нет стремления более естественного чем стремление к знанию
АФОРИЗМЫ
1. В природе нет ничего бесполезного
2. Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало
3. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию
4. Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем
5. Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих
6. Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев
7. Раз мы ненавидим что-либо, значит принимаем это близко к сердцу
8. Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде
9. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести
10. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред
11. Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее
12. Стыдливость украшает юношу и пятнает старца
13. Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали
14. Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде
15. Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель
16. Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же допустимо, как порицать — а это я делаю весьма часто — чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища
17. Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,— нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему
18. Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы
19. Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому
20. Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью
21. Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания
22. Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других
23. Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму — основательность и медлительность
24. Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа
25. Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия,— не научились понимать самих себя
26. Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность
27. Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь
28. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман
29. Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости
30. Невозможно вести честный и искренний спор с дураком
31. Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное
32. Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными
33. Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах
34. Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты.
35. Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже
36. В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой
37. Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе
38. Сильное воображение порождает событие
39. Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду
40. Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости
41. Книжная ученость — украшение, а не фундамент
42. Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову
44. Все средства — при условии, что они небесчестны,— способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы
45. Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать
46. Наихудшее состояние человека — это когда он перестает сознавать и владеть собой
47. От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения
48. Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума
49. Молчаливость и скромность — качества, очень пригодные для разговора
50. Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание
51. Можно поучиться и у врага
52. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью
53. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным
54. Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле
55. Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни
56. Трусость — мать жестокости
57. Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других
58. Обвинениям в адрес самого себя — всегда верят, самовосхвалению — никогда
59. Лживость — гнуснейший порок
60. Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы
61. Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов
62. Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать
63. Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами
64. Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха
65. Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле
66. Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей.
68. Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад
69. Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, чтобы хорошо жить
71. Иметь дело с людьми которые восхищаются нами и во всем нам уступают,— удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас.
72. Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев
73. Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет или озлобляет
74. Не все, что колеблется, падает
75. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный
76. Никто не огражден от возможности сказать глупость. Беда, когда ее высказывают обдуманно
77. Я полагаю, что тот, у кого в голове сложилось о чем-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хоть на тарабарском наречии…
78. Если жить в нужде плохо, то нет никакой нужды жить в нужде
79. Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение
80. Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова
81. Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие
82. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его
83. Нередко сам порок толкает нас на добрые дела
84. Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание
86. Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия
88. Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга
89. Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие
90. Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью
91. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести
94. Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит
Афоризмы и цитаты Мишеля Монтеня
Монтень Мишель Эйкем де (1533-1592 гг.)
Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.
Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман.
Бич человека — это воображаемое знание.
Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.
Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.
В природе нет ничего бесполезного.
Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.
Все средства — при условии, что они небесчестны, — способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.
Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.
Достойно похвалы деяние, а не сам человек.
Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.
Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.
Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.
Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всем нам уступают, — удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас…
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».
Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.
Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.
Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.
Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.
Кто обяжет себя говорить все без утайки, тот обяжет себя и не делать того, о чем необходимо молчать.
Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами.
Кто учит людей умирать, тот учит их жить.
Лживость — гнуснейший порок.
Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно.
Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.
Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Можно поучиться и у врага.
Молчаливость и скромность — качества очень пригодные для разговора.
Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.
Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
Наихудшее состояние человека — это когда он перестает сознавать и владеть собой.
Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
Наука — великое украшение и весьма полезное орудие…
Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму — основательность и медлительность.
Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.
Невежество бывает двоякого рода: одно — безграмотное, предшествует знанию; другое — чванное, следует за ним.
Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.
Не все, что колеблется, падает.
Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.
Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.
.Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя.
Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.
Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.
Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.
Обвинениям в адрес самого себя — всегда верят, самовосхвалению — никогда.
Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.
От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.
Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад.
Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.
Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.
Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.
После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.
Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.
Природа может все и все творит.
Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.
Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.
Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.
… Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
Самый краткий путь к завоеванию славы — это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову, когда же наливаются и полнеют от зерен, то начинают униженно поникать головой.
Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.
Следует отличать душевный порыв человека от твердой и постоянной привычки.
Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.
Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.
Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.
Среди тысячи наших привычных поступков мы не найдем ни одного, который мы совершали бы непосредственно ради себя.
Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.
Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.
Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.
Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.
Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по- моему, чтобы хорошо жить.
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя.
Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
Трусость — мать жестокости.
Удваивать себя — великое чудо, и величие его недоступно тем, кто утверждает, что способен себя утраивать.
У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня.
Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде.
Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости.
Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.
Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести.
Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.
Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.
Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет или озлобляет душу.
Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.
Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…
Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель.
Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.
Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…
Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.
Лучший способ запомнить что-нибудь — постараться это забыть.
золотые россыпи мыслей Монтеня.
„Молчаливость и скромность — качества очень пригодные для разговора.“ — Мишель де Монтень
1 „Ум, не имеющий никакой определённой цели, теряется; быть везде — значит быть нигде.“ — Мишель де Монтень
2 „Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.“ — Мишель де Монтень
3. „Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.“ — Мишель де Монтень
4. „Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.“ — Мишель де Монтень
5 „Нашему телу свойственно более или менее одинаковое сложение и одинаковые склонности. Душа же наша бесконечно изменчива и принимает самые разнообразные формы, обладая при этом способностью приспосабливать к себе и к своему состоянию ощущения нашего тела и все прочие его проявления.“ — Мишель де Монтень
6. „Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.“ — Мишель де Монтень
7. „Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием к правителю государства.“ — Мишель де Монтень
8.Размышлять о смерти — значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь — это не зло.“ — Мишель де Монтень
9. „Ложь – удел рабов, свободные люди должны говорить правду.“ — Мишель де Монтень
10. „Вместо того чтобы стремиться узнать других, мы хлопочем только о том, как бы выставить напоказ себя, и наши заботы направлены скорее на то, чтобы не дать залежаться своему товару, нежели чтобы приобрести для себя новый.“ — Мишель де Монтень
11. „Не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность.“ — Мишель де Монтень
12. Вспомните того человека, которого спросили, зачем он так усердствует в своем искусстве, которое никто не может понять. «С меня достаточно немногих, — ответил он. — С меня довольно и не одного».“ — Мишель де Монтень
13. Человек не способен создать даже червяка, зато богов создаёт дюжинами.“ — Мишель де Монтень
14. Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.“ — Мишель де Монтень
15.Знать наизусть — ещё вовсе не значит знать; это только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу.“ — Мишель де Монтень
16. Книжная учёность — украшение, а не фундамент.“ — Мишель де Монтень
17. Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.“ — Мишель де Монтень
18. „Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.“ — Мишель де Монтень
19. Лучший способ запомнить что-нибудь – постараться это забыть.“ — Мишель де Монтень
20. То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.“ — Мишель де Монтень
21 „Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.“ — Мишель де Монтень
22. Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.“ — Мишель де Монтень
23. Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить её дружбой. Это не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей. — Мишель де Монтень
24. „Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.“ — Мишель де Монтень
25. Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всём нам уступают, — удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас… — Мишель де Монтень
26. „Величие победы измеряется степенью её трудности.“ — Мишель де Монтень О победе
27. Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
28. Женщине, ложащейся в постель с мужчиной, нужно снять свою скромность вместе с юбкой, а облачиться в неё опять же с юбкой.“ — Мишель де Монтень
29. Если кто-нибудь спросит почему я любил так, как любил, я отвечу: потому что мы оба были верны друг другу. Это мой единственный ответ. — Мишель де Монтень
30. „Бедному помочь можно, скудному душою — вряд ли.“ — Мишель де Монтень
31. Tрусость — мать жестокости. — Мишель де Монтень
32. Самая великая вещь на свете — уметь принадлежать себе. — Мишель де Монтень
33. Тот, кто научит людей умирать, тем самым научит их жить. — Мишель де Монтень
34. Kакая же это Правда, если она правда по одну сторону гор, и неправда по другую. — Мишель де Монтень
35. Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что оно сильно. Почему люди следуют стародавним законам? Потому что они здравы? Нет, потому что они общеприняты и не дают прорастать семенам раздора. — Мишель де Монтень
36. Когда мы с кошкой играем, еще вопрос, кто с кем играет — я с ней или она со мной.“ — Мишель де Монтень
37.Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь. — Мишель де Монтень
39. Чудеса существуют только из-за нашего непонимания природы, а не в природе самой. — Мишель де Монтень О природе
40. Трудность придает вещам цену. — Мишель де Монтень
41. Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.“ — Мишель де Монтень 42. Слава и спокойствие никогда не спят в одной постели. — Мишель де Монтень
43. Моя жизнь была полна страшных несчастий, большинства из которых никогда не было. — Мишель де Монтень 44. Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости. — Мишель де Монтень
44. Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало. — Мишель де Монтень
45. У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума.“ — Мишель де Монтень 46. Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов. — Мишель де Монтень
47. Один человек отличается от другого больше, чем разнятся два животных разных видов. — Мишель де Монтень
48. У каждого человека тщеславия ровно столько, насколько у него не хватает ума. — Мишель де Монтень 49. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью. — Мишель де Монтень
50. Плакать о том, что мы не будем жить сто лет спустя, так же глупо, как плакать, что мы не жили сто лет назад. — Мишель де Монтень
51. Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. — Мишель де Монтень
52. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью; но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман.“ — Мишель де Монтень
53. В дружбе нет никаких расчётов и соображений, кроме неё самой. — Мишель де Монтень „Наихудшее состояние человека — это когда он перестаёт сознавать и владеть собой.“ — Мишель де Монтень
54. Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить. — Мишель де Монтень
55. Понимать сердцем — значит не понимать. — Мишель де Монтень
56. Кто заражён страхом болезни, тот уже заражён болезнью страха. — Мишель де Монтень
57. Одну только правду говорить невозможно. — Мишель де Монтень Реклама „Можно поучиться и у врага.“ — Мишель де Монтень
58. Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.“ — Мишель де Монтень
59. Не всё, что колеблется, падает. — Мишель де Монтень
60. Следует отличать душевный порыв человека от твёрдой и постоянной привычки. — Мишель де Монтень
61. Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести. — Мишель де Монтень
62. Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду. — Мишель де Монтень
64. Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих. — Мишель де Монтень
65. Природа может всё и всё творит.“ — Мишель де Монтень
66. Нередко сам порок толкает нас на добрые дела — Мишель де Монтень
67. Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель.“ — Мишель де Монтень.
68. Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы. — Мишель де Монтень.
69. Мир наш — только школа, где мы учимся познавать. Самое важное — не взять приз, а проявить больше всего искусства в состязании.“ — Мишель де Монтень
70. Есть все основания утверждать, что невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею. Этот второй род невежества так же создаётся и порождается наукой, как первый разрушается и уничтожается ею.“ — Мишель де Монтень
71. Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей лёгкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюблённости. — Мишель де Монтень
72. Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде. — Мишель де Монтень
74. По утверждению мудрецов, учиться надо смолоду, на старости же лет наслаждаться знаниями. — Мишель де Монтень
75. Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.“ — Мишель де Монтень
78. Раскаяние требует жертв. — Мишель де Монтень
79. Того, о чем я не знаю, хорошо оно или дурно, я не страшусь.
80. Мишель де Монтень „Мы научили женщин краснеть при малейшем упоминании о всех тех вещах, делать которые им ни в какой мере не зазорно.“ — Мишель де Монтень
81. Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.“ — Мишель де Монтень
83. Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца.“ — Мишель де Монтень
84. Как только женщина становится нашей, мы перестаем ей принадлежать. — Мишель де Монтень
85.Из всех призрачных стремлений нашего мира самое обычное и распространённое – это забота о нашем добром имени и о славе. В погоне за этой призрачной тенью, этим пустым звуком, неосязаемым и бесплотным, мы жертвуем и богатством, и покоем, и жизнью, и здоровьем – благами действительными и существенными. Из всех неразумных человеческих склонностей это, кажется, именно та, от которой даже философы отказываются позже всего и с наибольшей неохотой. Из всех она самая неискоренимая и упорная.“ — Мишель де Монтень
86. Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия. — Мишель де Монтень
87. Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это.“ — Мишель де Монтень
88. Я полагаю – и в этом я могу опереться на Сократа, что тот, у кого в голове сложилось о чём-либо живое и ясное представление, сумеет передать его на любом, хотя бы на тарабарском языке. — Мишель де Монтень
89. Тем, кто нами повелевает и правит, кто держит в руках своих судьбы мира, недостаточно обладать разумением среднего человека, мочь столько же, сколько можем мы; и если они не превосходят нас в достаточной мере, то уже тем самым оказываются гораздо ниже нашего уровня. — Мишель де Монтень
90. Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей. — Мишель де Монтень
91. Подобно тому как растения чахнут от чрезмерного обилия влаги, а светильники — от обилия масла, так и ум человеческий при чрезмерных занятиях и обилии знаний, загроможденный и подавленный их бесконечным разнообразием, теряет способность разобраться в этом нагромождении и под бременем непосильного груза сгибается и увядает. — Мишель де Монтень
92. Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого и способное оплодотворить эту материю семя.“ — Мишель де Монтень
93. Если жёны и любят созерцать своих мужей спереди, то не должны ли они, если потребуется, столь же охотно смотреть им в спину — Мишель де Монтень
93. Почтительность, которою окружает ребенка челядь, а также его осведомленность о богатстве и величии своего рода являются немалыми помехами в правильном воспитании детей. — Мишель де Монтень
94. У высокого положения есть то преимущество, что с ним можно по собственному желанию расстаться, и почти всегда есть возможность выбора более высокой или более низкой ступени: ведь не со всякой высоты непременно падаешь, гораздо чаще можно благополучно опуститься.“ — Мишель де Монтень
95. У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня. — Мишель де Монтень
96. Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин. — Мишель де Монтень
97. Столько имен, столько побед и завоеваний, погребенных в пыли забвения, делают смешною нашу надежду увековечить в истории свое имя захватом какого-нибудь курятника, ставшего сколько-нибудь известным только после своего падения. — Мишель де Монтень
98. Гнусное и бессмысленное занятие — без конца заниматься своими деньгами, находя удовольствие в их перебирании, взвешивании и пересчитывании! Вот, поистине, путь, которым в нас тихой сапой вползает жадность. — Мишель де Монтень
99. Самый ценный плод здоровья — возможность получать удовольствие. — Мишель де Монтень
100. Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле. — Мишель де Монтень
101. Ученость, как таковая, сама по себе есть нечто безличное. Для благородной души она может быть добавлением очень полезным, для какой-нибудь иной — вредоносным и пагубным. Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того, кто умеет ею пользоваться. — Мишель де Монтень
102. Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны — и они служат её целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги. — Мишель де Монтень
103. Философия нисколько не ополчается против страстей естественных, лишь бы они знали меру, и она проповедует умеренность в них, а не бегство от них. — Мишель де Монтень
104. Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. — Мишель де Монтень
105. Доблесть, которою так жаждут прославиться, может проявиться при случае столь же блистательно, независимо от того, надето ли на нас домашнее платье или боевые доспехи, находитесь ли вы у себя дома или в военном лагере, опущена ли ваша рука или занесена для удара“ — Мишель де Монтень
106. Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.“ — Мишель де Монтень
107. Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. — Мишель де Монтень
108. Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни. — Мишель де Монтень
110. Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума. — Мишель де Монтень
111. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. — Мишель де Монтень
112. Следует смотреть не столько на то, что едят, сколько на то, с кем едят. — Мишель де Монтень
113. Что касается смерти, то ощущать её мы не можем; мы постигаем её только рассудком, ибо от жизни она отделена не более чем мгновением. — Мишель де Монтень
114. Наука — великое украшение и весьма полезное орудие. — Мишель де Монтень
115. Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными. — Мишель де Монтень
116. Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого. — Мишель де Монтень
117. Когда наукой пользуются, как должно, это самое благородное и великое из достижений рода человеческого. — Мишель де Монтень
118. Кто попал далее цели, так же точно промахнулся, как и тот, кто не попал в цель. — Мишель де Монтень
119. Деревья — и те как будто издают стоны, когда им наносят увечья.“ — Мишель де Монтень
120.. Нельзя полагаться на те доходы, которые мы только надеемся получить, какими бы верными они нам не казались. — Мишель де Монтень
121. Счастье лежит только на тех путях, по которым ходят все.“ — Мишель де Монтень
122. Полное согласие — свойство для беседы весьма скучное.“ — Мишель де Монтень
123. Судьба поставляет нам только сырой материал, и нам самим предоставляется придать ему форму.“ — Мишель де Монтень
124. Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными.“ — Мишель де Монтень
125. Сократ… заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам. — Мишель де Монтень
126. Разве мошенничество становится менее гадким от того, что речь идет о нескольких су, а не о нескольких экю? Оно гадко само по себе. — Мишель де Монтень
127. Все в человеке идет вместе с ним в гору и под гору. — Мишель де Монтень
128. Привычка терпеливо трудиться — это то же, что привычка терпеливо переносить боль. — Мишель де Монтень
129. Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.“ — Мишель де Монтень
130. Ни разу еще слабый пол не показал нам примера этого, и по единодушному мнению всех философских школ древности, женщин здесь приходится исключить. — Мишель де Монтень
135. В начале всяческой философии лежит удивление. — Мишель де Монтень
136. Наука — великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят. — Мишель де Монтень
137. Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо. — Мишель де Монтень
138. Пусть детство смотрит вперед, старость — назад: не это ли обозначали два лица Януса? — Мишель де Монтень
139. Мы не привыкли искать высшего нашего удовлетворения в душе и ждать от нее главной помощи, несмотря на то, что именно она — единственная и полновластная госпожа и нашего состояния, и нашего поведения. — Мишель де Монтень
140. Ради чего врачи с таким рвением добиваются доверия своего пациента, не скупясь на лживые посулы поправить его здоровье, если не для того, чтобы его воображение пришло на помощь их надувательским предписаниям? — Мишель де Монтень
141. Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.“ — Мишель де Монтень
142. После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.“ — Мишель де Монтень
144. Все бедствия не стоят того, чтобы, желая избежать их, стремиться к смерти. — Мишель де Монтень
145. Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании. — Мишель де Монтень
146. Страх — это страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта. — Мишель де Монтень
147. С чем бы мы ни знакомились, чем бы ни наслаждались, мы все время чувствуем, что это нас не удовлетворяет, и жадно стремимся к будущему, к неизведанному, так как настоящее не может нас насытить; не потому, что в нем нет ничего, могущего нас насытить, а потому, что сами способы насыщения у нас нездоровые и беспорядочные. — Мишель де Монтень
148. Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас. — Мишель де Монтень
149. Пчелы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мед. Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим, чтобы стать его собственным творением, то есть собственным его суждением. — Мишель де Монтень
150. Чаще всего мы больше радуемся детским шалостям, играм и проделкам наших детей, чем их вполне сознательным поступкам в зрелом возрасте, словно бы мы их любили для нашего развлечения, как мартышек, а не как людей. — Мишель де Монтень
151. В общем же всё состряпанное мною здесь кушанье есть лишь итог моего жизненного опыта, который для всякого здравомыслящего человека может быть полезен как призыв действовать совершенно противоположным образом. — Мишель де Монтень
152. Я знаю еще, что науки, вообще говоря, притязают на служение человечеству. Но углубиться в их дебри, грызть себе ногти за изучением Аристотеля, властителя современной науки, или уйти с головою в какую-нибудь из ее отраслей, этого со мною никогда не бывало; и нет такого предмета школьного обучения, начатки которого я в состоянии был бы изложить. — Мишель де Монтень
153. Кто заявляет, что видеть в музах только игрушку и прибегать к ним ради забавы означает унижать их достоинство, тот, в отличие от меня, очевидно, не знает действительной ценности удовольствия, игры и забавы. Я едва не сказал, что преследовать какие-либо другие цели при обращении к музам смешно. Я живу со дня в день и, говоря по совести, живу лишь для себя; мои намерения дальше этого не идут. — Мишель де Монтень
154. О детолько после своего падения.“ — Мишель де Монтень О надежде, об истории, о о груза сгибается и увядает.“ — Мишель де Монтень 0 „
155. Нет наставницы более немилосердной и коварной, чем наша привычка. Мало-помалу, украдкой забирает она власть над нами, но, начиная скромно и добродушно, она с течением времени укореняется и укрепляется в нас, пока наконец не сбрасывает покрова со своего властного и деспотического лица, и тогда мы не смеем уже поднять на нее взгляд.“ — Мишель де Монтень
156. Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал. — Мишель де Монтень
157. Мы не можем обойтись без брака, и вместе с тем мы его принижаем. Здесь происходит то же, что наблюдается возле клеток: птицы, находящиеся на воле, отчаянно стремятся проникнуть в них; те же, которые сидят взаперти, так же отчаянно стремятся выйти наружу. — Мишель де Монтень
158. Пусть всякий, кто сможет, остерегается попасть в руки судьи, когда этот судья — победоносный и вооруженный до зубов враг. — Мишель де Монтень
159. Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его. — Мишель де Монтень 0 „
160. Покопайся каждый из нас хорошенько в себе, и он обнаружит, что самые сокровенные его желания и надежды возникают и питаются по большей части за счет кого-нибудь другого. — Мишель де Монтень
161.Любой человек может сказать нечто соответствующее истине, но выразить это красиво, разумно, немногословно смогут не столь уж многие. Вот почему меня раздражает не сказанное неверно по незнанию, а неумение сказать это хорошо.“ — Мишель де Монтень
162. Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания. — Мишель де Монтень
163.Описывать прошлое — меньший риск, чем описывать настоящее, ибо в этом случае писатель отвечает только за точную передачу заимствованного им у других. — Мишель де Монтень
164. Что касается пьянства, то этот порок — насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов — тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело. — Мишель де Монтень
165. Вожделение, испытываемое нами к женщине, направлено лишь к стремлению избавиться от мучения, порождаемого пылким и неистовым желанием. — Мишель де Монтень
166. Весло, погруженное в воду, кажется нам надломленным. Таким образом, важно не только то, что мы видим, но и как мы это видим. — Мишель де Монтень
167. Бывают люди, которые поправляются от одного вида лекарств. — Мишель де Монтень
168. Государственные дела требуют более смелой морали. — Мишель де Монтень
169. Я считаю себя средним человеком, за исключением того факта, что считаю себя средним человеком.“ — Мишель де Монтень
171. Плоды смуты никогда не достаются тому, кто её вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие. — Мишель де Монтень
172. Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе. — Мишель де Монтень
173. Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие. — Мишель де Монтень
174. Пытливости нашей нет конца: конец на том свете.
175. Судья, вынесший обвиняемому приговор в припадке гнева, сам заслуживает смертного приговора. — Мишель де Монтень
176. Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.“ — Мишель де Монтень
177. Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому.“ — Мишель де Монтень
178. В общении с людьми ум человеческий достигает изумительной ясности.“ — Мишель де Монтень
179. Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей. — Мишель де Монтень
180. Глупость и разброд в чувствах — не такая вещь, которую можно исправить одним добрым советом.“ — Мишель де Монтень
182. Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. — Мишель де Монтень
183. Философия нисколько не ополчается против страстей естественных, лишь бы они знали меру, и она проповедует умеренность в них, а не бегство от них. — Мишель де Монтень
184. Душа извлекает для себя пользу решительно из всего. Даже заблуждения, даже сны — и они служат её целям: у нее все пойдет в дело, лишь бы оградить нас от опасности и тревоги. — Мишель де Монтень
185. Ученость, как таковая, сама по себе есть нечто безличное. Для благородной души она может быть добавлением очень полезным, для какой-нибудь иной — вредоносным и пагубным. Вернее было бы сказать, что она вещь драгоценная для того, кто умеет ею пользоваться. — Мишель де Монтень
186. Чтобы правильно судить о вещах возвышенных и великих, надо иметь такую же душу; в противном случае мы припишем им наши собственные изъяны. — Мишель де Монтень
187. Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является её принадлежностью. — Мишель де Монтень
188. Тот, кто всегда в выигрыше, — не настоящий игрок.“ — Мишель де Монтень
189. Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит. — Мишель де Монтень
190. Картина стольких государственных смут и смен в судьбах различных народов учит нас не слишком гордиться собой. — Мишель де Монтень
191. Всякое убеждение может быть достаточно сильным, чтобы заставить людей отстаивать его даже ценой жизни. — Мишель де Монтень
192. Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах. — Мишель де Монтень
193. Наука пригодна лишь для сильных умов, а они весьма редки. — Мишель де Монтень
195. Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха. — Мишель де Монтень
196. Чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу её проявлений. — Мишель де Монтень
197. Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными.“ — Мишель де Монтень
198. „Трусость — мать жестокости.“ — Мишель де Монтень
199. Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. — Мишель де Монтень
200. Лучшие души — те, в которых больше гибкости и разнообразия.“ — Мишель де Монтень
201. Когда у нас нет настоящих болезней, наука награждает нас придуманными ею. — Мишель де Монтень
202. Человек — изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся существо. — Мишель де Монтень
203. Кто ниспровергает законы, тот грозит самым добропорядочным людям бичом и веревкой. — Мишель де Монтень
204. Признаваться в незнании — одно из лучших и вернейших доказательств наличия разума. — Мишель де Монтень
205. Противны мне и владычество и поверхность.“ — Мишель де Монтень
206. Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности. — Мишель де Монтень
207. Люди склонны верить тому, чего не понимают.“ — Мишель де Монтень
208. Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают.
209. Желание того, чего у нас нет, разрушает пользование тем, что у нас есть — Мишель де Монтень
210. В природе нет ничего бесполезного.“ — Мишель де Монтень
211. Достойно похвалы деяние, а не сам человек.“ — Мишель де Монтень
212. Обвинениям в адрес самого себя всегда верят, самовосхвалению — никогда.“ — Мишель де Монтень
213. Наружность мужчины служит весьма малым ручательством за него, но тем не менее, она представляет нечто значительное. — Мишель де Монтень
214. В каждом государстве жажда славы растет вместе со свободой подданных и уменьшается вместе с ней: слава никогда не уживается с рабством. — Мишель де Монтень
за чашечкой кофе
в замке прекрасном
Монтень размышлял
о, как мыслил он ясно
философ постигнуть вокруг всё старался
он в жизнь современную умно вписался
за чашечкой кофе
в замке прекрасном.