неверно что отчет о движении денежных средств показывает
Отчет о движении денежных средств: зачем его вести?
Часто собственники вообще не ведут никакого учета движения денег и смотрят только на поступления и списания средств. Но такая картина может быть обманчива. Цифры на счетах показывают, что все хорошо, крупных трат тоже вроде нет, но в конце месяца внезапно оказывается, что нечем платить зарплату или рассчитываться с поставщиками. В этот момент уже поздно вести учет, нужно спасать бизнес.
Чтобы контролировать деньги компании и быть в курсе всех поступлений и трат, используют отчет о движении денежных средств (ДДС).
Это не единственный важный отчет для бизнеса, но один из ключевых. Именно с него начинают собственники, если хотят разложить финансы компании по полочкам.
Мы подготовили шаблон отчета ДДС, который можно скачать, настроить под свой бизнес и пользоваться совершенно бесплатно.
На примере шаблона разберемся, как ДДС помогает бизнесу.
Отчет о движении денежных средств помогает:
увидеть остатки на счетах:
Так собственник сможет понять, сколько можно потратить, хватит ли сейчас средств на приобретение оборудования или найм новых сотрудников. Причем в отчете можно вести сразу все счета. И смотреть остатки по каждому на конец периода. Хотите узнать, что происходит с деньгами в кассе магазина? Пересчитайте деньги в кассе и сопоставьте сумму с той, которая отобразится в отчете. Если суммы расходятся, то либо в отчете ошибка, либо кто-то что-то не договаривает.
понять, откуда приходят деньги и куда уходят:
Когда предприниматель знает все о деньгах, которые обращаются в его бизнесе, он контролирует ситуацию. ДДС показывает, откуда в компанию идут поступления и по каким статьям расходов они распределяются.
Так, например, можно отследить динамику роста фонда оплаты труда, рекламных расходов. И вовремя принять меры, пока эти статьи не стали слишком большими.
Для удобства общий денежный поток делят на три: операционный (регулярные платежи, которые нужны для основного бизнес-процесса, например, поступления от клиентов), инвестиционный (нерегулярные платежи, которые связаны с долгосрочными вложениями в свой или другой бизнес, например, покупка дорогого оборудования) и финансовый (как регулярные, так и нерегулярные платежи, которые связаны с заемными деньгами и учредителями, например, выплата дивидендов).
анализировать движение денег по проектам/направлениям:
Часто предприниматель ведет несколько связанных направлений: производитель мыла продает его в розницу и оптом, кофейня торгует зерном через интернет, хозяин барбершопа продает франшизы. Шаблон ДДС покажет, как работают и зарабатывают разные направления бизнеса.
Не забудьте:
Важно отслеживать движение денежных средств, но это не панацея. Отчет о движении денежных средств не заменит другие управленческие отчеты: он не учитывает обязательства компании, в нем сложно соотносить методы начисления и рентабельность работы. Предприниматели, которые оценивают бизнес только по остаткам на счетах, рискуют столкнуться с дефицитом и убыточностью. Самый удобный способ вести полноценный финансовый и управленческий учет – воспользоваться сервисом ПланФакт, который существенно экономит драгоценное время.
Отчет о движении денежных средств
Определение
Отчет о движении денежных средств (ОДДС) – это табличная форма бухгалтерской отчетности, содержащая данные о движении денежных средство в разрезе статей их поступления в организации и выплаты. Данный отчет является одной из 4-х ключевых форм бухгалтерской отчетности (три другие: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках и Отчет об изменениях капитала).
В мировой практике существует два подхода к составлению отчета о движении денежных средств: прямой метод и косвенный метод. Российский отчет составлен прямым методом, при котором явно указаны статьи, по которым прошло движение денежных средств. При косвенном методе данные о движении денежных средств получаются не напрямую, а путем корректировок прибыли на величину изменения неденежных статей.
Структура Отчета о движении денежных средств
Отчет состоит из трех разделов:
Форма Отчета о движении денежных средств
В настоящий момент действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Скачать Отчет о движении денежных средств можно здесь.
Для чего используют ОДДС
Отчет о движении денежных средств – ценный источник информации для анализа фактических потоков денежных средств. В отличие от «бухгалтерских» показателей, типа выручки или прибыли, которые сильно зависят от правил учета, движение денежных средств позволяет инвесторам точней определить, на что предприятие расходует денежные средства и какую отдачу можно ожидать от вложений в него.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Что такое отчет о движении денежных средств (ОДДС)?
Отчет о движении денежных средств (ОДДС) — это один из основных финансовых отчетов, который классифицирует и суммирует денежные операции, совершаемые вашим бизнесом за определенный временной промежуток. Совместно с БДР и Балансом, ОДДС формирует базовый набор отчетов системы бюджетирования.
Термин “денежные средства” применяется при подготовке БДДС не только в качестве обозначения денежных средств, но и их эквивалентов.
В вашем отчете суммированы операции с наличными и операции по расчетному счету за определенный период времени (часто за месяц, квартал или год). Вы получаете отчетность о том, как наличные и безналичные средства движутся в вашем бизнесе и как переменные доходы и расходы влияют на имеющиеся у вас средства. Крайне важно автоматизировать подготовку отчета. Мы предлагаем автоматизировать отчетность о движении денег с использованием веб сервиса Финоко. Сервис Финоко позволяет в автоматическом режиме собирать данные о движении денег по расчетному счету, данные онлайн касс и ручные операции, а также интегрироваться в бухгалтерские программы (например 1С:Бухгалтерия).
Ваш отчет о ДДС может показать такие вещи, как:
Формирование отчета может происходить разными методами, которые принято называть прямым и косвенным, с помощью анализа объема денежных средств, их движения в зависимости от источника: основной (операционный) вид деятельности компании, финансовый, инвестиционный. В зависимости от порядка заполнения отчета вы получаете решения тех проблем, которые наиболее актуальны. Прямой метод выделяет из валового объема каналы движения и позволяет показать доли отдельных потоков средств. Косвенный отвечает на другие вопросы: как меняются направления движения средств, их прозрачность в каждом из видов деятельности и как успешна была организация в конкретном направлении.
Важную роль при выборе метода генерирования отчета играет возможность точного расчета данных. Часто тяжело разделить общую денежную массу в организации на отдельные потоки с помощью прямого метода, чтобы выделить те, которые сформировались только от операционной деятельности. Тогда применение косвенного метода по принципу «наоборот» предпочтительней.
ОДДС Отчет движения денежных средств — разделы
У каждого бизнеса ОДДС выглядит по-разному и имеет свою степень сложности, так как, доходы и расходы у всех разные и для каждого они являются уникальными. Но, не смотря на различия, ОДДС включает в себя пять основных компонентов по порядку:
Чистый доход
Чистая прибыль является одним из финансовых терминов, наиболее знакомых владельцам бизнеса. Вы также можете назвать это «прибыль» или «нижняя строка». Вы найдете чистый доход, указанный в отчете о прибылях и убытках (доходах), и он рассчитывается путем вычитания ваших коммерческих расходов из общего дохода или продаж.
Каждый отчет о движении денежных средств начинается с чистого дохода, но чистый доход включает в себя транзакции, которые не связаны с переходом из рук в руки. Вот почему оставшаяся часть вашего ОДДС будет корректировать чистый доход с учетом не денежных операций, таких как: амортизация, прибыль и расходы (понесенные, но еще не оплаченные).
Денежный поток от операций
Данный показатель является одним из лучших показателей финансового состояния вашего бизнеса. Он суммирует денежный поток, который происходит от ваших реальных бизнес-операций.
Например, если вы независимый графический дизайнер, то в этом пункте ведется учет заработанных вами денежных средств и ваших затрат, которые вы понесли, регулярно выполняя работу.
В раздел «Операционные денежные потоки» входят такие вещи, как приток денежных средств от оплаты счетов и отток денежных средств для покрытия:
Денежный поток от инвестирования
В следующем разделе отчета о движении денежных средств кратко излагаются инвестиции, которые вы сделали для своего бизнеса или в другие предприятия. Это не связано с инвестициями, которые кто-то еще делает в ваш бизнес (они указаны в разделе о финансировании).
Например, если вы инвестируете в новый ноутбук, то эта статья расходов относится к оттоку денежных средств для инвестиций в бизнес.
Этот раздел важен, потому что он может помочь объяснить отклонения в вашем обычном денежном потоке. В месяц, когда вы покупаете этот ноутбук, ваш чистый денежный поток может быть ниже обычного, но вы знаете, что это не повод для беспокойства, потому что эти деньги были использованы для инвестиций в бизнес. Если более быстрый компьютер сделает вашу работу более продуктивной, это может даже увеличить чистый денежный поток в будущем.
С другой стороны, если вы ранее приобрели офисное помещение и решили продать его, доход от этой продажи также будет указан в этом разделе. В этом случае понимание того, что этот доход не является частью вашего обычного притока денежных средств, может помочь вам лучше прогнозировать будущие денежные потоки и соответствующим образом управлять своими расходами.
Денежный поток от финансирования
Денежный поток от финансирования является третьим и последним разделом отчета о движении денежных средств. Это средство регистрации инвестиций других людей или компаний в ваш бизнес. Другими словами, он суммирует транзакции с наличными, которые включают привлечение, заимствование и погашение капитала.
Например, если вы берете кредит для малого бизнеса, этот приток денежных средств увеличивает ваш чистый денежный поток от финансирования. То же самое происходит, если ваш стартап получает венчурное финансирование или гранты малого бизнеса. Когда вы погашаете бизнес-кредиты, это снижает ваш денежный поток от финансирования. По мере роста вашего бизнеса, если вы продаете акции или выплачиваете дивиденды акционерам, эти действия также отражаются в этом разделе.
Возвращаясь к примеру внештатного графического дизайнера, скажем, она решает открыть агентство и брать кредит, чтобы нанять еще двух графических дизайнеров для работы с ней, а еще бухгалтера, чтобы вести бухгалтерию бизнеса стало проще. Денежные средства, взятые в кредит, увеличат ее чистый денежный поток от финансирования. Позже ей придется погасить этот кредит, и эти платежи будут записаны в том же разделе, что сократит денежный поток от финансирования.
Чистый денежный поток в ОДДС
Каждый ОДДС заканчивается чистым денежным потоком, который представляет собой ваше изменение денежного потока за анализируемое время. Заработали ли вы больше, чем потратили? Форма расчета производится путем добавления:
Чистый денежный поток = Чистый денежный поток от операций + Чистый денежный поток от инвестиций + Чистый денежный поток от финансирования.
Важно отметить, что ваш чистый денежный поток не совпадает с общей суммой имеющихся наличных денег. Это измерение изменения денежных средств за определенный период, и оно может быть положительным или отрицательным. Отрицательный чистый денежный поток не означает (обязательно), что вы обанкротились или не можете оплатить свои счета, поскольку он не учитывает существующий остаток денежных средств.
Понимание вашего прошлого денежного потока и текущего — это замечательно, но вам также нужно спрогнозировать будущие денежные потоки, чтобы обеспечить преодоление любых будущих кризисов до их возникновения. Для этого вы можете предоставить составление ОДДС строки специалистам Финоко для прогнозирования денежных потоков на будущее.
Для управления движением денег сервис Финоко предлагает использовать механизм платежного календаря и систему согласования платежей.
Когда прибыль есть, а денег нет: что показывает отчет о движении денежных средств
Как многие убедились в России в 2008-2009 гг., прибыль не может оплатить счета — даже у прибыльных компаний возникли проблемы с оплатой своих долгов. Сколько же денег реально зарабатывает компания, несмотря на все замечательные результаты на бумаге? Узнать это можно из отчета о движении денежных средств. Рассмотрим, что он собой представляет, зачем он нужен, какие виды отчетов о движении денежных средств существуют и как сделать такой отчет.
Поскольку миром правят деньги, вас наверняка часто интересует вопрос: сколько же денег реально зарабатывает компания, несмотря на все замечательные результаты на бумаге? Узнать это можно из отчета о движении денежных средств (cash flow statement) — третьего отчета из обязательного комплекта финансовой отчетности организации. Рассмотрим, что он собой представляет, зачем он нужен, какие виды отчетов о движении денежных средств существуют и как сделать такой отчет.
Прибыль не оплачивает счета
Объяснение этого феномена простое: компания должна иметь достаточно денег, чтобы расплачиваться по своим счетам вне зависимости от показателей ее прибыли и роста.
В обычном порядке любой бизнес от своих операций должен получать некоторое количество денег. Но некоторым компаниям денег, которые приносит существующий бизнес, не хватает. Особенно это актуально для тех компаний, которые бурно развиваются, которым постоянно приходится вкладывать в развитие своего бизнеса деньги (в надежде, естественно, в дальнейшем получить больше денег). В этом случае компания должна найти деньги где-то еще — либо за счет привлечения новых денег акционеров, либо за счет получения денег в долг в различной форме, либо за счет продажи каких-то активов.
Чтобы потенциальный инвестор понимал, откуда у компании берутся деньги, и был придуман отчет о движении денежных средств. Он показывает, сколько денег компания имела в начале отчетного периода, сколько — в конце и почему начальное и конечное значения различны. Отчет имеет три стандартные секции:
1. Движение денежных средств от основной деятельности (operational cash flow) — это деньги, которые приносит бизнес:
Чтобы инвесторам и компаниям жизнь не казалась медом, существуют два формата отчета о движении денежных средств:
Прямой метод (Direct) | Косвенный метод (Indirect) |
Баланс денежных средств в начале периода | Баланс денежных средств в начале периода |
+ Деньги, полученные от клиентов | Чистая прибыль за отчетный период |
— Деньги, уплаченные поставщикам | + Увеличение кредиторской задолженности |
— Деньги, уплаченные работникам | — Увеличение дебиторской задолженности |
— Проценты, уплаченные по взятым компанией кредитам | +/- Прочие поправки |
+ Проценты, полученные по выданным займам | |
+/- Прочие поправки | |
= Движение денежных средств от основной деятельности | = Движение денежных средств от основной деятельности |
+/- Движение денежных средств от инвестиционной деятельности | +/- Движение денежных средств от инвестиционной деятельности |
+/- Движение денежных средств от финансовой деятельности | +/- Движение денежных средств от финансовой деятельности |
= Баланс денежных средств в конце периода | = Баланс денежных средств в конце периода |
Что интересно в отчете
Потенциальные инвесторы тоже часто оценивают стоимость компании не по ее прибыльности, а по тем денежным потокам, которые генерирует компания от своего бизнеса.
Кроме того, анализ отчета о движении денежных средств в сравнении, например, с отчетом о прибылях и убытках помогает «засечь» возможное «рисование» финансовой отчетности. Дело в том, что движение денег легко проверить, просто посмотрев притоки и оттоки денег по счетам. Их нельзя «пририсовать» в отчетности. Невозможно «бумажно» увеличить приток денег в компанию. Сколько клиент заплатил, столько и запишут. Поэтому, например, если вы видите существенное увеличение прибыли, которое не сопровождается столь же существенным увеличением денежного потока от операций, то этот потенциальный «красный флажок» призывает более внимательно анализировать отчетность, чтобы понять причины такого роста прибыли.
Многие путают понятие денежного потока от операций и прибыли. Отрицательный операционный денежный поток не означает убытки. Например, быстрорастущие компании могут быть очень прибыльными, но, в силу того что им приходится больше инвестировать в запасы сырья и материалов, растет объем дебиторской задолженности и т.д., рост бизнеса может привести к необходимости дополнительного инвестирования средств в оборотный капитал. Это делает отрицательным операционный денежный поток. Здесь отрицательный операционный поток означает, что компании придется искать дополнительные деньги для инвестирования.
Конечно, если компания не растет и имеет отрицательный денежный поток от операций (да еще и сопровождающийся убытками), это очень тревожный сигнал, говорящий о том, что компании надо серьезно повысить эффективность бизнеса. Обычно так происходит из-за того, что компания либо убыточна, либо ее менеджеры потеряли контроль над оборотным капиталом (слишком много запасов сырья и готовой продукции, слишком много дебиторской задолженности).
Тайная механика
Итак, согласно основному бухгалтерскому равенству:
Активы (assets) = Обязательства (liabilities) + Собственный капитал (equity)
Соответственно, при изменениях любых компонентов этого равенства оно сохраняется:
∆Assets = ∆Liabilities + ∆Equity
Давайте раскроем каждую составляющую этого равенства:
Активы (assets (А)) = Денежные средства (cash) + Оборотные активы (current assets (СА) ) + Внеоборотные активы (non-current assets (NCA))
Обязательства (liabilities (L) ) = Текущие обязательства (current liabilities (CL) ) + Долгосрочные обязательства (non-current liabilities (NCL))
Собственный капитал (equity) = Акционерный капитал (contributed capital (CC)) + Прочий собственный капитал (other equity (OE)) + Накопленная прибыль (retained earnings (RE))
Подставим все в основное равенство:
Переставим слагаемые местами:
Еще немного раскроем равенство:
Оборотные активы assets (СА)) = Дебиторская задолженность (за вычетом резерва по сомнительным долгами и прочих резервов) (net accounts receivable (NetA/R)) + Товарно-материальные запасы (Inventori) + Прочие оборотные активы (other current assets (ОСА))
Внеоборотные активы (non-current assets (NCA)) = Основные средства (за вычетом накопленной амортизации) (net property, plant & equipment (NetPPE)) + Прочие внеоборотные активы (other non-current assets (ONCA))
Теперь давайте добавим в обе части равенства амортизацию (depreciation expense (DepExp)):
и еще добавим прибыль (убыток) от реализации объектов основных средств (gain/loss on disposal of PPE (Gain (Loss)):
а затем распределим получившуюся гидру на несколько частей:
∆Cash = ∆OperationalCF + ∆InvestingCF + ∆FinancingCF.
Вот и получился отчет о движении денежных средств. Как видите, отчет о движении денежных средств мы можем «получить» из баланса и отчета о прибылях и убытках. Для нахождения «дельт» берем баланс на начало и конец периода. Справедливости ради надо сказать, что на практике при составлении отчета о движении денежных средств используется и некоторая дополнительная информация, чтобы более корректно распределить изменения по секциям отчета и также включить в отчет кое-какие требуемые стандартами данные.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Отчёт о доходах и расходах и Отчёт о движении денежных средств — в чём отличия и как использовать
Для начала разберём, что показывают эти отчёты.
Отчёт о движении денежных средств (ОДДС) или Cashflow — отчёт по денежному потоку компании. Показывает сколько денег пришло и сколько ушло из компании за месяц. В нём можно увидеть поступления и выплаты по расходам компании.
Руководитель видит источники поступления денежных средств и направления, куда уходили деньги. Благодаря этому отчёту можно оперативно влиять на денежный поток, потому что документ можно формировать ежедневно.
Это важный отчёт с точки зрения планирования. В нём фиксируются обязательные платежи — кредиты, зарплата и др. Отчёт служит для управления риском кассовых разрывов.
Отчёт о доходах и расходах (ОДР) или Отчёт о финансовых результатах / Отчёт о прибылях и убытках (ОПУ / ОПиУ) / P&L / Income Statement — отчёт, который показывает эффективность деятельности через показатели прибыли.
Собрав ОДР вы можете увидеть, насколько эффективно сработала компания и её подразделения. Анализ работы проводится по итогам периода, и на его основе можно принять решения о дальнейших действиях.
Эти два отчёта вместе с Управленческим балансом дают полное представление о финансовом состоянии компании.
Важно, что эти отчёты информативны именно вместе. Бывает, что компании пользуются только Отчётом о движении денежных средств из-за его простоты. Но ОДДС не может заменить ОДР, потому что он не отвечает на вопрос: «Какую прибыль принёс бизнес?», на этот вопрос отвечает Отчёт о доходах и расходах.
Надо учитывать все уровни задолженности и смотреть не только на движение денежных средств. Иначе в какой-то момент вы рискуете ввести себя в заблуждение и посчитать, что остаток денег равен прибыли. Но это не так в 99% случаев.
Разберём принцип формирования отчётов на примере личного бюджета.
Человек получил зарплату за месяц 100 ₽, потратил 20 ₽ на еду, но не стал платить за коммунальные услуги 10 ₽, хотя услугу потребил. Если оценивать его финансовый результат отчётами ОДДС и ОДР, то получится следующее.
То есть, по Отчёту о движении денежных средств денег больше, а по факту есть долг, который всё равно придётся заплатить. И ОДР это учитывает.
Применение на практике
Использование только ОДДС может быть допустимо для совсем небольших компаний в начале деятельности, когда процессы не сложные, операций немного, и они все «на ладони».
Да, если компания одномоментно произвела и продала товар (признала расходы), тут же получив оплату (доход), то остаток денег будет равен прибыли. Но в реальном бизнесе так не бывает.
Сравним — как отражаются операции в двух отчётах.
Получается, разница в отчётах кроется в разных методах отражения доходов и расходов. Если ОДДС использует «кассовый» метод — когда непосредственно произошла оплата / получение денежных средств, — то ОДР использует метод начислений — когда непосредственно получили услугу или отгрузили товар.
Например, строительные компании часто используют в качестве оценки объектов денежный поток. Но так делать нельзя. Чтобы правильно оценить прибыльность объекта, нужно верно сформировать доходы и расходы разных периодов. И прибыль рассчитывать тогда, когда заплатили зарплату, а заказчик подписал этап работ.
Иначе получится так, что вы расходы рассчитали, а оказалось, что заказчик не принял работу, пришлось переделывать. В итоге финансовый результат по объекту нулевой, а деньги от покупателя уже потратили. И если есть кредит, то это губительно для компании.
Как работать с отчётами
Пользоваться только каким-то одним отчётом — неверно. Конечно, если вы делаете первые шаги в настройке финансов своего бизнеса, то начать хотя бы с Cashflow — уже хорошо. Но со временем необходимо внедрить все три ключевых формы — ОДР, ОДДС и Управленческий баланс. Эти формы проверяют друг друга. Они составляют систему поддержки принятия решений для руководителя. И если ваша финансовая служба предоставляет только Отчёт о движении денежных средств, то это серьёзный повод задуматься, а всё ли вы знаете о своём бизнесе.
Планируете или уже начали постанову управленческого учёта? Пройдите аналитический этап — получите оценку текущего учёта, сформулируйте требования к системе, определитесь с ПО и необходимыми доработками бизнес-процессов, получите дорожную карту проекта от экспертов с опытом 20+ лет в финансовом учёте.