неверно что благо является коллективным клубным если

​Клубные блага: свойства, особенности и примеры

Чем клубное благо отличается от общественного и какими важными особенностями обладает его производство.

неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть фото неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть картинку неверно что благо является коллективным клубным если. Картинка про неверно что благо является коллективным клубным если. Фото неверно что благо является коллективным клубным если

К клубным благам можно отнести товары и услуги обладающие двумя свойствами: неконкурентность в потреблении (в определенных пределах) и исключаемость из потребления.

Дополнительный потребитель клубного блага, как и общественного, не уменьшает его полезность для остальных потребителей. Но, в отличии от общественного блага, его легко исключить из числа пользователей при не выполнении им требуемых условий.

Из свойств клубного блага вытекают его важные особенности:

1.Во-первых, при создании и потреблении клубного блага отсутствует «проблема безбилетника», поскольку неплательщиков можно определить и устранить их числа потребителей. Поэтому, клубное благо рынок может создать в достаточном количестве без вмешательства государства.

2.Во-вторых, клубное благо имеет нематериальный характер, поскольку любой материальный товар не обладает свойством неконкурентности в потреблении (дополнительный пользователь уменьшит количество товара для других).

3.В-третьих, предельные издержки производства клубного блага близки к нулю, а первоначальные и постоянные затраты на его создание, как правило, весьма велики. Другими словами, производство клубных благ связано с сильным эффектом экономии на масштабе. В результате, клубное благо может появиться только при некотором минимальном количестве его пользователей, и, что важно, его цена будет снижаться с ростом числа пользователей.

Примеры клубных благ: кабельное телевидение, сотовая связь, автобус, платная автомобильная дорога, online-кинотеатр и т.п.

Кстати, продукцию практически всех естественных монополий можно отнести к клубным благам.

Источник

Неверно что благо является коллективным клубным если

4337.01.01;МТ.02;1 Экономика общественного сектора

Блага, обладающие конкурентностью и исключаемостью из потребления

чистые частные блага
Благо, потребление которого доступно одновременно многим людям, обладающее двумя важнейшими свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, —

общественное
Блокирующий пакет акций — это

25% + 1 акция
Блокирующий пакет акций — это ____% + 1 акция.

25
Верны ли утверждения? А) В период перехода к рынку отсутствует экономия бюджетных средств. В) В период перехода к рынку выгоды от приватизации государственного имущества были распределены равномерно. Подберите правильный ответ

А- нет, В- нет
Верны ли утверждения? А) Для современной рыночной экономики характерен конфликт между равенством и эффективностью. В) Базовым критерием эффективности для рыночной экономики является критерий Парето. Подберите правильный ответ

А- да, В- да
Верны ли утверждения? А) Основоположник теории общественного блага — П. Самуэльсон. В) Теория общественного блага зародилась в середине 1950-х годов. Подберите правильный ответ

А- да, В- да
Верны ли утверждения? А) По классификации общественных благ экологическая безопасность относится к группе «предоставление социальных благ и услуг». В) Разработка и обеспечение стратегических приоритетов экономического развития по классификации общественных благ относится к группе «общественные блага общегражданского характера». Подберите правильный ответ

А- да, В- нет
Верны ли утверждения? А) Предоставление чрезмерного, по сравнению с возможностями экономики, объема общественных благ ведет к увеличению налогообложения. В) Предоставление чрезмерного, по сравнению с возможностями экономики, объема общественных благ ведет к ускорению роста производства. Подберите правильный ответ

А- да, В- нет
Верны ли утверждения? А) При производстве чистых общественных благ альтернативы государственному принуждению практически не существует. В) Непосредственное производство чистых общественных благ может быть осуществлено не только государством. Подберите правильный ответ

А- да, В- да
Верны ли утверждения? А) Производство в общественном секторе всегда предполагает финансирование за счет общественных средств. В) Непосредственное осуществление производства общественного блага силами общественного сектора может быть оправдано технологическими особенностями. Подберите правильный ответ

А- нет, В- да
Верны ли утверждения? А) С позиции экономистов либеральной направленности социальные программы должны увеличиваться. В) С позиции экономистов либеральной направленности налоги должны уменьшаться. Подберите правильный ответ

А- нет, В- да
Верны ли утверждения? А) Финансы некоммерческого сектора не относятся к финансам общественного сектора. В) Местные бюджеты относятся к государственным финансам. Подберите правильный ответ

А- нет, В- нет
Вытаптывание полей у древних скотоводов, нарастание экологических проблем современности из-за отсутствия взаимного признания исключительности прав — это

трагедия общности
Дилемма заключенного представлена следующим образом Для выигрыша 1-го индивида необходимо

признание 1-го, отказ 2-го
Дилемма заключенного представлена следующим образом Для взаимного выигрыша необходимо

отказ 1-го и 2-го
Для частного блага агрегированный спрос формируется путем __________ индивидуальных функций спроса.

горизонтального суммирования
Для частного блага агрегированный спрос формируется путем __________ индивидуальных функций спроса.

горизонтального суммирования
Добровольное сотрудничество на основе селективных стимулов и взаимного доверия, как правило, характерно для относительно

малых групп
ЗАО «Айсберг» относится к сектору современного общества

частный
Издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке

внешние эффекты
Издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке

внешние эффекты
Издержки или выгоды, которые достаются «третьим лицам», не участвующим в рыночной сделке

внешние эффекты
Издержки на производство общественного блага равны 1 млн. руб. Благом пользуются 20 тыс.человек. Чему равны индивидуальные платежи за данное общественное благо?

не известно, зависят от предельной готовности платить, но в сумме не должны быть меньше 1 млн. руб., чтобы покрывать издержки на производство

Издержки на производство общественного блага равны 1000 тыс.руб. Благом пользуются 20001 человек. 10 тыс.чел. платят за общественное благо по 65 руб., 10 тыс.чел. — по 34 руб. 1чел. платит за общественное благо — ____ руб.

10000
Модель следующего содержания поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности, — предложена …

Таккером
Модель, в соответствии с которой поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности

дилемма заключенного
На рисунке изображены спрос и предложение на общественное благо, потребляемое двумя индивидами. Как обозначена на рисунке функция агрегированного спроса?

ABCD
На рисунке изображены спрос и предложение на общественное благо, потребляемое двумя индивидами. Точка равновесия на рисунке обозначена

В
Не входит в структуру финансов общественного сектора региона

консолидированный бюджет РФ
Не относится к общественным услугам общего назначения

общественный порядок и безопасность
Не относится к основным вопросам экономики общественного производства

почему производить?
Не относится к факторам, определяющим экономический рост

ориентация на внешний рынок
Не является инструментом преодоления провалов рынка естественных монополий

неучастие государства в активах естественных монополий
Не является сектором современного общества

организационный
Нормативное направление государственного регулирования деятельности естественных монополий

применение государственных стандартов
Общедоступное образование по масштабу потребления относится к ________ общественным благам.

национальным
Общественные услуги общего назначения, оборона страны и услуги по обеспечению общественного порядка и безопасности — это

услуги общегражданского характера
Отрицательные селективные стимулы закрытых цехов

принуждение
Охрана правопорядка относится к

чистым общественным благам
Парето-оптимальное состояние общественного блага в контексте общего равновесия не зависит от

предельных издержек
Предельная норма замещения для 1-го индивида равна 20, для 2-го — 15. Предельная норма трансформации общественного блага в частное равна

35
Представлена процедура оценки предпочтений Чему равен стимулирующий налог для А?

200
Представлена процедура оценки предпочтений Стимулирующий налог для С равен

100
Представляющие государство органы власти и управления, в отличие от других субъектов рынка, обладают особыми правами — правами __________.

принуждения
Проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него — проблема _________.

безбилетника
Проблема фрирайдера обусловлена характерной для общественного блага

неисключаемостью
Программы по борьбе с нищетой относятся к __________ государства.

минимальным функциям
Равновесие, достигаемое при равновесных ценах на общественное благо, соответствующее значениям предельной индивидуальной готовности платить за него, называется ценами _________.

Линдаля
Ситуации, в которых субъекты рыночного хозяйства, действующие в рыночной среде, не могут или не имеют стимулов производить блага (услуги) в социально приемлемых размерах и с должным качеством

провалы рынка
Ситуация, возникающая в тех случаях, когда чистый денежный доход безработного, формируемый за счет перераспределения, фактически превышает чистый денежный доход такого же индивида, который имеет работу

сильная ловушка безработицы
Ситуация, когда благосостояние первого индивида снижается, а благосостояние второго остается неизменным, представляет собой

Парето-ухудшение
Ситуация, когда дополнительный доход, который индивид получает, интенсифицируя свои трудовые усилия, оказывается недостаточным, чтобы превысить дополнительное эксплицитное и имплицитное налогообложение

сильная ловушка бедности
Смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки

клубное благо
Строительство автовокзала оказывает

и положительный, и отрицательный внешние эффекты
Тарифное регулирование провалов рынка не включает в себя

макроэкономическое регулирование
Техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей

неисключаемость блага
Увеличение расхода ресурсов на общественные блага ведет к _____________ производства товаров и услуг на коммерческой основе.

сокращению
Функция, предполагающая, что общество заинтересовано в максимизации значения функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества, — ______ функция общественного благосостояния.

роулсианская
Цель политико-экономических методов регулирования естественных монополий —

Источник

Теоретические основы методики реализации вопросов местного значения (стр. 3 )

неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть фото неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть картинку неверно что благо является коллективным клубным если. Картинка про неверно что благо является коллективным клубным если. Фото неверно что благо является коллективным клубным еслиИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть фото неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть картинку неверно что благо является коллективным клубным если. Картинка про неверно что благо является коллективным клубным если. Фото неверно что благо является коллективным клубным если

2. В общем виде эффективность – соотношение результатов и затрат на их получение. В отношении судебной системы эффективность может быть оценена двояко:

1) с позиции социально-экономической эффективности: прирост налоговых доходов, полученный в результате решений судов по защите собственности, должен превышать затраты на содержание судебной системы (но это не означает, что надо экономить на судебной системе: дешевое судопроизводство, как правило, не является эффективным);

2) с позиции частной эффективности: возмещение ущерба частным лицам.

Говоря об оценке социально-экономической эффективности, важно учитывать два обстоятельства:

а) характер экономической системы: рентный характер экономики (господство сырьевых отраслей) означает, что значительную часть поступлений в бюджет составляют акцизы и неналоговые доходы, следовательно, государство оказывается менее экономически заинтересовано в результативности судебной системы;

б) размер прямых выгод, получаемых чиновникам при извлечении ренты от судебной системы, подотчетной исполнительной власти.

Поэтому критерий эффективности может быть уточнен следующим образом: прирост налоговых доходов от увеличивающейся прибыли, обеспеченный эффективностью судебной системы в сфере защиты прав собственности, должен быть выше прямых выгод чиновников от извлечения ренты, обеспеченной зависимостью суда от системы исполнительной власти.

В оценке частной эффективности также существуют два важных обстоятельства:

а) штраф, налагаемый на нарушителя прав собственности, должен превышать величину ущерба, который он причинил (например, понесенный ущерб + возмещение судебных издержек);

б) взимание штрафа должно осуществляться в пользу пострадавшего (а не государства), поскольку в этом случае несение издержек, связанных с обращением суд, будет для пострадавшего собственника экономически оправданным.

Размер и распределение трансакционных издержек между сторонами как фактор роста общественного благосостояния

Размер и распределение трансакционных издержек между сторонами является одним из стимулов эффективности экономической деятельности. Трансакционные издержки оказывают влияние на эффективность распределения ресурсов, создавая либо негативные стимулы для распределения ресурсов (препятствуя экономической деятельности, т. е. запрещая субъектам принимать определенные решения в отношении определенных ресурсов), либо позитивные стимулы и способствуя эффективной экономической деятельности и росту.

Таким образом, размер и распределение трансакционных издержек между сторонами общественных отношений также является краткосрочным фактором экономического роста.

Следствием стимулирующей функции трансакционных издержек является теорема Познера: «При высоких трансакционных издержках законодательство должно избирать и устанавливать наиболее эффективное из всех доступных распределений прав собственности». Это означает, что правом собственности должен быть наделен тот субъект, который в случае решения вопроса не в его пользу понесет наибольший ущерб[19].

1.4.4. Роль местного самоуправления в снижении трансакционных издержек (следствие 2)

Вклад местного самоуправления в снижение трансакционных издержек реализуется по двум направлениям: формирование системы публичных услуг, обязательств и функций управления, повышение качества юридических институтов.

1. Формирование системы публичных услуг, обязательств и функций управления, предоставляемых с уровня муниципального образования. Здесь под формированием понимается особый порядок действий органов власти, в результате которого:

– каждый вопрос местного значения представляется как пучок публичных услуг, обязательств и функций, а каждая услуга в свою очередь закрепляется за конкретным органом власти и получает стандарт качества и количественную оценку;

– затем на основе стандартизации услуг выстраивается система публичных функций управления и регламентов этих функций;

– на основе регламентации функций строятся регламенты взаимодействия органов самоуправления, должностные регламенты и, как следствие, должностные инструкции;

– наконец, зная регламенты функций и стандарты услуг, появляется возможность разработать показатели результативности органов власти (результат – степень удовлетворения общественной потребности) и привязать к показателям результативности систему материального стимулирования муниципальных служащих.

Тем самым деятельность местной власти оказывается регламентированной с позиции удовлетворения интересов общественных потребностей жителей.

2. Существенное влияние местное самоуправление оказывает и в сфере качества юридических норм:

Способы влияния на качество институтов

Формирование системы органов местной власти, состав и структура которых соответствуют структуре услуг, предоставляемых с уровня муниципального образования (услуга закрепляется за конкретным органом местного самоуправления, являющимся центром ответственности за конечный результат предоставления этой услуги, – удовлетворение публичной потребности)

Механизм стандартизации публичных услуг и регламентации функций органов местного самоуправления как одна из форм гарантий и защиты прав собственности

Качество муниципальных правовых актов (в т. ч. договоров и контрактов)

1.5. Государство, местное самоуправление и экономический рост в контексте неоклассического и институционального подходов

1.5.1. Обоснование подхода к рассмотрению проблемы

1. Неоклассическая теория описывает рынок как самонастраивающуюся систему, ориентированную на потребности покупателя. Чем выше спрос, тем выше цена на товары и услуги. Частный товаропроизводитель стремится получить максимальную прибыль. Поэтому он будет производить лишь те товары и услуги, которые пользуются наибольшим спросом. Изменение спроса влечет изменение цен, что заставляет товаропроизводителя менять объем и (или) номенклатуру производства, переносить его в другую местность (где спрос еще высок) либо полностью менять номенклатуру товаров и услуг. Так естественным путем обеспечивается потребительский суверенитет населения.

Однако рынок не способен обеспечить всех достаточным количеством товаров и услуг. Во-первых, рынок обеспечивает необходимыми благами лишь тех, кто способен платить. Во-вторых, в силу трех внутренних дефектов рыночного механизма[20]:

2) «внешние эффекты» некоторых видов экономической или социальной деятельности;

3) несовершенство информации.

Эти дефекты рыночного механизма цен обусловливают необходимость государственного вмешательства в экономику и предопределяют функции государства.

2. Институциональная теория связывает существование и функции государства с внешними эффектами (экстерналиями) и свойствами общественных благ.

Общественные блага – товары и услуги, внешние эффекты которых охватывают значительное количество индивидуумов. Поэтому невозможно установить их цены. Рынки таких товаров отсутствуют, и государство вынуждено предпринимать два вида мер:

1) либо осуществлять социальное регулирование поведения рыночных субъектов: определять объем потребностей в общественных благах и услугах, определять нормы и нормативы их потребления, устанавливать цены и обеспечивать равенство в доступе к этим благам и услугам;

2) либо производить их вместо отсутствующих рынков.

Эти меры вырабатываются не в процессе рыночной конкуренции (естественным образом), а в политическом процессе. Политический процесс – процесс принятия решений органами власти для обеспечения эффективного распределения ресурсов в соответствии с потребностями избирателей. Политическому процессу также свойственны дефекты государственного регулирования, связанные с тремя факторами: внешние эффекты, дефекты социального регулирования, дефекты политического процесса.

Дефекты рынка и свойства общественных благ делают объективно необходимым и экономически оправданным вмешательство государства (в более широком смысле – публичной власти) и определяют его функции.

3. Выделяют две основные функции государства: регулирование условий экономической деятельности и непосредственное предоставление общественных благ и услуг:

1) регулирование условий экономической и социальной деятельности, или производство правил, предполагает:

1.1) экономическое регулирование (экономическую политику) в следующих формах:

1.1.1) спецификация прав собственности;

1.1.2) формирование экономических правил, в т. ч.:

1.1.2.1) антитрестовское законодательство;

1.2) социальное регулирование (социальная политика);

2) организация производства и предоставления благ и услуг вместо отсутствующих рынков предполагает создание государственных (муниципальных) предприятий и учреждений для производства и предоставления общественных благ.

4. Важно отметить, что под термином «государство» теория подразумевает либо публичную власть в целом, либо общенациональный уровень публичной власти (в России – федеральный уровень). Такой подход имеет свое объяснение: неоклассический и институциональный подходы сложились и отражают ситуацию в странах с развитой рыночной экономикой, где регулирующая роль государства формировалась естественным путем на протяжении столетий.

Проблемы развития постперестроечной России выявили существенный пробел экономической теории: при рассмотрении функций и роли государства ничего не говорится о местном самоуправлении. Такие события, как монетизация льгот, провал пенсионной реформы и реформы здравоохранения, показывают, что деятельности государства присущ ряд весьма существенных дефектов в регулировании рынка.

Таким образом, экономическая теория обосновывает необходимость существования государства и его роль в жизнедеятельности общества из дефектов рыночного регулирования и свойств общественных благ. Аналогично поступим и в отношении местного самоуправления. Используем те же подходы, рассмотрев необходимость местного самоуправления исходя из:

– дефектов государственного регулирования рыночного механизма;

– свойств и характера общественных благ.

Рассмотрение начнем с выяснения свойств и характера общественных благ.

1.5.2. Общественные блага: свойства, характер, классификация

1.5.2.1. Свойства общественных благ

Потребности могут быть частными и публичными (общественными, коллективными). Для удовлетворения этих потребностей производятся частные, коллективные и общественные блага. Критериями выделения того или иного типа благ являются два свойства: исключительность и конкурентность.

Свойство конкурентности в потреблении (свойство конкурентности) означает, что потребление данного блага исключает возможность его потребления другими субъектами. Говоря по-иному, если дополнительное потребление единицы блага предполагает дополнительные издержки на его производство, такое благо считается конкурентным в потреблении. Наоборот, если потребление данного блага не препятствует его потреблению другим субъектом, т. е. дополнительные издержки на производство блага при росте числа потребителей равны нулю[21], такое благо характеризуется отсутствием конкурентности в пользовании (неконкурентность в потреблении, несоперничество). С точки зрения экономической теории неконкурентность, или несоперничество, – предельный случай положительного внешнего эффекта, когда множество людей одновременно пользуются положительным эффектом блага и нельзя определить, кто является основным пользователем. Неконкурентность (несоперничество) в потреблении приводит к эффекту «безбилетника»: если появляется потребитель, который не хочет платить за пользование благом (например, не платит за проезд в автобусе, не платит налоги, но пользуется поликлиниками), оптимальное использование ресурса все равно предполагает предоставление ему этого блага.

Свойство исключительности предполагает возможность исключить физический доступ кого-либо из числа потребителей к данному благу. Свойство исключительности блага определяется размером издержек, необходимых для его защиты от использования другими лицами. Если благо не обладает свойством исключительности доступа (неисключаемостью), значит, издержки для этого запретительно велики как для частных лиц, так и для их объединений (сообществ). Свойство неисключаемости означает, что производитель не имеет реального выбора предоставлять данное благо только тем, кто платит, или всем желающим. Блага представляются группам (коллективам, сообществам людей), которые как бы «растворяются» в этих группах. Поэтому поставщик блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым потребителем в отдельности. И если, например, вводить санкции против тех, кто не платит налоги, – будут страдать и те, кто является добросовестным плательщиком.

Таблица 5. Базовая типология благ

Наличие исключительности к доступу

Отсутствие исключительности к доступу

Конкуретность в потреблении

Чистые частные блага

Частные внешние эффекты

Неконкуретность в потреблении

Клубные (коллективные) блага

Чистые общественные блага или внешние эффекты

Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно потребляться другими лицами, т. е. присутствуют как конкурентность в потреблении (рост потребления блага предполагает рост издержек на их производство), так и возможность исключить доступ к благу (исключительность в пользовании).

Благо является коллективным (клубными), если существует возможность обеспечить исключительность в пользовании благом при отсутствии конкурентности в потреблении этого блага для членов сообщества (коллектива, клуба).

Благо является общественным, если, будучи потребленным одним лицом, оно остается доступным для потребления другими лицами, т. е. отсутствуют исключительность в пользовании и конкурентность в потреблении данного блага (национальная оборона, общественная безопасность, экология).

Поскольку невозможно исключить других субъектов из потребления общественного блага, невозможно определить издержки по производству данного блага и установить его эффективную цену. Общественные блага могут производиться частным порядком при условии, что найдется лицо (группа лиц), чья заинтересованность в данном благе окажется столь значительной, что они возьмут на себя все издержки по его производству, а выгоды от потребления разделят с «безбилетниками»[22], не требуя от них компенсации затрат. Но вероятность подобной ситуации очень мала. Поэтому рынок и не в состоянии производить общественные блага. Предоставление общественных благ – функция государства.

1.5.2.2. Классификация общественных благ

Свойства неисключительности и неконкурентности могут присутствовать у разных общественных благ в разной степени. Поэтому предложенная базовая классификация может быть уточнена[23].

1. Если конкурентность и исключительность выражены в максимально высокой степени, говорят о чистых частных благах. Но в составе частных благ экономическая теория выделяет особый вид благ – насущные блага. Насущные блага (еще их называют «блага, обеспечивающие достойное существование», «блага, достойные предоставления», «блага, обладающие особыми достоинствами») – особый вид частных благ, которые, по мнению общества, должны потреблять или получать все члены независимо от их доходов и социального положения. Причина, почему эти блага попадают в особую категорию, связана со значительным положительным внешним эффектом от их использования (положительные частные внешние эффекты). Насущные блага – это всегда конкретные частные блага, предоставляемые властью населению и предписанные к обязательному потреблению всеми членами общества. Здравоохранение, образование, культура, жилище и еда – наиболее типичные виды насущных благ.

2. Блага, у которых все (или одно) свойства выражены в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Например, построив мост (окружную дорогу), муниципалитет не может ограничить (запретить) проезд по ним жителей других поселений. Но рост пользователей мостом (дорогой) увеличивает для муниципалитета эксплуатационные издержки (объект быстрее изнашиваются и требует более частого ремонта). Здесь сохраняются свойства и конкурентности, и исключительности в пользовании (интернализация эффекта происходит через введение пошлин за проезд по дороге, мосту).

3. Коллективные общественные блага характеризуются относительно невысокой степенью соперничества, а неисключаемость распространяется только на членов сообщества (поэтому их еще называют клубными благами).

4. Некоторые общественные блага доступны значительным группам потребителей (например, всей нации). Другие блага (локальные общественные блага) доступны только жителям отдельных поселков. Как правило, локальными, или клубными, оказываются смешанные общественные блага.

Обобщим изложенное в табл. 6.

Таблица 6. Типология общественных благ

в зависимости от степени развитости их свойств

Виды общественных благ

Чистые частные блага

Насущные (частные) блага

Не имеет значения (определяется обществом по политическим мотивам)

Смешанные общественные блага

Коллективные (клубные) блага

Чистые общественные блага

Государство и (или) муниципалитет

1.5.2.3. Характер общественных благ

Помимо двух основных свойств (исключительность и конкурентность), общественные блага обладают и другими свойствами, рассмотрение которых позволяет лучше понять роль местного самоуправления. Для этого введем новое понятие – «характер общественных благ». Характер общественных благ – внешнее проявление совокупности их внутренних свойств. Внутренние свойства общественных благ можно разделить на две группы:

1) естественные, т. е. связанные с физическими характеристиками общественного блага:

– социальная (общественная) полезность;

– «пространственное измерение» (пространственное размещение, географическая привязка, пространственно-географическая материализация) внешних эффектов от использования естественных свойств;

2) институциональные (связанные с особенностями существующей экономической системы):

– стоимость общественных благ и возможность экономии на масштабе;

– внешние эффекты, возникающие при пользовании общественными благами[24];

– режимы пользования и распределение общественных благ по сферам ответственности органов власти (по предметам ведения уровней власти).

неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть фото неверно что благо является коллективным клубным если. Смотреть картинку неверно что благо является коллективным клубным если. Картинка про неверно что благо является коллективным клубным если. Фото неверно что благо является коллективным клубным если

1.5.2.3.1. Физическая доступность и социальная полезность

1. Под физической доступностью понимается физическая возможность потребителя воспользоваться данным благом. Физическая доступность имеет территориальное измерение – ареал физической доступности. Ареал физической доступности – размер территории, жители которой в состоянии регулярно совместно пользоваться данным благом. По-иному, ареал физической доступности означает территориальные (географические) границы, в пределах которых осуществляется совместное потребление данного блага и сохраняется свойство неисключаемости в потреблении (ареал неисключаемости, границы неисключаемости в потреблении). Например, в течение рабочего дня доехать до районного центра, пройти прием у врача (заверить у нотариуса копию документа) и вернуться домой.

Разные общественные блага имеют разный ареал физической доступности. Городская канализация имеет низкий ареал физической доступности (только для жителей города). Поликлиника имеет больший ареал физической доступности (как для жителей города, так и прилегающих к городу поселков). Экология – благо, ареал физической доступности которого может иметь региональный, национальный и международный характер.

Ареал физической доступности – понятие относительное. Он зависит от трех факторов.

Первый: существующие предпочтения потребителей и финансовые возможность власти их удовлетворить. Сегодня в России закрывают школы в малых селах. Аналогичный процесс происходил и в ФРГ в 1970-х гг. Но с конца XX в. школы в малых селах стали открывать заново, исходя из того, что ребенок должен учиться рядом с домом.

Второй: общий уровень развития техники и технологии (сегодня получить консультацию у врача или у юриста, купить товар можно по Интернету), транспортной сети и ряда других факторов.

Третий: общий уровень благосостояния населения. Если жители имеют личный транспорт, а поселение окружено развитой дорожной сетью, доступность расширяется.

2. Под социальной (общественной) полезностью понимается общественная польза, которую получают все субъекты, в т. ч. и те, которые напрямую не участвуют в процессе производства и потребления данного общественного блага. Социальная полезность также имеет территориальное измерение – ареал социальной полезности. Ареал социальной полезности блага определяется количеством внешних пользователей (внешних, т. е. не являющихся членами данного сообщества, коллектива), извлекающих общественную пользу, не участвуя в непосредственном производстве и потребления данного блага. Ареал социальной полезности определяет границы, в рамках которых выдерживается свойство неконкурентности данного блага, т. е. границы территории, в пределах которой прирост пользователей не влечет за собой прироста предельных затрат на производство дополнительных благ.

Ареал социальной полезности представляет собой границы территории, в пределах которой существует возможность учесть и интернализировать внешние эффекты от пользования общественным благом (через установление общих правил пользования, введение налогов, регулирование тарифов и т. п.).

1.5.2.3.2. Внешние эффекты и несовершенство информации

1. Выше неоднократно упоминалось о внешних эффекта». В общем виде внешний эффект – побочный результат (позитивное или негативное влияние, экстерналия) действия одного экономического агента на деятельность другого экономического агента. Например, муниципалитет построил метро в отдаленном микрорайоне. В результате цены на недвижимость выросли. Было бы разумно, если бы этот «незаработанный» владельцами недвижимости прирост стоимости муниципалитет «собрал» себе (в качестве компенсации затрат на строительство метро). Попытка каким-либо образом учесть внешний эффект называется интернализировать (от англ. internal – внутренний) эффект. Здесь интернализация – попытка распространить право собственности (присвоить), охватить контролем, включить в границы своего влияния (в границы своей собственности) внешние полезные эффекты, связанные с использованием ресурсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *