неверно что отношения в сфере интеллектуальной собственности регулируют

Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ статья 1246 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1246 ГК РФ

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.

Информация об изменениях:

2. В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, географических указаний и наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Порядок аккредитации научной или образовательной организации и требования к ней, а также основания и порядок прекращения ее аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. В отношении селекционных достижений функции, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Источник

Система государственного регулирования в сфере интеллектуальной собственности в Российской Федерации

Одной из основополагающих в этом случае является ст.1246 ГК РФ, которая посвящена особенностям государственного регулирования общественных отношений в области интеллектуальной собственности.

В зависимости от поставленных задач и имеющихся полномочий, органы государственной власти можно разделить на законодательные, исполнительные и судебные.

Сфера интеллектуальной собственности, как и любая другая область общественно значимых отношений, для полноценного развития и функционирования требует регулирования и участия всех вышеперечисленных ветвей власти. В связи с этим видится логичным рассмотреть систему государственного регулирования в соответствии с представленной классификацией.

Законодательные органы государственной власти.

Деятельность таких учреждений направлена на разработку, создание, утверждение и последующее усовершенствование законодательства РФ в целях охраны и защиты прав и свобод граждан и государства. В федеральных нормативных актах описываются основополагающие положения, которые способствуют полноценному функционированию государства как структуры. Основным законодательным органом в России является Федеральное собрание, в полномочия которого входит принятие федеральных законов. Таким образом, разработка, одобрение и последующее внесение изменений в часть 4 Гражданского кодекса РФ, посвященную интеллектуальной собственности, относится к ведению этого учреждения.

А также существуют другие органы государственной власти, в полномочия которых входит создание нормативных и ненормативных правовых актов, влияющих на область интеллектуальной собственности. Указанные документы дополняют и раскрывают значение действующих норм, и являются своеобразным правовым каркасом, обеспечивающим полноценное функционирование законодательства. Полномочия по созданию таких уточняющих положений предоставлены федеральным органам исполнительной власти.

Государственные органы исполнительной власти, функционирующие в области интеллектуальной собственности.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом на федеральном уровне в России. Если рассматривать полномочия вышеуказанного учреждения в сфере интеллектуальной собственности, то можно выделить следующие:

В рамках указанных сфер деятельности Правительство РФ обладает полномочиями по созданию и введению в силу подзаконных актов в виде постановлений и распоряжений. А также разрабатывает и вносит предложения по доработке и изменению действующего законодательства и распределяет полномочия между нижестоящими органами исполнительной власти в целях выполнения поставленных Президентом и Государственной Думой задач.

Министерство экономического развития РФ выполняет поставленные задачи в том числе посредством Федеральной службы по интеллектуальной собственности, находящейся в его ведении.

Министерство культуры РФ также является органом исполнительной власти, обладающим рядом полномочий по охране и защите интеллектуальной собственности. В соответствии с п. 5.4.10.7 и п. 5.4.10.8 Постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры Российской Федерации» указанная организация:

В дополнение к этому в различной мере полномочия по осуществлению государственной политики в области интеллектуальной собственности относятся к деятельности Министерства обороны РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства образования и науки РФ и других.

Наиболее широким спектром задач и функций в области интеллектуальной собственности, бесспорно, обладает Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Эта организация занимается регистрацией, проверкой и учетом объектов интеллектуальной собственности. А также рассматривает обращения и возражения граждан, связанные с регистрацией интеллектуальной собственности. Помимо этого, специалисты Федеральной службы по интеллектуальной собственности занимаются обобщением практики применения законодательства в соответствующей сфере общественных отношений, представляют в Министерство экономического развития РФ проекты федеральных законов и осуществляют прочие полномочия.

К другим органам исполнительной власти, которые следят за соблюдением законодательства в области интеллектуальной собственности можно отнести: Федеральную таможенную службу, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и другие.

Судебные органы власти, уполномоченные рассматривать споры в области интеллектуальной собственности.

В этом случае при определении необходимой судебной инстанции и подведомственности спора решающим становится уточнение субъектного состава, а именно: есть ли среди участников спора физические лица или конфликт произошел между юридическими лицами. В зависимости от указанного споры могут рассматриваться как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных инстанциях. Отдельно стоит отметить специализированный государственный орган – Суд по интеллектуальным правам, который действует в составе арбитражных судов. Несмотря на это обстоятельство правом на обращение в него обладают как юридические, так и физические лица при условии соблюдения подсудности.

[1] См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 15.02.2020) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»;

[2] Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 «О Министерстве культуры Российской Федерации».

Источник

Неверно что отношения в сфере интеллектуальной собственности регулируют

ГК РФ Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.

2. В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, географических указаний и наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 230-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 230-ФЗ, от 31.07.2020 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 262-ФЗ)

Порядок аккредитации научной или образовательной организации и требования к ней, а также основания и порядок прекращения ее аккредитации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 262-ФЗ)

4. В отношении селекционных достижений функции, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Источник

Неверно что отношения в сфере интеллектуальной собственности регулируют

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Термины и определения

Intellectual property. Terms and definitions

Дата введения 2014-07-01

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 «Интеллектуальная собственность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 2087-ст

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 11, 2018 год

Введение

Множественность источников права, одновременно действующих в России в сфере интеллектуальной собственности и содержащих принципиально разные подходы к ее пониманию, охране, использованию и защите, делают эту область наиболее коллизионной, что существенно затрудняет понимание и эффективное нормотворчество и правоприменение по этим вопросам.

Норма статьи 44 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливает правовую охрану интеллектуальной собственности. Согласно пункту VIII статьи 2 Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14.07.1967, понятие «интеллектуальная собственность» также включает «права, относящиеся к различным результатам интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях», перечень которых открыт. В связи с тем, что конвенция ратифицирована Российской Федерацией, а прямые ссылки на указанные нормы содержатся еще в более чем 20 международных договорах, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией, то данные положения сохранили свое действие и после 1 января 2008 года в системе законодательства Российской Федерации. Наряду с конституционными нормами и нормами международного права, которые остались неизменными, также продолжают действовать законы, на которые нет ссылок в Гражданском кодексе Российской Федерации, но которые прямо связаны с регулированием отношений в сфере интеллектуальной собственности (например, «О коммерческой тайне»).

Положения специальных законов, прекративших действие в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, продолжают регулировать отношения, возникшие в период до 1 января 2008 года и связанные с предоставлением правовой охраны интеллектуальной собственности и защитой интеллектуальных прав, и будут действовать до окончания срока исключительных прав (не менее 100 лет). В то же время согласно части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации под интеллектуальной собственностью понимается совокупность охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, и права на них определяются как интеллектуальные права. Наибольшую сложность при этом вызывает для применения установленный в статье 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации открытый перечень как личных неимущественных прав (право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора), так и иных прав (право следования, право доступа и другие), а также отсутствие в законе критериев определения и отнесения «других» и «иных» прав ко второй или третьей категории интеллектуальных прав. При этом ряд национальных стандартов, принятых до вступления в силу части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и действующих в этой сфере, не соответствует нормам действующего российского законодательства.

Это предопределило необходимость разработки и актуальность данного стандарта как инструмента разрешения правовых коллизий и повышения эффективности нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности.

Приведенные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в данной области знания с учетом основных этапов жизненного цикла формирования, правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Термины, приведенные в настоящем стандарте, используются в нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе в области интеллектуальной собственности.

Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте. В стандарте приведен алфавитный указатель около 400 основных терминов на русском языке и перечень основных нормативных правовых актов, где используются данные термины, но нередко с различными по содержанию их определениями.

Использование стандарта будет интересным и полезным в учебном процессе, в том числе при подготовке бакалавров и магистров по направлению «Интеллектуальная собственность», аспирантов, докторантов и соискателей, а также при повышении квалификации и переподготовке действующих специалистов в сфере права, экономики и управления в сфере интеллектуальной собственности, поможет облегчить задачи при поиске механизмов и способов разрешения правовых коллизий в этой сфере, позволит повысить эффективность нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и развития инновационной экономики в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию.

Настоящий стандарт направлен:

— на уточнение границ предметной области «Интеллектуальная собственность»;

— определение структуры разделов стандарта и расположения терминов в разделах с учетом основных этапов жизненного цикла формирования, правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности;

— систематизацию категорийного аппарата и разрешения правовых коллизий, повышения эффективности нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и развития инновационной экономики.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает систему терминов и определений понятий в области интеллектуальной собственности с учетом основных этапов жизненного цикла формирования, правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности.

Термины, установленные настоящим стандартом, используются в нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе в области интеллектуальной собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.052-2015 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения

ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

ГОСТ Р 57558-2017/ISO/ASTM 52900:2015 Аддитивные технологические процессы. Базовые принципы. Часть 1. Термины и определения

3 Термины и определения

3.1 Общие термины

3.1.1 интеллектуальная собственность: Совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права), относящиеся:

— к произведениям в области искусства, литературным, научным и иным произведениям;

— программам для ЭВМ и базам данных;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, фонограммам, радио- и телевизионным передачам и другим сообщениям в эфир или передаче по кабелю;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— секретам производства (ноу-хау);

— топологиям интегральных микросхем;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров и коммерческим обозначениям;

— защите против недобросовестной конкуренции.

3.1.2 интеллектуальные права: Права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (объекты интеллектуальной собственности), которые включают:

— личные (неимущественные) права, в том числе право авторства, право на имя или наименование, право на указание своего имени или наименования, право на неприкосновенность произведения, право на неприкосновенность исполнения, право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

— исключительные (имущественные) права, в том числе право распоряжения, право использования, право разрешать и запрещать такое использование, право на вознаграждение за использование;

— иные (неимущественные и имущественные) права, в том числе право следования, право доступа, право на обнародование произведения, право на обнародование базы данных, право на обнародование фонограммы, право на отзыв, право на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральных микросхем, право на получение патента, право на наименование селекционного достижения, право преждепользования, право послепользования, право на использование технических средств защиты авторских и смежных прав, право автора на вознаграждение, право на компенсацию, право на защиту против недобросовестной конкуренции, право работодателя указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование и другие права.

3.1.3 объекты интеллектуальной собственности: Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в любой области творчества и приравненные к ним средства индивидуализации.

3.1.4 результаты интеллектуальной деятельности: Результаты творческой деятельности человека независимо от способа и формы их выражения и области использования.

3.1.5 охраняемые результаты интеллектуальной деятельности: Результаты творческой деятельности человека независимо от способа и формы их выражения и области использования, отвечающие условиям охраноспособности, которым по закону предоставляется правовая охрана:

1) в силу самого факта их создания:

— объекты авторского права (произведения науки, произведения литературы, произведения искусства, иные произведения; программы для ЭВМ; базы данных);

— объекты смежных прав (исполнения; фонограммы; сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); содержание базы данных; произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние);

— топологии интегральных микросхем;

— сложные объекты интеллектуальной собственности (аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, базы данных, единые технологии);

3) либо после введения в отношении них специального правового режима конфиденциальности, включая режим коммерческой тайны (секреты производства (ноу-хау)).

3.1.6 охраняемые средства индивидуализации: Обозначения, служащие для различения юридических лиц, товаров, работ, услуг, которым по закону предоставляется правовая охрана (приравненная по своим правилам к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности), в том числе товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения.

3.1.7 промышленная собственность: Совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной и научной областях и приравненные к ним средства индивидуализации, относящиеся в самом широком смысле к промышленности и торговле, сельскохозяйственному производству и добывающей промышленности, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования мест происхождения товаров, а также на защиту от недобросовестной конкуренции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *