психики, которое состоит из возможности приспосабливаться к новым ситуациям, обучаться, запоминать, усваивать прошлый опыт и использовать имеющиеся знания для управления окружающей средой; также интеллект понимается как способность оперировать абстрактными понятиями.
Интеллект объединяет такие свойства психики, как память, восприятие, ощущения, представления, мышление, воображение, внимание, воля, рефлексия.
Психолог Рэймонд Кэттел считал, что существует две разновидности интеллекта: подвижный и кристаллизовавшийся. Первый – это способность логически мыслить и решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй – это накопленный опыт и способность его использовать.
Как уже говорилось, в различной степени интеллект развит у многих животных. При этом чем ближе животное к человеку, тем более несомненным нам кажется наличие у него интеллекта. Есть ли он у шимпанзе и горилл? Несомненно. Есть ли интеллект у кошки? Судя по всему, да. Есть ли он у ящерицы, муравья, улитки. С другой стороны, обширные интеллектуальные способности зачастую обнаруживаются у неожиданных групп организмов. Так, умственные способности муравьёв и термитов иногда кажутся чуть ли не человеческими, им доступно даже обучение, общение и разделение труда в сообществе; при этом головного мозга у них, как и у других насекомых, вообще нет. Интеллектуальные способности ящериц куда более скромные, хотя у них есть настоящий головной мозг.
Почему так происходит? Наверное, уровень интеллекта организма связан не с объёмом «серого вещества», а с количеством нейронных связей. Чем больше таких связей, тем больше разнородной информации может обработать мозг за единицу времени. Интеллект – это скорее свойство материи, которое может реализовываться разными способами. Поэтому, к примеру, существует искусственный интеллект, возможности которого в последнее время только возрастают.
Структура и функции интеллекта
На самом деле абсолютно точного определения интеллекта нет даже у учёных. Не существует и единой теории по структуре интеллекта. Существуют, впрочем, несколько наиболее известных подходов к этой проблеме.
Первый подход – это теория Чарльза Спирмена. Он выделил в строении интеллекта два ключевых фактора: G-фактор (то есть general – «общий») и S-фактор (special – «специфический»). Первый – это характеристика общего уровня интеллекта, а второй – уровень развития конкретных навыков, составляющих интеллект: речи, мышления, воображения и т. д. Тесты, определяющие уровень интеллекта, чаще всего характеризуют именно «общий» компонент.
Второй подход – теория уже упомянутого Рэ монда Кэттела о подвижном и кристаллизовавшемся интеллекте. Развитие обоих компонентов достигает высшего уровня в среднем возрасте, а в более позднем начинает снижаться.
Человеческий интеллект, как наиболее развитый, включает в себя несколько составляющих:
Отдельные компоненты интеллекта у разных людей развиты неодинаково. Это объясняется и генотипом, и жизненным опытом человека.
Коль скоро человек вооружён таким богатством, как интеллект, стоит сказать о его функциях.
Для чего он нам нужен:
Активное манипулирование предметами и явлениями внешнего мира – пожалуй, одна из наиболее высших функций человеческого интеллекта. Даже высокоразвитым животным эта способность доступна лишь частично: обезьяны, дельфины, некоторые птицы умеют изготавливать простейшие орудия и целенаправленно их использовать. Мозг животных способен преимущественно к пассивной адаптации к изменяющимся внешним условиям. Так, при наступлении холодов животные строят гнёзда, роют норы, а человек разработал способы управления климатом (например, может снизить количество вредных выбросов с предприятий, чтобы противостоять глобальному потеплению).
Виды интеллекта
Представление о существовании нескольких видов интеллекта появилось благодаря трудам Говарда Гарднера. Данная теория является некой альтернативой общепринятому представлению об уровне интеллекта. Согласно Гарднеру и другим сторонникам этого подхода, каждый человек склонен в большей степени развивать какие-то определённые умственные навыки и умения, и «недостаточное» развитие каких-то функций ещё не означает умственную недостаточность: просто у людей формируются разные виды интеллекта, соответствующие их способностям, интересам, склонностям, жизненным обстоятельствам.
Основные виды:
Указанные разновидности интеллекта (некоторые психологи выделяют, помимо них, и другие виды) можно представить как формы быстрых, автоматических реакций. Так, человек с музыкальным интеллектом «на автомате» улавливает мелодию, правильно воспринимает все ноты, с ходу настукивает нужный ритм; однако обычное словесное общение с людьми у него может быть развито не столь сильно, и для его реализации ему приходится «напрягать извилину». И наоборот – человек с лингвистическим интеллектом может иметь «врождённый дар» искусства слова, но медленно и с трудом определяет последовательность нот в мелодии.
Теория о разновидностях интеллекта – достаточно разумная, строгая и аргументированная; однако всеобщего признания в науке она пока что не нашла.
Уровень интеллекта человека
Наиболее общепринятым является представление об уровне интеллекта, знаменитом «ай-кью». Он определяет, выражаясь упрощённо, насколько человек «умён» или «глуп», в какой степени он приспособлен к элементарному выживанию и продуктивному функционированию в обществе.
Коэффициент интеллекта выражает уровень интеллекта человека относительно среднестатистического показателя. Также он определяется как соответствие «умственного возраста» реальному биологическому возрасту человека.
Коэффициент интеллекта принято устанавливать с помощью специальных тестов, в первую очередь это тест Айзенка и его варианты. Максимальный уровень интеллекта здесь оценивается в 160 баллов. Уровень меньше 70 баллов говорит об умственной отсталости. Вопросы теста выявляют логические, пространственные и некоторые другие навыки индивида.
Однако некоторые исследователи подвергают такие тесты критике. Указывается, что часть вопросов содержит грубые ошибки, и в качестве «правильных» ответов в них указаны неправильные. На ошибки в логических и геометрических заданиях указал известный российский математик В. А. Васильев. Подобные ошибки в тестах не обнаруживались много лет, и это может свидетельствовать о низкой компетенции разработчиков тестов.
Однако отрицать неравномерное развитие интеллекта у людей нельзя. Выраженных гениев, среднестатистических людей и умственно отсталых можно обнаружить и отличить и без всякого теста.
Не все, к сожалению, понимают, что уровень интеллектуального развития никак не связан с наличием или отсутствием каких-либо психических отклонений. Часто приходится слышать что люди с аутизмом являются умственно отсталыми или, наоборот, прирождёнными гениями, уникальными мыслителями. На самом деле коэффициент интеллекта среди аутистов распределяется точно так же, как и среди обычных людей, то есть большая часть людей, страдающих аутизмом, — это люди со средними умственными способностями.
Известны случаи, когда выдающиеся умы страдали даже такими заболеваниями, как шизофрения. Знаменитый математик Джон Нэш длительное время лечился от этой болезни, которая едва не погубила его карьеру.
Кроме того, уровень интеллектуального развития практически не связан с эрудированностью. Очень часто высокоэрудированные люди оказываются беспомощными в реальных жизненных ситуациях. О таких людях говорят, что они «всё знают, но ничего не понимают». У таких людей, конечно, неординарно развита память, они без труда запоминают массу разрозненных фактов, некоторые даже проявляют признаки заинтересованности в конкретных темах и запоминают факты только из этих областей; однако оперировать полученными знаниями эрудиты не могут или делают это с трудом. И наоборот, существуют люди, которые знают довольно мало, однако обладают неординарным уровнем логического, пространственного, математического мышления, могут быстро решить сложную проблему логическим путём, не прибегая к обширным теоретическим сведениям.
Это можно сравнить с различиями в американской и российской общеобразовательной школе. Образно говоря, российский школьник знает названия столиц всех стран мира, но не имеет возможности съездить даже в соседний Киев; а американский школьник не знает названий большинства столиц, но знает, как найти возможность поехать в любую из них.
Среднестатистический уровень умственного развития не являлся одинаковым в разные времена. В последние десятилетия этот уровень неуклонно возрастает. Этому способствует не только доступность образования, но и повышенная востребованность интеллектуальных профессий на рынке труда, тогда как работы, связанные с физическим трудом, всё больше автоматизируются.
Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.