нетфликс watch again что это
Все о Netflix. Что это за приложение и стоит ли его покупать?
Netflix — это один из самых популярных стриминговых (потоковых) видеосервисов в мире. Даже если вы ничего о нем не знали раньше, то наверняка смотрели или хотя бы слышали о таких сериалах, как: «Черное зеркало», «Карточный домик», «13 причин почему», «Нарко» или «Очень странные дела».
Все они, как и многие другие фильмы и сериалы, не только распространяются через Netflix, но и производятся этой же компанией.
Одной из отличительных особенностей Netflix является то, что новые сериалы выходят не по одной серии раз в неделю (как, скажем, продукция HBO), а сразу же целым сезоном в один день одновременно по всему миру на разных языках.
Netflix доступен в любой стране и работает на самых разных устройствах: смартфонах (Android и iOS), планшетах, компьютерах, телевизорах, ТВ-приставках, игровых консолях, DVD и Blu-ray плеерах.
И, что самое удобное, на всех устройствах поддерживается синхронизация просмотра. То есть, вы можете посмотреть 30 минут фильма на телевизоре, затем запустить Netflix на смартфоне и продолжить смотреть с того же момента, а закончить просмотр и вовсе в браузере на ноутбуке.
Это приложение платное и поэтому мы решили сделать подробный обзор на Neflix, чтобы каждый из читателей смог решить для себя, нужно ли оно ему или нет.
Приложение Netflix и русский язык
Контент от Netflix может быть дублирован или доступен на самых разных языках, включая русский, украинский, румынский и многие другие. Язык зависит от конкретного фильма или сериала. Что-то доступно на английском, что-то дублировано сразу на 5-7 языках.
Если называть конкретные цифры, то на начало 2021 года более 900 сериалов/фильмов/мультфильмов дублированы на русский язык. Еще порядка 40 мультфильмов не содержат диалогов вообще, то есть, будут понятны любому человеку. А также более 100 картин изначально сняты на русском.
Многие новинки выпускаются также с русским переводом.
Посмотреть список всех фильмов Netflix на русском языке (с русской озвучкой) можно на сайте uNoGS. Здесь же доступен фильтр по рейтингу IMDB, жанру и году выпуска, так как в самом приложении таких удобных фильтров нет:
Однако, помимо дубляжа, в приложении Netflix доступны субтитры на разных языках, включая русский. Как и в случае с дублированием, язык субтитров также зависит от конкретного фильма. На начало 2021 года 2784 фильма/сериала/мультфильма в Netflix содержат русские субтитры.
Таким образом, Netflix является не только онлайн-кинотеатром, но и отличным инструментом для изучения иностранных языков. Можно независимо для каждого фильма выбирать язык озвучки и субтитров.
Если говорить только об английском языке, тогда вам будет доступно около 8 тысяч сериалов/фильмов/мультфильмов.
Описание основных функций и возможностей Netflix
Качество видео зависит от конкретного фильма и может достигать разрешения Ultra HD (4K). Но более интересно здесь не это, а поддержка видео с расширенным динамическим диапазоном в двух форматах (HDR10+ и Dolby Vision), а также звука Dolby Atmos (на текущий момент на смартфонах эта опция не доступна).
В обзорах различных смартфонов на Deep-Review мы всегда указываем, способен ли экран конкретного устройства воспроизводить картинку в HDR. Но многие люди, даже имея совместимый смартфон, никогда не смотрели HDR-видео, так как не знают, где искать такой контент. Все приложения с бесплатным пиратским контентом не поддерживают эту технологию.
В этом и заключается большое преимущество Netflix — картинка в HDR10 (работает на всех Android-флагманах) или Dolby Vision (работает на флагманах iPhone с AMOLED-экранами) выглядит безупречно.
Но здесь стоит отметить одну важную деталь. Дело в том, что весь контент Netflix защищен от пиратства при помощи технологии DRM (управление цифровыми правами). В частности, используется DRM-платформа от компании Google под названием Widevine двух уровней L1 и L3.
Так вот, если какая-то компания не дружит с Google, ее смартфоны не пройдут сертификацию и не получат поддержку Widevine L1. А без этого все видео в Neflix будут доступны только в SD-качестве (то есть, даже ниже, чем HD 720p) без HDR10 или Dolby Vision.
На текущий момент все современные смартфоны Huawei лишены этой поддержки из-за санкций США. Соответственно, использовать Netflix даже на самых дорогих флагманах этой компании (например, Huawei P40) бессмысленно. Как-то обойти эту блокировку невозможно.
Но вернемся к приложению Netflix. Оно состоит из нескольких разделов:
Главная страница, в свою очередь, разделена на Сериалы, Фильмы и Мой список:
В раздел Мой список можно добавлять любые видео, чтобы затем продолжить просмотр, а также для того, чтобы Netflix предлагал вам больше похожего контента. Любому фильму можно поставить лайк или дизлайк:
Это также влияет на автоматические подборки (рекомендации) от Netflix.
Узнать, в каком формате доступно видео можно прямо в его описании. Контент, поддерживающий HDR10 или Dolby Vision, помечен соответствующими значками:
Любое видео можно загружать для дальнейшего просмотра без доступа к Интернет. Для этого достаточно нажать соответствующую иконку справа от конкретного эпизода (для сериалов) или кнопку Загрузить.
Но смотреть загруженные видео можно только в приложении Netflix и только с активной подпиской. То есть, у вас не получится загрузить тысячу сериалов, затем отменить подписку на Netflix и смотреть их бесплатно в течение нескольких лет.
Изменить язык дубляжа или субтитров можно непосредственно во время просмотра видео, нажав вначале на экран, а затем — кнопку Аудио и субтитры:
На следующем примере выбрана русская озвучка и отключены субтитры:
Если слова русский нет в колонке слева (Аудио), значит, озвучка на русском языке не доступна для этого фильма/сериала. Если слово русский не указано справа (Субтитры), значит, нет и русских субтитров.
В Netflix также есть экспериментальные видео, в которых сам зритель выбирает сюжетную линию. Попробовать этот формат можно на сериале «Черное зеркало» (Black Mirror) в серии «Бандерснэтч» (Bandersnatch).
Описание настроек Netflix
Зайдя в свой профиль (маленькая аватарка в правом верхнем углу) и выбрав Параметры приложения, вы попадаете в настройки приложения:
Вот, что они означают:
А теперь поговорим о самом главном — стоимости.
Сколько стоит Netflix и как смотреть месяц бесплатно
Данный сервис работает по подписке. То есть, платить придется ежемесячно. А стоимость подписки зависит от тарифного плана и той страны, где вы приобретаете подписку.
Прежде чем Netflix начнет снимать деньги с карты, вам будет предоставлен 30-дневный бесплатный тестовый период. Вы можете пользоваться сервисом в максимальном качестве, загружать видео или смотреть онлайн. Проверить количество и разнообразие контента на русском языке, посмотреть, как выглядит картинка в HDR10 или Dolby Vision (если ваше устройство поддерживает эти форматы).
Затем можно просто отказаться от подписки за пару дней до окончания тестового периода. Таким образом, вы сможете целый месяц смотреть Netflix бесплатно. А затем удалить приложение или, при желании, оформить подписку.
Почему продлить тестовый период не получится
Вероятно, вам пришла в голову мысль — почему бы не регистрировать каждый месяц новую учетную запись в Netflix и не смотреть фильмы бесплатно в течение каждого 30-дневного тестового периода.
Действительно, такая схема поначалу работала. Затем Netflix ввел обязательное добавление кредитной карточки при регистрации учетной записи. Если через месяц вы закроете свой аккаунт и попытаетесь зарегистрировать новый, используя ту же кредитную карту, больше бесплатный тестовый период вы не получите.
Как отменить подписку на Netflix в течение бесплатного периода?
Если вы зарегистрировали тестовый аккаунт только с одной целью — попробовать бесплатно сервис, тогда обязательно до окончания тестового периода сделайте следующее:
Что важно, доступ к Netflix не будет тут же заблокирован. Вы можете и дальше полноценно пользоваться сервисом до окончания тестового периода. Другими словами, если вы решили просто бесплатно попробовать Netflix в течение месяца, можно отменить подписку в первый же день, чтобы не забыть это сделать через месяц.
То же касается и платной подписки. Если вы захотите ее отменить, тогда сервис будет доступен до конца оплаченного периода. К примеру, если вы последний раз платили за сервис 1 июля и отменили подписку 20 июля, Netflix будет продолжать работать до 1 августа и только потом вы не сможете им пользоваться.
Цены и тарифные планы выглядят следующим образом:
Базовый план за 8 евро/месяц включает возможность одновременного просмотра видео в стандартном качестве только на одном устройстве. То есть, два человека уже не смогут на разных смартфонах одновременно смотреть фильмы.
Стандартный план за 10 евро/месяц включает возможность просмотра видео в 1080p FullHD качестве одновременно на двух устройствах.
Премиум план за 12 евро/месяц включает возможность просмотра видео в максимальном качестве (4K, HDR, Dolby Vision) одновременно на 4 устройствах.
Важное замечание: не существует взломанных (пиратских) версий приложения Netflix. Если вы нашли такое, можете быть уверены в том, что это вредоносное ПО, не имеющее никакого отношения к сервису Netflix.
И еще одно уточнение. Как уже было упомянуто выше, цена на подписку зависит от страны, в которой вы ее оформляете. И в некоторых странах (Аргентина, Турция) подписка стоит гораздо дешевле. К примеру, премиум план в Аргентине стоит всего 6.5 евро/месяц (или 450 песо).
P.S. Не забудьте подписаться в Telegram на первый научно-популярный сайт о мобильных технологиях — Deep-Review, чтобы не пропустить очень интересные материалы, которые мы сейчас готовим!
Как бы вы оценили эту статью?
Нажмите на звездочку для оценки
Внизу страницы есть комментарии.
Напишите свое мнение там, чтобы его увидели все читатели!
Если Вы хотите только поставить оценку, укажите, что именно не так?
Перешел на Netflix вместо Кинопоиска и Okko. Очень доволен, но есть проблемы
В августе текущего года я подсел на Netflix.
Это связано с частыми поездками. В конце того месяца я поехал на Сапсане в Санкт-Петербург, а в середине сентября полетел в Хорватию. Оба раза оказывался без связи, поэтому нашел себе развлечение — кино.
Я уже был постоянным пользователем Кинопоиска, а на Okko смотрю английскую премьер-лигу по футболу. Но однажды скачал Netflix, о котором все говорят последние несколько лет. И понеслась.
Ниже — главные впечатления от пользования платформой.
В Netflix меньше локальных ограничений
Забегая вперёд, замечу главный плюс Нетфликса на фоне российских онлайн-кинотеатров — это международный сервис, который работает в сотнях стран мира.
В декабре прошлого года поехал в Стамбул и внезапно обнаружил, что там не работает Okko. Получилось так, что кино для просмотра на отдыхе я скачал зря, АПЛ тоже не посмотреть.
Все дело в законодательстве — для каждой страны необходима отдельная лицензия. И у Okko есть полные права на показ контента только в России, Казахстане, Азербайджане и Белоруссии. Решение проблемы — российский VPN.
У Кинопоиска похожая ситуация. За границей контент доступен только в течение 30 дней с момента загрузки для начала просмотра 48 часов после первого включения, а дальше требуется обновление. Но если прав на его показ в регионе, где вы находитесь, нет, вы просто останетесь без контента.
У Нетфликса тоже есть геоблокировки, но их в разы меньше. Большинство контента с ограничением по геолокации разрешены к просмотру только в США, поэтому мала вероятность, что вы столкнетесь с этой проблемой. За неделю в Хорватии я ни разу не столкнулся с ними — скачал десяток фильмов в аэропорту и смотрел их вечерами в отеле Пулы.
Удобный интерфейс, но нет метки о русском переводе
Независимо от устройства верстка сервиса не меняется. В главном меню контент размещен плитками, они поделены по разделам: «Популярно на Netflix», «В тренде», «Топ-10 сегодня в России» и т.д.
Сильнейшая сторона Нетфликса – задавать тренды, о чем мы поговорим позже. Чтобы быть в курсе выхода всех новинок, на нижнюю панель добавлен раздел «Скоро», там вы найдете самый свежий контент на платформе.
С точки зрения дизайна платформа не совершает прорыв и не дает уникальный пользовательский опыт, а просто дает удобный и интуитивно понятный интерфейс с простой навигацией.
При запуске приложения сервис предлагает выбрать аккаунт. От этого зависит список сохраненного контента и рекомендации. Кроме того, есть Netflix Kids с детским контентом и ограничениями на просмотр обычного.
Раздел рекомендаций формируется на основе просмотренных и загруженных фильмов. алгоритмы предлагают вам кино соответствующих жанров. Причем, интерфейс указывает, на какой посмотренный фильм похож предложенный контент.
Первым, что я посмотрел, был «Впритык». Захотел включить американскую комедию, просто увидел на главной в разделе комедий кино с Робертом Дауни и Заком Галифианакисом (Аланом из «Мальчишника в Вегасе»), прочел описание и скачал. На его основе Нетфликс предложил мне «Ужин с придурками» и «Человека, который изменил все». Самое то, чтобы отдохнуть за просмотром простого по сюжету и в хорошем смысле «глупого» кино.
Удобная функция — продолжение просмотра кино с момента, на котором сеанс был прерван. Причем, данные сохраняются в облаке, и вы можете продолжить просмотр на любом подключенном устройстве.
Минус интерфейса: на обложках кино не показано, есть ли русский перевод.
С этой проблемой я столкнулся, когда летел из Пулы в Москву. В аэропорту скачал пару фильмов, и уже в самолете выяснилось, что у «Сэнди Уэсклера» нет русской озвучки. Лететь было три часа, в итоге только полтора из них я смотрел кино, еще столько же не знал, чем себя занять.
у Netflix лучший видеоконтент в мире
Главное отличие Нетфликса от других стриминговых сервисов заключается в уникальных фильмах и сериалах, которые больше нигде недоступны.
Netflix занимается собственным производством и также скупает огромное количество контента у других студий. Аналогичным образом работают КиноПоиск, Okko и другие российские онлайн-кинотеатры. При этом, оригинальный контент Нетфликса лучше рекламируется, соответственно, о нем знает большее количество людей.
Пользуясь Нетфликсом, вы с большей долей вероятности будете в тренде. Осенью 2021 года в тренде сериал «Игра в кальмара». Он официально набрал 111 млн поклонников по всему миру, что сделало его самым просматриваемым за всю историю Нетфликса.
Нетфликс задает тренды, с которыми не в силах тягаться больше ни один онлайн-кинотеатр. Зная их, вам проще найти общие темы с людьми и завязать или поддержать диалог.
В сервисе есть целый раздел «Только на Netflix». Это сотни фильмов и десятки сериалов, доступных исключительно на этой платформе.
Вот 9 других популярных сериалов на Нетфликсе. Как минимум о трёх из них вы точно слышали:
▪ Сексуальное просвещение
▪ Ведьмак
▪ Другая жизнь
▪ Очень странные дела
▪ Академия Амбрелла
▪ Звёздный путь: Дискавери
▪ Бумажный дом
▪ Сорвиголова
▪ Карточный домик
А вот 10 популярных фильмов на Нетфликс. Некоторые крайне популярны и в России:
▪ Брачная история
▪ Суд над чикагской семеркой
▪ В погоне за Бонни и Клайдом
▪ Неограненные алмазы
▪ Птичий короб
▪ Король
▪ Ирландец
▪ Дьявол всегда здесь
▪ El Camino: Во все тяжкие
▪ Два Папы
Netflix хорош на iPad, но версия для ТВ разочаровала
Я смотрел Нетфликс преимущественно на iPad Air 4-го поколения. Кстати, это лучшая платформа для просмотра кино. Оно дает сочетание большого экрана и мобильности, можно смотреть кино в дороге или в любом месте в квартире — на балконе, на кухне, в гостиной на диване.
С iPad я не чувствую привязанность к конкретной комнате, в отличие от телевизора. Поэтому даже дома я смотрю Нетфликс на планшете, а не на ТВ, где звук лучше, а картинка больше. Тем более, что когда ухожу из гостиной на кухню, кино приходится приостанавливать, чтобы ничего не пропустить. А планшет просто берешь с собой и всё.
Визуально приложение для iPad почти не отличается от версии для iPhone. Единственное отличие с точки зрения пользовательского опыта — на большом дисплее проще взаимодействовать с приложением. На экран 10,86 дюйма помещается больше данных, чем на 6,1. А ориентироваться в приложении на планшете удобнее: видишь больше разделов, в горизонтальной ориентации приложение юзабельнее.
Стабильность приложения на Apple TV 4K разочаровала. Иногда там Netflix зависает и отказывается что-либо делать. Единственный способ решить проблему — принудительно закрыть и снова запустить программу.
Изучив русскоязычные статьи о проблеме и англоязычные форумы, я понял, что нестабильность и медлительность софта Netflix для ATV — массовая проблема. Поиск предлагает материалы, где перечислено аж 10 способов решить проблему.
Кроме того, прога медленная. По ощущению, Кинопоиск, Okko и Apple TV+ загружаются быстрее.
С одной стороны, проблема нестрашная. Просто во время пользования поиском, открытия нужного раздела или страницы фильма ждешь не одну секунду, а три. Но представьте, сколько таких процессов происходит во время одного сеанса. Поэтому спустя время медленная загрузка приложения начинает бесить.
Друзья тоже говорят, что приложение тормозит и периодически зависает. В общем, к оптимизации и стабильности приложения для умных TV и телеприставок есть вопросы.
Это самый дорогой онлайн-кинотеатр
Стоимость разных тарифов в месяц:
▪ Базовый: 599 руб.
▪ Стандартный: 799 руб.
▪ Премиум: 999 руб.
Для новых пользователей доступен бесплатный пробный период — весь контент Netflix можно смотреть в течение 30 дней за 0 руб.
Цена выше, чем у Кинопоиска (199 руб.) и Okko (Первый месяц за 1 руб., второй за 199 руб., далее каждый следующий месяц по 399 руб.). Но и преимуществ вы получаете больше.
Нетфликс кажется мне самым универсальным онлайн-кинотеатром.
У него нет проблем с показом контента за рубежом, а лично для меня это ключевой момент, так как кино я смотрю преимущественно в поездках и на отдыхе.
В нем масса оригинального контента, который по популярности превосходит уникальные фильмы и сериалы любого другого онлайн-кинотеатра.
У него понятный и удобный интерфейс, а приложение на iPhone и iPad летает. Минус – слабое качество софта для приставок и умных телевизоров. Впрочем, смотрю Нетфликс преимущественно на портативных устройствах, а телевизором почти не пользуюсь.
Я выбрал стандартный тариф за 799 руб. в месяц и оставлю его. Это будет мой третий онлайн-кинотеатр после Okko и Кинопоиска. В первом я смотрю футбол, а второй просто включен в Яндекс Плюс, который мне нужен для скидок и баллов в сервисах компании.
Нетфликс стал первым онлайн-кинотеатром, который я использую специально для фильмов и сериалов (если вдруг вновь начну их смотреть). И поэтому могу смело его рекомендовать.
▪ удобный интерфейс
▪ точные рекомендации
▪ работа в сотнях стран
▪ самый вирусный контент
▪ нет метки о наличии или отсутствии русской озвучки
▪ нестабильная версия приложения на умных телевизорах и конкретно tvOS
Netflix запустился в России — все, что вам нужно знать
6 января примерно в 21:00 по московскому времени сервис Netflix стал доступен пользователям России, а также еще в 130 странах мира — компания объявила о снятии региональных ограничений на конференции CES 2015 в Лас-Вегасе. Объясняем, что это значит, и как с этим жить дальше.
Стоп. Что такое этот ваш Netflix?
Это крупнейший стриминговый сервис в мире, работающий по подписке — вы платите раз в месяц фиксированную сумму за неограниченный доступ к огромной библиотеке фильмов и сериалов: десятки тысяч наименований от How I Met Your Mother и Family Guy до Breaking Bad и фильмов Квентина Тарантино. Все это доступно в Full HD, а некоторые фильмы и сериалы даже можно посмотреть в UHD 4K.
И все это включено в стоимость подписки?
Да. Несколько лет назад Netlfix стал таким огромным и богатым, что стал снимать собственные сериалы: House of Cards, Orange is the New Black, Jessica Jones и другие. Нигде кроме Netflix их легально посмотреть не получится (единственное исключение для России — сервис «Амедиатека», где есть «Карточный домик»).
Что случилось?
По сути, Netflix просто убрал региональную блокировку на российские адреса. Интерфейс и весь контент в системе остался на английском языке. Слухи о приходе Netflix в Россию ходят уже давно, поэтому не исключено, что скоро в системе появится российский интерфейс, а также переведенные на русский язык фильмы.
И сколько все это стоит?
Учитывая текущий курс рубля, не очень дешево: 10 евро за FullHD-качество и поддержку двух устройств с одного аккаунта; 12 евро — за возможность смотреть фильмы в UltraHD. Будем надеяться, что вместе с локализованным контентом в Netflix появятся и локализованные цены.
И чем это круче других стриминговых сервисов?
Прелесть Netflix не только в самой обширной библиотеке, но и в самой продвинутой системе рекомендаций, которая составляется системой на основании работы многотысячной армии фрилансеров, которых называют «тэгерами». Эти люди занимаются тем, что отсматривают многотысячный каталог и дают каждому фильму уникальные тэги — начиная от жанра и заканчивая настроением фильма и характеристиками актеров. Основываясь на этих данных, система будет рекомендовать вам фильмы.
И как начать всем этим пользоваться?
Netflix поддерживается всеми современными игровыми приставками — от Xbox One до Nintendo Wii, также есть приложения для смартфонов и планшетов и, разумеется, веб-версия.
Почти в каждом современном телевизоре со Smart TV также можно найти приложение Netflix. Где именно пользоваться им — вопрос вкуса; качество картинки через HDMI везде будет примерно одинаковое. На консолях интерфейс работает чуть шустрее, чем на Smart TV, зато на телевизорах можно управлять всем с помощью пульта.
Если вы любите смотреть фильмы и сериалы в оригинале, попробуйте Netflix — первый месяц подписки бесплатен.
Как работает Netflix
Успех «Нетфликса» обеспечили высокие технологии, но за ними стоит целая философия, которая сделала эту философию эффективной. Систему, которая заставляет миллионы людей одержимо кликать по красно-белым кнопкам, легко отказываясь от многолетней традиции просмотра фильмов в кино, а сериалов по ТВ.
Привет! С вами Ефим Гугнин! И сегодня мы постараемся разобраться, как работает Netflix. А для этого нам придётся немного отмотать время назад.
1997 год. Интернет только-только набирает популярность и пока связывает жалкие 10 миллионов компьютеров.
Все сериалы и фильмы люди смотрят в кино, по кабельному либо эфирному ТВ, ну или заказывают видео в прокате. В это непростое время 37-летний Рид Хастингс, бывший военный и работник Корпуса мира, а ныне компьютерный инженер и предприниматель, решается на авантюру.
Вместе со своим другом Марком Рэндальфом: он открывает бизнес по аренде DVD-дисков и называет компанию Netflix.
Почему авантюру? Во-первых, рынком видеопроката почти единолично правит «Блокбастер», который явно не спешит оставлять лидирующие позиции; во-вторых, на момент запуска Netflix формат DVD существует всего несколько месяцев, его коммерческий успех неочевиден, и большинство семей до сих пор пользуется VHS-кассетами. Ну и, наконец, вместо того, чтобы дать клиентам по старинке арендовать фильмы в видеопрокате, Хастингс решает работать исключительно через интернет и доставлять диски на дом.
И хотя сейчас это кажется обыденным и по всем параметрам комфортным решением, многие бизнесмены в 1997-м его откровенно не понимали: мол, а зачем клиенту лазить по какой-то сети и заказывать диски домой, если он может просто встать с дивана до ближайшей точки «Блокбастера», которые в тот момент были буквально везде.
Но в отличие от них, Хастингс понимал очень простую, но важную для наступающего цифрового века истину: люди не любят вставать с дивана.
А знаете, что люди любят ещё меньше, чем вставать с дивана? Заполнять бумаги, подписывать договоры, рассчитывать расходы на курьеров и почту, нервно отмечать дни в календаре, чтобы не дай бог не просрочить аренду диска и получить сверх обычной платы несоразмерно большой штраф.
Все эти мелкие, вроде как обязательные неприятности, на которые другие компании попросту не обращали внимания, принимая их как должное, «Нетфликс» хотел минимизировать до простейшего набора действий: кликнул – получил – посмотрел – отправил обратно.
Всю бумажную волокиту «Нетфликс» взял на себя, а в 1999 году ещё и сменил одноразовую аренду на ежемесячные безлимитные подписки. Теперь клиент при всём желании не мог просрочить аренду диска. Разве что украсть его, чем, как ни странно, в девяностые-нулевые преступники активно промышляли.
Идею безлимитной подписки многие встретили, мягко говоря, скептично. Аналитики предвещали, что система окажется убыточной, и не только из-за вероломных «дисковых крадунов». Ведь клиенты при желании могут арендовать столько фильмов, что те попросту превысят стоимость подписки.
Сделать это было не так уж сложно, тем более что доставка у «Нетфликс» работала достаточно быстро. Вместо того, чтобы, как другие компании, отправлять всё из центрального офиса, Хастингс дальновидно расположил отделения по всей Америке, а позже и в Канаде, чтобы человек из любого штата мог получить диски в кратчайшие сроки.
И в этот раз опасения скептиков, кажется, почти оправдались: некоторые клиенты действительно превышали этот неписанный лимит. Против таких отчаянных домашних «синефилов», впрочем, скоро придумали систему защиты, не особо честную, но абсолютно законную – известна она как Throttling.
Суть её в следующем: если на складе «Нетфликса» оставалась одна копия, скажем, «Людей в чёрном», а заказали картину сразу два клиента, то посылку отправляли тому, кто арендует реже. А второму приходилось ждать, пока придёт посылка из другого отделения «Нетфликса».
Но даже эта система не спасла компанию от убытков: к 2000 году «Нетфликс» начал понемногу терять прибыль. В какой-то момент компанию попытались даже купить владельцы «Блокбастера». К соглашению так и не пришли. В «Блокбастер» не согласились с выставленной Хастингсом ценой в 50 миллионов долларов и совершили, конечно, роковую ошибку.
Впрочем, одной быстрой доставки и безлимитной подписки было мало, чтобы занять прочную позицию на переполненном рынке видеопроката, да и с началом 2000-х у «Нетфликса» появились конкуренты, которые осваивали интернет и дистанционное общение с клиентами. Даже консервативная «Блокбастер» в один момент запустила собственную службу доставки.
Так что же выделяло «Нетфликс» на их фоне? В первую очередь, контент. Конкуренты «Нетфликса» не сильно-то задумывались над библиотекой фильмов.
У тех же «Блокбастер» целых 70% каталога состояло из новых релизов.
У «Нетфликс» – всего лишь 30.
Остальное – кино любых годов и жанров, от немой классики до странного «грайндхауса». Компания стремилась охватить любые вкусы, включая самые специфические, и постоянно расширяла библиотеку. Если на момент старта в их каталоге было всего 952 картины, а больше тогда на DVD и не существовало, то к 2005-му число возросло до 35 000.
Но главное, что отличало «Нетфликс» – это алгоритмы. Сложная цепь микросервисов и маленьких независимых программ для подстройки сайта под каждого конкретного пользователя. Они подбирают те фильмы и сериалы, которые с большей степенью вероятности понравятся клиенту, чтобы тот возвращался снова и снова.
По сути это цифровая замена тех самых бедных скучающих работников проката, которые пытались расшифровать путаные желания клиентов.
Первый такой алгоритм, Cinematch, удачно подбирал в 75 % случаев. Удачно в том смысле, что рекомендуемый фильм получал ± пол балла от оценки фильма, на основе которого выпала рекомендация.
Cinematch принимал во внимание сразу несколько факторов: первое – сами фильмы, отсортированные по жанрам, годам выпуска, режиссёрам и актёрам; второе – рейтинги отдельного клиента, список его арендованных фильмов и тех, которые он поставил в очередь; и наконец, третье – общий рейтинг всех пользователей «Нетфликс».
Эта система помогла Cinematch избегать банальностей типа, если вы поставили «Криминальное чтиво» и поставили ему высокий балл, то вам порекомендуют «Бешеных псов». Cinematch выстраивал куда более далёкие параллели на основе оценок других пользователей и часто выдавал совсем не очевидные результаты.
Работает это так: допустим, вы заказали и высоко оценили «Криминальное чтиво»; Cinematch находит других людей, которые тоже поставили высокую оценку «Криминальному чтиву»; дальше Cinematch выясняет, каким ещё фильмам эти люди ставили высокую оценку и, например, внезапно обнаруживает, что сразу несколько людей ставили высокую оценку «Бэйбу четвероногому малышу».
Оно сопоставляет количество этих людей и высчитывает вероятность, с которой вам лично может понравиться «Бэйб». Закончив, продолжает цепочку, связывая воедино всё больше, казалось бы, не очень-то похожих друг на друга фильмов. Cinematch с одинаковым успехом мог посоветовать классику, блокбастеры и независимое кино, не ограничиваясь в рекомендации только популярными фильмами.
Конечно, он основан на сухой математике. Но, в отличие от других подобных систем, которые зациклились на популярных именах и жанровой принадлежности, он скорее имитирует что-то вроде сарафанного радио, цепи совершенно живых рекомендаций от людей с похожими вкусами.
И, согласно статье «Нью-Йорк Таймс», эта система привела к тому, что люди по всей Америке стали уделять гораздо больше внимания независимым релизам, в том числе и тем, что не собрали больших денег в кинотеатрах.
Например, считается, что именно «Нетфликс» спас фильм «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы от забвения. Его невозможно было найти в магазинах видеопроката и по ТВ его не крутили.
Но Рид Хастингсу 75% было мало.
Он вообще не из тех, кто соглашается на «достаточно хорошо», и в 2006 году «Нетфликс» запустила конкурс на создание новой системы рекомендаций с призовым фондом в 1 миллион долларов.
В 2009-м приз выиграла команда BellKor`s Pragmatic Chaos – их алгоритм работал лучше Cinematch на целых 10%.
Сейчас алгоритм «Нетфликс» работает не только с оценками пользователей, людей с похожими вкусами, но и его демографическими данными – полом, расой, местом жительства. Причём подстраивает под клиента «Нетфликс» всё, вплоть до афиш своих фильмов и сериалов.
Так, недавно, портал «Скайньюс» поднял скандал: они заметили, что «Нетфликс» показывает темнокожим пользователям специальные адаптированные постеры, в которых темнокожих героев выводят на первый план, даже если в самом фильме они играют очень второстепенные роли.
Соответственно, чем больше вы пользуетесь «Нетфликсом», тем больше данных о вас собирает сайт и тем персонализированнее выглядит его главная страница. Жутковато? Пожалуй. Но, видимо, работает.
В 2007-м «Нетфликс» анонсировал бета-тест The Watch Now – нового сервиса, предлагающего клиентам просмотр фильмов в формате онлайн-стриминга вместо аренды DVD-дисков. Это прямой предок того «Нетфликса», каким мы его знаем сейчас. В отличие от многих конкурентов, которых популярность интернета поставила в тупик и привела к банкротству, как случилось с теми же «Блокбастер», «Нетфликс» был готов к переменам.
Ради того, чтобы упростить процесс просмотра и создать систему рекомендаций, «Нетфликс» с самого начала использовал возможности цифровой эры. Вставать с дивана теперь не нужно даже для того, чтобы принять доставку.
Пункты выдачи по всей Америке эволюционировали в сети серверов, которые быстро передают фильмы из огромного каталога в любую точку земного шара, и всё это в высочайшем разрешении.
Продвинутые алгоритмы ежесекундно составляют миллионы рекомендаций, чтобы клиенты ну никак не смогли остановиться и смотреть, и смотреть, и смотреть, и смотреть, и смотреть…
С 2013-го «Нетфликс», которые уже имели опыт создания оригинальных фильмов, начали производить для своего сервиса оригинальный контент. Первым сериалом, гордо нёсшим на себе плашку Netflix Original, стал «Карточный домик», адаптация одноимённого сериала BBC 1999 года.
Выбор, кстати, тоже частично основанный на сухой математике: всё дело в том, что оригинальный британский мини-сериал был очень востребован пользователями «Нетфликса». В 2015-м «Нетфликс» начал сотрудничество с «Марвел», которое, правда, уже закончилось. В 2016-м после ребрендинга компания, наконец, вышла за пределы континента и начала работу в 150 странах по всему миру.
В 2017-м «Нетфликс» выкупил издательство Millarworld Марка Миллара, автора комиксов «Пипец» и «Кингсмен». В 2018-м заключил сделку с «Парамаунт» на создание совместных фильмов и в этом же году получил первую номинацию на лучший фильм на «Оскаре» за «Рому» Альфонсо Куарона. В 2019-м, совсем недавно, «Нетфликс» подписал договор с Dark Horse на создание сериалов по мотивам из комиксов.
Очевидно, компания не собирается сбавлять обороты: с 2013 года они выпустили 249 фильмов и более 400 сериалов, не считая тех, права на которые они купили уже после производства. В их планах – в десятки раз больше, в том числе новые фильмы Мартина Скорсезе, Рона Ховарда, Чарли Кауфмана, Зака Снайдера, Ноа Бомбака и, внезапно, Майкла Бэя.
Конечно, у «Нетфликс» всё ещё множество нерешённых проблем: странная региональная политика, при которой клиенты в странах типа России платят столько же, сколько и в США, но получают в десятки раз меньшую библиотеку фильмов и сериалов; большое количество откровенно проходного контента, особенно среди полнометражных фильмов; наконец, не сильно адекватное отношение к кинотеатральному прокату – всё-таки обидно, что ту же «Рому» и «Ирландцы» Скорсезе не посмотреть на большом экране за пределами США.
Но отрицать, что «Нетфликс», как и его стриминговые конкуренты, вроде Amazon Prime и Hulu, навсегда изменили кино- и сериальную индустрию, бессмысленно. Контента стало в десятки раз больше, конкуренция увеличилась, маленькие авторские фильмы, наконец, получили дорогу в обход кинотеатров, которые давно захватили большие блокбастеры. Сериалам теперь необязательно ждать, когда их эфирное и кабельное начальство выдаст им адекватное место в сетке кинопоказа.
Да и их влияние не ограничивается творческой частью кинопроцесса. «Нетфликс», опять же, по причинам сугубо маркетинговым, несколько лет двигает техническую часть киноиндустрии вперёд. Так, в 2018 году компания запретила авторам, снимающим для неё оригинальный контент, использовать камеры «Арри Алекса» (на секундочку, самые популярные в Голливуде).
А всё потому, что максимально она поддерживает разрешение в 3,2К, а «Нетфликсу» по стандарту необходимо все 4К. После долгих препирательств и скандалов ARRI выпустили новую камеру с сенсором в 4,5К.
«Нетфликс» даже обязывает своих авторов использовать технологии HDR и Dolby Atmos, а недавно компания запустила программу по развитию технологий съёмки Netflix Post Technology Alliance. Теперь все инструменты, от камер до софта, которые соответствуют стандартам компании, могут использовать их логотип.
Остаётся лишь наблюдать, куда прогресс заведёт искусство на этот раз. Может, всё авторское кино скоро совсем уйдёт из уютных зало кинотеатров на стриминговые сервисы. Может, стриминги положат конец затянувшейся эре блокбастеров в кино.
А может, случится что-то другое… Но случится точно. В 2019 году количество зрителей «Нетфликса» впервые с нулевых начало падать, и компания явно не собирается просто сидеть и наблюдать.
В конце концов, сидеть и наблюдать – это наша, зрителей работа.