нерадение в православии это что значит
Нерадение – тот грех, о котором забывают многие
Очень немногие на исповеди упоминают о нерадении, но на исповеди нельзя обличать себя только частично, потому как исповедь – это врачевание Господом человеческой души посредством покаяния. Продолжая изучать Святоотеческие материалы, нашел очень интересные заметки Святых отцов о нерадении. Посмотрите, как четко они показывают, что от мелочи могут появиться большие проблемы, да и, возможно, это мелочь лишь для нас, и мы вовсе пока неверно расцениваем ситуацию. Итак, Святоотеческие изречения:
Парящий (находящийся в развлечении и рассеянности) ум приводится в состояние непарительности чтением, бдением и молитвой.
Отчего бывает нерадение?
Пока душа мечтает о земном, различные пожелания мира сего и суетные удовольствия, представляющие душе в помыслах, расслабляют силы.
Нерадение в духовной борьбе
В нерадивом лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти, а он не в состоянии заметить этого, потому что похоть помрачила его ум.
Мелочь или серьезная опасность?
Следствием малого нерадения бывают великие и неисцелимые раны
Кто досыта поработал удовольствиям и делам телесным, досыта пусть подвизается и в подвижнических трудах и страданиях, чтобы одно перебить другим, сладость — горечью, покой — трудами телесными и насытиться веселием и радованием в уповании. Таким образом, ты и насладишься благоуханием целомудрия и чистоты, и вкусишь неизреченной сладости бессмертных плодов духовных.
Преподобный Никита Стифат
Те, кто осквернил свои души беззаконными греховными делами и страстными движениями сердца и запечатлели в себе образы и подобия похотей, пусть постараются многими слезами очистить себя и убелить одеяния своей души, потому что другим способом невозможно увидеть Свет, или Бога, по слову Господа нашего. Поэтому. постараемся содержать свое сердце чистым посредством хранения совести и постоянного исповедания сокровенных помыслов сердца. Если будем исповедовать их часто (а лучше каждый день), с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая за все: сделали ли что плохое, или помыслили недоброе, или сказали нехорошее, – так стяжаем покаянное и сокрушенное сердце, покаянное же сердце извлечет слезы из глубины души, а слезы очистят душу и изгладят все ее прегрешения.
Воздушные мытарства. Мытарство пятое – лености
Цикл «Путь всей земли». Беседа 7-я
О том, за что придется отвечать на пятом мытарстве, зачем всегда помнить о «сейчас» и «теперь», какие грехи вопиют к Богу и как связана леность с гордостью и иными грехами, рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
«Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемого мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть», – свидетельствует блаженная Феодора.
Грехи этого мытарства:
2. Жить от чужого труда (тунеядство);
3. Брать плату за невыполненную работу;
4. Лениться ходить в храм;
5. Лениться читать слово Божие. Отказ, небрежение о собственном спасении и спасении других людей.
Самый страшный бес – бес-хронофаг, пожирающий наше время
Самый страшный бес – это бес-хронофаг, пожирающий наше время. Мы можем часами сидеть у телевизора и переключать с канала на канал. Можно сидеть у компьютера и скачивать фильмы, которые так и не посмотрим, или скачивать книги, которые не будем читать. Все это делает бес, пожирающий время. Проходят секунды, минуты, часы и дни, месяцы и годы, но безделье, бездельные дни не покидают нас.
Леность – это и означает, что бес, пожирающий время, завладел нами. Ведь мы существуем во времени, и он хочет, чтобы его у нас не осталось для чтения Библии, посещения храма, покаяния, молитвы и спасения. Сказано: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8, 20). Мы ищем для себя удобного времени, даже для спасения, не понимая, что «время уже коротко» (1 Кор. 7, 29) и, возможно, его у нас не осталось. Нельзя откладывать время своего спасения на завтра или послезавтра, «ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). То есть благоприятное время – это «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения», ибо завтра может и не наступить. Сын Божий учит нас: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Подумай о себе сегодня и сейчас, не поленись. Может, сейчас для этого тебе надо прервать это чтение и обратиться с молитвой к Богу.
«Итак, доколе есть время» (Гал. 6, 10), будем искать Его, а Бог недалеко от нас и готов в это время, «время долготерпения Божия» (Рим. 3, 26), выслушать и принять нас. А что такое «время долготерпения Божия»? Это время, пока Он еще ждет нашего обращения, еще наше время не вышло. Ты спросишь: а ждет ли Он меня? Выслушай ответ на этот вопрос, это слова Самого Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если сейчас и «теперь день спасения», то для чего, как не для показания «правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3, 26). Но бес-хронофаг (пожиратель времени) хочет лишить нас всего этого «в настоящее время». Значит, надо бежать от лености, ибо, отняв время сегодня, он отнимет его у нас и завтра, и послезавтра. Сказано нам: «со страхом проводите время странствования» (1 Пет. 1, 17), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4, 2). «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13, 11). То есть надо жить, «зная время», о чем и учит нас премудрый Екклесиаст: «время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3, 5).
Леность не приходит одна, с ней приходит и стремление жить от чужого труда и брать плату за невыполненную работу. Это и означает «жить… по человеческим похотям, но» не «по воле Божией» (1 Пет. 4, 2).
«Плата, удержанная вами у работников… вопиет, и вопли дошли до слуха Господа» (Иак. 5: 4)
Эти люди, живущие в лености, кормясь от чужого труда, хотя и представляют свою деятельность полезной для общества, но берут плату явно за невыполненную работу. К ним применимы слова из Писания: «Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иак. 5, 4–5). И еще: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» (Ис. 5, 8–9). Несправедливо нажитый капитал принесет проклятие от Бога и породит гнев народа.
Все люди, ленивые и охочие до чужого, рискуют застрять на данном мытарстве. Причем об удержании платы говорится как о грехе, вопиющем к Богу: «плата, удержанная вами у работников… вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Ис. 5, 8). В Библии, кроме указанного случая, только три греха вопиют к Богу. Это умышленное убийство: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт. 4, 10); содомский грех: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт. 18, 20); угнетение бедных, вдов и сирот: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их» (Исх. 22, 22–23).
И все же более пострадают те ленивцы, которые ленились ходить в храм и читать дома Священное Писание (Библию). Пророк Давид всегда радовался, слыша призыв пойти в Дом Божий. Читаем: «Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень”» (Пс. 121: 1).
Ничто так, как участие в общественном богослужении, не уподобляет человека ангелам, которые единодушно и единогласно прославляют Господа Бога в Его Небесном Царствии.
А чтение Библии есть истинный источник веры, как и написано: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10: 17). Как известно, боговидец Моисей наставлял своего преемника Иисуса Навина словами: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1: 8). Так и апостол Павел поучал юного Тимофея: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16); и еще: «Доколе не приду, занимайся чтением… учением» (1 Тим. 4: 13).
Небрежение
Небреже́ние — невнимательное, безразличное, безответственное отношение к чему-либо; в высшем смысле — к своей участи в вечности. Противоположно усердию.
Небрежение – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…
cвт. Иоанн Златоуст:
Подобно тому как ходящим по натянутому канату нельзя допускать ни малейшей небрежности, потому что малый промах производит великое бедствие – промахнувшийся тотчас обрушивается и погибает – так точно и для нас непозволительно нерадение. Мы идем по тесному пути, с обеих сторон охваченному пропастями, не допускающему даже возможности поставить обе ноги сразу. Не видишь ли, какая нужна нам тщательность?
Чем грозит христианину пренебрежение его христианскими обязанностями?
В наше время многие люди относят себя к числу православных. Однако значительная часть верующих не вполне представляет, что значит быть православным, подлинным христианином. Не все даже знают, в чём выражаются главные предметы православной веры.
Причин этому много, но среди них выделяется та, что связана с небрежением христианскими обязанностями. В основе небрежания могут быть разные факторы. Многие оправдывают небрежение нехваткой времени и сил, которые-де отнимает работа, обязанности по дому и пр., недопонимая, в чём, собственно, состоит главная цель исполнения христианского долга. Другие, уповая на милосердие Божье, полагают, что Бог и так их простит.
Чем можно на это ответить? Бог, конечно же, и человеколюбив, и милосерден. Однако, из этого не следует автоматически, будто все члены Церкви спасутся автоматически и автоматически же унаследуют Царство Небесное. Такая точка зрения связана с грубым пониманием спасения как акта формально-юридического прощения грехов грешника Богом в силу заслуг Иисуса Христа, вне зависимости от того, какой образ жизни он вёл, что делал и чего не делал из того, что ему надлежало бы делать.
В действительности спасение конкретного человека связано с тем, насколько ответственно он относится к соблюдению Божьего закона, ведь от соблюдения Божьего закона зависит духовно-нравственное преображение личности, возрастание возрастом духовным. Следуя этому закону, совершая дела Добра, человек, при помощи благодати Божьей, избавляется от скверны греха, формирует в себе добродетели, любовь к добру. А это важно для того, чтобы стать членом Царства святых. В самом деле, если беззаконник, на момент частного Божьего суда, окажется не готовым жить по меркам святых, в силу ли глубочайшей страстности и порочности, в силу ли нелюбви к Богу и ближним, то для чего ему Царство святых? Таким образом, исполнение христианских обязанностей ведёт по пути жизни, а их игнорирование в земной жизни может сказатьcя плачевно в день Суда.
НЕРАДЕНИЕ
Нерадение о Боге есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257).
Нерадение есть признак неверия
Что сие есть, христианине, как что они царю земному, обещающему ранг и честь верят, и ради того подвизаются; а Царю небесному, обещающему вечную честь и славу, не верят, и потому не хотят служить Ему, и в подвиге христианскаго благочестия стоять? Кто не пожелает дружество с царем земным имети, к нему на трапезу идти и с ним веселитися? Кто не хощет сыном царским быти и наследствие земнаго царства имети? Едва не всяк сего, Христовым именем знаменующийся не отречется. Но смотри и примечай, желает ли и ищет ли того, что Бог неложный и истинный обещает (3:345).
Действие христиан, нерадящих о своем спасении
Нерадивый грешник не обращает внимания на подвиг Христа и на его призывы
Смерть, воскресение и вознесение Христа не приносит пользы нерадивым
Через нерадение христианин теряет спасение, уготованное Христом (4:284, см. ПОКАЯНИЕ, 708).
Нерадиво живущий заодно с диаволом
Всяк, кто противно слову Божию живет и диавольскую волю творит и от произволения грешит, с диаволом заодно. Чью бо кто волю творит и кому согласует, с тем заодно. Сему согласует и Апостольское учение: «Всяк творяй грех, и беззаконие творит: и грех есть беззаконие. » «Творяй правду, праведник есть, якоже Он праведен есть. Творяй грех, от диавола есть: яко исперва диавол согрешает» ( 1Ин. 3, 4–10 ) (4:304).
Нерадение есть тьма неведения
Забывают Бога тии христиане, которые без страха Божия живут, и заповедям Его святым не внимают, и противу Его согрешают и беззаконнуют. Сии вси во тьме неведения Божия ходят, Бога не знают, хотя Его и исповедуют, и тако забывают Его. Божиими благими довольствуются; но Бога Благодетеля забывают! (4:392).
Нерадение доводит до бесчувствия, так что душа не чувствует посещения Божия
Глаголет человеколюбивый Господь: «се стою при дверех и толку», и прочая; ибо Он, яко благий и человеколюбивый, нашей пользы, а не Своей, нашего блаженства, а не Своего хощет и ищет. Но бедность и окаянство человеческое есть, что великаго сего и дражайшаго и небеснаго гостя не чувствует человек. Он приходит и толкает в двери всякаго; но бедная душа, любовию мира сего и различных плотских прихотей шумом оглушенная, не слышит Его пресладкаго гласа: и тако человеколюбивый Иисус, постоявши при дверех и ничего не успевши, отходит празден (4:318).
Нежелание идти по пути СПАСЕНИЯ есть безумие
Бог хощет его помиловать, спасти, вечный живот ему подать; но он тое благоволение Божие презирает, и отвращается от Него, и так самовольно идет в погибель, как слепый в ров. Аще бы кто пришел к утопающему в воде или погрязающему в тине, и, простерши руку, хотел бы его оттуда извлещи; или пришел бы кто к пленному, и хотел бы его от плена избавить, но он сам не хощет от беды своей избавиться, – не был ли бы безумен, и к своему благодетелю неблагодарен? Неотменно бы всяк признал его за несмысленнаго и неблагодарного. Тако делает нераскаянный грешник, который от любви мира отстать, и к Богу обратиться, и вечный живот от Него получить не хощет. Христос Сын Божий пришел на землю, и простирает руку Свою святую ко всякому грешнику, погрязающему в тине греховной, и плененному от врага диавола; но грешник, яко «муж безумен», не хочет от беды своей избавиться, не соизволяет воле святой великаго своего Благодетеля и Спасителя, остается в бедственном своем прежнем состоянии, погрязает и утопает в грехах, как в тине, и остается, как был, в горьком плене и власти диавольской; и тако не к иному чему, как в вечной погибели, закрывши глаза идет (3:252).
Небрегущий о вечных предметах есть безумец
Другие стараются тело, скоро в прах обращаемое, врачевать и цело хранить; но о душе безсмертной нерадят, и немощи ея из слова Божия знать и врачевать не хотят. Иные иная замышляют и делают, но о том, что «едино есть на потребу», по учению Христову ( Лк. 10, 41 ), небрегут. Сии вси и прочие, сим подобные, делают подобно тому, который полушку хранил бы в сундуке, но о тысяще червонных нерадел бы; или тому, который о доме горящем и сгораемом не радел бы, а выносил бы вон из него сметие, чтобы не сгорело; или тому, который в воде тонет, но, нерадя о себе, вещи свои сохранить старается. Аще бы кто сии и сим подобные случаи увидел, неотменно бы посмеялся безумию таковых людей; ибо должно берещи тое, что нужное и лучшее есть, а не тое, что подлейшее есть. Тако смеха, или паче сожаления достойны тии люди, которые о временной и скоропогибающей пользе пекутся, но о вечном спасении души, которое «едино есть на потребу», не пекутся (3:206).
Не стремиться к Богу, Который Сам пришел к человеку, есть безумие
Аще бы ты увидел, христианине, что благородный, высокий и богатый какий князь хощет и ищет дружество иметь с каким подлым, убогим и нищим человеком, непременно бы такому неслыханному делу дивился; а паче, что тот простец бедный не хощет того дружества, неотменно бы ты его назвал несмысленным. Тако имеется несмысленный, безумный и слепый всяк грешник нераскаянный, превосходнейшим образом. Христос, Сын Божий, Царь небесный, хощет с ним имети дружество, любит его, и желает его привлещи к Себе, и от него любим быти. Дружество бо не иное что, как усердная и взаимная любовь – любити и любиму быти. Сего святаго и высокого дружества грешник слепый и несмысленный безумно отвращается, и неистовно обращается к нечистой и мерзкой мира сего любви. О, колико удивления, страха, плача и слез достойное безумие и неистовство сие (2:92–93).
Нерадение откладывает заботу о спасении на будущее время
Христиане, недобрые и нерадящие о спасении своем, помышляя в сердце своем: «коснит Господь наш прийти», начнут гулять и нечествовать. Но тут внезапу услышится вопль и глас трубный: «се» Господь «грядет! исходите в сретение Ему». Блаженни раби тии, которых господин их пришед обрящет бдящих и исходящих в сретение ему: тако блаженни суть христиане тии, которых Христос Господь пришед «обрящет бдящих и готовых» к сретению Его. Окаяннии раби, которых господин пришед увидит неисправных: тако окаяннии тии христиане, которых Христос Господь пришед обрящет неверных Себе и по своим прихотям ходящих. Неисправные раби предаются от господина в наказание: тако христиане, не творящие воли Господа своего Иисуса Христа, предадутся в вечное наказание (4:91–92).
Нерадивый отлагает покаяние на позднее время
Христос нас зовет к Себе, и зовет всегда и непрестанно: «приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» ( Мф. 11, 28 ). Зде Христос Господь призывает на покаяние и чрез покаяние всех грешников к Себе. Но многие христиане отлагают тое покаяние, и как бы отказывают Христу, и хотя не устами, но сердцем говорят: «завтра прииду». У всех таковая мысль есть, и слово сие, «завтра прииду», в сердце имеется, которые день от дня обращение и покаяние истинное отлагают. Все таковые говорят в сердце своем: «завтра прииду» (4:307).
Отлагать покаяние до смерти есть нерадение о спасении (2:35, см. ПОКАЯНИЕ, 730).
Нерадение человека о своем спасении является причиной греховности по крещении (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ, 284).
Если человек небрежет о долготерпении Божием и пребывает в нераскаянности, то суд Божий постигает его
Когда в небрежении и нераскаянии грешник пребудет и о благости и долготерпении Божий вознерадит, и грехи ко грехам будет прилагать, не примечая, что благость Божия долготерпением на покаяние его ведет: тогда его «суд Божий» постигает; и чим более грешит и дознает на себе благости и долготерпения Божия, тем более дознает «гнева Божия» (3:360).
Христианин за нерадение о спасении души предается вечному мучению (5:47, см. МУКИ ВЕЧНЫЕ, 578).
Бесконечное самоосуждение и проклятие за нерадение и непослушание (2:251, см. МУКИ ВЕЧНЫЕ, 575).
Непокоряющихся увещаниям Божиим и неперестающих грешить Бог отвергает
Видишь, что отец сына неисправного и непокорного, по многих увещаниях и отеческих неказаниях, отрицается и отвергает от себе, и наследия лишает. Тако делает с христианами Бог; неисправных увещавает и «внутрь» в совести, и «вне» чрез писания пророческая и апостольская и проповеди учителей и пастырей церковных, и чрез обещание будущих благих и угрожение казней, временных и вечных, и чрез наказания посылаемая, и тем всем убеждает к истинному обращению и покаянию. Но кто не престает грешить, и сию благость Его, кротость и долготерпение пренебрегает: такового отрицается и отвергает, и наследия вечнаго живота лишает (2:96–97).
За нерадение отступает ПОМОЩЬ БОЖИЯ
Нерадение отсекает от Христа и обрекает на сожжение
Видишь ветвь, отсеченную от древа и изсохшую, которая ни на что не потребна, как только на сожжение. Разумей от сего, что тако всяк, кто от Христа, «Иже есть лоза истинная», нерадением и злым житием отсечется, не только никакого плода не приносит, но якоже розга, изшет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает, как Сам Он о том поучает ( Ин. 15, 1, 5 и 6). Сие увещавает тебе крепко держаться Его верою и любовию, удаляться от всякаго греха, и Христу единому прилепляться, смирением и терпением Ему последовать (2:27).
Нерадение делает ДУШУ мертвой. Молиться, чтобы Христос оживил ДУШУ
Видишь паки древо изсохшее, и ни к чему, как только к сожжению годное. Разумей, что тако имеется грешнаго душа, которая живые веры и плодов ея не имеет, которыя кончина – посечение и вечнаго огня АД. «Всяко бо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо» ( Мф. 3, 10 ). Сей случай подает тебе причину обратить очи твои на душу твою, не находится ли и она в таком бедном состоянии, и молиться Христу Богу, Который и мертвых оживляет, чтоб оживотворил ее, и росою благодати Своея напоил к прозябению плодов духовных (2:27).
В кончину века нерадивые безплодны явятся пред Господом (4:74, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1007).
Бессмысленно ожидают ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ те, кто не трудится над очищением ДУШИ
Несмысленно делают тии христиане, которые не хотят подвизаться, трудиться в деле звания христианскаго и желают вечный живот получить; в сластех, роскошах, чести, славе и богагстве мира сего веселиться, и со Христом в будущем веке царствовать хотят; креста со Христом носить отрицаются, стыдятся и ужасаются его и отбегают его, но прославиться с Ним хотят. Сии подобно тем людям делают, когорые хотят плод собрать, но землю пахать, сеять и трудиться не хотят; которые славу победы иметь и торжествовать хотят, но подвизаться не хотят. Тесный путь есть к вечному животу, христианине; а пространный в вечную пагубу ведет, по неложному словеси Христа Господа нашего ( Мф. 7, 13–14 ) (2:117).
Пребывая на одном месте, невозможно достигнуть Царство небесное
Ради чего же и ты, грешниче неисправный, когда хощешь спастися и до отечества онаго небеснаго дойти, стоиши и не последуеши Ему: или, что горше того, с того благочестиваго пути сошед и ставши на пути нечестивых, идешь по нему, который до АДА и вечной ПОГИБЕЛИ ведет? (2:57).
Опасно для души небрежно относиться к угрозам за грех
Опасно забывать об угрозах Божиих за непокаяние
Весьма опасно Божия прещения презирать. Ибо кто презирает их, тот самым делом дознает их на себе. Божии бо прещения не суть словеса праздна, но силу и действие свое имеют, и непременно самым делом исполнятся, когда мы себе исправим. Презрели прародители наши Божие прещение сие: «воньже аще день снесте от него» – заповеднаго древа, «смертию умрете» ( Быт. 2, 17 ), и вкусили от того: и смертию умерли. Презрели при Ное бывшие беззаконники: и потом погибли. Презрели Содомляне: и не избежали страшной огненной казни. «Бог бо поругаем не бывает» ( Гал. 6, 7 ). когда в нераскаянии и ожесточении пребудут, тогда правда Божия вступит в свое дело; и столько почувствуют на себе гнева Божия (2:236).
Небрегущие увещаниями пастыря сами бывают причиной своей гибели
Когда пастырь всяким образом тщится обратить людей к покаянию, увещавает и молит их к тому, но они о том небрегут, и не обращаются и не каются; тогда сами своей погибели виновны бывают, а от Пастыря тое уже не взыщется. И сие то есть, что Бог Пророку Иезекиилю глаголет: «аще ты проповеси нечестивому путь его, еже обратитися от него, и не обратится с пути своего; той в нечестии своем умрет, а ты душу твою избавил еси» ( Иез. 33, 9 ) (4:366).
Не должно пренебрегать увещаниями пастыря
Когда пастырь возвещает людем грядущий гнев Божий за грехи, и временную и вечную казнь следующую, и обращает к истинному покаянию; не должно людем пренебрегать о том, но должно очувствоваться, обратиться и каяться за грехи, и тако Бога умилостивлять, и души своя благодатию Его спасать. Сего требует Апостол: «повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся; тии бо бдят о душах ваших» ( Евр. 13, 17 ) (4:365).
Через нерадение человек теряет все, что приобрел в крещении
Аще бо и обретохом его крещением святым, но паки, – о крайней бедности нашей! – паки нерадением нашим потеряхом неоцененное тое сокровище (1:30).
Нерадение рождается от бесстрашия (2:257, см. БЕССТРАШИЕ, 14).
Нерадение о душевном спасении до кончины жизни своея есть грех против Святого Духа (1:3, см. ГРЕХ, 247).
Нерадение о душевном спасении приводит к смертному греху – лености (1:3, см. ГРЕХ, 247).
Нежелание слушать поучения о благочестии есть признак нерадения и лености
Падает туне почти семя слова Божия, понеже мало послушающих. Знать, что иный лучше почитает краткое время тое провесть во осуждении или оклевещании ближняго, иный в развращенных разговорах, иный в чтении соблазнительных и душевредных книжек, иный в праздности и ЛЕНОСТИ, которая есть мать и источник всех зол, или в другом чем неполезном и вредном, нежели чтоб пойти послушать проповедуемое слово Божие. Когда шут шутит пред тобою, или ласкатель лжет с охотою и удовольствием слушаешь их; а когда проповедник посреде церкви проповедует истину, глаголет глаголы живота вечнаго, ты отвращаешь уши твои (1:99).
Небрежение не дает принять слово Божие (5:56, см. СЕРДЦЕ, 852).
Нерадивый, если и слушает слово Божие, то оно не приносит плод (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).
К нерадивым относятся три рода людей (2:16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 904).
Нерадением христианин уходит из церкви (2:61, см. ЦЕРКОВЬ, 1158).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»