неверно что общение можно классифицировать
Классификация и виды общения, его значение в нашей жизни
В течение жизни человек вступает в разнообразные отношения. Он обращается к другому человеку с целью получить желаемое, учит и учится сам (имеется в виду не только систематическое обучение, но и наставление, передача опыта), делится радостью, когда всё прекрасно, ищет сочувствия, если случилась беда.
В этих и других случаях имеет место общение – взаимодействие двух и более индивидов, обменивающихся информацией. Психологи выделяют следующие виды общения и их классификацию.
Виды общения по содержанию
В зависимости от того, чем именно обмениваются люди, выделяют:
При материальном общении происходит обмен продуктами деятельности, например, в магазине. Когнитивное общение – это обмен знаниями. К нему прибегают учителя, воспитатели, лекторы, преподаватели кафедры, коллеги в научной лаборатории, инженеры на предприятии, сотрудники в офисе и т. д. Поскольку люди выполняют совместную работу, этот вид общения реализуется в сочетании с деятельностным (разговоры по поводу совместной деятельности во время её выполнения).
Кондиционное общение имеет целью изменить психическое состояние собеседника: утешить плачущую подругу, привести в боевую готовность спортсмена и т. д. В основе мотивационного общения – побуждение к тому или иному действию, формирование потребностей, установок: ребёнок хочет играть, а мама убеждает его сесть за уроки. Конвенциональное общение призвано готовить к предстоящей деятельности (церемонии, ритуалы, нормы и правила этикета).
Виды общения по целям
С целью удовлетворения базовых потребностей и продолжения рода люди вступают в биологическое общение. К нему относят половую жизнь и кормление грудью.
Цели социального общения – установление контактов с другими людьми и собственный личностный рост. Кроме общих, существуют частные цели, коих ровно столько, сколько потребностей у каждого жителя Земли.
Виды общения по средствам
В зависимости от применяемых средств обмен информацией бывает:
Непосредственное общение происходит с помощью органов, которые даны человеку природой: голосовые связки, руки, туловище, голова. Если для передачи информации используются объекты природы (палки, камни, следы на земле) и достижения цивилизации (письменность, теле- и радиовещание, электронная почта, скайп, социальные сети), – это опосредованное взаимодействие. К нему прибегают, чтобы поговорить с родными, близкими, коллегами, друзьями, которых нет рядом. Природные объекты помогали первобытным людям успешно охотиться и заниматься другими жизненно важными делами.
При прямом общении индивиды контактируют лично. Это может быть разговор, объятия, рукопожатие, научиться говорить перед людьми, ссора. Участники события видят друг друга без технических средств и сразу реагируют на высказывания, действия собеседника. Косвенное общение – это донесение информации через посредника (дипломата, адвоката и т. д.).
Виды общения по времени
Общение бывает кратковременным и долговременным. Кратковременное занимает от нескольких минут до пары часов. В процессе долговременного взаимодействия участники обсуждают способы решения предстоящих задач, а также самовыражаются, пытаются лучше узнать друг друга, укрепляют деловые или дружеские отношения, проверяют себя и партнёра на совместимость.
Другие виды общения
Кроме перечисленных видов, общение бывает:
Содержанием делового общения выступает совместно выполняемая работа. Специалисты ведут переговоры, обсуждают подготовку отчёта, план работы на ближайшее полугодие и т. д. Вступая в личностное общение, люди интересуются мнением, настроением, внутренним миром друг друга, выражают отношение к явлениям, событиям окружающего мира, разрешают конфликты.
Инструментальное общение – это установление контактов для достижения каких-либо целей. К нему прибегают сотрудники, желающие сделать карьеру или просто быть успешными в труде (этому способствует умение взаимодействовать с разными людьми, выстраивать доброжелательные отношения), политические деятели (учатся убеждать, вести за собой) и т. д. Целевое общение призвано удовлетворять потребность в установлении контактов с другими людьми.
Вербальное общение осуществляется посредством звучащей речи и реализуется в форме разговора. Разговоры бывают формализованными (конференция, защита диссертации, протокольный приём), полуформализованными (светская беседа) и неформализованными (общение в быту).
При невербальном общении партнёры обмениваются «репликами» с помощью жестов, мимики, пантомимы, прикосновений (кивок головы, поднятая рука на уроке, помахивание рукой на прощание и т. д.).
Каждый человек имеет социальный статус и роль (преподаватель, заведующий кафедрой, директор компании, младший научный сотрудник и др.). Чтобы соответствовать положению, личность ведёт себя так, как предписано принятыми в социуме нормами. Вид общения в зависимости от статуса и роли получил название формально-ролевого.
Одним из способов взаимодействия между людьми выступает манипулирование. Желая склонить другого к каким-либо действиям, один из партнёров применяет манипулятивное общение. В ход идут лесть, угрозы, капризы и т. д.
Педагогическое общение
Без общения невозможно эффективное воспитание и обучение детей. Под педагогическим общением подразумевается взаимодействие педагога и обучающегося, которое способствует созданию благоприятного микроклимата в коллективе и разностороннему развитию личности.
Работая с детьми, педагог выбирает один из стилей:
Позитивными считаются способы взаимодействия на основе увлечённости совместным делом, дружеское общение и диалог. Творческий педагог-энтузиаст способен увлечь, заинтересовать детей, но, практикуя подобное, не допустит панибратства. Дистанцирование уместно, если этого требует логика образовательного процесса. Устрашение и заигрывание – недопустимые стили, их применение свидетельствует о профнепригодности педагога.
Обмен информацией в жизни
Перечисленные виды и стили общения редко встречаются в «чистом виде». Так, секретарь-референт женского пола, беседуя с директором предприятия, использует когнитивное, инструментальное, деловое, непосредственное, формально-ролевое, вербальное общение. Разговаривая по телефону с подругой, применяет опосредованное, вербальное, личностное общение. Уйдя в отпуск по уходу за ребёнком, практикует биологическое, целевое, вербальное и невербальное взаимодействие. Все виды общения необходимы для формирования человеческой психики, освоение индивидом культурных норм и особенностей поведения в обществе, становления разумной, высоконравственной, физически и психологически здоровой личности.
Как мы общаемся — все виды коммуникации
Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.
С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.
Содержательный компонент процесса общения
Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.
Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.
Цели общения
Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.
Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.
Средства общения
Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.
Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:
Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.
Временной критерий коммуникации
Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:
В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.
Другие виды общения
Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:
Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.
Количество участников в процессе коммуникации
Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.
Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.
Классификация по Е.И. Рогову
Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное
В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.
Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.
Манипулятивное
Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.
Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.
Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:
Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.
Диалогическое
Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:
Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.
Педагогическое общение
Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.
Существует несколько стилей общения:
Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.
Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.
Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.
В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.
В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.
Виды общения в психологии: классификация, основные трудности
Виды общения в психологии разнообразны и часто используются в комплексе. Так, вербальный тип всегда сопровождается невербальной составляющей, проявляющейся в жестах, мимике, позе тела и т. д. Интереснее всего это проявляется среди молодежи.
Существует несколько классификаций, позволяющих систематизировать виды общения в психологии. Эти типы рекомендуется знать каждому, чтобы легко находить подход в разговоре с тем или иным человеком.
Понятие общения в психологии
Психология изучает понятие и виды общения людей между собой. Под общением мы понимаем контактирование и взаимодействие человека с другими людьми для осуществления совместной деятельности. В нем, помимо речи, используются неречевые приемы.
Обществу жизненно необходимо общаться и обмениваться информацией. В процессе эволюции человек перестал тесно взаимодействовать с природной средой, восполнив образовавшиеся пустоты обучением, быстрым усвоением и переработкой новых знаний.
Общение направлено на то, чтобы менять поведенческую, мотивационную, познавательную и эмоциональную сферы участников взаимодействия.
В процессе коммуникации люди делятся друг с другом действиями, результатами труда, обсуждают взгляды, мысли, планы, эмоции и пр. Они общаются, взаимодействуя друг с другом во время работы, обучения, совместных игр и другой деятельности. Психологи говорят о том, что благодаря общению легче планировать, осуществлять и контролировать деятельность людей.
Человек осваивает умение общаться с раннего детства. В психологии виды и формы общения зависят от среды, в которой развивается ребенок, а также от людей, с которыми он взаимодействует. Коммуникация происходит стихийно, основывается на жизненном опыте. Бывают ситуации, когда практики недостаточно, например, для освоения определенных профессий или даже для нормального, то есть цивилизованного взаимодействия с другими людьми. В таком случае необходимо уделить больше внимания совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования.
Общности людей пользуются различными способами взаимодействия, используют их в разных формах коллективной деятельности в зависимости от социально-психологического образа жизни. Эти различия хорошо просматриваются в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, песнях, приданиях, мифах, а также в искусстве, в кино, на радио и телевидении. Массовые формы и виды взаимодействия и общения с точки зрения психологии оказывают огромное взаимное влияние на людей. В историческом плане за счет различных форм происходил процесс воспитания детей, приобщения их к духовной жизни общества.
Любые аспекты общения посвящены в первую очередь проблеме человека. Если чрезмерно увлечься инструментальным аспектом взаимодействия, то его духовная, то есть человеческая составляющая сведется к минимуму. За счет этого оно будет восприниматься исключительно как информационно-коммуникативная деятельность. Поэтому, проводя научные и аналитические исследования, важно помнить, что человек является важнейшей составляющей взаимодействия, духовной и активной силой, преобразующей себя и других за счет общения.
Стороны и функции общения
В структуре различных видов общения в психологии можно выделить следующие типы:
В межличностном общении в психологии отражается взаимодействие человека с другими людьми и общностями, которые его непосредственно окружают в жизни.
С помощью когнитивной стороны можно понять, что представляет собой собеседник, как он может реагировать на те или иные формы взаимодействия, ответить на множество вопросов, раскрывающих его личность.
Коммуникативно-информационный элемент взаимодействия позволяет людям обмениваться своими мыслями, планами, идеями, чувствами, эмоциями и пр.
В эмотивной стороне коммуникации проявляются чувства и эмоции взаимодействующих людей посредством эмоций, жестов, поступков и т. п.
Конативная (поведенческая) сторона помогает согласовывать внешние и внутренние противоречивые позиции собеседников.
В психологии разных видов общения выделяют следующие функции:
Прагматическая. Отражает потребностно-мотивационные причины коммуникации, реализуется за счет общения во время совместных действия. Именно потребность в общении в данном случае выходит на первый план.
Формирования и развития. Позволяет собеседникам воздействовать друг на друга, развивая и совершенствуя себя и партнера. Коммуникация нужна людям для получения опыта, знаний, ценности, исторически сложившихся способов деятельности и т. д. При этом человек формируется как личность. Таким образом, можно сказать, что именно посредством такого взаимодействия формируются психические процессы, состояния, поведение человека в течение всей его жизни.
Подтверждения. Помогает человеку познавать, утверждать и подтверждать самого себя.
Объединения/разъединения людей. Имеет две стороны. С одной – она формирует связи между индивидами, помогает им выстраивать коммуникацию, настраиваться на выполнение общих действий, достижение целей, объединяет их. С другой – помогает изолироваться во время коммуникации, отделиться от других.
Организации и поддержания межличностных отношений. Помогает наладить и сохранить связи, взаимоотношения между людьми с учетом интересов их совместной деятельности.
Внутриличностная. Находит свое выражение во внутренних диалогах человека, которые он может проговаривать вслух или про себя.
Классификация видов общения в психологии
Каждый человек постоянно пользуется разными видами и средствами общения в психологии. За счет коммуникации формируется его личность, а также функционирует психика.
Основные виды общения в психологии классифицируют в соответствии с различными критериями:
в зависимости от средств выражения;
в соответствии с целями;
в зависимости от содержания;
исходя из состава участников коммуникации;
в соответствии со средствами передачи информации;
в зависимости от времени.
Характеристика разных видов коммуникации общения в психологии приведена в таблице:
Критерий
Виды и характеристика
В зависимости от средств выражения
В психологии выделяют вербальные и невербальные виды общения.
Вербальные коммуникации – общаться посредством речи может только человек. Однако не всегда можно донести информацию до другого исключительно через речь.
Невербальные коммуникации – в процессе взаимодействия используются взгляды, жесты, мимика, прикосновения. Эти элементы могут быть как самостоятельными, так и дополнять речь. За счет невербальных видов общения в психологии человек воздействует на подсознание и чувства собеседника
В зависимости от целей
Биологическое взаимодействие помогает удовлетворить биологические потребности человека, развивать, поддерживать и сохранять жизнеспособность организма. Это присуще не только человеку, но и животным.
Социальное взаимодействие предназначено для общения с обществом. С его помощью человек добивается своих целей в социальной сфере
В зависимости от характера
Деловое (формальное, ролевое) взаимодействие направлено на достижение определенных договоренностей, соглашений. Этот вид коммуникации используется в трудовых коллективах и строится вокруг определенного предмета обсуждения. Он возник благодаря тому, что каждый человек играет в социуме ту или иную роль.
Неформальное общение протекает между людьми за рамками рабочих взаимоотношений. В качестве партнеров по коммуникации выступают люди, с которыми приятно и интересно проводить время
В зависимости от содержания
Материальная коммуникация направлена на получение вещественных результатов, продуктов взаимодействия.
Когнитивное общение нужно для передачи и получения развивающей информации, расширяющей кругозор человека, помогающей ему самосовершенствоваться.
Кондиционное взаимодействие заключается в том, что субъекты физически или психологически воздействуют друг на друга, чтобы получить определенный результат.
Деятельностное, в процессе которого передаются действия, навыки, опыт, умения.
Мотивационное используется для того, чтобы передать другому человеку мотивацию, побудить его к совершению активных действий
В зависимости от участников общения
Лично-групповое, в процессе которого человек общается со всеми участниками группы. В качестве примера можно привести коммуникацию между членами рабочего коллектива.
Межличностное или прямое взаимодействие бывает непосредственным и опосредованным и происходит между двумя людьми, напрямую общающимися друг с другом.
Межгрупповое предполагает контакт нескольких групп людей. Может быть мирным или конфликтным
В зависимости от средств передачи информации
Опосредованное взаимодействие предполагает, что информация передается не в процессе живого общения, а через мессенджеры, почту, социальные сети, третьих лиц, т. е. без прямого контакта. Может занимать длительное время, необходимое для доставки корреспонденции и передачи информации.
Непосредственное взаимодействие – во время коммуникации люди общаются друг с другом напрямую, поэтому информация доходит до собеседника сразу же и в неискаженном виде
В зависимости от времени
Кратковременное взаимодействие происходит в течение ограниченного времени, связано одной темой беседы.
Длительное растянуто во времени, направлено на узнавание друг друга. Длительное взаимодействие может быть как непрерывным, так и прерываться на время, распространяться на одну или несколько тем. При такой коммуникации человеку требуется постоянный контакт с собеседником
В психологии выделяют и другие виды вербального и невербального общения. Разные ученые предлагают различные подходы к их классификации. При этом три разновидности идут в разрез с любыми критериями:
Воспитательное – предполагает, что один индивид целенаправленно воздействует на другого, чтобы в итоге достичь нужного результата.
Диагностическое – необходимо для того, чтобы сформировать или получить в процессе коммуникации мнение или информацию о другом индивиде (такое взаимодействие характерно для врачей и пациентов, специалистов по кадрам, задающим соискателям вопросы и предлагающим для заполнения анкеты и т. п.).
Интимно-личностное – возможно только между близкими, доверяющим друг другу индивидами.
В течение жизни человек пользуется различными видами общения в психологии.
Особенности общения в молодежной среде
Существенное значения психология уделяет различным видам общения детей и подростков. Если они будут лишены коммуникации с внешним миром, то не смогут нормально развиваться.
В психологии разные виды взаимодействия молодежи характеризуются следующими особенностями:
во время коммуникации обмениваются эмоциями и впечатлениями;
активно пользуются инструментами невербального взаимодействия (объятия, рукопожатия, прикосновения и пр.),
ведут интимные разговоры, сообщают друг другу сокровенные тайны;
предпочитают опосредованное взаимодействие через социальные сети и мессенджеры;