неверно что общение можно классифицировать

Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни

В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.

В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.

Виды общения по содержанию

В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:

При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).

Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).

Виды общения по целям

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицироватьС целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.

Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.

Виды общения по средствам

В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:

Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.

При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).

Виды общения по времени

Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.

Другие виды общения

Кроме перечисленных видов, общение бывает:

Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.

Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.

Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).

При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).

Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.

Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.

Педагогическое общение

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать
Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.

Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:

Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.

Обмен информацией в жизни

Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.

Источник

Как мы общаемся — все виды коммуникации

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Источник

Виды общения в психологии: классификация, основные трудности

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

Виды общения в психологии разнообразны и часто используются в комплексе. Так, вербальный тип всегда сопровождается невербальной составляющей, проявляющейся в жестах, мимике, позе тела и т. д. Интереснее всего это проявляется среди молодежи.

Существует несколько классификаций, позволяющих систематизировать виды общения в психологии. Эти типы рекомендуется знать каждому, чтобы легко находить подход в разговоре с тем или иным человеком.

Понятие общения в психологии

Психология изучает понятие и виды общения людей между собой. Под общением мы понимаем контактирование и взаимодействие человека с другими людьми для осуществления совместной деятельности. В нем, помимо речи, используются неречевые приемы.

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

Обществу жизненно необходимо общаться и обмениваться информацией. В процессе эволюции человек перестал тесно взаимодействовать с природной средой, восполнив образовавшиеся пустоты обучением, быстрым усвоением и переработкой новых знаний.

Общение направлено на то, чтобы менять поведенческую, мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы участников взаимодействия.

В процессе коммуникации люди делятся друг с другом действиями, результатами труда, обсуждают взгляды, мысли, планы, эмоции и пр. Они общаются, взаимодействуя друг с другом во время работы, обучения, совместных игр и другой деятельности. Психологи говорят о том, что благодаря общению легче планировать, осуществлять и контролировать деятельность людей.

Человек осваивает умение общаться с раннего детства. В психологии виды и формы общения зависят от среды, в которой развивается ребенок, а также от людей, с которыми он взаимодействует. Коммуникация происходит стихийно, основывается на жизненном опыте. Бывают ситуации, когда практики недостаточно, например, для освоения определенных профессий или даже для нормального, то есть цивилизованного взаимодействия с другими людьми. В таком случае необходимо уделить больше внимания совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования.

Общности людей пользуются различными способами взаимодействия, используют их в разных формах коллективной деятельности в зависимости от социально-психологического образа жизни. Эти различия хорошо просматриваются в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, песнях, приданиях, мифах, а также в искусстве, в кино, на радио и телевидении. Массовые формы и виды взаимодействия и общения с точки зрения психологии оказывают огромное взаимное влияние на людей. В историческом плане за счет различных форм происходил процесс воспитания детей, приобщения их к духовной жизни общества.

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

Любые аспекты общения посвящены в первую очередь проблеме человека. Если чрезмерно увлечься инструментальным аспектом взаимодействия, то его духовная, то есть человеческая составляющая сведется к минимуму. За счет этого оно будет восприниматься исключительно как информационно-коммуникативная деятельность. Поэтому, проводя научные и аналитические исследования, важно помнить, что человек является важнейшей составляющей взаимодействия, духовной и активной силой, преобразующей себя и других за счет общения.

Стороны и функции общения

В структуре различных видов общения в психологии можно выделить следующие типы:

В межличностном общении в психологии отражается взаимодействие человека с другими людьми и общностями, которые его непосредственно окружают в жизни.

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

С помощью когнитивной стороны можно понять, что представляет собой собеседник, как он может реагировать на те или иные формы взаимодействия, ответить на множество вопросов, раскрывающих его личность.

Коммуникативно-информационный элемент взаимодействия позволяет людям обмениваться своими мыслями, планами, идеями, чувствами, эмоциями и пр.

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

В эмотивной стороне коммуникации проявляются чувства и эмоции взаимодействующих людей посредством эмоций, жестов, поступков и т. п.

Конативная (поведенческая) сторона помогает согласовывать внешние и внутренние противоречивые позиции собеседников.

В психологии разных видов общения выделяют следующие функции:

Прагматическая. Отражает потребностно-мотивационные причины коммуникации, реализуется за счет общения во время совместных действия. Именно потребность в общении в данном случае выходит на первый план.

Формирования и развития. Позволяет собеседникам воздействовать друг на друга, развивая и совершенствуя себя и партнера. Коммуникация нужна людям для получения опыта, знаний, ценности, исторически сложившихся способов деятельности и т. д. При этом человек формируется как личность. Таким образом, можно сказать, что именно посредством такого взаимодействия формируются психические процессы, состояния, поведение человека в течение всей его жизни.

Подтверждения. Помогает человеку познавать, утверждать и подтверждать самого себя.

Объединения/разъединения людей. Имеет две стороны. С одной – она формирует связи между индивидами, помогает им выстраивать коммуникацию, настраиваться на выполнение общих действий, достижение целей, объединяет их. С другой – помогает изолироваться во время коммуникации, отделиться от других.

Организации и поддержания межличностных отношений. Помогает наладить и сохранить связи, взаимоотношения между людьми с учетом интересов их совместной деятельности.

Внутриличностная. Находит свое выражение во внутренних диалогах человека, которые он может проговаривать вслух или про себя.

Классификация видов общения в психологии

Каждый человек постоянно пользуется разными видами и средствами общения в психологии. За счет коммуникации формируется его личность, а также функционирует психика.

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

Основные виды общения в психологии классифицируют в соответствии с различными критериями:

в зависимости от средств выражения;

в соответствии с целями;

в зависимости от содержания;

исходя из состава участников коммуникации;

в соответствии со средствами передачи информации;

в зависимости от времени.

Характеристика разных видов коммуникации общения в психологии приведена в таблице:

Критерий

Виды и характеристика

В зависимости от средств выражения

В психологии выделяют вербальные и невербальные виды общения.

Вербальные коммуникации – общаться посредством речи может только человек. Однако не всегда можно донести информацию до другого исключительно через речь.

Невербальные коммуникации – в процессе взаимодействия используются взгляды, жесты, мимика, прикосновения. Эти элементы могут быть как самостоятельными, так и дополнять речь. За счет невербальных видов общения в психологии человек воздействует на подсознание и чувства собеседника

В зависимости от целей

Биологическое взаимодействие помогает удовлетворить биологические потребности человека, развивать, поддерживать и сохранять жизнеспособность организма. Это присуще не только человеку, но и животным.

Социальное взаимодействие предназначено для общения с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере

В зависимости от характера

Деловое (формальное, ролевое) взаимодействие направлено на достижение определенных договоренностей, соглашений. Этот вид коммуникации используется в трудовых коллективах и строится вокруг определенного предмета обсуждения. Он возник благодаря тому, что каждый человек играет в социуме ту или иную роль.

Неформальное общение протекает между людьми за рамками рабочих взаимоотношений. В качестве партнеров по коммуникации выступают люди, с которыми приятно и интересно проводить время

В зависимости от содержания

Материальная коммуникация направлена на получение вещественных результатов, продуктов взаимодействия.

Когнитивное общение нужно для передачи и получения развивающей информации, расширяющей кругозор человека, помогающей ему самосовершенствоваться.

Кондиционное взаимодействие заключается в том, что субъекты физически или психологически воздействуют друг на друга, чтобы получить определенный результат.

Деятельностное, в процессе которого передаются действия, навыки, опыт, умения.

Мотивационное используется для того, чтобы передать другому человеку мотивацию, побудить его к совершению активных действий

В зависимости от участников общения

Лично-групповое, в процессе которого человек общается со всеми участниками группы. В качестве примера можно привести коммуникацию между членами рабочего коллектива.

Межличностное или прямое взаимодействие бывает непосредственным и опосредованным и происходит между двумя людьми, напрямую общающимися друг с другом.

Межгрупповое предполагает контакт нескольких групп людей. Может быть мирным или конфликтным

В зависимости от средств передачи информации

Опосредованное взаимодействие предполагает, что информация передается не в процессе живого общения, а через мессенджеры, почту, социальные сети, третьих лиц, т. е. без прямого контакта. Может занимать длительное время, необходимое для доставки корреспонденции и передачи информации.

Непосредственное взаимодействие – во время коммуникации люди общаются друг с другом напрямую, поэтому информация доходит до собеседника сразу же и в неискаженном виде

В зависимости от времени

Кратковременное взаимодействие происходит в течение ограниченного времени, связано одной темой беседы.

Длительное растянуто во времени, направлено на узнавание друг друга. Длительное взаимодействие может быть как непрерывным, так и прерываться на время, распространяться на одну или несколько тем. При такой коммуникации человеку требуется постоянный контакт с собеседником

В психологии выделяют и другие виды вербального и невербального общения. Разные ученые предлагают различные подходы к их классификации. При этом три разновидности идут в разрез с любыми критериями:

Воспитательное – предполагает, что один индивид целенаправленно воздействует на другого, чтобы в итоге достичь нужного результата.

Диагностическое – необходимо для того, чтобы сформировать или получить в процессе коммуникации мнение или информацию о другом индивиде (такое взаимодействие характерно для врачей и пациентов, специалистов по кадрам, задающим соискателям вопросы и предлагающим для заполнения анкеты и т. п.).

Интимно-личностное – возможно только между близкими, доверяющим друг другу индивидами.

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

В течение жизни человек пользуется различными видами общения в психологии.

Особенности общения в молодежной среде

Существенное значения психология уделяет различным видам общения детей и подростков. Если они будут лишены коммуникации с внешним миром, то не смогут нормально развиваться.

В психологии разные виды взаимодействия молодежи характеризуются следующими особенностями:

во время коммуникации обмениваются эмоциями и впечатлениями;

активно пользуются инструментами невербального взаимодействия (объятия, рукопожатия, прикосновения и пр.),

ведут интимные разговоры, сообщают друг другу сокровенные тайны;

неверно что общение можно классифицировать. Смотреть фото неверно что общение можно классифицировать. Смотреть картинку неверно что общение можно классифицировать. Картинка про неверно что общение можно классифицировать. Фото неверно что общение можно классифицировать

предпочитают опосредованное взаимодействие через социальные сети и мессенджеры;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *