нервная система человека что любит
Что любит и НЕ любит нервная система
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЛЮБИТ
Свежий воздух
Нервная система любит простую пищу: хлеб грубого помола, крупы, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, сушеные белые грибочки, мясо и субпродукты (печень, сердце, почки). Они богаты витаминами группы В и никотиновой кислотой, которые особенно необходимы для исправной работы нейронов.
Смена деятельности
Мудро поступает тот, кто, как сказано у Маяковского, то «попашет», то «попишет стихи»: переключение с умственного труда на физический для нервной системы идеально.
Движение
Физкультура, движение ей во благо, так как равномерно развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, которые столь опасны для ЦНС. К тому же на занятия спортом организм «откликнется» «мышечной радостью» и выбросом эндорфинов. Это природное лекарство от стресса, которое выделяет головной мозг, благотворно влияет на состояние вегетативной нервной системы.
Радость
Хотите иметь здоровые крепкие нервы? Занимайтесь тем, что доставляет вам радость, будь то выпиливание лобзиком, встреча с другом или перестановка мебели в квартире, и радуйте других. Таково мнение специалистов.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА НЕ ЛЮБИТ
Инфекции
Заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов
Если не получается «захватить» нервную систему врасплох, инфекция идет в обход. Выждав, пока человек основательно запустит заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов, она по кровеносным путям проникает к мозговым оболочкам, вызывая гнойный менингит.
Прыщи
Укус насекомых
Ушиб головы
Головной мозг, подобно крепости, со всех сторон защищен черепной коробкой, которая в состоянии выдержать даже сильные удары и ушибы. И все же нервная система не одобрит, если вы начнете проверять ее на прочность.
Кстати, чтобы получить сотрясение мозга, вовсе не обязательно прошибать лбом стену, достаточно неудачно приземлиться на «пятую точку» и сильно ушибить копчик. Действие удара дойдет к мозгу через позвоночник. А через несколько лет застарелая и вовремя нераспознанная травма головного мозга даст о себе знать мучительной головной болью, головокружениями.
Стресс
Удары судьбы не менее опасны и болезненны для нервной системы. Не все она может выдержать. Состояние хронического стресса становится причиной неврозов.
Солнце
Что делать? Возьмите за правило смотреть только те передачи, которые вас действительно интересуют. И. не забудьте выключить телевизор. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Что любит и не любит нервная система
Напишите на листе бумаги, что входит в сферу ваших жизненных интересов: семья, работа, хобби (если оно есть), любимая собака или попугайчик и так далее. Чем длиннее окажется список, тем меньше у вашей нервной системы шансов стать мишенью для хронического стресса: если что-то не ладится в одной области, всегда можно найти отдушину в других.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЛЮБИТ
Мудро поступает тот, кто, как сказано у Маяковского, то «попашет», то «попишет стихи»: переключение с умственного труда на физический для нервной системы идеально.
Физкультура, движение ей во благо, так как равномерно развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, которые столь опасны для ЦНС.
Хотите иметь здоровые крепкие нервы? Занимайтесь тем, что доставляет вам радость, будь то выпиливание лобзиком, встреча с другом или перестановка мебели в квартире, и радуйте других. Таково мнение специалистов.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА НЕ ЛЮБИТ
Если не получается «захватить» нервную систему врасплох, инфекция идет в обход. Выждав, пока человек основательно запустит заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов, она по кровеносным путям проникает к мозговым оболочкам, вызывая гнойный менингит.
Удары судьбы не менее опасны и болезненны для нервной системы. Не все она может выдержать. Состояние хронического стресса становится причиной неврозов.
Поддержите свою нервную систему
Позаботьтесь о своей нервной системе, принимайте фитоконцентрат Неврин, который нормализует всю психоэмоциональную сферу человека, что позволяет использовать его при повышенной нервной возбудимости, депрессивных расстройствах, нервных нагрузках, а также для улучшения умственных способностей. Он положительно влияет на функции гипоталамуса и гипофиза, а это улучшает работу всей эндокринной и вегетативной нервной системы, а так полезным будет ЗСП, кторый является высокоэффективным и безопасным успокаивающим средством.
Перед приемом препаратов проконсультируйтесь с врачом.
Препараты назначаются комплексно с учетом особенностей организма пациента и употребляются по индивидуальной схеме лечения.
Для получения индивидуального назначения врача, уточнения схемы употребления препаратов Экомед или для консультаций по профилактике обострений хронических заболеваний обращайтесь по телефону 067-448-15-15 (консультации бесплатные)
или
Задайте вопрос врачу
САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ
Что любит и не любит нервная система?
Что любит и не любит нервная система?
Что любит и не любит нервная система?
Наше тело пронизано сетью нервных волокон. Их общая протяженность – примерно 1 миллиард метров: путь от Земли до Луны и обратно. Они способны к регенерации (без этого нам было бы не устоять под ударами судьбы). Правда, восстанавливаются нервные волокна очень медленно: около 1 мм в сутки.
Напишите на листе бумаги, что входит в сферу ваших жизненных интересов: семья, работа, хобби (если оно есть), любимая собака или попугайчик и так далее. Чем длиннее окажется список, тем меньше у вашей нервной системы шансов стать мишенью для хронического стресса: если что-то не ладится в одной области, всегда можно найти отдушину в других.
И помните: крепкая семья, верные друзья – самая надежная защита от нервного срыва, заболеваний нервной системы.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЛЮБИТ
Свежий воздух
ЦНС будет вам признательна за долгие прогулки на свежем воздухе. Ведь мозг, занимая всего 2% веса тела, поглощает 18% получаемого организмом кислорода – гораздо больше, чем остальные органы и ткани.
Нервная система любит простую пищу: хлеб грубого помола, крупы, особенно гречневую и овсяную, бобовые, рыбу, сушеные белые грибочки, мясо и субпродукты (печень, сердце, почки). Они богаты витаминами группы В и никотиновой кислотой, которые особенно необходимы для исправной работы нейронов.
Спокойный, глубокий, безмятежный сон – вот что вам нужно, чтобы восстановить расшатавшуюся нервную систему. Спите столько, сколько необходимо вашему организму. 8 часов – это средняя цифра. Одному человеку достаточно 6 часов, а другому требуется не меньше 9, чтобы восстановиться.
Ничто так не укрепляет нервную систему, как купания, особенно морские, обтирания – словом, любые
водные процедуры.
Смена деятельности
Мудро поступает тот, кто, как сказано у Маяковского, то “попашет”, то “попишет стихи”: переключение с умственного труда на физический для нервной системы идеально.
Движение
Физкультура, движение ей во благо, так как равномерно развивают мышцы, укрепляют связки, костную систему. Физически тренированный человек меньше подвержен травмам, которые столь опасны для ЦНС. К тому же на занятия спортом организм “откликнется” “мышечной радостью” и выбросом эндорфинов. Это природное лекарство от стресса, которое выделяет головной мозг, благотворно влияет на состояние вегетативной нервной системы.
Радость
Хотите иметь здоровые крепкие нервы? Занимайтесь тем, что доставляет вам радость, будь то выпиливание лобзиком, встреча с другом или перестановка мебели в квартире, и радуйте других. Таково мнение специалистов.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА НЕ ЛЮБИТ
Инфекции
Грипп, ОРВИ, любое инфекционное заболевание – первейшие ее враги. Болезнетворные микроскопические диверсанты: вирусы, бактерии – вызывают интоксикацию всего организма. Токсические вещества “бомбардируют” клетки вегетативной нервной системы. Результат “бомбардировки”: головная боль, слабость, боль в суставах, сильное потоотделение. Уж если подхватили инфекцию, поспешите на помощь нервной системе – займите круговую оборону. Обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах. Иначе не миновать осложнений со стороны нервной системы – вегетососудистой дистонии, арахноидита и других.
Заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов
Если не получается “захватить” нервную систему врасплох, инфекция идет в обход. Выждав, пока человек основательно запустит заболевания ушей, гайморовых пазух, зубов, она по кровеносным путям проникает к мозговым оболочкам, вызывая гнойный менингит.
Прыщи
Банальный прыщ может стать причиной абсцесса мозга – состояния, угрожающего жизни. Поэтому, чтобы не распространять инфекцию, никогда не выдавливайте прыщики на лице, ухаживайте за кожей.
Укус насекомых
Плохие новости для ЦНС из мира насекомых. Весна, начало лета – наиболее активный период в жизни клещей, переносчиков вируса энцефалита, “прицельно” поражающего нервную систему. Отправляясь в лес, оденьтесь так, чтобы не стать легкой добычей кровососущих, или заранее защитите себя с помощью прививки.
Ушиб головы
Кстати, чтобы получить сотрясение мозга, вовсе не обязательно прошибать лбом стену, достаточно неудачно приземлиться на “пятую точку” и сильно ушибить копчик. Действие удара дойдет к мозгу через позвоночник. А через несколько лет застарелая и вовремя нераспознанная травма головного мозга даст о себе знать мучительной головной болью, головокружениями.
“Гоняете” на велосипеде или мотоцикле, увлекаетесь конным спортом, боксом, хоккеем, контактными видами боевых искусств? Защитите голову с помощью подходящего шлема. Научитесь правильно падать и учтите: сильный ушиб или неудачное “приземление” – повод обратиться к врачу.
Стресс
Удары судьбы не менее опасны и болезненны для нервной системы. Не все она может выдержать. Состояние хронического стресса становится причиной неврозов.
Солнце
И еще одной разновидности ударов постарайтесь избежать – солнечных. За длительное пребывание на солнце нервной системе придется расплачиваться долго и тяжело, в лучшем случае вегетососудистой дистонией.
Беда жителей больших городов – коммуникативный стресс, вызванный избытком информации. В основном она обрушивается на наши головы с телеэкранов и действует на нервы. Некоторые привыкают к включенному телевизору настолько, что почти не замечают его. Между тем шум, агрессивная, с точки зрения видеоэкологов, изобразительная среда ложатся дополнительной нагрузкой на нервную систему. Что делать? Возьмите за правило смотреть только те передачи, которые вас действительно интересуют. И… не забудьте выключить телевизор.
Нервная система человека что любит
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Счастье в жизни как основа терапевтического воздействия. Феликсологические практики.
Методика проведения тренинга «Исцеление отношений с мамой – путь к гармоничной и счастливой женщине»
Скоро
Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»
Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности
Авторы
В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].
С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.
1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека
Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.
Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].
Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:
Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.
Сангвиник.
Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.
Холерик.
Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.
Флегматик.
Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.
Меланхолик.
Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.
2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека
Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.
Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.
Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.
Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].
Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.
В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.
1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.
2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).
3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.
Приложения
Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf
Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf
Список литературы
Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.
22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!
Автор
Вяткин Бронислав Александрович
доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.
Самбикина Оксана Семёновна
кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь