неверно что аудитор признает прочими расходами
2.2.2.3. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности
2.2.2.3. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.
1) Аудит организации бухгалтерского и налогового учета в организации.
Аудитор проверяет общую постановку бухгалтерского и налогового учета, а именно:
— правильность применения учетной политики общества, недостатки учетной политики, наличие рабочего плана счетов, первичных учетных документов;
— правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в соответствии с действующим планом счетов и Инструкцией по его применению;
— организацию подготовки, оборота и хранения первичных документов, различных регистров и журналов бухгалтерского учета;
— организацию налогового учета;
— использование компьютерной системы в бухгалтерском и налоговом учете.
2) Проверка достоверности проведения инвентаризации
В ходе аудиторской проверки аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете.
3) Аудит отчетности в организации.
Аудитор сопоставляет формы бухгалтерской отчетности с данными бухгалтерского учета, отраженными в синтетическом и аналитическом учете.
4) Аудит основных средств и нематериальных активов
Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов включает в себя:
— проверку правильности и своевременности зачисления объектов в состав основных средств и нематериальных активов,
— источники приобретения (создания) и цель приобретения (создания) основных средств (нематериальных активов),
— проверка правильности ведения аналитического учета основных средств и нематериальных активов,
— правильность начисления амортизации, степень износа,
— правомерность и правильность отражения по счетам бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией объектов основных средств (нематериальных активов), передачей имущества в аренду и залог, взноса в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ. Для арендованного имущества оценивается форма договора и размеры периодических выплат, проверка правильности переоценки основных средств,
— проверка учета капитальных вложений, в том числе на создание нематериальных активов,
— проверка правильности учета отнесения затрат на ремонт основных средств,
— проверка иных существенных хозяйственных операций с объектами основных и нематериальных активов, не отраженных в предыдущих разделах.
5) Аудит товарно-материальных запасов.
В данном разделе проводится аудит следующих активов: материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, готовая продукция, товары.
Аудитор проверяет правильность применяемой методики оценки данных активов и списания их на затраты производства. Проводится проверка организации учета движения материальных ценностей на складах, взаимодействие складского и бухгалтерского учета. Проверяется отражение в учете потерь, недостач и хищений товарно-материальных запасов.
6) Аудит финансовых активов
Финансовые активы рассматриваются аудитором в разрезе долгосрочных финансовых вложений и краткосрочных финансовых вложений. Проводится проверка правильности оценки данных активов к учету, реализации, погашения и иных направлений выбытия.
Отдельно рассматриваются вопросы текущей и предполагаемой доходности долгосрочных финансовых вложений. Проверяется отражение в учете получаемого дохода по долгосрочным финансовым активам.
При проверке краткосрочных финансовых активов необходимо уделить внимание векселям. Рассмотреть вопросы правильности оформления, законности приобретения, возможности взыскания, обеспеченности (авалированные или без обеспечения), наличия просроченных и непротестованных векселей.
7) Аудит денежных средств
Провести проверку ведения кассовых операций.
Провести аудит расчетов с подотчетными лицами.
Провести аудит движения денежных средств на валютных счетах с точки зрения бухгалтерского, налогового учетов, а также регулирования и контроля валютных операций, установленных специальными нормативными положениями.
Провести аудит учета операций по расчетному и другим счетам в банках.
Провести аудит учета денежных документов, средств в пути.
Аудитор оценивает степень надежности кредитной организации, в которой организация держит свои счета. При наличии случаев задержки платежей или «зависания» денежных средств об этом указывается в аудиторском заключении.
8) Аудит торговой дебиторской задолженности
Аудитор проверяет аналитический учет по покупателям.
Аудитор анализирует дебиторскую задолженность с разбивкой по срокам погашения и качеству: стандартная, сомнительная, просроченная, безнадежная. Аудитор проверяет отражение дебиторской задолженности в зависимости от вида в бухгалтерском учете.
Аудитор анализирует состояние работы с должниками и претензионной работы. По имеющимся судебным искам оценивается предполагаемый исход судебного разбирательства и объем возможных потерь для организаций.
Аудитор анализирует формы погашения дебиторской задолженности, проводит проверку отражения в учете неденежных форм расчетов.
Аудитор проверяет иную дебиторскую задолженность, являющуюся существенной и не отраженной в иных разделах.
9) Аудит кредиторской задолженности, вытекающей из поставки товаров, работ, услуг.
Аудитор оценивает характер обязательств, формы их оплаты, сроки, обеспеченность в сопоставлении с аналогичными показателями дебиторской задолженности. Проводит аудит расчетов по претензиям к поставщикам. По имеющимся претензиям оценивается предполагаемый исход судебного разбирательства и объем возможных потерь для организации.
Аудитор проверяет иную кредиторскую задолженность, являющуюся существенной и не отраженной в иных разделах.
10) Аудит учета труда и заработной платы.
Аудитор проверяет следующие аспекты:
— соблюдение трудового законодательства,
— внутренние документы организации, регулирующие взаимоотношения работника и организации,
— проверка учета рабочего времени и выработки, форм и систем оплаты труда,
— правильность и своевременность начисления и выплаты заработной платы;
— правильность удержания и уплаты подоходного налога;
— правильность расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды;
— расчеты с персоналом по прочим операциям.
11) Аудит резервов под рисковые активы, под предстоящие расходы.
Проверяется наличие и достаточность резервов под активы и предстоящие расходы с различными степенями риска. Проверяется правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву.
12) Аудит организации корпоративного управления.
Аудит учредительных документов требует проверки юридических оснований на право функционирования общества в соответствии с действующим законодательством. Аудит протоколов общего собрания акционеров, собраний Совета директоров. Отражение в учете решений данных органов, проверка принятых решений на Совете директоров на предмет непревышения полномочий. Аудит раскрытия в отчетности аффилированных лиц.
13) Аудит учета капитала.
Проводится аудит уставного капитала, расчетов с учредителями, в том числе по выплате с дивидендами. Аудит учета добавочного капитала. Аудит учета резервного капитала. Аудит учета финансовых результатов и их использования.
14) Аудит кредитов и займов полученных.
Аудитор оценивает объем заемных обязательств по суммам и срокам привлечения средств, отдельно для рублевых и валютных средств, в зависимости от формы получения и вида предоставленного обеспечения. Аудитор проверяет правильность и своевременность начисления процентов.
15) Аудит налоговых обязательств и начислений.
Аудитор проверяет следующие аспекты налогообложения:
— правильность определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, обоснованность использования льгот;
— правильность определения облагаемого оборота по налогу на добавленную стоимость от реализации продукции (работ, услуг), авансам и предоплатам и другим оборотам, для исчисления НДС в общеустановленном порядке, правомерности списания НДС в зачет бюджету;
— правильность определения налогооблагаемой базы по другим налогам, являющимся существенными для подтверждения достоверности расчетов с бюджетом.
16) Аудит расходов организации.
Аудитор проверяет с учетом особенностей:
организацию учета затрат на производство,
правильность формирования себестоимости реализованной продукции, произведенных работ, оказанных услуг,
правильность формирования операционных, внереализационных расходов,
правильность калькулирования себестоимости продукции.
Аудитор изучает заключенные хозяйственные договора и их дальнейшее отражение в учете.
При рассмотрении правильности отнесения на себестоимость расходов Аудитор оценивает основные налоговые риски. Аудитор проверяет обоснованность отражения и списания расходов будущих периодов.
17) Аудит доходов организации.
Аудитор оценивает правильность, полноту и своевременность отражения всех существенных видов доходов от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации и внереализационных операций и оценивает прибыльность общества по видам деятельности.
Аудитор проверяет правильность отражения в учете экспортных операций.
Аудитор проверяет наличие лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию в общеустановленном порядке.
Аудитор изучает заключенные договора на реализацию продукции, работ, услуг их дальнейшее отражение в учете.
Аудитор проверяет обоснованность отражения и списания доходов будущих периодов.
18) Аудит внутрихозяйственных расчетов.
Аудитор проверяет аналитический учет внутрихозяйственных расчетов.
19) Прочее раскрытие, установленное законодательством.
Аудитор выражает мнение о фактах хозяйственной деятельности по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которых в будущем существует неопределенность.
Аудитор выражает мнение о существенных событиях после отчетной даты.
Неверно что аудитор признает прочими расходами
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).
Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.
Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:
Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).
Определен перечень общественно значимых организаций
Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.
(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)
ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)
УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке
Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.
Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:
Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм
Введены новые обязанности аудиторских фирм
СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ
ПРИМЕЧАНИЕ
Аудиторские организации на финансовом рынке
Для аудиторских организаций на фин. рынке ЦБ вправе устанавливать дополнительные требования к перечню, срокам и форме раскрытия информации.
Расширен предмет аудита
Дополнительно предметом аудита определены:
Аудиторская тайна
Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.
В связи с этим аудиторская организация не вправе:
Уточнены права и обязанности аудируемых лиц
Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:
Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.
Введена обязанность назначать руководителей аудита
В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.
То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).
Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.
Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).
Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:
Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций
Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):
Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Уточнены требования минимальной численности аудиторов
По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).
Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).
Вот ещё требования, которых ранее не было:
СИТУАЦИЯ
ПОСЛЕ 01.01.2023
Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм
Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:
ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ
(* – АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ)
ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ
Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:
Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами
Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита
Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами
Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.
Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).
Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.
Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.
Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.
Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.
Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.