нет более глубокого одиночества чем одиночество самурая
САМУРАЙ: ФИЛЬМ О ШИЗОФРЕНИКЕ, СНЯТЫЙ ПАРАНОИКОМ
САМУРАЙ: ФИЛЬМ О ШИЗОФРЕНИКЕ, СНЯТЫЙ ПАРАНОИКОМ
Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль
Страна: Франция, Италия
Год: 1967
Новый день — новая работенка. Но не стоит торопиться почем зря — перед ответственным заказом необходимо собраться с мыслями, недолго полежав на кровати с сигаретой в зубах. Главное — почаще поглядывать на часы и грамотно рассчитать время.
Последовательность действий типовая, отработанная до уровня условного рефлекса: накинуть плащ с карманами поглубже и воротником повыше, натянуть шляпу с широкими полями, без лишнего шума реквизировать авто поприличнее, заглянуть на огонёк к механику, дабы скрутить «угнанные» номера и одолжить убойный шестизарядник. Уже почти семь вечера, а значит, стоит зарулить к любвеобильной подруге Жанне и договориться с ней об алиби. Теперь-то можно отправиться на дело — ни минутой раньше, ни минутой позже. Кто знает, может даже удастся приумножить имеющиеся на руках франки за покерным столом, если операция пройдет без шума и пыли.
Данный план составил Жеф Костелло. Тридцать лет от роду, холост, не отличается многословностью и всегда одет с иголочки. Он — наемный убийца, возможно, лучший в Париже. После него никогда не остаётся улик, а присущие ему методичность и нездоровый перфекционизм гарантируют его незадачливым «клиентам» уровень сервиса, которому позавидуют Леон и Артур Бишоп.
Никто не в силах подвергнуть сомнению профессионализм Жефа. Никто, кроме Жан-Пьера Мельвиля. Рождённый с фамилией Грюмбах, участник французского Сопротивления, убежденный анархист правого толка и один из главных вдохновителей Новой волны, знает толк в захватывающем криминальном кино. В конце концов, что это за драма такая, если протагонист в ней не ошибается или не подвергает сомнениям собственные убеждения?
Этим фильмом открывается заключительный этап творческой деятельности Мельвиля, среди некоторых критиков нареченный «периодом буддистского триллера». Пускай, одного только эпиграфа, якобы взятого из Бусидо, недостаточно для приравнивания «Самурая» к художественным произведениям азиатской формации, отдельные элементы восточной культуры фильму всё-таки свойственны. Здесь нашлось место и меланхолии, и неспешному повествованию, и медитативным планам, демонстрирующим главного героя, подкармливающего домашнюю канарейку, потягивающего папиросу или трясущегося в общественном транспорте. «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, разве что, может быть, одиночество тигра в джунглях» — вполне подходящий жизненный девиз для строгого приверженца кофейно-табачной диеты, зарабатывающего на хлеб умерщвлением влиятельных незнакомцев.
«Самурай» — это работа, в которой авторский почерк режиссёра сформирован, весь прошлый опыт саккумулирован, а знакомый киноязык обретает железобетонную целостность. Данная лента, равно как и последующие за ней «Красный круг» и «Полицейский» — фильмы минималистичные и сбалансированные. Фильмы, производство которых сподвигло Мельвиля ступить на территорию фанатичного педантизма: настолько тщательно он утюжит каждую сцену, насколько же выверено Жеф чеканит оправдательные реплики на допросе в жандармерии.
Мельвиль умело культивирует пессимизм нео-нуара вперемешку с канонами непоседливых вестернов Форда и Хоукса. В степени, достаточной для того, чтобы эстетизировать узнаваемые жанровые клише, не опускаясь при этом до уровня позерства. Постановщик американизирует всё и вся внутри кадра, однако назвать визуальные образы в «Самурае» вторичными нельзя. Как ни крути, а облик Франции на заре правления генерала де Голля успешно пробивается сквозь толщу аллюзий на монохромные самородки Билли Уайлдера и Джона Хьюстона. Париж для Мельвиля, всё равно, что Нью-Йорк для Скорсезе или Рим для Соррентино — не безмолвная декорация, а полноценный участник событий. Сколь бы щедрыми на харизму не были Ален Делон с Франсуа Перье, город, захваченный в объектив чуткой камеры Анри Декаэ, передает опустошенность героев и упадочные настроения истории столь же эффективно, сколь и его молчаливые экранные коллеги из плоти и крови.
«Фильм о шизофренике, снятый параноиком» — резюмирует своё детище сам господин Жан-Пьер. Утверждение не лишено смысла, учитывая минорные тона картины и хроническую хандру Жефа Костелло, лишь на пороге гибели способного показать свою человечность. Вот только уместнее будет использовать тезис «об идеалисте устами идеалиста». Кино Мельвиля — это, казалось бы, невозможный в природе симбиоз развлекательного и метафизического, что лишний раз доказывает высказывание режиссера: «Вы зовете людей на свой фильм не для того, чтобы учить их чему-либо, а чтобы удивлять их, доставлять им мюзик-холльное удовольствие, которым и является кино».
Его ленты продуманы вплоть до мельчайших деталей, а легендами о запредельной требовательности к подчиненным до сих пор пугают начинающих киноделов. Однако «Самурай» остается фильмом, существующим здравому смыслу вопреки. Всю сознательную жизнь Мельвиль являлся противником псевдоинтеллектуальной макабристики. Не в угоду твердолобых кинокритиков он корпел над монтажным столом, а ради зрителя, уверовавшего в неумолимую силу «магии кино». «Самурай» — живое тому подтверждение, не только переизобретающее годаровскую формулу «женщина плюс пистолет», но и способное потягаться со многими современными представителями «жанрового авторского» во всём, что касается стиля и глубины. Ситуация парадоксальная, но тут уж ничего не попишешь: «Иногда и веселость бывает грустна, а у печали сияет улыбка на устах».
Нет более глубокого одиночества чем одиночество самурая
Александр_Люлюшин | Дата: Воскресенье, 15.10.2017, 17:59 | Сообщение # 1 | |
«САМУРАЙ» (фр. Le Samouraï, 1967) 1967, Франция-Италия, 105 минут — экзистенциальный гангстерский фильм по роману Джоан Маклеод «Ронин» Жеф Костелло – наёмный убийца. Умный, опытный и хладнокровный профессионал, Костелло считается лучшим в своём деле, поэтому, получив очередной контракт на устранение одного очень влиятельного человека, Жеф выполняет заказ без особых трудностей. Убийца не оставляет следов и даже устраивает себе поистине безукоризненное алиби. Однако, неожиданно находится свидетель, который видел киллера в лицо. Комиссар полиции организует беспощадную охоту на убийцу. И заказчики преступления тоже становятся на путь преследования Костелло. Теперь он как раненый тигр в джунглях вынужден защищаться. Режиссёр: Жан-Пьер Мельвиль Ален Делон — Жеф Костелло Эпиграф к фильму: «Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая, кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях». Фильм открывается фразой из кодекса самураев о том, что одиночество самурая можно сравнить лишь с одиночеством тигра в джунглях. Эту фразу выдумал сам Жан-Пьер Мельвиль, причем к такой хитрости он прибегал не раз (например, в фильме «Красный круг» (1970) в титрах указывается буддистское изречение, придуманное Мельвилем). Фильм оказал большое влияние на гонконгского режиссёра Джона Ву, который в 1989 году снял фильм о профессиональном убийце, так и названный — «Наёмный убийца». Это фильм о благородном и немного романтическом убийце Джеффри в исполнении Чоу Юнь-Фата и певице (позже — пианистке) Дженни. Влияние «Самурая» очевидно и в фильме Джима Джармуша 1999 года — «Пёс-призрак: путь самурая». Главный герой в исполнении Фореста Уитакера — одинокий, методичный убийца, живущий по кодексу хагакурэ. Пустая канареечья клетка, которую зритель видит в самом начале фильма, появляется в одном из эпизодов (встреча персонажей Делона и Мишеля Бон в подвале) фильма «Неукротимый» (1982) под музыкальную цитату — тему из «Самурая». Андре Гарре приезжал на съемки фильма из больницы. Перед смертью он успел озвучить свою роль. Его реплика — «Предупреждаю, Жеф, это в последний раз» — кажется прощанием навсегда. Ответную реплику — «Согласен» — Делон адресовал уже мертвецу: его смена озвучания пришлась на день смерти Гарре. https://vk.com/video16654766_162785824 | ||
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 18.10.2017, 11:11 | Сообщение # 2 | |
Одинокий и прекрасный наемный убийца Джеф Костелло (Делон), выполнив очередное задание, оказывается под перекрестным огнем полиции и собственных нанимателей. Загнанный в угол, он идет путем самурая. Станислав Зельвенский | ||
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 18.10.2017, 11:12 | Сообщение # 3 | |
Самурай Le samouraï, 1967 Экзистенциальный гангстерский фильм «Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях». Этот завет из бусидо, кодекса чести японских самураев, предпослан ленте Жан-Пьера Мельвиля в качестве эпиграфа, который выражает философскую мысль, наверно, самой великой и самой трагической гангстерской картины если не во всём мировом кино, то, безусловно, во французском. На основе такого простейшего, банальнейшего сюжета, который многократно был использован в литературе и кино, Мельвиль создал подлинную сагу об экзистенциальном, тотальном одиночестве человека посреди ночного города. Его герой — как падший ангел с холодной, обжигающе ледяной красотой (не случайно, что в прокате ФРГ фильм имел название «Холодный ангел»). Это невозмутимый и беспрекословный ангел-истребитель, исполнитель чужой воли, но вместе с тем самоотверженно кладущий свою жизнь на алтарь, приносящий себя в жертву «сын Божий», который может обрести покой и духовную благодать уже в трансцендентном мире, за пределами бытия. Мельвилевский наёмный убийца действительно может быть воспринят и как провозвестник Апокалипсиса, Страшного Суда, где он сам должен будет предстать перед Высшим Судиёй и получить сполна за все свои прегрешения и преступления. Гангстер Алена Делона (одна из самых лучших, точнейших, искуснейших работ, которая выражает двойственную сущность актёра, разрываемого между страстью к наживе и высоким предназначением) словно заранее знает день собственной смерти и последующую судьбу. И с почти дьявольским блеском в печальных серо-голубых глазах, он, чуть поправив шляпу заученным жестом перед зеркалом, отправляется на обычное убийство, которое, вероятно, следует приравнивать к библейскому проступку Каина. Что его ждёт — тоска над бездной, как в «Каине» Байрона, или вечное умиротворение утолившего собственное одиночество самурая?! В фильмах Жан-Пьера Мельвиля нетрудно найти образцы чёткой выстроенности пространства в кадре и продуманности ритма в целом, подчас уникального использования музыки и естественных шумов, бессловесного действия (допустим, в начале «Самурая» первое слово произносится только через 9 минут 58 секунд!), завораживающего своей соотнесённостью с реальным временем, которое потребовалось бы на это событие за пределами экрана. И с течением лет Мельвиль превратился в подлинно культовую фигуру для кинематографистов как Востока, так и Запада — от Джона Ву и Такэси Китано до Джима Джармуша. Можно сказать, что имя Жан-Пьера Мельвиля стало чем-то вроде термина film noir («чёрный фильм»), который был придуман французскими критиками и подарен американцам. Как будто это сам кинематограф, изобретённый братьями Люмьер не без помощи Эдисона и возвращённый за океан в качестве главного национального достояния Америки. Феномен Мельвиля не укладывается в строгие рамки не такой уж длинной биографии режиссёра (можно сказать, пример классического «золотого сечения жизни» — без двух месяцев 56 лет, то есть две трети обозначенного срока человеческой кармы) или простого перечисления лент, которые были созданы за 27 лет: их всего 13 1/2, то есть по одной картине за два года, что опять же признаётся классическим творческим темпом. Сергей Кудрявцев | ||
ИНТЕРНЕТ | Дата: Среда, 18.10.2017, 11:12 | Сообщение # 4 |
Наёмный убийца Джеф Костелло (Ален Делон), заключив очередной «контракт», предусмотрел, казалось бы, всё, великолепно продумав детали, обеспечив себе железное алиби. И тем не менее ведущий дело суперинтендант (Франсуа Перье), несмотря на обилие подозреваемых, нутром чувствует, что именно Костелло является тем, кто нужен. Это понимает и сам Джеф, всё-таки, даже уничтожив нанимателя-предателя, решающий выполнить последнее поручение — ликвидировать свидетеля. Пусть и чисто символически… Легенда гласит, что, когда Жан-Пьер Мельвиль принёс Алену Делону экземпляр сценария, тот спросил его, как называется фильм. Услышав ответ, Делон отвёл режиссёра в комнату, где находилось только два предмета: кожаный диван и висящий на стене самурайский меч. Эта история во многом проясняет причины, по которым выдающийся французский кинематографист, даже псевдоним себе избравший в честь прославленного заокеанского писателя XIX столетия Германа Мелвилла1, не просто в очередной раз2 признался в любви к голливудскому гангстерскому кинематографу. И не просто – вынес на суд публики ещё один, самый, пожалуй, совершенный свой американизированный «поляр». Никто из соотечественников режиссёра не был, вероятно, ранее столь же жёсток и до аскетизма лаконичен в создании портрета наёмного убийцы с собственным кодексом чести, в которого бесподобно вдохнул жизнь Делон, воплотив сущностный, очищенный от сантиментов и ненужных деталей образ – квинтэссенцию большинства сыгранных им ролей! Разумеется, решение Мельвиля присвоить фильму заголовок «Самурай» – не красивый жест. Цитата из «бусидо», поставленная в качестве эпиграфа3, подтверждает догадку о том, что в миросозерцании древних японских воинов, самим смыслом жизни которых являлось служение господину (сёгуну), режиссёр-сценарист нашёл нечто ошеломляюще близкое собственным воззрениям той поры и, быть может, самой атмосфере в обществе. Едва ли можно скинуть со счетов, что подходил 1968-й год, когда многие западноевропейские интеллектуалы (например, Жан-Поль Сартр) обратили взор на Азию, увлёкшись маоизмом. Вот и «Самурай», невзирая на несомненные влияния культур и Востока, и Нового Света, воспринимается всё же ближайшим аналогом «Постороннего» – рассказа Альбера Камю, ставшего одним из художественных манифестов экзистенциализма и, кстати, параллельно экранизированного Лукино Висконти. Пусть и аналогом, сотворённым в жанре криминального фильма, законы которого позволили – иносказательно – детальнейшим образом воспроизвести самурайские ритуалы. Вплоть до харакири, которое Джеф обязан совершить, изничтожив нанимателя, а следовательно, став недостойным ронином. Фактическое самоубийство, сознательно сделанный выбор в пользу «пограничной ситуации», – шаг вперёд по сравнению с наполовину безотчётным поступком Мишеля Пуакара, случайно застрелившего полицейского и тоже гибнущего4. Возможно, не станет таким уж глумлением над истиной и заявление в том духе, что «Самурай» глубоко в подтексте отразил те же получившие широкое распространение чувства отчаяния и тотального одиночества, что и, скажем, творчество Антониони или Феллини… И тем не менее поражает картина иным – иллюзией по-восточному умиротворённого проникновения в трансцендентное, уловленным в последних кадрах мгновением выхода за резко ограничивающие пределы жестокой и циничной действительности. Нет более глубокого одиночества чем одиночество самураяВ главных ролях: Одинокий охотник в джунглях равнодушия, движущаяся мишень под прицелом полиции, Жеф Костелло почти не разговаривает, у него практически отсутствует мимика, изредка за него говорит револьвер. Он совершает заказное убийство на глазах многочисленных свидетелей, но это мало волнует его.
Ух ты, собирался создавать тему, а она уже есть. Потрясающий, атмосферный фильм, несмотря на свой возраст(40 лет всё-таки) сохранивший неймоверную притягательность. Ален Делон великолепен в роли киллера, каждый взгляд, каждое движение-всё вызывает восторг. Одна из лучших картин Мельвилля, шедевр французского кино, образец европейского «нео-нуара», лучшая роль Делона. Если этого вам для просмотра недостаточно, добавлю, что сценарий у ленты тоже на «пять». Минималистический фильм, с Аланом Делоном в расцвете лет, и удивительной сценой: раненый самурай с каменным лицом и дрожащими руками, сыплет в птичке корм. Фильм вялотекущий, оттого динамичные сцены резко отличаются, а некоторые лейтмотивы из первой части фильма, встречаются, во второй. Интереснейший прием, добавляет атмосферы и чувства рутины, присутствующее даже в деле убийств людей. В общем крутейший фильм, от которого растут ноги у многих нынешних западных фильмов, с японской эстетикой Фильм понравился, Делон блистательно отыграл. Но, я не очень понял, конец, кто может объяснить зачем он пришел в Нет более глубокого одиночества чем одиночество самураяВ главных ролях: Одинокий охотник в джунглях равнодушия, движущаяся мишень под прицелом полиции, Жеф Костелло почти не разговаривает, у него практически отсутствует мимика, изредка за него говорит револьвер. Он совершает заказное убийство на глазах многочисленных свидетелей, но это мало волнует его.
Ух ты, собирался создавать тему, а она уже есть. Потрясающий, атмосферный фильм, несмотря на свой возраст(40 лет всё-таки) сохранивший неймоверную притягательность. Ален Делон великолепен в роли киллера, каждый взгляд, каждое движение-всё вызывает восторг. Одна из лучших картин Мельвилля, шедевр французского кино, образец европейского «нео-нуара», лучшая роль Делона. Если этого вам для просмотра недостаточно, добавлю, что сценарий у ленты тоже на «пять». Минималистический фильм, с Аланом Делоном в расцвете лет, и удивительной сценой: раненый самурай с каменным лицом и дрожащими руками, сыплет в птичке корм. Фильм вялотекущий, оттого динамичные сцены резко отличаются, а некоторые лейтмотивы из первой части фильма, встречаются, во второй. Интереснейший прием, добавляет атмосферы и чувства рутины, присутствующее даже в деле убийств людей. В общем крутейший фильм, от которого растут ноги у многих нынешних западных фильмов, с японской эстетикой Фильм понравился, Делон блистательно отыграл. Но, я не очень понял, конец, кто может объяснить зачем он пришел в Нет более глубокого одиночества чем одиночество самураяВ главных ролях: Одинокий охотник в джунглях равнодушия, движущаяся мишень под прицелом полиции, Жеф Костелло почти не разговаривает, у него практически отсутствует мимика, изредка за него говорит револьвер. Он совершает заказное убийство на глазах многочисленных свидетелей, но это мало волнует его.
Ух ты, собирался создавать тему, а она уже есть. Потрясающий, атмосферный фильм, несмотря на свой возраст(40 лет всё-таки) сохранивший неймоверную притягательность. Ален Делон великолепен в роли киллера, каждый взгляд, каждое движение-всё вызывает восторг. Одна из лучших картин Мельвилля, шедевр французского кино, образец европейского «нео-нуара», лучшая роль Делона. Если этого вам для просмотра недостаточно, добавлю, что сценарий у ленты тоже на «пять». Минималистический фильм, с Аланом Делоном в расцвете лет, и удивительной сценой: раненый самурай с каменным лицом и дрожащими руками, сыплет в птичке корм. Фильм вялотекущий, оттого динамичные сцены резко отличаются, а некоторые лейтмотивы из первой части фильма, встречаются, во второй. Интереснейший прием, добавляет атмосферы и чувства рутины, присутствующее даже в деле убийств людей. В общем крутейший фильм, от которого растут ноги у многих нынешних западных фильмов, с японской эстетикой Фильм понравился, Делон блистательно отыграл. Но, я не очень понял, конец, кто может объяснить зачем он пришел в
|