неценовая зона теплоснабжения что это такое
Неценовая зона теплоснабжения что это такое
(введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 279-ФЗ)
1. К ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям:
1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;
2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.
2. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования соответствующих поселения, городского округа:
1) уведомляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении подписать в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения не позднее чем за тридцать дней до подписания указанного обращения. В течение тридцати дней со дня получения указанного обращения законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе высказать мнение по вопросу отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения;
2) направляет после подписания совместного обращения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрос о предоставлении согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.
3. Согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется на бумажном носителе, подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого предполагается создание ценовой зоны теплоснабжения.
4. Совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с приложением иных документов, подтверждающих выполнение критериев, указанных в части 1 настоящей статьи. До принятия Правительством Российской Федерации решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, направивший указанные документы, а также лицо, уполномоченное на подписание согласия на отнесение поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, вправе отозвать документы, направленные в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Решение об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, которое должно включать в себя в том числе заключение о соответствии или несоответствии поселения, городского округа установленным частью 1 настоящей статьи критериям и рекомендацию об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и которое подготовлено в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
6. После 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отнесении иных поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи.
7. После 1 июля 2020 года Правительство Российской Федерации проводит анализ функционирования ценовых зон теплоснабжения, в том числе по вопросам применения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, мер антимонопольного регулирования и при необходимости принимает меры, направленные на совершенствование условий функционирования ценовых зон теплоснабжения.
В России введены ценовые зоны теплоснабжения. Федеральный закон № 279-ФЗ от 29.07.2017
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 279-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения”
Скорректированы Закон о теплоснабжении и иные законодательные акты в указанной сфере.
Так, на территории России введены ценовые зоны теплоснабжения. В них применяется иной порядок осуществления теплоснабжающими и теплосетевыми организациями своей деятельности, в том числе иной порядок ценообразования.
Устанавливается только предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая цена определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение, источника тепловой энергии (цена «альтернативной котельной»).
Изменена также роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Последняя является единым закупщиком и поставщиком тепловой энергии (мощности) в зоне своей деятельности, а также единым центром ответственности перед каждым потребителем. Она разрабатывает и направляет на утверждение в уполномоченные госорганы схему теплоснабжения, управляет загрузкой тепловых мощностей, согласовывает вывод источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, выступает «одним окном» для потребителей, в том числе по подключению к системе теплоснабжения. Взаимоотношения между ЕТО и другими теплоснабжающими, теплосетевыми организациями строятся в рамках свободных договорных отношений.
Введен новый вид муниципального контроля за выполнением ЕТО инвестиционных мероприятий. Предусмотрено обязательное заключение между ЕТО и органом местного самоуправления соглашения о реализации схемы теплоснабжения.
Указанные изменения системы ценообразования и системы отношений осуществляются поэтапно на территории отдельных поселений, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения. Их перечень утверждается Правительством РФ на основании предложений Минэнерго России. Кабмин закрепляет условия и сроки принятия решения об отнесении поселения к ценовой зоне, также правила определения указанного предельного уровня. Он также утверждает правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения. Дополнительными полномочиями наделено и Минэнерго России.
План мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» (далее-«дорожная карта») направлен на принципиальное изменение подхода к системе отношений и модели ценообразования в сфере теплоснабжения, создающее экономические стимулы для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения.
В результате выполнения «дорожной карты» будет сформирована институциональная среда, предусматривающая:
либерализацию отношений в сфере теплоснабжения, основанную на принципах конкуренции с альтернативными способами теплоснабжения потребителей тепловой энергии;
переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями тепловой энергии.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. N 1949-р
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.10.2015 N 2096-р)
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Статья 23.3. Ценовые зоны теплоснабжения
Статья 23.3. Ценовые зоны теплоснабжения
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по внедрению целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа, утвержденные приказом Минэнерго России от 14 сентября 2018 г. N 770
1. К ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселение, городской округ, соответствующие следующим критериям:
1) наличие утвержденной схемы теплоснабжения поселения, городского округа;
2) пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
4) наличие согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.
2. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования соответствующих поселения, городского округа:
1) уведомляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении подписать в соответствии с пунктом 3 части 1 настоящей статьи совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения не позднее чем за тридцать дней до подписания указанного обращения. В течение тридцати дней со дня получения указанного обращения законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе высказать мнение по вопросу отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения;
2) направляет после подписания совместного обращения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрос о предоставлении согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.
3. Согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется на бумажном носителе, подписывается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого предполагается создание ценовой зоны теплоснабжения.
4. Совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, указанные в части 1 настоящей статьи, направляются исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, с приложением иных документов, подтверждающих выполнение критериев, указанных в части 1 настоящей статьи. До принятия Правительством Российской Федерации решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, направивший указанные документы, а также лицо, уполномоченное на подписание согласия на отнесение поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, вправе отозвать документы, направленные в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Решение об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, которое должно включать в себя в том числе заключение о соответствии или несоответствии поселения, городского округа установленным частью 1 настоящей статьи критериям и рекомендацию об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и которое подготовлено в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
6. После 1 июля 2018 года Правительство Российской Федерации вправе принять решение об отнесении иных поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения при условии их соответствия критериям, указанным в пунктах 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи.
7. После 1 июля 2020 года Правительство Российской Федерации проводит анализ функционирования ценовых зон теплоснабжения, в том числе по вопросам применения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, мер антимонопольного регулирования и при необходимости принимает меры, направленные на совершенствование условий функционирования ценовых зон теплоснабжения.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1, вступающим в силу с 1 января 2014 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 132-ФЗ в пункт 12 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
Организации, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии и не соответствующие критериям отнесения к теплосетевым организациям, оказывают услуги в порядке, действующем до дня вступления в силу Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 84-ФЗ, до даты окончания текущего периода регулирования, установленного для указанных организаций, но не позднее 31 декабря 2021 г.
Информация об изменениях:
а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения;
Информация об изменениях:
б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены на указанные услуги по соглашению сторон договора;
в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ в пункт 19 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 29 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 30 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ в пункт 31 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 33, вступающим в силу с 1 января 2014 г.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Меняется система регулирования тарифов в сфере теплоснабжения
31 июля вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».
Что означают эти изменения для рядовых потребителей коммунальных ресурсов?
— Коммунальное хозяйство, в том числе и теплоснажение, остро нуждается в инвестициях, — говорит Дмитрий Хасанов, начальник отдела по связям с общественностью Комбината бытовых услуг. — Ожидается, что внесённые в закон изменения дадут толчок реформе отрасли теплоснабжения, станут дополнительным стимулом для привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры. И в первую очередь закон меняет систему регулирования в области формирования тарифов.
Сегодня тарифы на поставку тепловой энергии и теплоносителя у нас регулирует государство через областной департамент по тарифам. Он находится как бы в середине интересов теплоснабжающих организаций и потребителей. Именно он изменяет тарифы, причём не чаще раза в год и не выше очерченных законом рамок.
— Постоянное сдерживание роста тарифов, — объясняет Дмитрий Олегович, — приводит к хроническому недофинансированию отрасли, причиняет ощутимый ущерб ресурсоснабжающим организациям: сдерживает модернизацию оборудования и инженерных коммуникаций, не покрывает всех их затрат.
А вступивший 31 июля в силу закон кардинальным образом меняет прежнюю систему: он предусматривает переход от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя – уровня так называемой альтернативной котельной.
— Что это такое – альтернативная котельная?
— Это условное обозначение: то, сколько стоило бы отопление в многоквартирном доме с собственной котельной.
При определении уровня альтернативной котельной будет учитываться много факторов, начиная с количества этажей в доме. Однако сегодня никакой конкретики в этом вопросе пока что нет. Конкретика появится, когда федеральное правительство примет постановление «Об утверждении правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цен на тепловую энергию».
А ценовые зоны — что такое?
— Ещё одно новшество в сфере теплоснабжения, прописанное новым законом. В стране появятся ценовые зоны, внутри которых за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации – ЕТО: по одной в каждой зоне.
Именно ЕТО предстоит отвечать перед ресурсоснабжающими предприятиями и потребителями за реализацию мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, определённые для неё в схеме теплоснабжения.
Именно ЕТО будет отвечать за качество услуг и устанавливать максимально допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией в своей ценовой зоне.
И только ЕТО будет наделена правом продавать тепловую энергию конечному потребителю в своей ценовой зоне. Все остальные ресурсоснабжающие предприятия в этой зоне будут продавать тепловую энергию ЕТО – единой теплоснабжающей организации.
— Однако пока, — объясняет Дмитрий Хасанов, — нет чёткого определения, в каких границах будут располагаться эти ценовые зоны. По закону, создание ЕТО возможно в городах, в которых есть схема теплоснабжения. В Бердске такая схема есть. И если наш город попадёт под все обусловленные законом критерии, то, возможно, достаточно будет подать в область заявку от муниципалитета, и у нас появится ЕТО.
Но возможен и другой вариант, при котором ценовая зона совпадёт с границами Новосибирской области, и наш город автоматом войдёт в неё. На сегодняшний день ясности и в этом вопросе нет, надо ждать подзаконных актов от федерального правительства.
— В законе сказано, что реформу рынка тепла в регионе можно начать только с согласия местных властей. То есть ЕТО – дело добровольное?
— Не совсем. Если границы ценовой зоны совпадут с границами Бердска – то да, всё будет зависеть от согласия местной власти. Но если ценовая зона совпадёт с границами области, то от муниципальных властей, понятное дело, не будет зависеть ничего.
А определит эти границы федеральная власть.
— Есть ли в новом законе риски для конечного потребителя?
— Для потребителей возможно увеличение тарифа на тепловую энергию, причём без получения гарантий качества и повышения надёжности теплоносителя. Далее: неизвестно и непонятно, как ЕТО будут выполнять инвестиционные мероприятия по модернизации сетей и оборудования. Возможен также рост дебиторской задолженности перед поставщиками. И наконец, не исключён массовый отказ от централизованного теплоснабжения, когда жители многоквартирных домов решат, что для них выгоднее обзавестись индивидуальной котельной, как это практикуется в Центральной России.
… В общем, вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Успокаивает одно: повышение стоимости тепловой энергии до уровня альтернативной котельной займёт, по замыслу разработчиков закона, от пяти до десяти лет. Сначала новый закон апробируют в пилотном варианте.
«Предполагаю, что, если бы законопроект об ЕТО приняли, то это вызвало бы волну возмущения в бизнес-сообществе. Сейчас в каждом городе есть несколько предприятий, продающих производимую тепловую энергию потребителю напрямую.
Теперь представьте, что в соответствии с новым законом им всем пришлось бы вступать в этот «колхоз» — ЕТО. На мой взгляд, это просто скрытая форма экспроприации».
Антон Блинов, директор ТГК-1 в интервью «Свидетелю» 29.06.2017